Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.10.2004 N 540 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКУЮ ПРОГРАММУ "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ" НА 2002-2006 ГОДЫ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ" НА 2002-2006 ГОДЫ
Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2001 г. N 105-р.
Новая редакция Программы, ее структура и ожидаемые результаты реализации соответствуют приоритетам, связанным с инновационным развитием отраслей промышленности и приведением институциональных условий и инфраструктуры в соответствие с потребностями бизнеса, предусмотренным в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р и Основам политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденным Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г.
II. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации ПрограммыОсновными целями Программы являются развитие и использование научно-технологического потенциала, включая комплексное развитие национальной инновационной системы Российской Федерации, на основе повышения инновационной активности, восприимчивости организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики.
Срок реализации Программы - 2002-2006 годы.
Реализация Программы включает в себя два этапа:
I этап - 2002-2004 годы (реализация осуществлялась в рамках федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 605);
II этап - 2005-2006 годы (новая редакция Программы).
Основными задачами Программы на первом этапе являлись:
получение новых знаний, обеспечение опережающего развития фундаментальной науки, осуществление важнейших прикладных исследований и разработок;
научно-техническое обеспечение перехода отраслей экономики на качественно новые технологические уровни;
создание научно-технологической базы федеральных целевых программ, обеспечивающих инновационный рост экономики страны, выход на внутренний и мировой рынки высокотехнологичной продукции;
развитие научно-технического и интеллектуального потенциала, сохранение ведущих научных школ и коллективов;
сохранение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, включая космические и авиационные технологии;
сохранение и развитие научно-технического и производственного потенциала в области создания современных научных приборов и оборудования;
создание основ государственной научно-технической политики, системы приоритетов науки, технологий и техники, механизма их реализации за счет средств федерального бюджета;
активизация деятельности по обмену знаниями и технологиями между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования.
На втором этапе в состав Программы включены работы, финансируемые ранее в рамках федеральной целевой программы "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы", а также следующие работы, которые финансировались за счет средств федерального бюджета, не предусмотренных этой Программой:
научное сопровождение важнейших инновационных проектов государственного значения;
технологическое развитие гражданских отраслей промышленности;
развитие кадрового потенциала научно-технической сферы;
развитие инновационной структуры науки и вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;
прикладные экономические исследования;
развитие приборной базы научных организаций и высших учебных заведений;
содержание уникальных стендов и установок научных организаций;
государственная поддержка центров коллективного пользования научным оборудованием;
поддержка научно-исследовательских работ молодых ученых, аспирантов и студентов.
Основными задачами Программы на втором этапе являются:
определение и реализация приоритетов в сфере проблемно-ориентированных поисковых и прикладных исследований в интересах получения новых знаний, составляющих основу технологических инноваций;
развитие системы, направленной на реализацию научных и технологических приоритетов, финансируемых из федерального бюджета опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок, обеспечивающих национальную безопасность и конкурентоспособность экономики, в том числе в области создания критических технологий;
создание механизмов концентрации государственных и негосударственных ресурсов, необходимых для создания и коммерциализации отечественных технологий, предусматривающих сквозное планирование и управление крупными инновационными проектами, осуществляемыми с участием государства, на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, от этапа разработки технологий до стадии их широкого коммерческого использования;
развитие инфраструктуры инновационной деятельности, развитие механизмов стимулирования инновационной активности организаций всех секторов экономики, совершенствование системы финансовой поддержки инновационной деятельности;
содействие укреплению и развитию материально-технической базы организаций научно-технической сферы, включая современную стендовую и приборную базу;
оптимизация структуры государственного научно-технического комплекса, совершенствование правоотношений между государством и субъектами научно-технической деятельности;
совершенствование нормативной правовой базы, стимулирующей создание и реализацию инноваций, а также эффективную защиту прав интеллектуальной собственности;
развитие системы подготовки специалистов по организации и управлению в инновационной сфере.
Система программных мероприятий на втором этапе реализуется в два подэтапа: 1-й подэтап - 2005 год и 2-й подэтап - 2006 год.
Основными задачами первого подэтапа являются:
интеграция работ по непрограммной тематике, отработка механизмов отбора инновационных проектов и новых процедур управления Программой;
осуществление запуска пилотных проектов новых элементов системы программных мероприятий;
изменение порядка финансирования работ по непрограммной тематике;
отработка механизмов определения приоритетов;
уточнение критериев отбора и параметров финансирования инновационных проектов;
корректировка и уточнение программных мероприятий;
принятие необходимых ведомственных нормативных актов, связанных с управлением Программой.
Основными задачами второго подэтапа являются:
уточнение необходимых элементов инновационной структуры;
обеспечение в рамках Программы сквозного инновационного цикла;
формирование комплекса коммерческих передовых технологий для последующего распространения.
Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы и конечные результаты, характеризующие прямой эффект от реализации Программы на втором этапе (таблица 1).
Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий на 2 этапах реализации Программы.
Программные мероприятия на первом этапе осуществлялись в рамках федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 605.
Внесение изменений в систему программных мероприятий на втором этапе реализации новой редакции федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы на основе объединения работ научно-технологического профиля и реализации программно-целевого подхода необходимо для того, чтобы обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, предпринимательства и научного сообщества в осуществлении перехода страны на инновационный путь развития.
Структурообразующими блоками Программы являются проекты, сгруппированные по этапам инновационного цикла: "Генерация знаний", "Разработка технологий" и "Коммерциализация технологий", в которых формируются приоритеты, разрабатываются критерии и процедуры оценки и отбора проектов.
Перечень мероприятий на 2005-2006 годы Программы и объемы финансирования приведены в приложении N 1.
1. Блок "Генерация знаний"Мероприятие 1.1. Осуществление выбора ограниченного числа приоритетов в развитии проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладных разработок на основе независимой экспертизы и технологического прогноза.
И1.1.1. Данные научно-технологического прогноза.
И1.1.2. Перечень направлений конкурентоспособности российской науки, обеспечивающих концентрацию ресурсов на ограниченном числе приоритетных направлений (не более 7-8).
И1.1.3. Перечень приоритетов для финансирования в рамках Программы (не более 7-8).
2. Блок "Разработка технологий"Мероприятие 2.1. Разработка технологического прогноза с целью определения приоритетов технологического развития на средне- и долгосрочную перспективу на основе независимых экспертных оценок с учетом мнения научного сообщества и предпринимателей.
И2.1.1. Данные научно-технологического прогноза.
И2.1.2. Перечень направлений обеспечения конкурентоспособности российских технологий, предусматривающих концентрацию ресурсов на ограниченном числе приоритетных направлений (не более 7-8).
3. Блок "Коммерциализация технологий"Мероприятие 3.1. Определение приоритетных направлений коммерциализации технологий, создание нормативно-правовой и методической базы.
И3.1.1. Определение перечня приоритетных направлений коммерциализации технологий.
И3.1.2. Количество инициированных государством в соответствии с приоритетами масштабных проектов коммерциализации перспективных технологий (единиц).
IV. Ресурсное обеспечение ПрограммыФинансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет внебюджетных источников. Ориентировочные расходы на реализацию программных мероприятий на втором этапе приведены в таблице 3. Ежегодные объемы финансирования Программы будут уточняться в соответствии с проектом федерального бюджета на планируемый год.
Предусмотренный Программой рост расходов на втором этапе связан с включением в ее состав работ по инновационной тематике и распространением применения программно-целевого подхода на расходование средств федерального бюджета в размере около 4,7 млрд. рублей на осуществление работ, финансирование которых до 2005 года осуществлялось вне рамок Программы.
Включение в Программу работ по тематике, которая финансировалась вне Программы путем предоставления субвенций, предполагает, что финансирование данных работ будет осуществляться исключительно на конкурсной основе, путем заключения государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд.
В 2005 году расходы на реализацию Программы составят 12217,1 млн. рублей (оценка), из них 7400,1 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.
В 2006 году расходы на реализацию Программы составят 14188,2 млн. рублей (оценка), из них 7973,2 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.
Доля внебюджетного финансирования в 2005-2006 годах составит примерно 40 процентов.
Перечень инвестиционных объектов, предусмотренных Программой, приведен в приложении N 2.
Таблица 3
Расходы на реализацию программных мероприятий на втором этапе (2005-2006 годы)
(млн. рублей, в ценах 2004 года)
Ориентировочные расходы на реализацию программных мероприятий по основным блокам и управление Программой в 2005-2006 годах приведены в таблице 4.
Расходы на реализацию программных мероприятий по основным блокам и управление Программой в 2005-2006 годах
(млн. рублей, в ценах 2004 года)
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых с исполнителями программных мероприятий. Отбор объектов и проектов, предусмотренных программными мероприятиями, и исполнителей проектов проводится на конкурсной основе.
Государственный заказчик осуществляет конкурсный отбор исполнителей (организаций) с целью наиболее выгодного размещения заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд. С организациями, которые способны осуществить мероприятия Программы на наиболее выгодных условиях, государственный заказчик заключает государственный контракт.
Программой предусматриваются мероприятия по организации и осуществлению мониторинга за ходом ее реализации. Для оценки эффективности Программы разработана основа для построения системы целевых индикаторов. Оценка достигнутых результатов, осуществляемая с использованием индикаторов, должна формироваться в том числе с помощью данных официальной государственной статистики, опросов общественного мнения и получения информации из других источников.
Результаты мониторинга выполнения программных мероприятий публикуются в средствах массовой информации не реже 2 раз в год. Оперативная информация о ходе реализации Программы, отдельных программных мероприятий, об условиях проведения конкурсов размещается в сети Интернет.
VI. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализацииГосударственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Государственный заказчик - координатор Программы несет ответственность за эффективную реализацию Программы.
Государственными заказчиками Программы являются Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.
Руководителем Программы является Министр образования и науки Российской Федерации. Руководитель Программы несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Министерство образования и науки Российской Федерации в ходе выполнения Программы:
осуществляет контроль за деятельностью государственных заказчиков Программы;
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы, в том числе акты, устанавливающие порядок и условия проведения конкурсов для определения исполнителей программных мероприятий;
вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и другие необходимые для выполнения Программы документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации;
подготавливает с учетом предложений государственных заказчиков Программы и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы на очередной год;
направляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом;
ежегодно, до 1 февраля, представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по Программе, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств;
ежегодно уточняет целевые индикаторы, мероприятия и расходы на реализацию программных мероприятий, а также механизм реализации Программы;
утверждает перечень индикаторов для мониторинга реализации программных мероприятий;
инициирует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
при необходимости вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо о прекращении ее выполнения;
по завершении Программы подготавливает и до 1 марта 2007 г. представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Федеральное агентство по науке и инновациям в ходе выполнения Программы:
составляет детализированный организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы;
в случае сокращения объемов бюджетного финансирования работ по Программе разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и при необходимости разрабатывает предложения по их корректировке;
вносит предложения и участвует в уточнении целевых индикаторов и расходов на реализацию программных мероприятий, а также в совершенствовании механизма реализации Программы;
организует ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг программных мероприятий;
организует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
осуществляет управление деятельностью исполнителей Программы;
обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому программному мероприятию, заключает государственные контракты;
организует внедрение информационных технологий в целях управления и контроля за ходом реализации Программы, обеспечивает размещение в сети Интернет материалов о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий, привлеченных внебюджетных ресурсах, проведении конкурсов на реализацию программных мероприятий, об условиях участия в Программе инвесторов;
согласовывает с государственным заказчиком-координатором и основными заинтересованными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов субъектов Российской Федерации, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком Программы и организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
представляет государственному заказчику-координатору статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
при необходимости представляет государственному заказчику-координатору предложения о продлении срока либо о прекращении реализации Программы;
ежегодно, до 15 января, представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по Программе, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств.
Федеральное агентство по образованию в ходе выполнения Программы:
участвует в ведении ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
вносит предложения и участвует в уточнении целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, а также в совершенствовании механизма реализации Программы;
представляет государственному заказчику-координатору статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
ежегодно, до 15 января, представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по Программе, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств.
В рамках системы управления Программой создается научно-координационный совет.
В состав научно-координационного совета входят ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества, общественных объединений и федеральных органов исполнительной власти. Состав совета утверждается Министром образования и науки Российской Федерации.
Председателем научно-координационного совета является Министр образования и науки Российской Федерации.
Научно-координационный совет:
готовит рекомендации по тематике и объемам финансирования заказов на закупку товаров и услуг в рамках программных мероприятий;
рассматривает материалы о ходе реализации программных мероприятий;
проводит проверку выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования выделяемых средств;
готовит рекомендации по более эффективной реализации программных мероприятий с учетом хода реализации Программы и тенденций развития национальных инновационных систем в России и за рубежом;
выявляет научные, технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы;
рассматривает результаты экспертизы содержания и стоимости проектов и мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном году.
Государственным заказчиком-координатором с участием государственных заказчиков в установленном порядке создается конкурсная комиссия.
Для оперативного управления реализацией Программы государственными заказчиками в установленном порядке создается дирекция. Дирекция Программы является государственным учреждением и финансируется по смете в рамках средств, выделяемых на реализацию Программы. Положение о дирекции Программы утверждает Министр образования и науки Российской Федерации.
В компетенцию дирекции входит:
организация независимой экспертизы проектов на всех этапах реализации Программы;
мониторинг хода выполнения Программы;
ведение баз данных;
исполнение по поручению государственных заказчиков части функций организатора конкурсов на договорных условиях и на безвозмездной основе.
До начала реализации Программы Министр образования и науки Российской Федерации утверждает положение об управлении Программой, определяющее порядок взаимодействия государственных заказчиков Программы, функции и полномочия создаваемых органов в системе управления Программой, порядок принятия решений, проведения независимой экспертизы, привлечения управляющих компаний, ресурсного обеспечения программных мероприятий, мониторинга их реализации и корректировки механизма осуществления Программы.
VII. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации ПрограммыМетодика оценки показателей эффективности базируется на решении в заданные сроки задач, определенных целевыми индикаторами, при этом учитываются основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2007 года. Расчет показателей эффективности осуществляется путем суммирования показателей, характеризующих прогнозируемые результаты выполнения основных мероприятий Программы.
Основной экономический эффект от выполнения Программы на втором этапе связан с реализацией программных мероприятий в рамках блока "Коммерциализация технологий", при этом мероприятия в блоках "Генерация знаний" и "Разработка технологий" носят обеспечивающий характер. В связи с тем что в Программе значительный объем ресурсов направляется на развитие инновационной инфраструктуры, на обеспечение сохранения и развития среды генерации знаний, позитивный социально-экономический эффект от реализации Программы в значительной степени ожидается уже после завершения ее выполнения.
Реализация Программы обеспечит сбалансированное решение двух основных задач:
поддержание и развитие среды генерации знаний и инновационной деятельности в широком диапазоне предметных областей как базы для выбора и реализации крупномасштабных приоритетных проектов;
создание передовых технологий, имеющих коммерческое значение, для последующего применения в различных отраслях экономики.
Благодаря этому реализация Программы позволит создать предпосылки развития и повышения эффективности научно-технологического потенциала.
Реализация программных мероприятий будет способствовать развитию 100 ведущих научных школ, сохранению рабочих мест в сфере науки для 40 тыс. высококвалифицированных специалистов, привлечению к проведению исследований по приоритетным направлениям около 3 тыс. молодых специалистов. За счет сквозной системы отбора инновационных проектов на всех стадиях развития инновационной инфраструктуры, реализации мероприятий по коммерциализации и трансферу передовых технологий будут обеспечены: уровень использования результатов научных исследований для разработки технологий - не менее 10 процентов, уровень коммерциализации разрабатываемых технологий - около 50 процентов, создание 14 передовых технологий с высоким потенциалом распространения в экономике, прирост объемов производства высокотехнологичной продукции за счет внедрения разработанных передовых технологий - около 10 млрд. рублей.
Реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение следующих положительных эффектов:
на макроуровне - увеличение вклада в прирост валового внутреннего продукта, повышение эффективности предприятий за счет технологического перевооружения, снижение доли сырьевого сектора в экономике страны, опережающий рост производства и продаж инновационной продукции, улучшение структуры экспорта за счет роста в нем доли продукции высокой степени переработки и повышение удельного веса наукоемкой продукции российского производства на мировом рынке, снижение энергоемкости валового внутреннего продукта;
на микроуровне - увеличение численности и удельного веса в экономике инновационно активных предприятий, рост капитализации предприятий за счет интеллектуальной собственности, повышение интереса предприятий к инновациям и рост доли негосударственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций научно-технической сферы, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала, увеличение доли нематериальных активов, находящихся в хозяйственном обороте, укрепление связей и расширение взаимовыгодного сотрудничества между наукой, образованием и производством;
в сфере инновационного развития - обеспечение разработки новых передовых технологий, сокращение сроков их освоения, активизация инновационно-технологического обмена между предприятиями, сохранение уникального научно-исследовательского оборудования, обеспечение эффективной защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
в социально-экономической сфере, в науке и образовании - повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, оптимизация их возрастной структуры, повышение уровня доходов работников научно-технической сферы, сохранение рабочих мест в этой сфере, предотвращение оттока научно-технических кадров в другие страны, сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;
в бюджетной сфере - концентрация бюджетных ресурсов для поддержки инновационной деятельности, повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов по инновационной тематике, сокращение числа бюджетных научных организаций, повышение уровня внебюджетного софинансирования расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечение дополнительных налоговых поступлений.
По экспертным оценкам, могут быть достигнуты следующие показатели социально-экономической эффективности Программы:
В целом реализация Программы обеспечит повышение инновационной активности субъектов экономической деятельности, создание необходимой инновационной инфраструктуры, развитие научно-технического и технологического потенциала отечественной экономики, что позволит повысить его эффективность и создать необходимые предпосылки для дальнейшего научно-технического прогресса и улучшения структуры российской экономики.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.10.2004 N 540 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКУЮ ПРОГРАММУ "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ" НА 2002-2006 ГОДЫ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"