Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФКЦБ РФ от 24.09.2003 N 03-40/пс "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ЭМИТЕНТОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ИНЫХ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ ОРГАНИЗАЦИЙ"
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ЭМИТЕНТОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ИНЫХ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуры подготовки и осуществления проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных и иных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и специализированных депозитариев акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, инвестиционных фондов и иных лицензируемых Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг организаций (далее - организации), включая организации, в отношении которых получены сведения о ведении ими безлицензионной деятельности на рынке ценных бумаг, а также определяет права и обязанности работников Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - Федеральная комиссия), включая работников региональных отделений Федеральной комиссии и проверяемых организаций, при проведении проверок.
1.2. Проверки организаций проводятся работниками Федеральной комиссии и региональных отделений Федеральной комиссии самостоятельно, а также совместно с уполномоченными работниками федеральных органов исполнительной власти (далее - инспекторы).
1.3. Федеральной комиссией (региональным отделением Федеральной комиссии), в случае возникновения при проведении проверки необходимости получения информации о деятельности организации, связанной с иными поднадзорными Федеральной комиссии организациями, могут быть запрошены у этих организаций документы, относящиеся к деятельности проверяемой организации.
1.4. При выявлении при проведении проверки обстоятельств, позволяющих предполагать нарушение организацией законодательства Российской Федерации, надзор за соблюдением которого не входит в функции Федеральной комиссии, необходимые материалы в десятидневный срок направляются в соответствующий надзорный орган.
2. Виды проверок2.1. Проверки организаций могут быть выездными или камеральными.
2.2. Проверка, осуществляемая группой инспекторов по месту нахождения и/или ведения деятельности организации, является выездной проверкой.
Выездные проверки могут быть плановыми или внеплановыми, комплексными и совместными.
2.2.1. Под плановой выездной проверкой понимается проверка организации, включенная в план выездных проверок Федеральной комиссии (регионального отделения Федеральной комиссии).
2.2.2. Проверка организации, не включенная в план выездных проверок Федеральной комиссии (регионального отделения Федеральной комиссии) является внеплановой. Внеплановая выездная проверка организации может назначаться при получении сведений о возможных нарушениях этой организацией законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральной комиссии и в других необходимых для надлежащего выполнения Федеральной комиссией (региональным отделением Федеральной комиссии) своих функций случаях.
При внеплановой проверке инспекторы в первую очередь проверяют деятельность организации в части, касающейся отдельных действий, операций, событий.
2.2.3. Проверка деятельности организации на рынке ценных бумаг, включая ее обособленные подразделения, является комплексной выездной проверкой.
2.2.4. Совместная выездная проверка предусматривает участие по согласованию с федеральным органом исполнительной власти уполномоченных им лиц в качестве инспекторов.
2.3. Камеральная проверка проводится по месту нахождения Федеральной комиссии (регионального отделения Федеральной комиссии), осуществляется ее работниками посредством анализа имеющихся и представленных организацией и другими лицами или государственными органами документов и сведений.
3. Порядок проведения выездных проверок3.1. Выездная проверка проводится по решению председателя Федеральной комиссии (регионального отделения Федеральной комиссии) или замещающего его лица и оформляется приказом.
3.2. Приказ о выездной проверке определяет предмет проверки, состав группы инспекторов с указанием ее руководителя, срок проведения проверки.
3.3. Выездные проверки организаций осуществляются в рабочее время.
3.4. Срок проведения выездной проверки не может превышать шестидесяти дней. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации срок выездной проверки может быть продлен дополнительно на шестьдесят дней председателем Федеральной комиссии (регионального отделения Федеральной комиссии) или лицом, его замещающим.
3.5. Проверке подлежит период деятельности организации, не охваченный предыдущими выездными проверками, продолжительностью не более трех календарных лет деятельности, непосредственно предшествовавших году проведения проверки, за исключением проверки эмитентов.
Запрещается проведение повторных выездных проверок по одним и тем же обстоятельствам, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в период реорганизации или ликвидации организации, в связи с вновь возникшими обстоятельствами, или Федеральной комиссией в порядке контроля за деятельностью регионального отделения Федеральной комиссии, проводившего проверку.
3.6. Плановая выездная проверка проводится с предварительным уведомлением организации. Внеплановая выездная проверка может проводиться без предварительного уведомления организации.
Уведомление организации о выездной проверке осуществляется по средствам телефонной, факсимильной или электронной связи с направлением письменного подтверждения в срок не позднее шести дней до даты начала проверки. Заверенная копия письменного уведомления о проверке дополнительно вручается руководителем группы инспекторов руководителю (уполномоченному лицу) организации в день начала проверки.
К уведомлению может быть приложен список документов, которые организация обязана представить группе инспекторов в момент начала проверки.
3.7. Полномочия инспекторов подтверждаются заверенной копией приказа на проверку Федеральной комиссии (регионального отделения Федеральной комиссии), вручаемой руководителем группы инспекторов организации в день начала проверки, и служебными удостоверениями.
3.8. Руководитель группы инспекторов в соответствии с приказом на выездную проверку:
несет ответственность за осуществление выездной проверки;
осуществляет руководство инспекторами;
организует подготовку инспекторов к проверке;
распределяет обязанности между инспекторами;
устанавливает режим и порядок работы инспекторов;
дает инспекторам указания, обязательные для исполнения;
взаимодействует с должностными лицами организации.
Руководитель группы инспекторов вправе устанавливать для инспекторов дополнительные задания и перераспределять их обязанности. Инспекторы подчиняются руководителю группы в пределах предоставленных ему настоящим Порядком полномочий.
3.9. Инспекторами не могут быть назначены лица, имеющие личную, имущественную или иную заинтересованность в результатах проводимой проверки.
Инспектор отстраняется от участия в проверке, если в период проведения проверки Федеральной комиссией (региональным отделением Федеральной комиссии) будет установлена заинтересованность инспектора в результатах проверки или будут установлены иные обстоятельства, вызывающие сомнение в беспристрастности инспектора.
3.10. Инспекторы вправе:
по предъявлении служебного удостоверения посещать территорию, административные здания и служебные помещения организации;
вносить, выносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;
требовать всю необходимую для достижения целей проверки документированную информацию, справки и письменные объяснения, а также делать копии документов (в том числе на собственные магнитные носители) и, после надлежащего их оформления, выносить для приобщения к материалам проверки;
получать доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности организации, в режиме "только для чтения", документации на используемые автоматизированные системы, а также письменные или устные разъяснения по вопросам, связанным с их разработкой, внедрением, стандартизацией и эксплуатацией;
получать устные разъяснения по существу проверяемых вопросов.
3.11. Инспекторы обязаны:
ознакомить руководителя (уполномоченное лицо) организации с правами и обязанностями организации при проведении проверки;
выяснить все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки, а при выявлении противоправных действий (операций) организации - затребовать доказательства их совершения;
обеспечить сохранность и возврат полученных оригиналов документов, а также их рассмотрение в пределах территории организации;
соблюдать установленный режим работы и условия нормального функционирования организации;
обеспечить сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью организации, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи.
3.12. При выездной проверке организация вправе:
знакомиться со своими правами и обязанностями, установленными настоящим Порядком;
обжаловать действия инспекторов председателю Федеральной комиссии (регионального отделения Федеральной комиссии);
знакомиться с актом проверки, составленным в соответствии с пунктом 3.20 Порядка, прилагать к нему необходимые справки и письменные возражения в установленном ниже порядке.
3.13. Должностные лица и сотрудники организации, а также работники иных организаций, в том числе осуществляющих охрану организации на основе договорных отношений, не вправе:
проверять организационно-технические средства, находящиеся в пользовании инспекторов, изымать и досматривать служебные и иные документы, вещи или лишать возможности использовать их при проведении проверки;
требовать от инспекторов давать какие-либо устные и (или) письменные обязательства и объяснения;
предъявлять инспекторам иные требования, не предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.
3.14. При выездной проверке организация содействует проведению проверки, а именно:
организовывает по требованию руководителя группы инспекторов встречу инспекторов с руководителем, главным бухгалтером, контролером, руководителями основных подразделений (лицами, исполняющими их обязанности) и иными работниками организации;
обеспечивает инспектору по предъявлении служебного удостоверения свободный доступ на территорию, в административные здания и служебные помещения организации в течение рабочего дня;
предоставляет инспекторам на срок проведения проверки при наличии возможности отдельное изолированное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимыми организационно-техническими средствами и средствами связи;
предоставляет по письменному требованию инспектора в установленный им срок необходимые документы, в том числе внутренние документы, документы внутреннего учета, документы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, касающиеся как проверяемого периода деятельности, так и любого другого периода деятельности организации;
предоставляет по письменному требованию инспектора в установленный им срок справки и письменные объяснения;
делает по письменному требованию инспектора в установленный им срок копии документов (в том числе на магнитных носителях), при этом письменные копии документов должны быть оформлены надлежащим образом, то есть сшиты, пронумерованы, подписаны уполномоченным лицом и заверены печатью организации;
дает устные разъяснения по существу проверяемых вопросов;
оказывает иное содействие инспекторам.
3.15. Проверка начинается с момента вручения организации руководителем группы инспекторов заверенной копии приказа Федеральной комиссии (регионального отделения Федеральной комиссии).
3.16. Ответственным лицом организации за взаимодействие с инспекторами является контролер организации, а при его отсутствии - назначенный руководителем организации работник.
3.17. Если по требованию инспектора документы (их копии) не могут быть представлены в установленный им срок либо отсутствуют, руководитель (контролер) организации должен до истечения такого срока представить руководителю группы инспекторов письменное мотивированное объяснение о причинах невозможности их представления в этот срок.
3.18. В случае неисполнения организацией установленных пунктами 3.14 и 3.17 Порядка обязанностей (противодействия проверке), руководителем группы инспекторов в день оказания противодействия проверке составляется акт по факту противодействия проверке (приложение N 1).
Акт по факту противодействия проверке составляется в двух экземплярах и подписывается руководителем группы инспекторов и одним из инспекторов. Второй экземпляр акта вручается организации, о чем в первом экземпляре акта делается отметка с указанием даты вручения, фамилии, имени, отчества и подписи уполномоченного лица организации. При отказе уполномоченного лица организации получить акт по факту противодействия проверке руководителем группы инспекторов в указанном акте производится соответствующая запись.
3.19. По результатам выездной проверки организации инспекторами составляется акт выездной проверки.
3.20. Акт выездной проверки состоит из вводной и основной частей.
Вводная часть акта включает:
основание проверки;
предмет выездной проверки;
период деятельности организации, охватываемый проверкой;
даты начала и окончания проверки;
состав группы инспекторов;
справочные данные об организации и ее руководителе.
Основная часть акта включает:
изложение всех выявленных при проверке правонарушений организации с краткой ссылкой на установленные доказательства (документы) их совершения;
нормы законов и иных нормативных правовых актов, которые были нарушены организацией - по каждому выявленному правонарушению;
выявленные недостатки в деятельности организации (действия либо бездействие должностных лиц и (или) работников организации, формально не являющиеся нарушениями, но отрицательно влияющие на ее финансовое состояние или создающие предпосылки для возникновения нарушений, в том числе прав и законных интересов инвесторов, и дополнительных рисков);
оценку состояния системы внутреннего контроля организации (если такая система была проверена);
информацию о самостоятельном устранении организацией нарушений (недостатков), выявленных в ходе проверки организации (при наличии подтверждающих такое устранение материалов).
Выявленные факты однородных правонарушений могут группироваться в ведомости, таблицы, другие справочные материалы, которые прилагаются к акту выездной проверки.
3.21. Акт комплексной выездной проверки организации составляется с учетом фактов, отраженных в отдельных актах проверок обособленных подразделений организации.
3.22. Акт выездной проверки должен быть составлен в срок, не превышающий десяти дней после завершения проверки организации. Проверка организации может быть завершена раньше установленного в приказе срока.
3.23. Акт проверки составляется в трех экземплярах. Каждый экземпляр акта проверки должен быть зарегистрирован и иметь пометку "Для служебного пользования". При проведении совместной выездной проверки составляется дополнительный экземпляр акта, который передается в федеральный орган исполнительной власти, работники которого участвовали в проверке.
3.24. Акт проверки подписывается всеми членами группы инспекторов, а акт комплексной проверки - руководителем группы инспекторов, проводившей проверку головной организации. В случае несогласия инспектора с содержанием акта он одновременно с подписанием акта вправе приложить к нему свое особое мнение, изложенное письменно.
Руководителем группы инспекторов в акте проверки делается соответствующая пометка в случае невозможности по объективным причинам, в том числе из-за болезни, нахождения в командировке, подписания акта проверки отдельными инспекторами.
3.25. Акт проверки (первый и второй экземпляры) вручается (направляется) организации не позднее семи дней с даты его составления.
Акт считается полученным организацией с момента его вручения представителю организации под расписку или по истечении шести дней с момента направления акта организации по почте заказным письмом.
3.26. Руководитель организации (замещающее его лицо) обязан в течение семи дней с даты получения ознакомиться с актом, подписать его с пометкой "с актом ознакомлен", и направить второй экземпляр акта в Федеральную комиссию (региональное отделение Федеральной комиссии) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате его передачи в Федеральную комиссию (региональное отделение Федеральной комиссии).
3.27. В случае, если руководитель организации (лицо, его замещающее) отказался от подписания акта либо не вернул его в Федеральную комиссию (региональное отделение Федеральной комиссии) в установленный пунктом 3.26 Порядка срок, на третьем экземпляре акта делается соответствующая пометка.
3.28. Руководитель организации вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, приложить к нему письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность этих возражений.
По получении таких возражений и документов их копии передаются Федеральной комиссией (региональным отделением Федеральной комиссии) в федеральный орган исполнительной власти, работники которого участвовали в проверке.
3.29. Федеральная комиссия (региональное отделение Федеральной комиссии) рассматривает акт выездной проверки, а также документы и материалы, представленные организацией, в течение не более тридцати дней с момента получения от организации второго экземпляра акта.
В случае невозврата в Федеральную комиссию (региональное отделение Федеральной комиссии) руководителем организации второго экземпляра акта выездной проверки либо нарушения установленного пунктом 3.26 срока его направления Федеральная комиссия (региональное отделение Федеральной комиссии) рассматривает акт выездной проверки в срок не позднее сорока пяти дней с даты вручения (передачи) акта организации.
3.30. Все полученные в ходе выездной проверки материалы формируются в отдельное дело проверки организации и подлежат хранению в Федеральной комиссии (региональном отделении Федеральной комиссии) в соответствии с установленным порядком. Иные (черновые) материалы, относящиеся к проверке организации, уничтожаются при формировании дела проверки.
4. Особенности порядка проведения выездных проверок обособленных подразделений (филиалов и представительств) организаций4.1. Решение о проведении выездной проверки обособленного подразделения организации принимается председателем Федеральной комиссии (регионального отделения Федеральной комиссии, на подведомственной территории которого находится обособленное подразделение) или замещающим его лицом.
4.2. При проверке обособленного подразделения организации нормы настоящего Порядка в отношении организации применяются непосредственно к обособленному подразделению.
4.3. Дополнительные экземпляры приказа на проверку и акта проверки направляются головной организации.
Дополнительный экземпляр акта проверки также направляется в региональное отделение по месту нахождения головной организации, если проверку обособленного подразделения проводили инспекторы другого регионального отделения Федеральной комиссии.
5. Порядок проведения камеральных проверок5.1. Камеральная проверка может назначаться при получении сведений о возможных нарушениях организацией законодательства Российской Федерации и нормативных актов Федеральной комиссии и в других необходимых для надлежащего выполнения Федеральной комиссией (региональным отделением Федеральной комиссии) своих функций случаях.
Камеральная проверка назначается письменным поручением председателя Федеральной комиссии (регионального отделения Федеральной комиссии) или члена Федеральной комиссии (приложение N 2).
В поручении указываются руководитель подразделения Федеральной комиссии (регионального отделения Федеральной комиссии), которому поручается организация проведения камеральной проверки, документ, в котором содержатся подлежащие проверке сведения, либо наименование проверяемой организации с указанием ее действий или операций, которые необходимо проверить. Руководитель назначенного для проведения проверки подразделения (далее - руководитель подразделения) своим письменным указанием на бланке поручения назначает для проведения камеральной проверки конкретного сотрудника подразделения в соответствии с его служебными обязанностями.
5.2. Срок проведения камеральной проверки не может превышать пяти месяцев. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации срок камеральной проверки может быть продлен назначившим ее председателем Федеральной комиссии (регионального отделения Федеральной комиссии) или членом Федеральной комиссии дополнительно на один месяц.
Срок камеральной проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, не может быть более тридцати дней.
5.3. При проведении камеральной проверки Федеральная комиссия (региональное отделение Федеральной комиссии) вправе истребовать у организации необходимые объяснения, сведения и документы.
5.4. По результатам камеральной проверки проводившим ее сотрудником составляется акт о камеральной проверке, который утверждается руководителем подразделения и представляется председателю Федеральной комиссии (регионального отделения Федеральной комиссии) или члену Федеральной комиссии, назначившему камеральную проверку.
Акт включает в себя:
сведения о поручении на проверку;
изложение фактических обстоятельств, установленных при проверке действий (операций) организации, доказательств, на которых основаны выводы сотрудника по результатам проверки;
нормы законов и иных нормативных правовых актов, которые были нарушены организацией (при установлении факта совершения организацией правонарушения);
выявленные недостатки в деятельности организации;
выводы и предлагаемые решения в отношении организации, сделанные сотрудником по результатам проверки, а также их обоснования.
5.5. Акт о камеральной проверке рассматривается председателем Федеральной комиссии (регионального отделения Федеральной комиссии) или членом Федеральной комиссии, назначившим проверку, в срок не более четырнадцати дней с даты утверждения акта начальником подразделения.
5.6. По окончании проверки все материалы проверки формируются в отдельное дело проверки и подлежат хранению в Федеральной комиссии (региональном отделении Федеральной комиссии) в соответствии с установленным порядком.
6. Решение по проверке6.1. Федеральная комиссия (региональное отделение Федеральной комиссии) по результатам рассмотрения акта выездной проверки или отчета о камеральной проверке принимает решение в отношении организации. Решение принимается в форме распоряжения, предписания, предупреждения или в иных установленных законодательством Российской Федерации формах.
Решение, либо его заверенная копия, либо уведомление о принятом решении направляется в организацию не позднее трех дней с даты его принятия.
Если по результатам проверки нарушений в деятельности организации не установлено, решение Федеральной комиссии (регионального отделения Федеральной комиссии) или уведомление о принятом решении может в организацию не направляться.
6.2. В случае направления Федеральной комиссией (региональным отделением Федеральной комиссии) в организацию предписания в целях прекращения и/или предотвращения выявленных при проверке правонарушений организация обязана исполнить его в указанный в предписании срок и представить в Федеральную комиссию (региональное отделение Федеральной комиссии) отчет об исполнении этого предписания.
К отчету должны быть приложены надлежащим образом оформленные копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФКЦБ РФ от 24.09.2003 N 03-40/пс "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ЭМИТЕНТОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ИНЫХ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ ОРГАНИЗАЦИЙ"