в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.01.2008 N 10 (ред. от 25.12.2008) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ (2008-2012 ГОДЫ)"
действует Редакция от 25.12.2008 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.01.2008 N 10 (ред. от 25.12.2008) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ (2008-2012 ГОДЫ)"

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа. Анализ социально-экономического развития регионов Южного федерального округа

Территория Южного федерального округа составляет 589 тыс. кв. км (3,5 процента территории России), численность постоянно проживающего на территории региона населения на 1 января 2007 г. - 22,8 млн. человек (16 процентов численности населения России). Территория республик, входящих в состав Южного федерального округа, составляет 172,9 тыс. кв. км (29,3 процента территории общей территории Южного федерального округа), численность населения - 5,8 млн. человек (25,6 процента общей численности населения Южного федерального округа) <*>.


<*> Здесь и далее приводятся данные по республикам, входящим в состав Южного федерального округа, без данных по Чеченской Республике, государственная поддержка которой из федерального бюджета осуществляется в рамках отдельной федеральной целевой программы.

По плотности населения (38,5 человека на 1 кв. км) округ находится на втором месте после Центрального федерального округа. При этом плотность населения в Республике Ингушетия составляет 108,6 человек на 1 кв. км, Республике Северная Осетия - Алания - 88,8, Кабардино-Балкарской Республике - 72,1, Республике Адыгея - 58,8, Республике Дагестан - 51,2, Карачаево-Черкесской Республике - 31,2, Республике Калмыкия - 3,8.

Территория Южного федерального округа имеет выход к Азовскому, Черному и Каспийскому морям. На территории округа размещены 15 портов, протекают две крупнейшие реки России - Дон и Волга, объединенные в единую гидросистему Цимлянским водохранилищем и Волго-Донским судоходным каналом имени В.И.Ленина.

Длина сухопутных границ округа составляет 2657,7 км, морских - 1370,4 км.

Регион характеризуется плотной сетью железных и автомобильных дорог, трубопроводов, речных и морских путей.

Наличие в регионе протяженных морских побережий и уникальных горных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития оздоровительного и экологического туризма, в том числе в предгорных и горных зонах Северного Кавказа.

Валовой региональный продукт субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, в 2006 году составил 1690,6 млрд. рублей или 7,4 процента валового внутреннего продукта. По этому показателю среди федеральных округов округ занимает последнее место.

Вклад субъектов Российской Федерации в формирование валового регионального продукта и его отраслевая структура крайне неоднородны. Это обусловлено неравномерным размещением производительных сил, различной площадью и численностью населения по регионам. Почти 84 процента валового регионального продукта округа приходится на долю 5 субъектов Российской Федерации (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области).

В то же время доля республик, входящих в состав Южного федерального округа, в валовом региональном продукте округа незначительна: Республика Ингушетия - 0,5 процента, Республика Адыгея - 1 процент, Республика Калмыкия - 1 процент, Карачаево-Черкесская Республика - 1,3 процента, Республика Северная Осетия - Алания - 2,4 процента, Кабардино-Балкарская Республика - 2,9 процента, Республика Дагестан - 6,9 процента.

В 2006 году среди республик, входящих в состав Южного федерального округа, максимальный темп роста валового регионального продукта по отношению к уровню 2005 года отмечен в Республике Дагестан (112,1 процента) и Карачаево-Черкесской Республике (112 процентов).

В Республике Ингушетия наметилась тенденция к значительному снижению темпа роста валового регионального продукта. Если в 2003 году этот показатель по Республике Ингушетия составлял по отношению к предыдущему периоду 105,4 процента, то в 2006 году темп роста по этому показателю составил 100,9 процента.

Снижение темпов роста валового регионального продукта также отмечается в Республике Калмыкия.

По итогам за 2006 год по объему валового регионального продукта на душу населения округ находится на последнем месте, составляя менее половины среднероссийского значения (74,2 тыс. рублей при среднероссийском 160,7 тыс. рублей), при этом этот показатель в Республике Ингушетия ниже среднероссийского уровня в 9 раз (17,8 тыс. рублей на человека), в Республике Адыгея - в 4,5 раза, в других республиках - в 3-4 раза.

Рост промышленного производства в Южном федеральном округе в 2003 году по отношению к предыдущему периоду составил 103,8 процента (по Российской Федерации - 108,9 процента), в 2006 году - 110,8 процента (по Российской Федерации - 103,9 процента). Следует отметить существенный рост промышленного производства в Республике Адыгея (117,6 процента), Республике Дагестан (112,5 процента), Карачаево-Черкесской Республике (114,8 процента).

В Республике Калмыкия и Республике Ингушетия темп роста промышленного производства имеет устойчивую тенденцию к снижению. Также следует отметить снижение темпов роста промышленности в 2006 году в Республике Северная Осетия - Алания (2005 год - 110,5 процента, 2006 год - 83,6 процента). В целом по этому показателю Южный федеральный округ в 2006 году находился на втором месте среди федеральных округов.

Темп роста производства продукции сельского хозяйства в Южном федеральном округе имеет положительную динамику и составил в 2006 году 101,7 процента (в Российской Федерации - 102,8 процента), хотя и замедлился по сравнению с 2005 годом. Во всех республиках, входящих в состав Южного федерального округа, за исключением Республики Ингушетия и Кабардино-Балкарской Республики, темпы роста производства продукции сельского хозяйства были выше, чем в целом по округу. В Республике Ингушетия этот показатель в 2005-2006 годах не превысил 100 процентов (2005 год - 91,9 процента, 2006 год - 98,4 процента).

Темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в Южном федеральном округе в 2003-2005 годах был ниже среднероссийского показателя, в 2006 году темп роста инвестиций в основной капитал в округе превысил среднероссийский показатель и составил 114,8 процента (по Российской Федерации - 113,7 процента). При этом темпы роста по субъектам Российской Федерации, входящим в Южный федеральный округ, значительно отличаются. В Республике Дагестан темп роста составил 123 процента, Республике Калмыкия - 116,9 процента, Карачаево-Черкесской Республике - 116,7 процента. В Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Адыгея темп роста инвестиций в основной капитал сократился и составил соответственно 83,3 процента, 97,1 процента и 98 процентов уровня 2005 года. В Республике Северная Осетия - Алания этот показатель сохранился на уровне 2005 года (100,4 процента).

По объему инвестиций в основной капитал Южный федеральный округ находится на пятом месте среди федеральных округов. Наибольший объем инвестиций в основной капитал среди регионов округа приходится на Краснодарский край (объем годовых инвестиций составляет 148,8 млрд. рублей или 34,9 процента всех инвестиций Южного федерального округа) и Ростовскую область (90,6 млрд. рублей или 21,2 процента), далее следуют Ставропольский край (9,7 процента), Республика Дагестан (9,3 процента), Волгоградская область (8,1 процента) и Астраханская область (6,7 процента). Вклад других республик, входящих в Южный федеральный округ, колеблется от 0,8 процента по Республике Ингушетия до 1,9 процента по Карачаево-Черкесской Республике.

Структура инвестиционных ресурсов различается по регионам, входящим в Южный федеральный округ. Так, например, за счет средств федерального бюджета формируется 69,5 процента всего объема инвестиций Республики Ингушетия и только 6,6 процента - Волгоградской области.

Общий объем иностранных инвестиций в 2006 году по Южному федеральному округу составил 1259,1 млн. долларов США, что составляет 2,3 процента общего объема инвестиций по Российской Федерации. По данному показателю округ с большим отставанием от других федеральных округов занимает последнее место в России. При этом в масштабах округа 59,6 процента иностранных инвестиций за рассматриваемый период поступило в экономику Краснодарского края, 31 процент - в Ростовскую область. Из республик, входящих в состав Южного федерального округа, иностранные инвестиции в объеме 2,76 млн. долларов США поступили только в Республику Адыгея.

В настоящее время республики, входящие в состав Южного федерального округа, обладают низкой инвестиционной привлекательностью. Это обусловлено сложившимися представлениями о высоких экономических и социальных рисках на Северном Кавказе, а также недостаточной развитостью инженерной и социальной инфраструктур, наличием административных барьеров, дефицитом квалифицированных кадров.

Уровень безработицы по Южному федеральному округу является самым высоким в Российской Федерации. Особенно остро этот вопрос стоит в республиках Северного Кавказа. По ситуации, сложившейся на рынке труда, самыми неблагополучными являются Республика Ингушетия (общая численность безработных составляет 56,3 процента общей численности экономически активного населения), Республика Дагестан (22,6 процента), Кабардино-Балкарская Республика (23,2 процента), Республика Калмыкия (13,5 процента), Карачаево-Черкесская Республика (21,8 процента), Республика Адыгея (11,1 процента).

Уровень зарегистрированной безработицы в Южном федеральном округе также самый высокий по сравнению с другими округами, в 2006 году он составил 5,9 процента (в Российской Федерации - 2,4 процента). В Республике Ингушетия уровень зарегистрированной безработицы с 2003 по 2006 годы увеличился с 19,9 процента до 26,6 процента. В остальных республиках этот показатель колеблется от 3 до 7,5 процента.

Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 населения) в Южном федеральном округе (-1) самый высокий среди округов Российской Федерации (-4,8). Причем во всех республиках, входящих в состав Южного федерального округа, за исключением Республики Адыгея (-4,6), коэффициент естественного прироста населения имеет положительное значение, при этом наибольшее его значение отмечено в Республике Ингушетия (11,4) и Республике Дагестан (9,2).

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в Южном федеральном округе составляет 35 процентов (в Российской Федерации - 17,6 процента). Низкий уровень доходов трудоспособного населения округа обусловлен его занятостью преимущественно в секторах с низким уровнем производительности труда и высокой долей теневой экономики. Уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в среднем по округу составляет 7272,4 рубля при среднем уровне по Российской Федерации - 10727,7 рубля, при этом во всех республиках, входящих в Южный федеральный округ, показатели ниже (от 4884,4 рубля в Республике Дагестан до 6720,2 рубля в Республике Ингушетия).

Для республик, входящих в состав Южного федерального округа, характерен высокий уровень дотационности бюджетов при низком уровне налоговых поступлений. Обеспеченность собственными доходами в среднем по округу составляет около 48 процентов. Уровень дотационности Республики Ингушетия составляет 89 процентов, Республики Дагестан - 76 процентов, Карачаево-Черкесской Республики - 68 процентов. По уровню собственных бюджетных доходов на душу населения 6 республик Северного Кавказа занимают места с 78-го по 87-е (среди всех субъектов Российской Федерации): Республика Северная Осетия - Алания - 78-е место, Республика Адыгея - 80-е место, Карачаево-Черкесская Республика - 82-е место, Кабардино-Балкарская Республика - 83-е место, Республика Дагестан - 86-е место, Республика Ингушетия - 87-е место.

Высокая дотационность бюджетов республик, входящих в состав Южного федерального округа, низкий уровень доходов населения, высокая безработица, низкая инвестиционная привлекательность свидетельствуют об отсутствии собственных резервов для привлечения инвестиций и ускорения экономического развития. В республиках требуется стабилизация ситуации в приграничных территориях, устранение социальной напряженности в локальных зонах, вызванной ликвидацией последствий конфликтных ситуаций и природных бедствий, крайне низким развитием социальной и инженерной инфраструктур.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.01.2008 N 10 (ред. от 25.12.2008) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ (2008-2012 ГОДЫ)"