в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 07.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 866 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"
не действует Редакция от 07.12.2001 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 866 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"

Стратегия развития Калининградской области

Федеральная политика в отношении Калининградской области ориентирована на обеспечение статуса Калининградской области как неотъемлемой части Российской Федерации, на развитие интеграционных связей с другими регионами России, использование преимуществ анклавного положения в общеевропейском хозяйственном пространстве, трансформацию экономической структуры региона в направлении развития экспортного потенциала.

Реализация Программы позволит ослабить влияние внутренних и внешних социально - политических и экономических факторов, связанных с анклавным положением области для Российской Федерации.

В основу экономической стратегии развития региона положена концепция совершенствования функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, предусматривающая ускорение социально - экономического развития области, повышение жизненного уровня населения на основе развития торгово - экономического и научно - технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, технологий, использование управленческого опыта, потенциала российских организаций, увеличение экспортных возможностей региона.

Реализация Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" обеспечивает сочетание общегосударственных и региональных интересов, создает условия для макроэкономической стабильности.

С целью совершенствования Закона необходимо:

установить гарантии стабильности развития Особой экономической зоны в Калининградской области на длительный период;

провести инвентаризацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Калининградской области в целях исключения противоречий по применению положений Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и внести поправки в соответствующие законодательные акты.

Одним из важнейших факторов успешного функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области является создание гибкой системы управления, обеспечивающей своевременное принятие решений. Поэтому необходимо создание такой структуры, которая была бы максимально заинтересована в развитии Особой экономической зоны в Калининградской области, наделена широким кругом полномочий и ответственностью за выполнение возложенных на нее задач. Круг самостоятельно принимаемых такой структурой решений должен быть законодательно определен.

Позитивное влияние может также оказать достижение между Российской Федерацией и Европейским союзом договоренностей о развитии Калининградской области как региона сотрудничества, которые должны обеспечить:

реализацию международных гарантий стабильности законодательства режима Особой экономической зоны в Калининградской области;

применение на территории Особой экономической зоны в Калининградской области стандартов Европейского союза для определенных видов деятельности и определенных видов товаров;

введение специального упрощенного режима оформления документов для посещения области гражданами стран Шенгенского соглашения и наоборот.

В Программе предусмотрен принцип избирательной концентрации средств по приоритетным с точки зрения компенсации оторванности региона от основной территории Российской Федерации и превращения Калининградской области в зону экспортного производства направлениям.

1. Развитие транспортного комплекса как одной из основных составляющих улучшения инвестиционного климата Калининградской области, формирование крупного международного многофункционального транспортного узла, совершенствование тарифной политики в сфере транзитного перемещения грузов и пассажиров.

В связи с расширением Европейского союза возникает угроза транспортной изоляции Калининградской области. Без наличия полноценного транспортного сообщения области как с основной территорией России, так и со странами Европы невозможно использовать выгоды экономико - географического положения региона.

Решение транспортных проблем обеспечит возможность организации устойчивого сообщения области с другими регионами России, выхода российских производителей на важнейшие мировые транспортные пути, уменьшение валютной составляющей их транспортных расходов. Для этого необходимо:

решить вопрос уровня тарифов при транзитных перевозках в (из) Калининградскую область в связи с переходом Литвы на нормы и правила Европейского союза;

обеспечить величину суммарного железнодорожного тарифа за провоз грузов из России в Калининград и обратно не выше аналогичного тарифа по территории России;

решить вопрос компенсации дополнительных расходов, связанных с транзитом грузов и пассажиров в (из) Калининградскую область через территории иностранных государств;

осуществить строительство автодорог, которые будут являться составной частью европейских транспортных коридоров.

2. Обеспечение устойчивого функционирования энергетического комплекса региона.

Калининградская область характеризуется почти полной зависимостью от поставок энергоносителей в регион.

Отсутствие прямых связей с российской энергосистемой и стремление стран Балтии перевести электростанции на синхронную работу в энергосистеме Европейского союза в связи с вхождением в эту организацию существенно снижают энергетическую безопасность области.

Положение осложняется отсутствием долгосрочных соглашений с Литвой и Белоруссией о транзитном энергоснабжении Калининградской области, что может привести к полной энергетической изоляции региона от энергосистем России.

Для решения указанных проблем необходимо осуществить строительство базового энергоисточника - Калининградской ТЭЦ-2 (ввод первой очереди - энергоблока мощностью 450 МВт в 2005 году, вопрос о строительстве второй очереди будет рассмотрен дополнительно), модернизацию Калининградской ТЭЦ-1 и других действующих энергоисточников, реконструкцию действующего газопровода, а также при необходимости строительство второго газопровода в Калининградскую область.

Представляется целесообразным определить принципы тарифной политики в отношении доставки энергоносителей на территорию области и порядок возмещения дополнительных издержек, связанных с эксклавностью территории.

3. Совершенствование систем связи и телекоммуникаций.

Благодаря своему географическому положению Калининград имеет предпосылки для превращения в крупный узел связи и телекоммуникаций, соединяющий не только Россию и Европу, но и различные страны Балтийского региона. Для этого необходимо наличие достаточно мощных, имеющих большую пропускную способность систем связи, позволяющих обеспечить высокое качество услуг с использованием всего спектра передовых технологий.

Программой предусмотрена реализация первоочередных мер, к которым относятся прокладка оптико - волоконных линий связи, строительство радиотелевизионной передающей станции и развитие объектов телефонной связи.

4. Создание условий для развития туристско - рекреационного комплекса, способного стать одним из эффективных рычагов структурной перестройки экономики.

Целью государственной политики в сфере туризма и рекреации в Калининградской области является создание и развитие на ее территории конкурентоспособной туристско - рекреационной индустрии.

Достижение этой цели предполагает:

совершенствование нормативно - правовой базы развития туризма и рекреации;

развитие межрегионального и международного сотрудничества;

содействие развитию инфраструктуры туризма;

создание системы информационного обеспечения сферы туризма, в том числе путем широкого внедрения новых информационных технологий, проведение активной рекламной деятельности по продвижению туристских продуктов Калининградской области на внутренний и внешний рынки;

дальнейшее совершенствование региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров.

Реализация указанных мер будет способствовать переходу от фрагментарного к комплексному подходу решения проблем туристско - рекреационного комплекса области.

Устойчивое развитие отрасли окажет стимулирующее воздействие на торговлю, строительство, транспорт, промышленность и сельское хозяйство, объекты культуры. В результате этого будут привлечены дополнительные финансовые ресурсы в экономику области, обеспечена занятость значительной части населения, а также повышен спрос на транспортные пассажирские перевозки, продукцию местных товаропроизводителей.

5. Решение экологических проблем.

Выполнение мероприятий с учетом обязательств России, определенных международными договорами (Хельсинкской конвенцией по охране вод Балтийского моря и созданию системы защиты побережья Балтийского моря) и международными соглашениями в области охраны окружающей среды.

В целях улучшения экологической обстановки и выхода на нормативный уровень показателей, характеризующих состояние окружающей среды, в ближайшее время необходимо осуществить строительство очистных сооружений, систем водоснабжения и канализации в населенных пунктах области, полигона по утилизации промышленных и бытовых отходов, провести работы по инженерной защите населенных пунктов области от наводнений и затоплений, берегоукреплению Балтийского моря.

Создание центра утилизации и реновации, а также решение вопросов утилизации специальной техники и техногенных отходов позволит улучшить экологическую обстановку в области и снизит вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Для привлечения средств на осуществление природоохранных мероприятий необходимо включение Калининградской области в международные экологические программы, в первую очередь, проводимые под эгидой Европейского союза, с учетом влияния, оказываемого трансграничным переносом загрязняющих веществ из стран Западной Европы на территорию области.

6. Развитие социальной сферы.

Условия жизнедеятельности, здоровье, образовательный, профессиональный и культурный уровень населения, демографическая ситуация и степень социального благополучия напрямую влияют на политическую обстановку в области и настроение ее жителей, а значит, оказывают непосредственное влияние на реализацию интересов России в регионе.

Социальная напряженность в Калининградской области во многом порождена общими проблемами области, главным образом территориальной изолированностью.

Начиная с 2002 года вопросы обеспечения жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также ряда категорий граждан, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", будут решаться в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" федеральной целевой программы "Жилище".

Одна из нерешенных проблем - обеспечение жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку. В этой сфере сложилась кризисная ситуация, которая негативно отражается на боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, ведет к оттоку квалифицированных специалистов.

Для поэтапного обеспечения жильем военнослужащих и снятия социальной напряженности в области необходимо ежегодно вводить в эксплуатацию более 5 тыс. квартир.

7. Развитие сферы научно - технической и инновационной деятельности.

Формирование и реализация научно - технической и инновационной политики основываются на создании системы, которая позволит в кратчайшие сроки и эффективно использовать в производстве интеллектуальный и научный потенциал области.

Развитие научно - технической и инновационной деятельности имеет целью в максимальной степени использовать имеющийся в области кадровый и производственный потенциал, обеспечить повышение уровня занятости населения. Приоритетные направления в этой сфере включают в себя:

создание условий для развития инновационной инфраструктуры, обеспечивающей использование результатов научных исследований и разработок;

создание механизмов и стимулов развития инновационных организаций, работающих в области коммерциализации технологий;

подготовку менеджеров для инновационной деятельности в научно - технической и промышленной сферах;

формирование сбалансированной инновационно - восприимчивой структуры экономики Калининградской области с целью повышения конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, замещения импортной продукции продукцией собственного производства;

стимулирование научно - технических новаций, развитие социально значимых и экспортно - ориентированных производств;

разработку программы санации и перепрофилирования организаций в соответствии с критериями и приоритетами, установленными настоящей Программой;

содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей, повышение роли отраслей, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости;

разработку предложений по повышению эффективности промышленных организаций на основе новых технологий и освоения производства наукоемкой продукции;

улучшение технической оснащенности рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих организаций;

дальнейшее развитие интеграционных процессов в научно - образовательной сфере;

расширение информационных услуг, разработку новых технологий производства продукции.

8. Улучшение инвестиционного климата и условий предпринимательской деятельности.

Важным направлением, обеспечивающим общегосударственные и федеральные интересы в регионе, является использование позитивного потенциала сотрудничества между Россией и Европейским союзом. Эффективное применение режима Особой экономической зоны в Калининградской области в расширяющемся пространстве Европейского союза предполагает:

а) улучшение инвестиционного климата в регионе.

Для этого необходимо осуществление следующих мер:

создание благоприятных условий для развития предпринимательства;

решение инфраструктурных проблем (транспортных, энергетических, связи, социальной защиты населения) и проблем градостроительства;

совершенствование режима Особой экономической зоны;

создание благоприятного визового режима как для жителей Калининградской области, так и для иностранных граждан;

заключение специального соглашения со страховой компанией, осуществляющей деятельность на мировом рынке и согласной застраховать риск инвесторов в Особой экономической зоне.

Для решения этих задач предполагается проведение международных переговоров;

б) создание благоприятной среды для развития предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства требует принятия мер, создающих правовые, организационные и экономические условия для субъектов малого предпринимательства, которые в максимальной степени стимулировали бы активизацию их производственной, инвестиционной и инновационной деятельности.

Для достижения этой цели предполагается осуществить:

создание системы мониторинга деятельности малых предприятий;

реализацию мероприятий, направленных на обучение и переподготовку кадров для сферы малого предпринимательства;

создание и развитие областного инновационно - технологического центра (технопарка);

разработку, реализацию и поддержку интеграционных программ в рамках межрегионального и международного сотрудничества путем оказания специализированных услуг субъектам малого предпринимательства на основе создания информационно - аналитических, экспертных, консалтинговых структур.

В этой связи необходимы создание и апробация обновленной нормативной базы государственного регулирования по следующим направлениям:

снижение барьеров входа на рынок;

введение новой системы регистрации юридических лиц и мониторинг предпринимательской деятельности;

устранение технических барьеров в процессе производства и торговли, усиление эффективности действующей системы сертификации;

устранение излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности;

снижение издержек инвесторов при согласовании и реализации инвестиционных проектов.

Для решения указанных вопросов необходимы согласованные действия федеральных и региональных органов власти;

в) развитие экспортно - ориентированных и импортозамещающих производств.

С этой целью в области необходимо создать условия для привлечения инвестиций, направляемых на создание новых и расширение действующих организаций, продукция которых будет поставляться как на внутренний рынок, так и на экспорт. При наличии производственных площадок и квалифицированных трудовых ресурсов целесообразно стимулировать создание нетрадиционных для области конкурентоспособных производств. Наиболее перспективными в этом отношении представляются два направления:

создание и развитие сборочных производств по выпуску автомототехники, персональных компьютеров, сложных бытовых приборов и других высокотехнологичных товаров с использованием импортных комплектующих, сырья и полуфабрикатов;

создание производств по доработке и предпродажной подготовке экспортных товаров, произведенных в других регионах России.

Благодаря этому удастся провести структурную перестройку хозяйства области, укрепить ее экономический потенциал, повысить устойчивость к воздействию внешних факторов;

г) развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.

Режим свободной таможенной зоны, действующий на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, стимулировал развитие сектора экономики, связанного с внешнеэкономической деятельностью. Дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности требует создания соответствующей инфраструктуры (банковской, страховой, складской), способствующей переориентации на Калининградскую область транспортных потоков, идущих в настоящее время через другие государства, и содействующей привлечению российских и иностранных инвестиций;

д) градостроительное планирование развития территории Калининградской области.

Учитывая анклавность Калининградской области, концентрацию производительных сил и населения в отдельных районах (населенных пунктах), необходимо разрабатывать Территориальную комплексную схему градостроительного планирования развития территории Калининградской области и ее частей с элементами консолидированных схем.

9. Обеспечение эффективной деятельности производственных организаций как основного структурного элемента экономической системы области.

С этой целью целесообразно сосредоточить усилия на:

внедрении в промышленности современных технологий, проведении реконструкции, модернизации и создании новых перерабатывающих мощностей (экспортно - ориентированных и импортозамещающих);

развитии машиностроения и выпуске конкурентоспособной продукции;

дальнейшем развитии целлюлозно - бумажной и мебельной промышленности;

развитии легкой промышленности за счет модернизации оборудования, использования современных технологий ведущих фирм легкой промышленности, расширения и обновления ассортимента выпускаемой продукции;

возрождении янтарной отрасли. Недостаточность финансирования не позволяет государственному унитарному предприятию "Калининградский янтарный комбинат" осуществить качественное техническое перевооружение производства и переход к новым технологиям. Решение проблем янтарной отрасли позволит обеспечить устойчивые валютные поступления за счет эффективного использования уникальных природных запасов янтаря;

развитии рыбной промышленности на основе возрождения рыбопромыслового флота, что позволит обеспечить освоение сырьевых ресурсов Балтийского моря, сохранить право доступа к биологическим ресурсам в рыболовных зонах иностранных государств, значительно увеличить поставки рыбопродукции на внутрироссийский и зарубежный рынки, загрузить имеющиеся мощности рыбоперерабатывающих, судостроительных и судоремонтных организаций, сохранить кадровый и научно - технический потенциал отрасли.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 866 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"