в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 26.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Госстандарта РФ "СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ"
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Госстандарта РФ "СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ"

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНУ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ПОРЯДОК ЕГО АККРЕДИТАЦИИ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий документ устанавливает основные требования, которым должен соответствовать орган по сертификации продукции, чтобы быть признанным в качестве компетентного органа Системы сертификации ГОСТ (далее - Система).

Используемые понятия, термины и их определения соответствуют Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также Руководству ИСО/МЭК 2 и стандарту ИСО 8402. Основные термины и определения приведены в документе "Система сертификации ГОСТ. Основные положения".

Настоящий документ предназначен для использования при создании и функционировании систем и органов по сертификации однородной продукции, а также при проведении инспекционного контроля за их деятельностью. Он учитывает требования положений Руководства ИСО/МЭК 40 "Общие требования по приемке органов по сертификации", Европейского стандарта ЕН 45011 "Общие требования к органам по сертификации, проводящих сертификацию продукции, Руководства ИСО/МЭК 28 "Общие правила для модели системы сертификации продукции третьей стороной" и Руководства ИСО/МЭК 27 "Руководство по проведению корректирующих мероприятий органом по сертификации в случае, если эксплуатация изделий, имеющих знак соответствия, выданный органом по сертификации, связана с опасностью для здоровья или имущественным риском.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Органы по сертификации создаются на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной.

В качестве органов по сертификации могут быть аккредитованы организации и предприятия, обладающие необходимой компетентностью и отвечающие требованиям, установленным настоящим документом, в том числе государственные организации, включая НИИ и территориальные органы Госстандарта, акционерные общества, ассоциации и др.

2.2. Организация, претендующая на аккредитацию и функционирование в качестве органа по сертификации однородной продукции, должна располагать необходимыми средствами и документированными процедурами, позволяющими проводить сертификацию, включая:

квалифицированный и прошедший специальную подготовку персонал;

актуализированный фонд нормативных документов на эту продукцию и методы испытаний;

административную структуру <1>, юридические и экономические возможности (условия) для управления данной системой сертификации, в том числе для организации испытаний и инспекционного контроля за сертифицированной продукцией <2>

организационно-методические документы, устанавливающие правила и порядок сертификации однородной продукции, в том числе правила рассмотрения апелляций и отмены (временного приостановления) действия сертификатов, знаков соответствия;

реестр сертифицированной продукции.


<1> Административную структуру органа по сертификации рекомендуется устанавливать с учетом рекомендаций Руководства ИСО/МЭК 40 и Европейского стандарта EN 45011.

<2> Функции органа по сертификации и аккредитованной испытательной лаборатории может выполнять одна и та же организация, если это допускается системой сертификации или международными соглашениями. Орган по сертификации осуществляет инспекционный контроль, как правило, с привлечением территориальных органов Госстандарта России, уполномоченных на его проведение.

2.3. Все заявители должны иметь беспрепятственный доступ к информации об услугах органа по сертификации. Процедуры, с помощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны иметь дискриминационного характера.

2.4. Орган по сертификации должен обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

2.5. Орган по сертификации должен осуществлять внутренний аудит и периодические ревизии для проверки своего соответствия требованиям настоящего документа.

Такие ревизии должны быть зарегистрированы, а их данные доступны лицам, осуществляющим инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации.

2.6. Деятельность органа по сертификации осуществляется на основе лицензионного договора, заключенного с Госстандартом России (Приложение 1).

3. ФУНКЦИИ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ

3.1. К основным функциям органа по сертификации относятся:

формирование (комплектация) и актуализация фонда нормативных документов, используемых при сертификации однородной продукции;

разработка и ведение организационно-методических документов данной системы сертификации; прием и рассмотрение заявок на сертификацию, а также апелляций, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении сертификации;

определение по каждой конкретной заявке испытательной лаборатории и органа по проверке производств, если они не предусмотрены схемой сертификации, организация на основе взаимодействия с ними испытаний и проверки производства;

оформление и выдача сертификата соответствия, его регистрация в Государственном Реестре Системы;

признание зарубежных сертификатов и иных свидетельств соответствия и доведение принятых решений до сведения заявителей;

организация с привлечением территориальных органов Госстандарта России инспекционного контроля за стабильностью характеристик продукции;

отмена или приостановление действия выданных сертификатов и знаков соответствия;

участие в разработке корректирующих мероприятий для продукции. Принятие оперативных мер по информации о нарушении сертифицированных требований;

ведение реестра сертифицированной продукции и подготовка для публикации информации о результатах сертификации; ведение текущей финансовой деятельности и делопроизводства;

организация повышения квалификации и аттестации персонала;

взаимодействие с изготовителем по своевременной сертификации продукции при изменении требований стандартов.

3.2. Функции органа по сертификации однородной продукции устанавливаются в "Положении об органе по сертификации" (приложение 2).

4. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ

4.1. Орган по сертификации должен иметь постоянный персонал, свободный от контроля теми лицами, которые имеют непосредственную коммерческую заинтересованность в результатах сертификации.

4.2. Персонал органа по сертификации должен обладать необходимой компетентностью для выполнения своих обязанностей. Орган по сертификации должен вести учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого своего сотрудника. Сведения о профессиональном опыте и подготовке сотрудников должны постоянно обновляться.

Руководитель органа по сертификации и специалисты, осуществляющие руководство работами по испытаниям и инспекционному контролю, должны быть аттестованными экспертами-аудиторами Системы. Назначение руководителя органа согласуется с Госстандартом России.

4.3. Все сотрудники должны осуществлять свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями. В случае нарушения сотрудником положений должностной инструкции, он должен быть отстранен от проведения работ по сертификации продукции.

4.4. Если какая-либо работа на основе субподряда поручается другой организации, то орган по сертификации должен быть уверен, что персонал и используемые технические средства этой организации, занятой на субподрядных работах, соответствуют установленным требованиям.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЦИИ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ

5.1. Орган по сертификации должен иметь комплект организационно-методических документов, называемый в соответствии с Руководством ИСО/МЭК 40 и Европейским стандартом EN 45011 "Руководством по качеству", которое содержит:

заявление о политике в области качества; краткое описание юридического статуса органа по сертификации; сведения об организации деятельности органа по сертификации, включая подробные данные о его уставе, полномочиях и правилах процедуры;

фамилию, квалификацию, практический опыт работы и полномочия персонала органа по сертификации, как штатного, так и нештатного;

подробные сведения об обеспечении и повышении квалификации персонала, занятого в области сертификации; организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;

сведения о процедуре оценки результатов первичных и последующих испытаний продукции;

сведения об используемых средствах испытаний; сведения о порядке инспекционного контроля; перечень субподрядчиков и подробные сведения о процедурах оценки и проверки их компетентности;

должностные инструкции персонала, указывающие его служебные обязанности и ответственность;

подробные сведения о порядке подачи и рассмотрения апелляций.

5.2. Основная часть сведений, указанных в п. 5.1., включается в "Положение об органе по сертификации..." (приложение 2) и в документ, устанавливающий порядок сертификации данной однородной продукции (далее - "Порядок сертификации...", приложение 3) <1>.

Для комплектации Руководства по качеству и включения в него других необходимых сведений могут быть использованы документы испытательных лабораторий, должностные инструкции, программы обучения и т.д. или их подробные перечни и описания. Заявление о политике в области качества включается в Руководство в виде отдельного документа.


<1> Орган по сертификации может не разрабатывать такой документ, а использовать основополагающий документ "Система сертификации ГОСТ. Порядок проведения сертификации продукции. Общие требования".

5.3. Орган по сертификации должен поддерживать в рабочем состоянии систему регистрации и протоколирования. Протокол и регистрационные записи должны показывать, каким образом была выполнена каждая процедура сертификации, включая отчеты об испытаниях и инспекционном контроле. Все протоколы и регистрационные записи должны надежно храниться в течение установленного срока при соблюдении секретности и конфиденциальности по отношению к интересам заказчика, если это не противоречит действующему законодательству.

5.4. Орган по сертификации должен располагать системой контроля за документацией, используемой в системе сертификации, и обеспечить:

наличие на рабочих местах действующих в настоящее время документов;

внесение изменений или поправок в документы на основе соответствующего разрешения;

изъятие устаревшей документации как в самом органе по сертификации, так и в организациях, работающих под его руководством;

заблаговременное оповещение изготовителей и других пользователей системы о внесении изменений и поправок в документацию.

6. АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ

6.1. Аккредитация органа по сертификации является официальным признанием его правомочности проводить сертификацию однородной продукции на соответствие требованиям стандартов и других нормативных документов. Аккредитация означает делегирование органу функций и прав на сертификацию какой-либо однородной продукции.

6.2. Работы по аккредитации органов по сертификации организуют Главное управление технической политики в области сертификации Госстандарта России и Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации.

6.3. Аккредитация органов по сертификации предусматривает следующие основные этапы: представление и экспертиза документов; аттестация (проверка); рассмотрение результатов экспертизы и аттестации. При аккредитации определяется порядок инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации в течение срока аккредитации.

6.4. Представление и экспертиза документов.

6.4.1. Организация, претендующая на аккредитацию в качестве органа по сертификации, должна направить заявку (Приложение 4), приложив к ней следующие документы:

проект "Положения об органе по сертификации..."

проект "Порядка сертификации..." <1>

проект приказа о функционировании органа по сертификации; сведения об экспертах-аудиторах.


<1> "Порядок сертификации..." не представляется, если предусматривается использовать основополагающий документ "Система сертификации ГОСТ. Порядок проведения сертификации продукции. Общие требования". Соответствующее указание должно быть сделано в заявке.

6.4.2. По результатам экспертизы составляется экспертное заключение, которое должно содержать оценку соответствия органа по сертификации требованиям, установленным настоящим документом.

6.5. Аттестация (проверка) органа по сертификации.

6.5.1. Аттестация органа по сертификации осуществляется комиссией, формируемой из представителей изготовителей, обществ потребителей, Союза независимых испытательных центров, научно-исследовательских организаций и территориальных органов Госстандарта с привлечением экспертов-аудиторов Системы.

6.5.2. При аттестации проверяется соответствие фактического состояния органа по сертификации представленным документам и его способность выполнять заявленные функции. С этой целью органу поручается выполнение опытной сертификации конкретной продукции.

По результатам аттестации составляется акт, который доводится до сведения заявителя.

6.6. На основании рассмотрения результатов экспертизы и аттестации проводится:

утверждение "Положения...", "Порядка..."

подписание лицензионного договора между органом по сертификации и Госстандартом России;

оформление и выдача заявителю аттестата аккредитации (Приложение 5).

Орган по сертификации регистрируется в Государственном Реестре Системы.

6.7. Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованного органа по сертификации.

6.7.1. В период действия аттестата аккредитации и лицензионного договора Госстандарт России осуществляет инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации.

Деятельность по инспекционному контролю оплачивается заявителем на условиях, установленных в лицензионном договоре.

6.7.2. При нарушении условий аккредитации и лицензионного договора Госстандарт России принимает решение о приостановлении или аннулировании аттестата аккредитации и расторжении лицензионного договора.

Заявитель извещается об этом не позднее 10 дней после принятия решения. Он может подать в связи с этим апелляцию в Комиссию по апелляциям при Госстандарте России.

6.7.3. Продление срока действия аттестата аккредитации и лицензионного договора зависит от результатов инспекционного контроля и может включать:

проведение аккредитации;

продление действия аттестата аккредитации без процедуры переаккредитации.

  • Главная
  • ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Госстандарта РФ "СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ"