Последнее обновление: 09.04.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПРИКАЗ Минюста РФ от 14.09.2006 N 293 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ"

II. Требования к порядку исполнения государственной функции
5. Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется:
непосредственно в территориальных органах Росрегистрации, исполняющих государственную функцию;
с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, вычислительной и электронной техники;
посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), публикации в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.).
6. Сведения о местонахождении, контактных телефонах (телефонах для справок), Интернет-адресах, адресах электронной почты Росрегистрации, территориальных органов Росрегистрации приводятся в приложении 1 к Административному регламенту и размещаются:
на Интернет-сайтах Росрегистрации и ее территориальных органов;
на информационных стендах в органах местного самоуправления;
на информационных стендах в территориальных органах Федерального агентства кадастра недвижимости.
7. Сведения о местонахождении, номерах телефонов для справок (консультаций) обособленных подразделений (отделов) территориальных органов Росрегистрации размещаются:
на Интернет-сайтах территориальных органов Росрегистрации;
на информационных стендах территориальных органов Росрегистрации и их обособленных подразделений (отделов).
8. Сведения о местонахождении, контактных телефонах и Интернет-адресах органов, в которых заявители могут получить документы, необходимые для государственной регистрации прав, размещаются в табличном виде и в виде карты-схемы:
на Интернет-сайтах территориальных органов Росрегистрации;
на информационных стендах в зале приема/выдачи документов территориальных органов Росрегистрации (их обособленных подразделений).
9. Сведения о графике (режиме) работы Росрегистрации, территориальных органов Росрегистрации (их обособленных подразделений) сообщаются по телефонам для справок (консультаций), а также размещаются:
на Интернет-сайтах Росрегистрации и ее территориальных органов;
на информационном стенде перед входом в здание, в котором располагается территориальный орган Росрегистрации (его обособленное подразделение);
на информационных стендах в органах местного самоуправления;
на информационных стендах в территориальных органах Федерального агентства кадастра недвижимости.
10. Информация о процедуре исполнения государственной функции сообщается по номерам телефонов для справок (консультаций), а также размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), на информационных стендах территориальных органов Росрегистрации (их обособленных подразделений), публикуется в средствах массовой информации, в раздаточных информационных материалах (например, брошюрах, буклетах и т.п.).
11. На информационных стендах в помещении, предназначенном для приема документов на государственную регистрацию прав, и Интернет-сайтах органов Росрегистрации размещается следующая информация:
извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по исполнению государственной функции;
текст Административного регламента с приложениями (полная версия на Интернет-сайте и извлечения, включая формы заявлений о государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ними, на информационных стендах);
блок-схемы (приложение 4 к Административному регламенту) и краткое описание порядка исполнения государственной функции;
перечни документов, необходимых для государственной регистрации прав, и требования, предъявляемые к этим документам;
образцы оформления документов, необходимых для исполнения государственной функции, и требования к ним;
месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса Интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить документы, необходимые для государственной регистрации прав;
схема размещения специалистов и режим приема ими граждан;
таблица сроков исполнения функции в целом и максимальных сроков выполнения отдельных административных процедур, в том числе времени нахождения в очереди (ожидания), времени приема документов и т.д.;
основания приостановления государственной регистрации прав;
основания отказа в государственной регистрации прав;
порядок информирования о ходе исполнения государственной функции;
порядок получения консультаций;
порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, исполняющих государственную функцию.
12. При ответах на телефонные звонки и устные обращения специалисты подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста, принявшего телефонный звонок.
Время разговора не должно превышать 10 минут.
При невозможности специалиста, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо или же обратившемуся гражданину должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
13. Информирование о ходе исполнения государственной функции осуществляется специалистами при личном контакте с заявителями, с использованием средств сети Интернет, почтовой, телефонной связи, посредством электронной почты.
Заявители, представившие в Росрегистрацию (ее территориальные органы и их обособленные подразделения) документы для государственной регистрации прав, в обязательном порядке информируются специалистами:
о приостановлении государственной регистрации прав;
об отказе в государственной регистрации прав;
о сроке завершения оформления документов и возможности их получения.
14. Информация о приостановлении государственной регистрации прав или об отказе в ее проведении направляется заявителю заказным письмом и дублируется по телефону или электронной почте, указанным в заявлении о государственной регистрации прав (при наличии соответствующих данных в заявлении).
15. Информация о сроке завершения оформления документов и возможности их получения заявителю сообщается при подаче документов и при возобновлении государственной регистрации прав после ее приостановления, а в случае сокращения срока - по указанному в заявлении о государственной регистрации прав телефону и/или электронной почте.
16. В любое время с момента приема документов на государственную регистрацию прав заявитель имеет право на получение сведений о прохождении государственной регистрации прав при помощи телефона, средств сети Интернет, электронной почты или посредством личного посещения Росрегистрации (территориального органа Росрегистрации, его обособленного подразделения).
17. Для получения сведений о прохождении государственной регистрации прав заявителем указываются (называются) дата и входящий номер, проставленные в полученной при подаче документов расписке. Заявителю предоставляются сведения о том, на каком этапе (в процессе выполнения какой административной процедуры) государственной регистрации прав находится представленный им пакет документов.
Порядок получения консультаций (справок) об исполнении государственной функции18. Консультации (справки) по вопросам исполнения государственной функции предоставляются специалистами, исполняющими государственную функцию, в том числе специалистами, специально выделенными для предоставления консультаций.
19. Консультации предоставляются по следующим вопросам:
перечня документов, необходимых для государственной регистрации прав, комплектности (достаточности) представленных документов;
размера государственной пошлины (платы за выдачу информации о зарегистрированных правах);
источника получения документов, необходимых для государственной регистрации прав (орган, организация и их местонахождение);
времени приема и выдачи документов;
сроков государственной регистрации прав;
порядка обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе исполнения государственной функции.
20. Консультации предоставляются при личном обращении, посредством Интернет-сайта, телефона или электронной почты.
Консультации общего характера (о местонахождении, графике работы, требуемых документах) могут предоставляться с использованием средств автоинформирования. При автоинформировании обеспечивается круглосуточное предоставление справочной информации.
Результат исполнения государственной функции21. Конечными результатами исполнения государственной функции могут являться:
государственная регистрация права на недвижимое имущество;
государственная регистрация перехода права на недвижимое имущество;
государственная регистрация сделки с недвижимым имуществом;
государственная регистрация ограничения (обременения) права на недвижимое имущество;
отказ в государственной регистрации права, перехода, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом;
прекращение государственной регистрации права по заявлениям сторон договора;
выдача информации из ЕГРП, копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, или отказа в выдаче информации и названных копий документов.
Процедура исполнения государственной функции завершается путем получения заявителем:
свидетельства о государственной регистрации права, документа, выражающего содержание сделки, с регистрационной надписью, иных документов (подлинников), ранее представленных на государственную регистрацию прав;
сообщения об отказе в государственной регистрации прав;
выписок из ЕГРП, справок о содержании правоустанавливающих документов, справок о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, копий договоров, документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, либо сообщения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, выдаче копий названных документов.
Описание заявителей22. Заявителями являются:
граждане Российской Федерации;
иностранные граждане и лица без гражданства;
Российская Федерация;
субъекты Российской Федерации;
российские и иностранные юридические лица;
иностранные государства;
международные организации.
23. От имени физических лиц заявления о государственной регистрации прав могут подавать, в частности:
законные представители (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетних в возрасте до 14 лет;
опекуны недееспособных граждан;
представители, действующие в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре;
нотариусы, удостоверившие сделки с соответствующими объектами недвижимого имущества или совершившие иные нотариальные действия, на основании которых возникают соответствующие права.
24. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может подать заявление на государственную регистрацию прав самостоятельно (без согласия законных представителей).
25. От имени юридических лиц заявления о государственной регистрации прав могут подавать лица, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами без доверенности; представители в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре. В предусмотренных законом случаях от имени юридического лица могут действовать его участники. От имени юридических лиц заявления о государственной регистрации прав могут подавать нотариусы, удостоверившие сделки с соответствующими объектами недвижимого имущества или совершившие иные нотариальные действия, на основании которых возникают соответствующие права.
26. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут действовать органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
27. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать:
иные государственные органы;
органы местного самоуправления;
юридические лица и граждане.
Требования к составу документов, необходимых для исполнения государственной функции28. Для проведения государственной регистрации прав заявителем предоставляются документы в соответствии с перечнем документов для государственной регистрации прав согласно пункту 30 Административного регламента.
29. По своему желанию заявитель дополнительно может представить иные документы, которые, по его мнению, имеют значение для государственной регистрации прав.
Перечень документов, предоставляемых заявителями30. В соответствии с Законом на государственную регистрацию прав заявителями представляются:
1) заявление с государственной регистрации прав;
2) документ, удостоверяющий личность заявителя;
3) документ об уплате государственной пошлины (за исключением случаев, указанных в пункте 4 Административного регламента, когда в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации государственная пошлина уплате не подлежит);
4) документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя, сторон сделок, в том числе:
нотариально удостоверенная доверенность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
документы, подтверждающие полномочия лица действовать от имени юридического лица без доверенности;
свидетельства, выданные органами записи актов гражданского состояния: свидетельство о рождении несовершеннолетнего, свидетельство об усыновлении (в случае подачи заявления от имени несовершеннолетних в возрасте до 14 лет); соответствующие документы, выданные органом опеки и попечительства (в случае подачи заявления опекуном от имени несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет или недееспособного гражданина);
документ, подтверждающий полномочия нотариуса (в случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного данным нотариусом нотариального действия);
5) документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, включая договоры купли-продажи, мены, дарения, ренты, в том числе с условием пожизненного содержания с иждивением, аренды, об ипотеке, доверительного управления имуществом, договоры участия в долевом строительстве;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав, в том числе:
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации <*> для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права;
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147.
документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимого имущества (помимо правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, представление которого не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке):
декларация об объекте недвижимого имущества, подтверждающая факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство);
технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, подтверждающий факт создания такого объекта на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке). До 1 января 2010 г. технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке;
документы, подтверждающие право собственности на объект незавершенного строительства (помимо правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, представление которого не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке):
разрешение на строительство; проектная документация, документы, содержащие описание объекта незавершенного строительства;
разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке);
6) кадастровый план земельного участка, удостоверенный органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, или план иного объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Представление указанных планов не требуется, если план соответствующего объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Представитель юридического лица дополнительно представляет (предъявляет) учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а также документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в настоящем пункте, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Закона:
документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, усыновленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц;
тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью;
не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона в установленных законодательством Российской Федерации случаях на государственную регистрацию прав могут представляться иные документы, необходимые для государственной регистрации, в том числе:
нотариально удостоверенное согласие супруга для совершения одним из супругов сделки по распоряжению совместно нажитой недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения или государственной регистрации;
согласие собственника государственного или муниципального имущества на распоряжение имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного или муниципального унитарного предприятия;
согласие залогодержателя на распоряжение заложенным имуществом, если иное не предусмотрено договором об ипотеке;
согласие получателя ренты на распоряжение имуществом, переданным для обеспечения пожизненного содержания с иждивением;
разрешение (согласие) органа опеки и попечительства на распоряжение имуществом лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных судом недееспособными, их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами);
разрешение (согласие) органа опеки и попечительства на дачу законными представителями (родителями, усыновителями, попечителями) согласия несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет и гражданам, признанными судом ограниченно дееспособными, на распоряжение имуществом;
согласие органа опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц;
разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющие право пользования данным жилым помещением, а также в отношении приватизированных жилых помещений, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права.
31. Специализированные перечни документов, необходимых для государственной регистрации отдельных видов прав, ограничений (обременений) прав и сделок с объектами недвижимого имущества, могут быть определены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, методическими рекомендациями по вопросам практики ведения государственной регистрации прав, утвержденными Федеральной регистрационной службой, принятыми в соответствии с компетенцией, установленной статьей 3 Закона. В указанные перечни не могут быть включены документы, необходимость представления которых не следует непосредственно из законодательства Российской Федерации.
Требования к документам, представляемым заявителями32. Заявления о государственной регистрации прав составляются по установленным образцам (приложение 2 к Административному регламенту). Заявления могут быть заполнены от руки или машинным способом, распечатаны посредством электронных печатающих устройств.
Заявления могут быть оформлены как заявителями, так и специалистами.
Заявления о государственной регистрации прав составляются в единственном экземпляре-подлиннике и подписываются заявителями.
33. Необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации сделок, наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
На государственную регистрацию прав, возникших до введения в действие Закона на основании договоров и других сделок, представляются не менее чем два экземпляра документов, выражающих содержание сделок, один из которых - подлинник после государственной регистрации должен быть возвращен правообладателю.
34. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации должен быть возвращен правообладателю.
35. Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Обязательства территориальных органов Росрегистрации в отношении графика (режима) работы с заявителями36. Территориальные органы Росрегистрации осуществляют прием заявителей для государственной регистрации прав в соответствии со следующим графиком:
Понедельник | 9.00 - 17.00 |
Вторник | 11.00 - 19.00 |
Среда | неприемный день |
Четверг | 11.00 - 19.00 |
Пятница | 9.00 - 17.00 |
Суббота | 9.00 - 17.00 |
37. Для обособленных подразделений территориальных органов Росрегистрации может устанавливаться следующий график приема заявителей:
Понедельник | 9.00 - 13.00 |
Вторник | 15.00 - 19.00 |
Среда | неприемный день |
Четверг | 15.00 - 19.00 |
Пятница | 9.00 - 13.00 |
Суббота | 9.00 - 13.00 |
38. При высокой нагрузке и превышении установленных Административным регламентом сроков ожидания в очереди по решению руководителей территориальных органов Росрегистрации продолжительность времени и количество дней приема могут быть увеличены.
39. Время предоставления перерыва для отдыха и питания специалистов территориальных органов Росрегистрации устанавливается правилами служебного распорядка с соблюдением графика (режима) работы с заявителями.
Общий срок исполнения государственной функции40. Общий срок государственной регистрации прав не должен превышать месячного срока со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации прав.
41. Срок государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемых на основании договора передачи жилого помещения в собственность, а также в связи с договорами об ипотеке жилых помещений, не должен превышать пятнадцать календарных дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации прав. После государственной регистрации первого договора участия в долевом строительстве государственная регистрация последующих договоров участия в долевом строительстве того же многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве.
42. По решению руководителей территориальных органов Росрегистрации указанный в пункте 40 Административного регламента срок может быть сокращен для государственной регистрации отдельных видов прав и сделок или государственной регистрации в целом.
43. Срок исправления технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав, не должен превышать трех дней с момента обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях.
44. Внесение записи о новом законном владельце закладной, государственная регистрация соглашения об изменении содержания закладной осуществляются в течение одного дня с момента обращения заявителя в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
Сроки приостановления исполнения государственной функции45. Государственная регистрация прав по каждому основанию может быть приостановлена однократно, за исключением случаев приостановления на основании определения или решения суда, а также поступления в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о государственной регистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в ЕГРП или принятия решения об отказе в государственной регистрации прав, в Росрегистрацию (территориальный орган Росрегистрации, его обособленное подразделение) решения (определения, постановления) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества.
46. Государственная регистрация прав приостанавливается:
при поступлении от правообладателя, стороны (сторон) сделки, уполномоченных ими на то надлежащим образом лиц письменного заявления о приостановлении регистрации с указанием причин и срока приостановления - на срок не более трех месяцев;
при представлении заявления в письменной форме одной из сторон договора о возврате документов без проведения государственной регистрации прав, если другая сторона договора не обращалась с таким заявлением, - на срок не более одного месяца;
при поступлении определения или решения суда о приостановлении государственной регистрации прав - на срок, установленный судом;
при поступлении в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о государственной регистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в ЕГРП или принятия решения об отказе в государственной регистрации решения (определения, постановления) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества - до снятия ареста или запрета в порядке, установленном законодательством;
по решению государственного регистратора при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений - на срок не более одного месяца.
Сроки ожидания при исполнении государственной функции47. Максимальное время ожидания в очереди при подаче документов на государственную регистрацию прав не должно превышать 45 минут.
48. Максимальное время ожидания при подаче документов на государственную регистрацию прав по предварительной записи не должно превышать 15 минут с момента времени, на который была осуществлена запись.
49. Максимальное время ожидания в очереди при подаче дополнительных документов на государственную регистрацию прав, запроса на получение информации, при получении документов не должно превышать 15 минут.
50. Время ожидания в очереди на прием к должностному лицу или для получения консультации не должно превышать 30 минут.
Условия и сроки приема и консультирования заявителей51. График приема должностными лицами Росрегистрации и ее территориальных органов (их обособленных подразделений) граждан и организаций по личным вопросам устанавливается соответственно руководителем Росрегистрации, руководителем территориального органа Росрегистрации.
Время приема каждым должностным лицом должно составлять не менее 4 часов в неделю.
52. Консультации в объеме, предусмотренном пунктом 19 Административного регламента, предоставляются специалистами в течение всего срока исполнения государственной функции, в том числе в неприемное время.
Перечень оснований для приостановления или отказа в исполнении государственной функции53. Государственная регистрация приостанавливается на основании:
решения государственного регистратора при появлении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, при неустранении которых в государственной регистрации прав должно быть отказано в соответствии с пунктом 54 Административного регламента;
письменного заявления правообладателя, стороны (сторон) сделки, уполномоченных ими на то надлежащим образом лиц о приостановлении государственной регистрации прав с указанием причин и срока приостановления;
заявления в письменной форме одной из сторон договора о возврате документов без проведения государственной регистрации прав;
решения государственного регистратора при отсутствии в составе представленных на государственную регистрацию прав документов отказа участников общей долевой собственности от права преимущественной покупки доли в праве постороннему лицу, если на день подачи заявления о государственной регистрации прав не истек месячный срок со дня извещения продавцом доли о ее продаже остальных участников общей долевой собственности;
определения или решения суда о приостановлении государственной регистрации прав;
решения (определения, постановления) суда или иного уполномоченного органа о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества.
Решение государственного регистратора о приостановлении государственной регистрации прав в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта принимается, если:
по результатам правовой экспертизы документов, проверки законности сделки выявлены причины, неустранение которых приведет к отказу в государственной регистрации права по основаниям, предусмотренным пунктом 54 Административного регламента;
в деле правоустанавливающих документов имеются документы, содержащие сведения (данные), аналогичные имеющимся в представленных на государственную регистрацию документах сведениям (данным), но не соответствующие им (когда такие сведения либо являются неизменными, либо их изменение, осуществляемое в установленном законодательством Российской Федерации порядке, должно подтверждаться соответствующими документами);
имеется информация в письменной форме, поступившая от правообладателя, правоохранительных органов, иных лиц, свидетельствующая, что представленные на государственную регистрацию прав документы являются поддельными (например, об утрате правообладателем правоустанавливающих документов, подлинных учредительных документов, печати юридического лица и т.д.).
При возникновении сомнений в подлинности документов и достоверности указанных в них сведений дополнительно к уведомлению заявителя о приостановлении государственной регистрации прав лицу, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может разрешить данные сомнения, в том числе подтвердить подлинность выданного им документа (например, подлинность выданной налоговым органом выписки из Единого государственного реестра юридических лиц), направляется запрос. При подтверждении сведений о том, что представленный на государственную регистрацию права документ является поддельным, информация об этом, включая сведения о лице, представившем такой документ, направляется в правоохранительные органы.
54. В государственной регистрации прав отказывается, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с Законом;
с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества;
не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В государственной регистрации права на земельный участок, предоставленный гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, также отказывается, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может быть предоставлен в частную собственность.
В государственной регистрации договора участия в долевом строительстве также отказывается, если:
зарегистрирован другой договор участия в долевом строительстве в отношении того же объекта долевого строительства;
не представлен договор поручительства, если при государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства, застройщиком в качестве способа обеспечения исполнения своих обязательств по договору было выбрано поручительство.
Требования к размещению и оформлению помещений территориальных органов Росрегистрации55. Проектирование и строительство или выбор здания (строения), в котором планируется расположение территориальных органов Росрегистрации, в том числе его обособленных подразделений, должны осуществляться с учетом пешеходной доступности (не более 10 минут пешком) для заявителей от остановок общественного транспорта.
56. Путь от остановок общественного транспорта до территориальных органов Росрегистрации (его обособленных подразделений) должен быть оборудован соответствующими информационными указателями.
Требования к парковочным местам57. На территории, прилегающей к месторасположению территориальных органов Росрегистрации (его обособленных подразделений), оборудуются места для парковки автотранспортных средств. Количество парковочных мест определяется исходя из интенсивности и количества заявителей, обратившихся в территориальный орган Росрегистрации (его обособленное подразделение) за определенный период.
На стоянке должно быть не менее 10 машино-мест, из них не менее одного места - для парковки специальных транспортных средств инвалидов.
Доступ заявителей к парковочным местам является бесплатным.
Требования к оформлению входа в здание58. Здания (строения), в которых расположены территориальный орган Росрегистрации, его обособленные подразделения, должны быть оборудованы отдельным входом для свободного доступа заявителей в помещение органа Росрегистрации.
Входы в помещения территориального органа Росрегистрации, его обособленных подразделений оборудуются пандусами, расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски.
59. Центральный вход в здания территориального органа Росрегистрации, его обособленных подразделений должен быть оборудован информационной табличкой (вывеской), содержащей следующую информацию о территориальном органе Росрегистрации, осуществляющем исполнение государственной функции:
наименование;
место нахождения;
режим работы;
адрес официального Интернет-сайта;
телефонные номера и электронный адрес справочной службы.
Требования к присутственным местам60. Прием заявителей осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях и залах обслуживания (присутственных местах).
Для удобства заявителей помещения для непосредственного взаимодействия специалистов и заявителей рекомендуется размещать на нижнем этаже здания (строения).
Не допускается размещение присутственных мест на верхних (2 и выше) этажах зданий, оборудованных менее чем 2 лифтами.
61. Присутственные места размещаются в зданиях территориальных органов Росрегистрации, их обособленных подразделений и включают места для ожидания, информирования, приема заявителей.
У входа в каждое из помещений размещается табличка с наименованием помещения (зал ожидания, приема/выдачи документов и т.д.) и его внутренней схемой.
Помещения территориальных органов Росрегистрации, их обособленных подразделений должны соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" <*>.
<*> Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 10.06.2003, регистрационный N 4673. Российская газета, 21.06.2003, N 120.
62. Присутственные места территориальных органов Росрегистрации, их обособленных подразделений оборудуются:
системой кондиционирования воздуха;
противопожарной системой и средствами пожаротушения;
системой оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации;
системой охраны, в том числе системой видеонаблюдения с возможностью видеозаписи.
Вход и выход из помещений оборудуются соответствующими указателями с автономными источниками бесперебойного питания.
Требования к местам для информирования63. Места информирования, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами, оборудуются:
информационными стендами;
стульями и столами для возможности оформления документов;
терминалом доступа к информационно-справочным материалам (Интернет-сайту Росрегистрации, территориального органа Росрегистрации).
Требования к местам для ожидания64. Площадь мест ожидания зависит от количества граждан, ежедневно обращающихся в территориальный орган Росрегистрации, его обособленное подразделение для государственной регистрации прав.
Места ожидания должны соответствовать комфортным условиям для заявителей и оптимальным условиям работы специалистов.
65. Места ожидания в очереди на предоставление или получение документов могут быть оборудованы стульями, кресельными секциями, скамьями (банкетками). Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании, но не может составлять менее 10 мест.
66. Места для заполнения документов оборудуются стульями, столами (стойками) и обеспечиваются образцами заполнения документов, бланками заявлений и канцелярскими принадлежностями.
В местах ожидания рекомендуется размещение касс кредитных учреждений (отделений банков) по приему платежей.
67. Места ожидания рекомендуется оборудовать "электронной системой управления очередью", а при ее отсутствии необходимо организовать предварительную дистанционную запись заинтересованных лиц по телефону или электронной почте.
Требования к местам приема заявителей68. В территориальных органах Росрегистрации, их обособленных подразделениях организуются помещения для приема заявителей "зального" типа, при этом части помещения отделяются перегородками в виде окон (киосков). При отсутствии такой возможности помещение для непосредственного взаимодействия специалистов с заявителями может быть организовано в виде отдельных кабинетов для каждого ведущего прием специалиста.
69. Прием всего комплекта документов, необходимых для государственной регистрации прав, и выдача документов/информации по окончании государственной регистрации прав осуществляются в разных окнах (кабинетах). Количество одновременно работающих окон (кабинетов) для приема и выдачи документов/информации должно обеспечивать выполнение требований к максимально допустимому времени ожидания в очереди.
70. Консультирование (предоставление справочной информации) заявителей рекомендуется осуществлять в отдельном окне (кабинете).
71. Окна (кабинеты) приема заявителей должны быть оборудованы информационными табличками (вывесками) с указанием:
номера окна (кабинета);
фамилии, имени, отчества и должности специалиста, осуществляющего исполнение государственной функции;
времени перерыва на обед, технического перерыва.
Окна (кабинеты) приема (выдачи) документов/информации не могут закрываться на обед, технический перерыв одновременно.
72. Каждое рабочее место специалистов должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим и сканирующим устройствам.
При организации рабочих мест должна быть предусмотрена возможность свободного входа и выхода из помещения при необходимости.
Возможность предварительной записи заявителей73. Заявителям должна быть предоставлена возможность для предварительной записи на представление документов на государственную регистрацию прав. Предварительная запись может осуществляться при личном обращении заявителей, по телефону или с использованием электронной почты.
74. При предварительной записи заявитель сообщает свои персональные данные, предмет регистрации и желаемое время представления документов на государственную регистрацию прав. Предварительная запись осуществляется путем внесения информации в книги записи заявителей, которые ведутся на бумажных или электронных носителях. Заявителю сообщается время представления документов на государственную регистрацию прав и окно (кабинет) приема документов, в которое следует обратиться. При личном обращении заявителю выдается талон-подтверждение.
75. Количество окон (кабинетов), в которых осуществляются прием и выдача документов (информации) по предварительной записи, не должно превышать количество окон (кабинетов), в которых прием и выдача документов (информации) осуществляются в порядке очереди (без предварительной записи).
- Главная
- ПРИКАЗ Минюста РФ от 14.09.2006 N 293 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ"