Наименование Программы | | - федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы |
| | |
Основание для разработки Программы | | - распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 января 2001 г. N 105-р |
| | |
Государственный заказчик - координатор Программы | | - Министерство образования и науки Российской Федерации |
| | |
Государственные заказчики Программы | | - Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию |
| | |
Основные разработчики Программы | | - Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям |
| | |
Цель Программы | | - развитие и использование научно-технологического потенциала, включая комплексное развитие национальной инновационной системы Российской Федерации, на основе повышения инновационной активности, восприимчивости организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики |
| | |
Основные задачи Программы | | - определение и реализация приоритетов в сфере проблемно-ориентированных поисковых и прикладных исследований в интересах получения новых зданий, составляющих основу технологических инноваций; |
| | развитие системы реализации научных и технологических приоритетов, в том числе в области создания критических технологий, финансируемых из федерального бюджета опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок, обеспечивающих национальную безопасность и конкурентоспособность экономики; |
| | разработка механизмов концентрации государственных и негосударственных ресурсов на создании и коммерциализации отечественных технологий, предусматривающих сквозное планирование и управление крупными инновационными проектами, осуществляемыми с участием государства и связанными с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, от этапа разработки технологий до стадии их широкого коммерческого использования; |
| | развитие инфраструктуры инновационной деятельности, развитие механизмов стимулирования инновационной активности организаций всех секторов экономики, совершенствование системы финансовой поддержки инновационной деятельности; |
| | содействие укреплению и развитию материально-технической базы организаций научно-технической сферы, включая современную стендовую и приборную базу; |
| | оптимизация структуры государственного научно-технического комплекса, совершенствование правоотношений между государством и субъектами научно-технической деятельности; |
| | совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей создание и реализацию инноваций, а также эффективную защиту прав интеллектуальной собственности; |
| | развитие системы подготовки специалистов по организации и управлению в инновационной сфере |
| | |
Сроки и этапы реализации Программы | | - 2002-2006 годы, в том числе: I этап - 2002-2004 годы; II этап - 2005-2006 годы |
| | |
Перечень основных мероприятий Программы | | - блок "Генерация знаний": |
| определение приоритетов в сфере проблемно-ориентированных поисковых и прикладных исследований в интересах получения новых знаний, составляющих основу технологических инноваций; |
| | реализация научных и технологических приоритетов на основе финансируемых за счет средств федерального бюджета проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладных разработок, предусматривающих создание научно-технического задела в области создания критических технологий; |
| | содействие оптимизации государственного научно-технического сектора за счет концентрации ресурсов в ведущих научных и научно-образовательных центрах; |
| | содействие программной и институциональной интеграции науки и образования с целью развития и совместного использования научной, кадровой, опытно-экспериментальной и приборной базы академического и вузовского секторов науки, а также кадрового потенциала в исследовательском и учебном процессах; |
| | содействие кадровому обеспечению наукоемких секторов экономики. |
| | Блок "Разработка технологий": |
| | выбор научно обоснованных приоритетов технологического развития с целью укрепления обороноспособности страны и обеспечения конкурентоспособности экономики; |
| | концентрация ресурсов государства и предпринимательства на приоритетных направлениях технологического развития, финансирование разработки критических технологий, которые обладают высоким потенциалом коммерциализации; |
| | создание технологической и инновационной инфраструктур, в том числе за счет обеспечения научных организаций необходимым научным оборудованием и информационными ресурсами, содействие интеграции науки и образования; |
| | создание системы защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности в отношении создаваемых технологий и содействие введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. |
| | Блок "Коммерциализация технологий": |
| | определение приоритетов коммерциализации новых перспективных технологий; |
| | коммерциализация и распространение новых перспективных технологий; |
| | развитие системы венчурного финансирования коммерциализации перспективных технологий |
| | |
Исполнители мероприятий Программы | | - организации, отбираемые на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Объемы и источники финансирования Программы | | - всего на 2002-2006 годы (в ценах 2004 года) - 41,1 млрд. рублей, |
| в том числе средства федерального бюджета - 27,1 млрд. рублей |
| из них: |
| | научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 26 млрд. рублей; |
| | капитальные вложения - 1,1 млрд. рублей; |
| | средства внебюджетных источников - 14 млрд. рублей. |
| | Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год |
| | |
Ожидаемые конечные результаты | | - в 2005-2006 годах намечается достигнуть следующих основных результатов: |
реализации Программы | | дополнительный объем производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет применения созданных передовых технологий (в ценах 2004 года) - около 10 млрд. рублей; |
| | дополнительный объем экспорта высокотехнологичной продукции (в ценах 2004 года) - около 4 млрд. рублей; |
| | объем привлеченных внебюджетных средств для коммерциализации технологий (в ценах 2004 года) - около 10 млрд. рублей; |
| | 80 созданных новых высокотехнологичных организаций; |
| | 8 тыс. созданных рабочих мест для высококвалифицированных работников; |
| | 55 разработанных перспективных проблемно-ориентированных исследовательских проектов, передаваемых для последующей разработки передовых технологий; |
| | 160 разработанных технологий, пригодных для последующей коммерциализации; |
| | 350 патентов на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, полученные при реализации программных мероприятий; |
| | 130 инициированных крупных проектов коммерциализации, разработанных передовых технологий и их трансфера; |
| | 14 созданных передовых коммерческих технологий для применения в отраслях экономики; |
| | 2700 молодых специалистов, привлекаемых к проведению исследований по приоритетным направлениям; |
| | 70 созданных организаций и объектов инфраструктуры инновационной деятельности (центры коллективного пользования научным оборудованием, центры трансфера технологий и т. п.) |
| | |
Система организации контроля за исполнением Программы | | - контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - координатор и государственные заказчики |
| | |
Экономическая эффективность Программы | | - реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение следующих результатов: |
| | увеличение прироста валового внутреннего продукта, повышение эффективности работы организаций за счет технологического перевооружения, опережающий рост производства и продаж инновационной продукции, повышение удельного веса наукоемкой отечественной продукции на мировом рынке; |
| | увеличение численности и удельного веса инновационно активных организаций в экономике, рост капитализации организаций за счет интеллектуальной собственности, повышение интереса организаций к инновациям и рост доли внебюджетного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; |
| | обеспечение разработки новых передовых технологий, сокращение сроков их освоения, активизация инновационно-технологического обмена между организациями, сохранение уникального научно-исследовательского оборудования; |
| | повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры, сохранение рабочих мест, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи; |
| | концентрация бюджетных ресурсов на поддержке инновационной деятельности; |
| | повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов, сокращение числа бюджетных научных организаций, обеспечение дополнительных налоговых поступлений; |
| | обеспечение доли прироста объема производства высокотехнологичной продукции в размере до 10-15 процентов в 2006 году; |
| | обеспечение прироста количества инновационно активных организаций на 25-30 процентов в 2006 году; |
| | сохранение около 40 тыс. рабочих мест в сфере науки и образования; |
| | рост вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных Программой, на 40-60 процентов в 2006 году; |
| | увеличение внебюджетного финансирования проектов коммерциализации технологий до 60-65 процентов |