Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 02.09.2003 N 1265-р
5. Механизмы реализации Концепции и основные меры по совершенствованию использования водных биологических ресурсов
Реализация Концепции предполагает:
государственное регулирование и контроль в сфере управления водными биологическими ресурсами;
разработку и реализацию мероприятий, направленных на решение основных задач, сформулированных в Концепции;
координацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях действий, направленных на обеспечение устойчивого развития рыбного хозяйства Российской Федерации;
систематизацию анализа и оценки информации о текущем состоянии отрасли.
Намеченные пути развития рыбного хозяйства Российской Федерации в долгосрочной перспективе создадут условия для роста промышленного производства, формирования цивилизованной конкурентной рыночной среды и повышения роли России как ведущей морской рыбопромышленной державы.
Использование водных биологических ресурсов предусматривается осуществлять для следующих целей:
обеспечение собственных потребностей (личного потребления) коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле водных биологических ресурсов;
научные исследования;
рыбоводство;
прибрежное рыболовство в промышленных целях;
рыболовство во внутренних водоемах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в промышленных целях;
выполнение международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и рыбного хозяйства;
любительское и спортивное рыболовство.
Объемы квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для использования в научно-исследовательских целях предполагается уменьшить на величину квот, выделяемых для проведения в районах традиционного промысла контрольного лова отдельных видов водных биологических ресурсов, пользующихся повышенным спросом на мировом рынке. Контрольный лов в этих районах должен осуществляться с участием специализированных научных организаций в пределах установленных промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов.
Квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и рыбоводных целях должны использоваться для проведения ресурсных исследований и контрольного лова в районах, запрещенных для промышленного рыболовства, тех видов ресурсов, которые не осваиваются либо промышленный промысел которых запрещен, для изучения анадромных видов рыб в морской период их жизни, для целей воспроизводства. Эти квоты должны осваиваться специализированными научно-исследовательскими и рыбоводными организациями.
Прибрежное рыболовство предполагается осуществлять маломерными рыбопромысловыми судами, стационарными и береговыми орудиями лова. Выловленная (добытая) при этом рыбная продукция должна поставляться на территорию Российской Федерации.
Организация прибрежного рыболовства предусматривает предоставление пользователям на долгосрочной и конкурсной основах рыбопромысловых участков в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации. Предполагается устанавливать предельно допустимые объемы вылова водных биологических ресурсов по участкам и видам ресурсов в процентном отношении от объемов их общего допустимого улова с учетом специфики прибрежных регионов.
В кратчайшие сроки должна быть организована работа по проведению инвентаризации и паспортизации рыбопромысловых участков, находящихся в пользовании рыбопромысловых предприятий.
При невозможности или нецелесообразности организации прибрежного рыболовства на основе предоставления рыбопромысловых участков распределение квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов между пользователями предполагается организовать на долгосрочной и конкурсной основах.
Распределение квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства предусматривается осуществлять совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, и с привлечением общественных объединений рыбаков.
Организация прибрежного рыболовства будет стимулировать развитие береговой и портовой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса, социальной сферы населенных пунктов приморских регионов, создание дополнительных рабочих мест, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней.
Использование различных форм культивирования водных биологических ресурсов в целях развития прибрежного рыболовства также должно способствовать увеличению объемов производства рыбной продукции.
При организации вылова (добычи) водных биологических ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях предусматривается предоставление права пользования водными биологическими ресурсами на долгосрочной и долевой основах. Доли пользователей предполагается устанавливать в процентном отношении от ежегодных объемов общего допустимого улова отдельных видов водных биологических ресурсов исходя из выделенных пользователям в последние годы объемов квот на вылов (добычу) этих ресурсов.
Предусматривается возможность последующей реализации указанных долей на рыночной основе, а также их залога для получения ссуд в кредитных организациях.
Учитывая несоответствие добывающих мощностей рыбопромыслового флота объемам запасов водных биологических ресурсов, предполагается количество находящихся на рыбном промысле судов различных типов ограничить уровнем, обеспечивающим полное освоение общего допустимого улова отдельных видов водных биологических ресурсов.
При распределении квот на вылов (добычу) недоиспользуемых, перспективных и вновь разрешаемых к использованию видов водных биологических ресурсов, а также квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов во вновь осваиваемых районах будет использоваться конкурсный порядок их выделения пользователям.
Квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации для иностранных государств должны выделяться в соответствии с межправительственными соглашениями в области рыболовства.
Необходимо создать организационные и правовые предпосылки для стимулирования работы российского промыслового флота в исключительных экономических зонах иностранных государств, в районах действия международных конвенций по рыболовству и в открытых районах Мирового океана.
Плата за квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, выделяемые Российской Федерации в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных конвенций по рыболовству, должна взиматься в соответствии с нормами международного права и условиями международных договоров Российской Федерации. Распределение квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в указанных зонах и районах между российскими пользователями предполагается осуществлять на конкурсной основе.
В целях совершенствования системы охраны водных биологических ресурсов следует расширить и укрепить взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля за использованием водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Предусматривается активизация переговорного процесса по заключению с иностранными государствами соглашений о взаимном обмене информацией о выгрузках рыбной продукции в портах и о других мерах противодействия незаконному вывозу этой продукции.
Должны быть внесены в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие усиление ответственности за нарушение правил рыболовства, а также использование данных системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью рыбопромысловых судов в качестве доказательств при рассмотрении соответствующих правонарушений.
Совершенствование системы отраслевого образования и научного обеспечения будет направлено на оптимизацию структуры образовательных и научных организаций, сокращение их количества и формирование соответствующих центров на основных рыбопромысловых бассейнах. Следует усилить взаимодействие образовательных и научно-исследовательских организаций, осуществляющих научные разработки в области рыбного хозяйства.
Деятельность специализированных научно-исследовательских организаций предполагается сосредоточить на проведении ресурсных исследований и государственного мониторинга водных биологических ресурсов. Эти организации будут освобождены от несвойственных им функций.
Необходимо совершенствование системы управления деятельностью морских рыбных портов в целях обеспечения их конкурентоспособности по отношению к зарубежным портам, увеличения объема услуг, предоставляемых судам рыбопромыслового флота, а также поставок рыбной продукции на территорию Российской Федерации.
Развитие производственной инфраструктуры рыбных портов, обновление аварийно-спасательного и другого вспомогательного флота должны осуществляться в соответствии с Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года и федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". Необходимо разработать меры по восстановлению и обновлению аварийно-спасательного и другого вспомогательного флота, связанного с обслуживанием рыбопромысловых судов.
Должны осуществляться оптимизация использования имущества морских рыбных портов с учетом совершенствования технологического процесса в рыбопромышленном комплексе и паспортизация этого имущества.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 02.09.2003 N 1265-р