Последнее обновление: 23.05.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 24.04.2003 N 26 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОМЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"

10. УБОРКА ПРОДУКТОВ ПЛАВКИ
10.1.1. Вскрытие и закрытие чугунной летки должны производиться механизированным способом.
10.1.2. Уход за чугунной леткой осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной техническим руководителем организации. Работы по ремонту футляра должны быть механизированы.
Вскрытие чугунной летки при неисправном футляре, а также выпуск чугуна по сырой летке не допускаются. При короткой и слабой летке, а также неисправном футляре выпуск чугуна должен производиться на сниженном дутье с принятием мер по предупреждению возможного попадания чугуна и шлака на рабочую площадку. Периодичность ремонта футляра чугунной летки устанавливается инструкцией, утвержденной техническим руководителем организации.
10.1.3. Подготовка чугунной летки к выпуску продуктов плавки регламентируется заводской инструкцией, при этом должно проверяться наличие чугуновозных и шлаковозных ковшей под носками (в случае одноносковой разливки чугуна ковши должны быть сцеплены) и после подготовки всех желобов, носков отсечных устройств, электропушки и др. При подготовке чугунной летки к выпуску нахождение людей напротив нее не допускается.
Огнеупорная масса, применяемая для закрытия канала чугунной летки, должна обеспечивать надежность его закрытия и равномерную выдачу чугуна и шлака.
Длина чугунных леток доменных печей, выплавляющих в сутки 1500 т чугуна и более, должна составлять не менее 2 м.
10.1.4. За состоянием набивной футеровки главного и качающегося желобов должен осуществляться тщательный надзор; ремонт главного желоба проводится по графику. Выпуск чугуна при неисправной футеровке не допускается.
Во избежание прорыва чугуна под главный желоб место примыкания желоба к кожуху горна должно быть тщательно заделано и проверяться мастером печи после каждого выпуска чугуна. Футляр чугунной летки во время выпуска не должен омываться чугуном.
10.1.5. Перед выпуском чугуна все канавы и желоба заправляются и просушиваются.
10.1.6. При выпуске чугуна мостовой кран литейного двора должен находиться в безопасном месте. При ремонте крана нахождение людей на нем против чугунной летки во время ее открытия и в период выпуска чугуна, а также над ковшами с жидким чугуном и шлаком не допускается.
10.1.7. Во время ремонта футеровки желобов при необходимости должна работать установка воздушного душирования. Работы по ремонту футеровки должны быть механизированы.
Заливка желобов направленной струей воды при наличии в них жидкого чугуна или шлака не допускается.
10.1.8. Переход через канавы и желоба при выпуске чугуна и шлака разрешается только по мостикам. Мостики должны быть теплоизолированы и ограждены перилами со сплошной обшивкой по низу.
Главный желоб после закрытия выпуска должен освобождаться от чугуна и шлака, а при сохранении продуктов плавки до следующего выпуска - укрываться или ограждаться. Копильник-разделитель должен иметь ограждения.
10.1.9. Обработка чугуна и шлака в ковшах в пределах литейных дворов, сопровождающихся газопылевыделением, не допускается.
10.1.10. Машина для вскрытия чугунной летки должна легко передвигаться. Присутствие возле работающей машины лиц, не связанных со вскрытием летки, не допускается.
При наличии влаги в летке разделка ее немедленно прекращается, а летка тщательно просушивается.
Работа с машиной вскрытия чугунной летки разрешается только при наличии у горнового ключа-бирки.
10.1.11. Кабели машины для вскрытия чугунной летки должны быть защищены от механических повреждений и температурных воздействий, а также от попадания на них чугуна и шлака.
При замене бура электропитание вскрытия чугунной летки отключается.
10.1.12. Все электроприводы механизмов по обслуживанию горна должны быть заземлены.
10.1.13. В перерывах между выпусками чугуна после вскрытия летки машина для ее разделки отводится в крайнее положение, а электропривод отключается ключом-биркой.
10.1.14. На каждой печи для прожигания корки чугунной летки, а также для производства ремонтных работ должна быть стационарная разводка кислорода. В необходимых случаях разрешается подавать кислород непосредственно из баллонов.
Баллоны с кислородом располагаются в устойчивом положении не ближе 10 м от чугунной летки и защищаются от теплового воздействия. Шланги от баллонов с кислородом защищаются от попадания на них брызг чугуна.
Прожигание корки чугунной летки при длине кислородной трубки менее 2 м не допускается.
10.1.15. Взятие проб жидкого чугуна на химический анализ выполняется просушенным и подогретым инструментом.
10.1.16. Выпуск чугуна происходит под руководством мастера печи.
Нахождение в период выпуска чугуна на литейном дворе посторонних лиц не допускается.
10.1.17. Нарушение графика выпуска чугуна и шлака не допускается. В случае непродувки печи необходимо принимать меры по ее продувке на очередном выпуске. При повторной непродувке печи необходимо снижать количество дутья вплоть до перевода ее на "тихий ход".
10.1.18. Конструкция главного желоба и устройство шлакового перевала должны исключать попадание чугуна в шлаковые ковши или на установки придоменной грануляции шлака.
10.1.19. Все чугуновозные и шлаковозные ковши устанавливаются под носки до начала выпуска чугуна и подаются только сухими, очищенными от мусора и настылей. Перед вскрытием летки проверяется правильность установки их под носками желобов и отсутствие людей вблизи ковшей.
Уровень наполнения ковшей чугуном и шлаком должен быть на 250 мм ниже верхней кромки ковша.
10.1.20. Пользование механизмами передвижения ковшей допускается только при исправной звуковой и световой сигнализации.
10.1.21. Для согласования действий горновой и составительской бригад должна быть устроена световая сигнализация. Перед началом и при передвижении ковшей подается звуковой сигнал.
Перед выпуском чугуна производится проверка механизмов передвижения желобов и ковшей. Привод механизма для передвижения ковшей не должен включаться в работу во время установки ковшей тепловозом или других операций в габарите железнодорожного пути.
10.1.22. Забивка чугунной летки производится с помощью машины (пушки) с гидравлическим или электрическим приводом. Силовые и контрольные электрокабели должны быть защищены от действия высокой температуры, пламени, чугуна и шлака.
Пульт управления машиной для забивки чугунной летки (МЗЧЛ) должен размещаться в отдельном помещении, расположенном в стороне от чугунной летки, и должен иметь два выхода (входа). Окно пульта должно надежно защищаться от брызг чугуна и шлака и обеспечивать видимость футляра чугунной летки.
10.1.23. МЗЧЛ должна иметь приборы автоматического контроля количества леточной массы, подаваемой в чугунную летку.
Перед выпуском чугуна МЗЧЛ полностью заряжается, опробуется механизм поворота и прессования.
Леточная масса из цилиндра МЗЧЛ подается в летку только после упора носка в футляр. Состав леточной массы регламентируется заводской инструкцией, утвержденной техническим руководителем организации. Заливка воды в цилиндр МЗЧЛ для размягчения леточной массы не допускается.
10.1.24. Крепление упора для механизма зацепления и фиксации МЗЧЛ на кожухе доменной печи не допускается.
10.1.25. В случае выхода МЗЧЛ из строя забивка летки вручную допускается только на полностью остановленной печи.
10.1.26. После каждого выпуска чугуна МЗЧЛ ее колонна, механизмы поворота и прессования очищаются от брызг чугуна и шлака.
Перед включением механизма поворота МЗЧЛ горновой обязан убедиться в отсутствии людей в опасной зоне. При повороте МЗЧЛ автоматически должен подаваться звуковой сигнал.
Ручная смазка механизмов МЗЧЛ и машины вскрытия чугунной летки производится только в промежутках между выпусками чугуна.
10.1.27. Шлаковая летка должна быть сухой. Выпуск шлака производится в ковши, очищенные от остатков шлака, покрытые известковым раствором, в которые при необходимости подается сухой шлак. Использование шлаковых чаш, имеющих трещины, не допускается.
10.1.28. Маневры со шлаковозными ковшами на постановочных путях производятся после согласования между ковшевым шлаковозных ковшей (диспетчером) и составительской бригадой или при наличии светового разрешающего сигнала.
10.1.29. Осадка пенящегося шлака производится заправочным песком или леточной массой.
Повторный налив шлака в ковш с образовавшейся разделительной коркой, а также насыпка на дно ковша влажного мусора не допускаются.
10.1.30. Опрыскивание шлаковых чаш известковым раствором должно быть механизировано. Установка для опрыскивания шлаковых ковшей должна иметь дозаторы и приборы контроля за расходом известкового раствора.
10.2. Транспортирование жидкого чугуна и шлака10.2.1. Конструкция ковшей для перевозки чугуна и шлака должна исключать возможность произвольного их опрокидывания.
10.2.2. Чугуновозные ковши и локомотивы для их транспортирования должны быть оборудованы автосцепками.
10.2.3. Эксплуатация чугуновозных ковшей с заросшей горловиной, имеющих трещины в кожухе, в цапфах, а также с поврежденной футеровкой не допускается.
Перевоз грузов на лафетах ковшей не допускается.
10.2.4. Цапфы чугуновозных ковшей должны быть литыми или коваными и иметь не менее восьмикратного запаса прочности. Износ цапф ковшей во всех измерениях не должен превышать 10% первоначальных размеров.
За состоянием цапф должен быть организован специальный надзор. При этом не реже одного раза в год цапфы ковшей должны проверяться методом неразрушающего контроля. Результаты проверки должны оформляться актом.
Цапфы чугуновозных ковшей, защищенные втулками, подлежат визуальному и инструментальному контролю по графикам организаций с составлением акта. Проверка методом неразрушающего контроля производится при каждой замене втулок.
10.2.5. Скорость движения чугуновозов с жидким чугуном и шлаковозов с жидким шлаком на переездах, стрелках и в районе доменных печей должна устанавливаться администрацией организации с учетом местных условий.
10.2.6. Постановочные пути для чугуновозов и шлаковозов должны быть сухими. В зимнее время постановочные пути должны регулярно очищаться от снега, скрапа и льда. При очистке постановочных путей участки работы ограждаются сигнальными знаками, а при плохой видимости на границах участка выставляются сигнальщики.
Производство работ на путях на расстоянии ближе 15 м от стоящих под наливом ковшей не допускается.
10.2.8. Для защиты локомотивной бригады от выплеска шлака первый от локомотива ковш должен наполняться на 1/2 его объема или между локомотивом и первым ковшом должна устанавливаться груженная балластом платформа-прикрытие. В этих целях не допускается производить прицепку ковшей к локомотивам со стороны кабины машиниста. Езда и перевоз грузов на тележках ковшей не допускаются.
10.3. Слив шлака на отвале10.3.1. Пути для вывоза шлака на отвал должны быть кольцевыми или двухколейными, за исключением цехов, имеющих доменные печи полезным объемом менее 700 м3.
Для заблаговременного оповещения о движении составов шлаковозов пути на перегоне "доменный цех - шлаковые отвалы" при наличии пересечений и встречных потоков должны быть оборудованы автоматической звуковой сигнализацией, а конечная станция и переезды через железнодорожные пути - громкоговорящей и световой сигнализацией.
Во вновь сооружаемых доменных цехах пути для вывозки шлака должны быть независимыми от путей иных назначений.
На случай разрыва состава шлаковозов при наличии на пути уклонов должен быть устроен улавливающий тупик.
10.3.2. Пути для шлака на отвале укладываются с возвышением внешнего рельса со стороны слива по отношению к другому на величину не более 150 мм. Ось пути должна располагаться на расстоянии не менее 1,4 м от бровки отвала. На шлаковых отвалах для укладки рельсов применяются огнестойкие шпалы.
10.3.3. Движение состава со шлаком на подъем производится ковшами вперед. Профиль подъездного пути к шлаковым отвалам не должен иметь уклонов в грузовом направлении. В случае невозможности соблюдения этого требования движение состава со шлаком должно производиться локомотивом вперед с платформой-прикрытием, груженной балластом.
10.3.4. Нахождение на путях шлакового отвала людей, не связанных с работой по сливу шлака, не допускается.
10.3.5. Места работы на шлаковом отвале должны быть освещены в соответствии с нормами. При этом осветительная линия шлакового отвала должна своевременно переноситься.
10.3.6. Разработка шлаковых отвалов должна производиться в соответствии с планом организации работ, утвержденным техническим руководителем организации. Взрывные работы выполняются в соответствии с требованиями Единых правил безопасности при взрывных работах, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 30.01.2001 N 3, зарегистрированным Минюстом России 07.06.2001, рег. N 2743 ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 29, 16.07.2001).
10.3.7. Управление кантовкой шлаковых ковшей должно быть дистанционным. Пусковые электрические устройства размещаются в специальном переносном пульте. Пульт управления размещается от кантуемых ковшей на расстоянии не менее 10 м.
Подвод электроэнергии к кантовальному механизму осуществляется гибким кабелем с помощью штепсельного соединения. Присоединение концов кабеля к открытым зажимам или гнездам не допускается.
10.3.8. Для отдыха рабочих на шлаковом отвале должно быть оборудовано помещение, которое устанавливается на расстоянии не ближе 10 м от места работы. Шлаковый отвал должен иметь телефонную связь с диспетчером доменного цеха.
10.3.9. Слив шлака на отвале производится только при отцепленном от шлаковозных ковшей локомотиве.
Кантовка ковшей с непробитой коркой шлака на гран-установках, а также нахождение людей вблизи ковша во время слива шлака не допускаются. Пробивка корок шлака должна быть механизирована. Допускается применение для этой цели специально оборудованного крана.
10.4. Придоменная грануляция шлака10.4.1. Установки придоменной грануляции шлака должны иметь в своем составе две независимые технологические линии (рабочую и резервную), обеспечивающие безопасное обслуживание и ремонт одной (резервной) линии при работе другой (рабочей) линии.
10.4.2. Конструкция главных желобов и перевалов (скиммеров) доменной печи должна исключать попадание жидкого чугуна на шлаковый желоб установки.
10.4.3. Отвод шлакового желоба на резервную линию должен быть перекрыт отсечным устройством и на длине не менее 1 м засыпан песком на 100 мм выше бортов желоба.
10.4.4. Для предупреждения персонала о начале слива шлака установка грануляции должна быть оборудована световой и звуковой сигнализацией.
10.4.5. Приемные бункера грануляционных установок должны быть перекрыты предохранительными решетками с ячейками не более 100 x 200 мм. Сброс шлаковых корок и других предметов в приемные бункера не допускается.
Толщина слоя воды над предметами, задерживаемыми предохранительной решеткой, должна быть не менее 1 м.
10.4.6. Не допускается накапливание в бункере-отстойнике шлака более чем от одного выпуска.
10.4.7. К очередному выпуску шлака из печи бункер-отстойник должен быть освобожден от гранулированного шлака.
10.4.8. При падении расхода или давления воды, подаваемой на грануляцию ниже предела, указанного в технологической инструкции, должен включаться резервный источник подачи воды, а при отсутствии резерва необходимо прекратить подачу шлака на данный гранулятор.
10.4.9. При грануляции шлака должны быть предусмотрены автоматический контроль и нейтрализация выделяющихся сернистых соединений.
10.4.10. Установка грануляции должна быть оборудована приборами автоматического контроля влажности и количества гранулированного шлака.
10.4.11. Конструкции бункера-отстойника и бункера-сушки должны обеспечивать нормальный сход гранулированного шлака.
10.4.12. Все работы по ремонту систем оборотного водоснабжения производятся после их осушения и охлаждения до температуры не выше 40 град. С.
10.4.13. Эксплуатация припечных грануляционных установок шлака регламентируется инструкцией, утвержденной техническим руководителем организации.
10.5. Грануляция шлака за пределами цеха10.5.1. Грануляция шлака за пределами цеха должна производиться в специальных герметизированных установках. Допускается грануляция шлака в грануляционных бассейнах.
10.5.2. Управление кантовкой шлаковых ковшей, подачей воды в грануляционные аппараты и пробивкой корки в ковшах должно быть дистанционным и производиться из пульта управления, который должен быть теплоизолирован и оборудован приточной вентиляцией.
10.5.3. Подвод электроэнергии к механизмам кантовки ковшей должен соответствовать требованиям п. 10.3.7 настоящих Правил.
10.5.4. Грануляционные бассейны должны быть ограждены перилами высотой не менее 1,2 м.
10.5.5. Постановочные пути для вывозки гранулированного шлака оборудуются лотками, обеспечивающими сток воды с просыпавшимся гранулированным шлаком обратно в грануляционный бассейн или сточные канавы, устроенные вдоль этих путей. Перемещение железнодорожных вагонов для погрузки гранулированного шлака вдоль грануляционного бассейна должно быть механизировано.
10.5.6. Грейферные шлакоуборочные краны должны иметь автоматические устройства для подачи сигналов во время их передвижения.
10.5.7. Шлакоуборочные краны должны быть снабжены дистанционным управлением. При невозможности осуществить дистанционное управление на действующих кранах их кабины оборудуются специальными устройствами.
10.5.8. Установки грануляции шлака должны быть оснащены приспособлениями, исключающими возможность попадания гранулированного шлака в канализацию.
10.5.9. Грануляция шлака, содержащего чугун, не допускается. Пригодность шлака для грануляции определяется мастером печи.
10.5.10. Для предупреждения персонала о начале слива шлака установка грануляции должна быть оборудована световой и звуковой сигнализацией.
10.5.11. Нахождение вблизи установки грануляции людей, не связанных с ее обслуживанием, во время слива шлака не допускается.
10.5.12. Слив шлака в бассейн или камеру должен происходить медленно с оставлением на дне ковша части шлака.
10.5.13. Проезд составов по путям для вывозки гранулированного шлака и маневрирование на этих путях во время слива шлака из ковшей не допускаются.
10.5.14. На время грануляции шлака шлакоуборочные краны должны находиться в конце крановой эстакады. Ремонт шлакоуборочных кранов должен производиться в специально отведенном месте на ремонтных площадках, оборудованных подъемными механизмами.
10.5.15. Для отдыха и обогрева работающих на участке грануляции шлака должно быть предусмотрено помещение.
10.5.16. Пульт управления установкой грануляции должен быть снабжен ключом-биркой.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 24.04.2003 N 26 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОМЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"