Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.08.2002 N 623 "О ПОДПРОГРАММЕ "СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ УСТАНОВОК, МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ МОРСКОЙ ДОБЫЧИ НЕФТИ, ГАЗА И ОСВОЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ АРКТИКИ НА 2003-2012 ГОДЫ" (ПОДПРОГРАММА "ШЕЛЬФ") ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МИРОВОЙ ОКЕАН"
ПОДПРОГРАММА "СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ УСТАНОВОК, МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ МОРСКОЙ ДОБЫЧИ НЕФТИ, ГАЗА И ОСВОЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ АРКТИКИ НА 2003-2012 ГОДЫ" (ПОДПРОГРАММА "ШЕЛЬФ") ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МИРОВОЙ ОКЕАН"
Подпрограмма "Создание высокотехнологичных установок, машин и оборудования для добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики на 2003-2012 годы" (подпрограмма "Шельф") (далее именуется - подпрограмма), разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 1674-р, является частью федеральной целевой программы "Мировой океан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919.
Подпрограмма разработана на основе федеральной целевой программы создания высокотехнологичных установок, машин и оборудования для добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики "Шельф".
Подпрограмма определяет цели и основные, в том числе приоритетные, направления развития промышленного производства морских технических средств освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики - морских ледостойких нефтегазодобывающих платформ, буровых установок, сооружений, судов, обеспечивающего оборудования и др. (далее именуются - технические средства добычи углеводородов).
Реализация подпрограммы внесет весомый вклад в решение ряда предусмотренных в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года (далее именуется - Морская доктрина) долгосрочных задач социально-экономического развития прибрежной зоны морей России.
В ходе реализации подпрограммы отдельные мероприятия могут уточняться исходя из возможностей федерального бюджета на очередной год и привлекаемых внебюджетных источников.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методамиОсвоение месторождений углеводородов на шельфе России является важной стратегической задачей, от решения которой в значительной степени зависят экономическое положение и обороноспособность страны.
Согласно Морской доктрине развитие отечественной базы создания средств освоения континентального шельфа России является одной из приоритетных задач государства.
Для успешного решения этой задачи имеются весомые предпосылки: наличие больших запасов углеводородов на шельфе, в том числе в разведанных месторождениях, богатый опыт освоения и использования месторождений на суше, налаженное производство значительной части оборудования для добычи и транспортировки нефти и газа с континентальных месторождений.
Разведанные запасы углеводородов на шельфе только арктических морей России составляют более 3 млрд. тонн нефти и конденсата и около 3900 млрд. куб. метров газа, сопоставимые запасы разведаны также в районе о. Сахалин.
Вместе с тем добыча углеводородов на российском шельфе только начинает развиваться и требует создания сложных уникальных инженерных сооружений, включающих средства добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья, а также технических и обслуживающих судов, способных к длительной высоконадежной работе в условиях полярного морского климата.
Новыми для российской промышленности техническими средствами являются морские ледостойкие нефтегазодобывающие платформы, масса которых составляет от 90 до 300 тыс. тонн, а стоимость создания оценивается сотнями миллионов долларов.
Сложность конструкции этих сооружений определяется тяжелыми ледовыми условиями, многократно превышающими нагрузки на нефтегазодобывающие платформы, работающие на континентальных шельфах незамерзающих морей.
До последних лет российские предприятия не участвовали в создании таких объектов. В частности, проектирование первых ледостойких буровых платформ для северных и восточных районов страны производилось с привлечением иностранных фирм, имеющих в этой области многолетний опыт.
Однако опыт решения аналогичных задач в России, в частности в судостроительной промышленности, имеется - это проектирование и строительство судов и кораблей ледового плавания, которое способствовало также созданию новейших материалов и технологий их применения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 765 "О создании промышленно-производственной базы по освоению углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики" генеральным подрядчиком по изготовлению морских нефтегазодобывающих платформ для освоения месторождений нефти и газа на континентальном шельфе Арктики определен Государственный российский центр атомного судостроения.
Заводы центра (федеральные государственные унитарные предприятия "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие", "Машиностроительное предприятие "Звездочка" и др.) располагают мощными производственными базами, способными при незначительной модернизации обеспечить постройку морских ледостойких нефтегазодобывающих платформ с использованием самых совершенных технологий.
Научно-исследовательские институты и конструкторские бюро судостроительной промышленности имеют опытных специалистов и надежную экспериментальную базу для разработки высококачественных конструктивных решений и технологии строительства таких объектов.
Изложенное свидетельствует о наличии у российских предприятий необходимого научного и технического опыта и возможностей для полномасштабного развертывания работ по созданию отечественных высокотехнологичных технических средств добычи углеводородов.
Отечественный и мировой опыт работ по рассматриваемой проблеме показывает, что решение ее требует объединения знаний разных областей науки и техники (строительной механики, гидромеханики, металлургии, океанологии, геодезии, климатологии, экономики), четкого взаимодействия всех участников работ. В целом в создании технических средств добычи углеводородов примут участие более 150 предприятий судостроения, судоремонта, машиностроения, приборостроения, металлургии, радиотехнической и других отраслей промышленности.
С учетом неминуемого противодействия реализации подпрограммы со стороны конкурирующих иностранных фирм потребуется юридическая, организационная и финансовая поддержка государственных органов Российской Федерации.
Учитывая комплексный характер данной проблемы, ее решение целесообразно выполнять программно-целевыми методами в составе федеральной целевой программы "Мировой океан".
3. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы1. Целями подпрограммы являются:
создание отечественных высокотехнологичных технических средств добычи углеводородов;
организация производства конкурентоспособных технических средств добычи углеводородов на основе сохранения и приоритетного развития научного и производственного потенциала предприятий судостроительной промышленности;
уменьшение оттока из России иностранной валюты за счет сокращения закупок зарубежной техники для технического перевооружения предприятий и создания технических средств добычи углеводородов;
увеличение числа рабочих мест на промышленных предприятиях за счет расширения производств по строительству морских нефтегазодобывающих платформ.
2. Важнейшими научно-техническими задачами подпрограммы являются:
формирование научно-технического задела для создания комплекса технических средств и технологий для подводной (подледной) добычи нефти и газа;
совершенствование нормативной базы и метрологического обеспечения проектирования, строительства и эксплуатации технических средств добычи углеводородов;
разработка принципиально новых технологий строительства морских нефтегазодобывающих платформ, обеспечивающих их конкурентоспособность;
реконструкция и техническое перевооружение судостроительных производств, стапельных, спусковых и гидротехнических сооружений, обеспечивающих строительство отечественных морских нефтегазодобывающих платформ различных типов;
проектирование и строительство первоочередных морских нефтегазодобывающих платформ и других объектов;
расширение номенклатуры продукции гражданского назначения, выпускаемой на предприятиях оборонного комплекса с использованием высоких технологий, сохранение производственного и интеллектуального потенциала этих предприятий;
создание системы мер и средств, обеспечивающих экологическую и промышленную безопасность технических средств добычи углеводородов.
3. Подпрограмма рассчитана на 2003-2012 годы и реализуется в два этапа: первый этап - 2003-2007 годы, второй этап - 2008-2012 годы.
На первом этапе предполагается создать научно-технический задел, провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), разработать нормативные документы, провести реконструкцию и техническое перевооружение судостроительных производств, стапельных и гидротехнических сооружений предприятий, начать работы по обеспечению проектирования и строительства морских ледостойких нефтегазодобывающих платформ.
На втором этапе предполагается довести технический уровень предприятий судостроения по проектированию и строительству технических средств добычи углеводородов до уровня, соответствующего стандартам передовых стран, и создать предпосылки для экспорта этой продукции.
4. Система мероприятий подпрограммы1. Система мероприятий подпрограммы согласно приложению N 1 предусматривает проведение работ по четырем направлениям:
первое направление - создание научно-технического и проектного задела для производства конкурентоспособных технических средств добычи углеводородов;
второе направление - разработка проектов технического перевооружения предприятий для производства технических средств добычи углеводородов;
третье направление - реконструкция производств и технологических комплексов предприятий - потенциальных разработчиков и изготовителей технических средств добычи углеводородов;
четвертое направление - техническое перевооружение предприятий и строительство первоочередных объектов.
2. Учитывая повышенные требования к надежности и безопасности эксплуатации создаваемой морской техники, в ходе проведения НИОКР предусматривается:
выполнение разработок, обеспечивающих достижение и превышение мирового уровня аналогичных работ;
научно-техническое обеспечение проектирования сложных морских систем и приборной техники с разработкой и применением современных электронных систем проектирования, отвечающих по качеству, организации и срокам проектирования лучшим мировым образцам;
разработка новых промышленных наукоемких технологий и технических средств для строительства морских нефтегазодобывающих платформ с использованием накопленного опыта и научного задела по лазерным и плазменным технологиям резки и сварки корпусных конструкций, технологии монтажа крупногабаритных конструкций на плаву с применением лазерно-акустических методов контроля параметров их монтажа и др.;
разработка специального оборудования и средств технологического оснащения производства технических средств добычи углеводородов;
создание системы мер и средств, обеспечивающих экологическую и промышленную безопасность технических средств добычи углеводородов.
3. Создание технических средств добычи углеводородов предусматривает разработку технологий строительства и организационных проектов, в том числе по реконструкции и техническому перевооружению производств, включая разработку:
технологии монтажа буровых установок на плаву из суперблоков массой до 10 тыс. тонн;
проекта современного корпусообрабатывающего производства, обеспечивающего применение крупногабаритного листа;
организационно-технологических проектов технического перевооружения основных видов судостроительных производств;
проектов модернизации гидротехнических сооружений.
4. Создание технических средств добычи углеводородов будет проводиться с использованием современных электронных систем проектирования, организации и управления производством и информационных технологий поддержки жизненного цикла изделия от проектирования до утилизации.
Прогнозируемые объемы строительства морских нефтегазодобывающих платформ представлены в приложении N 2.
Сроки их постройки определены предприятиями - исполнителями работ и головными заказчиками продукции предварительно и будут уточняться при заключении соответствующих контрактов.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммыМероприятия подпрограммы осуществляются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования подпрограммы на 2003-2012 годы составляет 14522,8 млн. рублей (в ценах 2002 года), в том числе средства федерального бюджета - 267,5 млн. рублей и средства внебюджетных источников - 14255,3 млн. рублей. При этом капитальные вложения составляют 14375,5 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 134,5 млн. рублей и внебюджетных источников - 14241 млн. рублей; НИОКР - 147,3 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 133 млн. рублей и внебюджетных источников - 14,3 млн. рублей.
Объемы финансирования подпрограммы на 2003-2012 годы приведены в приложении N 3.
Объемы финансирования подлежат ежегодно уточнению исходя из возможностей федерального бюджета и привлечения внебюджетных источников, состояния разработки и сметной стоимости проекта и технико-экономического обоснования запрашиваемых средств.
Объемы внебюджетных средств, привлекаемых для строительства первоочередных объектов, согласованы Российским агентством по судостроению с предприятиями - исполнителями работ.
Средства федерального бюджета на создание научно-технического и проектного задела для производства конкурентоспособных технических средств добычи углеводородов будут выделяться по конкурсу в установленном порядке. Предоставление этих средств негосударственным коммерческим организациям в случае их победы на конкурсе будет осуществляться при условии закрепления за Российской Федерацией прав на результаты научно-технической деятельности, которые будут получены при выполнении работ по договору с государственным заказчиком.
6. Механизм реализации подпрограммыПодпрограмма реализуется государственным заказчиком совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с использованием всех рычагов экономической политики - кредитно-денежного механизма, государственной контрактной системы, налогового и антимонопольного законодательства.
Исполнителями мероприятий подпрограммы будут предприятия судостроительной промышленности, научные центры, проектные организации, а также предприятия смежных отраслей промышленности и нефтегазового комплекса. Реализация подпрограммы осуществляется с применением системы государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком подпрограммы с головными исполнителями мероприятий.
Отбор исполнителей мероприятий осуществляется путем проведения конкурсов среди предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, в том числе иностранных, в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Основной целью организации конкурсов является стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств отечественных и иностранных частных инвесторов.
Привлечение этих средств предусматривается осуществлять в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на возвратной и платной основе.
Возврат бюджетных средств будет осуществляться посредством реализации научно-технической продукции, опытных и серийных образцов создаваемой техники за счет:
прямых поступлений налогов от продажи научно-технической продукции или лицензий на ее использование небюджетным организациям, в том числе иностранным;
увеличения объемов производства технических средств добычи углеводородов вследствие использования научно-технической продукции и, соответственно, увеличения налоговых отчислений;
увеличения объемов продаж нефти и газа вследствие возрастания их добычи благодаря созданию дополнительных технических средств добычи углеводородов.
Расчеты и технико-экономические обоснования показывают, что срок окупаемости вложенных бюджетных средств составит 6-8 лет с начала реализации подпрограммы.
7. Управление и контроль за реализацией подпрограммыГосударственный заказчик подпрограммы осуществляет управление и несет ответственность за реализацию подпрограммы, а также обеспечивает эффективное использование финансовых средств.
С учетом бюджетных средств, ежегодно выделяемых на реализацию федеральной целевой программы "Мировой океан", и на основе бюджетной заявки государственный заказчик согласовывает в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти перечень и объем финансирования программных мероприятий за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год.
В целях повышения эффективности управления реализацией подпрограммы государственный заказчик формирует специальную секцию научно-технического совета для анализа хода выполнения подпрограммы и выработки рекомендаций по реализации ее мероприятий.
Мероприятия и проекты, предусматриваемые подпрограммой, подлежат экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе".
Государственный заказчик представляет по запросам Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации подпрограммы.
Государственный заказчик ежегодно, до 1 февраля, представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации доклады о ходе реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств за отчетный год.
8. Оценка эффективности социально-экономических и экологических результатов реализации подпрограммыРеализация подпрограммы позволит повысить эффективность производства на предприятиях судостроительной промышленности технических средств добычи углеводородов до уровня, при котором они станут конкурентоспособными на мировом рынке. В основном это будет достигнуто за счет технического перевооружения и развития предприятий, внедрения новых технологий и технологического оборудования.
Увеличение загрузки судостроительных заводов за счет заказов нефтегазодобывающей отрасли будет иметь положительные социальные последствия: увеличение числа рабочих мест на заводах и на предприятиях - поставщиках материалов и оборудования, сохранение производственной инфраструктуры в местах размещения заводов, а также сохранение и развитие производственно-технического потенциала этих важных для обеспечения обороноспособности страны предприятий.
Для успешного решения задач по техническому перевооружению предприятий в подпрограмме предусмотрены разработка и организация производства новых средств технологического оснащения, что приведет к дополнительному увеличению числа рабочих мест в промышленности и снизит потребности страны в импорте аналогичного оборудования.
С целью обеспечения конкурентоспособности конечной продукции подпрограммой предусмотрено создание соответствующей научно-технической базы для решения проектных, технологических и производственных задач.
Проводимые при этом работы направлены на обеспечение экологической безопасности разработок месторождений, на создание отечественной нормативной базы в этой области, на оптимизацию конструктивных и технологических решений по важнейшим объектам освоения месторождений углеводородов на шельфе, в том числе по нефтегазодобывающим платформам, указанным в приложении N 2 к настоящей подпрограмме.
Для реализации подпрограммы предусмотрено использование средств федерального бюджета и внебюджетных источников в соотношении 1:53.
Предусмотренные в подпрограмме объемы внебюджетных средств реальны, так как основные участники подпрограммы уже привлечены к работам по созданию технических средств для месторождений Сахалин-1 и Сахалин-2, Приразломное и Штокмановское.
Только в разработку сахалинских месторождений планируется вложить 60 млрд. долларов США, Приразломного и Штокмановского месторождений - около 13 млрд. долларов США. Продажа продукции указанных месторождений ожидается соответственно в объемах 90 и 17 млрд. долларов США.
Реализация настоящей подпрограммы будет способствовать увеличению освоения этих средств российскими предприятиями.
Подпрограмма предусматривает также разработку и внедрение комплекса мер по охране окружающей природной среды при строительстве, транспортировке и эксплуатации технических средств добычи углеводородов.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.08.2002 N 623 "О ПОДПРОГРАММЕ "СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ УСТАНОВОК, МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ МОРСКОЙ ДОБЫЧИ НЕФТИ, ГАЗА И ОСВОЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ АРКТИКИ НА 2003-2012 ГОДЫ" (ПОДПРОГРАММА "ШЕЛЬФ") ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МИРОВОЙ ОКЕАН"