Последнее обновление: 04.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 (ред. от 22.01.96) "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
2. Объект обложения налогом и порядок исчисления облагаемой прибыли
2.1. Объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящим разделом Инструкции.
2.2. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
При этом конечный финансовый результат деятельности страховых организаций (прибыль или убыток) определяется как разность между выручкой от реализации страховых услуг и поступлениями от иной деятельности, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством, и расходами, включаемыми в себестоимость оказываемых ими страховых услуг и иных работ (услуг) в соответствии с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 491.
До определения финансовых результатов от проведения страховых операций страховые организации в соответствии с действующим порядком на основании специальных расчетов определяют размер страховых резервов.
Банки исчисляют налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль путем уменьшения общей суммы доходов на сумму расходов, определенных в соответствии с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490.
2.3. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключают экспортные тарифы.
При определении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552, и изменениями и дополнениями, внесенными в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 661 (в дальнейшем - Положение о составе затрат), Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 491.
2.4. При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества с учетом их переоценки, производимой на основании постановлений Правительства Российской Федерации. При этом остаточная стоимость имущества применяется к основным фондам, нематериальным активам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам.
Отрицательный результат от их реализации в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
2.5. По предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.
В случае, если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ), либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции.
Под сложившимися рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки. Под регионом следует понимать сферу обращения продукции в данной местности, которая определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ближайшей по отношению к нему территории. При этом под ближайшей территорией понимается конкретный населенный пункт или группа населенных пунктов, или иные территории, находящиеся в пределах границ национально- и административно-территориальных, национально-государственных образований.
Если предприятие в течение 30 дней до реализации продукции по ценам, не превышающим ее фактической себестоимости, реализовало (реализовывало) аналогичную продукцию по ценам выше ее фактической себестоимости, то по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисленные из максимальных цен реализации этой продукции.
При осуществлении предприятиями обмена продукцией (работами, услугами) либо ее передачи безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется исходя из средней цены реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка (пример N 1), а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) за месяц - исходя из цены ее последней реализации (пример N 2), но не ниже фактической себестоимости.
Пример N 1. В декабре передано безвозмездно другому предприятию 150 пог. метров хлопчатобумажной ткани, фактическая себестоимость одного пог. метра которой составила 3600 рублей. В этом месяце реализовано потребителям 100 пог. метров такой ткани по цене 4000 рублей за 1 пог. метр, 200 пог. метров - по 4200 рублей и 500 пог. метров - по 4500 рублей.
Для целей налогообложения выручка от безвозмездной передачи ткани должна определяться по средней цене реализации 4362 рубля (4000 рублей x 100 метров + 4200 рублей x 200 метров + 4500 рублей x 500 метров) : (100 метров + 200 метров + 500 метров). Если фактическая себестоимость одного пог. метра составит 4600 рублей, то для целей налогообложения применяется цена 4600 рублей.
Пример N 2. В декабре передано безвозмездно другому предприятию 150 пог. метров хлопчатобумажной ткани. Реализации ткани в этом месяце не было. Последняя реализация указанной продукции производилась по цене 3800 рублей за 1 пог. метр. Выручка от этой операции для целей налогообложения определяется по цене 3800 рублей (при фактической себестоимости одного пог. метра 3600 рублей).
Если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, или обменивает приобретенную продукцию (основные средства, производственные запасы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, иное имущество), то для целей налогообложения принимается фактическая рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент исполнения обязательств по сделке, но не ниже ее фактической себестоимости (балансовой стоимости).
В себестоимость приобретенной продукции включаются стоимость приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие аналогичные расходы. По основным средствам, иному имуществу, по которым начисляется износ, принимается их остаточная стоимость.
Сумма выручки, полученная от указанных в настоящем пункте видов сделок, определяется предприятием на основании расчетов, которые представляются в налоговый орган по месту нахождения предприятия одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль.
2.6. По банкам в целях налогообложения валовая прибыль увеличивается на сумму компенсации разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам банка, в случаях, когда уровень процентных ставок по таким ссудам ниже, чем обычно применяется банком для сторонних клиентов - всех физических и юридических лиц, которым выданы кредиты, и сумм возмещения разницы при продаже наличной иностранной валюты, включая продажу валюты работникам банка, по курсу более низкому, чем установленный в этот день для сторонних покупателей. Указанное не относится к ссудам, выдаваемым за счет чистой прибыли, и иностранной валюте, приобретенной за счет чистой прибыли и продаваемой своим сотрудникам по льготному курсу.
Сумма компенсации разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам банка, определяется по средневзвешенному проценту, рассчитанному по всем ссудам, выданным юридическим и физическим лицам по состоянию на 1-е число месяца, в котором получены ссуды вышеуказанными лицами.
Если банк не может обеспечить расчеты средневзвешенного процента по выданным ссудам на 1-е число, то сумма компенсации может быть определена исходя из учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату выдачи ссуды физическому лицу, увеличенной на три пункта.
2.7. В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям <*>, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и в возмещение убытков.
<*> Не подлежат налогообложению доходы в виде положительных разниц от переоценки государственных краткосрочных облигаций (ГКО) (убытки, полученные в виде отрицательной разницы от переоценки ГКО не уменьшают налогооблагаемую базу) в качестве внереализационных доходов.
В состав доходов от внереализационных операций включаются также суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий их учредителями в порядке, установленном законодательством).
По предприятиям, получившим безвозмездно от других предприятий основные средства, товары и иное имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих средств и имущества, но не ниже их балансовой (остаточной - по основным средствам) стоимости, числящейся у передающих предприятий. При этом их стоимость по данным бухгалтерского учета передающей стороны указывается в документах о передаче.
По банкам налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость денежных и основных средств, материальных и нематериальных активов, полученных безвозмездно от других юридических и физических лиц.
Не учитывается при налогообложении стоимость объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий, передаваемых в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объектов жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей и подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти (или по их решению специализированным предприятиям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) и органам местного самоуправления, а также передаваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям и организациям органами государственной власти и местного самоуправления, союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, в состав которых входят предприятия, основных средств, нематериальных активов, другого имущества и денежных средств на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы.
Не включаются в налогооблагаемую базу также:
стоимость оборудования, безвозмездно полученного атомными электростанциями для повышения их безопасности;
стоимость основных производственных фондов, а также средств, предусмотренных на капитальные вложения по развитию их производственной и непроизводственной базы, и другого имущества, безвозмездно полученного для осуществления производственной деятельности одними железными дорогами, предприятиями и организациями от других железных дорог, предприятий и организаций (переданных по решению Министерства путей сообщения Российской Федерации, управлений и отделений железных дорог);
стоимость различных сооружений и объектов связи (внутрипроизводственная телефонная связь, здания АТС, различные сооружения телефонной связи, кабельные и радиорелейные линии связи, линии радиофикации, трансформаторные подстанции, объекты телевидения и радиовещания, спутниковой связи и так далее), построенных за счет средств сторонних инвесторов и безвозмездно принятых в установленном порядке на техническое обслуживание акционерными обществами связи с контрольным пакетом акций у государства и государственными предприятиями связи Министерства связи Российской Федерации;
стоимость безвозмездно полученного горно-шахтного оборудования (основных средств и имущества, используемого для производственных целей) от других шахт (разрезов) как в составе объединения (акционерного общества), так и в системе бассейна и угольной отрасли;
по банкам материальные, нематериальные и денежные средства, передаваемые в пределах одного юридического лица.
Суммы, внесенные в бюджет или в государственные внебюджетные фонды в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Приватизируемые предприятия, реализующие пакеты своих акций на конкурсах (торгах) и получающие по условиям таких конкурсов (торгов) от их победителей средства на инвестиции, отражают их в учете как целевое финансирование на кредите счета "Целевые финансирование и поступления" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Расходование указанных средств осуществляется в порядке, предусмотренном инвестиционной программой, разработанной в соответствии с условиями инвестиционных конкурсов (торгов). Суммы полученных инвестиций, используемые по прямому назначению в сроки, предусмотренные инвестиционной программой, не увеличивают налогооблагаемую базу. Если указанные средства использованы не по назначению, то в этой части они подлежат включению в налогооблагаемую базу в общеустановленном порядке.
2.8. Доходы предприятий, полученные в иностранной валюте, подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по текущему курсу рубля, котируемому (публикуемому) Центральным банком Российской Федерации, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу предприятия.
По предприятиям, осуществляющим экспортно-импортные товарообменные операции (в т.ч. осуществляемые на бартерной основе), выручка в валюте для целей налогообложения пересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов.
2.9. В целях налогообложения валовая прибыль, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, изложенными в пунктах 2.4, 2.5 и 2.6 настоящей Инструкции, уменьшается на суммы:
- рентных платежей (вносимых в бюджет в установленном порядке из прибыли);
- доходов (дивидендов, процентов), полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
- доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации;
- доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса, видеосалонов, видеопоказа, от проката видео- и аудиокассет и записи на них, определяемых в сумме разницы между выручкой и расходами (включая расходы на оплату труда) от этих услуг.
Порядок исчисления и уплаты налога с указанных выше видов доходов (прибыли) изложен в разделе 6 настоящей Инструкции;
- прибыли от посреднических операций и сделок, если ставка налога по этому виду деятельности, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, отличается от ставки налога на прибыль по другим видам деятельности.
К посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения. По договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия за вознаграждение, по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента (лица, по поручению которого совершается сделка) совершить одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента за вознаграждение.
Для целей налогообложения прибыли не относятся к посреднической заготовительная, снабженческо-сбытовая и торговая деятельность (кроме комиссионной);
- прибыли от страховой деятельности, если ставка налога по этому виду деятельности, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, отличается от ставки налога на прибыль по другим видам деятельности;
- прибыли от осуществления отдельных банковских операций и сделок, если ставка налога по этому виду деятельности, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, отличается от ставки налога на прибыль по другим видам деятельности;
- прибыли от производства и реализации произведенной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данном предприятии собственной сельскохозяйственной продукции, кроме прибыли сельскохозяйственных предприятий индустриального типа.
Если продукция сельхозпереработки используется на том же предприятии как сырье для дальнейшего производства, т.е. перерабатывается не сельскохозяйственное сырье, а промышленная продукция, то прибыль, полученная от производства и реализации этой продукции, подлежит при налогообложении уменьшению на сумму расчетной прибыли от производства сельскохозяйственной продукции и переработки сельскохозяйственного сырья, определяемой исходя из удельного веса затрат на производство и переработку сельскохозяйственного сырья в общих затратах промышленной продукции. При передаче сельскохозяйственного сырья в переработку другому предприятию на давальческих началах прибыль, полученная от реализации промышленной продукции, подлежит уменьшению на сумму расчетной прибыли, определяемую исходя из удельного веса затрат от производства сельскохозяйственной продукции в общих затратах промышленной продукции (примеры расчета в Приложении N 2 к настоящей Инструкции).
Убытки, полученные от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе подсобного сельского хозяйства и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данном предприятии собственной сельскохозяйственной продукции предприятия, при исчислении налогооблагаемой прибыли не учитываются;
- направляемые целевым назначением в Олимпийский комитет России и Национальный фонд спорта;
- положительных курсовых разниц (увеличивается на суммы отрицательных курсовых разниц), образовавшихся в отчетном периоде в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам, действовавшего на последнюю дату предыдущего отчетного периода (в отношении остатков валютных средств), на день поступления (расходования) валютных средств, и курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам на день определения предприятием сумм налогооблагаемой прибыли, то есть на последний день отчетного периода.
Уменьшение (увеличение) валовой прибыли производится на суммы курсовых разниц, отнесенных на счет "Прибыли и убытки" по всем счетам бухгалтерского учета, по которым отражаются операции в иностранной валюте.
2.10. В целях правильного исчисления налога на прибыль плательщики обязаны обеспечить раздельное ведение учета по видам деятельности, указанным в пункте 2.9 настоящей Инструкции.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы (например, содержание дирекции и охраны предприятия, содержание зданий и их текущий ремонт, командировочные расходы, расходы на оплату труда и т.д.), распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки.
Если многопрофильное предприятие имеет несколько видов деятельности, по которым установлены разные ставки, то исчисление налога производится по прибыли от каждого вида деятельности по соответствующим ставкам независимо от результатов деятельности в целом по предприятию.
2.11. При исчислении облагаемой прибыли валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный или другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые в соответствии с законодательством предприятиями, для которых предусмотрено создание таких фондов, до достижения размеров этих фондов, установленных учредительными документами, но не более 25 процентов уставного фонда, фактически сформированного за соответствующий период (год). При этом сумма отчислений в указанные фонды не должна превышать 50 процентов налогооблагаемой прибыли предприятий.
Предприятия с иностранными инвестициями, акционерные общества (открытого и закрытого типа) создают необходимые для своей деятельности резервные фонды согласно Постановлениям Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. N 48 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ" и N 49 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран" и Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 "Об утверждении Положения об акционерных обществах".
2.12. Бюджетные и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Такие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
При исчислении налогооблагаемой прибыли (суммы превышения доходов над расходами) бюджетных учреждений и организаций не учитывается стоимость безвозмездно полученных основных производственных фондов, оборудования и иного имущества, используемых ими по прямому назначению при осуществлении основной уставной деятельности.
Порядок исчисления налогооблагаемой прибыли и суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной для бюджетных учреждений изложен в письме Минфина России и Госналогслужбы России от 28 октября 1992 г. N N 100; ВГ-6-01/385 "Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и порядке представления отчетности в налоговые органы" и изменениях и дополнениях к нему от 9 сентября 1993 г. N N 108; НП-4-01/139.
По бюджетным учреждениям учет доходов, расходов, суммы превышения доходов над расходами (прибыли) производится в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. N 170, Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной Приказом Минфина России от 3 ноября 1993 г. N 122, а также в соответствии с письмами Минфина России от 15 февраля 1993 г. N 12 "О порядке составления годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности учреждениями и организациями, состоящими на бюджете" и от 25 июля 1994 г. N 95 "О составлении бухгалтерских отчетов за 1994 год и периодической отчетности в 1995 году учреждениями и организациями, состоящими на бюджете".
В составе доходов и расходов организаций, перечисленных в настоящем пункте, не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно.
Средства, полученные военизированными спасательными службами, а также организациями Государственной противопожарной службы МВД России за выполненную ими работу в соответствии с заключенными договорами от предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм и использованные строго по назначению на свое содержание, в состав доходов не включаются и налогообложению не подлежат.
Прибыль военизированных спасательных служб и организаций Государственной противопожарной службы МВД России, полученная от предпринимательской деятельности, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
2.13. Объединяемые предприятиями в целях осуществления совместной деятельности средства, остающиеся в их распоряжении после уплаты налога, а также средства от добровольных пожертвований и взносов граждан (кроме банков) не подлежат обложению налогом.
Объектом налогообложения является прибыль, которая получена в результате использования указанных средств.
Совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками.
Совместная деятельность регламентируется Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. По договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам.
Имущество юридических лиц, объединенное участниками договора для совместной деятельности, учитывается на отдельном балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора. Данный участник действует на основании доверенности, подписанной остальными участниками договора.
Прибыль, полученная в результате совместной деятельности нескольких предприятий без создания юридического лица, а также полученная полным товариществом, распределяется между участниками совместной деятельности или членами полного товарищества до налогообложения на основании заключенного ими договора. Прибыль, полученная каждым участником совместной деятельности или членом полного товарищества, являющимся юридическим лицом, после распределения включается во внереализационные доходы (в доходы) и облагается налогом в составе валовой прибыли (дохода) по установленным ставкам налога на прибыль (доход).
Налогоплательщики - участники совместной деятельности могут направлять на совместную деятельность средства только после окончательных расчетов с бюджетом по налогам, т.е. после распределения прибыли от этой деятельности и налогообложения ее у каждого из участников в установленном порядке.
Не подлежат налогообложению как объединяемые для осуществления совместной деятельности средства, направляемые потребительскими обществами, союзами, а также предприятиями и организациями, создаваемыми ими в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации в Российской Федерации", в централизованные фонды, образуемые для совместного решения задач развития потребительской кооперации в соответствии с их уставами и договорами о хозяйственно-правовых взаимоотношениях, из прибыли, остающейся в их распоряжении после обязательных платежей, а также средства, выделяемые потребительским обществам, союзам, их предприятиям и организациям из указанных фондов для осуществления целевых мероприятий.
2.14. Объектом налогообложения бирж является прибыль, полученная от сдачи в аренду и продажи брокерских мест, совершенных на бирже сделок купли - продажи товаров, ценных бумаг, валюты и иного имущества, а также от других видов предпринимательской деятельности.
2.15. Все предприятия независимо от результатов их деятельности или наличия льгот по налогооблагаемой прибыли (в том числе освобождения от налога на прибыль), имеющие превышение включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) фактических расходов на оплату труда работников по сравнению с нормируемой величиной, уплачивают в бюджет налог с суммы превышения этих расходов. Данный налог уплачивают в бюджет все виды объединений, содержащихся за счет включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) отчислений входящих в них предприятий.
Согласно Положению о составе затрат расходы на содержание аппарата управления внутриведомственных вышестоящих организаций включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) структурных подразделений. При этом структурными подразделениями не являются юридические лица, строящие свои взаимоотношения с вышестоящей организацией на договорной основе.
Организации, содержащиеся за счет отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении входящих в их состав предприятий и организаций, членских вступительных взносов, добровольных пожертвований и взносов граждан, благотворительных взносов и не осуществляющие предпринимательскую деятельность, не являются плательщиками налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной.
При получении этими организациями доходов от предпринимательской деятельности налог с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной исчисляется только в части оплаты труда, относящейся к этой деятельности.
При исчислении указанного выше превышения расходов не учитывается оплата труда, относящаяся к видам деятельности, по которым предприятия исчисляют налог с доходов.
Освобождаются от уплаты налога крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия при условии, что выручка от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства превышает 70 процентов общей суммы их выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Нормируемая величина расходов предприятий и организаций на оплату труда определяется исходя из фактической среднемесячной оплаты труда работников, включаемой в себестоимость продукции (работ, услуг), но не выше шестикратного размера минимальной месячной оплаты труда, установленной федеральным законодательством, и фактической среднесписочной численности работников. При этом в среднесписочную численность включаются работники, состоящие в штате, а также выполняющие работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Предприятия основной деятельности связи, республиканские, краевые, областные и окружные управления федеральной почтовой связи и учреждения почтовой связи городов Москвы и Санкт-Петербурга, входящие в состав Федерального управления почтовой связи при Минсвязи России, а также управления железных дорог МПС России уплачивают этот налог централизованно на местах по их сводному балансу.
Централизованно по сводному балансу осуществляется уплата налога акционерными обществами (предприятиями) по газификации и эксплуатации газового хозяйства. Предприятия, вышедшие из состава акционерных обществ, осуществляют расчеты с бюджетом самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.
Определение среднесписочной численности работников производится в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР 17 сентября 1987 г. N 17-10-0370.
В случаях, когда предприятие работает неполный год, то для определения нормируемой величины расходов на оплату труда среднесписочная численность работников определяется за все месяцы работы предприятия в году путем суммирования среднесписочной численности за указанный период и деления полученной суммы на соответствующее отработанное число месяцев.
Численность лиц, работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, учитывается в общей численности основного производственного персонала ежемесячно в течение всего срока действия договора. При отсутствии учета рабочего времени этих лиц в списочной численности они принимаются за каждый календарный день как целые единицы.
В среднесписочную численность работников предприятия для целей налогообложения следует включать студентов и учащихся, проходящих производственную практику, оплата труда которых включается в фонд оплаты труда.
Работники, заключившие трудовой договор с предприятием о выполнении работы на дому личным трудом (надомники), учитываются в среднесписочной численности работников предприятия как целые единицы.
Исчисление среднесписочной численности работников, принятых на работу по совместительству, производится исходя из фактически отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени, установленной для совместителей законодательством.
Положением об условиях работы по совместительству, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989 г. N 81/604-К-3/6-84 (письмо Минфина СССР от 7 апреля 1989 г. N 48 "Об условиях работы по совместительству"), определено, что продолжительность работы по совместительству не может превышать четырех часов в день или полного рабочего дня в выходной день. Общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующих категорий работников.
При этом к работникам, работающим по совместительству, относятся как работники данного предприятия, работающие по совместительству в свободное от основной работы время, так и работники других предприятий, работающие по совместительству на данном предприятии.
Размер нормируемой величины расходов на оплату труда увеличивается на предусмотренные законодательством Российской Федерации выплаты (в пределах установленных норм), обусловленные районным регулированием заработной платы (включая выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок), оплатой стоимости коллективного питания, бесплатно предоставляемого членам экипажей морских и речных судов, диспетчерам и членам экипажей авиаотрядов, плавсоставу рыбопромыслового флота, оплатой стоимости выдаваемых бесплатно форменной одежды и обмундирования (только для предприятий и ведомств, в которых форменная одежда и обмундирование введены в соответствии с законодательством), расходами на содержание военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, предусмотренными Законами Российской Федерации "О статусе военнослужащих" и "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в части, относимой на себестоимость продукции (работ, услуг) в составе фонда оплаты труда, оплатой проезда к месту отдыха и обратно работников предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, а также приравненных к ним местностях и отдаленных районах Дальнего Востока, доплатами за подвижной и разъездной характер работы, выплатами за выполнение работ вахтовым методом и полевых работ, а также выплатами федерального бюджета на формирование фонда оплаты труда конверсируемых предприятий и организаций, выплатами матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от форм собственности и находящимся в соответствии с законодательством Российской Федерации в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
При определении нормируемой величины расходов на оплату труда выплаты, связанные с районным регулированием заработной платы, включая выплаты по районным коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимые в соответствии с действующим законодательством, надбавки к заработной плате, предусмотренные законодательством за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями принимаются в начисленных суммах от всей суммы, начисленной на оплату труда работникам, включаемую в себестоимость продукции, работ, услуг (включая оплату предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации основных и дополнительных отпусков и доплаты в случае временной утраты трудоспособности). Нормируемая величина расходов на оплату труда (не выше шестикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации, установленного законодательством) увеличивается на сумму указанных выше выплат для предприятий любых организационно-правовых форм, на которых производятся выплаты, связанные с районным регулированием заработной платы.
В состав расходов на содержание военнослужащих, предусмотренных Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих", относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) в составе фонда оплаты труда предприятий, при исчислении нормируемой величины расходов на оплату труда учитываются: оклады по воинской должности; оклады по воинскому званию; процентная надбавка за выслугу лет на должностях офицерского состава; надбавка за особые условия службы; надбавка за особые условия службы военнослужащих военно-медицинских учреждений, частей, подразделений и научно-исследовательских организаций; надбавка за ученое звание и ученую степень; денежное вознаграждение за квалификацию; денежное вознаграждение за прыжки с парашютом; денежное вознаграждение за водолазные работы; морское денежное довольствие; единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного (учебного) года за добросовестное исполнение должностных обязанностей; единовременное пособие при увольнении с военной службы; единовременное денежное вознаграждение за окончание военно-учебных заведений; повышение оклада по воинской должности за службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях; процентная надбавка за непрерывную службу в высокогорных местностях; процентная надбавка за непрерывную службу в отдаленных местностях; единовременное пособие при заключении контракта.
: В связи с утратой силы Закона РФ от 22.01.93 N 4338-I, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным законом от 27.05.98 N 76-ФЗ
В состав расходов по содержанию лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) в составе фонда оплаты труда и учитываемых при исчислении нормируемой величины расходов на оплату труда включаются: оклад по должности; оклад по присвоенному специальному званию; надбавка за выслугу лет, ученую степень в размере 5 процентов кандидату наук и 10 процентов доктору наук, сотрудникам, награжденным почетным знаком "Заслуженный сотрудник МВД России" - 5 процентов; увеличение должностных окладов в зависимости от вида учреждения, характера и сложности выполняемых работ - в размере от 15 - 20 процентов, а в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности - до 50 процентов; выплаты за превышение фактической численности спецконтингента против расчетного лимита в размере одного процента за каждый процент превышения их численности; надбавка к должностным окладам за работу в учреждениях, исполняющих наказания, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных, - в размере 25 процентов, а для содержания осужденных с пожизненным сроком - в размере 30 процентов; стоимость продовольственного пайка (если он не выдан в натуральном виде); стоимость форменного обмундирования; ежемесячная доплата сотрудникам, имеющим право на пенсию, в размере от 25 до 50 процентов с суммы пенсии, которая могла быть им начислена с учетом стажа службы; единовременное пособие при увольнении со службы.
Социальные пособия и компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. <*>
<*> Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1110 "О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан" и Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан".
При исчислении среднемесячной заработной платы работников состав затрат на оплату труда определяется в соответствии с Положением о составе затрат.
В случае сокращения численности работающих на предприятиях при определении фактической среднемесячной заработной платы работников за соответствующий отчетный период, учитываемой для нормирования расходов на оплату труда, из суммы начисленных расходов на оплату труда этой категории работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), исключается сумма начисленной заработной платы работникам, уволенным в связи с сокращением, на период их трудоустройства в размере, установленном законодательством.
Форма расчета и примеры определения в 1995 году порядка расчета и уплаты в бюджет налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной приведены в Приложениях N 3 и N 4 к настоящей Инструкции.
Налог с сумм превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной зачисляется в доход федерального бюджета по ставке налога на прибыль - 13 процентов и в бюджеты субъектов Российской Федерации - по ставкам налога на прибыль, установленным законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в размере не свыше 22 процентов, а для предприятий в части прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков - не свыше 30 процентов.
Юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации, уполномоченными им органами государственного управления, не являются плательщиками налога с суммы превышения расходов на оплату труда в части средств, выплачиваемых работникам, непосредственно занятым в реализации указанных целевых программ.
Перечень юридических лиц, участвующих в реализации указанных социально-экономических программ (проектов), определяется Правительством Российской Федерации. <*>
<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1994 г. N 1397 "О дополнительных мерах по реализации программы жилищного строительства для российских военнослужащих из состава выведенных из Германии российских войск" (перечень юридических лиц, участвующих в реализации программы жилищного строительства доведен до налоговых инспекций письмом Госналогслужбы России от 13 января 1995 г. N ВГ-4-16/1н).
- Главная
- ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 (ред. от 22.01.96) "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"