Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.09.2008 N 652 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009-2015 ГОДЫ)"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009-2015 ГОДЫ)"
Наименование Программы | - федеральная целевая программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 1974-р |
Государственные заказчики | - Федеральная аэронавигационная служба, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
Государственный заказчик - координатор Программы | - Министерство транспорта Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | - федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации", автономная некоммерческая организация "Агентство Росгидромета по специализированному гидрометобеспечению", федеральное государственное учреждение "Служба единой системы авиационно-космического поиска и спасания" |
Цель и задачи Программы | - целью реализации Программы является повышение безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства за счет модернизации Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - Единая система), ее объектов и взаимодействующих с ней систем путем создания и развития Аэронавигационной системы России на основе использования новых технических средств и технологий в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации. |
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: | |
внедрение перспективной структуры воздушного пространства Российской Федерации, совершенствование методов планирования и гибкого его использования в интересах всех пользователей; | |
модернизация и техническое перевооружение инфраструктуры (объектов) аэронавигации, укрупнение центров организации воздушного движения; | |
внедрение перспективных наземных, бортовых и космических средств и систем аэронавигации в соответствии с Концепцией связи, навигации, наблюдения/организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации (далее - Концепция СНН/ОрВД); | |
внедрение перспективных систем и технологий метеорологического обеспечения аэронавигации, включая предоставление данных в реальном времени; | |
создание инфраструктуры единой системы авиационно-космического поиска и спасания (далее - единая система поиска и спасания) и современного авиационного поисково-спасательного комплекса | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - важнейшими целевыми индикаторами реализации Программы являются: |
средняя величина налета воздушных судов на 1 инцидент, произошедший по причинам, связанным с аэронавигационным обслуживанием, с начала реализации Программы; | |
повышение оправдываемости прогнозов погоды по аэродромам Российской Федерации; | |
уровень охвата территории Российской Федерации поисково-спасательным обеспечением полетов | |
Срок реализации Программы | - 2009-2015 годы |
Основные мероприятия Программы | - основными мероприятиями Программы являются: создание укрупненных районов организации воздушного движения; |
совершенствование аэронавигационного обслуживания полетов в районе аэродромов и на воздушных трассах; | |
модернизация сети авиационной электросвязи и передачи данных; | |
оснащение радиолокационных позиций средствами вторичной радиолокации; | |
внедрение единой системы планирования использования воздушного пространства; | |
переход к современным технологиям организации воздушного движения, основанным на внедрении средств и систем в соответствии с Концепцией СНН/ОрВД; | |
внедрение интегрированных военно-гражданских автоматизированных систем управления воздушным движением; | |
проведение технической модернизации и автоматизации системы метеорологического обеспечения аэронавигации; | |
развитие единой системы поиска и спасания | |
Объемы и источники финансирования | - реализация мероприятий Программы предусматривает финансирование в объеме 82128,6 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: |
за счет средств внебюджетных источников - 22299,3 млн. рублей; | |
за счет средств федерального бюджета - 59829,3 млн. рублей | |
Ожидаемые конечные результаты реализации | - повышение уровня безопасности воздушного движения к 2015 году в 1,5 раза; |
повышение пропускной способности воздушного пространства в 1,8 раза; | |
Программы и показатели социально-экономической эффективности | снижение эксплуатационных расходов пользователей воздушного пространства на 80 млрд. рублей за период реализации Программы; повышение оправдываемости авиационных прогнозов погоды по аэродромам Российской Федерации до 91 процента; |
повышение прикрытия территории страны авиационными поисково-спасательными силами и средствами до 100 процентов; | |
интеграция Аэронавигационной системы России в единую региональную европейскую аэронавигационную систему на базе перехода к перспективным системам, предусмотренным Концепцией СНН/ОрВД, технологиям, правилам и процедурам Международной организации гражданской авиации; | |
обеспечение возможности перевода Аэронавигационной системы России на работу в условиях военного времени без перестройки структуры, перерывов в функционировании и изменения порядка взаимодействия с другими системами. | |
Общественная эффективность Программы в виде суммарного чистого дисконтированного дохода составит 56,7 млрд. рублей, коммерческая - 19,9 млрд. рублей, бюджетная - 8,6 млрд. рублей. |
Единая система является важнейшим компонентом сохранения национальной безопасности государства, обеспечения безопасности воздушного движения и экономической эффективности полетов.
Территория и воздушное пространство, обслуживаемое Единой системой, превышают 25 млн. кв. километров, протяженность воздушных трасс составляет 532 тыс. километров, из которых более 150 тыс. километров являются международными. Организация использования воздушного пространства и обслуживание воздушного движения в Российской Федерации осуществляется 99 центрами Единой системы федерального, регионального и местного уровней.
В настоящее время всеми пользователями воздушного пространства Российской Федерации выполняется более 1 млн. полетов ежегодно, из них российскими авиакомпаниями - 59 процентов полетов, авиакомпаниями других государств - около 33 процентов.
Государственная и экспериментальная авиация выполняет 8 процентов общего количества полетов. Одновременно под управлением находятся более 800 воздушных судов.
Единую систему обслуживают свыше 30 тыс. специалистов.
Основу технического обеспечения Единой системы составляют традиционные радиотехнические системы, ограниченные по дальности действия, точности и функциональным возможностям. Их использование малоэффективно на низких высотах полета, в условиях обеспечения воздушного движения над большими водными пространствами, малонаселенной и труднодоступной местностью.
Системы связи, навигации и наблюдения центров Единой системы, выработавшие свой технический ресурс и требующие замены, составляют по различным типам от 56 до 85 процентов. Кроме того, 70 процентов эксплуатируемого самолетного парка, подлежащего в ближайшее время списанию, имеет на борту аэронавигационные системы и навигационные комплексы, не удовлетворяющие современным требованиям. Большая часть этих систем нуждается в замене.
В силу ограничения функциональных возможностей существующая Единая система не способна в полной мере реализовать внедрение перспективных технологий.
В настоящее время расходы на обеспечение функционирования Единой системы составляют около 20 млрд. рублей в год, в то время как США тратят на поддержание и развитие отрасли около 9 млрд. долларов в год, а небольшая по территории Япония - около 1,6 млрд. долларов в год. На внедрение в государствах - членах Европейского союза только технологии автоматического зависимого наблюдения выделено в 2003-2006 годах около 25 млрд. евро.
Технологическая и техническая обеспеченность авиационных метеорологических органов не соответствует в полной мере необходимому уровню автоматизации, предъявляемому к аэродромному оборудованию и средствам сопряжения с системами управления воздушным движением, что в значительной степени влияет на качество метеорологического обеспечения полетов, и эта ситуация с каждым годом усугубляется.
Существующая система обеспечения пользователей воздушного пространства аэронавигационной информацией не оснащена современными автоматизированными средствами. Вследствие недостаточного уровня автоматизации не созданы многоуровневая служба аэронавигационной информации и государственный банк аэронавигационных данных Российской Федерации.
В настоящее время единая система поиска и спасания не в полной мере удовлетворяет требованиям, предъявляемым к аналогичным системам в развитых странах.
Не осуществляется на должном уровне автоматизированное взаимодействие всех систем, участвующих в аэронавигационном обслуживании полетов, что препятствует их развитию. Одной из основных причин сложившейся ситуации является значительный износ технической базы Единой системы и ее ограниченные функциональные возможности.
Недостаточное финансирование и связанные с этим длительные сроки создания и внедрения новой техники приводят к увеличению сроков переходного периода, когда должны одновременно эксплуатироваться традиционные и перспективные средства и системы, что связано с дополнительными экономическими потерями.
В ближайшее время ситуация может еще больше осложниться по следующим причинам:
высокая скорость нарастания интенсивности полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (более чем в 2 раза) требует соответствующего технического обеспечения;
отставание Российской Федерации по темпам ввода новых технических средств в соответствии с Концепцией СНН/ОрВД постепенно выводит ее из мировой аэронавигационной инфраструктуры, возникают серьезные проблемы с обеспечением аэронавигационного обслуживания международных полетов, интеграцией российской системы в европейскую и мировую системы;
процесс перехода к перспективным системам, предусмотренным Концепцией СНН/ОрВД, требует повышения объема и уровня исследований, которые в настоящее время существенно отстают от уровня передовых стран.
Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской ФедерацииВ соответствии с Концепцией создания и развития аэронавигационной системы России и планом мероприятий по ее реализации, одобренными Правительством Российской Федерации 4 октября 2006 г., на основе Единой системы и взаимодействующей с ней единой системы поиска и спасания, а также системы метеорологического обеспечения аэронавигации в 2008 году планируется завершение создания организационно-функциональной и технической структуры Аэронавигационной системы России с едиными гражданско-военными органами, обеспечивающей реализацию потенциальных возможностей существующих технических средств и технологий в целях повышения безопасности и экономической эффективности использования воздушного пространства.
Достижение высоких темпов экономического роста в сфере организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания его пользователей возможно при следующих условиях:
обеспечение реализации транзитного потенциала Российской Федерации;
удовлетворение спроса государственных и коммерческих пользователей на авиаперевозки и авиационные работы в воздушном пространстве Российской Федерации и зонах ее международной ответственности;
повышение качества жизни населения путем предоставления безопасного, регулярного и экономичного обслуживания воздушного движения.
Важным ресурсом, обеспечивающим достижение поставленной цели, являются государственные инвестиции, направленные на совершенствование и развитие организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей. В связи с этим особую важность приобретает задача модернизации Единой системы путем создания и развития Аэронавигационной системы России.
Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методомАэронавигационная система России должна представлять собой систему организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания его пользователей во всем воздушном пространстве Российской Федерации и зонах ее международной ответственности в интересах обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития экономики государства. Система должна быть основана на интегрированном взаимодействии человека, технологий, средств и служб при поддержке перспективных бортовых, наземных и космических средств и систем аэронавигации.
В состав Аэронавигационной системы России должны входить:
наземные, бортовые и космические средства и системы связи, навигации, посадки, наблюдения, авиационно-космического поиска и спасания, аэронавигационной информации и метеорологического обеспечения;
служба технического обслуживания;
подготовленный персонал, осуществляющий в соответствии с установленными правилами и процедурами организацию использования воздушного пространства и аэронавигационное обслуживание его пользователей.
При существующих тенденциях развития ситуации необходимо, чтобы к 2010 году действующие в настоящее время Единая система, единая система поиска и спасания и система метеорологического обеспечения аэронавигации, составляющие основу Аэронавигационной системы России, были способны наращивать свои возможности в соответствии с требованиями российских и иностранных пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
Для этого необходимо:
сократить сроки внедрения новых средств и систем;
снизить капиталоемкость работ по модернизации и развитию этих систем.
Указанные факторы предопределяют необходимость применения на федеральном уровне программно-целевого метода решения рассматриваемой проблемы в интересах обеспечения экономического роста, социальной стабильности и обороноспособности государства.
II. Основные цели и задачи ПрограммыАэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства России является важной составляющей частью авиатранспортного процесса. Создание развитой национальной сети воздушных сообщений и обеспечение безопасного и надежного аэронавигационного обслуживания способствуют решению транспортных проблем, а также обеспечению экономически эффективной деятельности транспортного комплекса на территории Российской Федерации. Связанное с этим устойчивое развитие авиации является гарантией свободного перемещения авиапассажиров и грузов, выполнения важных авиационных работ, обеспечения целостности и национальной безопасности государства, улучшения условий и уровня жизни населения.
Целью реализации федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)" (далее - Программа) является повышение безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства в интересах обеспечения обороноспособности страны, потребностей экономики и граждан за счет модернизации Единой системы, ее объектов и взаимодействующих с ней систем путем создания и развития Аэронавигационной системы России на основе использования новых технических средств и технологий с учетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации.
Для достижения этой цели Программой предусматривается решение следующих задач:
внедрение перспективной структуры воздушного пространства Российской Федерации, позволяющей сформировать оптимальные маршруты полетов и обеспечить гибкое их использование в интересах сокращения эксплуатационных расходов пользователей;
модернизация и техническое перевооружение инфраструктуры (объектов) аэронавигации, укрупнение центров организации воздушного движения;
внедрение перспективных наземных, бортовых и космических средств и систем аэронавигации в соответствии с Концепцией СНН/ОрВД;
внедрение перспективных систем и технологий метеорологического обеспечения аэронавигации, включая предоставление данных в реальном масштабе времени;
создание инфраструктуры единой системы поиска и спасания и современных авиационных поисково-спасательных средств.
Основными интегральными целевыми показателями, используемыми для мониторинга эффективности реализации мероприятий Программы, являются:
средняя величина налета воздушных судов на 1 инцидент, произошедший по причинам, связанным с аэронавигационным обслуживанием, с начала реализации Программы;
повышение оправдываемости прогнозов погоды по аэродромам Российской Федерации;
уровень охвата территории Российской Федерации поисково-спасательным обеспечением полетов.
Наряду с интегральными целевыми показателями при создании и развитии аэронавигационной системы планируется использовать целевые показатели, основанные на количественных оценках выполнения тех или иных мероприятий программной задачи или входящего в ее состав проекта (проектов).
Основные и дополнительные целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложениях N 1 и 2 соответственно.
Программа выполняется в один этап, период реализации Программы - 2009-2015 годы.
III. Перечень программных мероприятийРеализация мероприятий Программы осуществляется эволюционно с учетом приоритетных направлений создания и развития Аэронавигационной системы России, а также реальных источников и объемов финансирования.
Внедрение результатов реализации программных мероприятий базируется на проведении необходимых научных исследований и разработок и совершенствовании технической базы Аэронавигационной системы России, в том числе наземных, бортовых и космических компонентов системы. В одних случаях основой для совершенствования Аэронавигационной системы России являются непосредственно результаты исследований и разработок, в других - внедрение уже разработанных промышленностью техники и технологий. В большинстве же случаев программные мероприятия включают в себя как работы в области исследований и разработок, так и работы, связанные с внедрением перспективных средств и систем аэронавигации, создаваемых на основе отечественного оборудования. В связи с этим в Программе для каждой позиции указываются объемы работ по указанным направлениям деятельности.
Развитие такой сложной системы, как аэронавигационная, требует больших инвестиционных затрат и в связи с этим обоснованного распределения финансовых и трудовых ресурсов между соответствующими мероприятиями, связанными с модернизацией Единой системы. Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 3. Перечень мероприятий по инвестиционным объектам Программы представлен в приложении N 4. Объемы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Программы представлены в приложении N 5.
Система программных мероприятий базируется на основных положениях Концепции создания и развития аэронавигационной системы России, одобренной Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 4 октября 2006 г. N 35). Мероприятия Программы сгруппированы по 3 направлениям:
модернизация системы организации воздушного движения;
развитие метеорологического обеспечения аэронавигации;
развитие единой системы авиационно-космического поиска и спасания.
Каждое из направлений включает несколько разделов.
Направление "Модернизация системы организации воздушного движения"Мероприятия по направлению "Модернизация системы организации воздушного движения" позволят повысить пропускную способность воздушного пространства Российской Федерации, полностью удовлетворить потребности в аэронавигационном обслуживании, сократить уровень транспортных издержек для населения и экономики, повысить обороноспособность страны, сократить время пассажиров в пути, повысить транспортную и экологическую безопасность.
Выгодоприобретателями в результате реализации мероприятий по этому направлению станут транспортные авиакомпании-перевозчики (прежде всего отечественные), российские аэропорты, национальный поставщик аэронавигационных услуг - федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", а также пассажиры и владельцы грузов, пользующиеся услугами авиаперевозчиков.
Мероприятия этого направления сгруппированы в 5 разделов.
В рамках раздела "Создание укрупненных центров Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" предлагается осуществить следующие мероприятия:
техническое перевооружение Ростовского укрупненного центра Единой системы;
техническое перевооружение Хабаровского укрупненного центра Единой системы;
реконструкция и техническое перевооружение Магаданского укрупненного центра Единой системы;
реконструкция и техническое перевооружение Калининградского центра Единой системы;
реконструкция и техническое перевооружение Иркутского укрупненного центра Единой системы;
реконструкция и техническое перевооружение Новосибирского укрупненного центра Единой системы;
строительство и оснащение Красноярского укрупненного центра Единой системы;
строительство и оснащение Санкт-Петербургского укрупненного центра Единой системы;
реконструкция и техническое перевооружение Самарского укрупненного центра Единой системы;
техническое перевооружение Якутского укрупненного центра Единой системы;
строительство и оснащение Тюменского укрупненного центра Единой системы;
строительство и оснащение Екатеринбургского укрупненного центра Единой системы.
Мероприятия по модернизации Московского центра автоматизированного управления воздушным движением проводятся за счет средств федерального бюджета в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2007 г. N 1130-р.
В рамках раздела "Совершенствование аэронавигационного обслуживания полетов в районе аэродромов и на воздушных трассах" предполагается осуществить следующие мероприятия:
установка навигационных средств ближней навигации, включая радиотехнические системы ближней навигации (работающие в диапазоне радиочастот, выделенном для развития средств воздушной навигации), на аэродромах для внедрения стандартных схем прилета и вылета на основе процедур зональной навигации и на воздушных трассах для внедрения процедур зональной навигации и требуемых навигационных характеристик;
модернизация средств автоматизации управления воздушным движением и радиотехнического обеспечения аэродромных служб;
модернизация средств автоматизации районных центров управления воздушным движением с учетом перспектив создания укрупненных центров Единой системы;
модернизация средств наблюдения за полетами воздушных судов в районе аэродромов и на воздушных трассах;
создание тренажерных и учебных центров для непрерывного поддержания профессиональных навыков персонала Единой системы.
В рамках раздела "Модернизация сети авиационной электросвязи и передачи данных" предполагается осуществить следующие мероприятия:
совершенствование и модернизация существующей авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных сообщений гражданской авиации;
создание сети связи "воздух-земля" в диапазоне высоких частот;
совершенствование сети авиационной фиксированной спутниковой связи и создание инфраструктуры цифровой сети авиационной связи, реализуемой на основе стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации;
модернизация средств авиационной речевой связи.
В рамках раздела "Разработка и внедрение унифицированных автоматизированных систем планирования использования воздушного пространства" предполагается осуществить следующие мероприятия:
создание и внедрение интегрированной автоматизированной системы планирования использования воздушного пространства и организации потоков воздушного движения;
создание и внедрение зональных интегрированных автоматизированных подсистем планирования использования воздушного пространства для модернизации существующих зональных центров Единой системы и оснащения создаваемых укрупненных центров Единой системы;
создание и внедрение унифицированных комплексов средств автоматизации (автоматизированных рабочих мест) планирования использования воздушного пространства и организации потоков воздушного движения для оснащения существующих районных центров Единой системы;
организация и оснащение центров полетно-информационного обслуживания в нижнем воздушном пространстве для развития полетов авиации общего назначения и частной авиации.
В рамках раздела "Научное обеспечение развития системы организации воздушного движения" предполагается осуществить следующие мероприятия:
исследование развития и обоснование внедрения перспективных методов организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания его пользователей;
исследование развития технического обеспечения организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания его пользователей;
разработка научно-методических основ концепции обеспечения заданного уровня безопасности воздушного движения в Российской Федерации;
исследование проблем оснащения парка воздушных судов Российской Федерации аэронавигационными средствами и системами в соответствии с Концепцией СНН/ОрВД.
Направление "Развитие метеорологического обеспечения аэронавигации"Мероприятия по направлению "Развитие метеорологического обеспечения аэронавигации" позволят повысить качество и оперативность метеорологического обеспечения аэронавигации, включая предоставление данных в реальном режиме времени, что в свою очередь увеличит пропускную способность и эффективность использования воздушного пространства Российской Федерации и обеспечит безопасность полетов авиации в метеорологическом отношении.
Выгодоприобретателями в результате реализации мероприятий по этому направлению станут авиакомпании-перевозчики, российские аэропорты, подразделения метеорологического обеспечения аэронавигации, пассажиры и владельцы грузов, пользующиеся услугами авиаперевозчиков. Значительный экономический эффект получит также и бюджетная система Российской Федерации.
Мероприятия этого направления сгруппированы в 2 раздела.
В рамках раздела "Техническая модернизация системы метеорологического обеспечения аэронавигации, создание и развитие метеорологической автоматизированной радиолокационной сети с реализацией обмена радиолокационными данными с приграничными государствами" предполагается осуществить следующие мероприятия:
создание и развитие метеорологической автоматизированной радиолокационной сети для получения информации об опасных для полетов авиации явлениях погоды, связанных с облачностью, в зоне взлета и посадки, по трассам и районам Единой системы;
оснащение различных по категории и классу аэродромов автоматизированными и автоматическими метеорологическими информационно-измерительными системами, системами прогнозирования и связи;
внедрение систем интеграции метеорологических средств/источников информации и автоматизированных систем/средств управления воздушным движением для реализации их взаимодействия при оснащении ими центров Единой системы и аэродромов;
модернизация технических систем/средств, систем связи и служб, предоставляющих метеорологическое обеспечение, установка измерительных средств, средств отображения, оборудования поверки, метрологическое сопровождение технических средств;
создание и внедрение системы дистанционного обучения авиационного метеорологического персонала.
В рамках раздела "Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и совершенствованию технологий и методов системы метеорологического обеспечения аэронавигации" предполагается осуществить следующие мероприятия:
научно-техническое обеспечение комплекса работ по совершенствованию системы организации метеорологического обеспечения аэронавигации для создаваемых укрупненных центров Единой системы;
прикладные исследования в области создания и совершенствования технологий и методов метеорологического обеспечения аэронавигации, соответствующих стандартам и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации, для укрупненных центров Единой системы;
создание новых и совершенствование имеющихся высокоскоростных телекоммуникационных технологий на основе применения спутниковых комплексов, использующих ресурсы спутниковых систем глобальной связи и интернет-технологии;
исследования в области создания и совершенствования технологий на базе использования информационных и измерительных систем с функциями автоматического формирования сводок комплексирования метеорологических данных для укрупненных центров Единой системы;
прикладные исследования по обнаружению облаков вулканического пепла с использованием радиолокационных и спутниковых средств;
усовершенствование прогностических методик особых явлений погоды и прогнозов ветра/температуры по высотам на базе численных моделей прогнозов для выпуска карт в целях формирования полетной документации и для прогнозирования опасных для авиации явлений и условий погоды в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации.
Направление "Развитие единой системы авиационно-космического поиска и спасания"Реализация мероприятий направления "Развитие единой системы авиационно-космического поиска и спасания" позволит повысить уровень охвата территории Российской Федерации поисково-спасательным обеспечением полетов, сократить время поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, уменьшить тяжесть последствий и сократить потери от авиационных происшествий.
Основными выгодоприобретателями от реализации указанных мероприятий станут транспортные авиакомпании-перевозчики, федеральное государственное учреждение "Служба единой системы авиационно-космического поиска и спасания", пассажиры и общество в целом. Следовательно, значительный эффект получит и бюджетная система страны.
Мероприятия этого направления сгруппированы в 2 раздела.
В рамках раздела "Организация единой системы авиационно-космического поиска и спасания" предполагается осуществить следующие мероприятия:
создание авиационных поисково-спасательных центров единой системы поиска и спасания в гг. Быково, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Петропавловске-Камчатском, Калининграде, Иркутске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Ухте, Самаре, Екатеринбурге и Южно-Уральске для эффективной организации поисково-спасательной службы и обеспечение координации проведения поисково-спасательных операций в пределах зоны поиска и спасания;
оснащение авиационных поисково-спасательных подразделений единой системы поиска и спасания современной авиационной и наземной поисково-спасательной техникой, перспективными поисково-спасательными средствами, оборудованием и снаряжением в соответствии со штатной структурой;
создание учебных центров подготовки персонала единой системы поиска и спасания в гг. Быково, Ростове-на-Дону, Махачкале, Владивостоке и Екатеринбурге для внедрения образовательных технологий с целью повышения квалификации персонала, а также для создания единого учебно-информационного пространства в системе поиска и спасания;
оснащение Главного авиационного координационного центра поиска и спасания единой системы поиска и спасания комплексом средств автоматизации, обеспечивающих автоматизацию процессов организации, планирования и проведения авиационного поиска и спасания воздушных судов и космических объектов, создание экспертной системы моделирования и прогнозирования авиационных событий и поисково-спасательных работ;
оборудование зала оперативного управления Главного авиационного координационного центра поиска и спасания единой системы поиска и спасания электронными средствами коллективного пользования, обеспечивающими отображение исходных данных и видеоинформации, и автоматизированными рабочими местами, сопряженными с автоматизированными системами управления воздушным движением Единой системы и информационно-управляющей системой Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
Необходимо отметить, что строительство зданий для размещения 5 учебных центров единой системы поиска и спасания отдельно от зданий авиационных поисково-спасательных центров обусловлено следующими причинами:
авиационные поисково-спасательные центры планируется расположить непосредственно в аэропортах, что обусловлено их функциональным назначением;
аэропорты, как правило, располагаются на значительном удалении от городов (25-40 км), что создает сложности при доставке сотрудников и слушателей курсов к месту проведения занятий;
создание на территории аэропортов необходимых условий для проживания, питания и учебы слушателей курсов повлечет значительное увеличение текущих расходов;
присутствие на закрытой территории аэропортов слушателей курсов усложняет работу служб авиационной безопасности аэропорта.
В рамках раздела "Обеспечение разработки перспективных поисково-спасательных средств" предполагается осуществить мероприятия по разработке образцов комплексов специализированного оборудования авиационного поиска и спасания для оснащения:
поисково-спасательного самолета на базе среднего транспортного самолета;
поисково-спасательного самолета на базе большого транспортного самолета;
поисково-спасательного вертолета на базе транспортного вертолета;
автомобиля повышенной проходимости.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения ПрограммыФинансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять как за счет средств внебюджетных источников, так и за счет средств федерального бюджета.
Общий объем расходов, связанных с реализацией мероприятий по модернизации Единой системы, составляет 82128,6 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе капитальные вложения - 79453,2 млн. рублей, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 2675,4 млн. рублей.
При этом объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 59829,3 млн. рублей, а за счет средств внебюджетных источников - 22299,3 млн. рублей.
Основными источниками внебюджетных средств являются финансовые средства, поступающие в виде аэронавигационных сборов.
Привлечение заемных средств для реализации Программы не планируется, так как это связано с высокими финансовыми рисками.
Объем финансирования Программы приведен в приложении N 6.
V. Механизм реализации ПрограммыГосударственным заказчиком - координатором Программы является Министерство транспорта Российской Федерации.
Государственными заказчиками Программы являются:
по объектам Единой системы и объектам единой системы поиска и спасания - Федеральная аэронавигационная служба;
по объектам метеорологического обеспечения аэронавигации - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Управление реализацией Программы, а также контроль за ее выполнением и эффективностью расходования средств федерального бюджета осуществляет государственный заказчик - координатор Программы.
Управление реализацией Программы производится в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594, и с положением об управлении реализацией Программы, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации, определяющим порядок взаимодействия государственных заказчиков Программы, порядок принятия решений, проведения независимой экспертизы, ресурсного обеспечения программных мероприятий, мониторинга хода их реализации и механизма корректировки.
Предполагается, что функции государственного заказчика Программы по реализации проектов, касающихся объектов Единой системы, за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств внебюджетных источников будут переданы федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения Российской Федерации".
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, определяющих права и обязанности государственного заказчика Программы и поставщика продукции для федеральных государственных нужд.
Государственный заказчик - координатор Программы и государственные заказчики Программы представляют отчетные документы о ходе реализации Программы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации ПрограммыЭкономическая эффективность реализации ПрограммыРасчеты социально-экономической эффективности реализации Программы выполнены на основе методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных 21 июня 1999 г. Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике.
Оценка эффективности реализации Программы производится по качественным и количественным показателям общественной, коммерческой и бюджетной эффективности. Количественными показателями являются показатели интегрального дисконтированного эффекта, а качественными - показатели окупаемости мероприятий с учетом дисконтирования.
Показатель общественной эффективности (интегральный эффект или чистый дисконтированный доход) - это разность между доходами общества, получаемыми от реализации инвестиционных проектов Программы, и расходами на их осуществление за весь период реализации Программы.
Показатель коммерческой эффективности - это сумма чистой прибыли, полученной от реализации инвестиционных проектов Программы, за вычетом расходов на их осуществление за весь период реализации Программы.
Показатель бюджетной эффективности - это суммарное превышение прироста средств, поступающих в бюджеты всех уровней в виде налогов и сборов, над средствами, выделяемыми этими бюджетами в виде инвестиций, за весь период реализации Программы.
Приоритет в оценке эффективности реализации Программы отдается показателям общественной эффективности, поскольку они позволяют наиболее полно оценить экономические последствия реализации.
Расчеты эффективности реализации Программы выполнены для периода 2009-2030 годов исходя из прогнозируемого прироста доходов, связанных с увеличением объемов работы транспортных предприятий и ставок основных налогов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Расчет эффективности осуществлялся в ценах соответствующих лет, при этом по рекомендации государственного заказчика - координатора Программы норматив дисконтирования принят постоянным и равным 13 процентам. Среднегодовой уровень инфляции в сфере инвестиционной деятельности принят равным 5 процентам, а уровень рисков для участников инвестиционных проектов с учетом масштабной государственной поддержки оценен как минимальный.
С учетом большого количества проектов, включенных в Программу, а также предварительного характера проработки большинства из них, показатели эффективности Программы в целом определены на основе экспертных оценок сроков окупаемости для отдельных групп проектов с учетом их удельного веса в общих расходах. При этом мультипликативный эффект в нетранспортных отраслях экономики принят равным 20 процентам коммерческого эффекта для пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
Качественным показателем эффективности Программы является срок окупаемости с учетом дисконтирования - минимальный период, по истечении которого накопленный дисконтированный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным, то есть период, за который первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом (или программой), покрываются суммарными результатами его функционирования.
Срок окупаемости рассчитан для общественной, коммерческой и бюджетной эффективности.
Общественная эффективность Программы в виде суммарного чистого дисконтированного дохода составит 56,7 млрд. рублей, коммерческая - 19,9 млрд. рублей, бюджетная - 8,6 млрд. рублей. Расчет показателей эффективности Программы приведен в приложении N 7.
Положительный финансовый результат при оценке общественной эффективности Программы будет получен к 2019 году, коммерческой и бюджетной эффективности - к 2023 году.
Оценка социальных и экологических последствий реализации ПрограммыСоциальный эффект от реализации Программы и внедрения перспективной аэронавигационной системы будет выражен в следующем:
повышение уровня безопасности воздушного движения к 2015 году в 1,5 раза, что позволит с 2009 по 2015 год предотвратить потенциальные катастрофы магистральных воздушных судов и получить экономический эффект в объеме 11 млрд. рублей;
получение экономического эффекта за счет сокращения потерь времени пассажиров в пути в объеме 15 млрд. рублей;
повышение производительности труда персонала, занятого на предприятиях аэронавигационной системы, в 1,5 раза;
обеспечение роста реальных доходов персонала, занятого на предприятиях аэронавигационной системы, не менее чем на 6-7 процентов ежегодно.
Требования охраны окружающей среды будут обеспечиваться путем снижения:
эмиссии газов двигателей воздушных судов вследствие экономии авиатоплива в полете в размере 3,55 млн. тонн, из них 1,67 млн. тонн в районе аэродромов;
влияния шума двигателей на жилые районы вследствие оптимизации траекторий маневрирования воздушных судов в районе аэродромов;
влияния на население электромагнитного излучения при переходе с традиционных радиотехнических средств на перспективные.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.09.2008 N 652 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009-2015 ГОДЫ)"