Последнее обновление: 23.05.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 24.04.2003 N 26 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОМЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"

3. ШИХТОПОДАЧА
3.1.1. Выгрузка шихтовых материалов на рудном дворе должна быть механизирована.
При хранении шихтовых материалов в зимнее время необходимо принимать меры против их смерзания. Смерзшиеся шихтовые материалы перед выгрузкой из вагонов должны размораживаться в гаражах размораживания.
Фронты выгрузки каждого материала должны иметь четкие указатели-разграничители.
3.1.2. При расположении кранового пути на опорной стене бункерной эстакады по краю этой стены и отсутствии консольного пути устраивается предохранительный барьер высотой не менее 1 м.
3.1.3. Фронт работы передвижного вагоноопрокидывателя отделяется от проездного железнодорожного пути защитным барьером.
3.1.4. Передвижной вагоноопрокидыватель должен иметь звуковую сигнализацию и централизованную смазку механизмов.
Улавливающий путь должен быть оборудован светофором и механизированным тормозным устройством.
3.1.5. Электротроллеи вагоноопрокидывателя располагаются на высоте не менее 3,5 м от уровня головки рельса и должны иметь снизу ограждение.
3.1.6. Башенные вагоноопрокидыватели должны быть оснащены прибором, автоматически включающим сирену при повышении скорости ветра до величины, при которой прекращается его работа, а скаты закрепляются противоугонными средствами.
3.1.7. Для машиниста вагоноопрокидывателя, перегрузочного крана и трансферкара должна быть обеспечена двусторонняя радиосвязь с мастером (бригадиром) загрузки доменных печей.
3.1.8. Кабина управления вагоноопрокидывателем должна иметь механическую вентиляцию с кондиционированием и очисткой подающегося воздуха.
3.1.9. Подача вагонов на путь вагоноопрокидывателя производится вагонами вперед и только по разрешающему сигналу светофора.
Скорость движения вагонов на участке от входного светофора до толкателя не должна превышать 5 км/ч, при подходе на сцепку - 3 км/ч.
При работе вагоноопрокидывателя в зоне действия рудного крана должна быть исключена возможность столкновения грейфера с вагоноопрокидывателем.
3.1.10. Вагоноопрокидыватель должен быть оборудован сигнализацией положения люльки о готовности для приемки вагона под разгрузку. Расцепка вагонов при их установке в люльке вагоноопрокидывателя должна быть механизирована.
В перерывах между подачей вагонов люлька вагоноопрокидывателя устанавливается в исходное положение. Подъем пустой люльки разрешается только для осмотра и ремонта. Нахождение людей под люлькой во время ремонта разрешается только при условии закрепления люльки инвентарными упорами.
3.2. Бункера и эстакады рудных дворов3.2.1. Консольный железнодорожный путь бункерной эстакады со стороны рудного двора имеет ходовую площадку, огражденную перилами. Конструкция эстакады под консольным путем должна исключать возможность застревания шихтовых материалов. По краю бункерной эстакады со стороны доменных печей устраивается перильное ограждение со сплошной обшивкой по низу на высоту 0,5 м.
3.2.2. С обеих сторон эстакады на всем ее протяжении должны быть устроены ходовые площадки шириной не менее 0,7 м, которые должны отстоять от оси железнодорожного пути не менее чем на 2 м. Расположение их должно исключать возможность падения на них шихтовых материалов из люков разгружаемых вагонов и обеспечивать удобство открывания и закрывания люков.
В местах прохода через железнодорожные пути устраиваются настилы.
3.2.3. Бункера перекрываются предохранительными решетками с ячейками размером не более 300 x 300 мм.
В цехах, где подача шихтовых материалов производится конвейерами или вагонами с дистанционным открыванием люков, разрешается устройство бункеров с открытыми проемами, огражденными сплошной стенкой высотой не менее 1 м.
Угол наклона стенок бункеров должен обеспечивать сход материалов без зависаний. Для предупреждения зависания материалов должны предусматриваться специальные виброустройства.
Стенки бункеров изнутри должны защищаться от истирания и теплового воздействия.
Конструкция затворов при закрытом положении бункеров должна исключать возможность выпадания материалов.
3.2.4. Ленточные конвейеры должны быть оборудованы:
а) центрирующими устройствами предотвращения схода ленты за пределы краев барабанов и роликовых опор;
б) устройствами отключения привода конвейера при обрыве ленты или при ее пробуксовке;
в) устройствами остановки в аварийных случаях конвейера с любого места по его длине со стороны прохода и аварийными кнопками в головной и хвостовой частях конвейера;
г) устройствами для механической очистки лент и барабанов от налипающего материала с расположением органов управления ими в безопасном месте; уборка приводных, отклоняющих и натяжных барабанов при работающем конвейере не допускается;
д) автоматическими тормозными устройствами для предотвращения обратного хода ленты конвейеров с углом наклона 6 град. и более;
е) ограждениями по длине конвейера на расстоянии от оси барабана, превышающем величину его радиуса не менее чем на 1 м для барабанов диаметром до 1 м и не менее чем на 1,5 м для барабанов диаметром более 1 м.
При этом приводные барабаны ограждаются сплошным металлическим листом, а натяжные барабаны допускается ограждать сеткой с размером ячейки не более 20 x 20 мм;
ж) транспортерной лентой в пожаробезопасном исполнении.
3.2.5. Трансферкары для транспортирования шихтовых материалов должны иметь регистрационный номер и быть оборудованы ключом-биркой, кабинами управления, расположенными с обоих торцов, фарами и звуковыми сигнализаторами. Управление трансферкаром производится из кабины, обеспечивающей обзор пути в сторону движения.
3.2.6. Троллейные провода для трансферкар располагаются на высоте не менее 3,5 м над уровнем бункеров и имеют ограждение.
3.2.7. Остановленный на ремонт трансферкар ограждается с торцевых сторон брусьями, уложенными на рельсы на расстоянии не менее 10 м от него, под скаты подкладываются башмаки. Не допускается производить очистку бункера трансферкара снизу, а также в ночное время при неисправном или недостаточном освещении.
3.2.8. При ремонтах железнодорожного пути для исключения попадания посторонних предметов в бункеры применяются настилы, укладываемые на решетки бункеров.
3.2.9. Ремонт бункеров и работы по их очистке от материалов и устранению зависаний производятся согласно заводской инструкции, отвечающей требованиям ОПБМ.
3.2.10. Заполнение материалами бункеров после их ремонта или очистки производится после согласования с машинистом вагона-весов либо с машинистом загрузки доменной печи.
3.2.11. Для подачи агломератов и окатышей на бункерную эстакаду применяются хопперы с люльками, оборудованные пневматическими затворами. Допускается применение вагонов других типов, оборудованных механизированными устройствами для открывания люков.
3.2.12. Места перегрузки шихтовых материалов в закрытых помещениях оборудуются системами пылеподавления и улавливания, вытяжной вентиляцией или аспирацией.
3.3. Подбункерные помещения3.3.1. Не допускается расположение основного входа в помещение поста Б со стороны вагона-весов. Дверь для выхода из поста Б на вагон-весы должна иметь блокировку, исключающую возможность открывания двери при движении вагона-весов.
3.3.2. Для вновь строящихся и реконструируемых печей подбункерные помещения оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией и средствами для гидро- и пневмоуборки пыли и шлама с механизированным удалением.
Коксовые и агломерационные грохоты, вибропитатели, места перегрузки шихтовых материалов из течек бункеров на конвейеры, в весовые воронки и другие места должны быть укрыты кожухами и оборудованы аспирацией, обеспечивающей чистоту воздуха рабочей зоны подбункерного помещения в пределах санитарных норм.
Проемы в укрытиях мест перегрузки для осмотра и ремонта оборудования должны быть закрывающимися.
3.3.3. Эксплуатация бункеров с неисправными затворами, а также при отсутствии или нарушении уплотнений на них не допускается.
3.3.4. В подбункерном помещении и в скиповых ямах должны предусматриваться грузоподъемные механизмы для обеспечения ремонта оборудования, весопроверки и тарирования взвешивающих устройств грузом.
3.3.5. Расстояние между коксовыми грохотами и вагоном-весами должно быть не менее 0,8 м. В действующих цехах при невозможности соблюдения указанной нормы нахождение людей между работающими грохотами и на путях работающих вагона-весов не допускается, о чем должны предупреждать хорошо видимые световые плакаты.
3.3.6. Конструкция воронки под коксовыми грохотами должна исключать возможность кострения коксовой мелочи. Для очистки воронки предусматривается специальная площадка.
3.3.7. Конструкция ограждения шахт подъемников коксовой и агломерационной мелочи в нижней их части должна обеспечивать удобную очистку мест посадки скипов без нахождения рабочих в шахтах подъемников. Двери шахт оборудуются блокировкой, исключающей работу подъемников при их открывании.
3.3.8. Бункера для коксовой мелочи и мелочи агломерата должны иметь угол наклона стенок и днища, обеспечивающий сход материала. Нижняя часть бункеров коксовой мелочи обогревается.
3.3.9. Полное опорожнение бункеров с барабанными затворами не допускается. При загрузке опорожненного для ремонта бункера должны быть приняты меры, исключающие попадание материалов в подбункерное помещение.
3.4. Дозирование и подача шихтовых материалов3.4.1. Доменная печь оборудуется автоматизированной системой взвешивания и дозирования шихтовых материалов с коррекцией по точности их набора и влажности кокса. Работа печи с неисправными весовыми устройствами не допускается.
3.4.2. Весовые устройства шихтоподачи подвергаются по утвержденному графику поверке контрольными грузами.
3.4.3. Из кабины вагона-весов должна быть обеспечена видимость пути в сторону движения. Перед началом и во время движения вагона-весов, в том числе и автоматических, подается звуковой сигнал.
Торцевые стороны вагона-весов оборудуются фарами и лесенками для входа на переднюю и заднюю площадки, а также оградительными устройствами, препятствующими попаданию под вагон-весы посторонних предметов.
Кабины машинистов вагона-весов должны быть герметизированы, теплоизолированы и оборудованы кондиционерами.
Вагон-весы должны иметь ключ-бирку и регистрационный номер.
3.4.4. Контроллеры, автоматы-предохранители и другие электрические устройства вагона-весов должны быть ограждены кожухами и помещены в специальное машинное отделение. Пол кабины управления вагона-весов должен покрываться настилом из диэлектрического и теплоизоляционного материала. В кабинах вагона-весов должны находиться средства пожаротушения.
3.4.5. Смазка вагона-весов должна осуществляться централизованно.
3.4.6. В местах перехода через пути и возле скиповой ямы должны висеть ясно видимые световые предупредительные плакаты.
Перед набором материала вагон-весы должны быть заторможены.
3.4.7. Вагон-весы оборудуются блокировками, исключающими возможность:
а) передвижения вагона-весов при открытых затворах весовых воронок;
б) открывания затворов закромов, если вагон-весы не стоят над скиповой ямой, под вагоном-весами нет скипа и по программе должен грузиться кокс;
в) передвижения вагона-весов при открытых подъемных коробках редукторов.
При отсутствии защитных блокировок работа вагона-весов не допускается.
3.4.8. Резервные вагон-весы, стоящие в запасе на перегонных мостах или между доменными печами, закрепляются с обеих сторон башмаками.
Заезд вагона-весов на территорию смежной доменной печи и на перегонный мост без согласования с мастером и машинистом вагона-весов смежной печи не допускается.
3.4.9. Плановый ремонт вагона-весов производится в специальном депо, оборудованном грузоподъемными средствами. Если такое депо отсутствует, проведение ремонта допускается на огражденных участках путей движения вагона-весов.
3.4.10. Крыша вагона-весов должна очищаться от пыли при обесточенных токосъемных троллеях. Новые вагон-весы изготавливаются с крышей, не допускающей скопления на ней пыли.
3.4.11. Наклон стенок весовых и промежуточных воронок должен обеспечивать сход материала без зависаний.
3.5. Скиповые ямы3.5.1. Расстояние от скипов должно быть не менее:
0,5 м - до пола скиповой ямы;
0,8 м - до боковой стенки;
В действующих цехах, где эти расстояния не могут быть выдержаны, предусматриваются меры, обеспечивающие безопасность выполнения работ в скиповых ямах.
Устройство пола скиповой ямы должно обеспечивать сток воды.
3.5.2. Скиповые ямы должны быть оборудованы: системой удаления воды, аварийным выключателем главного подъема, вытяжной вентиляцией и освещением.
3.5.3. На вновь строящихся и реконструируемых печах, а также на действующих печах, где это возможно, для доступа в скиповую яму должны быть предусмотрены две наклонные лестницы с перилами, расположенные с противоположных сторон. Над входом вывешиваются плакаты запрета доступа в скиповые ямы лиц, не связанных с их обслуживанием, или устраиваются запирающие устройства.
3.5.4. Открытые скиповые ямы должны быть ограждены.
3.5.5. Все работы в скиповых ямах регламентируются инструкцией, утвержденной техническим руководителем организации и выполняются бригадой в составе не менее двух человек при наличии исправной и постоянно действующей световой сигнализации между бригадой и машинистом вагона-весов или машинистом шихтоподачи.
Уборка скиповых ям от просыпи шихтовых материалов должна быть механизирована и производиться систематически. В действующих цехах при невозможности осуществления такой механизации допускается ручная уборка с соблюдением указанных выше требований.
Подтяжка канатов скипов и выполнение других работ, связанных с кратковременным прекращением загрузки шихтовых материалов в печь, производятся только при полной печи и с разрешения ее мастера.
3.5.6. Работы, связанные с нахождением людей внутри рудных течек, бункеров, весовых воронок, расположенных над скиповыми ямами, производятся при отключенных скиповом подъемнике, загрузочных транспортерах, питателях, грохотах и перекидном лотке с изъятием ключей-бирок от механизмов их приводов. Вагон-весы останавливаются на расстоянии не ближе 10 м от скиповой ямы с установкой заградительных устройств с обеих сторон скиповой ямы.
3.5.7. Мосты для подъемников мелочи кокса и агломерата должны иметь снизу и на всю высоту обшивку, исключающую падение материалов. Устройство и состояние рельсов и контррельсов должны исключать сход скипов.
3.5.8. Работа подъемников мелочи кокса и агломерата при неисправных путевых выключателях, выключателях слабины каната, а также концевых выключателях крайних положений скипа не допускается.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 24.04.2003 N 26 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОМЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"