| КАТЕГОРИЯ 7. НАВИГАЦИЯ И АВИАЦИОННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА | |
7.1. | Системы, оборудование и компоненты | |
| Особое примечание. | |
| Для автоматических систем управления подводных аппаратов - см. категорию 8, для РЛС - категорию 6 | |
7.1.1. | Линейные акселерометры, разработанные для использования в инерциальных системах навигации или наведения и имеющие любую из следующих характеристик, и специально разработанные для них компоненты: | 9014 20 900 0; 9032 89 |
| а) стабильность смещения меньше (лучше) 130 микро g относительно фиксированной калиброванной величины на протяжении периода в 1 год; | |
| б) стабильность масштабного коэффициента меньше (лучше) 0,013 % относительно фиксированной калиброванной величины на протяжении периода в 1 год; или | |
| в) предназначенные для работы при линейных ускорениях, превышающих 100 g | |
| Особое примечание. | |
| Для угловых или вращающихся акселерометров см. пункт 7.1.2 | |
7.1.2. | Гироскопы и угловые или вращающиеся акселерометры, имеющие любую из следующих характеристик, и специально разработанные для них компоненты: | 9014 20 130 0; 9032 89 |
| а) стабильность скорости дрейфа, измеренную в условиях воздействия 1 g на протяжении периода в 3 месяца относительно фиксированной калибровочной величины: меньше (лучше) 0,1° в час для предназначенных (по паспорту) для работы при линейных ускорениях ниже 10 g; или | |
| меньше (лучше) 0,5° в час для предназначенных (по паспорту) для работы при линейных ускорениях от 10 g до 100 g включительно; или | |
| б) предназначены (по паспорту) для работы при линейных ускорениях, превышающих 100 g | |
7.1.3. | Инерциальные навигационные системы (ИНС) и специально разработанные компоненты: | |
7.1.3.1. | Инерциальные навигационные системы на кардановом подвесе или бесплатформенные и инерциальное оборудование, разработанное для летательных аппаратов, наземных средств передвижения или космических аппаратов для ориентации в пространстве, наведения или управления, имеющие любую из следующих характеристик, и специально разработанные для них компоненты: | 9014 10 900 0; 9014 20 900 0 |
| а) навигационную ошибку (чисто инерциальную) после нормальной выставки от 0,8 морской мили (1500 м) в час кругового вероятного отклонения (КВО) или меньше (лучше); или | |
| б) предназначенные для работы при линейных ускорениях выше 10 g; | |
7.1.3.2. | Гибридные инерциальные навигационные системы, сопряженные с глобальной навигационной спутниковой системой (системами) (GNSS) или с навигационной системой (системами) на основе эталонных баз данных (DBRN) для определения положения в пространстве, наведения или управления после нормальной выставки, имеющие навигационную точность определения местоположения ИНС после потери связи с GNSS или DBRN на время до 4 минут меньше (лучше) 10 м КВО | |
| Примечания: | |
| 1. Параметры, указанные в пунктах 7.1.3.1 и 7.1.3.2, применимы для любого из следующих условий среды: | |
| а) суммарная эффективная случайная вибрация на входе равна 7,7 g (среднеквадратичная величина) в первые полчаса и полная продолжительность испытания вдоль каждой из трех взаимноперпендикулярных осей составляет полтора часа, при этом случайная вибрация характеризуется следующими параметрами: | |
| постоянная величина спектральной плотности мощности 0,04 g(2)/Гц в частотном интервале от 15 Гц до 1000 Гц; и | |
| спектральная плотность мощности спадает в зависимости от частоты от 0,04 g(2)/Гц до 0,01 g(2)/Гц в частотном интервале от 1000 Гц до 2000 Гц; | |
| б) скорости крена и рыскания равны или больше +2,62 рад/с (150 град/с); или | |
| в) условий, указанных в национальных стандартах, положения которых эквивалентны пунктам "а" и "б" настоящего примечания | |
| 2. По пункту 7.1.3 не контролируются инерциальные навигационные системы, сертифицированные для применения на гражданских летательных аппаратах | |
| Технические примечания: | |
| 1. К системам, указанным в пункте 7.1.3.2, относятся как ИНС, так и другие независимые навигационные вспомогательные средства, которые встраиваются (вставляются) в отдельную конструкцию и объединяются в целях достижения улучшенных характеристик | |
| 2. Круговое вероятное отклонение - это радиус круга в круговом нормальном распределении, включающего 50 % проведенных отдельных измерений, или радиус круга, в котором распределяется 50 % вероятности нахождения в нем | |
7.1.4. | Гироастрокомпасы и другие устройства, которые обеспечивают определение местоположения или ориентацию посредством автоматического слежения за небесными телами или спутниками с точностью по азимуту, равной или меньше (лучше) 5 угловых секунд | 9014 20 900 0; 9014 80 000 0 |
7.1.5. | Приемная аппаратура глобальных навигационных спутниковых систем (GPS или ГЛОНАСС), имеющая любую из следующих характеристик, и специально разработанные для нее компоненты: | 9014 20 900 0; 9014 80 000 0 |
| а) использующая дешифровку; или | |
| б) использующая антенну с управляемым положением нуля диаграммы направленности | |
7.1.6. | Бортовые альтиметры, работающие на частотах вне полосы от 4,2 ГГц до 4,4 ГГц включительно, имеющие любую из следующих характеристик: | 8526 10 900 0; 8526 91 900 0 |
| а) имеют управление мощностью; или | |
| б) используют амплитудную модуляцию с фазовым сдвигом | |
7.1.7. | Оборудование радиопеленгации, работающее на частотах выше 30 МГц и имеющее все следующие характеристики, и специально разработанные для него компоненты: | 8526 91 900 0 |
| а) мгновенная ширина полосы частот равна 1 МГц или выше; | |
| б) параллельную обработку данных по более чем 100 частотным каналам; и | |
| в) производительность более 1000 пеленгований в секунду на частотный канал | |
7.2. | Испытательное, контрольное и производственное оборудование | |
7.2.1. | Оборудование для испытаний, калибровки или юстировки, специально разработанное для оборудования, контролируемого по пункту 7.1 | 9031 10 000 0; 9031 20 000 0; 9031 80 |
| Примечание. | |
| По пункту 7.2.1 не контролируется оборудование для испытаний, калибровки или юстировки для технического обслуживания по первому или второму уровню | |
| Технические примечания: | |
| 1. Техническое обслуживание по первому уровню. Повреждение инерциального навигационного устройства на летательном аппарате обнаруживается по показаниям устройства контроля и отображения информации или по сообщению сигнализации от соответствующей подсистемы. Следуя инструкциям руководства по эксплуатации, определяется заменяемый блок, являющийся причиной нарушения. Затем оператор заменяет этот блок запасным | |
| 2. Техническое обслуживание по второму уровню. Неисправный заменяемый блок отправляется в ремонтную организацию (непосредственно производителю или организации, ответственной за техническое обслуживание по второму уровню). В ремонтной организации неисправный блок испытывается соответствующими средствами, в целях проверки и поиска неисправного модуля сборки. Эта сборка заменяется запасной в заводских условиях. Поврежденная сборка (или, возможно, блок целиком) возвращается изготовителю. Техническое обслуживание по второму уровню не включает извлечение подпадающих под контроль акселерометров и гироскопических датчиков из заменяемой в заводских условиях сборки | |
7.2.2. | Оборудование, специально разработанное для измерения характеристик зеркал кольцевых лазерных гироскопов: | |
7.2.2.1. | Рефлектометры, имеющие точность измерений в 10 миллионных долей или меньше (лучше); | 9031 80 |
7.2.2.2. | Профилометры, имеющие точность измерений в 0,5 нм (5 ангстрем) или меньше (лучше) | 9031 80 |
7.2.3. | Оборудование, специально разработанное для производства оборудования, контролируемого по пункту 7.1 | 8413; 8421 19 910; 8421 19 990; 9031 10 000 0; 9031 20 000 0; 9031 80 |
| Примечание. | |
| Пункт 7.2.3 включает: | |
| а) испытательные установки для регулирования гироскопов; | |
| б) установки для динамической балансировки гироскопов; | |
| в) установки для испытания гиромоторов; | |
| г) установки для наполнения и откачки рабочего вещества гироскопа; | |
| д) центрифуги для гироподшипников; | |
| е) установки для выравнивания осей акселерометра | |
7.3. | Материалы - нет | |
7.4. | Программное обеспечение | |
7.4.1. | Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для разработки или производства оборудования, контролируемого по пункту 7.1 или 7.2 | |
7.4.2. | Исходная программа для использования в любом инерциальном навигационном оборудовании, включая инерциальное оборудование, не контролируемое по пункту 7.1.3 или 7.1.4, либо в инерциальных курсовертикалях | |
| Примечание. | |
| По пункту 7.4.2 не контролируются исходные программы для использования в инерциальных курсовертикалях с кардановым подвесом | |
| Техническое примечание. | |
| Инерциальная курсовертикаль, как правило, отличается от инерциальной навигационной системы (ИНС) тем, что она обеспечивает информацией об угловых координатах летательного аппарата и обычно не дает информации об ускорении, скорости и пространственных координатах, которую дают ИНС | |
| Особое примечание. | |
| В отношении программного обеспечения, указанного в пункте 7.4.2, см. также пункт 7.4.1 раздела 2 | |
7.4.3. | Иное программное обеспечение, кроме указанного в пунктах 7.4.1 и 7.4.2: | |
7.4.3.1. | Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для улучшения эксплуатационных характеристик или уменьшения навигационной ошибки систем до уровней, указанных в пункте 7.1.3 или 7.1.4 | |
| Особое примечание. | |
| В отношении программного обеспечения, указанного в пункте 7.4.3.1, см. также пункт 7.4.2.1 раздела 2 и пункт 7.4.1 раздела 3; | |
7.4.3.2. | Исходная программа для гибридных интегрированных систем, которые улучшают эксплуатационные характеристики или уменьшают навигационную ошибку систем до уровней, указанных в пункте 7.1.3, при непрерывном комбинировании инерциальных данных с данными любой из следующих систем: | |
| а) допплеровского определителя скорости; | |
| б) глобальной навигационной спутниковой системы (GPS или ГЛОНАСС); или | |
| в) навигационных систем на основе эталонных баз данных (DBRN) | |
| Особое примечание. | |
| В отношении программного обеспечения, указанного в пункте 7.4.3.2, см. также пункт 7.4.2.2 раздела 2 и пункт 7.4.2 раздела 3; | |
7.4.3.3. | Исходная программа для интегрированных авиационных или космических систем, которая объединяет данные измерений датчиков и использует экспертные системы | |
| Особое примечание. | |
| В отношении программного обеспечения, указанного в пункте 7.4.3.3, см. также пункт 7.4.2.3 раздела 2; | |
7.4.3.4. | Исходная программа для разработки любого из следующего: | |
7.4.3.4.1. | Цифровых систем управления полетом для общего управления полетом; | |
7.4.3.4.2. | Интегрированных систем управления двигателями и полетом; | |
7.4.3.4.3. | Электродистанционных или оптикодистанционных систем управления полетом; | |
7.4.3.4.4. | Отказоустойчивых или реконфигурируемых активных систем управления полетом; | |
7.4.3.4.5. | Бортового автоматического радиопеленгационного оборудования; | |
7.4.3.4.6. | Систем воздушных сигналов, основанных на измерении статического давления на поверхности летательного аппарата; или | |
7.4.3.4.7. | Растровых индикаторов, проецирующих показания приборов на лобовом стекле, или трехмерных дисплеях | |
| Особое примечание. | |
| В отношении программного обеспечения, указанного в пунктах 7.4.3.4.1 - 7.4.3.4.4 и 7.4.3.4.7, см. также пункты 7.4.2.4 - 7.4.2.4.5 раздела 2; | |
7.4.3.5. | Программное обеспечение систем автоматизированного проектирования, специально разработанное для разработки активных систем управления полетом, многоканальных систем электродистанционного или оптикодистанционного управления вертолетом или систем управления циркуляцией в целях создания управляющих сил и моментов или компенсации реактивного момента ротора вертолета, технологии разработки которых контролируются по пункту 7.5.4.2, 7.5.4.3.1 или 7.5.4.3.2 | |
7.5. | Технология | |
7.5.1. | Технологии в соответствии с общим технологическим примечанием для разработки оборудования или программного обеспечения, контролируемых по пункту 7.1, 7.2 или 7.4 | |
| Особое примечание. | |
| В отношении технологий, указанных в пункте 7.5.1, см. также пункт 7.5.1 раздела 2 | |
7.5.2. | Технологии в соответствии с общим технологическим примечанием для производства оборудования, контролируемого по пункту 7.1 или 7.2 | |
| Особое примечание. | |
| В отношении технологий, указанных в пункте 7.5.2, см. также пункт 7.5.2 раздела 2 | |
7.5.3. | Технологии в соответствии с общим технологическим примечанием для ремонта, капитального ремонта или восстановления оборудования, контролируемого по пунктам 7.1.1 - 7.1.4 | |
| Примечание. | |
| По пункту 7.5.3 не контролируются технологии технического обслуживания, непосредственно связанного с калибровкой, демонтажем или заменой неисправных или непригодных к эксплуатации блоков аппаратуры гражданских летательных аппаратов, заменяемых эксплуатирующей или ремонтной организацией в соответствии с процедурами, описанными в технических примечаниях к пункту 7.2.1 | |
7.5.4. | Иные технологии, кроме указанных в пунктах 7.5.1 - 7.5.3: | |
7.5.4.1. | Технологии разработки или производства: | |
7.5.4.1.1. | Бортового автоматического радиопеленгационного оборудования, работающего на частотах выше 5 МГц; | |
7.5.4.1.2. | Систем воздушных сигналов, основанных только на измерении статического давления на поверхности летательного аппарата, то есть систем, в которых не используются обычные датчики воздушных параметров; | |
7.5.4.1.3. | Растровых индикаторов, проецирующих показания приборов на лобовое стекло, или трехмерных дисплеев; | |
7.5.4.1.4. | Инерциальных навигационных систем или гироастрокомпасов, содержащих в себе акселерометры или гироскопы, контролируемые по пункту 7.1.1 или 7.1.2; | |
7.5.4.1.5. | Электрических приводов (то есть электромеханических, электрогидравлических и интегрированных исполнительных блоков), специально разработанных для основной системы управления полетом (прямого управления полетом); | |
7.5.4.1.6. | Распределенных оптических датчиков, использующих лучи лазера (групп оптических датчиков системы управления полетом), специально разработанных для применения в активных системах управления полетом; | |
7.5.4.2. | Технологии разработки, необходимые для активных систем управления полетом (включая электродистанционные и оптикодистанционные системы управления): | |
7.5.4.2.1. | Конфигураций, предназначенных для связи множества микропроцессоров (бортовых компьютеров), реализующих законы управления в реальном масштабе времени; | |
7.5.4.2.2. | Алгоритмов управления с компенсацией влияния расположения датчиков или динамических нагрузок на конструкцию летательного аппарата, то есть с компенсацией вибрационного фона датчика или смещения датчиков относительно центра тяжести; | |
7.5.4.2.3. | Электронного управления резервированием данных или системным резервированием для выявления отказа, повышения отказоустойчивости, локализации отказа или реконфигурации | |
| Примечание. | |
| По пункту 7.5.4.2.3 не контролируется технология проектирования физического запаса; | |
7.5.4.2.4. | Управления летательным аппаратом, которое позволяет автономно изменять структуру сил и моментов в полете в реальном масштабе времени; | |
7.5.4.2.5. | Объединения цифровых систем управления полетом, навигации и управления двигательной установкой в интегрированную цифровую систему управления полетом | |
| Примечание. | |
| По пункту 7.5.4.2.5 не контролируются: | |
| а) технологии разработки интегрированных цифровых систем управления полетом, навигации и управления двигательной установкой для оптимизации траектории полета; | |
| б) технологии разработки интегрированных авиационных средств навигации при посадке и заходе на посадку, объединяющих навигационную информацию, поступающую от различных инструментальных средств обеспечения посадки; | |
7.5.4.2.6. | Полностью автономной цифровой системы управления полетом или управления многодатчиковыми системами, в которых используются экспертные системы | |
| Особое примечание. | |
| Для технологий электронно-цифровой системы управления двигателем (FADEC) см. пункт 9.5.3.1.9; | |
7.5.4.3. | Технология разработки следующих вертолетных систем: | |
7.5.4.3.1. | Многокоординатных средств электродистанционного или оптикодистанционного управления, в которых по крайней мере две из следующих функций объединяются в один управляющий элемент: | |
| а) общее управление; | |
| б) управление креном; | |
| в) управление рысканием; | |
7.5.4.3.2. | Систем управления циркуляцией для создания управляющих сил и моментов или компенсации реактивного момента ротора вертолета; | |
7.5.4.3.3. | Лопастей несущего винта, сконструированных с использованием аэродинамических профилей с изменяемой геометрией для систем с индивидуально управляемыми лопастями | |