Последнее обновление: 13.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р (ред. от 14.12.2009)
II. Динамичная инновационная экономика
Устойчивое социально-экономическое развитие будет базироваться на реализации глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в сферах добычи и переработки природных ресурсов, энергетики, транспорта, в аграрном секторе, ряде высокотехнологичных отраслей. Продолжится курс на последовательную либерализацию экономики, устранение инфраструктурных ограничений, формирование институциональных условий и технологических заделов для перехода экономики в режим устойчивого инновационного развития.
Сохранение высоких темпов экономического роста прямо зависит от повышения конкурентоспособности и эффективности российской экономики.
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 02.11.2009 N 1622-р)
1. Обеспечение макроэкономической стабильностиМакроэкономическая политика будет сосредоточена на следующих приоритетных направлениях.
Первое - снижение уровня инфляции.
В 2010 году инфляция должна снизиться до 9-10 процентов, а к 2012 году - до 7 процентов. Уменьшение темпов роста инфляции будет достигаться за счет увеличения объемов производства товаров, развития конкуренции и расширения конкурентной среды, роста производительности труда, сдерживания роста издержек.
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 02.11.2009 N 1622-р)
Необходимо обеспечивать проведение консервативной денежно-кредитной политики, стимулировать склонность населения к сбережению.
Будет реализован комплекс мер, направленных на сдерживание роста цен, прежде всего, на продукты питания. С этой целью необходимо наращивать объемы производства продовольствия и одновременно снижать издержки товаропроизводителей, расширять каналы сбыта и повышать их эффективность путем развития конкуренции и расширения конкурентной среды на продовольственных рынках.
Второе - обеспечение сбалансированности бюджета.
Рост расходных обязательств государства должен строго соответствовать росту экономики. Главным условием поддержания сбалансированности бюджета является повышение эффективности бюджетных расходов и оптимизация сети бюджетных учреждений.
Необходимо добиться большей эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами. Для обеспечения надежности размещения и повышения доходности будет расширен состав объектов инвестирования средств Фонда национального благосостояния.
Третье - обеспечение устойчивости и ликвидности банковской системы и финансовых рынков.
Необходимо повысить устойчивость банковской сферы и финансовой системы, в том числе к колебаниям мировых финансовых рынков, обеспечить рост капитализации банковской системы. Для увеличения ликвидности в финансовую систему будут вовлечены долгосрочные ресурсы пенсионной системы и Фонда национального благосостояния.
Будут приняты меры, направленные на формирование долгосрочного внутреннего инвестиционного ресурса, в том числе на повышение надежности банков, стимулирование развития накопительных пенсионных систем, страхового рынка и коллективных инвестиций. С этой целью будет усовершенствовано законодательство Российской Федерации, в том числе в части правового регулирования института залога. Будут повышены гарантии защиты прав собственности на ценные бумаги.
Для развития конкурентоспособного финансового рынка предстоит осуществить нормативное правовое регулирование, включающее, в частности, развитие финансовых институтов и создание новых финансовых инструментов, развитие инфраструктуры финансового рынка, формирование благоприятного налогового климата и совершенствование правового регулирования финансового рынка.
2. Формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельностиГосударство продолжит формирование комфортных условий для ведения бизнеса, будет содействовать развитию конкуренции, устранению излишних административных барьеров, обеспечению защиты прав собственности и контрактных обязательств.
Первое - развитие конкуренции.
Меры активной конкурентной политики будут направлены на оптимизацию государственного воздействия на рыночную конкурентную среду, устранение внутренних административных барьеров и снижение внешнеторговых барьеров в целях стимулирования доступа новых участников на российские товарные рынки. Будут установлены обязательные процедуры обоснования целесообразности введения новых норм государственного регулирования с точки зрения их последствий для состояния и развития конкуренции.
Ключевыми для развития конкуренции станут меры по развитию инфраструктуры товарных рынков, механизмов организованной (биржевой) торговли, расширению практики заключения долгосрочных контрактов. Важной задачей является формирование системы мониторинга проблемных товарных рынков, недостаточное развитие конкуренции на которых сдерживает рост предложения товаров и способствует негативным ценовым тенденциям.
Необходимо повысить эффективность выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства на рынках Российской Федерации, в том числе связанных с заключением картельных соглашений. С этой целью следует активизировать взаимодействие антимонопольного органа и правоохранительных органов.
Будут конкретизированы особенности применения антимонопольного законодательства в отдельных сферах экономики, включая розничную торговлю, распределение прав пользования недрами, землей, лесами, водными и биоресурсами. Будут приняты правила, обеспечивающие равный доступ потребителей к объектам инфраструктуры, в том числе находящимся в распоряжении субъектов естественных монополий.
Будет продолжено создание системы действенных наказаний за нарушение антимонопольного законодательства. Будет предусмотрено расширенное применение дисквалификаций должностных лиц (в частности, в отношении государственных и муниципальных служащих). В отношении наиболее злостных случаев ограничения конкуренции (участие в картельном сговоре, многократные злоупотребления доминирующим положением) будет применяться уголовное наказание в виде лишения свободы.
Необходимо последовательно использовать предоставленные антимонопольным законодательством возможности пресечения антиконкурентной государственной и муниципальной помощи. Будут уточнены запреты на избирательное предоставление льгот и преимуществ хозяйствующим субъектам со стороны органов власти и органов местного самоуправления, расширится сфера применения таких запретов.
Второе - совершенствование налоговой системы.
Для поддержания стабильных темпов роста экономики и улучшения предпринимательского климата продолжится курс на расширение стимулирующей роли налоговой системы с учетом необходимости поддержания сбалансированности бюджетной системы. Важнейшей задачей здесь является упрощение административных процедур при расчете и уплате налогов.
В 2009 - 2010 годах предстоит принять следующие меры по совершенствованию налоговой системы:
переход от единого социального налога к страховым взносам по видам обязательного социального страхования;
увеличение размера амортизационной премии в диапазоне от 10 до 30 процентов для основных средств, входящих в третью - седьмую амортизационные группы;
совершенствование системы налогообложения операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
совершенствование системы налогообложения добычи нефти для стимулирования разработки новых и полного использования потенциала уже разрабатываемых месторождений;
совершенствование системы взимания акцизов и экспортных пошлин на нефтепродукты в целях стимулирования производства продукции высокой степени переработки.
Будут реализованы меры по налоговому стимулированию увеличения затрат предприятий и граждан на образование, здравоохранение, приобретение жилья.
Меры по совершенствованию специальных налоговых режимов будут направлены на стимулирование развития малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей. В частности, будет разработан механизм определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.
Будет осуществлено реформирование налогового контроля за трансфертными ценами.
Третье - развитие малого и среднего предпринимательства.
Будут расширены государственные программы поддержки малого предпринимательства. Их действие будет распространяться на средние предприятия, наличие которых является одним из важных факторов формирования конкурентной среды. Поддержка будет осуществляться, прежде всего, через субсидирование их расходов на повышение квалификации работников, получение международной сертификации продукции и бизнес-процессов. Важным каналом предоставления поддержки малым и средним субъектам предпринимательства станут отраслевые и региональные объединения предприятий. Будет усовершенствована упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента.
В приоритетном порядке будут стимулироваться создание и развитие малых наукоемких предприятий, предприятий малых форм в научно-технической сфере.
Дополнительные меры будут направлены на снижение издержек и упрощение доступа малого и среднего бизнеса к объектам электросетевого хозяйства, тепло-, водо- и газоснабжения и другим объектам естественных монополий.
Будут сокращены контрольные полномочия проверяющих органов, заменены разрешительные процедуры при открытии и ведении бизнеса на уведомительные. Расширится сфера применения обязательного страхования ответственности при сокращении лицензируемых видов деятельности.
Предстоит законодательно ограничить количество проверок хозяйствующих субъектов и сроки их проведения, значительно сократить количество внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов.
Четвертое - развитие институтов прав собственности и корпоративных отношений.
Будет реализован комплекс мер по повышению прозрачности отношений собственности, усилению ответственности членов органов управления компаний, повышению эффективности исполнения контрактных обязательств. Продолжится формирование нормативной правовой базы конкурентоспособной системы корпоративного управления, обеспечивающей баланс интересов различных групп заинтересованных лиц и большую гибкость в регулировании корпоративных отношений. Будут приняты меры по стимулированию создания саморегулируемых организаций.
Предстоит создать институт массовой оценки недвижимости и введение на основе такой оценки налогообложения недвижимого имущества, сформировать единую государственную систему кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость.
Продолжится работа по совершенствованию системы обеспечения информационной открытости хозяйственной деятельности организаций. Будет повышена ответственность за своевременность и содержание раскрываемой информации. Важнейшей задачей при этом является совершенствование правил и процедур проведения бухгалтерского учета, отчетности и аудита на основе международно признанных стандартов.
3. Развитие рынка трудаПолитика на рынке труда будет направлена на обеспечение институциональных и экономических условий, способствующих созданию новых и высокопроизводительных рабочих мест и поддержанию эффективной занятости населения.
Первое - обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда.
Будут созданы дополнительные стимулы для привлечения в экономику молодежи, работников старшего возраста, а также для расширения участия женщин в трудовой деятельности с учетом поддержки рождаемости. Будут снижены административные барьеры, препятствующие высвобождению избыточной рабочей силы на низкоэффективных предприятиях.
В рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, предстоит реализовать комплекс дополнительных мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.
Предстоит усовершенствовать механизм формирования перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации. В странах - основных миграционных донорах будут создаваться центры содействия иммиграции в Россию, способствующие изучению русского языка и культуры, российского законодательства.
Второе - совершенствование институтов рынка труда.
Будет модернизировано трудовое законодательство в целях повышения эффективности механизма разрешения трудовых споров, развития норм регулирования трудовых отношений при применении дистанционной занятости и других новых и развивающихся форм занятости. Совершенствование законодательства будет направлено также на легализацию трудовых отношений.
4. Развитие науки и формирование национальной инновационной системыКлючевым условием обеспечения глобальной конкурентоспособности России является формирование эффективной национальной инновационной системы. Усилия в этой области будут направлены на привлечение частных инвестиций для проведения исследований и разработок, укрепления взаимодействия науки, государства и бизнеса. Основными направлениями деятельности в этой сфере являются следующие.
Первое - формирование рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности.
В законодательство будут внесены изменения, призванные обеспечить защиту интеллектуальной собственности в сфере высоких технологий на уровне самых высоких мировых стандартов.
Будут созданы условия, обеспечивающие активное вовлечение в гражданский оборот объектов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, в том числе при проведении процедур приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий. Предстоит усовершенствовать государственную систему учета, распоряжения и контроля за эффективным использованием прав Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета.
Следует внести в законодательство изменения, связанные с совершенствованием оценки нематериальных активов компаний и созданием условий для повышения капитализации инновационных компаний.
Второе - реструктуризация государственного сектора науки.
Одновременно с увеличением государственных расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) будут внедрены новые формы оплаты работ и услуг, производимых сектором науки, основанные на принципах проектного финансирования и предоставлении грантов. Будут внедрены современные системы оплаты труда в научной сфере, непосредственно увязанные с полученными результатами.
Предстоит создать институт независимой оценки деятельности научных организаций в соответствии с международной практикой.
Будет модернизирована материально-техническая база сектора науки, обновлена его приборная база, реализован комплекс мер по развитию системы подготовки научных и научно-педагогических кадров.
Третье - завершение формирования современной инфраструктуры национальной инновационной системы.
Будет продолжено развитие сети технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий, венчурных компаний, технико-внедренческих особых экономических зон, инжиниринговых и проектных фирм, создана система государственной поддержки инновационных компаний на этапе старта, в первую очередь малого бизнеса.
Развитие научной информационно-коммуникационной инфраструктуры потребует строительства единой информационной сети обеспечения распределенных высокопроизводительных вычислений с применением ГРИД-систем и создания отечественной суперЭВМ мощностью до 500 трлн. операций в секунду.
Четвертое - создание системы научного и технологического прогнозирования и реализации научных и технологических приоритетов.
Будет сформирована система долгосрочного научного и технологического прогнозирования, основанного на взаимодействии государства, науки и бизнеса (форсайт). На базе форсайта будут определяться научные и технологические приоритеты и подготавливаться программы развития по научным и технологическим направлениям.
Необходимо разработать механизмы отбора и государственной поддержки импорта ключевых комплексных технологий и покупки зарубежных активов - технологических доноров.
Предстоит создать систему межведомственной координации бюджетных расходов на НИОКР гражданского, военного и двойного назначения.
Пятое - стимулирование спроса на инновации и новые технологии.
Будут расширены механизмы содействия предприятиям, осуществляющим научные исследования и разработки, технологическое проектирование, приобретение новых технологий, подготовку и переподготовку персонала, упрощен порядок импорта технологий, патентов и лицензий. С помощью государственных институтов развития расширится поддержка инновационно емких проектов в отраслях экономики.
Следует внедрить механизмы предоставления субсидий предприятиям на цели проведения технологического аудита.
Шестое - усиление интеграции науки, образования и производства, содействие развитию инновационных кластеров.
Будет сформирована система новых форм организации научной и образовательной деятельности, которые возьмут на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора национальной экономики. Эта система включает создание федеральных университетов, создание и приоритетную поддержку системообразующих организаций мирового класса (национальных исследовательских центров) и реализацию программ развития научно-образовательных центров.
Важнейшей формой интеграции науки, образования и производства являются инновационные территориальные кластеры. Предстоит создать нормативную правовую базу поддержки формирования таких кластеров на региональном уровне. Будут реализованы пилотные проекты создания инновационных кластеров, включая авиационный кластер в г. Жуковском.
5. Повышение конкурентоспособности высокотехнологичных и базовых отраслей промышленностиПравительство Российской Федерации будет создавать условия для повышения конкурентоспособности обрабатывающих секторов экономики. При этом программы поддержки будут ориентированы прежде всего на инициативу со стороны самих предприятий.
Высокотехнологичные отраслиОдной из важнейших целей деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для достижения Россией лидерства в развитии ведущих высокотехнологичных отраслей промышленности. При инвестиционной поддержке соответствующих предприятий будет учитываться позиция российских предприятий на мировом рынке.
Первое - авиационная промышленность и двигателестроение.
Предстоит обеспечить выход на внешние и внутренний рынки самолетов Ил-96, SSJ-100, Ту-204, глубоко модернизированного самолета Ту-204СМ, Ан-148, реализовать комплекс мер по развитию малой авиации.
Будет создано семейство "прорывных продуктов" гражданской авиации, включая SSJ-М, среднемагистральный самолет МС-21, широкофюзеляжный ближнемагистральный самолет, в кооперации с одной из ведущих зарубежных компаний. Предстоит реализовать проект создания двигателя нового поколения для "прорывных продуктов".
Будет реализован проект создания многофункционального истребителя пятого поколения (ПАК ФА), создан вертолет нового поколения, создано семейство военно-транспортных самолетов в интересах обороны и с целью коммерческой эксплуатации.
Продолжится процесс создания интегрированных структур в области самолето-, вертолето- и двигателестроения. Будет обеспечено развитие открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация", в том числе осуществлено первичное размещение акций. Целесообразно интегрировать необходимые авиационные активы на Украине и в Республике Узбекистан.
Второе - ракетно-космическая промышленность.
Необходимо гарантировать полноценную работу глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, в том числе развертывание спутниковой группировки на базе аппаратов нового поколения с повышенными техническими характеристиками, создать условия для обеспечения оснащения потребителей отечественной навигационной аппаратурой, работающей по сигналам этой системы.
Будут приняты меры по развитию и повышению устойчивости функционирования отечественной спутниковой группировки. К 2012 году следует завершить замену ключевых космических аппаратов орбитальной спутниковой группировки, а также создание 3 многофункциональных космических аппаратов для решения задач связи, вещания, мониторинга и метеонаблюдения в высокоширотных районах в рамках создания многоцелевой космической системы "Арктика".
Будут развернуты работы по созданию космических средств нового поколения, включая современные средства выведения и космические аппараты с увеличенным сроком активного существования, перспективную пилотируемую транспортную систему. Будет начато строительство нового российского космодрома Восточный. Предстоит полностью реализовать обязательства Российской Федерации по проекту международной космической станции.
Предстоит развить механизм использования результатов космической деятельности в социально-экономических, научных и коммерческих целях, создать с использованием механизмов частно-государственного партнерства организации - операторы услуг, предоставляемых на основе результатов космической деятельности.
Третье - атомный энергопромышленный комплекс.
Будут созданы условия, технологические и строительные заделы для ввода ежегодно не менее 1 - 2 ГВт мощностей атомных электростанций. На территории России будут созданы международные центры по обогащению ядерного топлива.
Необходимо завершить основные мероприятия по формированию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" как глобальной компании с мощным конкурентным потенциалом на мировых рынках ядерно-энергетических технологий, продукции и услуг.
Следует сформировать научно-технологическую базу для перехода к новому поколению ядерных реакторов, основанных на быстрых нейтронах и замкнутом топливном цикле, обеспечить расширение позиций страны на глобальном рынке строительства атомных электростанций, оказания сервисных услуг и производства ядерного топлива.
Четвертое - судостроительная промышленность.
Необходимо:
завершить интеграцию российского судостроения, создание открытого акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация" (2009 год);
обеспечить финансовое оздоровление ведущих предприятий судостроительной отрасли;
оптимизировать производственные мощности и развернуть при поддержке государства масштабную техническую реконструкцию ведущих судостроительных предприятий, ориентируясь на перспективный портфель заказов;
реализовать комплекс мероприятий по подготовке и закреплению квалифицированных кадров для судостроительной промышленности.
Предстоит обеспечить на законодательном уровне условия для развития судостроительной промышленности, обеспечить приоритет российской промышленности в области создания морских технических средств, необходимых для освоения морского шельфа, развить систему лизинга для судоходных компаний, приобретающих российские суда речного флота.
В ближайшие годы необходимо обеспечить международную кооперацию в области создания морских технических средств для освоения шельфа и эксплуатации Северного морского пути, а также для развития производства широкого спектра конкурентоспособных гражданских судов.
Пятое - электронная и радиоэлектронная промышленность.
Необходимо создать современную проектную инфраструктуру электроники, включая 6 - 7 системных центров проектирования, 60 - 70 дизайн-центров проектирования, межотраслевой центр фотошаблонов.
Будет сформирована современная основа производства радиационно стойкой электронной компонентной базы, сверхвысокочастотной электроники, микроэлектроники, электронных материалов и структур, микросистемной техники, а также фотоники и необходимой для этого компонентной базы и материалов. К 2012 году в серийном производстве будет достигнут технологический уровень изделий 0,09 мкм, будет разработано около 200 конкурентоспособных базовых технологий в области электронной компонентной базы и радиоэлектроники.
Базовые отрасли промышленностиЦелью государственной политики в сфере развития базовых отраслей промышленности является повышение конкурентоспособности отечественного энергетического, нефтегазового, транспортного и тяжелого машиностроения, а также станкоинструментальной промышленности и горно-металлургического комплекса.
Для осуществления диверсификации российской экономики и обеспечения технологической безопасности страны будут реализованы программы развития высокотехнологичных отраслей, энергетической и транспортной инфраструктуры при преимущественном использовании продукции отечественного машиностроения и металлургии с учетом ее качества и эффективности использования.
Приоритетными направлениями государственной поддержки развития базовых отраслей промышленности станут:
выравнивание условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке, в том числе путем повышения эффективности таможенного и налогового администрирования, совершенствования механизмов субсидирования;
стимулирование НИОКР и поддержка реализации проектов, связанных с внедрением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением предприятий;
комплексная поддержка экспорта российской промышленной продукции;
развитие системы профессионального образования, подготовки квалифицированных кадров для промышленности;
дальнейшее развитие системы технического регулирования, которая должна стать универсальным инструментом повышения конкурентоспособности российской экономики.
6. Создание информационного обществаНеобходимым условием роста качества жизни населения, построения инновационной экономики и повышения эффективности государственного управления является интенсивное развитие информационной среды. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры, повышение доступности информационных потоков, совершенствование процессов информационного взаимодействия, повышение качества информационной продукции будут осуществляться в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации Путиным В.В. 7 февраля 2008 г., по следующим направлениям.
Первое - создание современной сети цифрового телерадиовещания.
Предстоит принять государственную программу развития телерадиовещания в Российской Федерации, реализация которой станет одним из основных путей устранения информационного неравенства. К 2012 году планируется обеспечить возможность приема 6 - 8 общедоступных каналов для 99 процентов населения. Дополнительный импульс развития получат новые мультимедийные услуги и форматы вещания, включая мобильное телевидение и телевидение высокой четкости.
В ходе модернизации инфраструктуры телерадиовещания произойдет замена аналогового оборудования на цифровое. Население будет обеспечено цифровыми приставками к существующему парку аналоговых телеприемников. Увеличатся масштабы отечественного производства телерадиовещательного оборудования. Уже в ближайшее время предстоит начать перевод государственных фондов и архивов в сфере телерадиовещания в электронный вид.
По мере конверсии радиочастотного спектра будут создаваться условия для широкого внедрения передовых беспроводных технологий связи и перехода к рыночно ориентированным методам управления радиочастотными ресурсами.
Второе - создание государственной логистической и информационной сети на базе единого оператора почтовой связи.
Необходимо принять программу модернизации инфраструктуры федеральной почтовой связи и завершить структурную реформу отрасли. Будет определен перечень услуг, законодательно закрепляемых за национальным оператором федеральной почтовой связи. Модернизация почты России приведет к формированию современной многофункциональной информационно-логистической инфраструктуры на основе существующей всероссийской сети отделений почтовой связи.
В 2012 году будет обеспечен гарантированный доступ граждан на всей территории Российской Федерации, включая населенные пункты в сельской местности и труднодоступные районы, к широкому спектру почтовых, информационных, финансово-банковских услуг за счет использования инфраструктуры отделений почтовой связи.
Третье - формирование современной инфраструктуры магистральной связи.
Потребуется создание единой универсальной информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей получение на территории страны информации в разных форматах, в том числе в интерактивном режиме. Технологической основой такой платформы должны стать сеть высокоскоростных каналов магистральной связи, абонентские линии широкополосного доступа (включая мобильный доступ) к сетям электросвязи, интегрирование России в мировую телекоммуникационную инфраструктуру.
К 2012 году все население страны должно быть обеспечено базовыми услугами связи, а не менее одной трети - широкополосным доступом. Это позволит уменьшить информационное неравенство регионов России за счет сокращения существующих различий в доступности для населения полного спектра современных телекоммуникационных услуг, в том числе каналов телевидения и радио, сети Интернет.
Четвертое - формирование электронного правительства.
В 2010 году будет завершено создание межведомственной системы электронного документооборота. С этой целью предстоит придать официальный статус электронным формам взаимодействия органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, электронной цифровой подписи. Необходимо регламентировать функционирование общероссийского государственного информационного центра.
Получит развитие государственная автоматизированная система "Управление", в том числе на основе интеграции информационных систем планирования и отчетности различных органов власти.
При помощи использования современных информационно-коммуникационных технологий будет обеспечен доступ организаций и граждан к информации о деятельности органов государственной власти, а также предоставлена возможность полного или частичного получения наиболее востребованных государственных услуг в электронном виде с использованием сети Интернет.
Пятое - стимулирование производства и распространения соответствующей приоритетам развития государства и общества информационной продукции.
Будет создана система поддержки производства и распространения информационной продукции, соответствующей актуальным демографическим и социальным вызовам, поддерживающей и развивающей традиционные морально-нравственные ценности, пропагандирующей здоровый образ жизни. Будут осуществляться развитие и координация деятельности российских информационных ресурсов, работающих с зарубежной аудиторией.
7. Развитие минерально-сырьевой базы и повышение эффективности использования ресурсовВ число безусловных приоритетов государственной политики входят создание высокотехнологичных предприятий, добывающих и перерабатывающих природное сырье, формирование лучшего в мире энергетического промышленного сектора. Основными направлениями деятельности в этой сфере являются следующие.
Первое - развитие минерально-сырьевой базы.
Необходимо реализовать Долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья. В полном объеме должна быть развернута работа по изучению и освоению континентального шельфа, организовано проведение геологических исследований недр Арктики и Антарктики, гарантирована защита интересов России в этих регионах.
Будут приняты меры по стимулированию притока инвестиций для осуществления геологоразведки и разработки нефтегазовых месторождений, формирования и развития новых центров добычи нефти и газа. Предстоит реализовать программу комплексного освоения углеводородных ресурсов Северо-Западного региона, полуострова Ямал, Восточной Сибири и Дальнего Востока, включая развитие необходимой инфраструктуры.
Будет активизирована работа по укреплению ресурсной базы твердого топлива, а также черной и цветной металлургии. Для этого следует провести поисковые, оценочные и разведочные работы на угольных месторождениях Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, увеличить запасы коксующихся углей за счет Кузнецкого, Печорского и Южно-Якутского бассейнов, организовать поисковые и разведочные работы на рудных месторождениях в регионах Южного Урала, Красноярского края, Республики Бурятия и ряде других.
Будет реализован комплекс мероприятий по технико-технологическому и кадровому обеспечению геолого-разведочных организаций. Будут проведены структурные преобразования в отрасли на основе создания крупных интегрированных хозяйственных структур.
Будет создан федеральный фонд резервных участков недр.
Второе - совершенствование технологий добычи и повышение глубины переработки углеводородного сырья.
Необходимо ускорить введение мер экономического стимулирования, включая дифференциацию налога на добычу полезных ископаемых и акцизов, направленных на увеличение доли продукции высокой глубины переработки (в том числе в структуре экспорта), повышение уровня извлечения запасов и добычи на удаленных и сложных месторождениях. Одним из приоритетов является создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95 процентов.
Предстоит сконцентрировать усилия на формировании точек инновационного роста в сфере добычи и переработки природных ресурсов, устранении административных барьеров, связанных с получением разрешений и производством работ по добыче, хранению и транспортировке нефти.
Важной задачей является развитие конкурентного, высокотехнологичного рынка сервисных услуг.
Третье - повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
Будет разработана государственная программа энергосбережения, предусматривающая внедрение энергосберегающих технологий и реализацию энергоэффективных инновационных проектов, в том числе в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также механизмов стимулирования энергосбережения в российской экономике.
Предстоит обеспечить ускоренное развитие электро- и теплоэнергетики на основе экологически чистых технологий использования твердого топлива и возобновляемых источников энергии.
Необходимо принять меры по техническому регулированию, направленные на повышение энергетической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт.
Четвертое - рациональное пользование лесами.
Необходимо создать систему воспроизводства лесов, в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный или лесохозяйственный потенциал, организовать аэрокосмический мониторинг на территории всех субъектов Российской Федерации.
Предстоит реализовать план действий по борьбе с незаконными рубками и нелегальным оборотом древесины, обеспечить контроль за исполнением субъектами Российской Федерации полномочий в сфере лесных отношений, стимулировать привлечение инвестиций в развитие лесного комплекса, повысить конкурентоспособность продукции глубокой переработки древесины, увеличив объемы переработки.
Следует обеспечить государственную поддержку ускоренной технологической модернизации лесного хозяйства и лесной промышленности. Реализация этих направлений потребует более активного использования инструментов частно-государственного партнерства. Распространение должна получить практика заключения крупномасштабных инвестиционных соглашений, в которых государство берет на себя обязательства по созданию необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.
Пятое - эффективное использование водных ресурсов.
Будет разработана Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, предусматривающая совершенствование системы управления в сфере использования и охраны водных объектов, модернизацию водохозяйственного комплекса Российской Федерации, обеспечение комплексного и эффективного использования водных ресурсов в Российской Федерации с учетом интересов различных категорий водопользователей.
Необходимо реализовать мероприятия по обеспечению надежной эксплуатации гидротехнических сооружений, систем водоснабжения и канализации коммунального комплекса и промышленности, строительству берегозащитных и противопаводковых сооружений, предотвращению загрязнения водных объектов. Предстоит установить нормативы допустимого воздействия на водные объекты для обеспечения улучшения состояния и восстановления водных объектов, в первую очередь источников питьевого водоснабжения.
8. Развитие продовольственного комплексаРазвитие агропромышленного комплексаВ целях обеспечения продовольственной безопасности необходимо создать конкурентоспособное сельское хозяйство и сформировать условия для устойчивого развития сельских территорий, повышения качества жизни сельского населения, улучшения демографической ситуации в сельской местности, а также поддержания экономической активности на сельских территориях. Для этого предстоит усовершенствовать формы и механизмы государственной поддержки агропромышленного комплекса.
Важнейшая роль в достижении этой цели отводится реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.
Государственная политика в этой сфере будет реализована по следующим направлениям.
Первое - повышение уровня и качества жизни сельского населения.
Следует улучшить жилищные условия сельского населения, обеспечить высокие уровень и качество инженерного обустройства сельских населенных пунктов, развить социальную инфраструктуру села, обеспечить внедрение современных технологий жилищного строительства на селе, прежде всего малоэтажного жилья, и благоустройство сельских населенных пунктов.
Необходимо изменить подход к развитию сельских территорий и обеспечить реализацию комплексных проектов создания "сельских поселений XXI века".
Предстоит стимулировать создание новых рабочих мест за счет развития и полноценной рыночной интеграции различных форм организации эффективного сельскохозяйственного производства, а также развития несельскохозяйственной (альтернативной) занятости.
Второе - создание общих условий функционирования сельского хозяйства.
Предстоит усовершенствовать регулирование земельных отношений в сельском хозяйстве, упорядочить землепользование и создать механизм повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель. Необходимо реализовать комплекс агротехнических, технических, организационных и экономических мероприятий по внедрению адаптивно-ландшафтной системы земледелия и современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Будет разработана нормативная правовая база, определяющая упрощенный порядок проведения землеустройства в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Будут созданы условия для реализации в субъектах Российской Федерации комплексных проектов землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения, обеспечена поддержка почвенного плодородия.
Необходимо создать единую систему информационного обеспечения агропромышленного комплекса, обеспечить отрасль квалифицированными кадрами, повысить роль отраслевых ассоциаций и союзов в разработке и реализации государственной аграрной политики.
Третье - развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства.
В животноводстве необходимо стабилизировать поголовье основных видов сельскохозяйственных животных, укрепить существующую племенную базу.
Предстоит обеспечить развитие молочного и мясного скотоводства, включая первичную переработку мясного сырья. Следует устранить имеющиеся структурные диспропорции путем поддержки тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем или мировом рынке, но без государственной поддержки не могут в полной мере реализовать этот потенциал (птицеводство, свиноводство). Необходимо обеспечить инвестиционную привлекательность сельского хозяйства по основным видам сельскохозяйственной продукции.
В растениеводстве государственная поддержка будет направлена на производство высококачественного семенного материала, льна, рапса и кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закладку многолетних насаждений.
Четвертое - совершенствование организационно-финансовой инфраструктуры отрасли.
Следует принять меры, направленные на развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, создание сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции. Для привлечения в сельское хозяйство долгосрочных кредитов необходимо широкое развитие земельно-ипотечного кредитования. Будет модернизирована система страхования в сельском хозяйстве.
Пятое - совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции.
Необходимо создать эффективный механизм сглаживания сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие. С целью повышения эффективности регулирования рынка зерна будет сформирована крупная национальная компания по хранению, транспортировке и переработке зерна.
Будет реализован комплекс мероприятий по развитию товаропроводящей инфраструктуры внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции в целях расширения доступа на рынок всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей, по нормативно-правовому регулированию взаимодействия поставщиков сельскохозяйственной продукции и организаций розничной торговли. Получит развитие сеть сельскохозяйственных рынков, создаваемых сельскохозяйственными кооперативами.
Развитие рыбохозяйственного комплексаПредстоит стимулировать переработку и реализацию водных биологических ресурсов на территории Российской Федерации.
Предстоит реализовать комплекс мер государственной поддержки строительства на отечественных судостроительных предприятиях современных рыбопромысловых судов, стимулировать развитие рыбоперерабатывающего комплекса и инфраструктуры морских терминалов, предназначенных для обслуживания рыбопромысловых судов.
Необходимо обеспечить создание условий для формирования эффективно функционирующего рынка водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, усовершенствовать стандарты качества рыбной продукции, поддержать создание новых технологий глубокой и комплексной переработки водных биологических ресурсов.
Будут приняты меры по совершенствованию системы государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды их обитания. Необходимо усовершенствовать организацию работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов.
9. Устранение инфраструктурных ограничений экономического ростаЗадача устранения инфраструктурных ограничений экономического роста обуславливает необходимость ускоренного развития производственной инфраструктуры, включающей прежде всего отрасли топливно-энергетического комплекса, транспорт и связь, а также создания финансовой инфраструктуры, не нарушая при этом достигнутую финансовую устойчивость.
В связи с этим актуальным становятся привлечение для развития инфраструктуры внебюджетных средств при активизации использования механизмов частно-государственного партнерства, обеспечение конкурентных условий для участия бизнеса в соответствующих инвестиционных проектах.
Основными направлениями деятельности в этой сфере являются следующие.
Первое - сокращение масштаба монополий и развитие конкурентной среды в инфраструктуре.
Должны быть созданы прозрачные условия приватизации государственных активов, их разукрупнения и поэтапного дерегулирования соответствующих секторов.
Следует обеспечить равноправный доступ к объектам субъектов естественных монополий. Для этого необходимо разработать и принять нормативные правовые акты, гарантирующие недискриминационный и максимально регламентированный порядок доступа к единой газотранспортной системе и газораспределительным сетям, к объектам транспортной инфраструктуры, электрическим сетям, объектам коммунального хозяйства. Предстоит принять правила розничных рынков электроэнергии, нормативные правовые акты по внедрению долгосрочного рынка электроэнергетических мощностей и провести первые торги.
Второе - внедрение новых принципов тарифного регулирования.
В ближайшие годы следует ликвидировать все виды перекрестного субсидирования в сфере пользования услугами субъектов естественных монополий.
Необходимо перейти к модели тарифного регулирования, основанной на регулировании нормы дохода на инвестированный капитал. Новое тарифное регулирование должно создавать стимулы для постоянного снижения операционных расходов.
Третье - развитие транспортной системы и повышение конкурентоспособности транспорта.
Предстоит обеспечить строительство новых железнодорожных линий и автомобильных дорог, увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети и протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям. Будут увеличены объемы и повышено качество ремонта автомобильных дорог, обеспечено развитие системы внутрироссийских узловых аэропортов, морских портов, модернизация единой системы воздушного движения Российской Федерации. Будут реализовываться проекты, направленные на освоение территорий Сибири и Дальнего Востока, включая развитие Байкало-Амурской магистрали.
В целях повышения качества строительства и эксплуатации автомобильных дорог и привлечения дополнительных средств для развития сети автомобильных дорог будет создана государственная компания "Российские автомобильные дороги".
Для повышения доступности транспортных услуг для населения будут решены задачи по подготовке и реализации проектов:
организации на железнодорожном транспорте скоростного и высокоскоростного пассажирского движения на условиях частно-государственного партнерства;
формирования единой автодорожной сети круглогодичной доступности;
обеспечения развития региональных сетей аэропортов;
роста перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах, прежде всего в регионах Дальнего Востока и Забайкалья, в направлении Калининграда.
Начнется организация скоростного движения пассажирских поездов на приоритетных направлениях.
В целях повышения конкурентоспособности российской транспортной системы и реализации транзитного потенциала предусматривается решение задач по устранению разрывов и узких мест на основных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях, создание альтернативных маршрутов, комплексное развитие крупных транспортных узлов и логистических комплексов. Будет реализован комплекс инвестиционных мероприятий, направленных на развитие международных транспортных коридоров "Восток - Запад", "Север - Юг", "Трансполярные авиатрассы", "Северный морской путь", включая развитие пунктов пропуска, создание крупных логистических центров, сети аэропортов-хабов.
Будет решаться задача повышения конкурентоспособности морского и внутреннего водного транспорта на основе обновления транспортного флота, пополнения его новыми современными конкурентоспособными судами различного назначения.
Предстоит создать и развить портовые особые экономические зоны, освоить логистические технологии "сухого порта", обеспечить конкурентные тарифы на транспортно-логистические услуги, в том числе при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой.
Четвертое - опережающее развитие энергетической инфраструктуры.
Одним из наиболее серьезных инфраструктурных ограничений устойчивого социально-экономического развития является несоответствие предложения в части электроэнергетических ресурсов растущему спросу. Эффективное использование потенциала электроэнергетической отрасли, установление приоритетов и параметров ее развития являются необходимыми предпосылками для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.
Преодоление ограничений со стороны электроэнергетики будет осуществляться в рамках реализации Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. При этом будут созданы необходимые правовые, финансовые и организационно-хозяйственные условия для привлечения в отрасль частных инвестиций в масштабах, необходимых для преодоления дефицита генерирующих мощностей.
Пятое - обеспечение эффективности инвестиций в инфраструктуру.
Создание инфраструктурных объектов, финансируемых с использованием государственных капитальных вложений, призвано обеспечить существенный экономический рост на территориях благодаря учету бизнес-интересов, а также развитию новых производств и рабочих мест. При этом в первую очередь необходимо сосредоточиться на достройке объектов, по которым уже приняты решения.
Эффективность инвестиций инфраструктурных компаний с государственным участием должна быть повышена за счет определения четких приоритетов инвестиционной деятельности. Такими приоритетами должны стать проекты, направленные на присоединение новых потребителей и расшивку "узких мест" соответствующей инфраструктуры. Инвестиционные программы ключевых инфраструктурных монополий надо сделать публичными, прозрачными и прогнозируемыми на долгосрочный период времени. Должна быть сокращена доля средств, направляемых на покупку финансовых и непрофильных активов, расширена сфера деятельности закона о государственных закупках с учетом субъектов естественных монополий. Инвестиционные программы субъектов естественных монополий должны быть согласованы и синхронизированы с государственными долгосрочными целевыми программами и планами градостроительного развития.
10. Внешнеэкономическая политикаУспешное построение инновационной социально ориентированной экономики во многом зависит от стабильности и устойчивости развития международных политических и экономических отношений. Принципиальные положения российской внешней политики отражены в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. 12 июля 2008 г.
В условиях глобализации мировой экономики существенно возрастает роль внешнеэкономической политики как одного из важнейших факторов социально-экономического развития России, инновационного обновления и повышения конкурентоспособности экономики, решения ключевых социальных задач. Целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда. Достижение этой цели предполагает:
специализацию российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг;
обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;
достижение лидирующих позиций в осуществлении поставок энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков;
реализацию конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;
усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка;
географическую диверсификацию внешнеэкономических связей, обеспечивающую закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках и освоение новых рынков;
создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром - ЕврАзЭС, а также обеспечение благоприятных условий для налаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъектов Российской Федерации;
выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, повышающих долговременную устойчивость развития российской экономики;
укрепление торгово-экономических отношений с Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией, странами АСЕАН и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки;
повышение эффективности содействия российским компаниям и инвесторам за рубежом, совершенствование международной договорно-правовой базы во внешнеэкономической и внешнеторговой сферах, в том числе в целях снижения технических барьеров в торговле.
В соответствии с долгосрочными целями и принципами инновационного социально-экономического развития определяются следующие приоритетные направления внешнеэкономической политики.
Первое - продвижение на новые глобальные рынки высокотехнологичных товаров и услуг.
Будет создан механизм поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, включая содействие проведению НИОКР, гармонизации национальных и международных стандартов, сертификации и созданию сети послепродажного обслуживания, а также реализации программ ее модернизации. Предстоит обеспечить привлечение необходимых компетенций и технологий через кооперацию и создание альянсов с ведущими мировыми компаниями. Планируется оказывать содействие переносу высокотехнологичных производств в Россию.
Россия готова присоединиться в качестве ассоциированного члена к 7-й рамочной программе научных исследований и технологического развития Европейского союза на 2007 - 2013 годы. Будет разработан перечень ключевых международных проектов с российским участием, включая строительство крупных исследовательских установок.
Второе - обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей.
Предстоит сформировать новый механизм содействия продвижению российских товаров, основанный на их идентификации и устранении барьеров к доступу на внешние рынки, а также на комплексной поддержке экспортно ориентированных проектов, охватывающих весь жизненный цикл продукции. Предполагается содействовать формированию инфраструктуры российских испытательных лабораторий и органов по сертификации, результаты деятельности которых будут признаваться за рубежом.
Предстоит существенно развить и усовершенствовать систему обеспечения недискриминационных условий доступа российских товаров, услуг и капиталовложений на зарубежные рынки. С этой целью необходимо интенсифицировать работу с российским деловым сообществом как по выявлению барьеров к доступу на внешние рынки или угроз возникновения таких барьеров, так и по информированию делового сообщества о существующих и потенциальных инструментах защиты его интересов на внешних рынках.
Будет создан механизм поддержки российских прямых инвестиций за рубежом.
Для повышения конкурентоспособности обрабатывающих отраслей предполагается активно использовать инструменты таможенно-тарифного регулирования внутренних рынков, включая реализацию принципа эскалации таможенного тарифа. Расширится применение экономических таможенных режимов.
Третье - реализация транзитного потенциала российской экономики.
Предстоит обеспечить конкурентоспособность российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной тарифной политики на транспортные услуги, создания конкурентоспособных на рынке перевозок логистических центров, упрощения процедур оформления транзитных грузов, развития пунктов пропуска, а также путем заключения соглашений с заинтересованными странами о создании и функционировании транспортных коридоров.
Необходимо сформировать единое транспортное пространство СНГ, создать общую систему технологического, таможенного и сервисного обеспечения перевозок грузов. Обеспечить стыковку транспортных коридоров России с транспортными системами сопредельных государств.
Предстоит приступить к поэтапной интеграции аэронавигационной системы России в мировую аэронавигационную систему на основе Концепции связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации.
Четвертое - укрепление позиций России на мировом рынке углеводородов.
Предстоит реализовать крупные инфраструктурные проекты, ориентированные на диверсификацию экспортных маршрутов и продвижение на новые рынки. Прежде всего это нефтепроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан" и Балтийская трубопроводная система - 2, нефтепровод Бургас - Александруполис, Северо-Европейский газопровод, газопровод "Южный поток", Прикаспийский газопровод.
Необходимо обеспечить содействие продвижению и закреплению российских компаний на рынках энергетических сервисных услуг в перспективных регионах Южной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки.
Одна из важнейших задач - выстраивание зарубежной логистической сети реализации российских углеводородов на основе перекрестного владения активами, включая газораспределительные и розничные сети продажи нефтепродуктов. Будет расширено участие России в многосторонних проектах по добыче и транспортировке нефти и газа.
Предстоит обеспечить участие России в выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков. Необходимо активизировать многостороннее и двустороннее взаимодействие с крупнейшими нефте- и газодобывающими странами, урегулировать проблемные вопросы, связанные с развитием трубопроводной сети и обеспечением стабильности транзитных поставок российских углеводородов.
Будет запущена биржевая торговля нефтью марки "Юралс" и нефтепродуктами на российской площадке, осуществляемая с использованием российского рубля.
Пятое - интеграция евразийского экономического пространства.
Предстоит усилить роль Союзного государства, сформировать таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, а также основные элементы единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, обеспечить функционирование зоны свободной торговли в формате СНГ.
Будет реализована система проектов по формированию совместной транспортной и энергетической инфраструктуры. Развернуты совместные проекты и программы в области сельского хозяйства, водноэнергетического комплекса, экологии и других чувствительных для государств - участников СНГ сферах. Создан механизм содействия производственной кооперации и взаимным инвестициям государств - участников СНГ.
Шестое - создание в России международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту.
Россия должна стать одним из ведущих международных финансовых центров. Благодаря этому будет расширен круг инвесторов, в том числе зарубежных, оперирующих на российских фондовых площадках, а российские предприятия получат возможность за счет эмиссии ценных бумаг привлечь значительные финансовые ресурсы для реализации своих проектов.
Предстоит осуществить нормативно-правовое и договорно-политическое обеспечение создания международных финансовых центров, на законодательном уровне закрепить требования к организациям, осуществляющим или обслуживающим торговлю ценными бумагами, ввести в правовое поле понятие производных финансовых инструментов, усилить защиту прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Предстоит сформировать финансовую инфраструктуру международных финансовых центров, обеспечить продвижение бренда России за рубежом, упростить визовый режим для иностранных граждан, прибывающих в Россию в деловых целях и (или) на короткий срок.
Часть взаимной торговли между государствами - участниками СНГ должна осуществляться с использованием российского рубля. Необходимо создать инструменты и механизмы страхования коммерческих и инвестиционных рисков сделок, осуществляемых в рублях.
Седьмое - усиление роли России в решении глобальных экономических проблем.
Актуальными остаются задачи присоединения к Всемирной торговой организации и вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития на условиях учета экономических интересов России. Будет активизирована работа в структурах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и осуществлено проведение саммита АТЭС во Владивостоке.
Значительную роль будет играть политика по налаживанию конструктивного диалога с крупнейшими экономическими партнерами России - Европейским союзом, Китаем, Индией и США, в том числе в рамках стратегических партнерств и диалогов с участием представителей бизнеса. Важное значение будет придаваться развитию диалогового партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии в сфере экономики.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р (ред. от 14.12.2009)