Последнее обновление: 15.03.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- "НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (Р3112199-0295-93)" (ред. от 13.02.95) (утв. Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ 26.08.93)

1. Линейные нормы расхода топлива
Линейные нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта. Линейные нормы являются технологическими нормами и включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав линейных норм не включается и устанавливается отдельно.
Используются три вида линейных норм: базовая норма на 100 км пробега автомобиля, норма на 100 тонно-километров (т. км) транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом) и норма на ездку с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки).
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.
Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:
- работа в зимнее время: в южных районах страны - до 5 процентов, в северных районах страны - до 15 процентов, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - до 20 процентов, в остальных районах страны - до 10 процентов (порядок увеличения линейных норм в зимнее время по регионам страны приведен в Приложении 1);
- работа в горных местностях при высоте над уровнем моря:
от 500 до 1500 метров - на 5 процентов,
от 1501 до 2000 метров - на 10 процентов,
от 2001 до 3000 метров - на 15 процентов,
и свыше 3000 метров - на 20 процентов;
- работа в городах с населением свыше 1 миллиона человек - до 10 процентов;
- работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой (в среднем более чем одна остановка на один километр пробега - маршрутные автобусы, автомобили по очистке почтовых ящиков, инкассация денег и т.п.) - до 10 процентов;
- перевозка крупногабаритных, взрывоопасных и т.п. грузов, требующая пониженных скоростей движения автомобилей (до 20 км/час), - до 10 процентов;
- при пробеге первой тысячи километров автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, и новыми, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии - до 10 процентов; при перегоне в спаренном или строенном состоянии - до 20 процентов;
- почасовая работа грузовых бортовых автомобилей или их постоянная работа в качестве технологического транспорта, или в качестве грузовых таксомоторов - до 10 процентов;
- работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали) - до 20 процентов;
- работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов - до 35 процентов на срок не более одного месяца;
- при учебной езде - до 20 процентов.
Нормы расхода топлива снижаются в следующих случаях:
- при работе на загородных дорогах с усовершенствованным покрытием, находящимся в удовлетворительном состоянии - до 15 процентов;
- при эксплуатации заказных и ведомственных автобусов, не работающих на постоянных маршрутах - до 10 процентов.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок линейная норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и автомобилей после ремонта и др.) нормативный расход топлива не должен превышать 0,5 процента от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием.
При простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады т.п.), устанавливается нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 5 км пробега автомобиля.
Ниже приведены линейные нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля:
- для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах;
- для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, в литрах сжиженного газа;
- для автомобилей, работающих на сжатом природном газе - в нормальных метрах кубических (куб. м);
- для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, плюс рядом указана норма расхода дизельного топлива в литрах.
Значения норм расхода дизельного топлива отмечены индексом "д", проставленным после цифрового значения нормы (например, для автомобиля ЗИЛ-4331 - 25 д и т.д.). Соответственно нормы расхода сжиженного нефтяного газа отмечены индексом "гсн", а нормы расхода сжатого природного газа - индексом "спг". Для газовых автомобилей в скобках указана норма при работе на бензине, для газодизельных - на дизтопливе.
Нормы приведены в последовательности, регламентированной действующей системой классификации и обозначений марок автомобилей (Приложение 2), а также в алфавитном порядке.
1.1. Легковые автомобилиДля легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), где
Qн - нормативный расход топлива, литры;
Hs - базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S - пробег автомобиля, км;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
(в ред. Инструктивного Письма Минтранса РФ от 13.02.95 N ЛШ-1/52)
Для автобусов нормируемое значение расхода топлива устанавливается аналогично легковым автомобилям.
В случае использования на автобусе в зимнее время штатных независимых отопителей, расход топлива на работу отопителя учитывается в общем нормируемом расходе топлива следующим образом:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x T, где
Qн - нормативный расход топлива, литры или куб. метры;
Hs - базовая линейная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км или куб. м/100 км;
Нот - норма расхода топлива на работу отопителя или отопителей, л/час;
T - время работы автомобиля с включенным отопителем, час;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
1.3. Бортовые грузовые автомобили
(в ред. Инструктивного Письма Минтранса РФ от 13.02.95 N ЛШ-1/52)
Для бортовых грузовых автомобилей или автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:
Qн = 0,01 x (Hsап x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D), где
Qн - нормативный расход топлива, литры или куб. метры;
S - пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hsап - линейная норма расхода топлива на пробег автопоезда Hsап = Hs + Hg x Gпр, л/100 км или куб. м/100 км (где Hs - базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км или куб. м/100 км; Hg - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км или куб. м/100 т. км);
Hw - линейная норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км или куб. м/100 т. км;
W - объем транспортной работы, т. км (W = Gгр x Sгр, где Gгр - масса груза, Sгр - пробег с грузом);
Gпр - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-км, нормы на 100 т. км установлены в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах: бензин - 2 л; дизельное топливо - 1,3 л; сжиженный нефтяной газ (ГСН) - 2,5 л; сжатый природный газ (СПГ) - 2 куб. м; при газодизельном питании - 1,2 куб. м природного газа и 0,25 л дизельного топлива.
При работе бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, линейная норма расхода топлива на пробег (л/100 км или куб. м/100 км) автопоезда увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива в следующих размерах: бензина - 2 л; дизельного топлива - 1,3 л; сжиженного газа - 2,5 л; природного газа - 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя - 1,2 куб. м природного газа и 0,25 л дизельного топлива.
(в ред. Инструктивного Письма Минтранса РФ от 13.02.95 N ЛШ-1/52)
Для седельных тягачей нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично грузовым бортовым автомобилям.
(в ред. Инструктивного Письма Минтранса РФ от 13.02.95 N ЛШ-1/52)
Для автомобилей - самосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:
Qн = 0,01 x Hsапс x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x Z, где
Hsапс - линейная норма расхода топлива самосвального автопоезда Hsanc = Hs + Hw x (Gпр + 0,5 x q), л/100 км (где Hw - линейная норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км или куб. м/100 км; Gпр - собственная масса прицепа, полуприцепа, т; q - грузоподъемность прицепа, т);
Hs - базовая линейная норма расхода топлива автомобиля самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км;
S - пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hz - дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля - самосвала, л;
Z - количество ездок с грузом за смену;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Для автомобилей - самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами дополнительно устанавливается норма расхода топлива (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки: - 0,25 л жидкого топлива (0,25 куб. м природного газа) на каждую единицу самосвального подвижного состава; - 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива при газодизельном питании двигателя.
Для большегрузных автомобилей самосвалов БелАЗ дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере 1 л.
(в ред. Инструктивного Письма Минтранса РФ от 13.02.95 N ЛШ-1/52)
При работе автомобилей - самосвалов с самосвальными прицепами линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа и половину номинальной грузоподъемности: бензина - 2 литра, дизельного топлива - 1,3 литра, сжиженного газа - 2,5 литра, природного газа - 2 куб. м.
В случаях работы автомобилей - самосвалов с коэффициентом полезной работы значительно выше 0,5 допускается нормировать расход топлива также как и для бортовых автомобилей. При этом в качестве линейной нормы принимается норма для соответствующего базового бортового автомобиля, скорректированная исходя из разницы собственной массы этих автомобилей.
Для автомобилей - фургонов (специализированных автомобилей), выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям. Для фургонов, работающих с почасовой оплатой, нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично легковым автомобилям, с учетом надбавки за работу с почасовой оплатой (10%).
<1> ГЗСА - Горьковский завод специализированных автомобилей
<2> КМЗ - Каспийский машиностроительный завод
<3> КозМЗ - Козельский машиностроительный завод
<4> НЗАС - Нефтекамский завод автосамосвалов
- Главная
- "НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (Р3112199-0295-93)" (ред. от 13.02.95) (утв. Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ 26.08.93)