Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ОХРАНА ПРИРОДЫ. АТМОСФЕРА. ПОРШНЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДЛЯ МАЛОГАБАРИТНЫХ ТРАКТОРОВ И СРЕДСТВ МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ. НОРМЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ И ДЫМНОСТИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ. ГОСТ Р 17.2.2.07-2000" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 22.09.2000 N 229-ст) (ред. от 01.11.2001)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 сентября 2000 г. N 229-ст
3. Настоящий стандарт соответствует ИСО 8178-4:1996 "Двигатели поршневые внутреннего сгорания. Измерение выхлопов отработавших газов. Часть 4. Испытательные циклы для различных режимов работы двигателей" в части режимов работы двигателей при проведении испытаний по определению удельных выбросов вредных веществ с отработавшими газами
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5. ИЗДАНИЕ (октябрь 2003 г.) с Изменением N 1, принятым в ноябре 2001 г. (ИУС 2-2002)
Дата введения 2001-07-01
1. Область примененияНастоящий стандарт распространяется на вновь изготовленные и капитально отремонтированные на ремонтных предприятиях поршневые двигатели внутреннего сгорания (далее - двигатели): дизели мощностью менее 18 кВт и двигатели с искровым воспламенением мощностью менее 19 кВт, предназначенные для малогабаритных тракторов, включая мотоблоки, мотокультиваторов, мотопомп, средств малой механизации сельскохозяйственного, строительно-дорожного и коммунального применения.
Стандарт устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателей, а также дымности отработавших газов дизелей.
(в ред. Изменения N 1).
2. Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17.2.1.02-76 Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения выбросов двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин
ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 28523-90 Мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ. Тракторы малогабаритные. Типы и основные параметры.
3. ОпределенияВ настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. вредные вещества: Вещества, содержащиеся в отработавших газах двигателей, оказывающие токсичное воздействие на окружающую среду. Нормированию подлежит количество оксидов азота, оксида углерода и суммарных углеводородов.
3.2. удельный выброс: Показатель, характеризующий количество вредного вещества, поступившее в атмосферу в единицу времени из системы выпуска двигателя, отнесенное к единице мощности, развиваемой двигателем.
3.3. дымность: Показатель, характеризующий степень поглощения светового потока, просвечивающего столб отработавших газов определенной длины.
3.4. коэффициент ослабления светового потока: Степень ослабления светового потока вследствие поглощения и (или) рассеивания света отработавшими газами при прохождении ими рабочей трубы дымомера.
3.5. натуральный показатель ослабления светового потока: Величина, обратная толщине слоя отработавших газов, проходя который поток излучения от источника света дымомера ослабляется в е раз.
3.6. коэффициент весомости режима: Показатель, характеризующий долю работы двигателя на каждом режиме.
3.7. эффективная база дымомера: Длина оптически однородного слоя отработавших газов, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же отработавших газов, заполняющих рабочую трубу дымомера в условиях измерения.
3.8. газоанализатор: Средство измерения объемной концентрации вредных веществ.
3.9. дымомер: Средство измерения дымности отработавших газов.
3.10. регуляторная (скоростная) характеристика по ГОСТ 18509: Зависимость изменения мощности, крутящего момента и удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала двигателя при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива (при полностью открытых дроссельной и воздушной заслонках).
3.11. номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя: По ГОСТ 18509.
3.12. номинальная мощность: По ГОСТ 18509.
3.13. эксплуатационная мощность: По ГОСТ 18509.
3.14. максимальная мощность: По ГОСТ 18509.
3.15. максимальный крутящий момент: Наибольшее значение крутящего момента, зафиксированное при снятии регуляторной характеристики двигателя в комплектации, соответствующей определению эксплуатационной мощности.
4. Обозначения и сокращенияQ_в - условный объемный расход воздуха через цилиндры двигателя, дм3/с;
i - число цилиндров;
V_h - рабочий объем цилиндра, дм3;
n - частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1;
тау - тактность двигателя (2 или 4);
g_CO - удельный выброс оксида углерода, г/(кВтч); g_CH - удельный выброс суммарных углеводородов, г/(кВтч);
g_NOx- удельный выброс оксидов азота, г/(кВтч);
К- показатель ослабления светового потока по основной шкале, м-1;
N- коэффициент ослабления светового потока по вспомогательной шкале, %;
F- показатель состояния окружающей среды;
Т_в.и - температура воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха (при испытаниях по определению выбросов вредных веществ с отработавшими газами) или на расстоянии не более 0,15 м от входного отверстия впускного коллектора (при испытаниях по определению дымности отработавших газов), К;
Р_окр - атмосферное давление, кПа;
p_S - парциальное давление насыщенного водяного пара при температуре воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха или на входе во впускной коллектор;
t_окр - температура окружающего воздуха, °С;
NO2 - диоксид азота;
C1H1,85 - условный состав топлива;
С - углерод;
G_NOX - массовый выброс оксидов азота, г/ч;
C_CO - массовый выброс оксида углерода, г/ч; C_CH - массовый выброс суммарных углеводородов, г/ч;
W_NOx - объемная концентрация оксидов азота в отработавших газах, млн-1;
W_CO - объемная концентрация оксида углерода в отработавших газах, млн-1;
W_CH - объемные концентрации суммарных углеводородов, млн-1;
F_NOx - поправочный коэффициент на влажность для оксидов азота;
F_CH- коэффициент, равный 0,000479 для дизелей и 0,000485 для двигателей с искровым воспламенением;
K_x - коэффициент, учитывающий метод химического анализа (К_х = 1 при пламенно-ионизационном методе и Кх = 2 при инфракрасном методе);
G_o.r - расход отработавших газов, кг/ч;
G_r- расход топлива, кг/ч;
фи_абс - абсолютная влажность воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха, г Н2О/кг воздуха;
Фи_окр - относительная влажность воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха, %;
K_Bi - коэффициент весомости каждого из режимов;
N_ei - эффективная мощность на каждом из режимов, кВт;
n_xxmin - минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала двигателя при работе на холостом ходу, мин-1;
n_ном - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1;
M_kmax - наибольшее значение крутящего момента на заданном скоростном режиме, Н м;
n_max - частота вращения, соответствующая максимальному значению крутящего момента, мин-1;
L - эффективная база дымомера, м.
(в ред. Изменения N 1).
5. Нормы выбросов и дымности5.1. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами
5.1.1. Двигатели с искровым воспламенением
Удельные выбросы вредных веществ с отработавшими газами двигателей с искровым воспламенением при испытаниях не должны превышать норм, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Нормы удельных выбросов суммарных углеводородов установлены в пересчете на углерод, а оксидов азота - в пересчете на диоксид азота.
5.1.2. Дизели
Удельные выбросы вредных веществ с отработавшими газами дизелей при испытаниях не должны превышать норм, указанных в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя | Нормы, г/(кВтч), не более | |
Удельный выброс оксида углерода g_СО | 11,0 | |
Удельный выброс суммарных углеводородов g_СН | 6,0 | |
Удельный выброс оксидов азота g_NOx | 18,0 |
Нормы удельных выбросов оксидов азота установлены в пересчете на диоксид азота, суммарных углеводородов - в пересчете на условный состав топлива.
5.2. Дымность отработавших газов дизелей
Дымность отработавших газов дизелей не должна превышать норм, указанных в таблице 3.
Таблица 3
Примечание - Промежуточные значения следует определять линейным интерполированием.
Условный объемный расход воздуха Q_в вычисляют по формуле
6. Методы испытаний6.1. Средства испытаний
6.1.1. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами и дымность отработавших газов двигателей определяют при работе двигателя, установленного на испытательном стенде.
6.1.2. Требования к испытательному стенду и к погрешности средств измерений - по ГОСТ 18509 (для дизелей) и ГОСТ 14846 (для двигателей с искровым воспламенением).
6.1.3. Требования к средствам измерений выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов - по приложению А.
6.2. Порядок подготовки к проведению испытаний
6.2.1. Испытаниям подвергают двигатели, прошедшие технологическую обкатку в течение 55 моточасов.
6.2.2. Двигатели испытывают в комплектации, соответствующей эксплуатационной мощности согласно техническим условиям (ТУ).
Сопротивления воздуха на впуске в двигатель и отработавших газов на выпуске из двигателя при испытаниях должны соответствовать максимальным значениям, оговоренным в ТУ на двигатель.
6.2.3. При испытаниях следует применять топлива и масла марок согласно ТУ на испытуемый двигатель.
Топливо и масло должны соответствовать требованиям стандартов и (или) ТУ на них.
6.2.4. Температурные режимы двигателя - по ТУ.
6.2.5 Испытание следует проводить при показателе состояния окружающей среды
где p_s определяется по таблице 4.
Таблица 4
Температура воздуха, °С | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 |
Парциальное давление насыщенного водяного пара, кПа | 0,6 | 1,2 | 2,3 | 4,2 | 7,4 | 12,3 | 19,9 | 31,2 |
6.3. Порядок проведения испытаний
6.3.1. Перед началом испытаний по определению выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов снимают скоростную (регуляторную) характеристику двигателя.
Эксплуатационная и максимальная мощности, максимальный крутящий момент, а также соответствующие им частоты вращения коленчатого вала и удельные расходы топлива должны соответствовать ТУ на двигатель.
При несоответствии мощностных и экономических показателей двигателя установленным требованиям испытания должны быть прекращены.
6.3.2. При испытаниях следует регистрировать:
- расход воздуха, кг/ч;
- расход топлива, кг/ч;
- частоту вращения коленчатого вала, мин"1;
- крутящий момент, Н м;
- температуру, °С:
под свечой (для двигателя с искровым воспламенением);
воздуха на входе в измерительное устройство или во впускной коллектор;
отработавших газов;
топлива;
- атмосферное давление, кПа;
- относительную влажность воздуха в точке измерения температуры воздуха, %.
6.3.3. Режимы работы двигателей при проведении испытаний по определению выбросов вредных веществ двигателей с искровым воспламенением приведены в приложении Б, дизелей - в приложении В.
6.3.4. При проведении испытаний по определению выбросов вредных веществ и дымности на каждом режиме двигатель должен проработать не менее 5 мин, после чего проводят измерения.
6.3.5. Показатели содержания вредных веществ в отработавших газах фиксируют посредством непрерывной записи в течение 1 мин либо дискретно - пятикратным записыванием показателей каждого газоанализатора. За результат на каждом режиме принимают среднеарифметическое результатов пяти измерений (при дискретной записи) либо значение, полученное в результате осреднения графика (при непрерывной записи).
6.3.6. Дымность отработавших газов дизелей определяют на режимах регуляторной характеристики в диапазоне частот вращений коленчатого вала, соответствующих максимальной мощности и максимальному крутящему моменту. Количество режимов должно быть не менее шести и по возможности расположенных равномерно в указанном диапазоне.
6.3.7. Показатели дымности отработавших газов определяют при трехкратной дискретной фиксации показаний дымомера. За результат принимают среднеарифметическое результатов трех измерений.
6.3.8. Испытания следует проводить в один день без перерыва.
6.4. Порядок обработки результатов испытаний
6.4.1. Массовые выбросы вредных веществ рассчитывают для каждого режима (приложения Б и В) по формулам (методика дана из условия проведения расчета для влажного состояния отработавших газов):
G_NOx = 0,001587 * W_NOx * F_NOx * (G_тау + G_в); | (3) | |
G_CO = 0,000966 * W_CO * (G_тау + G_в); | (4) | |
G_CH = K_x * F_CH * W_CH * (G_тау + G_в); | (5) |
6.4.2. Удельные выбросы вредных веществ вычисляют по формуле
6.5. Правила оформления результатов контроля
Результаты испытаний оформляют в виде протокола по форме, приведенной в приложении Г; к протоколу должны быть приложены все промежуточные данные испытаний, необходимые для расчета удельных выбросов оксидов азота, оксида углерода и суммарных углеводородов с отработавшими газами, а также для определения дымности отработавших газов.
При необходимости проведения идентификации двигателя протокол оформляют в соответствии с приложениями Г и Д.
(в ред. Изменения N 1).
7. Требования безопасности7.1. Требования безопасности при проведении испытаний - по ГОСТ 18509 и ГОСТ 14846.
- Главная
- "ОХРАНА ПРИРОДЫ. АТМОСФЕРА. ПОРШНЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДЛЯ МАЛОГАБАРИТНЫХ ТРАКТОРОВ И СРЕДСТВ МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ. НОРМЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ И ДЫМНОСТИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ. ГОСТ Р 17.2.2.07-2000" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 22.09.2000 N 229-ст) (ред. от 01.11.2001)