Последнее обновление: 20.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.04.1996 N 480 (ред. от 23.12.2004) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ"
Обеспечение геостратегических приоритетов в регионе
Главными направлениями работы по обеспечению геостратегических приоритетов в регионе являются:
интеграция Дальнего Востока и Забайкалья в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона;
развитие международных транспортных коридоров в регионе, системы экспортной поставки нефти и газа, а также рыбохозяйственного комплекса;
обеспечение устойчивого развития эколого-экономической системы в бассейне озера Байкал.
Географическое положение Дальнего Востока и Забайкалья обусловливает наиболее оптимальный вариант вовлечения данного региона в мировое хозяйство, в частности, в экономическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Экономика этих стран остается крупнейшим потребителем сырья и топлива, а Дальний Восток и Забайкалье в своем развитии неизбежно будут ориентированы на сложившиеся отрасли специализации: горнодобывающую и лесную, а также на рыбохозяйственный комплекс.
В Программу включены проекты по интеграции экономики региона в мировую экономическую систему, в том числе проекты развития топливно-энергетического комплекса, транспортных коридоров, портового хозяйства, рыбной и горнодобывающей отраслей.
Основная цель Программы заключается в создании условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока и Забайкалья, формировании инвестиционного климата, не менее привлекательного, чем в сопредельных странах Северо-Восточной Азии.
Целью Программы является также увеличение объема внешней торговли Дальнего Востока и Забайкалья для содействия развитию экономики и социальной сферы региона, интеграции России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северо-Восточной Азии.
Программой предусматривается финансовая и институциональная поддержка реализации проектов, направленных на развитие экспорта, что позволит, по предварительным расчетам, увеличить объемы экспорта Дальнего Востока и Забайкалья в 2005 году до 7,2 млрд. долларов США (что в два раза превышает уровень 2000 года), а в 2010 году - до 12 млрд. долларов США.
В соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" (подпрограмма "Международные транспортные коридоры") на территории Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года предусматривается формирование и развитие евро-азиатского транспортного коридора "Транссиб" и коридоров, обеспечивающих транспортировку китайских транзитных грузов, - "Приморье-1" и "Приморье-2".
Приоритетными направлениями развития транспортной системы региона являются:
в сфере железнодорожного транспорта - реконструкция и модернизация региональной инфраструктуры с целью повышения скорости движения поездов, реконструкция и строительство новых пограничных и припортовых станций, подходов к строящимся портам, совершенствование информационных и других сервисных служб;
в автодорожном хозяйстве - строительство и реконструкция основных магистральных автомобильных дорог (включая обходы, мосты, путепроводы, транспортные развязки и т. д.), строительство и реконструкция объектов дорожного сервиса (гостиниц, мотелей, станций технического обслуживания, автозаправочных станций и др.);
в сфере автомобильного транспорта - совершенствование парка автотранспортных средств, повышение безопасности дорожного движения и обеспечение соблюдения природоохранных требований в процессе эксплуатации автотранспортных средств, дальнейшее развитие международных автобусных перевозок пассажиров по регулярным маршрутам по автомагистралям, входящим в состав международных транспортных коридоров;
в системе автомобильных и мультимодальных терминалов - строительство сети терминалов и терминальных комплексов, создание транспортных логистических центров в крупных транспортных узлах;
в сфере морского транспорта - увеличение мощности морских портов для обеспечения возрастающего объема перевозок внешнеторговых и транзитных грузов и перевода грузопотоков с иностранных на отечественные порты, приобретение транспортных судов, средств спасения людей и обеспечения безопасности мореплавания;
в сфере внутреннего водного транспорта - реконструкция пути на магистральных участках рек Лена и Амур, обновление парка технических средств путевого хозяйства, создание терминалов круглогодичного действия в речных портах для переработки грузов в крупнотоннажных контейнерах как основы для организации мультимодальных логистических комплексов, обновление флота смешанного "река-море" плавания, обеспечение безопасности судоходства;
в сфере воздушного транспорта - строительство и реконструкция приоритетных объектов, обеспечивающих эксплуатацию перспективных магистральных воздушных судов с расширением географии их полетов, доведение аэродромов до требований норм годности, развитие сети международных аэропортов с созданием соответствующих мировому уровню условий для обслуживания международных авиапассажиров и грузов, осуществление широкого комплекса природоохранных мероприятий, повышение безопасности полетов;
в системе навигации, связи и телематики - создание единой интегрированной сети зональных центров информационного и навигационного обеспечения, создаваемых в крупных транспортных узлах, в том числе портах и аэропортах на всех направлениях, охватываемых системой международных транспортных коридоров, развитие систем отраслевой связи.
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона остаются в перспективе крупнейшими потребителями сырья и топлива. В связи с этим предусматривается активизация работы по формированию с участием отечественных и иностранных инвесторов инфраструктуры, которая в будущем обеспечит переброску энергетических ресурсов Дальнего Востока в страны Северо-Восточной Азии.
Первоочередными объектами для привлечения иностранных инвестиций на Дальнем Востоке и в Забайкалье являются следующие топливно-энергетические проекты:
освоение нефтегазовых месторождений на шельфе острова Сахалин и на территории Республики Саха (Якутия);
экспорт природного газа месторождений Дальнего Востока;
сооружение электроэнергетических мостов Южная Якутия - Сахалин - Япония, Приморский край - Корейская Народно-Демократическая Республика - Республика Корея - Китайская Народная Республика;
освоение месторождений каменного угля (разрезы Нерюнгринский, Тугнуйский, Эльгинский, Харанорский);
магистральный газопровод Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск.
Большое значение имеют проекты экспорта нефти и природного газа, в том числе:
формирование региональной газотранспортной системы в Восточной Сибири, стержнем которой является магистральный газопровод Иркутская область - Китай - Корейский полуостров (ресурсы - Ковыктинское газоконденсатное месторождение, месторождения Западной Якутии и Красноярского края, размеры экспорта - 30-35 млрд. куб. метров в год);
формирование региональной газотранспортной системы на Дальнем Востоке (Якутия, Сахалин, южные районы Дальнего Востока) с целью осуществления трубопроводного экспорта природного газа в Японию, северо-восточные провинции Китая, Корейский полуостров (ресурсы - месторождения на шельфе острова Сахалин и в центральной Якутии, размеры экспорта - 30 млрд. куб. метров в год).
По проекту "Сахалин-2" планируется строительство нефте- и газопроводов на юг острова Сахалин до пос. Пригородное, строительство завода по сжижению газа и морского терминала по отгрузке нефти и сжиженного газа. Согласно утвержденным планам строительство указанных объектов должно быть завершено к концу 2005 года.
В ближайшие годы планируется реализовать соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-3", по объему инвестиций соизмеримые с проектами "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
Наиболее значимым для Приморского и Хабаровского краев направлением перспективного экономического сотрудничества со странами Северо-Восточной Азии может стать совместное участие сторон в строительстве магистрального газопровода "Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск".
Специфика рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока состоит в том, что добыча сырья практически полностью обеспечивается за счет океанического рыболовства, причем почти 98 процентов его приходится на экономическую зону России.
Это вызывает необходимость пропорционального развития флота различных направлений (добывающий, обрабатывающий, транспортный, вспомогательный, технический и др.), а также обслуживающей его производственной инфраструктуры. На Дальнем Востоке сосредоточено 60 процентов всех промысловых мощностей флота России, в том числе добывающих - 61 процент, обрабатывающих - 85 процентов и транспортных - 55 процентов.
Главной целью является стабилизация и дальнейшее развитие рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока и Забайкалья, способного эффективно функционировать в условиях рыночной экономики, сохранение и воспроизводство водных биологических ресурсов, их эффективное и рациональное освоение во всех доступных для Российской Федерации районах промысла для удовлетворения потребностей внутреннего рынка на рыбные товары на основе приоритетного использования отечественного производства и получения максимальной выгоды от внешнеэкономической деятельности.
Реализация поставленной цели потребует решения следующих основных задач:
осуществление организационно-правовых мероприятий по обеспечению развития рыбохозяйственного комплекса;
совершенствование системы охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов и укрепление ее материально-технической базы;
повышение инвестиционной активности в рыбохозяйственном комплексе;
ускоренное развитие аквакультуры;
развитие прибрежного рыболовства с целью введения в рыбохозяйственный оборот дополнительных гидробионтов, не используемых в полном объеме в настоящее время, и развития береговых производств;
определение приоритетов развития отечественного рыболовства в открытых районах Мирового океана, разработка организационных мер по максимально возможному вовлечению водных биологических ресурсов в этих районах и их эффективному промышленному использованию;
повышение конкурентоспособности отечественных рыбных товаров и эффективности экспортных операций с ними;
увеличение поставок рыбных товаров на внутренний рынок;
разработка механизмов, стимулирующих модернизацию и качественное обновление основных фондов отрасли, прежде всего флота, и мобилизующих финансовые ресурсы для реализации этого направления;
создание новых социально значимых и экономически эффективных рабочих мест, предотвращение на этой основе безработицы и снижение социальной напряженности, особенно в отдаленных районах.
В целях формирования эффективно функционирующего рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока и Забайкалья необходимо предусмотреть создание оптовых рыбных бирж, что позволит повысить уровень организации торгово-посреднической деятельности и эффективности реализации рыбных товаров в стране путем значительного сокращения участия посреднических структур, расширения участия государства в управлении поставками рыбных товаров на внутренний и внешний рынки, снижения общих расходов по реализации товаров, обеспечения своевременности платежей за товары, увеличения поступлений средств в федеральный и местные бюджеты.
Для организации государственной поддержки предприятий рыбного хозяйства, защиты товаропроизводителей, расширения поставок рыбных товаров на внутренний рынок и повышения эффективности их экспорта необходимо:
проводить единую ценовую политику в отношении рыбных товаров, поставляемых на внешний рынок;
привести в соответствие с международными размеры таможенных пошлин и сборов, упорядочить и сократить сроки оформления судов таможенными, пограничными, санитарно-карантинными и ветеринарными службами для увеличения количества заходов судов в порт;
рассматривать (в зависимости от возможностей федерального бюджета) вопросы государственной поддержки лизинга в рыбопромышленном комплексе и установления льготных железнодорожных тарифов на доставку рыбных товаров потребителям в центральные районы России.
Инвестиционная деятельность в отрасли будет осуществляться в основном за счет собственных средств, направленных на простое воспроизводство основных производственных фондов, на поддержание их в эксплуатационном состоянии. Бюджетные средства будут направляться главным образом на финансирование мероприятий по воспроизводству и сохранению водных биологических ресурсов, поддержание отраслевой науки. При этом для организации государственной поддержки предприятий рыбного хозяйства, защиты товаропроизводителей, расширения поставок рыбных товаров на внутренний рынок, повышения эффективности их экспорта необходимо предусмотреть государственную поддержку лизинга в рыбопромышленном комплексе.
В перспективе основу сырьевой базы должны составить водные биологические ресурсы экономической зоны России: районы, в том числе прибрежные, Берингова, Охотского и Японского морей.
Открытые районы Мирового океана будут рассматриваться для отечественного флота в качестве потенциального резерва с целью восстановления истощенных видов традиционного промысла в российской экономической зоне. По приблизительным оценкам, ресурсы открытых вод Тихого океана (ставрида, морской лещ, тунец, сайра и др.) могут обеспечить вылов не менее 1 млн. тонн рыбы.
В перспективе степень использования объемов допустимых уловов в исключительной экономической зоне России должна возрасти с 60 процентов в 2000 году до 95 процентов в 2010 году.
В структуре океанического рыболовства наиболее быстрыми темпами будет возрастать добыча нерыбных объектов промысла - кальмаров, водорослей и других объектов, удельный вес которых должен увеличиться с 7 процентов в 2000 году до 20 процентов в 2010 году.
Существенное значение приобретет развитие прибрежного рыболовства в приморских регионах Дальнего Востока, в большинстве из которых оно может стать важной составляющей экономики рыбохозяйственных комплексов.
К 2010 году объем прибрежного улова может составить не менее 400 тыс. тонн, что обеспечит работой в приморских районах до 40 тыс. человек и будет способствовать развитию промышленной марикультуры. Марикультура должна развиваться на основе создания средних и малых предприятий, кооперативов, частных ферм и предприятий с участием иностранного капитала.
Развитие рыбопромыслового флота будет осуществляться по следующим основным направлениям:
развитие среднего, малого и маломерного флота. Структурная перестройка флота средних судов будет осуществляться путем списания физически изношенных судов и дооборудования судов последних лет постройки под ловушечный лов креветок и других беспозвоночных, под ярусный лов трески, палтуса, окуня и других донных видов рыб, под лов сайры на электросвет, а также путем приобретения на условиях финансового лизинга специализированных судов. Предполагается также строительство на отечественных судостроительных заводах морозильных ярусоловных судов различных проектов. Особое внимание будет уделено развитию флота прибрежного рыболовства;
большой добывающий флот будет представлен в основном судами, находящимися в эксплуатации;
обрабатывающий флот практически не получит дальнейшего развития. Для обслуживания остающихся в эксплуатации судов-ловцов в случае необходимости могут быть использованы большие добывающие суда;
развитие транспортного флота будет осуществляться в основном путем его универсализации.
Развитие береговой обрабатывающей базы предусматривает реконструкцию и техническое перевооружение производства с целью обеспечения выпуска продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.
Сохранение экосистемы озера Байкал и рациональное использование природных ресурсов его бассейна является проблемой международного значения. Меры по ее решению определены в соответствующих нормативных правовых документах, важнейшим из которых в настоящее время является Федеральный закон "Об охране озера Байкал".
Вопросы сохранения уникальной экосистемы озера Байкал являются объектом целого ряда международных соглашений по охране окружающей среды. Признанием исключительно высокой ценности озера Байкал является его включение в число природных объектов всемирного наследия.
Несмотря на принимаемые меры, продолжается интенсивная эксплуатация растительных и животных ресурсов и загрязнение предприятиями региона озера Байкал и впадающих в него рек.
В соответствии с Федеральным законом "Об охране озера Байкал" Правительство Российской Федерации утвердило перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (постановление от 30 августа 2001 г. N 643).
Комплексное решение проблемы охраны бассейна озера Байкал требует реализации ориентированной на долгосрочную перспективу программы глубокой структурной перестройки экономики на всей территории этого бассейна, призванной обеспечить коренное изменение характера хозяйственной деятельности в бассейне озера на основе перехода к устойчивому развитию.
В рамках Программы комплексное решение проблемы сохранения экосистемы озера Байкал будет осуществляться на основе мероприятий федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", республиканской целевой программы перехода Республики Бурятия к эколого-экономическому устойчивому развитию в 2002-2010 годах и других целевых программ.
Программой также предусмотрена реализация проектов и мероприятий по социально-экономическому развитию Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, способствующих оздоровлению экологической обстановки в восточной части бассейна озера Байкал.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.04.1996 N 480 (ред. от 23.12.2004) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ"