в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 30.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПОСОБИЕ К СНИП 11-01-95 ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
"ПОСОБИЕ К СНИП 11-01-95 ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"

9. ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПРОЕКТИРУЕМОГО ОБЪЕКТА

9.1. Общие принципы прогнозирования

9.1.1. Экологическое прогнозирование выполняется с целью предвидения результатов (последствий) взаимодействия намечаемой хозяйственной деятельности, в данном случае строительства и эксплуатации проектируемого объекта, с компонентами окружающей среды.

9.1.2. Необходимость разработки прогноза должна специально оговариваться в техническом задании на разработку проектной документации, при этом заказчиком для составления прогноза должен предусматриваться необходимый объем финансирования и указываться интервал времени, для которого следует осуществить прогнозирование воздействия проектируемого объекта на среду.

9.1.3. Процесс экологического прогнозирования может быть представлен в следующей последовательности:

- проведение анализа параметров окружающей среды (включает оценку природных условий района расположения проектируемого объекта и существующей техногенной нагрузки от других видов хозяйственной деятельности);

- определение характера воздействия проектируемого объекта на окружающую среду с учетом данных о его назначении и специфике эксплуатации, видов и интенсивности сброса загрязняющих веществ, параметров предполагаемого нарушения природных условий района строительства и т.п.;

- установление параметров и границ экологической системы и ее компонентов, попадающих под воздействие объекта (выполняется при оценке воздействия на каждый компонент среды);

- определение значимости отдельных природных компонент, взаимодействующих с проектируемым объектом (зависит от влияния среды на объект, формирующий внешние воздействия);

- разработка прогноза взаимодействия проектируемого объекта с окружающей средой;

- верификация (проверка достоверности) разработанного прогноза.

9.1.4. В процессе строительства и эксплуатации промышленные объекты воздействуют на различные компоненты среды, к их числу относят:

- нарушение территории и почвенного слоя на участке, отведенном для строительства, вырубка леса и кустарников;

- нарушение водного режима территории при рытье котлованов и водоотливе, изменение условий поверхностного стока, а также обводнение территории за счет утечек из водонесущих коммуникаций;

- использование поверхностных и подземных вод для водоснабжения объекта;

- загрязнение воздушного бассейна, территории, водной среды атмосферными выбросами предприятия, а также взвешенными веществами (пылью), поднимаемыми ветром с поверхности нарушенных земель, карьеров, золоотвалов, шламо и хвостохранилищ;

- загрязнение водных объектов сбросом сточных вод;

- радиационное загрязнение окружающей среды;

- выбросы тепла, приводящие к повышению температуры воздуха, вод, изменению сроков ледостава, режима паводков, образованию туманов и т. п.;

- воздействие шума, вибраций, света, электромагнитных и других видов физических воздействий на прилегающую территорию;

- активизация опасных геологических процессов под воздействием нагрузок от сооружений, изменений гидрогеологического режима и условий поверхностного стока территории;

- нарушение растительности и условий обитания животного мира.

9.1.5. Экологические прогнозы обычно носят вероятностный характер, однако при интенсивном воздействии на среду и больших объемах загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферу или водные объекты, деградация природы становится, хотя и нежелательным, но обязательным, результатом хозяйственной деятельности.

Экологическое прогнозирование чаще всего выполняется в условиях отсутствия исчерпывающей информации о компонентах среды, затрагиваемых намечаемой хозяйственной деятельностью, и видах воздействия, вызываемых проектируемым объектом. Это приводит к определенным погрешностям при составлении прогноза.

9.1.6. Основными факторами, снижающими достоверность экологических прогнозов, являются:

- отсутствие точных данных о воздействии проектируемого объекта на среду и ее ответной реакции;

- несоответствие объемов проводимых инженерно-экологических изысканий видам воздействия и параметрам затрагиваемой среды;

- кратковременность экологических наблюдений;

- несовершенство применяемых способов мониторинга;

- субъективность оценки получаемой информации.

9.1.7. В результате строительства в районе расположения объекта увеличивается техногенная нагрузка на среду, возрастает интенсивность использования природных ресурсов, меняются демографические условия, характер землепользования, условия ведения сельского хозяйства и другие параметры.

Разработка прогноза зависит от видов, форм и интенсивности воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, принципов и методов составления прогнозных оценок последствий намечаемой деятельности.

9.1.8. При разработке проектно-сметной документации, прогнозирование осуществляется методами экстраполяции или экспертных оценок. При этом проводится ретроспективный анализ фондовых данных за последние 10 - 15 лет до момента составления прогноза, а основные показатели прогноза изменения окружающей среды должны быть взаимоувязаны с увеличением техногенной нагрузки от объекта в процессе его эксплуатации.

9.2. Разработка прогноза загрязнения воздуха в районе размещения проектируемого объекта

9.2.1. Загрязнение воздушного бассейна при строительстве и эксплуатации промышленного объекта является одним из основных факторов воздействия на окружающую среду. Загрязняющие вещества от выбросов предприятия рассеиваются в атмосфере под воздействием ветра, турбулентного обмена, разности температур выброса и наружного воздуха и других параметров.

В общем случае концентрация загрязняющих веществ от выбросов предприятия является функцией координат и в каждой точке местности меняется под влиянием перечисленных выше факторов.

Обычно загрязнение воздушного бассейна определяется по концентрации загрязняющих веществ в приземном слое воздуха мощностью 50 - 100м.

9.2.2. Разработка прогноза загрязнения воздуха основывается на результатах расчетов распределения примесей загрязняющих веществ (пыли и газов) от источников выброса проектируемого объекта с учетом перспектив изменения инфраструктуры района и условий выброса загрязняющих веществ другими промышленными и жилищно-гражданскими объектами.

Для подготовки прогноза загрязнения воздушного бассейна района строительства должны быть определены:

- характеристики физико-географических и природно-климатических условий района строительства (местоположение, климатические и аэроклиматические параметры и т.п.), составляются по форме таблицы 19;

- данные о проектируемом объекте (мощность предприятия, перечень основных производств, технологические параметры и характеристики), составляются по формам таблиц 1 - 3;

- величина фонового загрязнения воздушного бассейна (перечень контролируемых веществ, их концентрация, данные о существующих источниках загрязнения воздушного бассейна и т.п.), составляются по данным местных органов Росгидромета;

- характеристики источников выброса загрязняющих веществ проектируемого объекта (составляются по форме таблицы 21);

- данные о составе и количестве выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу после газоочистного оборудования и от неорганизованных источников объекта (составляются по форме таблицы 22 или по формам таблиц, рекомендуемым ГОСТ 17.2.3.02-78);

- данные о составе и количестве выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от других объектов инфраструктуры района в перспективе, составляются по материалам местных органов Росгидромета.

9.2.3. Прогнозное загрязнение воздушного бассейна в районе расположения проектируемого объекта определяется на основе расчета приземных концентраций загрязняющих веществ в воздухе от источников выброса объекта с учетом изменения параметров выброса от других объектов района. Расчеты выполняются в соответствии с требованиями "Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий", ОНД-86.

9.2.4. Прогнозная концентрация загрязняющих веществ определяется для условий полной загрузки и нормальной работы основного технологического и газоочистного оборудования проектируемого объекта. Уровень загрязнения рассчитывается отдельно для каждого вредного вещества или группы веществ, обладающих эффектом суммации вредного воздействия.

При расчетах загрязнения учитывают выбросы от неорганизованных источников проектируемого объекта и обслуживающего его транспорта. Расчеты выполняются по программам, утвержденным или согласованным ГГО им. А.И. Воейкова Росгидромета (УПРЗА "ЭКОЛОГ", УПРЗА "ЭКОЛОГ-ПРО", ПРИЗМА и др.).

9.2.5. Результаты расчетов сводят в таблицы и выносят на карту района размещения объекта с нанесением изолиний концентраций загрязняющих веществ.

Прогноз загрязнения воздуха составляют на полное развитие строящегося или реконструируемого объекта после ввода его в эксплуатацию.

Характеристика валовых выбросов от различных производств по видам загрязняющих веществ и в целом по объекту составляется по форме таблицы 23.

9.2.6. При разработке прогноза воздействия проектируемого объекта на атмосферу следует особо выделять те выбросы, параметры и интенсивность которых может привести к климатическим изменениям за счет поступления в воздушный бассейн вредных веществ, разрушающих озоновый слой (фреонов, углекислого газа, летучих органических соединений), а также стимулирует образование фотохимических смогов, туманов и других негативных явлений.

9.3. Прогнозирование состояния поверхностных и подземных вод района расположения объекта

9.3.1. Для разработки прогноза воздействия объекта на состояние поверхностных и подземных вод района должны быть определены:

- гидравлические, гидрологические и гидрогеологические характеристики водных объектов, используемых для водоснабжения или водоотведения проектируемого объекта;

- существующий уровень загрязнения поверхностных и подземных вод;

- объемы водопотребления и водоотведения проектируемого объекта;

- расположение водозаборов и выпусков сточных вод объекта;

- объем водопотребления других водопользователей района в заданном интервале времени;

- количество, состав и характеристики сбрасываемых сточных вод с указанием основных загрязняющих веществ, их концентрации и класса опасности;

- расположение и технические характеристики накопителей сточных вод, хвостохранилищ и других сооружений объекта, воздействующих на состояние водной среды;

- изменения параметров поверхностного стока территории, находящейся под воздействием проектируемого объекта;

- данные о количестве и составе сточных вод, сбрасываемых в реки и водоемы другими объектами района в заданном интервале времени, или перспективный уровень фонового загрязнения водных объектов;

- требования органов водного надзора к режиму водопользования в рассматриваемом районе;

- требования органов рыбоохраны к водопользователям водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение.

9.3.2. Общую гидравлическую и гидрологическую характеристику водных объектов, используемых для водоснабжения и водоотведения, следует составлять по формам таблиц 39, 40.

Сведения о существующих водопользователях и параметрах водопользования следует приводить по форме таблицы 45, характеристики загрязнения рек и водоемов - по формам таблиц 42, 44.

Характеристику режима водопотребления и водоотведения проектируемого объекта следует составлять по форме таблицы 33.

Объем водопотребления других водопользователей, данные о количестве и составе сточных вод, сбрасываемых в реки и водоемы другими объектами района в заданном интервале времени, или перспективный уровень фонового загрязнения водных объектов, определяются по материалам местных органов Росгидромета.

9.3.3. Разрабатываемый прогноз должен отражать количественную и качественную оценку режима водопользования района расположения рассматриваемого объекта.

Количественная оценка базируется на составлении водохозяйственных балансов (ВХБ) водных объектов при изменении режима водопользования в связи со строительством проектируемого объекта.

Для качественной оценки следует определить количество загрязняющих веществ, которое будет поступать в реки и водоемы со сточными водами при эксплуатации проектируемого объекта, и рассчитать возможные изменения гидрохимического режима вод с учетом существующего фонового загрязнения.

9.3.4. Для разработки прогноза составляют ВХБ перспективных потребностей в воде в заданном интервале времени при изменении режима водопользования, связанным с эксплуатацией объекта и изменением инфраструктуры района. Расчет водного баланса выполняют с учетом перспективного изменения параметров водопотребления (водоотведения) других водопользователей.

9.3.5. Прогноз качества воды в реке или водоеме, из которого забирается вода для водоснабжения или в который сбрасываются сточные воды, подразумевает необходимость оценки, по крайней мере, двух динамических систем.

Первая система - это водный объект с его гидрологическими и гидравлическими особенностями в расчетный маловодный период (чаще всего 95% обеспеченности), вторая - режим водопользования и параметры сброса сточных вод предприятия в водный объект.

9.3.6. Ухудшение качества вод водных объектов возможно не только при сбросе загрязняющих веществ со сточными водами различных водопользователей, но и при интенсивном заборе воды для водоснабжения в маловодный период и постоянном количестве сточных вод, поступающих в водный объект. Прогнозную оценку качества вод выполняют на основе расчетов смешения и разбавления сточных вод водой водного объекта.

Все расчеты выполняют для условий полной загрузки и нормальной работы основного технологического оборудования, локальных и общих систем очистки сточных вод проектируемого объекта.

9.4. Прогнозирование нарушения (загрязнения) территории и изменения характера землепользования в районе размещения проектируемого объекта

9.4.1. Прогноз воздействия проектируемого объекта на территорию района размещения должен отражать:

- потребности в земельных ресурсах для строительства и эксплуатации объекта;

- площади нарушения земель в процессе строительства и эксплуатации объекта, в том числе участки, где почвенный покров снимается для реализации проекта (при добыче полезных ископаемых предприятиями добывающей промышленности площади нарушаемых земель должны быть привязаны к годам эксплуатации объекта);

- изменения в распределении земель по видам землепользования, землевладельцам и землепользователям в результате отчуждения земель для строительства;

- площади и расположение земель, подверженных в результате строительства объекта затоплению, подтоплению, переувлажнению или иссушению;

- предполагаемый уровень загрязнения и интенсивность накопления загрязняющих веществ на рассматриваемой территории;

- изменения гидрогеологических условий территории (уровенного режима, запасов, температуры и химического состава подземных вод);

- площади и расположение земель, подверженных в результате строительства опасным экзогенным процессам (оползням, карсту, просадкам, эрозии и пр.);

- расположение и площади земель, необходимых для строительства жилищно-бытовых и подсобных объектов в результате изменения инфраструктуры района.

9.4.2. При прогнозировании воздействия объекта на территорию следует, в первую очередь, учитывать только те виды и формы воздействия, которые оказывают наиболее существенное влияние на состояние земель, характер землепользования и сельскохозяйственного производства.

Характеристики воздействий должны содержать их количественные показатели, а также данные об их интенсивности и продолжительности. Разработанный прогноз состояния земель должен учитывать как первичное воздействие строящегося (эксплуатируемого) объекта, так и последующее (ответное) влияние контактирующих компонентов среды.

При разработке прогноза должен быть выявлен уровень воздействия объекта на состояние земельных ресурсов, проведена оценка размеров зоны воздействия и определены размеры ущерба (экологического, экономического, социального) земельному фонду района.

Потребности в земельных ресурсах для строительства и эксплуатации промышленного объекта при составлении прогноза следует определять по форме таблицы 10.

Распределение земель, изымаемых для строительства объекта, по категориям, угодьям, землевладельцам и землепользователям определяют по форме таблицы 7.

В тех случаях, когда в зону отчуждения попадают мелиорированные (орошаемые или осушенные) земли, их площади с указанием землевладельцев и землепользователей определяют по форме таблицы 8.

9.4.3. В процессе составления прогноза должно быть установлено влияние объекта на:

- существующую организацию территории района;

- целостность и оптимальность землепользовании (землевладений) сельскохозяйственных предприятий;

- возникающие недостатки в организации территории землепользования сельскохозяйственных предприятий (землевладельцев).

9.4.4. При прогнозной оценке воздействия объекта на существующую организацию территории района должны быть определены:

- характер предполагаемых изменений в структуре земельного фонда;

- площади сокращения территорий землепользователей, занимающихся сельскохозяйственным производством;

- возможное территориальное разобщение отдельных участков земель района;

- характер нарушения внутрирайонных транспортных связей;

- характер нарушения мест организованного прогона скота и сети внутрихозяйственных дорог.

9.4.5. При составлении прогноза возникающие неудобства в использовании земель должны характеризоваться сведениями:

- о нарушении принятой конфигурации и размеров сельскохозяйственных угодий;

- о разобщении территории и возникновении обособленных и черезполосных участков;

- об ограничении прав хозяйственного использования отдельных земельных участков.

9.4.6. Результаты прогноза воздействия объекта на состояние земель и землевладений должны отображаться в сравнительных таблицах и на планово-картографическом материале.

Масштаб планово-картографического материала при составлении прогноза должен с достаточной точностью отображать:

- границы предполагаемой к изъятию территории;

- границы земель, подвергающихся неблагоприятному воздействию размещаемого объекта, состав и площади земельных угодий в этих границах;

- основные транспортные и инженерные коммуникации;

- границы пригодных к освоению и улучшению земель.

9.5. Прогноз изменения и развития сельского хозяйства в районе расположения объекта

9.5.1. Любой объект требует для своего размещения определенной территории, которая изымается у городских или сельских поселений, различных землепользователей или из земель лесного фонда.

Площади сельхозугодий в результате отчуждения земель для строительства сокращаются, часто образуются локализованные дальноземельные участки, что препятствует механизации сельскохозяйственных работ, ухудшает транспортные связи и снижает эффективность сельхозпроизводства.

9.5.2. Прогноз изменения сельскохозяйственного производства в районе размещения объекта должен соответствовать изменениям в характере землепользования района и отражать:

- площади сокращения территорий конкретных землепользователей, занимающихся сельскохозяйственным производством;

- перечень ликвидируемых сельскохозяйственных предприятий с указанием изымаемых из сельскохозяйственного оборота земель;

- необходимость трансформации (переориентации) отдельных хозяйств района;

- характер разобщения территории и возможность возникновения обособленных участков сельхозугодий;

- возможные изменения характера сельскохозяйственного производства;

- изменения объемов сельскохозяйственной продукции, получаемой на рассматриваемой территории.

9.5.3. Разработку прогноза изменения сельскохозяйственного производства осуществляют в следующей последовательности:

- проводят оценку существующего состояния сельскохозяйственного производства в рассматриваемом районе;

- выявляют виды воздействия проектируемого объекта на состояние сельскохозяйственных угодий (площадь изъятия и нарушения земель, характер и интенсивность загрязнения почв и др.);

- проводят оценку будущего состояния сельскохозяйственного производства с учетом видов воздействия проектируемого объекта в период строительства и эксплуатации.

9.5.4. Оценка существующего состояния сельскохозяйственного производства района строительства должна содержать перечень основных землепользователей - производителей сельскохозяйственной продукции, их специализацию, площади используемых сельскохозяйственных угодий, урожайность основных сельскохозяйственных культур, общее поголовье скота, продуктивность кормовых угодий (сенокосов, пастбищ), объемы производства и стоимость сельхозпродукции в ценах на момент составления прогноза.

9.5.5. Для составления прогноза воздействия объекта на условия сельскохозяйственного производства следует определить:

- положение и площадь намечаемого к изъятию земельного участка и состав угодий на нем, наименование владельца участка;

- сельскохозяйственные предприятия, чья производственная деятельность полностью прекращается в связи со строительством объекта, а также предприятия, нуждающиеся в перепрофилировании;

- величину сокращения площади продуктивных земель, ранее находившихся в пользовании сельскохозяйственных предприятий, их положение и кадастровую цену;

- объемы сокращения производства сельскохозяйственной продукции в связи с изъятием земель в натуральном и стоимостном выражении (по уровню цен на момент составления прогноза);

- положение, площадь, состав и кадастровую цену угодий, предназначенных для размещения сельскохозяйственных объектов, выносимых с предполагаемых к изъятию земель;

- непригодные в результате отчуждения земель жилые и производственные здания, плодово-ягодные и многолетние насаждения, мелиоративные и противоэрозионные сооружения, пруды, линии коммуникаций и другие объекты.

9.5.6. Разработанный прогноз воздействия объекта на состояние сельскохозяйственного производства должен содержать:

- перечень отчуждаемых земель и ликвидируемых (переносимых) объектов сельскохозяйственного, социального и другого назначения;

- уровень снижения объемов сельскохозяйственного производства в связи с изъятием земель и снижением продуктивности сельскохозяйственных угодий, их натуральные и стоимостные показатели;

- перечень, местоположение и площадь земель, пригодных под сельскохозяйственное освоение для восстановления объемов сельскохозяйственного производства;

- перечень, местоположение и площадь земель, подлежащих трансформации в связи с изменением специализации хозяйств;

- предложения по восстановлению межхозяйственных и внутрихозяйственных линий коммуникаций сельхозпредприятий и собственников земель.

9.5.7. Для компенсации потерь сельскохозяйственного производства в прогнозе должны быть установлены объемы освоения новых земель и улучшения существующих угодий за счет земель лесного фонда, малопродуктивных или выбывших из оборота сельскохозяйственных земель.

9.6. Прогноз изменения транспортных условий района расположения объекта

9.6.1. Любое строительство тесным образом связано с развитием транспортных связей в районе размещения объекта и на прилегающих территориях. Изменение инфраструктуры района неизбежно приводит к необходимости строительства новых дорог, аэродромов, более широкому использованию водных путей, развитию специальных видов транспорта.

Одновременно возможна ликвидация некоторых транспортных коммуникаций, как не отвечающих перспективному развитию района или требующих переноса в связи с отводом земель для размещения объекта и сопутствующих селитебных территорий.

9.6.2. Разработку прогноза развития транспорта в районе строительства осуществляют в следующей последовательности:

- проводят оценку существующих транспортных условий района с указанием видов транспорта, основных грузопотоков, транспортных магистралей, объема пассажирских и грузовых перевозок;

- выявляют недостатки существующего транспортного сообщения между отдельными населенными пунктами, расположенными в зоне воздействия проектируемого объекта;

- выявляют линии (сооружения) транспорта, подлежащие ликвидации или переносу в связи со строительством и эксплуатацией объекта;

- определяют потребности развития транспорта в связи со строительством и изменением инфраструктуры района;

- составляют прогноз изменения транспортных условий территории с учетом изменений промышленной инфраструктуры, сельскохозяйственного производства, а также развития селитебных районов.

Общая характеристика транспортных условий района строительства проектируемого объекта составляется по форме таблицы 64.

Таблица 64

ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛОВИЙ РАЙОНА СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОГНОЗ ИХ ИЗМЕНЕНИЯ

NN ПП НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОГНОЗ на 20.. г ПРИМЕЧАНИЕ
автомобильные дороги
1 Наименование и категория дороги
2 Число и ширина полос движения м
3 Материал дорожного покрытия
4 Разрешенная грузоподъемность автотранспорта тонн
5 Максимальная нагрузка на ось -"-
6 Разрешенная скорость и интенсивность движения км/час
7 Объем грузовых перевозок в обоих направлениях тыс.тонн
год
8 Техническое состояние
железные дороги
9 Наименование и категория железной дороги
10 Вид тяги
11 Число колей
12 Разрешенная максимальная скорость движения поездов км/час
13 Интенсивность пассажирских перевозок (количество пар пассажирских поездов) кол.пар
сутки
14 Грузонапряженность в основном направлении тыс.тонн
год
15 Разрешенный вес грузовых составов тыс.тонн
16 Техническое состояние
Авиатранспорт
17 Наименование аэропорта (вертодрома)
18 Класс
19 Количество и размеры взлетно-посадочных полос (ВПП) м
20 Типы эксплуатируемых самолетов (вертолетов)
21 Расчетная интенсивность движения воздушных судов самолет
сутки
22 Грузооборот тыс.тонн
год
23 Объем пассажирских перевозок тыс.чел.
год
24 Техническое состояние (ВПП) и сооружений аэропорта
Водный транспорт
25 Наименование водного судоходного объекта
26 Продолжительность навигации мес.
27 Время ледостава
28 Время освобождения от льда
29 Мощность ледяного покрова см
30 Глубина фарватера и акватории порта м
31 Количество пристаней или причалов
32 Осадка обслуживаемых судов м
33 Водоизмещение обслуживаемых судов тыс.тонн
34 Грузоподъемность основных погрузо-разгрузочных средств тонн
35 Грузооборот порта тыс.тонн
год
36 Техническое состояние водного пути и сооружений порта
внутренний транспорт
37 Наименование транспорта: (автобуса,троллейбуса, трамвая, метрополитена, водного и специальных видов транспорта)
38 Интенсивность движения экипаж
час
39 Объем перевозок за год тыс.чел.
год
40 Грузоподъемность тонн
41 Пассажировместимость подвижного состава чел
42 Техническое состояние транспортных средств
43 Эксплуатационное состояние проезжей части дорог и улиц, водных путей и сооружений внутреннего транспорта

9.6.3. Разработанный прогноз развития транспорта в районе размещения объекта должен содержать:

- оценку потребности развития транспорта в связи со строительством и эксплуатацией объекта;

- предложения по строительству новых или реконструкции действующих линий транспорта в районе расположения объекта;

- перечень, расположение и основные характеристики линий и сооружений транспорта общего назначения, необходимых для нормального функционирования инфраструктуры района;

- виды, расположение и основные характеристики специальных видов транспорта, необходимых для строительства и эксплуатации проектируемого объекта;

- перечень транспортных линий и сооружений, ликвидируемых или переносимых в связи со строительством объекта;

- оценку видов и уровня воздействия транспорта на состояние окружающей природной среды (уровни шума, загрязнение компонентов среды, развитие эрозии, размыв и переработка берегов рек и водоемов и т.п.);

- предложения по уменьшению или нейтрализации негативных последствий развития транспорта на состояние окружающей природной среды в прогнозируемом интервале времени.

9.6.4. Транспортные условия района строительства при разработке прогноза следует рассматривать по трем основным направлениям:

- обеспечение нормального грузооборота действующих и строящихся предприятий, сельского хозяйства и объектов социальной сферы;

- обеспечение транзитных перевозок грузов через территорию района размещения объекта;

- обеспечение пассажирских перевозок, в том числе доставка трудящихся из мест проживания к объектам приложения труда.

Технические характеристики линий и сооружений транспорта при прогнозировании должны быть сопоставлены с действующими отраслевыми нормативами и в случае их несоответствия следует подготовить предложения, обеспечивающие нормальное функционирование промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в районе строительства.

9.6.5. Для пассажирского транспорта, обслуживающего селитебные территории и производственные объекты, в прогнозе необходимо выявить объемы пассажирских перевозок и доступность объектов труда, под которой понимаются затраты времени для 90% трудящихся на перемещение от места жительства до работы в один конец.

9.7. Прогноз воздействия объекта при возможных проектных и запроектных авариях

9.7.1. Основными причинами возникновения аварийных ситуаций на объектах различного назначения являются нарушения технологических процессов на промышленных предприятиях, технические ошибки обслуживающего персонала, нарушения противопожарных правил и правил техники безопасности, отключение систем энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, стихийные бедствия, террористические акты и т.п.

Возможность аварийных ситуаций, их вероятность, масштаб и продолжительность воздействия должны быть определены для всех крупных промышленных объектов, особенно в тех случаях, когда предполагаемая деятельность предприятия связана с повышенной опасностью для окружающей среды и населения. Различают проектные и запроектные аварии.

9.7.2. Проектные аварии промышленных объектов подразделяются на три класса:

- максимальная экологическая авария (МЭА) - авария с катастрофическими, необратимыми последствиями значительного масштаба, наносящая значительный ущерб населенным пунктам и природной среде (например, разрушение плотины гидроэнергетического узла, авария реактора на АЭС с выбросом радиоактивных веществ и др.);

- крупная экологическая авария (КЭА) - авария с серьезными локальными последствиями для природной среды и населения, причиной таких аварий, как правило, является разрушение элементов производства (оборудования), неправильные действия обслуживающего персонала (например, авария систем очистки сточных вод промышленного объекта с большой утечкой стоков и т.п.);

- технологическая экологическая авария (ТЭА) - авария элементов технологической схемы, характеризующаяся кратковременностью воздействия и отсутствием необратимых последствий для среды (например, авария электрофильтра на ТЭС, приводящая к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу).

9.7.3. Запроектные аварии отличаются от проектных только исходным событием, как правило, исключительным, которое не может быть учтено без специально поставленных в техническом задании на проектирование условий. Запроектные аварии характеризуются разрушением тех же объектов и теми же экологическими последствиями, что и проектные аварии.

Сценарии запроектных аварий, вероятность возникновения которых определяется причинами, связанными с воздействием внешних сил и событий (землетрясения, смерчи, природные катаклизмы, ураганы, террористические акты, попадание бомб и иных боевых снарядов на территорию предприятия в результате военных действий и т.п.), составляются индивидуально в зависимости от ответственности проектируемого объекта.

9.7.4. Определение класса аварий следует выполнять по результатам анализа причин аварийности на конкретных объектах-аналогах примерно равной мощности с близкими характеристиками технологических процессов на основных производствах. Для этого на объекте-аналоге проводят:

- отбор наблюдавшихся аварийных ситуаций, имевших экологические последствия;

- классификацию аварийных ситуаций в соответствии с вышеприведенными признаками;

- описание сценариев выбранных аварийных ситуаций, а также наблюдаемых негативных последствий от них для окружающей среды;

- определение размеров зон аварийных ситуаций и интенсивности их воздействия на окружающую среду;

- оценку вероятности возникновения каждой аварийной ситуации.

Аварийность на объектах-аналогах следует оценивать по показателям риска их неблагоприятного воздействия на окружающую среду, объекты инфраструктуры и население. При этом используются статистические данные по аварийности объекта-аналога за последние 5 лет и показатели экологического ущерба от зарегистрированных аварий.

9.7.5. При анализе аварийности следует указывать наименование объекта-аналога, название производства или технологического процесса, причину возникновения аварии, виды и количество загрязняющих или токсичных веществ, попадающих в окружающую среду, другие виды нарушений, а также последствия аварий и проводившиеся мероприятия по их ликвидации.

Общую характеристику аварийных ситуаций и их последствий на промышленных объектах следует составлять по форме таблицы 65.

Таблица 65

ХАРАКТЕРИСТИКА АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ОБЪЕКТЕ

Наименование предприятия Производство, цех, сооружение Причина аварии и вероятность ее возникновения Наименование загрязняющих веществ, выделившихся при аварии Количество загрязняющих веществ, выделившихся при аварии
в атмосферу (т) на территорию (т) в водные объекты (т)
1 2 3 4 5 6 7
Площадь загрязненной территории (км2) Наименование загрязненных водных объектов, протяженность загрязнения (км) Другие виды нарушения среды (название, характер, параметры) Последствия аварии Мероприятия по ликвидации последствий аварии
8 9 10 11 12

9.7.6. В тех случаях, когда намечаемая хозяйственная деятельность связана с повышенной опасностью для окружающей среды в подразделе проектной документации должны быть отражены сведения о возможном нахождении сооружений, установок и агрегатов повышенной опасности, местах складирования опасных веществ, полуфабрикатов и отходов (взрывоопасных, токсичных, отравляющих, радиоактивных и т.п.), а также рассмотрены мероприятия, обеспечивающие снижение уровня опасного аварийного воздействия на население и окружающую среду.

9.7.7. Снижение аварийности и повышение уровня надежности предприятий и производств повышенной опасности должны обеспечиваться сейсмостойкостью, взрыво и пожаробезопасностью проектируемых установок, агрегатов и сооружений. Системы регулирования опасных технологических процессов на таких предприятиях должны отличаться постоянством параметров работы технологических установок и оборудования (давление, температура, скорость процессов, физико-технические характеристики), более жесткими требованиями к качеству и составу исходного сырья.

9.7.8. Принципиальные технологические схемы опасных производств должны обеспечивать плавное регулирование технологических режимов, высокую степень противопожарной защиты, автоматическое отключение оборудования при авариях и пожарах. На установках и оборудовании, в которых при отклонении от регламентированного режима возможно образование взрыво и пожароопасных смесей и ядовитых веществ, необходимо предусматривать системы подачи нейтрализующих добавок, инертных газов, автоматического пожаротушения и т.п.

9.8. Прогнозирование изменения социально-экономических условий

9.8.1. В результате строительства крупных промышленных и гражданских объектов в районе их размещения увеличивается техногенная нагрузка на окружающую среду, возрастает интенсивность использования природных ресурсов, меняются демографические условия и социально-экономические условия жизни населения.

Разработка прогноза социально-экономических условий района строительства зависит от видов, форм и интенсивности техногенных воздействий проектируемых объектов, принципов и решений градостроительного проектирования, обеспечивающих социальные нужды населения в рассматриваемом регионе и его потребности в объектах социальной сферы.

При прогнозировании изменения социально-экономических условий района размещения объекта проводится ретроспективный анализ фондовых данных по демографическим характеристикам и социальным условиям территории за последние 10 - 15 лет до момента разработки прогноза.

9.8.2. Демографический прогноз изменения социально-экономической обстановки должен отражать:

- изменение численности и плотности населения в районе строительства с учетом его увеличения за счет строительных рабочих или эксплуатационников проектируемого объекта;

- перспективный уровень занятости населения и потребность в трудовых ресурсах с учетом изменения инфраструктуры района;

- необходимость отселения коренного населения при изъятии земель для размещения землеемких объектов, при затоплении территории или добыче полезных ископаемых и т.п.;

- перераспределение трудовых ресурсов из одной отрасли хозяйства в другую в процессе строительства и эксплуатации объекта и изменения инфраструктуры района.

9.8.3. В процессе реализации проекта возможно резкое изменение социально-экономической обстановки в районе строительства и возникновение негативного отношения к объекту у населения и местной администрации. Причины социальной напряженности в каждом конкретном случае могут быть различными, но во всех случаях они связаны с нарушением привычных условий проживания на определенной территории.

9.8.4. Прогноз изменения социально-бытовых условий района размещения объекта должен отражать:

- краткий анализ существующих социально-бытовых условий жизни населения;

- оценку потребности населения, строителей и эксплуатационников в различных видах услуг социальной сферы;

- перечень мероприятий и объектов социальной сферы, необходимых для удовлетворения потребностей населения и обеспечения нормальных условий его проживания в районе строительства.

Общую характеристику существующих социально-бытовых условий жизни населения в районе размещения проектируемого объекта составляют по формам приложения 5.

9.8.5. Все необходимые показатели и характеристики при составлении прогноза следует разрабатывать по данным статотчетности, сведениям местной администрации, а также фондовым материалам различных организаций и ведомств.

  • Главная
  • "ПОСОБИЕ К СНИП 11-01-95 ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"