в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ГОСТ Р 51387-99" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.99 N 485-ст)
действует Редакция от 30.11.1999 Подробная информация
"ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ГОСТ Р 51387-99" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.99 N 485-ст)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН ФГУ "Российское агентство энергоэффективности" Минтопэнерго России совместно с ВНИЦ СМВ и ВНИИстандарт Госстандарта России.

ВНЕСЕН ФГУ "Российское агентство энергоэффективности" Минтопэнерго России.

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30 ноября 1999 г. N 485-ст.

3 В настоящем стандарте реализованы нормы и требования:

- Закона РФ "Об энергосбережении";

: В связи с утратой силы Федерального закона от 03.04.96 N 28-ФЗ, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ

- Закона РФ "О стандартизации";

- Закона РФ "Об обеспечении единства измерений";

- Закона РФ "Об охране окружающей среды";

- Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

- Федеральной целевой программы "Энергосбережение России" (1998-2005 гг.). Утверждена постановлением Правительства РФ от 24.01.98 N 80 (далее - ФЦП "Энергосбережение России");

- Постановления Правительства РФ "Положение о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации" от 27.01.96 N 60 (далее - Постановление N 60);

- Постановления Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (далее - Правила N 1009);

- Постановления Правительства РФ от 12.08.98 N 938 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации" (далее - Постановление N 938);

- Правил проведения энергетических обследований организаций. Утверждены Минтопэнерго России от 25.03.98 (далее - Правила от 25 марта 1998 г.).

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

Введение

Задачи энергосбережения, определенные в Законе РФ "Об энергосбережении", предполагают реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

По прогнозам ИСО/МЭК, стандартизация в области энергетических и минеральных ресурсов имеет пятый приоритет из 12 актуальных в период до 2010 г. направлений стандартизации [1].

В поддержку мероприятий по обеспечению энергосбережения на федеральном и региональном уровнях уже принято несколько десятков нормативных актов, нормативных и методических документов (приложение В).

Основное назначение настоящего стандарта - системно упорядочить активно развивающиеся процессы нормативно-методического обеспечения энергосбережения на федеральном, региональном (субъектов Российской Федерации), ведомственном и локальном уровнях с использованием принципов (приложение Б), учитывающих рыночные условия хозяйствования.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные понятия, принципы, цели и субъекты деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения, состав и назначение основополагающих нормативных, методических документов и распространяется на деятельность, связанную с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР), на энергопотребляющие объекты (установки, оборудование, продукцию производственно-технического и бытового назначения), технологические процессы, работы, услуги (далее - процессы).

Стандарт не распространяется на объекты военной техники, ядерные, химические и биологические энергопотребляющие объекты.

Положения, установленные в настоящем стандарте, обязательны для применения расположенными на территории РФ предприятиями, организациями, региональными и другими объединениями (далее - предприятия) независимо от форм собственности и подчинения, а также органами управления РФ, имеющими прямое отношение к использованию ТЭР и энергосбережению.

Положения, установленные в настоящем стандарте, применяют в научно-технической, учебной и справочной литературе, при планировании разработок и разработке нормативных, методических документов по энергосбережению и обеспечению эффективного использования ТЭР.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов

ГОСТ Р 1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических обществ и других общественных объединений. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов

ГОСТ 19431-84 Энергетика и электрификация. Термины и определения

ГОСТ 26691-85 Теплоэнергетика. Термины и определения

ГОСТ Р 51379-99 Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы

ГОСТ Р 51380-99 Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям. Общие требования

ГОСТ Р 51388-99 Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения. Общие требования

3. Определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применяют термины, приведенные в ГОСТ 19431, [8-10], государственных стандартах России, указанных в разделе 2, а также основные термины и понятия, приведенные в приложении А.

3.2 В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:

ВЭР - вторичные топливно-энергетические ресурсы

ГОСТ Р - Государственный стандарт России

ДСТУ - Государственный стандарт Украины

ЕС - Европейское сообщество

ИСО - Международная организация по стандартизации

МТК - Межгосударственный классификатор стандартов

МЭК - Международная электротехническая комиссия

ОСТ - отраслевой стандарт

РАЭФ - Российское агентство энергоэффективности

Р - рекомендации (по стандартизации)

РД - руководящий документ (по стандартизации)

РЭК - Региональная энергетическая комиссия

СТО - стандарт научно-технического общества

СТП - стандарт предприятия

ТР - технические рекомендации (по стандартизации)

ТЭР - топливно-энергетические ресурсы

ТЭК - топливно-энергетический комплекс

ФЦП - Федеральная целевая программа

ФГУ - Федеральное государственное учреждение

4. Основные цели, направления использования и принципы нормативно-методического обеспечения энергосбережения

4.1 Энергосбережение осуществляют путем реализации правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование ТЭР и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии (Закон "Об энергосбережении").

4.2 Целями нормативно-методического обеспечения энергосбережения являются установление в отечественных государственных стандартах, технологических регламентах, технических и методических документах:

- требований эффективного использования и сокращения потерь ТЭР при их добыче, производстве, переработке, транспортировании, хранении, потреблении, утилизации;

- нормативных значений показателей энергетической эффективности энергопотребляющих объектов и процессов, ограничивающих образование загрязняющих окружающую среду биосферозагрязнителей (твердых отходов, жидких сбросов, газообразных выбросов, шламов, смесей; шумов, полей, излучений), как результат использования ТЭР;

- правил проверки соответствия (в т.ч. путем сертификации) энергопотребляющих объектов и процессов нормативным показателям энергетической эффективности;

- порядка осуществления государственного надзора за эффективным использованием ТЭР путем проведения энергетических обследований потребителей ТЭР;

- требований обеспечения точности и единства измерений при учете ТЭР на стадиях добычи, производства, переработки, транспортирования, хранения и потребления;

- правил обеспечения соответствия стандартов, норм и нормативов в области энергосбережения и энергетической эффективности международным, межгосударственным, региональным, зарубежным стандартам, признанным в России;

- ограничения и (или) недопущения разработки, производства, закупки и применения энергопотребляющих объектов с расходами энергоресурсов, превышающими установленные стандартами и регламентами уровни.

4.3 Основные направления использования нормативных и методических документов в области энергосбережения:

- совершенствование федерального и регионального законодательства по обеспечению энергосбережения;

- разработка программ энергосбережения, планирование и реализация энергосберегающих проектов, организация работ по энергосбережению при создании энергопотребляющих объектов и реализации процессов;

- разработка и утверждение общетехнических стандартов, иных нормативных и методических документов по энергосбережению в развитие нормативно-правовых актов и программ;

-установление нормативных показателей энергетической эффективности для энергоемких объектов и типовых технологических процессов;

- проведение энергетических обследований и энергетической паспортизации потребителей ТЭР;

- установление порядка и правил оценки соответствия (сертификации), методов испытаний объектов, потребляющих ТЭР, на соответствие нормативным показателям энергетической эффективности;

- установление норм точности: методов измерений и обеспечение единства измерений: метрологического контроля и надзора за добычей, производством, переработкой, транспортированием и потреблением ТЭР;

- разработка стандартов на возобновляемые, новые источники энергии, вторичные энергоресурсы и альтернативные виды топлива.

4.4 Нормативно-методическое обеспечение энергосбережения базируется на основных принципах (в развитие [2], [3], [12]), представленных в приложении Б.

5. Состав и назначение комплекса нормативных и методических документов по обеспечению энергосбережения

5.1 Нормативные и методические документы профиля "Энергосбережение" в совокупности должны реализовать системное единство нормативно-методического обеспечения рационального использования и экономного расходования ТЭР энергопотребляющими объектами и процессами.

5.2 Результатами нормативно-методического обеспечения энергосбережения являются:

- нормативные документы в области энергосбережения на межгосударственном (ГОСТ), государственном (ГОСТ Р), отраслевом (ОСТ) уровнях, а также на уровнях стандартов научно-технических обществ (СТО) и предприятий (СТП);

- технические регламенты, правила, руководства и другие нормативные документы по энергосбережению, принятые органами исполнительной государственной власти;

- методические документы по расчетам экономии энергоносителей и обоснованию экономической эффективности энергосберегающих проектов;

- методические документы, в которых изложены полностью или со ссылками на первоисточники рекомендации, методы, способы, схемы, алгоритмы, модели энергосбережения за счет повышения эффективности использования и снижения потерь первичных ТЭР, использования вторичных ТЭР, возобновляемой энергии и альтернативных топлив;

- методические документы, регламентирующие требования к точности методов измерений, обеспечение единства измерений, метрологического контроля и надзора при учете ТЭР на стадиях добычи, производства, переработки, транспортирования, хранения и потребления.

5.3 Нормативные и методические документы профиля "Энергосбережение" устанавливают:

- основные термины и понятия в области энергосбережения (приложение А);

- требования к составу и содержанию нормативных и методических документов по обеспечению энергосбережения, основные принципы и методические основы деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения (приложение Б);

- номенклатурный состав и классификацию показателей эффективности использования ТЭР;

- порядок выбора и внесения показателей в техническую документацию;

- методы расчета энергобалансов потребителей энергоресурсов с последующей их паспортизацией (ГОСТ Р 51379);

- порядок проведения обязательной и добровольной сертификации энергопотребляющей продукции (ГОСТ Р 51380);

- методы испытаний и сертификации объектов по требованиям энергосбережения (ГОСТ Р 51380);

- порядок маркирования энергопотребляющей продукции (ГОСТ Р 51388);

- методы расчета освещенности и эффективности тепловых режимов, требования к теплоизоляции, контролю поддержания температуры, общих энергобалансов зданий с последующей их паспортизацией;

- нормативы расхода топлива и энергии, методы их определения;

- требования к энергосберегающим технологиям, методы расчета энергобалансов промышленных технологических процессов;

- методы расчета и анализа направлений снижения потерь топлива и энергии при создании продукции и ее эксплуатации;

- методы определения экономической эффективности мероприятий по энергосбережению;

- направления привлечения инвестиций для реализации проектов и мероприятий по энергосбережению;

- требования к метрологическому обеспечению энергосбережения;

- требования к использованию вторичных энергетических ресурсов;

- требования к нетрадиционным возобновляемым источникам энергии;

- методы автоматизированного сбора и обработки данных о расходах топлива и энергии;

- требования к информационному обеспечению в области энергосбережения;

- требования к системе обучения в обеспечение энергосбережения.

5.4 Справочные данные о составе действующих нормативных актов, нормативных и методических документов по энергосбережению приведены в приложении В.

5.5 При разработке отраслевых и региональных нормативных и методических документов по энергосбережению необходимо учитывать требования и положения государственных стандартов и методических документов профиля "Энергосбережение" посредством введения соответствующих ссылок.

6. Субъекты деятельности по нормативно-методическому обеспечению энергосбережения

6.1 На федеральном уровне упорядочение деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения на всех стадиях энергообеспечения осуществляют органы исполнительной власти, ответственные за реализацию энергосберегающей политики и разработку государственных стандартов, других нормативных и методических документов в соответствии с Законом РФ "Об энергосбережении" и ФЦП "Энергосбережение России".

6.2 К деятельности по обсуждению и согласованию нормативных и методических документов привлекаются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, ответственные за экономическую и финансовую политику, развитие новых технологий и научно-технический прогресс, сохранение природных ресурсов и социальную сферу.

6.3 В соответствии с Постановлением N 60 Минтопэнерго России обеспечивает:

- принятие нормативно-правовых актов, регламентирующих стандарты, нормы и правила эксплуатации, ремонта оборудования и строительства объектов ТЭК, обеспечения промышленной безопасности и охраны труда, методов и средств контроля за их соблюдением;

- финансирование разработки и принятия нормативных, технических документов по обеспечению мероприятий по энергосбережению на предприятиях ТЭК.

6.4 Работы по государственной стандартизации по обеспечению энергосбережения в промышленности и строительстве проводят в соответствии с ГОСТ Р 1.2 и ГОСТ Р 1.5 на базе организаций Госстандарта России и Госстроя России.

6.5 На региональном (субъектов Российской Федерации) уровне деятельность в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения осуществляют:

- орган исполнительной власти субъекта РФ;

- региональные энергетические комиссии (РЭК);

- территориальные органы Госэнергонадзора России и Госстандарта России;

- научно-технические центры и агентства по энергосбережению.

6.6 Разработку энергосберегающих стандартов отраслей, предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций производят в пределах своей компетенции субъекты деятельности (в т.ч. на территориях субъектов Российской Федерации) с учетом ГОСТ Р 1.4.

6.7 При подготовке нормативных правовых актов и при их государственной регистрации необходимо руководствоваться Правилами N 1009.

6.8 Финансирование работ по стандартизации в области энергосбережения производят за счет финансовых средств федерального и регионального бюджетов, а также за счет привлекаемых внебюджетных средств субъектов деятельности по нормативно-методическому обеспечению энергосбережения.

6.8.1 Финансированию из федерального государственного бюджета подлежат разработка и издание:

- межгосударственных (ГОСТ) и государственных стандартов России (ГОСТ Р);

- утвержденных Минтопэнерго России и Госэнергонадзором России нормативных и методических документов по обеспечению энергосбережения.

6.9 В соответствии с Постановлением N 938, государственный контроль и надзор за рациональным использованием ТЭР осуществляют органы государственного энергетического надзора, а также аккредитованные ими организации, имеющие соответствующие лицензии.

6.9.1 Порядок привлечения организаций к энергетическим обследованиям с использованием действующих нормативных правовых, нормативных и методических документов в обеспечение энергосбережения определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (см. Правила от 25 марта 1998 г.).

  • Главная
  • "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ГОСТ Р 51387-99" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.99 N 485-ст)