в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 26.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.05.2009 N 691-р
действует Редакция от 19.05.2009 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.05.2009 N 691-р

Приложение

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Программе развития конкуренции
в Российской Федерации

МЕРЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ

Уровень развития и состояния конкурентной среды варьируется в зависимости от отрасли или рынка, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития отрасли, ценовой ситуацией, ее изменениями и множеством других значимых факторов. Это требует разработки специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях.

Выбор отраслей обусловлен их значимостью для экономики в целом (доля вклада в валовый внутренний продукт, включенность товаров в большое количество цепочек стоимости, инфраструктурный характер для других отраслей), а также остротой текущих проблем, связанных с конкурентной средой.

Перечень отраслей не является исчерпывающим и будет корректироваться по мере реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации (далее - Программа), в том числе на основе практики применения антимонопольного законодательства и регулярного анализа рынков, а также на основе предложений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Также будут уточняться и совершенствоваться предложенные меры по развитию конкуренции в соответствующих отраслях.

Развитие конкуренции на рынке нефтепродуктов

В результате приватизации региональные рынки нефтепродуктов разделены между вертикально интегрированными нефтяными компаниями (далее - нефтяные компании) по территориальному признаку.

Потенциально конкурентный сегмент оптового рынка нефтепродуктов искусственно сужен. Нефтяные компании, владеющие более чем 80 процентами ресурса нефтепродуктов, не торгуют друг с другом нефтепродуктами, не конкурируют в регионах и устанавливают дискриминационные условия для независимых участников рынка.

Нефтяные компании осуществляют поставку нефтепродуктов со своих нефтеперерабатывающих заводов на сбытовые компании, находящиеся в других регионах, несмотря на расположенные рядом нефтеперерабатывающие заводы других нефтяных компаний.

Отсутствие конкурентных отношений приводит к неэффективному использованию транспортной инфраструктуры, перекрестные и встречные потоки поставок дополнительно загружают дефицитные мощности железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Оптовая реализация и распределение объемов нефтепродуктов между покупателями осуществляются нефтяными компаниями по непрозрачным процедурам. Отсутствие открытых торгов по продаже нефтепродуктов и ограничение свободного доступа иных участников рынка к объемам ресурса нефтяных компаний препятствуют развитию конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов, не позволяют сформировать общепризнанные ценовые индикаторы как рынка нефти, так и рынка нефтепродуктов.

Доступ участников рынка к оперативной информации о показателях состояния рынка (производство, потребление, запасы ресурсов), необходимых для формирования ожиданий и принятия бизнес-решений, ограничен, ценовые индикаторы отсутствуют.

Развитие малых независимых добывающих компаний, которые в основном осуществляют добычу на малопривлекательных низкодебитных месторождениях, затруднено, так как отсутствует либо ограничен доступ к инфраструктуре и мощностям по подготовке, транспортировке (в том числе на экспорт) и переработке нефти. Существуют избыточные административные барьеры при проведении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке нефти. Объемы нефти, добываемые независимыми компаниями, являются основным ресурсом для производства объемов нефтепродуктов, реализация которых на свободном рынке формирует рыночную цену.

В целях развития конкуренции необходимо существенно увеличить объемы реализации нефтепродуктов на открытых торгах, обеспечить свободный и равный доступ всех участников рынка к купле-продаже произведенных нефтяными компаниями нефтепродуктов на всех сегментах рынка (нефтеперерабатывающий завод - опт - розница), а также к оперативной информации о показателях состояния рынка, для чего необходимо принять федеральный закон, включающий в себя в том числе следующие положения:

стимулирование нефтяных компаний к реализации части нефтепродуктов на открытых торгах, в том числе с использованием биржевых технологий, в целях вовлечения в оборот дополнительных объемов нефтепродуктов и обеспечения доступа к ним всех участников рынка на основе прозрачных рыночных процедур;

методология расчета внутренних индексов цен на нефтепродукты и процедур их использования федеральными органами исполнительной власти;

формирование перечня показателей состояния рынков и информации о деятельности нефтяных компаний, включая планы и фактический выпуск нефтепродуктов, наличие свободных мощностей по переработке нефти и хранению нефтепродуктов, остаток топливных ресурсов и другую информацию, необходимую для формирования ожиданий и принятия бизнес-решений участниками рынка, а также определение порядка ее опубликования уполномоченными организациями;

создание условий для увеличения числа компаний по добыче нефти, в том числе за счет стимулирования развития независимых от нефтяных компаний перерабатывающих мощностей, определения порядка недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре в целях вовлечения в разработку дополнительных объемов запасов сырья;

проведение анализа и исключение избыточных административных барьеров при выполнении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке нефти, при получении разрешений на строительство автозаправочных станций и выделении участков под такое строительство.

Развитие конкуренции в сфере авиатопливообеспечения

Топливозаправочные комплексы в аэропортах Российской Федерации, как правило, самостоятельно закупают и реализуют топливо, доступ авиаперевозчиков и альтернативных топливных операторов к услугам таких комплексов ограничен.

Отсутствие конкуренции и ценовой состязательности при реализации авиатоплива приводит к формированию "монопольной" составляющей в цене на авиакеросин и, как следствие, росту цен на перевозки. Создание альтернативных топливозаправочных комплексов затруднено в том числе из-за наличия административных барьеров на стадии выделения земли, проектирования и строительства этих комплексов.

Взаимодействие служб аэропорта с топливозаправочными комплексами не регламентировано, в связи с чем указанные службы создают препятствия по допуску альтернативных топливозаправочных комплексов к оказанию услуг.

Для создания условий развития конкуренции на рынке авиатопливообеспечения необходимо реализовать следующие меры:

проведение анализа целесообразности введения запрета на совмещение деятельности по реализации авиатоплива с иными видами деятельности по авиатопливообеспечению (оказание услуг по хранению, контроль качества, заправка воздушных судов);

разработка порядка предоставления недискриминационного доступа участников рынка к услугам по хранению и заправке авиакеросина в аэропортах Российской Федерации;

принятие мер по стимулированию создания альтернативных топливозаправочных комплексов в крупных аэропортах, включая меры по снижению административных барьеров и повышению инвестиционной привлекательности строительства альтернативных топливозаправочных комплексов.

Развитие конкуренции на рынке газа

Особенности функционирования рынка газа в Российской Федерации обусловлены историей его развития и наличием специфичного отраслевого законодательства. Основной участник рынка природного газа - открытое акционерное общество "Газпром" владеет как единой системой газоснабжения, так и добывающими, сбытовыми и газораспределительными организациями.

Несмотря на то что действует достаточное количество нормативных документов, определяющих взаимоотношения между участниками рынка, приняты они были более 10 лет назад и не отражают текущую ситуацию (разработаны исходя из существования единственного поставщика газа), не содержат необходимых для формирования полноценного рынка институтов (принципы балансировки газа в системе, ответственность газотранспортной организации, определение понятия коммунально-бытовые и социальные нужды граждан).

Газовая отрасль оказывает решающее влияние на функционирование таких важнейших отраслей, как жилищно-коммунальное хозяйство, электроэнергетическая, химическая, строительная отрасли, что требует построения отношений между ними на недискриминационных принципах.

К существенному неоправданному завышению стоимости подключения к газотранспортным и газораспределительным сетям, и, следовательно, к ограничениям для вхождения на рынок приводит отсутствие нормативной базы регулирования стоимости подключения.

Для формирования эффективной конкуренции на рынке природного газа необходимо реализовать следующие меры:

создание условий для формирования недискриминационного доступа к системе магистральных и распределительных газопроводов, предусматривающих в том числе порядок подключения к таким сетям и порядок раскрытия информации их владельцами, уточнение понятия "свободной мощности" в законодательстве Российской Федерации о газоснабжении;

внесение изменений в правила поставки газа в целях обеспечения баланса интересов поставщиков и потребителей газа, а также гарантий защиты прав потребителей газа;

отмена нерыночных механизмов регулирования, в том числе согласование газа в качестве топлива;

развитие инфраструктуры внутреннего рынка газа для перехода на реализацию газа на основе развитых рыночных механизмов (биржевые технологии, перепродажа газа);

формирование условий для межтопливной конкуренции (газ - мазут - уголь - возобновляемые источники энергии).

Развитие конкуренции в сфере электроэнергетики

В результате реформирования электроэнергетики выделены конкурентные виды деятельности - производство и купля-продажа электроэнергии, а также естественно-монопольные - передача электроэнергии и диспетчеризация энергосистем.

С целью обеспечения постепенного перехода от тарифного регулирования цен к свободному ценообразованию и во избежание резких колебаний цен, а также для недопущения монополизации крайне важным является создание условий развития конкурентной среды на рынках, образующихся в результате реформирования субъектов естественных монополий.

Развитие конкуренции в области электроэнергетики (с учетом необходимости привлечения инвестиций в создание новой электроэнергетической инфраструктуры) в целях преодоления наметившегося дефицита генерирующих и сетевых мощностей и формирования новой системы институтов либерализованного рынка электроэнергии будет обеспечено за счет реализации следующих основных направлений:

скорейший запуск конкурентного рынка перспективной генерирующей мощности;

создание условий для развития конкуренции на розничном рынке электроэнергии с учетом обеспечения системы коммерческого учета электроэнергии на розничном рынке;

создание стимулов для гарантирующих поставщиков на розничном рынке электроэнергии по оптимизации затрат на покупку электроэнергии с оптового рынка в целях снижения стоимости транслируемой нерегулируемой цены на электроэнергию розничным потребителям;

обеспечение для потребителей информационной открытости деятельности инфраструктурных организаций электроэнергетики, в том числе с учетом необходимости опубликования информации о наличии свободных мощностей для присоединения к электрическим сетям, информации о ходе исполнения инвестиционной программы.

Развитие конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Несмотря на предпринятые попытки создания конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе, развитие конкуренции в этой сфере происходит крайне медленно. Товарищества собственников жилья образованы в малой доле жилого фонда (3,4 процента по состоянию на середину 2008 года), управляющие компании обслуживают менее 15 процентов жилого фонда.

Большим толчком к развитию конкуренции в этом секторе может стать внесение изменений в законодательство Российской Федерации в области энергосбережения. Материальная заинтересованность граждан в снижении расходов на оплату электроэнергии, тепла и воды будет стимулировать развитие энергосервисных компаний, специализирующихся на внедрении ресурсосберегающих технологий, что повысит внимание к выбору управляющих компаний.

В коммунальной сфере развитие конкуренции должно происходить путем привлечения эффективных частных операторов к управлению муниципальной и региональной коммунальной инфраструктурой. Для этого необходимо совершенствовать систему тарифного регулирования и внедрять долгосрочные методы регулирования, в частности метод доходности инвестированного капитала.

В секторе должны активно использоваться концессионные соглашения, обеспечивающие приток частных инвестиций. Передача муниципального и регионального имущества в аренду частным операторам должна происходить на основе конкурсных процедур с равным доступом для участников рынка.

Приоритетными направлениями конкурентной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются:

стимулирование энергоэффективности, развитие рынка услуг управляющих компаний и энергосервисных компаний;

формирование системы тарифообразования, направленной на привлечение в отрасль частных инвестиций, переход к долгосрочным методам тарифного регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала, стимулирование снижения издержек организаций коммунального комплекса;

создание условий для привлечения к управлению региональной и муниципальной собственностью частных организаций в том числе с использованием механизмов применения концессионных соглашений;

обеспечение информационной прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса.

Развитие конкуренции на рынках минеральных удобрений и сырья для их производства

На рынках минеральных удобрений существуют три сегмента, имеющих различные характеристики конкурентной среды:

рынок азотных удобрений;

рынок калийных удобрений;

рынок фосфорсодержащих удобрений.

При этом взаимное влияние указанных сегментов минимально, так как указанные виды минеральных удобрений не являются взаимозаменяемыми.

Кроме того, внутри каждого из сегментов взаимозаменяемость марок удобрений ограничена.

В укрупненном плане можно охарактеризовать рынки фосфорсодержащих и калийных удобрений как высококонцентрированные, а рынок азотных удобрений - умеренно концентрированный.

Проблемой для развития конкуренции на этих рынках является непрогнозируемый платежеспособный спрос сельскохозяйственных товаропроизводителей, что объясняется несовершенством проводимых мероприятий по их государственной поддержке. Такие мероприятия уже привели к негативным для конкуренции и развития рынка последствиям: диспаритету цен на внутреннем и внешнем рынках, формированию дефицита сырья для производства минеральных удобрений, что ухудшает условия для вхождения на рынок новых участников.

Существенным фактором, отрицательно влияющим на конкурентную среду таких рынков, является отсутствие инфраструктуры, предназначенной для хранения, подготовки и распределения товара в непосредственной близости от места потребления.

В отличие от указанных рынков минеральных удобрений на рынках сырья для их производства (апатитовый концентрат, газ, сера), в том числе на рынке хлористого калия, который может быть самостоятельно использован как удобрение, существуют значительная концентрация производства и существенные барьеры для вхождения на рынок. Барьером для конкуренции является существующая импортная пошлина на минеральные удобрения и сырье для их производства. Разница в размерах экспортной пошлины на удобрения и сырье для их производства не стимулирует производство удобрений на территории Российской Федерации.

Для развития конкурентной среды на рынках минеральных удобрений необходимо осуществить следующие меры:

создание предсказуемой, эффективной, недискриминационной системы адресного субсидирования внутренних потребителей (сельхозтоваропроизводителей) на приобретение минеральных удобрений, исключив при этом применение нерыночных механизмов регулирования цен;

рассмотрение целесообразности изменения вывозных и ввозных таможенных пошлин на минеральные удобрения и сырье для их производства с целью развития конкуренции на внутреннем рынке;

стимулирование развития инфраструктуры рынка минеральных удобрений, в том числе складских помещений и производств по их смешиванию.

Развитие конкуренции на агропродовольственных рынках

На развитие конкуренции в агропромышленном комплексе значительное влияние оказывают специфические особенности отрасли. Различия в природно-климатических условиях территорий влияют на продуктивность земли и на предложение продукции, особенно растениеводческой.

В связи с метеоусловиями устойчивость сельскохозяйственного производства значительно ниже других отраслей, что обусловливает значительные колебания объемов предложения продукции и цен. Продолжительный производственный цикл определяет инерционность предложения сельскохозяйственной продукции при изменении цен. Сезонность производства приводит к неравномерной реализации продукции в течение года. Значительная доля скоропортящейся продукции (овощи, молоко) требует ее скорейшей реализации, что обостряет конкуренцию в период массового поступления на рынок.

Существует также ряд таких ограничивающих развитие конкуренции в сельском хозяйстве факторов, как недостаток материальных и финансовых ресурсов, наличие вертикальной интеграции в производстве продукции, низкий уровень развития кооперации. В настоящее время в России имеются и значительные барьеры для вхождения на рынок сельскохозяйственной продукции: исключительные права, льготы, ограничения.

Существенной проблемой развития конкуренции на продовольственном рынке России являются барьеры между локальными рынками. В последние годы имели место многочисленные случаи ограничения или запрета вывоза продукции администрациями ряда регионов.

На состояние конкуренции в сельском хозяйстве отрицательное влияние оказывает и недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной продукции, средств связи, плохое состояние дорог, неразвитость биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией.

В качестве мер, направленных на стимулирование развития конкуренции в отрасли, необходимо следующее:

создание стимулов для развития товаропроводящих сетей, в том числе структурных логистических звеньев по обеспечению перерабатывающих заводов сырьем и организации сбыта готовой сельскохозяйственной продукции, расширение практики прямых продаж сельскохозяйственных товаров населению в том числе через рынки и ярмарки "выходного дня" в городах;

поддержка эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры;

расширение видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых могут проводиться закупочные и товарные интервенции;

стимулирование объединений сельхозтоваропроизводителей и обслуживающих отраслей, развитие кооперации в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями;

совершенствование системы таможенно-тарифного регулирования, в частности с целью своевременного и эффективного реагирования на ценовые колебания на мировом продовольственном рынке.

Развитие конкуренции в сфере розничной торговли

В сфере розничной торговли устойчиво сформировалась тенденция к консолидации, которой в том числе будет способствовать финансовый кризис. Вместе с тем объективным ограничением развития розничных сетей в некоторых регионах является недостаточное развитие торговой инфраструктуры, в том числе отсутствие логистических и распределительных центров. Есть регионы, доступ хозяйствующих субъектов на розничный рынок которых затруднен в силу наличия коррупционной заинтересованности представителей органов власти в поддержке местного розничного бизнеса, а также их аффилированности.

Существует проблема сбыта сельскохозяйственной продукции вследствие разрушения ранее налаженных кооперативных связей между всеми участниками рынка, недостаточной развитости инфраструктуры агропродовольственного рынка, дефицита альтернативных форм организаций торговой деятельности. При наличии существенной доли розничных сетей в общем объеме торговых площадей на розничных рынках некоторых регионов торговые сети для многих производителей являются основным направлением сбыта продукции.

Вместе с тем закупочная политика розничных торговых сетей имеет положительный эффект. Повышается дисциплинированность производителей в части выполнения сроков и объемов поставок, уровня и стабильности качества поставляемой в сети продукции, а также обеспечивается возможность реализации продукции в рознице по более низким для потребителя ценам.

В качестве первоочередных мер, направленных на создание условий для благоприятной конкурентной среды в сфере розничной торговли, целесообразны следующие шаги:

соразмерное распределение торговых площадей в жилых районах посредством установления минимальных нормативов обеспеченности населения торговой площадью;

усиление антимонопольного контроля за действиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части создания прозрачных и недискриминационных условий доступа на розничный рынок региона новых участников.

Развитие конкуренции на строительном рынке

Негативное воздействие на конкурентную среду на рынке строительства оказывают действия региональных властей, предоставляющих преференции отдельным застройщикам.

Экономические параметры реализации инвестиционных проектов в строительстве, особенно при сравнении строительства жилья в рамках государственного и муниципального заказов с развитием земельных участков и других объектов недвижимости и отдельным производством, снижают инвестиционную привлекательность строительной отрасли.

Значительное изменение затрат на строительство не покрывается начальной сметной стоимостью строительства объектов. Причиной этого является низкое качество утверждаемой на ранней стадии проектной документации, по которой формируются начальные цены для проведения торгов, в то время как застройка осуществляется согласно "рабочей документации", которая значительно отличается от утвержденного на ранней стадии проекта, по которому ведется финансирование.

Значительные некомпенсируемые издержки возникают за счет обременений, возлагаемых администрациями местных органов власти на застройщиков-инвесторов при жилищном строительстве.

Размещение государственного и муниципального заказов часто происходит с такими нарушениями, как несвоевременное размещение либо ограниченный доступ к информации о торгах, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, отсутствие прозрачности процедуры проведения торгов.

Нормативная правовая база, устанавливающая требования к проектным документам, а также заключения, выдаваемые надзорными органами, носят оценочный, субъективный характер, поэтому любая проектная документация может быть признана несоответствующей установленным требованиям.

Для развития конкуренции на этом рынке необходимо принять следующие меры:

обеспечение равных условий при получении государственных и муниципальных заказов путем создания системы электронных торгов, а также обеспечение равного доступа к ним всех субъектов хозяйственной деятельности;

совершенствование сметного ценообразования в Российской Федерации, позволяющее обеспечить достоверность расчетов стоимости строительной продукции на ранних стадиях строительного процесса, организация экспертизы качества проектной документации объектов капитального строительства;

упрощение процедуры выдачи разрешений на строительство и разработка технических регламентов, формализующих требования к биологической, химической, промышленной и иным видам безопасности.

Развитие конкуренции на рынке цемента

Высокая концентрация мощностей по производству цемента компенсируется низкими ввозными таможенными пошлинами.

Однако недостаточное развитие портовой инфраструктуры, а также высокая удельная стоимость транспортировки цемента не позволяют создать полноценный конкурентный рынок на всей территории Российской Федерации.

Около 80 процентов объема цемента на территории Российской Федерации производится с использованием затратного "мокрого" способа. Высокая рыночная концентрация позволяет производителям определять условия обращения цемента на рынке и тем самым поддерживать рентабельность "мокрого" способа.

В каждом случае технологического перевооружения предприятий и установки типового оборудования приходится заново проходить процедуру его сертификации, что является еще одним административным барьером.

Существенным барьером является отсутствие урегулирования вопросов доступа недропользователя к месторождению сырья в случае расположения такого месторождения под земельным участком, принадлежащим на законном праве иному лицу.

Снижению инвестиционной привлекательности способствуют также неопределенность и информационная закрытость региональных планов развития естественных монополий.

В целях развития конкуренции на этом рынке необходимо реализовать следующие мероприятия:

стимулирование строительства новых заводов и техническое перевооружение существующих предприятий путем снижения административных барьеров при проектировании и строительстве, предоставления инвестиционных налоговых льгот, отмены пошлины на ввоз оборудования для строительства и модернизации предприятий по производству цемента;

снижение рисков приобретения прав на разработку месторождений сырья для стройиндустрии путем разработки механизма изъятия земельных участков, необходимых для разработки такого месторождения, после проведения торгов с предоставлением равнозначного возмещения собственникам указанных участков;

создание условий для повышения информационной открытости рынка путем организации доступа к информации о потребностях в цементе для государственных нужд, в том числе в рамках государственных программ и инвестиционных программ субъектов естественных монополий.

Развитие конкуренции на рынках металлургического сырья (коксующийся уголь)

Внутренний рынок металлургического сырья (коксующегося угля) характеризуется дефицитом качественных марок, который в ближайшем будущем не может быть покрыт даже за счет ввода в эксплуатацию новых шахт и месторождений и исключения таких марок угля из экспорта в полном объеме. Основные запасы коксующегося угля сконцентрированы в восточных регионах страны, что делает их экспорт более привлекательным по сравнению с поставкой в центральную и европейскую части Российской Федерации. Кроме того, отсутствует достаточное количество разведанных и предлагаемых к разработке запасов металлургического сырья.

Желание потребителей компенсировать имеющийся дефицит за счет импортных поставок сопровождается недостаточной развитостью портовой инфраструктуры. Это в совокупности с достаточными мощностями для экспорта угля "закрывает" российский рынок для импортеров и является причиной превышения цен на уголь на внутреннем рынке над уровнем мировых цен.

Существенной проблемой является отсутствие информационной открытости во взаимоотношениях продавцов и покупателей. В отличие от мировой практики крупнейших производителей металлургического сырья российские основные производители не публикуют информацию о ценах реализации. При этом отсутствие взаимозаменяемости между марками приводит к существованию взаимозачетных отношений между вертикально интегрированными холдингами. Холдинги обмениваются продукцией по трансферным ценам, искажая рыночную среду. В ситуации высокой экономической концентрации производства и продукции это приводит к возникновению "серых" схем реализации металлургического сырья.

Для развития конкуренции на рынке коксующегося угля необходимо реализовать следующие мероприятия:

стимулирование создания портовой инфраструктуры для транспортировки металлургического сырья, что позволит более тесно интегрировать российский рынок в мировой и повысит конкурентоспособность российских производителей;

стимулирование недропользователей к долгосрочному освоению и разведке новых месторождений металлургического сырья;

создание условий для повышения информационной открытости рынка путем опубликования основных параметров реализации металлургического сырья (цен, объемов, характеристик), в том числе используя биржевую регистрацию договоров, а также инструменты антимонопольного контроля.

Развитие конкуренции на рынке энергетического угля

Проблемой развития конкуренции на рынке энергетического угля является привязка угольных разрезов, производящих определенный вид угля, к находящейся рядом спроектированной под использование этого вида угля электростанции. Это формирует ситуацию наличия монополии производителя - монопсонии электростанции, что не способствует развитию рынка. Ситуация усугубляется низкой калорийностью бурых углей, что делает невыгодной их перевозку на большие расстояния. В отличие от России за рубежом электростанции спроектированы таким образом, что имеют техническую возможность использования различных марок угля и, следовательно, выбора различных поставщиков.

Указанная ситуация в большей степени характерна для рынков бурого угля. Для электростанций, запроектированных под каменные угли, абсолютно жесткая привязка к углю определенного месторождения в основном не характерна. Как внутри марочных категорий каменного угля, так и между ними возможно варьировать сжигание углей с близкими теплотехническими характеристиками без ущерба для эффективности производства энергии и для оборудования. Однако высокая концентрация на рынке каменных углей в совокупности с неполной взаимозаменяемостью не позволяет сформировать полноценный конкурентный рынок. Кроме того, на рынке угля присутствуют вертикально интегрированные энергетические компании, осуществляющие производство электроэнергии. В случае если независимая электростанция, не имеющая собственного сырья, приобретает уголь у такой компании, привязка к определенной марке создает стимулы для этой компании устанавливать дискриминационные условия.

Значительным препятствием для формирования полноценного рынка энергетического угля является процедура установления регулируемых тарифов на вырабатываемую электроэнергию для угольных электростанций, при установлении которых используется прогнозируемый индекс роста цен на уголь, при этом при расчете этого индекса не принимаются во внимание прогнозы изменения мировых цен. Это приводит к недостаточной платежеспособности электростанции в определенные периоды, что стимулирует производителей переориентироваться на экспортные поставки, не обеспечивая в полной мере потребностей внутреннего рынка.

Существенной проблемой является инфраструктурная проблема. Темпы роста добычи угля превышают темпы развития транспортной инфраструктуры, в связи с чем существенно снижается мобильность товара на этом рынке, в том числе экспортных поставок.

Для развития конкуренции на рынке энергетического угля необходимо принять следующие меры:

развитие обогащения угля, в том числе стандартизация и типологизация угольного топлива, способствующее формированию конкурентного рынка энергетического угля, а также стимулирование строительства обогатительных фабрик;

строительство новых электростанций, предусматривающих использование широкого спектра видов угля;

создание корректной системы учета цен на энергетический уголь в регулируемых тарифах на электроэнергию для угольных электростанций за счет повышения качества анализа экономически обоснованных расходов на топливо с учетом конъюнктуры мирового рынка.

Развитие конкуренции в сфере железнодорожного транспорта

В настоящее время реализуется третий этап структурной реформы на железнодорожном транспорте (2006-2010 годы), в ходе которого предполагается создание и дальнейшее развитие конкуренции как в отдельных сегментах перевозочной деятельности, так и в сфере услуг по ремонту подвижного состава, производству запасных частей.

Одна из задач этого этапа структурной реформы - изменение соотношения парка железнодорожного подвижного состава, принадлежащего открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", и парка компаний-операторов. В настоящее время такое соотношение составляет:

44 процента - парк открытого акционерного общества "Российские железные дороги;

56 процентов - парк компаний-операторов.

При этом значительная часть подвижного состава открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в процессе реформирования передана его дочерним компаниям, не являющимся перевозчиками и оказывающим услуги по предоставлению железнодорожного состава, что ограничивает развитие конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок.

Притоку частных инвестиций и развитию конкуренции на рынке перевозок также препятствуют несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей деятельность операторов подвижного состава, а также характер их взаимодействия с перевозчиками.

В сфере ремонта подвижного состава проводится поэтапная процедура выведения и продажи вагоноремонтных мощностей, при этом наблюдается значительный интерес со стороны частных инвесторов к указанным активам. Таким образом, в этом сегменте поэтапно формируется конкурентная среда, ожидаемым результатом которой должны быть стабилизация цен на осуществление ремонта и повышение качества оказываемых услуг.

Вместе с тем у открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и его дочерних компаний сохраняется монопольное положение на потенциально конкурентных рынках, смежных с рынком железнодорожных перевозок. Это такие рынки, как деповский и капитальный ремонт грузовых вагонов, терминальная обработка контейнеров, следующих железнодорожным транспортом (дочернее открытое акционерное общество "Трансконтейнер" контролирует 100 процентов терминалов, работающих на местах общего пользования на условиях публичного договора перевозки), ремонт специализированного изотермического и рефрижераторного подвижного состава (дочернее открытое акционерное общество "Рефсервис"). Кроме того, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" часто создает преференциальные условия своим дочерним компаниям.

В целях развития конкуренции в сфере железнодорожного транспорта приоритетными направлениями конкурентной политики являются следующие шаги:

анализ и оценка эффективности мероприятий, реализованных в рамках реформы, и их влияния на развитие конкуренции в сфере железнодорожного транспорта. Исходя из результатов проведенного анализа следует рассмотреть вопрос об уточнении и актуализации государственной политики в сфере реформирования железнодорожного транспорта;

создание условий для развития рынка частных железнодорожных перевозок. Для этого необходимо совершенствовать нормативную правовую базу, регулирующую деятельность в сфере железнодорожных перевозок, в том числе принять постановление Правительства Российской Федерации об основах регулирования деятельности операторов подвижного состава и их взаимодействии с перевозчиками, законодательно определить понятие "услуги локомотивной тяги" (ее виды, специфику оказания услуги), а также установить основы порядка взаимодействия перевозчика и владельца инфраструктуры при оказании данной услуги, разработать и утвердить методику расчета тарифа на комбинированные перевозки (с использованием по маршруту различных типов локомотивов либо локомотивов различных перевозчиков);

обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта со стороны открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по двум таким направлениям, как обеспечение равного доступа операторов подвижного состава и перевозчиков к услугам инфраструктуры, обеспечение равных условий технологического присоединения путей необщего пользования к путям общего пользования.

Недискриминационный доступ необходимо обеспечить путем государственного регулирования тарифов на услуги инфраструктуры, определения существенных условий договора предоставления услуг инфраструктуры (договора технологического присоединения), запрета на необоснованный отказ в предоставлении услуг инфраструктуры;

поэтапное прекращение государственного регулирования тарифов на грузовые перевозки в конкурентных секторах и формирование тарифных условий для заключения долгосрочных договоров на перевозки;

проработка вопроса об организации единого информационно-торгового центра (биржи) вагонов для развития рыночных механизмов взаимодействия между операторами подвижного состава. На основе информации указанного единого центра операторы подвижного состава смогут заключать контракты (свопы) по обмену вагонами, что позволит выстроить более эффективную логистику перевозок.

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 19 мая 2009 г. N 691-р

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.05.2009 N 691-р