в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 05.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • "ЕДИНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СИСТЕМАМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ БЮДЖЕТОВ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ, НА 2005 ГОД" (утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2004)
действует Редакция от 29.12.2004 Подробная информация
"ЕДИНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СИСТЕМАМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ БЮДЖЕТОВ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ, НА 2005 ГОД" (утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2004)

6. Условия оплаты труда работников бюджетных учреждений и порядок их установления

6.1. Основные условия оплаты труда

Условия оплаты труда, установленные федеральными законами и Указами Президента Российской Федерации, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации и являются гарантией для работников всех учреждений бюджетной сферы, независимо от того, являются ли они федеральными, региональными или муниципальными.

Постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации: в отношении работников учреждений бюджетной сферы всех уровней - обязательны для применения на всей территории Российской Федерации;

в отношении работников федеральных государственных учреждений - обязательны для работников этих учреждений.

Условия оплаты труда, установленные Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти непосредственно для работников федеральных государственных учреждений, являются рекомендательными для работников учреждений регионального и муниципального подчинения.

Согласно статье 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифная система заработной платы работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации - органами государственной власти субъектов Российской Федерации, работников муниципальных учреждений - органами местного самоуправления.

Установление новых условий оплаты труда работников бюджетных учреждений основывается на разграничении полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в области оплаты труда.

Правительство Российской Федерации устанавливает размеры и условия оплаты труда для работников федеральных государственных учреждений.

За Правительством Российской Федерации закрепляются исполнительно-распорядительные функции по финансовому обеспечению расходов на заработную плату по федеральным учреждениям и формированию финансовой помощи для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно с учетом настоящих Рекомендаций определяют размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений. Принятые в регионах размеры и условия оплаты труда предусматриваются в законодательных и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

За исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации закрепляются функции по финансовому обеспечению расходов на заработную плату по государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, а также по муниципальным общеобразовательным учреждениям в соответствии с подпунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Размеры оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, которым предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, не могут превышать размеры оплаты труда работников федеральных государственных учреждений.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений с учетом Рекомендаций.

Принятые размеры и условия оплаты труда предусматриваются в правовых актах органов местного самоуправления. За органами местного самоуправления закрепляются функции по финансовому обеспечению расходов на заработную плату по муниципальным бюджетным учреждениям (кроме муниципальных общеобразовательных учреждений).

Размеры оплаты труда работников муниципальных учреждений в муниципальных образованиях, получающих дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности, определяются в соответствии с предельными нормативами, установленными законодательными и нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Размеры и сроки повышения оплаты труда работников бюджетных учреждений определяются при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, а также исходя из имеющихся финансовых возможностей.

Учитывая, что формирование новых федеральных, региональных и территориальных систем заработной платы потребует определенного времени и финансовых затрат, на период до их введения в полном объеме рекомендуется ориентироваться на действующую систему оплаты труда.

В 2005 году рекомендуется применять тарифную систему оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ETC с сохранением 18 разрядов и действующих межразрядных тарифных коэффициентов, устанавливающих соотношение ставок первого и восемнадцатого разрядов 1:4,5.

Ставка первого разряда ETC по оплате труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ставка первого разряда ETC по оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

При наличии в соответствующих бюджетах необходимых финансовых средств органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать тарифные ставки (оклады) в более высоких размерах, чем это предусмотрено на федеральном уровне.

Функционирование тарифной системы и дифференциация в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы обеспечиваются нормативными правовыми актами:

- об утверждении квалификационных характеристик и квалификационных требований по должностям (профессиям) работников;

- о порядке аттестации на соответствие занимаемой должности руководителей, специалистов и служащих.

На основе этих нормативных правовых актов формируются отраслевые разделы в ЕКС.

Тарификация рабочих осуществляется в соответствии с выпусками ЕТКС.

При увеличении с 1 января 2005 года минимального размера оплаты труда на 20 процентов рекомендуется одновременно осуществить меры по повышению заработной платы работников бюджетных учреждений в таком же размере.

Правительство Российской Федерации создает условия для повышения в указанных размерах заработной платы работникам бюджетных учреждений регионального и муниципального подчинения во всех субъектах Российской Федерации до 1 мая 2005 года.

Во второй половине года Правительством Российской Федерации предполагается осуществить мероприятия по дальнейшему повышению заработной платы работникам федеральных государственных учреждений и рекомендуется осуществить аналогичное повышение по учреждениям бюджетной сферы на региональном и местном уровнях во всех субъектах Российской Федерации с тем, чтобы минимальный рост заработной платы в 2005 году составил не менее 30 процентов с учетом создания Правительством Российской Федерации условий для обеспечения этого повышения, а максимально рекомендуемый рост заработной платы - до 50 процентов.

6.2. Выплаты компенсационного характера

К выплатам компенсационного характера относятся:

- доплаты, повышения ставок заработной платы (окладов) за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

- доплаты за работу в ночное время;

- доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

- доплаты за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы;

- другие.

Размеры и порядок их выплаты устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

6.3. Выплаты стимулирующего характера

К выплатам стимулирующего характера относятся:

- надбавки за стаж непрерывной работы (за выслугу лет);

- надбавки к окладам по должности "доцент", "профессор";

- надбавки за сложность или напряженность выполняемой работы;

- доплаты за наличие ученой степени кандидата наук, доктора наук;

- премии и вознаграждения;

- другие.

Размеры и порядок выплат, носящих постоянный характер, устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Размеры, порядок и условия применения других стимулирующих выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

6.4. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями

Повышенная оплата труда работников учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и других местностях с особыми климатическими условиями, производится в виде выплат районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. До принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации к заработной плате работников учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются районные коэффициенты, установленные Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

  • Главная
  • "ЕДИНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СИСТЕМАМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ БЮДЖЕТОВ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ, НА 2005 ГОД" (утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2004)