Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.08.98 N 919 (ред. от 30.09.2008) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"
ПОДПРОГРАММА "ОСВОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРКТИКИ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МИРОВОЙ ОКЕАН"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2008 N 731)
Паспорт подпрограммы "Освоение и использование Арктики"Наименование подпрограммы | - подпрограмма "Освоение и использование Арктики" |
Дата принятия решения о разработке подпрограммы и дата ее утверждения | - Указ Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11, |
постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 192, | |
постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919 | |
Государственные заказчики подпрограммы | - Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное космическое агентство, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство связи |
Основной разработчик подпрограммы | - Министерство экономического развития Российской Федерации |
Цель и задачи подпрограммы | - целью подпрограммы является обеспечение геополитических и экономических интересов России в Арктике. |
Задачами подпрограммы являются: | |
создание условий для формирования и устойчивого освоения углеводородных ресурсов, прежде всего на континентальном шельфе, некоторых видов стратегического сырья и биоресурсного потенциала в Арктике; повышение энергонезависимости арктических районов России; | |
снижение размера ущерба, который наносится окружающей среде в связи с расширением экономической деятельности, и восстановление экологии в российской Арктике; | |
создание условий для надежного функционирования национальной арктической транспортной системы в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики; | |
адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям; | |
снижение показателей стойкой утраты трудоспособности и преждевременной смертности населения, проживающего в российской Арктике; | |
укрепление и повышение эффективности российского присутствия на архипелаге Шпицберген | |
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы | - количество подготовленных методических и информационных материалов, используемых для принятия управленческих решений, обеспечивающих развитие деловой активности и укрепление российского присутствия в Арктике, в том числе на архипелаге Шпицберген, - 37 единиц; |
количество выпущенной товарной продукции производственного комплекса по переработке рыбы и морепродуктов на архипелаге Шпицберген - 3 тыс. тонн в год; | |
размер предотвращенного экологического ущерба (показатель рассчитывается в соответствии с временной методикой определения предотвращенного экологического ущерба, утвержденной Госкомэкологией России 9 марта 1999 г.) - 8,2 млрд. рублей | |
Срок реализации подпрограммы | - подпрограмма реализуется с 1998 по 2012 год в 3 этапа: |
I этап - 1998-2002 годы; | |
II этап - 2003-2007 годы; | |
III этап - 2008-2012 годы | |
Объемы и источники финансирования подпрограммы | - общий объем финансирования подпрограммы в 2008-2012 годах составляет 2108,08 млн. рублей, в том числе: |
за счет средств федерального бюджета - 1574,78 млн. рублей; | |
за счет средств внебюджетных источников - 533,3 млн. рублей. | |
Средства направляются: | |
на капитальные вложения - в размере 1062,9 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 859,9 млн. рублей; | |
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в размере 715,8 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 441,2 млн. рублей; | |
на прочие нужды - в размере 329,38 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 273,68 млн. рублей | |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - реализация мероприятий подпрограммы должна обеспечить основу для дальнейшей реализации проектов комплексного освоения, использования, сохранения и исследования Арктики |
Правительство Российской Федерации 14 июня 2001 г. определило Арктику в качестве самостоятельного объекта государственной политики в целях обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития районов арктической зоны.
Экономическую значимость Арктики определяет ее природно-ресурсный и морской логистический потенциал.
Основу природно-ресурсного потенциала составляют углеводородные ресурсы Арктики, которые, по имеющимся оценкам, составляют до 25 процентов общемировых запасов. Так, начальные извлекаемые углеводородные ресурсы российского шельфа достигают 100 млрд. тонн условного топлива, из них более 80 процентов сосредоточено в Арктике.
Однако проведение работ по поиску, разведке и освоению месторождений углеводородов на континентальном шельфе российских арктических морей сдерживает:
отсутствие технических средств и технологических возможностей, связанных с поиском и разведкой морских месторождений, а также с освоением уже разведанных запасов в особо сложных условиях Арктики (в настоящее время Российская Федерация и российские компании не располагают буровыми и современными многоцелевыми судами);
низкий объем инвестиций Российской Федерации и российских компаний в разведку и разработку морских месторождений в связи с высоким риском работ в Арктике и необходимостью крупных капиталовложений для их выполнения (инвестиции в разведку и разработку морских месторождений углеводородов в России в основном ограничиваются проектами, которые реализовывались в рамках соглашений о разделе продукции, большая часть которых была освоена на производственных предприятиях зарубежных стран);
неурегулированность международно-правовых вопросов, в том числе:
не определена внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации в Арктике (необходимо представить в Комиссию ООН по границам континентального шельфа дополнительные геолого-геофизические и гидрографические данные для обоснования внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Арктике в дополнение к заявке, представленной в эту Комиссию в 2001 году, а также провести соответствующие согласительные процедуры с приарктическими государствами);
не разграничены в западной части российской Арктики морские пространства с Норвегией в Баренцевом море;
не урегулированы в восточной части российской Арктики вопросы разграничения морских пространств с США (соглашение СССР и США от 1 июня 1990 г. не ратифицировано Российской Федерацией);
плохая изученность российского арктического шельфа по сравнению с шельфом других приарктических государств (с начала 70-х годов в западной части российской Арктики и Охотском море была произведена сейсморазведка со средней плотностью 0,24 погонного километра на
кв. километр, в то время как плотность сейсморазведки, произведенной, например, в Северном море, составляет более 4 погонных километров на кв. километр).
Особое географическое положение определяет геополитическую значимость Арктики. Например, через российскую Арктику проходят кратчайшие пути между рынками Северо-Западной Европы и рынками Японии, Китая, США, Канады. В условиях увеличения транспортной активности, улучшения перспектив развития высокорентабельных трансконтинентальных перевозок, роста добычи нефти и газа на континентальном шельфе, повышения внутренних и внешних транспортных потребностей возрастает значение арктической транспортной системы и ее ключевого элемента - Северного морского пути, являющегося исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике, соединяющей транспортные подсистемы Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. При использовании Северного морского пути вместо действующих маршрутов через Суэцкий и Панамский каналы путь из порта Роттердам заметно сокращается: до порта Иокогама - на 3860 морских миль (34 процента), до порта Шанхая - на 2449 миль (23 процента), до порта Ванкувера - на 1932 мили (22 процента).
Актуальной задачей является развитие авиационной транспортной системы арктической зоны, особенно системы кроссполярных перелетов, а также малой авиации для обеспечения жизнедеятельности небольших удаленных населенных пунктов.
Однако отсутствие или высокая степень износа инфраструктуры в настоящее время не позволяет в полной мере обеспечить:
безопасность перевозок по Северному морскому пути, кроссполярных перелетов и полетов малой авиации в силу критического износа навигационно-гидрографического и гидрометеорологического оборудования и технологических ограничений информационного взаимодействия с воздушными и морскими судами, а также полярными станциями (Россия в настоящее время не располагает космическими аппаратами, способными обеспечивать устойчивую связь выше 68° северной широты);
контроль несанкционированных видов деятельности (нелегальные рыболовство, строительство и вырубка леса, нарушение технологических процессов, регламентов и лицензионных соглашений);
проведение ледовой разведки в районах судоходства и оборонной деятельности (полная зависимость от информации, поступающей с зарубежных метеорологических спутников, низкая оперативность обработки и получения информации о ледовой обстановке в связи с неразвитостью наземного комплекса центров сбора и обработки информации);
раннее обнаружение природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, прогнозирование стихийных бедствий и оповещение о них (полная зависимость от информации, поступающей с зарубежных спутников);
мониторинг загрязнения окружающей среды;
получение долгосрочных метеопрогнозов в условиях увеличения в последние годы количества погодных и климатических аномалий.
Кроме того, для обеспечения жизнедеятельности в Арктике необходимо ежегодно в сжатые сроки летней навигации завозить в арктические районы морским и речным транспортом большое количество энергоносителей, что требует значительных финансовых затрат. Уменьшить эти затраты можно путем расширения использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива.
Экологическую значимость Арктики определяют наличие уникальных экосистем (вклад природного комплекса российской Арктики в сохранение глобальной устойчивости биосферы оценивается в 12 процентов), большая роль в обеспечении устойчивости климата планеты, биологического разнообразия и сохранении традиционной системы природопользования коренных народов, для которых биологические ресурсы являются основой обеспечения их жизнедеятельности.
Проблемы экологической безопасности Арктики привлекают внимание как приарктических государств, так и государств, находящихся вне территории Арктики. В условиях чрезвычайно уязвимой окружающей среды Арктики (нарушение ее состояния практически необратимо) особую озабоченность вызывают усиливающаяся антропогенная нагрузка, накопление отходов, поступление загрязняющих веществ в результате трансграничного переноса, угрозы нефтяного, химического и радиоактивного загрязнения.
Опасность хранения неутилизированных отходов увеличивается в связи с процессами глобального потепления и разрушением вечной мерзлоты, которая ранее частично препятствовала дальнейшему распространению загрязняющих веществ путем попадания их в водную среду.
Основными экологическими проблемами являются:
критическое состояние радиоизотопных термоэлектрических генераторов;
загрязнение морской среды в районах освоения, особенно в прибрежных (90 процентов хозяйственно-бытовых стоков сбрасываются неочищенными);
неудовлетворительное состояние окружающей среды в районах интенсивной хозяйственной деятельности, а также на территориях бывших военных объектов;
критическое состояние водных объектов, очистных сооружений и источников питьевого водоснабжения (для 70 процентов административных территорий остро стоят вопросы обеспечения санитарно-гигиенических нормативов питьевого водоснабжения, практически 90 процентов населения региона пьет некачественную воду);
угроза биологическому разнообразию животного и растительного мира (около 20 видов птиц и млекопитающих, населяющих Арктику, занесены в Красную книгу Российской Федерации);
неудовлетворительное состояние атмосферного воздуха в населенных пунктах, расположенных вблизи промышленных предприятий городов и населенных пунктов (в районе Кольского полуострова и г. Норильска в атмосферу поступает ежегодно около 4 млн. тонн сернистого ангидрида и сотни тысяч тонн угарного газа и окислов азота);
отсутствие эффективной системы мониторинга состояния опасных источников загрязнения и быстрого реагирования при возникновении чрезвычайных экологических ситуаций.
Прогнозируемый рост добычи, переработки и транспортировки углеводородного и минерального сырья будет сопровождаться появлением новых мощных источников техногенного загрязнения окружающей среды Арктики, особенно опасных при работах на континентальном шельфе.
Арктика является климатоформирующим регионом планеты, поэтому состояние окружающей среды в Арктике является одновременно и важным индикатором глобальных изменений, которые проявляются в этом регионе наиболее значимо. Изменение климата приведет к серьезным экономическим, социальным и экологическим последствиям. В их числе подъем уровня моря с затоплением обширных пространств суши, разрушение вечной мерзлоты, усиление штормов и в конечном итоге уничтожение объектов инфраструктуры. Особо серьезные экономические последствия может вызвать нарушение стабильности транспортной (газо- и нефтепроводы, шоссейные и железные дороги) и социальной инфраструктуры (жилые дома и другие социальные объекты).
Вместе с тем одним из проявлений климатических изменений в Арктике является уменьшение ледового покрова в Северном Ледовитом океане, что может облегчить доступ к ресурсам континентального шельфа и сделать реальным использование Северного морского пути для трансконтинентальных перевозок. В условиях расширения хозяйственной деятельности в арктическом регионе и нестабильности на Ближнем Востоке актуальность задачи укрепления и развития Северного морского пути существенно возрастает, что требует скорейшей реализации ряда мер, направленных на повышение его конкурентоспособности и безопасности, включая принятие правил плавания по Северному морскому пути, которыми должны руководствоваться как отечественные, так и иностранные суда.
К числу других важных проблем, требующих реагирования, можно отнести совокупное негативное воздействие климатических и экологических факторов на здоровье населения, что во многом определяет критически высокий уровень заболеваемости и преждевременной смертности (особенно среди коренных малочисленных народов).
В целом наряду с необходимостью уточнения прогнозов глобальных изменений следует предпринимать действенные меры по адаптации объектов инфраструктуры и населения, проживающего и работающего в Арктике.
Важное значение для Российской Федерации имеет обеспечение присутствия на архипелаге Шпицберген и поддержания его демилитаризованного статуса, что определяет необходимость укрепления российских позиций в этом районе на основе диверсификации деятельности с учетом российского и норвежского опыта и в соответствии с решениями руководства Российской Федерации. Деятельность на этом архипелаге регулируется Договором о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г., к которому в настоящее время присоединились 40 стран. Однако активной хозяйственной деятельностью на архипелаге занимаются только 2 страны - Норвегия и Россия.
В соответствии со статьей 3 указанного Договора на архипелаге и в его акватории российские организации могут существенно расширить научные исследования, возобновить геолого-геофизические работы с целью поиска углеводородного сырья, в полной мере использовать возможности развития рыболовства и добычи морепродуктов, предпринять меры по развитию туризма.
Все указанные проблемы имеют выраженный межведомственный характер. При внешнем различии их решение преследует общую стратегическую цель - обеспечение геополитических и экономических интересов России и укрепление российского присутствия в Арктике, сохранение лидирующих позиций России в изучении и освоении этого региона.
Для решения задач, связанных с освоением, использованием, сохранением и исследованием российской Арктики, была разработана подпрограмма "Освоение и использование Арктики" федеральной целевой программы "Мировой океан" (далее - подпрограмма).
Цели I этапа выполнения подпрограммы (1998-2002 годы) сводились к стабилизации основных показателей деятельности России в арктическом регионе. Их достижение обеспечивалось за счет использования потенциала выполненных научно-исследовательских разработок. Цели II этапа (2003-2007 годы) заключались в формировании условий для создания потенциала в правовой, политической, природоохранной, научной, технологической и иных сферах, позволяющих удовлетворять текущие нужды и обеспечивать долгосрочные интересы экономики.
Анализ хода и результатов реализации подпрограммы в 1998-2007 годах показал, что основные цели подпрограммы на этих этапах были достигнуты. Полученные результаты были использованы в качестве научной базы для обеспечения председательства Российской Федерации в Арктическом совете (2004-2006 годы), для принятия министрами приарктических государств плана действий по устойчивому развитию Арктики и механизма его реализации, для обоснования разработки основных направлений государственной политики Российской Федерации в Арктике и других стратегических документов в целях обеспечения геополитических и экономических интересов России в этом регионе.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. N Пр-810 на III этапе подпрограмма должна стать катализатором развития деловой активности и обеспечить координацию деятельности, осуществляемой в Арктике. Важным направлением работ по подпрограмме должно стать также принятие комплекса мер в целях обеспечения устойчивого развития региона с учетом решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (г. Йоханнесбург, 2002 год).
Для обеспечения успешной реализации мероприятий подпрограммы на III этапе приняты во внимание следующие факторы:
обострение конкурентной борьбы разных стран за влияние в Арктике определяет необходимость принятия скоординированных мер, направленных на решение проблем, имеющих общенациональное значение или вызывающих озабоченность мирового сообщества;
в условиях устойчивого экономического роста появилась необходимость постановки более масштабных задач, в том числе инвестиционного характера;
в ходе реализации I и II этапов подпрограммы получены рекомендации, для выполнения которых на III этапе требуется внести уточнения в подпрограмму;
Арктический совет и ряд других международных организаций определили новые программы и проекты, в реализации которых Российская Федерации должна принять участие.
Мероприятия подпрограммы направлены на решение приоритетных задач, определенных следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, в части необходимости повышения эффективности государственного регулирования рационального использования и устойчивого воспроизводства природных ресурсов, совершенствования системы учета качества и количества добываемых природных ресурсов, обеспечения стабильности и поддержания устойчивого равновесия экологических систем;
Стратегия развития топливно-энергетического комплекса на период 2010-2015 годов в составе Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, в части необходимости развития сырьевой базы нефтегазового комплекса, увеличения объемов эксплуатационного и разведочного бурения, стимулирования инвестиций в разработку месторождений;
Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года в части необходимости освоения минеральных и энергетических ресурсов Мирового океана, изучения его геологического строения, определения ресурсного потенциала, осуществления интенсивной разведки нефти и природного газа на континентальном шельфе Российской Федерации, разработки открытых месторождений, новых технических средств и передовых технологий для изучения и освоения минеральных ресурсов Мирового океана и продолжения работ в области специального судостроения, исследования и освоения Арктики с ориентацией на развитие экспортных услуг, обеспечения национальных интересов Российской Федерации в отношении Северного морского пути, централизованного государственного управления этой транспортной системой, ледокольного обслуживания и предоставления равного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным, обеспечения безопасности плавания, производственной и иной деятельности российских судов в Мировом океане, создания условий для существенного увеличения объема данных о состоянии Мирового океана на основе использования комплексных многокомпонентных наблюдательных систем.
Устойчивое развитие российской части Арктики требует комплексного подхода и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях в силу важного стратегического значения этого региона и следующих специфических факторов, отличающих Арктику от других территорий Российской Федерации:
экстремальные для проживания человека природно-климатические условия, которые оказывают отрицательное воздействие на здоровье людей;
низкая плотность населения, очаговый характер его расселения и хозяйственное освоение территорий;
удаленность от основных промышленных центров;
полная зависимость условий хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения от поставок топлива, продовольствия и других товаров по сложным транспортным схемам с использованием воздушного и водного путей, в том числе Северного морского пути и малых рек;
крайняя уязвимость окружающей природной среды, малая устойчивость экосистем, которые легко нарушаются в результате антропогенного воздействия и практически не восстанавливаются;
необходимость высоких затрат для осуществления хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения, что снижает привлекательность арктической зоны для бизнеса;
сложность предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что связано со спецификой работы техники, в том числе спасательной, в зоне низких температур.
Перечисленные особенности российской части Арктики определяют необходимость принятия дополнительных мер государственной поддержки для решения ключевых задач, обеспечивающих устойчивое развитие Арктики и формирование инновационной модели развития ее регионов.
Альтернативные инструменты и механизмы решения задач менее эффективны, так как деятельность хозяйствующих субъектов в регионе будет мотивирована лишь краткосрочными целями освоения уже подготовленных месторождений полезных ископаемых.
Действия органов государственной власти будут ограничены ведомственными целями, в то время как задачи освоения арктического региона носят преимущественно межведомственный характер, особенно в районах геостратегических интересов России.
Региональные программы, как правило, направлены на развитие территории конкретного субъекта Российской Федерации и не предусматривают экономического развития на межсубъектном уровне, а также в районах территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, которые относятся к ведению Российской Федерации.
Государственно-частное партнерство на этом этапе оправдано для решения лишь некоторых конкретных задач экономического развития, вместе с тем этот институт в краткосрочной перспективе не может рассматриваться в качестве основного инструмента освоения Арктики.
Отсутствие или устаревший характер многих природоохранных норм, не соответствующих новым экономическим условиям в России, сдерживает привлечение инвестиций в реализацию экологических проектов.
Без использования программно-целевого метода прогнозируется возрастание рисков и угроз устойчивому развитию Арктики, основными из которых являются:
потеря научного и технологического лидерства по направлениям, обеспечивающим Российской Федерации конкурентные преимущества и национальную безопасность;
существенное сокращение прироста разведанных запасов углеводородного и минерального сырья, а также доходов, поступающих в федеральный бюджет при проведении конкурсных торгов по участкам месторождений на континентальном шельфе, передаваемым компаниям для их освоения;
невозможность эффективного решения комплексных вопросов развития инфраструктуры единой национальной транспортной системы в Арктике;
прогрессирующее загрязнение и деградация хрупких арктических экосистем в условиях усиливающейся антропогенной нагрузки, накопления отходов и поступления загрязняющих веществ в результате их трансграничного переноса;
высокие экологические риски и затраты при освоении труднодоступных природных ресурсов, в том числе при выполнении транспортных операций;
увеличение риска и размера ущерба в результате опасных природных явлений, в том числе климатических, гидрометеорологических и ледовых, техногенных аварий и катастроф.
II. Цель и задачи подпрограммы, срок реализации, целевые индикаторы и показателиЦелью подпрограммы является обеспечение геополитических и экономических интересов России в Арктике.
Задачами подпрограммы являются:
создание условий для формирования и устойчивого освоения углеводородных ресурсов, прежде всего на континентальном шельфе, некоторых видов стратегического сырья и биоресурсного потенциала в Арктике;
повышение энергонезависимости арктических районов России;
снижение размера ущерба, который наносится окружающей среде в связи с расширением экономической деятельности, и восстановление экологии в российской Арктике;
создание условий для надежного функционирования национальной арктической транспортной системы в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики;
адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям, снижение показателей стойкой утраты трудоспособности и преждевременной смертности населения, проживающего в российской Арктике;
укрепление и повышение эффективности российского присутствия на архипелаге Шпицберген.
С целью обеспечения готовности к масштабным работам в Арктике на III этапе реализации подпрограммы в основном проводятся необходимые исследовательские и проектно-изыскательские работы, осуществляется разработка технических требований и экономических обоснований перспективных проектов, а также реализуется ряд приоритетных инвестиционных и экологических проектов.
Система целевых показателей реализации подпрограммы позволяет оценить достижение цели и обеспечить решение задач в процессе реализации мероприятий подпрограммы и к концу планируемого периода. Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении N 9.
III. Мероприятия подпрограммыДостижение целей и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих получение синергетического эффекта от ее реализации.
Мероприятия подпрограммы формируются по проектному принципу и ориентированы на реализацию 5 крупных комплексных проектов:
"Устойчивое освоение ресурсов Арктики";
"Экологическая безопасность в Арктике";
"Развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и обеспечение деятельности в Арктике";
"Адаптация к изменениям в Арктике";
"Укрепление российского присутствия на архипелаге Шпицберген".
Цель проекта "Устойчивое освоение ресурсов Арктики" - создание условий для формирования и освоения углеводородных ресурсов, прежде всего на континентальном шельфе, некоторых видов стратегического сырья и биоресурсного потенциала в Арктике, повышение энергонезависимости арктических районов России.
В рамках этого проекта предполагается решение следующих задач:
создание условий для изучения, поиска и разведки месторождений сырья, определения экономической ценности участков континентального шельфа;
обеспечение экономических интересов Российской Федерации при решении международно-правовых вопросов, связанных с разграничением морских пространств;
принятие нормативного правового акта, устанавливающего южную границу арктической зоны Российской Федерации;
расширение использования нетрадиционных возобновляемых видов энергии и местных видов топлива, а также разработка и внедрение современных технологий переработки углеводородного сырья.
В рамках проекта будут реализованы следующие мероприятия:
совершенствование экономических механизмов использования недров арктического континентального шельфа Российской Федерации;
анализ мирового опыта и разработка предложений по созданию и использованию современных средств для экспедиционных исследований ресурсной базы арктических морей, поиска полезных ископаемых и проведения комплексных научно-экспедиционных работ на арктическом шельфе;
разработка предложений для подготовки нормативного правового акта, устанавливающего южную границу арктической зоны Российской Федерации;
анализ правоприменения национальных и международных нормативных правовых актов и подготовка рекомендаций по обеспечению экономических и иных интересов Российской Федерации в Арктике.
Цель проекта "Экологическая безопасность в Арктике" - снижение размера ущерба, который наносится окружающей среде в связи с расширением экономической деятельности, и восстановление экологии Арктики.
В рамках реализации этого проекта предполагается решение следующих задач:
предотвращение и устранение загрязнения прибрежной и морской среды в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности на суше, в Северном Ледовитом океане и арктических морях, включая нефтяное, химическое и радиоактивное загрязнения;
сохранение биологического и ландшафтного разнообразия и потенциала возобновляемых природных ресурсов;
снижение рисков возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и ликвидация их последствий.
В рамках проекта будут реализованы следующие мероприятия:
оценка размера экологического ущерба в арктической зоне Российской Федерации и обоснование мероприятий по его ликвидации и снижению угроз окружающей среде, вызываемых расширением хозяйственной деятельности в Арктике;
проведение комплексных исследований для определения перечня природоохранных инвестиционных проектов, возможных форм и механизмов их реализации;
подготовка предложений по реализации мероприятий правового и институционального характера для ликвидации последствий деятельности промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду, и принятия превентивных мер при создании новых производственных комплексов в Арктике;
экономическая оценка мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба в районах расположения бывших военных объектов, передаваемых в гражданское пользование, в том числе на территории Земли Франца-Иосифа и Новосибирских островов;
экономическая оценка мероприятий по очистке акваторий арктических морей и рек от брошенных и затопленных объектов, мешающих судоходству и создающих риски возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, а также по очистке акваторий от особо опасных загрязняющих веществ;
оценка угрозы радиационного загрязнения прибрежных территорий и акваторий арктических морей, вызываемой наличием устаревших и утраченных радиоизотопных термоэлектрических генераторов, и определение затрат на их демонтаж и вывоз на утилизацию;
идентификация и обезвреживание источников особо опасных загрязнений (устаревших и запрещенных к использованию диэлектрических жидкостей, пестицидов и других химических веществ из группы токсичных стойких загрязнителей);
оценка состояния ртутьсодержащих отходов на территории российской Арктики и разработка современной системы управления такими отходами;
разработка и апробирование новых методов ликвидации нефтяного загрязнения и рекультивации нефтезагрязненных участков в российской Арктике, включая акватории, на основе современных биотехнологий;
научное обоснование мер по восстановлению экосистем наиболее закисленных водоемов (в том числе разработка методов и материалов для восстановления закисленных водных экосистем суши, представляющих особую угрозу здоровью населения, рыбопродуктивности водоемов и биоразнообразию пресноводной флоры и фауны).
Цель проекта "Развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и обеспечение деятельности в Арктике" - повышение эффективности и безопасности транспортных операций и иной деятельности в Арктике.
Важнейшей частью инфраструктурного комплекса российского Крайнего Севера является арктическая транспортная система, связывающая районы Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Ключевым элементом этой системы является Северный морской путь, в том числе инфраструктура морского и смежных видов транспорта, подсистемы авиационного, навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения и управления движением морских, речных и воздушных судов. Прогнозируется кратное увеличение объема перевозок грузов по Северному морскому пути к 2012 году.
Существует ряд нерешенных технических и технологических проблем, из-за которых Россия в настоящее время не в состоянии в полной мере обеспечить безопасность судоходства, в том числе международного, и контроль несанкционированных видов деятельности в российской Арктике. Арктический регион освещается только иностранными специализированными космическими аппаратами. Использование данных, получаемых из зарубежных центров, не соответствует требованиям информационной независимости и безопасности Российской Федерации, а также задачам проведения независимой космической политики, поставленным Президентом Российской Федерации на заседании Совета Безопасности Российской Федерации в декабре 2006 г.
В рамках реализации этого проекта предполагается решение следующих задач:
создание современной комплексной системы обеспечения безопасности мореплавания и полетов авиации, контроля экономической и иной деятельности в Арктике, в том числе системы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, связи, управления движением морских и воздушных судов;
обеспечение аналитической обработки информации междисциплинарного и межведомственного характера с учетом интересов потребителей различного уровня;
надежное и своевременное доведение необходимой информации до конечных потребителей.
Основными мероприятиями проекта являются:
разработка многоцелевой российской космической системы "Арктика", обеспечивающей получение информации о ледовой обстановке, решение задач гидрометеорологии, связи, вещания, навигации, мониторинга состояния природной среды, безопасности жизнедеятельности и природопользования в Арктике;
разработка системы, обеспечивающей эффективное управление и безопасность судоходства по Северному морскому пути, повышение его конкурентоспособности.
Цель проекта "Адаптация к изменениям в Арктике" - адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям, снижение показателей стойкой утраты трудоспособности и преждевременной смертности населения, проживающего в российской части Арктики.
Актуальность проблемы адаптации к последствиям глобальных климатических изменений в Арктике обусловлена необходимостью минимизации размера ущерба от возможных экономических, социальных и экологических чрезвычайных ситуаций. Согласно прогнозам существенно возрастает риск наводнений в прибрежных заболоченных территориях. Опасность таких угроз и рисков, а также необходимость принятия адаптационных мер подтверждены декларацией министров 8 приарктических государств, принятой на сессии Арктического совета 24 ноября 2004 г. в г. Рейкьявике (Исландия).
Установлено, что суровый климат, в особенности длительное охлаждение, существенно усиливают токсическое действие на организм человека вредных факторов. Особую опасность представляют инфекционные заболевания, связанные с разрушением вечной мерзлоты и возможностью появления патогенных инфекций. В настоящее время значение этих факторов существенно недооценено, что приводит к развитию у населения, проживающего в российской части Арктики, многих заболеваний, временной и стойкой утрате трудоспособности, сокращению продолжительности жизни.
В рамках реализации этого проекта предполагается решение задач, связанных со снижением риска и ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в условиях климатических изменений, а также с уменьшением негативных последствий и риска заболеваний населения, проживающего в российской части Арктики.
Основными мероприятиями проекта являются:
разработка прогностической модели и оценка воздействия изменения климата в Арктике на объекты инфраструктуры и состояние природной среды;
обоснование требований к разработке технических регламентов, учитывающих изменение климата в Арктике при проектировании систем жизнеобеспечения и объектов инфраструктуры;
разработка новых научно обоснованных методов оценки риска и защиты линий электропередач, трубопроводов и других инженерных коммуникаций в Арктике от коррозии, вызванной индуцированными токами;
оценка объектов (здания, сооружения, линейные объекты инфраструктуры), расположенных на земельных участках, подверженных воздействию опасных геологических процессов, подтоплению и затоплению в связи с прогнозируемым изменением климата, с указанием необходимых действий в отношении каждого из объектов (замена новым объектом, реконструкция, укрепление, перемещение, выведение из эксплуатации);
разработка новой методики и технологии обнаружения просадок и подвижек грунтов в зоне хозяйственного освоения вечной мерзлоты методом радарной интерферометрии на основе всепогодных радарных изображений, получаемых с космических аппаратов;
разработка инновационных методов и технологий идентификации и обезвреживания высокотоксичных веществ, опасных для здоровья населения Арктики;
обоснование мероприятий и разработка информационно-методических материалов, касающихся проблемы снижения содержания стойких токсических веществ в традиционных пищевых продуктах и уменьшения их поступления в организм человека;
разработка информационно-методических материалов, касающихся проблемы снижения и предотвращения распространения опасных инфекций, связанных с изменением климата, в том числе в результате расконсервации старых источников загрязнения в зоне вечной мерзлоты и расширения ареалов распространения и увеличения численности переносчиков заболеваний;
обоснование мероприятий, направленных на улучшение демографических показателей путем снижения наиболее распространенных неинфекционных заболеваний (злокачественных новообразований, болезней системы кровообращения, алкоголизма и наркомании, нарушений репродуктивной системы и других подобных заболеваний), являющихся основными причинами преждевременной смертности населения;
разработка информационно-методических материалов, касающихся внедрения наиболее эффективных биомедицинских технологий и методов профилактики заболеваний и предотвращения основных факторов риска утраты здоровья среди населения, проживающего в Арктике;
разработка методик и технологий по переработке местного традиционного природного сырья для получения экологически чистой пищевой продукции, пищевых добавок, медицинских препаратов и природных консервантов, применяемых в качестве профилактических мер по реабилитации населения.
Цель проекта "Укрепление российского присутствия на архипелаге Шпицберген" - укрепление и повышение эффективности российского присутствия на архипелаге Шпицберген.
Задачей проекта является разработка комплекса мер по диверсификации деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген.
В рамках реализации этого проекта будут осуществлены следующие мероприятия:
разработка системы наблюдения за состоянием и загрязнением окружающей среды в Арктике, в том числе исследование и прогноз опасных и экстремальных явлений в арктических районах Мирового океана и строительство объектов инфраструктуры для Российского научного центра на архипелаге Шпицберген;
строительство объектов инфраструктуры связи на архипелаге Шпицберген;
разработка предложений по развитию рыбохозяйственного комплекса на архипелаге Шпицберген и строительство здания производственного комплекса по переработке рыбы и других морепродуктов, добываемых в акваториях, прилегающих к архипелагу Шпицберген;
обоснование мероприятий по экологической реабилитации территорий в районах хозяйственной и научной деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген;
разработка предложений по развитию транспортной системы и обеспечению безопасности движения морских судов в районе архипелага Шпицберген;
исследование проблемных вопросов международно-правового обеспечения и подготовка предложений по совершенствованию механизма управления ходом реализации деятельности Российской Федерации на архипелаге Шпицберген.
Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 10.
IV. Ресурсное обеспечение подпрограммыФинансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Общие затраты на реализацию мероприятий подпрограммы составляют 2108,08 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), из них:
за счет средств федерального бюджета - 1574,78 млн. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 533,3 млн. рублей.
Источниками внебюджетных средств являются собственные средства организаций - исполнителей работ и привлеченные средства (кредиты банков, заемные средства других организаций, средства потенциальных потребителей технологий, гранты международных организаций и приарктических государств).
Финансирование подпрограммы за счет средств федерального бюджета осуществляется по следующим направлениям:
капитальные вложения - 859,9 млн. рублей;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 441,2 млн. рублей;
прочие нужды - 273,68 млн. рублей.
V. Механизм реализации подпрограммыМероприятия подпрограммы имеют межведомственный характер и направлены на комплексное решение задач, связанных с использованием и охраной природных ресурсов и окружающей среды, социально-экономическим развитием прибрежных регионов, с учетом выполнения международных обязательств Российской Федерации по защите арктической морской среды. Программный подход к решению этих задач является наиболее эффективным инструментом достижения целей государственной политики в Арктике.
Размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В отношении мероприятий, реализуемых на стратегически важных объектах, могут применяться иные процедуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Процедуры отбора исполнителей базируются на принципе равенства конкурентных условий участия в реализации программных мероприятий.
Участие международных организаций в реализации мероприятий подпрограммы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными функциями государственных заказчиков подпрограммы являются:
управление выполнением исследований, проводимых в рамках подпрограммы, контроль за их реализацией;
координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук по реализации мероприятий подпрограммы;
проведение экспертизы реализации научных проектов;
размещение государственного заказа на выполнение мероприятий подпрограммы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
внедрение информационных технологий в целях управления реализацией подпрограммы и контроля за ходом ее мероприятий;
размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации подпрограммы, финансировании ее мероприятий;
подготовка ежегодных докладов о ходе реализации подпрограммы;
ведение ежеквартальной отчетности по реализации подпрограммы;
мониторинг хода реализации подпрограммы и оценка достижения ее целевых индикаторов и показателей.
Министерство экономического развития Российской Федерации на основе докладов государственных заказчиков подпрограммы подготавливает статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации подпрограммы, необходимую для выполнения возложенных на него функций государственного заказчика - координатора федеральной целевой программы "Мировой океан", а также ежегодно, до 1 февраля, доклад о ходе работ по подпрограмме и об эффективности использования финансовых средств.
Доклад должен содержать:
сведения о результатах реализации подпрограммы за отчетный год;
данные о целевом использовании и объеме привлеченных средств федерального бюджета;
сведения о соответствии результатов реализации подпрограммы фактическим затратам на ее реализацию;
сведения о соответствии фактических показателей реализации подпрограммы показателям, установленным при ее утверждении Правительством Российской Федерации;
информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий подпрограммы;
сведения о наличии, объемах и состоянии объектов, не завершенных строительством;
сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
оценку влияния фактических результатов реализации подпрограммы на обороноспособность страны (мультипликативный эффект).
Реализация подпрограммы будет осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых с исполнителями программных мероприятий, определяемыми путем проведения конкурсов.
За прошедшие годы механизм реализации подпрограммы многократно апробирован, его эффективность подтверждена регулярными проверками, проведенными специалистами Счетной палаты Российской Федерации.
Государственные заказчики подпрограммы несут ответственность за реализацию подпрограммы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации подпрограммыОценка эффективности реализации подпрограммы будет ежегодно производиться на основе системы целевых индикаторов и показателей путем сравнения текущих значений с целевыми (промежуточными) значениями, что позволит обеспечить мониторинг реализации подпрограммы для уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
При этом эффективность мероприятий подпрограммы будет оцениваться исходя из соответствия результатов ее реализации поставленной цели.
Прекращение действия подпрограммы наступает в случае завершения ее реализации, а досрочное прекращение - в случае признания неэффективности ее реализации в соответствии с решением Правительства Российской Федерации согласно порядку разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
В соответствии с целью подпрограммы за период ее реализации будет создана основа для дальнейшего комплексного освоения, использования, сохранения и исследования Арктики.
Реализация подпрограммы обеспечит:
экономическое укрепление позиций Российской Федерации в арктическом регионе;
повышение инвестиционной привлекательности арктических территорий путем решения проблемы инфраструктурных ограничений освоения и использования Арктики, включая арктический континентальный шельф;
повышение эффективности (в том числе бюджетной) использования природно-ресурсного потенциала российской части Арктики;
решение задач, направленных на повышение обеспеченности заинтересованных органов и организаций современными техническими средствами изучения и освоения Арктики;
возможность повышения надежности навигационного, связного, телекоммуникационного покрытия арктического региона, в том числе в зоне обслуживания (от Северного полюса до 60° северной широты независимо от времени суток и погодных условий);
возможность предоставления информации потребителям о состоянии атмосферы, поверхности Земли и моря в арктическом регионе;
существенное повышение эффективности контроля несанкционированных видов деятельности на территории российской части Арктики и в акваториях арктических морей;
раннее обнаружение и наблюдение за развитием техногенных катастроф, прогноз возникновения и развития зон повышенного риска;
объективную и оперативную оценку ущерба от стихийных бедствий, снижение затрат на проведение поисково-спасательных операций;
снижение рисков загрязнения окружающей среды запрещенными к использованию диэлектрическими жидкостями, пестицидами, ртутью и другими химическими веществами из группы токсичных стойких загрязнителей, а также радиоактивного загрязнения и их влияния на здоровье населения;
укрепление российского присутствия на архипелаге Шпицберген, в первую очередь за счет расширения экономической деятельности, осуществляемой российскими организациями.
Социальные последствия выражаются прогнозными качественными и количественными показателями снижения риска заболеваний и повышения трудоспособности населения в результате реализации мероприятий подпрограммы.
Экологические последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение исходного состояния окружающей среды и биологических ресурсов. Будут привлечены значительные внебюджетные средства для реализации природоохранных инвестиционных проектов в российской части Арктики.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.08.98 N 919 (ред. от 30.09.2008) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"