в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 13.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минюста РФ от 01.07.2002 N 184 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ"
не действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
ПРИКАЗ Минюста РФ от 01.07.2002 N 184 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ"

II. Порядок приема документов на государственную регистрацию прав и требования к представляемым документам

7. Прием документов на государственную регистрацию прав осуществляется в порядке, установленном Законом, в том числе его статьями 16 - 18. Рекомендуется учитывать, что особенности приема документов на государственную регистрацию могут быть также установлены иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Например, согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности" <1> заявление о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, подается лицом, в пользу которого устанавливается такое ограничение (обременение), если иное не предусмотрено федеральным законом.


<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 37, ст. 3718; 2002, N 24, ст. 2310.

8. В соответствии с Законом на государственную регистрацию представляются:

заявление о государственной регистрации (статьи 13, 16 Закона);

документ об оплате государственной регистрации (статьи 13, 16 Закона);

документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя и участников сделок, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (статья 16 Закона);

документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права (статьи 16, 17 Закона);

план земельного участка, участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (статьи 17, 18 Закона).

Физическое лицо, в том числе представитель юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность. Представитель юридического лица также предъявляет учредительные документы юридического лица (статья 16 Закона).

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также если представленные документы не отвечают требованиям статьи 18 Закона, на государственную регистрацию могут истребоваться дополнительные документы (пункт 2 статьи 17 Закона).

Все документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю (пункт 5 статьи 18 Закона).

9. Должностному лицу - работнику учреждения юстиции по регистрации прав при приеме документов рекомендуется осуществлять следующие действия:

установить (идентифицировать) личность заявителя (заявителей);

проверить полномочия представителя правообладателя и (или) участников сделки действовать от их имени, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица;

проверить наличие всех документов, необходимых для проведения государственной регистрации;

проверить соответствие представленных документов требованиям, установленным статьей 18 Закона;

в случаях, когда представленные копии документов не заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - сличить копии документов с их подлинными экземплярами и сделать на них надпись об их соответствии подлинным экземплярам (пункт 51 Правил ведения книг учета документов);

в случае установления факта несоответствия представленных документов требованиям Закона, в том числе отсутствия всех необходимых для государственной регистрации документов, обратить внимание заявителя на данный факт, а также на то, что указанное обстоятельство может препятствовать проведению государственной регистрации, о чем сделать отметку на подлинном экземпляре, а также на копии расписки в получении документов на государственную регистрацию;

внести в соответствии с Правилами ведения книг учета документов записи о принятии документов в книгу учета входящих документов;

выдать заявителю расписку в получении документов на государственную регистрацию.

В расписку в получении документов на государственную регистрацию в соответствии с пунктом 14 Правил ведения книг учета документов, в том числе, включаются: дата представления документов; перечень документов с указанием их наименования, реквизитов; количество экземпляров каждого из представленных документов (подлинных экземпляров и их копий); количество листов в каждом экземпляре документа; номер книги учета входящих документов и порядковый номер записи в книге учета входящих документов; фамилия и инициалы работника учреждения юстиции по регистрации прав (филиала), принявшего документы и сделавшего соответствующую запись в книге учета входящих документов, а также его подпись (приложение N 1). Копия расписки приобщается к принятым на государственную регистрацию прав документам.

Возвращенные в ходе приема подлинные экземпляры документов (в частности, учредительные документы юридического лица) в расписку не включаются.

10. Документы, удостоверяющие личность, предъявляют физические лица, заявляющие о государственной регистрации права, сделки, ограничения (обременения) права: правообладатели, участники сделки, их представители, в том числе представители юридических лиц (статья 16 Закона).

В соответствии с законодательством Российской Федерации заявитель может предъявить один из документов, удостоверяющих его личность, в частности:

паспорт гражданина Российской Федерации (для граждан Российской Федерации старше 14 лет, проживающих на территории Российской Федерации) (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" <1> (далее - Указ), пункт 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" <2> (далее - Положение));


<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 11, ст. 1301.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 28, ст. 3444.

паспорт гражданина СССР (для граждан Российской Федерации до замены его в срок до 31 декабря 2003 г. на паспорт гражданина Российской Федерации) (пункт 3 Указа, пункт 2 Положения);

временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме N 2П (для утративших паспорт граждан, а также для граждан, в отношении которых до выдачи паспорта проводится дополнительная проверка) (пункты 22, 52 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 605 <1>);


<1> Зарегистрирован Минюстом России 20.10.1997 N 1400, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, N 22.

удостоверение личности или военный билет военнослужащего (пункт 1 Постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 677 "Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР" <1> (далее - Положение о паспортной системе);


<1> Собрание Постановлений Правительства СССР, 1974, N 19, ст. 109; 1983, N 6, ст. 28; 1990, N 24, ст. 113.

общегражданский заграничный паспорт (для прибывших на временное жительство в Российскую Федерацию граждан России, постоянно проживающих за границей) (пункт 1 Положения о паспортной системе);

паспорт моряка (пункт 1 Положения о паспорте моряка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1508 "Об утверждении Положения о паспорте моряка" <1>);


<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5598.

удостоверение беженца (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах" <1>);


<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 26, ст. 2956.

свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем (пункты 1, 8 Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1998 г. N 523 "О свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу" <1>).


<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2475.

11. Если заявителем является иностранный гражданин или лицо без гражданства, рекомендуется принимать во внимание, что согласно статьям 6 и 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <1> иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы, выданной соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации либо органом внутренних дел или Министерством иностранных дел Российской Федерации, по действительным документам (лицам без гражданства указанные документы выдаются соответствующими органами государства их проживания), удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.


<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029.

12. При предъявлении физическим лицом документа, удостоверяющего личность, рекомендуется проверять: срок действия документа; наличие записи об органе, выдавшем документ, даты выдачи, подписи и фамилии должностного лица, оттиска печати; соответствие фамилии, имени, отчества, даты рождения, реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса постоянного места жительства или преимущественного пребывания заявителя с подлежащими внесению в Единый государственный реестр прав сведениями, указанными в документах, представленных на государственную регистрацию (в частности, в правоустанавливающем документе, в заявлении о государственной регистрации).

Отсутствие на день обращения в учреждение юстиции по регистрации прав в документе, удостоверяющем личность, сведений об адресе постоянного места жительства или преимущественного пребывания заявителя в соответствии с Законом не является основанием для истребования дополнительных документов, подтверждающих (удостоверяющих) указанный адрес, и отказа в государственной регистрации. В названном случае рекомендуется руководствоваться сведениями об адресе постоянного места жительства или преимущественного пребывания заявителя, указанными им в заявлении о государственной регистрации.

13. От имени физических лиц заявления о государственной регистрации могут подавать, в частности, законные представители (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (статья 28 Кодекса); опекуны недееспособных граждан (статья 32 Кодекса); представители, действующие в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре (статьи 182, 184 Кодекса).

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может подать заявление на государственную регистрацию самостоятельно (без согласия законных представителей).

От имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может действовать коммерческий представитель на основании договора, содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний - также и доверенности (статья 184 Кодекса).

14. Полномочия родителей и усыновителей подтверждаются свидетельствами, выданными органами записи актов гражданского состояния: свидетельством о рождении несовершеннолетнего, свидетельством об усыновлении (статьи 23, 43 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" <1>).


<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5340.

Полномочия опекунов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и недееспособных граждан, попечителей несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет или ограниченных судом в дееспособности граждан подтверждаются соответствующим документом, выданным органом опеки и попечительства (пункт 1 статьи 34, пункт 1 статьи 35 Кодекса).

В случае, если лицу, нуждающемуся в опеке (попечительстве), в течение месяца не назначен опекун (попечитель), выполнение обязанностей опекунов (попечителей) согласно пункту 1 статьи 35 Кодекса может быть временно возложено на орган опеки и попечительства.

Выполнение обязанностей опекунов (попечителей) детей, находящихся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, возлагается на администрации этих учреждений (пункт 1 статьи 147 Семейного кодекса Российской Федерации <1> (далее - Семейный кодекс).


<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16.

15. От имени юридических лиц заявления о государственной регистрации могут подавать лица, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, без доверенности (пункт 1 статьи 53 Кодекса); представители в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре (статьи 182, 184 Кодекса). В предусмотренных законом случаях от имени юридического лица могут действовать его участники (пункт 2 статьи 53 Кодекса).

Полномочия руководителей юридических лиц (лиц, действующих от имени юридического лица без доверенности) могут быть в том числе подтверждены:

протоколом (выпиской из протокола) общего собрания акционеров об избрании директора (генерального директора) акционерного общества, если уставом общества это не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) (статьи 63, 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <1>);


<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1.

выпиской из протокола общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью об избрании единоличного исполнительного органа общества (генерального директора, президента и других (пункт 6 статьи 37, статья 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <1>);


<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 785.

приказом о назначении руководителя государственного или муниципального унитарного предприятия (статья 113 Кодекса).

Полномочия внешнего управляющего организации, в отношении которой осуществляется процедура банкротства, подтверждаются определением арбитражного суда о введении внешнего управления и назначении внешнего управляющего (статья 72 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <1>). Конкурсные управляющие при банкротстве не являются представителями юридического лица и действуют от собственного имени (пункт 2 статьи 182 Кодекса).


<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 222.

16. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут действовать органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункты 1, 2 статьи 125 Кодекса).

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 Кодекса).

17. При проверке полномочий, основанных на доверенности, рекомендуется устанавливать наличие в доверенности необходимых для внесения в Единый государственный реестр прав сведений о представляемом правообладателе или участнике сделки: фамилии, имени, отчества, даты рождения, места постоянного или преимущественного пребывания представляемого физического лица, наименования и реквизитов документа, удостоверяющего его личность (статья 18 Закона, пункт 18 Правил ведения ЕГРП), а также сведений о представителе, необходимых для внесения в книгу учета входящих документов (пункт 15 Правил ведения книг и дел) и идентификации его личности - фамилии, имени, отчестве, наименовании и реквизитах документа, удостоверяющего личность представителя.

Рекомендуется также проверять соответствие указанных в доверенности полномочий совершаемым представителем действиям, наличие даты составления доверенности и срока ее действия. Срок действия доверенности не может превышать трех лет, если срок действия доверенности не указан, то она действительна в течение одного года. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (пункт 1 статьи 186 Кодекса).

В соответствии с пунктом 5 статьи 185 Кодекса доверенность от имени юридического лица должна содержать должность, фамилию и подпись руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

18. Доверенность на представление интересов правообладателя, сторон сделки при государственной регистрации может быть составлена в простой письменной форме, удостоверена нотариально или приравнена к таковой (пункт 3 статьи 185 Кодекса). Доверенность, выданная в порядке передоверия, должна быть удостоверена нотариально (пункт 3 статьи 187 Кодекса).

Доверенность в простой письменной форме может быть составлена физическим лицом (правообладателем, стороной сделки) в учреждении юстиции при предъявлении им документа, удостоверяющего личность.

Если доверенность составлена в простой письменной форме не в учреждении юстиции по регистрации прав, учреждению юстиции по регистрации прав рекомендуется удостовериться в ее подлинности, в том числе сличить сведения о представляемом и его подпись с аналогичными данными, содержащимися в иных представленных на государственную регистрацию документах, в частности, в правоустанавливающих документах.

19. В заявлении о государственной регистрации рекомендуется указывать:

данные о правообладателе (стороне сделки), указанные в пункте 18 Правил ведения ЕГРП;

сведения о представителях правообладателя или участника сделки (фамилия, имя, отчество, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес, по которому можно связаться с представителем), если заявление о государственной регистрации подается представителем;

наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя (если заявление о государственной регистрации подается представителем), в том числе представителя юридического лица, действовать от имени правообладателя, стороны сделки;

ходатайство (просьбу) о государственной регистрации, указывающее на цель обращения заявителя в учреждение юстиции по регистрации прав, в том числе вид права, размер доли в праве в случае регистрации права общей долевой собственности, вид сделки, вид ограничения (обременения) права;

наименование, реквизиты правоустанавливающего документа, на основании которого должна быть проведена государственная регистрация права, ограничения (обременения) права;

наименование и реквизиты сделки, заявляемой к регистрации или на основании которой должна быть проведена государственная регистрация права, ограничения (обременения) права, и краткие данные о второй стороне сделки (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица);

сведения об объекте недвижимости (наименование объекта недвижимого имущества, его место нахождения (адрес), кадастровый или условный номер, если он известен заявителю);

подпись заявителя;

дата составления заявления о государственной регистрации.

В случае если нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации установлены различные размеры платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в заявлении рекомендуется указывать срок проведения государственной регистрации в зависимости от размера платы, внесенного заявителем за государственную регистрацию договора продажи (статья 11 Закона, пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1998 г. N 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах" <1>).


<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 9, ст. 1121.

В заявлении о приеме дополнительных документов рекомендуется указывать номер, под которым ранее представленное заявление о государственной регистрации было зарегистрировано в книге учета входящих документов, и дату ранее представленного заявления о государственной регистрации, в дополнение к которому представляются документы.

20. В случаях, когда на одной из сторон договора выступают несколько лиц, в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 16 Закона заявления о государственной регистрации подают все участвующие в сделке на этой стороне лица, которые могут представить отдельные заявления от собственного имени или одно заявление, подписанное всеми лицами.

Согласно пункту 3 статьи 24 Закона заявление о государственной регистрации права совместной собственности может подать любой из участников совместной собственности, если законодательством Российской Федерации либо соглашением между ними не предусмотрено иное. В целях проведения государственной регистрации права общей совместной собственности в заявлении, поданном одним из участников, указываются также данные об остальных участниках общей совместной собственности, установленные пунктом 18 Правил ведения ЕГРП.

21. Вместе с заявлением о государственной регистрации представляется подлинник и копия документа об оплате регистрации (пункт 1 статьи 13, пункт 4 статьи 16, пункт 5 статьи 18 Закона). На подлинном платежном документе, подтверждающем внесение платы за государственную регистрацию, который после проведения государственной регистрации должен быть возвращен заявителю, рекомендуется проставлять отметку "погашено".

22. Представитель юридического лица предъявляет учредительные документы юридического лица (пункт 4 статьи 16 Закона).

Если в деле правоустанавливающих документов уже имеются копии указанных документов, то возможно представление справки об отсутствии зарегистрированных изменений и дополнений учредительных документов, удостоверенной соответствующим органом по регистрации юридических лиц.

Целесообразно принимать во внимание, что согласно пункту 1 статьи 52 Кодекса в случаях, предусмотренных законом, некоммерческие организации могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида. В этой связи вместе с утвержденным в установленном законом порядке общем положении об организациях данного вида (его копией) в целях подтверждения правоспособности конкретного юридического лица (правообладателя, стороны сделки) рекомендуется истребовать документ (акт), на основании которого создана данная организация, например, приказ (распоряжение) вышестоящей организации (органа), в котором содержатся сведения о создании, наименовании и месте нахождения организации, действующей на основании указанного общего положения.

В целях внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр прав и на основании пункта 18 Правил ведения ЕГРП необходимо также представление документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" <1>), и документа о постановке на учет юридического лица как налогоплательщика с указанием его индивидуального номера налогоплательщика.


<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431.

Учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, предъявляются в подлиннике с приложением их копий.

Подлинники учредительных документов, документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, документа о постановке на учет юридического лица как налогоплательщика возвращаются заявителю непосредственно после их предъявления.

23. В зависимости от объекта недвижимого имущества, право на который подлежит государственной регистрации, предмета сделки обязательным приложением к документам, необходимым для регистрации прав, является план земельного участка, участка недр и (или) план объекта недвижимости (пункт 1 статьи 17 Закона). План земельного участка должен быть удостоверен органом, ответственным за проведение кадастровых работ, а планы другого недвижимого имущества - соответствующим органом учета (пункт 4 статьи 18 Закона).

При приеме документов кадастрового и технического учета рекомендуется проверять наличие наименования органа (организации), удостоверившего план, должности, фамилии и подписи должностного лица, печати органа (организации), а также соответствие наименования и места нахождения (адреса) объекта недвижимого имущества, других сведений об объекте недвижимости аналогичным сведениям, указанным в заявлении о государственной регистрации и в правоустанавливающем документе (в правоустанавливающих документах).

24. Для государственной регистрации ранее возникших прав и (или) перехода прав по сделке, не подлежащей государственной регистрации, рекомендуется истребовать сведения о правообладателе и наличии (отсутствии) арестов, запретов, прочих ограничений (обременений) прав, зарегистрированных организациями технического учета и иными органами государственного учета объектов недвижимого имущества, осуществлявших регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по регистрации прав (его филиала) (статьи 6, 32 Закона). При отсутствии у заявителя документов, содержащих указанные сведения, учреждению юстиции по регистрации прав рекомендуется обращаться за указанной информацией, необходимой для государственной регистрации, в соответствующий орган (организацию) на основании пункта 3 статьи 8 Закона.

При проведении в дальнейшем государственной регистрации сделок с данным объектом, перехода прав на него, ограничения (обременения) прав документы, выдаваемые органом (организацией), ранее осуществлявшим регистрацию прав на недвижимость, о принадлежности имущества и об отсутствии ограничений (обременений) прав не требуются, поскольку указанной информацией, в том числе на основании статьи 28 Закона, должно располагать учреждение юстиции по регистрации прав.

25. Правоустанавливающие и иные необходимые для государственной регистрации документы представляются в подлинниках (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) с приложением копий (пункт 5 статьи 18 Закона). После проведения государственной регистрации подлинные экземпляры документов возвращаются правообладателю (пункт 5 статьи 18 Закона).

Верность копий документов может быть удостоверена нотариусом организацией, выдавшей документ. Если на государственную регистрацию представлены незаверенные копии указанных документов (например, договора), работник учреждения юстиции по регистрации прав, принимающий документы, должен сделать на них надпись об их соответствии подлинникам с указанием даты, фамилии, инициалов лица, сделавшего надпись, а также заявителя, которая заверяется подписями названного работника учреждения юстиции по регистрации прав (филиала) и заявителя (пункт 51 Правил ведения книг учета документов).

Вместо копий документов на государственную регистрацию могут быть представлены дополнительные (вторые) подлинные их экземпляры, предназначенные для хранения в делах правоустанавливающих документов.

Копии актов органов государственной власти, органов местного самоуправления (пункт 5 статьи 18 Закона), а также копии судебных актов и актов, вынесенных органами, наложившими арест (статья 28 Закона), должны быть заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

26. Приписки, подчистки, зачеркнутые слова и иные исправления в документах должны быть оговорены (пункт 3 статьи 18 Закона), в том числе подтверждены подписью лиц (лица), например, участников сделки, подписавших документ.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, документы, составленные на нескольких листах, должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью. Если такое требование к конкретным документам, составленным на нескольких листах, в законодательстве Российской Федерации отсутствует, целесообразно рекомендовать заявителям их прошить, пронумеровать и скрепить печатью и (или) подписью с указанием количества листов в документе. Однако в последнем из названных в настоящем абзаце случаев неисполнение заявителем рекомендации не может являться основанием для отказа в приеме документов, приостановления государственной регистрации, отказа в государственной регистрации (статьи 18 - 20 Закона).

27. Согласно пункту 1 статьи 18 Закона правоустанавливающие документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав в Едином государственном реестре прав.

При этом сведения, которые необходимо внести в Единый государственный реестр прав об объекте недвижимости (в зависимости от вида объекта недвижимого имущества), указаны в пункте 6 статьи 12 Закона, в разделе III, пункте 45 Правил ведения ЕГРП, о виде права - в пункте 38 Правил ведения ЕГРП, о правообладателе (стороне сделки, лице, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права или чьи права ограничиваются (обременяются) - в пункте 6 статьи 12 Закона, в пункте 18 Правил ведения ЕГРП.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их места жительства должны быть написаны полностью, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их места нахождения. Согласно пункту 18 Правил ведения ЕГРП в Едином государственном реестре прав соответствующие графы листов записи подразделов II и III должны отражать информацию: для физических лиц - о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, удостоверяющем личность документе и его реквизитах, адресе постоянного места жительства или преимущественного пребывания; для юридических лиц - о полном наименовании, индивидуальном номере налогоплательщика, юридическом адресе, дате и месте государственной регистрации, номере документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, адресе фактического местонахождения.

28. В случае если на государственную регистрацию был представлен документ (документы), имеющий подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в нем исправления, документ, исполненный карандашом, а также документ с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать его содержание, такой документ согласно пункту 3 статьи 18 Закона не подлежит приему на государственную регистрацию.

Поскольку в Законе, в том числе в его статье 18, не указан порядок отказа в приеме таких документов, а в соответствии со статьей 2 Закона уклонение от государственной регистрации может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд, учреждениям юстиции по регистрации прав рекомендуется, проинформировав об этом заявителя в ходе приема документов, незамедлительно приостанавливать государственную регистрацию (пункты 1 и 2 статьи 19 Закона). В уведомлении о приостановлении государственной регистрации со ссылкой на пункт 3 статьи 18 Закона рекомендуется:

указывать конкретную причину (наименование и реквизиты документа, суть "дефекта" документа и т.д.);

сообщать заявителю, что он может получить на руки такой документ в целях его приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации;

сообщать, что непредставление требуемого и надлежаще исполненного (оформленного) документа до окончания срока регистрации (приостановления регистрации) повлечет вынесение решения об отказе в регистрации в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 20 Закона, а также о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона правообладатель имеет право представить заявление о приостановлении регистрации на срок не более трех месяцев с указанием причины такого приостановления.

Если подлинный экземпляр указанного документа выдан на руки заявителю, рекомендуется на копии расписки в приеме документов на государственную регистрацию сделать об этом отметку в порядке, установленном пунктом 50 Правил ведения книг учета документов, а копию такого документа поместить в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

29. Согласно пункту 2 статьи 17 Закона в установленных законодательством Российской Федерации случаях на государственную регистрацию могут представляться дополнительные документы, необходимые для государственной регистрации, в частности:

нотариально удостоверенное согласие супруга для совершения одним из супругов сделки по распоряжению совместно нажитой недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения или государственной регистрации (пункт 3 статьи 35 Семейного кодекса);

согласие собственника государственного или муниципального имущества на распоряжение имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного или муниципального предприятия (пункт 2 статьи 295 Кодекса);

согласие залогодержателя на распоряжение заложенным имуществом (пункт 1 статьи 37, пункт 1 статьи 40 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" <1> (далее - Закон об ипотеке);


<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 29, ст. 3400; 2001, N 46, ст. 4308; 2002, N 7, ст. 629.

согласие получателя ренты на распоряжение имуществом, переданным для обеспечения пожизненного содержания с иждивением (статья 604 Кодекса);

разрешение (согласие) органа опеки и попечительства на распоряжение имуществом лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных судом недееспособными, их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами) (пункт 1 статьи 28, пункт 2 статьи 37 Кодекса, пункт 3 статьи 60 Семейного кодекса);

разрешение (согласие) органа опеки и попечительства на дачу законными представителями (родителями, усыновителями, попечителями) согласия несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет и гражданам, признанными судом ограниченно дееспособными, на распоряжение имуществом (пункт 1 статьи 26, пункт 2 статьи 37 Кодекса, пункт 3 статьи 60 Семейного кодекса);

согласие органа опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные члены семьи собственника, если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц (пункт 4 статьи 292 Кодекса);

разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющие право пользования данным жилым помещением, а также в отношении приватизированных жилых помещений, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права (абзац второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" <1>).


<1> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959; 1993, N 2, ст. 67; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1864; 1998, N 13, ст. 1472; 1999, N 18, ст. 2214; 2001, N 21, ст. 2063.

30. После приема заявления и иных необходимых для государственной регистрации документов регистратор прав вносит в Единый государственный реестр прав запись об этом заявлении, указывающую на существование правопритязания в отношении данного объекта (абзац седьмой пункта 6 статьи 12 Закона).

В случаях, когда раздел Единого государственного реестра прав по данному объекту открыт, в указанных целях рекомендуется вносить запись о заявлении в графу "Особые отметки регистратора" (пункт 20 Правил ведения ЕГРП) непогашенного листа записи подраздела II (независимо от того, что в соответствии с заявлением должно быть зарегистрировано: переход права, сделка, например, договор дарения, ограничения (обременения) права).

В названных в настоящем пункте случаях в графе "Особые отметки регистратора" рекомендуется делать следующие записи: слова "Принято заявление о государственной регистрации ..." (далее указывается вид права или сделки, или ограничения (обременения) права); дату приема, номер книги учета входящих документов и номер записи в этой книге, под которым в ней зарегистрированы заявление и иные документы.

31. Согласно пункту 3 статьи 28 Закона органы, наложившие арест на недвижимое имущество, обязаны направить заверенную копию решения о наложении ареста в учреждение юстиции по регистрации прав, которая является основанием для государственной регистрации ареста.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минюста РФ от 01.07.2002 N 184 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ"