в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 28.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 112 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ И РЕКОНСТРУКЦИИ ЛОКОМОТИВОВ И СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА. СП 2.5.1336-03" (вместе с "САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ И РЕКОНСТРУКЦИИ ЛОКОМОТИВОВ И СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА. САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА. СП 2.5.1336-03")
не действует Редакция от 30.05.2003 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 112 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ И РЕКОНСТРУКЦИИ ЛОКОМОТИВОВ И СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА. СП 2.5.1336-03" (вместе с "САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ И РЕКОНСТРУКЦИИ ЛОКОМОТИВОВ И СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА. САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА. СП 2.5.1336-03")

III. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ И ХИМИЧЕСКИМ ФАКТОРАМ СРЕДЫ НА ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

3.1. Общие положения

3.1.1. Настоящие Санитарные правила устанавливают предельно допустимые уровни (ПДУ) физических факторов, предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных химических веществ и нормативные параметры микроклимата и систем его обеспечения, регламентация которых обеспечивает безопасные условия труда обслуживающего персонала, а также безопасные условия проезда пассажиров.

3.1.2. Оценка локомотивов, моторвагонного и специального подвижного состава производится путем сопоставления полученных в результате испытаний данных с приведенными санитарными нормами.

3.2. Требования к параметрам микроклимата и воздушной среды, искусственному освещению, уровням шума, вибрации и электромагнитных излучений

3.2.1. Кабины управления, служебные и бытовые помещения (далее - помещения) локомотивов и специального подвижного состава (СПС) должны иметь устройства для естественной вентиляции (окна, люки).

3.2.2. Значения параметров микроклимата в помещениях локомотивов и СПС должны (при закрытых окнах и дверях) соответствовать требованиям, представленным в приложениях N 1, 2, 3, 4, 5.

3.2.3. Помещения локомотивов и СПС должны оборудоваться установками кондиционирования воздуха: принудительной вентиляцией, подогревом и охлаждением.

Системы обеспечения микроклимата в помещениях локомотивов и СПС должны соответствовать требованиям, представленным в приложениях N 4, 5, 6, 7.

Системы кондиционирования должны отвечать следующим требованиям:

система отопления должна иметь систему воздуховодов для подачи нагретого воздуха в зону ног, дверей (150 мм от уровня пола) и лобовых окон;

система отопления должна иметь плавное ручное и автоматическое регулирование температуры воздуха;

система охлаждения должна обеспечивать раздачу охлажденного воздуха с уровня потолка или 1500 мм от пола, а в подоконной зоне - на уровне 1200 мм. Охлажденный воздух не должен подаваться на голову сидящего человека. Система охлаждения должна использовать экологически чистый хладоагент;

при локальном охлаждении воздух необходимо подавать в зону лица и шеи оператора (машиниста) спереди, например, с потолка настильно на лобовые окна. В помещении для сна (в купе) воздух надо подавать в зону, где нет спальных мест, или в подоконную зону настильно на окно;

теплоизоляционные свойства внутренних ограждений помещений должны соответствовать требованиям, представленным в приложении 7.

3.2.4. Температура поверхностей нагревательных приборов или их ограждений в помещениях локомотивов и специального подвижного состава должна быть не более 55 град. С.

3.2.5. Температура нагреваемых поверхностей (подлокотники, панели) в помещениях локомотивов и специального подвижного состава должна быть не более 45 град. С.

3.2.6. Температура нагретого воздуха, подаваемого в зону размещения ног обслуживающего персонала и пассажиров, должна быть не более 35 град. С.

3.2.7. Состояние воздушной среды помещений локомотивов и специального подвижного состава.

Оценка состояния воздушной среды помещений ведется по содержанию в воздухе продуктов неполного сгорания дизельного топлива и продуктов деструкции полимерных материалов в нормальных условиях.

При оценке уровня загрязнения воздушной среды продуктами неполного сгорания дизельного топлива контроль ведется по содержанию оксида углерода, диоксида азота и диоксида серы.

Состояние воздушной среды в кабинах локомотивов, кабинах СПС, служебных помещениях СПС должно соответствовать требованиям гигиенических нормативов для предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Состояние воздушной среды в бытовых помещениях, в совмещенных служебных и бытовых помещениях СПС должно соответствовать требованиям гигиенических нормативов для предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе.

При оценке уровней загрязнения воздушной среды помещений отношение фактических концентраций обнаруженных вредных веществ к их ПДК не должно превышать 1:

C1 / ПДК1 + ... + Cn / ПДКn <= 1, где С1../n - фактическая концентрация.

Все примененные в конструкции и отделке помещений локомотивов и СПС неметаллические материалы должны соответствовать требованиям токсикологической безопасности и иметь санитарно-эпидемиологические заключения.

Подпор воздуха (избыточное давление) в кабине управления локомотивов и специального подвижного состава должен составлять не менее 30 (3) Па (мм вод. ст.).

3.2.8. При проектировании искусственной освещенности помещений локомотивов и СПС необходимо руководствоваться требованиями государственного стандарта по естественному и искусственному освещению.

Искусственное освещение должно обеспечивать необходимую освещенность помещений, пульта и органов управления, контрольно-измерительной аппаратуры, магистральных путей при движении, зоны производства работ с параллельно идущим путем и междупутьем, рабочих органов во время работы и ремонта.

Помещения должны оборудоваться системой освещения с напряжением переменного тока не выше 42 В, а постоянного тока - не выше 110 В. Допускается использовать напряжение тока до 220 В.

В основных помещениях СПС (кабинах, дизельных помещениях, служебно-бытовых, салонах) должно предусматриваться рабочее и аварийное освещение.

Светильники или лампы аварийного освещения должны присоединяться к независимому источнику питания и переключаться на него автоматически при внезапном отключении рабочего освещения.

3.2.9. Светильники в кабинах и на постах управления должны располагаться так, чтобы прямой и отраженный от поверхностей световой поток от источников света не попадал в глаза машиниста и его помощника при управлении с рабочих мест в положении "сидя" и "стоя".

3.2.10. Рабочее освещение в кабинах управления должно быть выполнено с помощью светильников общего освещения (с лампами накаливания) и должно обеспечить освещенность на рабочих поверхностях пульта управления и приборов при включении режима:

"яркий свет" - не менее 20 лк, но не более 60 лк, при неравномерности освещения (отношение максимальной освещенности к минимальной) 2:1;

"тусклый свет" - от 10 до 15% освещения от фактического максимального ее значения в режиме "яркий свет".

Аварийное освещение должно быть не менее 3 лк.

3.2.11. В кабинах управления схема освещения должна предусматривать возможность местного освещения контрольно-измерительных приборов и органов управления пульта от 10 до 15 лк, с плавной регулировкой освещения от 1 лк до 10 лк.

Устройство местного освещения (подсветка) контрольно-измерительных приборов на пульте управления должно обеспечивать возможность плавной регулировки яркости шкал с белым полем: минимальной - не менее 0,6 кд/м2 и максимальной - от 2 кд/м2 до 5 кд/м2. При шкалах с черным полем указанную яркость должна иметь белая оцифровка шкал.

Отношение наибольшего и наименьшего значения яркости шкал приборов на пульте управления (коэффициент неравномерности) не должно превышать 3:1.

Отношение наибольшего значения освещенности к наименьшему в пределах рабочей зоны пульта управления, исключая шкалы приборов, не должно превышать 5:1.

При проектировании осветительных установок необходимо вводить коэффициент запаса. Для ламп накаливания коэффициент запаса принимают 1,3 с учетом чистки светильников при эксплуатации не реже 2 раз в год.

3.2.12. Освещенность на поверхности пола проходов, тамбуров, дизельных помещений и др. производственных помещений должна быть не менее 5 лк. Освещенность в бытовых и служебных помещениях (на поверхности стола).

3.2.13. Нормы освещенности при проведении ремонтно-путевых и строительно-монтажных работ, выполняемых в темное время суток, должны соответствовать установленным требованиям.

Искусственное освещение при производстве работ должно обеспечиваться осветительными устройствами, установленными на СПС, с питанием от автономных или стационарных источников электроснабжения.

Для этих целей могут быть использованы светильники, установленные как по периметру СПС, так и на лобовых окнах выносных кабин.

Для освещения могут применяться осветительные приборы с разрядными источниками света или галогенными лампами накаливания.

Освещенность рабочих поверхностей в зоне производства работ на уровне головки рельса должна быть:

путеукладочные работы: захват, подъем и перемещение звена (на поверхности звена и траверсы) - не менее 10 лк; укладка; стыковка звена (в зоне укладки) - не менее 50 лк;

подъемка, выправка, рихтовка и стабилизация пути (поверхность пути в зоне проведения работ) - не менее 50 лк;

выгрузка крупногабаритных материалов с грузовых дрезин и т.д. (в зоне выгрузки) - 10 лк, раскладка деталей на полотне - не менее 50 лк;

работы по очистке и вырезке щебня - не менее 50 лк;

работы по уборке мусора и снега с путей - не менее 10 лк;

междупутье на поверхности земли не менее 10 лк.

Освещенность лестниц, подножек и площадок должна быть не менее 5 лк.

3.2.14. У самоходных СПС под кузовом должны быть укреплены светильники для освещения ходовой части. Допускается использовать для этих целей переноску достаточной длины.

Освещение рабочих органов в момент производства их ремонта может дополнительно осуществляться с помощью переносной лампы.

На машине с наружной стороны кузова должны быть предусмотрены розетки с закрывающимися крышками для включения переносных светильников. Необходимо, чтобы переносные светильники питались от напряжения не выше 42 В переменного или не выше 110 В постоянного тока. Светильники должны иметь гибкий провод с защитной оболочкой.

3.2.15. Рабочее место с видеодисплейными терминалами (ВДТ) должно размещаться так, чтобы естественный свет падал сбоку преимущественно слева. Необходимо предусмотреть светоотражающие стекла и шторы типа "жалюзи".

Искусственное освещение помещений с ВДТ должно осуществляться системой общего равномерного освещения.

Допускается применение системы локального размещения светильников общего освещения с учетом разной точности зрительных работ у оператора (машиниста), управляющего машиной, и оператора ВДТ. Может быть применено и комбинированное освещение (к общему равномерному освещению дополнительно устанавливают светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов или поверхности экрана дисплея).

Для местного освещения следует использовать люминесцентные лампы и лампы накаливания, в том числе галогенные. Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается. Светильники должны иметь непросвечивающий отражатель с защитным углом не менее 40 град. при комбинированном освещении. Освещенность на поверхности столешницы (клавиатуры) должна быть:

общее + местное - от 300 до 500 лк;

общее - 200 лк +/- 10%;

на поверхности экрана:

общее + местное - не более 300 лк;

общее - 200 лк +/- 10%.

Для ограничения прямой и отраженной блесткости на рабочих поверхностях (экран, стол, клавиатура и др.) необходимо выбрать соответствующий тип светильников и определить расположение рабочих мест по отношению к источникам естественного и искусственного освещения.

Для отражения неравномерности распределения яркости соотношение яркости между рабочими поверхностями не должно превышать соотношений от 3:1 до 5:1, а между рабочими поверхностями, поверхностями стен и оборудования - 10:1.

3.2.16. В конструкции помещений локомотивов и СПС должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие защиту обслуживающего персонала и пассажиров от шума и вибрации с учетом реально возникающего уровня шума и вибрации от источников.

3.2.17. Уровни звука и звукового давления на рабочих местах должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 8.

3.2.18. Уровни инфразвука на рабочих местах не должны превышать предельно допустимых значений, приведенных в приложении N 9.

3.2.19. Двери, окна, места ввода в помещения трубопроводов, кабелей, подвижных частей должны быть тщательно уплотнены с целью уменьшения возможности проникновения внешнего шума и обеспечения в них допустимого уровня шума.

В случае расположения отдельных источников шума над и под рабочим, служебным и бытовым помещениями должны быть приняты меры для дополнительной шумоизоляции пола и крыши.

В системе отопления и вентиляции, в случае необходимости, должны быть предусмотрены средства снижения шума.

3.2.20. Дополнительные посты управления и выносные пульты управления, не имеющие кабин, уровень шума на которых превышает приведенные величины, должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты.

3.2.21. Общая вибрация на рабочих местах и местах размещения обслуживающего персонала (пол, сиденье) должна соответствовать требованиям, приведенным в приложениях N 10, 11, 12, 13.

3.2.22. Уровни вибрации на рабочих местах операторов ПЭВМ (сиденье кресла) должны соответствовать уровням вибрации на поверхности мониторов ПЭВМ.

3.2.23. Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений в помещения локомотивов и специального подвижного состава должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 14.

3.2.24. Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений на рабочих местах в локомотивах и СПС радиочастотного диапазона (30 кГц - 300 ГГц) должны соответствовать требованиям санитарных правил и норм для электромагнитных полей в производственных условиях.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 112 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ И РЕКОНСТРУКЦИИ ЛОКОМОТИВОВ И СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА. СП 2.5.1336-03" (вместе с "САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ И РЕКОНСТРУКЦИИ ЛОКОМОТИВОВ И СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА. САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА. СП 2.5.1336-03")