Последнее обновление: 21.05.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минобразования РФ от 15.01.2002 N 76 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА, УЧЕБЫ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2001 - 2003 ГОДЫ"
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Проблема обеспечения безопасных условий труда и учебы, сохранения здоровья и работоспособности работников, обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях приобретает все большую остроту.
В сложных обстоятельствах формирования рыночных отношений в России, в ситуации недостаточного финансирования на содержание образовательных учреждений особенно важно поддерживать достойные человека условия труда и учебы, заботиться о сохранении его здоровья и жизни, о его правовой защищенности в области охраны труда и учебы. Это важно еще и потому, что неукоснительное соблюдение норм и правил охраны труда в процессе трудовой и учебной деятельности способствует формированию ответственного отношения к охране труда у выпускников образовательных учреждений - будущих участников и руководителей производства.
Однако сегодня очевидно, что слабая материально - техническая база, плохие санитарно - технические и гигиенические условия во многих образовательных учреждениях способствуют формированию опасных и вредных факторов, приводящих к травматизму и заболеваниям работников, обучающихся и воспитанников.
Многие дошкольные образовательные учреждения не имеют водопровода, центрального отопления, канализации и требуют капитального ремонта.
Нелучшим образом сложилась ситуация и в образовательных учреждениях общего образования. Более 30% зданий находятся в неудовлетворительном санитарно - техническом состоянии, не имеют физкультурных залов, учебных мастерских, проводятся занятия в 2 смены.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и представленная отчетность о состоянии условий труда, льготах, компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда по форме 1-Т (условия труда) по состоянию на 1 января 2001 г. показывают, что более 14 тыс. работников заняты в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам, что составляет 3,9% от общего числа работников; одновременно за работу в неблагоприятных условиях труда пользуются правом дополнительного отпуска 14650 человек, сокращенного рабочего дня - 5500 человек, бесплатного лечебно - профилактического питания - 916 человек, бесплатного получения молока или других равноценных пищевых продуктов - 11046 человек и 43316 человек пользуются доплатами за неблагоприятные условия и интенсивность труда.
Анализ государственной статистической отчетности по форме 7-травматизм, ежегодно представляемой подведомственными образовательными учреждениями и органами управления образованием субъектов Российской Федерации, показывает снижение травматизма среди работников за последние три года
Так, коэффициент частоты несчастных случаев, т.е. количество несчастных случаев на 1000 работников, в 1998 году составил 1,3, в 1999 году - 1,2, а в 2000 году - 1,1. В то же время следует отметить, что за последние два года возрос травматизм со смертельным исходом, соответственно 37 и 46 человек погибли в результате несчастных случаев, связанных с производственным процессом.
Несмотря на принимаемые меры в области охраны труда, в 2000 году произошло увеличение травматизма среди работников высших образовательных учреждений. Так, в 1999 году коэффициент частоты несчастных случаев составил 0,6, а в 2000 году - 0,7; также за последние два года в вузах возрос травматизм со смертельным исходом - соответственно 2 и 8 человек.
По неполным данным, в 2000 году в образовательных учреждениях от несчастных случаев пострадали 4154 работника, в том числе 46 человек со смертельным исходом.
Усугубляется тяжесть несчастных случаев, что следует из анализа числа человеко - дней нетрудоспособности у пострадавших и величины материальных затрат на выплату пособий, компенсаций и оплату листков нетрудоспособности.
В образовательных учреждениях во время образовательного процесса и проведения различных мероприятий в 2000 году от несчастных случаев пострадало более 8 тыс. обучающихся и воспитанников, в 99 случаях со смертельным исходом, 22 обучающихся и воспитанника стали инвалидами.
Сложилась неудовлетворительная обстановка с обеспечением пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
В результате несоблюдения требований пожарной безопасности в 2000 году в образовательных учреждениях произошло более 800 пожаров со значительным материальным ущербом и гибелью людей.
Причинами сложившегося положения с охраной труда и учебы в образовательных учреждениях, прежде всего, являются:
резкое ухудшение финансирования образовательных учреждений, обеспечивающего поддержание соответствующих условий труда и обучения;
отсутствие в ряде случаев нормативной правовой базы по охране труда и учебы;
слабый ведомственный контроль за соблюдением норм и правил по охране труда и, как следствие, снижение ответственности и требовательности руководителей органов управления образованием всех уровней, образовательных учреждений;
низкий уровень знаний должностных лиц в области охраны труда;
несовершенство структуры управления охраной труда и отсутствие квалифицированных специалистов по охране труда в органах управления образованием и образовательных учреждениях.
Стратегическим направлением в области охраны труда и учебы в системе образования должно стать признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников, обучающихся и воспитанников по отношению к результатам их трудовой и учебной деятельности.
Для успешной реализации этой стратегии и осуществления поставленных Программой задач необходимо обеспечивать:
постоянное обновление научно обоснованной нормативной правовой базы по охране труда и учебы, экологической, радиационной и пожарной безопасности, усиление и расширение научно - исследовательской и методической работы в этом направлении;
улучшение средств и методов организации работы по охране труда на всех уровнях управления образованием, разработку эффективного механизма экономического стимулирования образовательных учреждений к внедрению системы управления охраной труда;
создание развернутой подсистемы обучения, повышения квалификации в области охраны труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности;
улучшение условий труда и учебы, профилактической работы по предупреждению травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, предотвращению несчастных случаев с работниками, обучающимися и воспитанниками, внедрение системы мониторинга условий труда и учебы;
развитие материально - технического и метрологического обеспечения служб охраны труда, создание организационной структуры и технического комплекса оценки условий труда на рабочем месте.
Социально - экономический эффект от выполнения Программы улучшения условий труда, учебы и охраны труда в образовательных учреждениях проявится в усилении защиты прав и интересов работников, обучающихся и воспитанников и ответственности должностных лиц за обеспечение здоровых и безопасных условий труда, учебы и охраны труда, в сокращении производственного травматизма, несчастных случаев, общей и профессиональной заболеваемости работников, обучающихся и воспитанников и, как следствие, сокращение выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и месячных выплат пострадавшим от травматизма и несчастных случаев, уменьшение расходов на медицинскую и социальную реабилитацию, т.е. сокращение на этой основе государственных расходов.
- Главная
- ПРИКАЗ Минобразования РФ от 15.01.2002 N 76 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА, УЧЕБЫ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2001 - 2003 ГОДЫ"