в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 19.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.10.2001 N 728 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ НА 2002 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"
не действует Редакция от 15.10.2001 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.10.2001 N 728 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ НА 2002 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

3. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий предусматривает проведение опытно - конструкторских и научно - исследовательских работ в области авиационной техники, техническое перевооружение и развитие производства гражданской авиационной техники. Создание нового поколения воздушных судов будет проводиться с использованием унифицированных авионики, бортовых систем и агрегатов.

Опытно - конструкторские работы обеспечат создание новых или модификацию существующих самолетов, вертолетов, двигателей, бортового радиоэлектронного оборудования, авиационных агрегатов и систем.

Особенностью воздушного транспорта являются повышенные требования к его надежности и безопасности эксплуатации, в связи с чем при проведении опытно - конструкторских работ предусматривается осуществлять:

проектирование и изготовление опытных образцов авиационной техники;

отработку аэродинамики в объеме 10 - 15 тыс. часов испытаний в аэродинамических трубах;

отработку прочности материалов и конструкций путем проведения статических и усталостных испытаний в объеме 120 - 180 тыс. эквивалентных летных часов;

отработку газодинамики, прочности и ресурса двигателей в стендовых испытаниях в объеме 10 - 20 тыс. часов, а также в летных испытаниях;

отработку отказобезопасности систем управления и бортовых систем электронного оборудования на вычислительных и стендомоделирующих комплексах в объеме 5 - 6 тыс. часов;

испытания систем управления, бортовых систем и агрегатов на надежность при внешних воздействиях на комплексных стендах в объеме 3 тыс. часов;

проведение летных доводочных и сертификационных испытаний в объеме 1000 - 1500 полетов.

Перечень опытно - конструкторских работ, предусматриваемых Программой, представлен в приложении N 1 <*>.


<*> Здесь и далее приложения не приводятся.

Объем и источники финансирования конкретных работ будут определяться по результатам конкурсов. Финансирование за счет средств федерального бюджета будет осуществляться по разделу 6 "Фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу".

Самолеты

На первом этапе Программой предусматривается модернизация дальних магистральных самолетов Ил-96, а также завершение создания находящихся в разработке магистральных и региональных самолетов, в том числе:

среднего магистрального самолета Ту-204-300 (сертификация базового варианта самолета намечена на 2003 год);

ближнего магистрального самолета Ту-334 (сертификация базового варианта самолета намечена на 2004 год);

регионального самолета Ту-324 с турбореактивными двухконтурными двигателями (сертификация базового варианта самолета намечена на 2005 год).

Производимые магистральные и региональные самолеты нового поколения удовлетворяют всем международным требованиям по безопасности полета и экологии (по эмиссии двигателей и шуму). Эти самолеты по своим летно - техническим характеристикам соответствуют зарубежным аналогам. На этой основе и с учетом их существенно меньшей стоимости отечественные магистральные и региональные самолеты нового поколения обеспечивают более низкие эксплуатационные расходы при выполнении авиаперевозок по сравнению с отечественными самолетами предыдущего поколения и современными зарубежными аналогами.

На втором этапе Программой предусматривается создание самолетов следующего поколения: нового дальнего магистрального самолета (ДМС), нового ближне - среднего магистрального самолета (БСМС) и нового регионального самолета, в которых должны быть реализованы научно - технические решения, разрабатываемые на первом этапе. Эти самолеты будут обладать существенными преимуществами в сфере безопасности полета и влияния на окружающую среду, а также в части себестоимости эксплуатации по сравнению с зарубежными аналогами.

На первом этапе должны быть также проведены работы по модернизации до требований международных стандартов эксплуатируемого парка Ил-62М, Ту-154М, Як-42, Ан-124 и разработаны мероприятия по ремоторизации Ил-76ТД, Ту-134, Ил-86 для удовлетворения новых норм ИКАО.

Новые самолеты будут разрабатываться ведущими самолетостроительными опытно - конструкторскими бюро России, отобранными на конкурсной основе в установленном порядке.

Важную роль в решении задач, стоящих перед экономикой России, должно сыграть создание самолетов специального применения. На первом этапе должно быть завершено создание самолета - амфибии Бе-200 грузового, противопожарного и специального назначения.

В классе грузовых самолетов предусматривается модернизация самолета Ил-76ТД и создание самолета Ту-330 грузоподъемностью 35 тонн.

Программой также предусмотрено:

создание транспортного самолета двойного применения грузоподъемностью 6 тонн, финансирование которого будет осуществлено в основном вне Программы - по государственному оборонному заказу;

создание перспективного самолета, использующего сжиженный природный газ. Разработка такого самолета требует создания на первом этапе опытного самолета Ту-156 для апробации системы наземного обслуживания и эксплуатации самолета на газовом топливе. Создание наземной системы хранения и заправки газовым топливом финансируется открытым акционерным обществом "Газпром".

Ряд самолетов, применяющихся в авиации общего назначения, будет разрабатываться на коммерческой основе (приложение N 2).

Вертолеты

На первом этапе Программой предусмотрено создание и сертификация:

вертолетов Ми-38 и Ми-382 грузоподъемностью 6 тонн. Ми-38 имеет двигатели иностранного, а Ми-382 - отечественного производства (сертификация вертолетов Ми-38 и Ми-382 будет проведена в 2005 году). Создание вертолета Ми-38 будет проводиться при финансовом участии западного инвестора. Решение о продолжении работ будет принято в 2002 году;

вертолета Ка-62 грузоподъемностью 2 тонны (сертификация базового варианта вертолета будет проведена в 2003 году).

Создание указанных вертолетов в дополнение к серийно выпускаемым Ми-26Т, Ми-8МТ, Ми-171, Ми-172, Ка-32А, Ми-34С и их модификациям обеспечивает потребности гражданской авиации России в вертолетах различной грузоподъемности и назначения.

Вертолеты, находящиеся в стадии разработки, и уже производимые вертолеты нового поколения по своим летно - техническим характеристикам и надежности соответствуют зарубежным аналогам. Эти вертолеты имеют существенно меньшую стоимость и обеспечивают более низкие эксплуатационные расходы при выполнении авиационных перевозок и других работ по сравнению с зарубежными аналогами.

Также предусматривается создание вертолета Ми-8ТГ на авиационном сконденсированном топливе (АСКТ) из попутных нефтяных газов.

На втором этапе Программой предусматривается создание вертолетов следующего поколения: нового вертолета увеличенной дальности полета грузоподъемностью 2 тонны и летательного аппарата конвертируемой схемы грузоподъемностью до 6 тонн, в которых должны быть реализованы научно - технические решения, разрабатываемые на первом этапе. Эти вертолеты будут обладать существенными преимуществами в сфере безопасности полета и влияния на окружающую среду, а также в части эксплуатационных характеристик по сравнению с зарубежными аналогами.

Новые вертолеты будут разрабатываться ведущими вертолетостроительными опытно - конструкторскими бюро России, отобранными на конкурсной основе в установленном порядке.

Ряд вертолетов, применяющихся в авиации общего назначения, и их модификации будут разрабатываться на коммерческой основе (приложение N 2).

Двигатели для самолетов и вертолетов и вспомогательные силовые установки

На первом этапе реализации Программы намечено создание двигателей и вспомогательных силовых установок (ВСУ), систем автоматического управления двигателей и воздушных винтов и их модификаций, в том числе:

модифицированного турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД) ПС-90А для самолетов Ил-96-300, Ту-204/214. Предусматривается проведение работ c целью повышения надежности и ресурсов двигателя, улучшения его экологических характеристик;

ТРДД Д-436Т1/ТП тягой 7,5 тонны для самолетов Ту-334, Бе-200 и их модификаций (разрабатывается в соответствии с межправительственным соглашением между Россией и Украиной). Предусматривается проведение работ с целью повышения надежности, безотказности и ресурса двигателя;

ТРДД сверхвысокой степени двухконтурности НК-93 тягой 18 тонн для модификаций самолетов Ил-96Т, Ту-204/214, Ту-330 (сертификация базового варианта двигателя намечена на 2003 год);

ТРДД АИ-22 тягой 3,75 тонны (на коммерческой основе) для самолета Ту-324. Сертификация базового варианта двигателя намечена на 2002 год;

модифицированных двигателей семейства ТВ7-117 для региональных самолетов и вертолета Ми-382 (сертификация базового варианта двигателя намечена на 2002 год);

семейства двигателей ТВД-1500 и РД-600 для самолета Ан-38 и вертолета Ка-62 (сертификация базовых вариантов двигателей мощностью 1300 лошадиных сил намечена на 2002 год);

газотурбинных двигателей нового поколения в классе мощностей 500 лошадиных сил и 800 лошадиных сил (на конкурсной основе);

авиационных поршневых двигателей в классе мощностей 60 - 90 лошадиных сил и 260 - 320 лошадиных сил для легких самолетов и вертолетов (на конкурсной основе);

вспомогательных силовых установок ТА-18, ТА-14 и их модификаций для самолетов Ту-204/214/330/334, Бе-200, вертолета Ка-62 и др. (сертификация базовых вариантов установок намечена на 2002 год);

систем автоматического управления авиадвигателей (электронных регуляторов, систем управления, контроля и диагностирования и т.д.);

модифицированного воздушного винта АВ-36 для самолета Ан-38.

Создание указанных двигателей и вспомогательных силовых установок в дополнение к серийно выпускаемым двигателям ПС-90А, ТВ7-117С, ТВ3-117ВМА, вспомогательным силовым установкам ВСУ-10, ТА-12-60 и их модификациям обеспечивает основные потребности отечественного парка самолетов и вертолетов.

Также предусматривается создание для самолета Ту-154М модифицированного двигателя Д-30КУ-154 с улучшенными экологическими показателями и увеличенным ресурсом. Проводится доработка экспериментального двигателя НК-89, работающего на газовом топливе, для отработки технологических систем и опытной эксплуатации самолета Ту-156.

На втором этапе Программой предусматривается создание конкурентоспособных двигателей нового поколения: надежных, экологически чистых, высокоэкономичных базовых двигателей с улучшенными эксплуатационными характеристиками - тягой 9 - 14 тонн для новых магистральных самолетов (БСМС и др.), тягой 4 - 5 тонн для нового регионального самолета, нового двигателя мощностью 2200 - 3300 лошадиных сил для перспективных вертолетов и региональных самолетов. В этих двигателях будут использованы научно - технические решения, разрабатываемые на первом этапе в рамках проведения комплексных научно - исследовательских работ. Внедрение новых технологий обеспечит конкурентоспособность создаваемых двигателей на мировом рынке.

Новые двигатели будут разрабатываться ведущими авиадвигателестроительными опытно - конструкторскими бюро России, отобранными на конкурсной основе в установленном порядке.

Бортовое радиоэлектронное оборудование

Главными причинами, требующими систематического совершенствования и обновления бортового электронного оборудования, являются:

необходимость соответствия постоянно ужесточающимся требованиям по безопасности аэронавигации и регулярности воздушных перевозок;

расширение функций оборудования по автоматизации полетов;

усложнение помеховой обстановки, особенно в густонаселенных районах и аэропортах;

усиление конкурентной борьбы мировых производителей авионики;

повышение требований к объему и качеству услуг, предоставляемых пассажирам, особенно на дальних магистральных линиях (связь по линии борт - земля - борт, аудио- и видеоаппаратура для развлечения пассажиров, компьютерные услуги и т.д.).

Быстрое развитие цифровой техники и электроники позволяет примерно один раз в 5 - 6 лет разрабатывать новое поколение бортового радиоэлектронного оборудования.

С учетом изложенного Программой предусматривается:

1) быстрая модернизация с использованием унифицированных цифровых систем интегрированного комплекса в пилотажно - навигационном и радиосвязном оборудовании эксплуатирующихся самолетов (Ту-154, Ту-134, Ил-86, Ил-62, Як-42, Ил-76), которая должна обеспечить допуск самолетов российских авиакомпаний к полетам по международным трассам с современными требованиями по аэронавигации (RNP-5, RVSM, ЧМ-иммунитет, сетка частот радиосвязи через 8,33 килогерц). Финансирование опытно - конструкторских работ по созданию и сертификации систем, необходимых для самолетов всех типов, будет осуществляться как за счет средств федерального бюджета, так и за счет внебюджетных средств;

2) модернизация цифровых комплексов первого поколения, установленных на самолетах Ту-204, Ил-96-300 и Ил-114, которую предполагается завершить в 2002 году. В комплексах будут заменены вычислители, средства отображения информации, системы обнаружения и локализации отказов на более совершенные унифицированные системы, разработанные для интегрированного комплекса второго поколения ИКБО-95, внедрена спутниковая навигация и радиосвязь, что обеспечит повышение надежности комплекса в 3 раза, снижение его веса в 1,5 - 2 раза и выполнение новых международных требований по аэронавигации. Сертификация будет проведена в составе самолетов Ту-204, Ту-214, Ил-96-300 и Ил-114;

3) разработка базового интегрированного цифрового комплекса второго поколения ИКБО-95 с открытой структурой, позволяющей варьировать состав комплекса в зависимости от типа летательного аппарата. Работа должна быть завершена к 2003 году. Комплекс обеспечит выполнение всех известных на сегодня требований по аэронавигации. Сертификация будет осуществляться в составе самолетов Бе-200, Ту-324 и Ту-204;

4) в течение 2003 - 2015 годов на основе результатов научных исследований и использования новых технологий будут проведены работы по созданию еще двух поколений цифровых интегрированных комплексов бортового оборудования ИКБО-2005 и ИКБО-2010. В эти интегрированные комплексы кроме пилотажно - навигационного и радиосвязного оборудования будут входить интегрированные комплексы общесамолетного оборудования, управления самолетом, управления двигателями, внутрисамолетной связи и информации.

Комплексы будут создаваться с использованием CALS-технологии по следующим направлениям: аппаратурная интеграция, создание развитой системы обеспечения безопасности полета, выполнение требований эргономики для снижения роли человеческого фактора в причинах аварий и катастроф, внедрение экспертной системы "Помощник экипажа в опасных ситуациях" и новых технологий эксплуатации.

Планируется осуществлять сертификацию ИКБО-2005 и ИКБО-2010 на самолетах БСМС и ДМС, а также на модифицированных самолетах Ту-204, Ту-214 и Ил-96-300.

Авиационные агрегаты и системы

Программными мероприятиями в области опытно - конструкторских работ по авиационным агрегатам и системам предусматривается создание нового поколения бортового оборудования, соответствующего международным стандартам, взаимозаменяемого с иностранными аналогами, сертифицированного в соответствии с авиационными правилами МАК, FAR, JAR и имеющего сниженный вес, уменьшенные габариты и энергопотребление, миниатюризованную элементную базу и интеграцию механизмов, узлов и приборов, а именно:

перспективных авиационных гидросистем питания, рулевых приводов и силовых систем управления;

высокоэффективных систем и агрегатов кондиционирования, жизнеобеспечения, средств защиты и спасения экипажа и пассажиров;

систем и средств контроля, регистрации и диагностирования бортового оборудования и авиадвигателей;

авиационных изделий общего применения;

средств наземного обслуживания.

Новое поколение агрегатов и систем вместе с модернизированными и усовершенствованными серийно выпускаемыми агрегатами и системами обеспечит потребности самолето- и вертолетостроительных предприятий и эксплуатирующих авиакомпаний России в современном бортовом оборудовании для создаваемых и находящихся в эксплуатации самолетов и вертолетов гражданской авиации.

Техническое перевооружение и развитие производства

Техническое перевооружение и развитие производства гражданской авиационной техники является необходимым элементом системы программных мероприятий, обеспечивающим выполнение требований к производственным процессам и экспериментально - испытательной базе и внедрение информационных технологических процессов, включая CALS-технологии.

Для обеспечения выполнения Программы предусматриваются мероприятия по организации технического перевооружения и развития производства самолетов, вертолетов, авиационных двигателей, агрегатов и приборов, а также комплектующих изделий к ним и необходимые объемы инвестиций, которые будут выделены за счет различных источников финансирования (приложение N 3).

К реконструкции и техническому перевооружению относится полное или частичное переоборудование и переустройство производства путем замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования, механизацией и автоматизацией производства, устранением диспропорций в технологических звеньях и вспомогательных службах, обеспечивающее увеличение объема производства на базе новой, более совершенной технологии, создание малоотходных или безотходных производств, а также улучшение других технико - экономических показателей с меньшим вложением инвестиций и в более короткие сроки, чем при строительстве новых или расширении действующих производств.

Техническое перевооружение и развитие производства летательных аппаратов позволит расширить производство панелей, включающих соты, полимерных композиционных материалов, алюминиевых сплавов, крупногабаритных сварных конструкций и объемной штамповки.

Техническое перевооружение и развитие производства авиационных двигателей позволит расширить возможности применения таких новейших технологий, как изготовление лопаток из двухфазных титановых сплавов, изготовление лопаток из керамики и уплотнение стыков полок турбины.

Техническое перевооружение и развитие производства авиационных агрегатов и систем бортового радиоэлектронного оборудования позволит обеспечить производство агрегатов и систем пилотажно - навигационного оборудования и интегральных комплексов авионики нового поколения.

Техническое перевооружение и развитие экспериментально - производственной базы опытно - конструкторских и научно - исследовательских организаций позволит обеспечить проведение необходимых фундаментальных и прикладных исследований по проблемам аэродинамики, газодинамики, прочности конструкций, материалов, отказобезопасности систем управления, а также проведение сертификационных испытаний.

Финансирование за счет средств федерального бюджета программных мероприятий по техническому перевооружению и развитию производства будет производиться по разделу 7 "Промышленность, энергетика и строительство".

Научно - исследовательские работы

Научно - исследовательские работы обеспечат создание научно - технического задела для разработки российской гражданской авиационной техники следующего поколения (приложение N 4).

Финансирование за счет средств федерального бюджета конкретных научно - исследовательских работ будет осуществляться на конкурсной основе по разделу 6 "Фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу".

Непрерывное улучшение летно - технических, экономических и эксплуатационных характеристик воздушных судов является характерной особенностью развития авиационной техники.

Решающее значение для достижения конкурентоспособности имеет разработка новых технических решений в области создания летательных аппаратов, двигателей, материалов и конструкций, бортового радиоэлектронного оборудования, авиационных агрегатов и систем и совершенствования эксплуатационно - технических характеристик.

В настоящее время в ведущих авиастроительных государствах - в США и странах Европы намечены новые рубежи научно - технического прогресса в целях повышения эффективности и конкурентоспособности авиационной техники.

Раздел программных мероприятий "Научно - исследовательские работы" предполагает проведение большого комплекса научно - исследовательских и экспериментальных работ по созданию научно - технического задела для разработки российской гражданской авиационной техники следующего поколения, совершенствование и развитие экспериментальной базы и методов испытаний авиационной техники.

Создание научно - технического задела по летательным аппаратам обеспечит снижение аэродинамического сопротивления на крейсерских режимах полета на 10 - 20 процентов, снижение веса силовой конструкции до 20 процентов, увеличение ресурса самолетов нового поколения в 2 - 3 раза и повышение безопасности полета путем создания высокоавтоматизированных систем управления.

Создание научно - технического задела по авиационным двигателям обеспечит улучшение топливной экономичности и весовых характеристик двигателей на 10 - 15 процентов, повышение надежности и ресурса двигателей в 1,5 - 2 раза, уменьшение эмиссии двигателей в 3 раза.

Создание научно - технического задела по материалам и авиационной металлургии обеспечит повышение прочности материалов на 10 - 15 процентов, температурной работоспособности жаропрочных материалов на 50 - 100 градусов и характеристик надежности, повышение модуля упругости до 20 процентов и снижение коэффициента вариации свойств неметаллических материалов на 10 - 15 процентов.

Создание научно - технического задела по бортовому радиоэлектронному оборудованию обеспечит повышение отказобезопасности и надежности электронной аппаратуры в 3 раза, формирование средств автономной навигации третьего поколения, улучшение эргономических характеристик кабины экипажа и унификацию базовых систем.

Создание научно - технического задела по авиационным агрегатам и системам обеспечит повышение технического уровня базовых комплектующих агрегатов гидросистем, рулевых приводов, систем жизнеобеспечения пассажиров и экипажа, средств контроля и диагностики, а также других систем летательных аппаратов, снижение веса комплектующих изделий на 10 - 15 процентов, повышение надежности и ресурса агрегатов и систем.

Развитие технологий летных испытаний обеспечит уменьшение сроков и стоимости летных испытаний и сертификации летательных аппаратов в 2 раза, повышение безопасности полета за счет уменьшения влияния человеческого фактора.

Разработка и совершенствование систем мониторинга рынка, реализации авиатехники и ее послепродажного обслуживания направлены на разработку рекомендаций по расширению рынка для российской авиационной техники, разработку финансовых механизмов, включая лизинг, обеспечения производства и передачи в эксплуатацию российской авиационной техники, эффективное послепродажное обслуживание воздушных судов. Разработка перспективных технологий направлена на создание новых технологий мирового уровня, информационных технологических процессов, включая CALS-технологии, новых видов технологического оборудования и автоматизированных технологических процессов.

Стандартизация, экономический анализ и нормативное обеспечение предусматривают разработку перспективных норм и опережающих требований к авиационной технике, гармонизацию российских и международных стандартов и нормативно - технической документации, проведение технико - экономического анализа и экспертное обеспечение реализации Программы.

Целевыми показателями следующего поколения воздушных судов, реализация которых обеспечивается всем комплексом программных мероприятий, являются:

повышение коэффициента безопасности полетов в 5 раз;

уменьшение эмиссии двигателей в 3 раза;

уменьшение шума в 2 раза;

снижение прямых эксплуатационных расходов на 15 - 25 процентов.

Реализация намеченных Программой целевых показателей является необходимой для обеспечения конкурентоспособности российских воздушных судов по сравнению с разрабатываемыми иностранными воздушными судами.

Основные программные мероприятия и показатели, представленные в данном разделе Программы, будут уточняться через каждые 5 лет, но не позднее чем за 9 месяцев до начала соответствующего периода.

Изменения в состав программных мероприятий могут вноситься Правительством Российской Федерации по представлению государственного заказчика - Российского авиационно - космического агентства.

Распределение бюджетных средств по программным мероприятиям будет уточняться государственным заказчиком - Российским авиационно - космическим агентством с учетом выделяемых ежегодно бюджетных средств.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.10.2001 N 728 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ НА 2002 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"