в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 23.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.01.2006 N 1 (ред. от 28.07.2006) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА"
не действует Редакция от 28.07.2006 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.01.2006 N 1 (ред. от 28.07.2006) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА"

Приложение N 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА"

Настоящие методические рекомендации определяют принципы разработки и обоснования результативности и эффективности программных мероприятий федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" (далее - Программа).

Обоснование дается по каждому программному мероприятию, предлагаемому для включения в Программу.

Настоящие методические рекомендации имеют своей целью определить для разработчиков программных мероприятий общую схему, последовательность и минимальные обязательные требования к разработке и оформлению обоснования результативности и эффективности программных мероприятий, предлагаемых для включения в Программу.

Требование детального обоснования результативности и эффективности каждого программного мероприятия определяется необходимостью включения в Программу только тех из них, которые могут быть обеспечены реальными возможностями федерального, региональных и местных бюджетов и могут обеспечить достижение целей Программы с наименьшими финансовыми затратами.

Обоснования результативности и эффективности программных мероприятий должны удовлетворять требованиям по качеству и полноте информации, комплексности, раздельной оценке результативности и эффективности программных мероприятий, вариантности программных мероприятий, этапности реализации программных мероприятий.

Обязательность означает представление информации по всем установленным показателям, характеризующим результативность и эффективность программных мероприятий.

Комплексность означает требование обоснования предлагаемого программного мероприятия с финансовых, социальных, технических, экологических и экономических позиций.

Раздельная оценка результативности и эффективности означает необходимость представления самостоятельного обоснования каждого из этих параметров.

Под результативностью понимается степень достижения конечных целей за счет реализации конкретного программного мероприятия. Под эффективностью понимается абсолютная и сравнительная экономическая выгодность реализации программного мероприятия.

Вариантность предполагает представление по каждому программному мероприятию альтернативных способов его реализации, а также вариантов его финансирования, отличающихся по размеру необходимых средств.

Этапность предполагает представление каждого программного мероприятия в виде последовательно выполняемых этапов достижения конечной цели мероприятия.

Согласованность означает требование обязательной увязки программных мероприятий с аналогичными по целевому характеру, содержанию и результатам заданиями, содержащимися в утвержденных и уже реализуемых федеральных программах, в целях исключения дублирования и параллелизма в решении задач, связанных со снижением рисков и смягчением последствий чрезвычайных ситуаций.

Варианты реализации программных мероприятий могут отличаться по техническим решениям (использованию альтернативных видов технических средств, применению альтернативных технологий и т. п.), по объемам и источникам (бюджетные средства, кредиты и т. п.) требуемых финансовых ресурсов, по времени реализации.

Рассмотрение различных вариантов реализации программных мероприятий не должно являться самоцелью. Задачей является отбор того варианта программного мероприятия, который позволит достигнуть цели с наименьшими затратами ресурсов или в более короткие сроки.

Специфика использования технических средств для снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет необходимость в соответствующем обосновании предлагаемых программных мероприятий.

При оценке технических преимуществ вариантов программных мероприятий необходимо принимать во внимание следующие качественные и количественные характеристики: надежность, выражающуюся во времени безотказной работы технических средств прежде всего в экстремальных условиях, возможность работы в полностью автономном режиме, степень автоматизации, наличие или возможность создания системы технического обслуживания и ремонта, гарантированность бесперебойных и своевременных поставок техники и запасных частей к ней. Важнейшей характеристикой технических средств должна быть безопасность (отсутствие негативных сопутствующих воздействий) для пострадавшего населения, спасателей и окружающей среды.

Для оценки технических преимуществ должны использоваться параметры, принятые для характеристики надежности, автономности, автоматизации, эффективности технического обслуживания, безопасности и экологичности.

При оценке потребности в средствах, необходимых для финансирования выполнения программных мероприятий, необходимо руководствоваться следующими требованиями:

рассматривать возможности финансирования программного мероприятия не только за счет средств бюджетов всех уровней, но и за счет средств других источников (займы, кредиты, средства частных предприятий и т. д.);

из всех возможных вариантов финансирования программного мероприятия отбирается тот вариант, который требует минимального размера средств для достижения цели мероприятия;

предпочтение должно отдаваться варианту, требующему наименьшей доли финансирования за счет средств бюджетов всех уровней;

предпочтение должно отдаваться варианту с наименьшей долей средств федерального бюджета в общем объеме бюджетного финансирования программного мероприятия.

Предложения по использованию средств бюджетов всех уровней должны обосновываться невозможностью или невыгодностью использования средств других (внебюджетных) источников, что должно быть подтверждено соответствующими расчетами.

Для обоснования необходимости выделения средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на целевое программное решение поставленной проблемы целесообразно использовать прогноз последствий, ожидаемых в случае непринятия данного решения.

Указанное обоснование должно включать нормативы, по которым осуществлялся расчет финансовых средств, а также сравнение с аналогичными проектами в части объема финансирования.

В соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594, в обоснование стоимости каждого программного мероприятия рекомендуется включать сведения о потенциальных исполнителях мероприятия и о предполагаемой цене их работ.

На финансирование каждого предлагаемого мероприятия должна быть представлена смета.

По каждому программному мероприятию необходимо представлять следующую сводную информацию о структуре привлекаемых финансовых средств:

размер бюджетных средств в разбивке по бюджетам разных уровней;

размер внебюджетных средств с указанием источников.

По каждому программному мероприятию следует представить информацию о направлениях использования финансовых средств (инвестиции, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, прочие нужды).

По каждому программному мероприятию, в результате реализации которого может быть получена прибыль, следует указать ее предполагаемый размер и сроки получения.

В связи с предъявляемыми требованиями по обоснованности бюджетного финансирования разработчики программных мероприятий должны иметь достаточно четкие представления о реальных возможностях бюджетов всех уровней и ресурсах внебюджетных фондов, которые могут быть задействованы для финансирования Программы.

По каждому программному мероприятию должны быть даны конкретные количественные и качественные оценки социальных, экологических и экономических результатов реализации этих мероприятий. При этом под результатами понимается снижение рисков (предотвращение) возможных последствий чрезвычайных ситуаций или смягчение (ликвидация) наступивших последствий чрезвычайных ситуаций.

При оценке социальных, экологических и экономических результатов программных мероприятий следует исходить из базовых положений Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", где четко различаются понятия "предупреждение чрезвычайных ситуаций" и "ликвидация чрезвычайных ситуаций". Указанный Федеральный закон однозначно определяет приоритетность задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

По каждому конкретному результату программного мероприятия необходимо давать комплексную оценку его воздействия одновременно и на социальные, и на экологические, и на экономические последствия чрезвычайных ситуаций.

Социальные последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими изменение исходной демографической ситуации, здоровья и трудоспособности населения в зоне реализации программного мероприятия, а также перечень и масштабы работ по социальной реабилитации населения.

Экологические последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими ущерб исходному состоянию окружающей среды (включая природные угодья), а также перечень и объем восстановительных и рекультивационных работ.

Экономические последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими снижение экономического и финансового потенциалов территории, находящейся в зоне реализации программного мероприятия, возможный экономический ущерб от наступления и развития чрезвычайных ситуаций из-за непринятия предлагаемого программного мероприятия, а также вероятный размер средств из бюджетов всех уровней, необходимый для ликвидации социальных и экологических последствий наступления чрезвычайной ситуации.

При оценке результатов программных мероприятий, ориентированных на ликвидацию (смягчение) последствий наступившей чрезвычайной ситуации, следует отдельно выделить преимущества этих мероприятий в части ускорения спасательных работ, реабилитации (нормализации) состояния окружающей среды и объектов жизнеобеспечения, ликвидации наиболее активных источников опасности, а также обеспечения безопасности спасателей.

Каждое программное мероприятие должно соответствовать законодательству Российской Федерации и иметь правовое обоснование.

При подготовке правовых обоснований предлагаемых мероприятий разработчикам следует иметь в виду, что приняты и вступили в действие федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности гидротехнических сооружений", "Об экологической экспертизе", "О гражданской обороне" и ряд других.

В тех случаях, когда необходимость реализации мероприятия обоснована, но для его реализации нет соответствующей нормативно-правовой базы или имеются препятствия в виде действующих правовых норм, разработчик должен обязательно указать на это обстоятельство в обосновании и включить в структуру программного мероприятия соответствующие предложения.

Результативность программного мероприятия понимается как мера соответствия его ожидаемых результатов поставленной цели, степень приближения к этой цели и позитивные воздействия на социальную, демографическую, экологическую ситуацию в зоне реализации программного мероприятия, а также на определяющие параметры экономического развития этой зоны.

Цель каждого программного мероприятия вне зависимости от его ориентации должна предполагать достижение конкретных измеряемых результатов.

По каждому мероприятию разработчики должны дать 2 экспертные оценки достижения цели. Первая оценка должна определить, насколько предлагаемое мероприятие исчерпывает поставленную цель и как достигается поставленная цель по годам (этапам) реализации Программы. Вторая оценка должна определить, как (в какой степени) влияет это мероприятие на достижение общей цели Программы. Такая оценка должна производиться государственным заказчиком при наличии первой оценки и использоваться для отбора приоритетных программных мероприятий.

Ожидаемые результаты программного мероприятия должны выражаться в конкретном и измеряемом виде по направлениям (социальные, экологические, экономические).

Экономическая эффективность программных мероприятий в связи со спецификой решаемых проблем может быть представлена как экономическая эффективность снижения риска или предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций и как прямая экономическая эффективность.

Экономическая эффективность программных мероприятий, обеспечивающих смягчение (ликвидацию) последствий наступившей чрезвычайной ситуации, оценивается только путем сравнения затрат на реализацию такого программного мероприятия с затратами на реализацию альтернативных мероприятий (технических средств, организацию спасательных работ и т. д.), гарантирующих проведение спасательных работ в нормативные сроки.

Экономическая эффективность снижения риска или предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации определяется как соотношение возможного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий чрезвычайной ситуации и затрат на реализацию мероприятия. При этом необходимо четко вычленить роль именно предлагаемого мероприятия в сокращении ущерба (чаще всего снижение риска или предупреждение чрезвычайной ситуации является результатом реализации целого комплекса мер).

Результаты расчета экономической эффективности предупреждения или снижения риска возникновения чрезвычайной ситуации представляются в виде совокупности следующих показателей:

расчетная величина предотвращенного в результате реализации программного мероприятия экономического ущерба;

размер затрат на реализацию предлагаемого программного мероприятия;

отношение величины предотвращенного ущерба к размеру затрат на реализацию программного мероприятия (процентов).

Прямая экономическая эффективность программных мероприятий определяется как соотношение экономии (прямого эффекта) от реализации программного мероприятия и затрат на его реализацию.

Прямой экономический эффект программного мероприятия может возникнуть в связи с использованием более выгодных (более дешевых) по сравнению с используемыми в настоящее время или по сравнению с предложенными в других программах технических, организационных и финансовых решений, обеспечивающих достижение одного и того же результата.

Результаты расчета прямой экономической эффективности программных мероприятий представляются в виде совокупности следующих показателей:

размер экономии (прямого эффекта) от реализации программного мероприятия;

размер затрат на реализацию предлагаемого программного мероприятия;

отношение размера экономии (прямого эффекта) от реализации программного мероприятия к размеру затрат на это мероприятие (процентов).

Показатели, характеризующие эффективность реализации Программы, и методика их расчета

Содержание показателя Методика расчета показателя
1. Снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателю 2004 года, процентов) снижение:
количества гибели людей (П_ПОГЧС)
П_ПОГЧС = N_ПОГОТЧ / N_ПОГБАЗ * 100%,
где:
N_ПОГОТЧ - количество погибших в чрезвычайных ситуациях за отчетный год;
N_ПОГБАЗ - количество погибших в чрезвычайных ситуациях за 2004 год.
Количество погибших в чрезвычайных ситуациях принимается по данным государственной статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях
количества пострадавшего населения (П_ПОСЧС) П_ПОСЧС = N_ПОСОТЧ / N_ПОСБАЗ * 100%,
где:
N_ПОСОТЧ - количество пострадавших в чрезвычайных ситуациях за отчетный год;
N_ПОСБАЗ - количество пострадавших в чрезвычайных ситуациях за 2004 год.
Количество пострадавших в чрезвычайных ситуациях принимается по данным государственной статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях
экономического ущерба (П_УЧС) П_УЧС = У_ОТЧ / У_БАЗ * 100%,
где:
У_ОТЧ - экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций за отчетный год;
У_БАЗ - экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций за 2004 год.
Размер экономического ущерба принимается по данным ежегодных государственных докладов о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
2. Повышение эффективности информационного обеспечения, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателю 2004 года, процентов) повышение:
полноты мониторинга (П_М)
П_М = К_ВЦМП * К_РЦМП * К_ТЦМП * К_ЦМПФО * К_МПОО * 100%,
где:
К_ВЦМП - коэффициент эффективности работы Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (ежеквартально определяется экспертным путем (< = 1);
К_РЦМП - коэффициент эффективности работы центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций региональных центров МЧС России (ежеквартально определяется экспертным путем (< = 1);
К_ТЦМП = N_ТЦМП / N_РФ - отношение количества территориальных (субъектов Российской Федерации) центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (N_ТЦМП) к общему количеству субъектов Российской Федерации (N_РФ);
К_ЦМПФО = N_ЦМПФО / N_ФО - отношение количества центров мониторинга и прогнозирования федеральных органов исполнительной власти (N_ЦМПФО) к количеству федеральных органов исполнительной власти, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (N_ФО);
К_МПОО = N_МПОО / N_ПОО - отношение количества потенциально опасных объектов, оснащенных системами мониторинга (N_МПОО), к общему количеству потенциально опасных объектов (N_ПОО)
достоверности прогноза (П_ПРОЧС) П_ПРОЧС = N_ПРОЧС / N_ЧС * 100%,
где:
N_ПРОЧС - прогнозируемое количество чрезвычайных ситуаций;
N_ЧС - количество чрезвычайных ситуаций, произошедших за истекший период
3. Повышение эффективности затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций соотношение размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращенного ущерба (П_ПРЕД.УЩЕРБ) П_ПРЕД.УЩЕРБ = С_ПРЕДЧС / (У_ПРОГНОЗ - У_ОТЧ ),
где:
С_ПРЕДЧС - затраты на предупреждение чрезвычайных ситуаций за отчетный год;
У_ПРОГНОЗ - прогнозируемый экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций за отчетный год (без учета мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций);
У_ОТЧ - экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций за отчетный год;
У_ПРОГНОЗ - У_ОТЧ - предотвращенный ущерб за отчетный год.
Размер прогнозируемого экономического ущерба рассчитывается по методике, утверждаемой МЧС России
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.01.2006 N 1 (ред. от 28.07.2006) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА"