в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 29.09.2000 N 90 (ред. от 23.05.2002) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИЙ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ И ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫМИ РАБОТАМИ"
не действует Редакция от 23.05.2002 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 29.09.2000 N 90 (ред. от 23.05.2002) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИЙ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ И ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫМИ РАБОТАМИ"

II. Заполнение показателей формы N 4-ос

Раздел 1. Текущие затраты и затраты на капитальный ремонт

2.1. В разделе 1 отражаются текущие затраты предприятия на мероприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, затраты на капитальный ремонт основных фондов по охране окружающей природной среды, а также среднегодовая стоимость основных фондов по охране окружающей природной среды.

2.2. В этом разделе не отражаются данные, характеризующие строительство различных объектов по охране окружающей природной среды, выпуск природоохранного оборудования, технических средств и материалов и т.п., текущие бюджетные расходы, связанные с контрольной деятельностью различных государственных природоохранных органов, научными разработками в специализированных организациях (НИИ и КБ), образованием и просвещением в рамках органов начального, среднего (средне - специального) и высшего образования, управленческими затратами и др.

В стоимость основных фондов по охране окружающей природной среды не включается совокупная стоимость основных средств, применяемых в указанном строительстве или производстве.

2.3. Мероприятия, имеющие сопряженную (производственно - техническую и экологическую) значимость, отражаются в отчете только в том случае, если основной (главной) причиной их проведения является задача охраны окружающей природной среды. Такого рода действия, как правило, не приводят к существенному улучшению экономических показателей (себестоимости, прибыли и т.п.) отчитывающегося предприятия.

2.4. По строке 010 отражаются суммарно все текущие затраты предприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, осуществляемые за счет собственных или заемных средств предприятия, либо средств государственного бюджета.

В строку 010 включаются следующие текущие затраты:

на содержание и эксплуатацию основных фондов природоохранного назначения, а именно: амортизационные отчисления на восстановление основных природоохранных фондов; затраты на текущий ремонт этих фондов, на содержание персонала, обслуживающего данные фонды (оплата труда, отчисления на социальные нужды и т.п.), на сырье, материалы, топливо и электроэнергию, используемые при эксплуатации природоохранных фондов.

Типовой перечень основных фондов природоохранного назначения приведен в Приложении. Включение в отчетность основных средств сверх данного перечня подлежит обязательному согласованию с местными органами по охране окружающей природной среды, а также территориальными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. При этом в обязательном порядке должен соблюдаться принцип приоритетного функционального назначения этих фондов - охрана окружающей природной среды;

на оплату сторонних услуг, направленных на охрану окружающей природной среды (например: прием, транспортировка и очистка сточных вод, вывоз, складирование, размещение, переработка и т.д. отходов производства и потребления, проведение экологического аудита, контрольных замеров и организация природоохранного мониторинга, научных исследований и опытно - конструкторских разработок, подготовка и переподготовка специалистов и др.);

на оплату работ по вывозу, переработке, уничтожению, размещению различных отходов собственными силами;

на организацию самостоятельного контроля за вредным воздействием на окружающую природную среду и рациональное использование природных ресурсов, научно - технические исследования, управление природоохранной деятельностью на отчитывающемся предприятии (в том числе на содержание работников экологических служб);

на мероприятия по рекультивации нарушенных земель собственными силами и оплату услуг сторонних организаций (за исключением рекультивационных работ, осуществленных за счет капитальных вложений (инвестиций в основной капитал);

на текущие мероприятия по сохранению и восстановлению качества окружающей природной среды, нарушенной в результате ранее проводившейся хозяйственной деятельности;

на прочие текущие мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую природную среду и рациональному использованию природных ресурсов, состав которых согласован с местными природоохранными органами.

2.5. В строке 014 указываются фактически начисленные в отчетном году объемы амортизации на восстановление основных фондов по охране окружающей природной среды. Заполнение данных по этой строке осуществляется в соответствии с общими требованиями по отражению показателей в разделе "Амортизация и затраты на капитальный ремонт основных фондов" формы федерального государственного статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов". Это касается общего порядка применения норм амортизационных отчислений на отчитывающихся предприятиях, способов начисления амортизационных отчислений на отчитывающемся предприятии (линейного или нелинейных), всего состава основных фондов, на которые начисляется амортизация (в том числе переданных и полученных в аренду), и других общих особенностей исчисления амортизации.

2.6. В строке 020 отражаются текущие затраты предприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов. Они включают в себя расходы:

на содержание и эксплуатацию основных фондов водоохранного назначения;

на текущие мероприятия по сохранению и восстановлению качественного состояния водных ресурсов, в частности, по поддержанию в установленном порядке водоохранных зон, по регулированию стока и поддержанию благоприятного гидрологического режима и санитарного состояния малых рек;

на мероприятия по рационализации водопользования, в частности, по обеспечению повторного использования сбросных и дренажных вод, по уменьшению потерь свежей воды в ходе ее транспортировки и использования в хозяйственных процессах;

на осуществление контроля за качеством сбрасываемых сточных вод;

на осуществление контроля за качеством природных вод (включая морские и подземные);

на осуществление управления водоохранными комплексами предприятия, включая содержание сотрудников этих служб;

на прочие текущие мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов, включая попутное извлечение и утилизацию ценных веществ из сточных вод.

Затраты по комплексу мероприятий, связанных с водозабором, предварительной подготовкой (предочисткой) воды и по транспортировке забранной воды до потребителя, в отчете не отражаются.

2.7. По строке 021 выделяются общие выплаты другим предприятиям (организациям) за услуги по приему и очистке сточных вод, включаемые в состав текущих водоохранных затрат.

2.8. По строке 030 показываются текущие затраты по охране атмосферного воздуха, входящие в состав общих природоохранных текущих затрат. Они включают в себя расходы:

на содержание и эксплуатацию основных фондов атмосфероохранного назначения;

на осуществление контроля за объемом выбросов и содержанием вредных веществ в отходящих газах (включая проверку объема и токсичности выбросов транспортных средств);

на организацию наблюдения и контроля за качественным состоянием атмосферного воздуха;

на содержание сотрудников экологической службы отчитывающегося предприятия по охране атмосферного воздуха;

на мероприятия по попутному извлечению и утилизации ценных веществ из отходящих газов;

на прочие текущие мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

2.9. По строке 040 указываются текущие затраты по охране окружающей среды от отходов производства и потребления, входящие в состав общих природоохранных текущих затрат. Они включают в себя затраты:

на содержание и эксплуатацию основных фондов по охране окружающей среды от воздействия отходов производства и потребления;

на мероприятия по сбору и хранению твердых отходов, включая расходы на их транспортировку к специально организованным местам их размещения, обезвреживания или использования, находящихся в ведении отчитывающегося объекта или других предприятий (полигоны, мусороперерабатывающие и мусоросжигающие установки и заводы), а также к местам их санкционированного неорганизованного хранения;

на осуществление контроля за величиной и структурой образования и размещения отходов производства и потребления, а также их токсичностью;

на прочие текущие мероприятия по охране окружающей среды от загрязнения и захламления отходами производства и потребления.

2.10. По строке 041 отражаются общие выплаты другим предприятиям (организациям) за вывоз, прием, хранение и уничтожение отходов, включаемые в состав текущих затрат по охране поверхности земли.

2.11. По строке 050 выделяются текущие затраты по рекультивации земель, снятию, складированию и использованию плодородного слоя почвы, включая текущие затраты по эксплуатации общестроительной и специальной техники, относимые на себестоимость продукции и входящие в состав общих природоохранных текущих затрат. Здесь же отражаются текущие затраты, связанные с ликвидацией свалок, полигонов, отстойников, отвалов, "хвостов" обогатительных фабрик и т.д., связанные с восстановлением нарушенных земель.

При невозможности выделения по данным первичного учета текущих затрат на содержание основных фондов природоохранного назначения из суммарных текущих затрат предприятия допускается, в виде исключения, применение следующего расчетного метода: находится отношение среднегодовой стоимости основных фондов природоохранного назначения к среднегодовой стоимости всех основных фондов предприятия (цеха) и умножается на величину себестоимости всей товарной продукции (работ, услуг) предприятия (цеха).

Аналогично рассчитывается величина текущих затрат на содержание основных фондов по охране отдельных компонентов окружающей среды (атмосферного воздуха, водных ресурсов и поверхности земли от загрязнения отходами).

2.12. По строке 060 указываются затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения с выделением объема затрат на капитальный ремонт сооружений и установок для очистки сточных вод и рационального использования водных ресурсов (строка 061), установок, оборудования и сооружений для улавливания и обезвреживания вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух (строка 062), и сооружений, установок и оборудования для размещения и обезвреживания отходов (строка 063). Затраты на капитальный ремонт в состав текущих затрат на охрану окружающей среды не включаются.

Порядок отражения расходов на капитальный ремонт основных природоохранных фондов должен соответствовать общим требованиям при отражении затрат на капитальный ремонт основных средств по отчитывающемуся предприятию в форме федерального государственного статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов".

2.13. По строке 070 показывается среднегодовая стоимость основных фондов по охране окружающей природной среды, типовой перечень которых приведен в Приложении.

Данные по строке 070 должны корреспондироваться с показателями, характеризующими наличие основных фондов по охране окружающей среды (по балансовой стоимости), отражаемых в разделе "Наличие основных фондов" формы федерального государственного статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов".

2.14. В последующих строках выделяется соответственно стоимость фондов по охране и рациональному использованию водных ресурсов (строка 071), охране атмосферного воздуха (строка 072) и охране окружающей среды от отходов производства и потребления (строка 073).

Раздел 2. Экологические платежи и плата за природные ресурсы

2.15. В данном разделе отражаются денежные средства, фактически выплаченные предприятием в соответствии с действующим законодательством за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, а также суммы платежей за природные ресурсы.

2.16. В строках 080, 090, 100 отражаются фактические выплаты, производимые предприятием - плательщиком за загрязнение окружающей природной среды (выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов). Эти показатели складываются из сумм фактических выплат, произведенных предприятием в течение отчетного года в установленные сроки.

По рассматриваемым показателям должны отражаться как средства, перечисляемые на счета экологических фондов, так и направляемые в доход бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды и т.п.

В показатели по строкам 080, 090, 100 не входят суммы, зачисленные предприятию в счет погашения платежей за экологическое загрязнение в случае проведения им различных природоохранных мероприятий, а также средства, взысканные с предприятия по искам и штрафам при нарушении требований природоохранительного законодательства.

В случае осуществления расчетов на основе поставки товаров, оказания услуг, передачи ценных бумаг и других активов в отчетности по соответствующим строкам должны быть приведены денежные средства, засчитанные в качестве платежей за загрязнение окружающей природной среды и фактически проведенные в товарной форме, в виде услуг, ценных бумаг и т.п.

2.17. По строке 080 показываются средства, фактически выплаченные предприятием за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в границах предельно допустимых нормативов и в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

2.18. В последующих строках указываются соответственно фактические выплаты за допустимые (не превышающие предельно - допустимые нормативы и установленные лимиты (временно согласованные нормативы)) сбросы в водные объекты (строка 081) и подземные горизонты (строка 084), выбросы в атмосферный воздух (строка 082), за размещение отходов (строка 083). Сумма данных по строкам 081, 082, 083 и 084 должна быть равна данным по строке 080.

2.19. По строке 090 отражаются средства, фактически выплаченные предприятием за загрязнение окружающей среды, т.е. за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов сверх установленных предприятию нормативов.

2.20. В последующих строках показываются соответственно выплаты за сверхнормативные сбросы в водные объекты (строка 091), подземные горизонты (строка 094), сверхнормативные выбросы в атмосферный воздух (строка 092) и сверхнормативное размещение отходов (строка 093). Сумма данных по строкам 091, 092, 093 и 094 должна быть равна данным по строке 090.

2.21. По строке 100 отражается общая сумма платежей (за исключением штрафных санкций и исков), фактически перечисленных предприятием в отчетном году за загрязнение окружающей природной среды (допустимое и сверхнормативное).

2.22. По строке 110 показываются все средства (иски) и штрафы, взысканные с предприятий специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды в возмещение ущерба, причиненного нарушением природоохранительного законодательства. К ним относятся штрафные санкции за залповое или аварийное загрязнение окружающей среды, за разовое и систематическое нерациональное использование или порчу природных ресурсов (кроме установленных текущих выплат за экологическое загрязнение и пользование природными ресурсами). Штрафы, взысканные в административном порядке с должностных лиц, работающих на предприятии, здесь не учитываются.

В случае выплаты предприятием средств по добровольному или обязательному экологическому страхованию соответствующие величины в данный отчет не включаются.

2.23. В строках 120 - 124 отражаются фактические суммы (законодательно установленных) платежей за пользование природными ресурсами, аккумулирующиеся на счетах организаций, исполняющих бюджет Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством.

2.24. По строке 120 показываются фактически произведенные предприятием в соответствии с законодательством платежи за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов, за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов и платежи, направляемые на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данные по строке 120 складываются из суммы значений по строкам 121, 122, 123 и 124.

2.25. Величина фактических платежей за водные ресурсы (пользование водными объектами) приводится в строке 121. В соответствии с водным законодательством она представляет собой плату за изъятие (забор) воды из водных объектов, использование водных объектов без изъятия воды и сброс сточных вод в водные объекты. Здесь отражаются суммарные платежи за забор (сброс) в пределах установленных лимитов и выплаты за сверхлимитное водопользование. В эту строку также включается плата за оформление соответствующих лицензий.

Плата за забор (добычу) подземных вод осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

В строку 121 не включаются платежи за сброс загрязняющих веществ в водные источники со сточными водами (отражаются соответственно в строках 081 и 091), а также суммы, выплаченные за услуги коммунальных и других водопроводов и канализационных хозяйств по подаче свежей воды и отведению сточных вод отчитывающегося предприятия.

2.26. По строке 122 отражается плата за лесные ресурсы (пользование лесным фондом), которая включает всю совокупность фактически выплаченных лесных податей и платежей за аренду участков лесного фонда. Сюда же включаются средства, выплаченные отчитывающимся предприятием по итогам лесных аукционов.

2.27. По строке 123 показывается плата за недра (пользование недрами), включающая в себя фактические платежи за право пользования недрами (за право на поиски месторождений полезных ископаемых, плату за полезные компоненты, их разведку и разработку (включая плату за сверхнормативные потери в недрах), за право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств, за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых), а также отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы, акцизные сборы, связанные с непосредственной добычей полезных ископаемых, а также сборы за выдачу соответствующих лицензий. Соответствующие платежи отражаются здесь независимо от того, выплачены ли они в денежной или иной форме, предусмотренной нормативными актами (части добытого минерального сырья, предоставления услуг и т.д.).

В этой строке не показывается оплата хозяйственными объектами поступающего со стороны сырья или топлива (например, оплата поставленного газа и т.п.), а также сумма отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, передаваемых предприятиям.

2.28. По строке 124 отражается плата за землю, которая представляет собой фактически выплаченные в отчетном периоде земельный налог или арендную плату. Сюда не включаются затраты по приобретению (покупке) земельных участков, по землеустроительным и землеохранным мероприятиям.

2.29. В состав данных, отражаемых в строках 120 - 124, должны включаться платежи за соответствующие природные ресурсы как в пределах выделенной нормы (лимита, установленного объема, предельной площади и т.д.), так и за сверхнормативное (сверхлимитное) изъятие и использование (потребление) этих ресурсов. Одновременно здесь же показываются фактические платежи за безлицензионное пользование (потребление) соответствующих природных богатств, штрафы за занижение платежной базы при проведении расчетов природоресурсных платежей, за несвоевременное внесение этих платежей (пени) и т.п.

По этим строкам не отражаются штрафные выплаты, связанные с нарушением законодательных норм в части загрязнения окружающей природной среды газообразными, жидкими и твердыми вредными веществами и различными отходами (они показываются по строке 110).

2.30. По строке 130 отражаются средства, затраченные отчитывающимся предприятием на выполнение природоохранных мероприятий и засчитанные местным уполномоченным органом по охране окружающей природной среды в счет погашения (снижения величины) платежей за загрязнение окружающей среды.

2.31. По строке 140 справочно приводится расчетный (базовый) размер платежей предприятия за допустимое и сверхнормативное загрязнение, определенный природопользователем по согласованию с уполномоченным органом по охране окружающей природной среды по итогам работы за отчетный год. Он может отличаться от величины фактических выплат за допустимое и сверхнормативное загрязнение за счет задолженности предприятия по выплатам предыдущих лет, а также средств, засчитанных предприятию за выполнение природоохранных мероприятий в отчетном году.

С введением в действие настоящей Инструкции отменяется ранее действовавшая инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за текущими затратами на охрану природы, экологическими и природоресурсными платежами (форма N 4-ос), утвержденная Постановлением Госкомстата России от 21.09.95 N 156.

Управление статистики
окружающей среды
и сельского хозяйства

Приложение

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 29.09.2000 N 90 (ред. от 23.05.2002) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИЙ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ И ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫМИ РАБОТАМИ"