Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.06.98 N 609 (ред. от 07.12.2011 с изменениями, вступившими в силу с 20.12.2011) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ С ГРАЖДАНСКИМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Приложение 8. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДКОМИССИЯ
8.1. Основными задачами инженерно-технической подкомисии являются:
- определение состояния авиационной техники до и после авиационного происшествия;
- изучение характера ее эксплуатации, качества технического обслуживания и ремонта;
- выявление возможных недостатков в конструкции, технологии изготовления и ремонта, установление наличия (или отсутствия) отказов авиационной техники и причин этих отказов;
- проведение специальных исследований и испытаний с целью установления причин отказа авиационной техники.
8.2. Инженерно-техническая подкомиссия, как правило, состоит из следующих рабочих групп:
- анализа выполнения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиационной техники;
- планера и систем;
- силовых установок;
- авиационного и радиоэлектронного оборудования.
В случае необходимости в инженерно-технической подкомиссии могут быть образованы и другие рабочие группы. Рабочие группы, при необходимости, делятся на подгруппы.
8.3. Группа анализа выполнения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиационной техники устанавливает:
- своевременность и полноту выполнения регламентных работ, проведения доработок, замены агрегатов и устранения замечаний экипажа в процессе эксплуатации авиационной техники;
- полноту и качество последнего технического обслуживания по периодической и оперативной формам регламента, качество устранения замечаний экипажа за предыдущий полет, методы и эффективность устранения дефектов (особенно в случае их повторения), причины повторяемости дефектов;
- условия эксплуатации и хранения авиационной техники;
- уровень профессиональной подготовки инженерно-технического состава, обслуживающего данную авиационную технику;
- полноту и качество контроля за обслуживанием авиационной техники со стороны руководящего инженерно-технического состава;
- количество и качество заправленных горюче-смазочных материалов (ГСМ);
- наличие и состояние инструмента и технических средств, применяемых при обслуживании авиационной техники;
- качество ведения технической документации на авиационную технику, наличие необходимой руководящей и технической документации;
- повторные или опасные дефекты авиационной техники, выявленные в процессе эксплуатации;
- недостатки нормативной технической документации по эксплуатации авиационной техники.
8.4. Группа анализа выполнения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиационной техники изучает и анализирует:
- формуляры самолета (вертолета), двигателей и их агрегатов, техническую документацию, документацию на обслуживание, ремонт воздушного судна и его доработки по бюллетеням промышленности, указаниям ФАС России, другую документацию, свидетельствующую о состоянии авиационной техники перед авиационным происшествием;
- достоверность сведений, содержащихся в технической документации;
- записи бортовых самописцев в последнем и предыдущих полетах, показания свидетелей;
- документацию по расследованию авиационных происшествий, причины которых аналогичны данному происшествию;
- фактическое состояние организации и обеспечения технического обслуживания авиационной техники, условия ее эксплуатации и хранения;
- материалы и документы по организации подготовки инженерно-технического состава, эксплуатирующего авиационную технику.
8.5. По результатам работы группа составляет отчет, в котором отражает:
- данные по воздушному судну:
- данные по техническому обслуживанию и ремонту;
- оценку профессиональной подготовки инженерно-технического персонала, непосредственно обслуживающего воздушное судно, с указанием всех нарушений, допущенных при подготовке и допуске к самостоятельной работе:
- оценку организации и обеспечения технического обслуживания авиатехники с указанием всех выявленных отклонений от требований руководящих документов по технической эксплуатации авиатехники;
- все выявленные при расследовании нарушения и недостатки, допущенные инженерно-техническим персоналом в процессе технического обслуживания;
- оценку полноты и качества ремонта авиационной техники (по ремонтной документации);
- количество и качество ГСМ, находящихся на борту воздушного судна перед полетом;
- если при расследовании авиационного происшествия выявлены отказы систем и агрегатов воздушного судна, то приводится перечень всех имевшихся ранее отказов и неисправностей этих систем и агрегатов с оценкой способов их устранения;
- общую оценку качества технической эксплуатации воздушного судна.
К отчету прикладываются следующие материалы:
- карты-наряды на последнее оперативное и периодическое техническое обслуживание (в первый экземпляр - с приложениями, в остальные - без приложений);
- требования на заправку воздушного судна Г‘M;
- акты отбора проб ГСМ;
- анализы ГСМ (спецжидкостей и газов при необходимости);
- справка по результатам проверки качества технического обслуживания авиационной техники на авиапредприятии, которому принадлежит воздушное судно (при необходимости);
- справка о подготовке и допуске к работе специалистов инженерно-авиационной службы (ИАС);
- объяснительные записки специалистов ИАС и копии протоколов их опроса (при необходимости).
8.6. Группы планера и систем, силовых установок, авиационного и радиоэлектронного оборудования изучают состояние воздушного судна после происшествия с целью выявления возможных отказов и установления их причин или подтверждения работоспособности авиационной техники в процессе возникновения и развития особой ситуации.
Рабочие группы (с учетом специфики каждой):
- изучают место авиационного происшествия, определяют пространственное положение воздушного судна и его конфигурацию в момент столкновения с землей;
- осматривают элементы конструкции воздушного судна, производят поиск недостающих элементов конструкции (при необходимости совместно с группой кроков);
- уточняют схему (кроки) места происшествия;
- изучают состояние элементов конструкции, систем и агрегатов воздушного судна, выявляют признаки отказов или работоспособности;
- проводят доступные на месте исследования и испытания объектов авиационной техники, отбирают элементы конструкции для отправки на лабораторные исследования;
- оформляют документацию на отправляемые для исследования объекты (после разрешения председателя комиссии);
- отбирают пробы ГСМ для анализа, отправляют их на исследование и анализируют полученные результаты;
- описывают и фотографируют системы и агрегаты воздушного судна с указанием характерных особенностей;
- изучают результаты расшифровки записей средств объективного контроля, показания членов экипажа, очевидцев и свидетелей, техническую документацию по эксплуатации авиационной техники;
- принимают, при необходимости, участие в опросе экипажа и других свидетелей;
- выполняют, при необходимости, натурную выкладку элементов конструкции воздушного судна;
- обобщают и анализируют результаты исследований авиационной техники, в том числе и проведенных ранее по аналогичным случаям;
- производят поиск и изъятие бортовых самописцев и радиоактивных датчиков;
- устанавливают наличие, причины и последствия пожара или взрыва, дают оценку работы систем пожаротушения.
8.7. По результатам работы группы планера и систем, силовых установок, авиационного и радиоэлектронного оборудования составляют отчеты, в которых приводят:
- подробное описание состояния элементов конструкции воздушного судна, систем и агрегатов с указанием признаков отказа или работоспособности;
- описание характера и последовательности разрушения авиационной техники;
- результаты исследований и экспериментов по определению работоспособности или причин отказов авиационной техники, проводившихся как на месте происшествия, так и в лабораторных условиях;
- описание признаков пожара, места и времени его возникновения;
- анализ записей средств объективного контроля;
- анализ полученных результатов с приведением доказательств работоспособности авиатехники или наличия отказов.
Приводятся режимы работы двигателей, важнейших систем и агрегатов, положение органов управления, механизации и шасси в момент авиационного происшествия. При наличии отказов систем указывается время и характер отказов, их взаимосвязь и последовательность, а также причины отказов.
- фотографии элементов конструкции воздушного судна с пояснениями;
- акты, протоколы по результатам осмотра, проверки, разборки, исследования агрегатов авиационной техники;
- отчеты по результатам исследования авиационной техники.
К отчету группы авиационного и радиоэлектронного оборудования, кроме того, прикладываются:
- акты на обнаружение и изъятие бортового самописца, магнитофона;
- акт на обнаружение и передачу радиоактивных устройств воздушного судна (оформляется в установленном порядке).
8.8. Инженерно-техническая подкомиссия по результатам работы рабочих групп оформляет отчет, в котором на основании обобщения и анализа материалов рабочих групп делает выводы о работоспособности авиационной техники, а при наличии отказов - об их последовательности, взаимовлияния и причинах, а также дает оценку организации и качеству технического обслуживания и ремонта авиационной техники.
Отчет инженерно-технической подкомиссии составляется по следующей форме:
1. ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ, ПРОДЕЛАННЫЕ ПОДКОМИССИЕЙ
Приводится полный перечень основных работ, выполненных подкомиссией, с указанием прилагаемых отчетных документов.
Например:
- проведена натурная выкладка элементов конструкции (отчет, схемы и фотографии прилагаются);
- проведен эксперимент по имитации рассоединения проводки управления с записью на бортовом самописце (протокол с осциллограммами прилагается) и т.п.
II. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЗДУШНОМ СУДНЕ
Излагаются по следующей форме:
Самолет (вертолет) __________ (тип, государственный регистрационный и опознавательный знак, заводской номер) принадлежит ____________ (ОАО, управление, учебное заведение), эксплуатируется (организация-эксплуатант), выпущен предприятием ________________ (наименование, дата) и налетал с начала эксплуатации _________ час ______ мин, произвел ___________ посадок, имел __________ ремонтов.
После последнего ремонта налетал _______ час _______ мин, произвел ________ посадок. Последний ремонт проведен на заводе ________ (каком) (дата).
Имеет следующие ресурсы и календарные сроки службы:
назначенный ____ час, _____ посадок, в течение ____ лет; до первого ремонта ____ час, _____ посадок, в течение ____ лет; межремонтный _____ час, _____ посадок, в течение ____ лет.
Имеет свидетельство о государственной регистрации N ____ , выданное (дата выдачи и наименование органа, выдавшего свидетельство), действительное по (дата действия свидетельства).
При необходимости приводятся аналогичные данные по отказавшему двигателю (агрегату).
На самолете (вертолете) в АТБ __________(дата) (наименование аэропорта ОАО, управления) выполнено периодическое техническое обслуживание по форме _______ (наименование последнего периодического обслуживания), после чего самолет (вертолет) налетал ______ час ____ мин и произвел _____ посадок.
Перед последним вылетом ___________ (дата самолет (вертолет) обслужен в АТБ _______________ (наименование аэропорта, ОАО, управления) по форме ___________ (последнее оперативное обслуживание).
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
Приводится описание места авиационного происшествия. Указывается (с привязкой к местности) место первого касания воздушного судна о землю или другие препятствия, размеры и направления зоны разброса обломков, наличие и расположение зоны наземного пожара. Приводится краткое описание расположения основных элементов конструкции.
Описывается характер столкновения воздушного судна с землей и окружающими предметами, общий характер разрушения конструкции. С использованием этих данных, а также информации бортовых самописцев определяется положение воздушного судна в пространстве в момент столкновения с землей. Указывается конфигурация воздушного судна в момент происшествия.
IV. АНАЛИЗ
Раздел является основным разделом отчета подкомиссии и должен полностью обосновывать выводы о работоспособности авиационной техники или о наличии и причинах отказов, качестве технической эксплуатации воздушного судна, обобщать результаты, полученные рабочими группами подкомиссии с использованием данных других подкомиссий, если это необходимо.
Раздел, составляемый в описательной форме, должен включать в себя следующую информацию:
1. Краткое описание подготовки воздушного судна к полетам (включая последнее периодическое и оперативное техническое обслуживание) с указанием всех допущенных при этом отклонений и нарушений, которые оказали влияние на работоспособность авиационной техники.
2. Краткое описание полета до момента начала развития особой ситуации (с точки зрения работы авиационной техники) с указанием его особенностей и отклонений.
3. Подробное описание работы авиационной техники в процессе возникновения и развития особой ситуации с анализом последовательности и взаимовлияния отказов (если они имели место).
4. Подробный анализ работоспособности авиационной техники по основным функциональным системам:
- планер;
- топливная система;
- гидросистема;
- противообледенительная система;
- силовые установки;
- авиационное и радиоэлектронное оборудование.
В случае отсутствия отказов приводятся имеющиеся доказательства работоспособности функциональной системы. При выявлении отказов приводится подробный анализ их причин. В случае, если авиационное происшествие связано с возникновением пожара, приводится анализ причин и места его возникновения с описанием имеющихся характерных признаков.
Если в ходе работы подкомиссии установлено, что имеющиеся отказы авиатехники были вызваны недостатками в техническом обслуживании и ремонте авиационной техники, то приводится описание этих недостатков, а при необходимости - данные о специалистах, осуществлявших ремонт или обслуживание авиационной техники и ее подготовку к полетам.
V. ВЫВОДЫ
В краткой форме дается оценка работоспособности авиационной техники в последнем полете. При наличии отказов указываются их причины, последовательность возникновения и взаимовлияние.
Дается краткая оценка качества технического обслуживания и ремонта воздушного судна.
VI. СОСТОЯНИЕ ВОЗДУШНОГО СУДНА
Дается краткое описание состояния воздушного судна после авиационного происшествия по функциональным системам.
VII. ДРУГИЕ НЕДОСТАТКИ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ
Указываются все недостатки в конструировании, производстве, ремонте и техническом обслуживании авиационной техники, подготовке персонала соответствующих служб, выявленные в ходе расследования, которые не оказали непосредственного влияния на исход полета, но отрицательно влияют на безопасность полетов в целом.
Приводятся рекомендации инженерно-технической подкомиссии без указания исполнителей и сроков выполнения, направленные на устранение выявленных при расследовании недостатков. Раздел состоит из двух частей:
а) рекомендации, направленные на устранение недостатков, оказавших влияние на исход полета;
б) рекомендации, направленные на устранение недостатков, не оказавших влияние на исход полета, но отрицательно влияющих на безопасность полетов в целом.
Председатель подкомиссии | _______________________________ |
(подпись) | |
Члены подкомиссии: | ______________________________ |
(подпись) |
К отчету инженерно-технической подкомиссии прикладываются:
а) отчеты рабочих групп, входящих в состав подкомиссии, с приложениями;
б) состав подкомиссии и ее рабочих групп;
в) протоколы заседания подкомиссии.
Перечень обязательных сведений по воздушному судну, технической эксплуатации, указываемых в отчете группы анализа выполнения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта по самолету (вертолету):
По воздушному судну:
1. Тип, государственный регистрационный опознавательный знак и заводской номер.
2. Принадлежность.
3. Завод-изготовитель и дата выпуска.
4. Ресурсы и сроки службы: гарантийные, назначенные, до первого ремонта, межремонтные.
5. Наработка с начала эксплуатации (часы, минуты, посадки).
6. Количество ремонтов, дата и место последнего ремонта, наработка после последнего ремонта (часы, минуты, посадки).
7. Сведения о летной годности (наличие и срок действия свидетельств о регистрации и годности к эксплуатации, дата выдачи и наименование органа, выдавшего свидетельства).
По двигателям (по каждому):
2. Завод-изготовитель и дата выпуска.
3. Ресурсы и сроки службы: гарантийные, назначенные, до первого ремонта, межремонтные.
4. Наработка с начала эксплуатации (часы, минуты, циклы).
5. Количество ремонтов, дата и место последнего ремонта, наработка после последнего ремонта (часы, минуты, циклы).
6. Дата и место установки на самолет (вертолет), каким предприятием установлен.
Для вертолетов аналогичные данные указываются по главному редуктору.
При необходимости аналогичные данные указываются по отказавшим агрегатам систем планера и силовых установок.
По технической эксплуатации:
1. Дата, место и форма последнего периодического технического обслуживания.
2. Номер смены, выполнявшей обслуживание, фамилия руководителя смены, лица, контролировавшего выполнение работ, номер карты-наряда.
3. Наработка после проведения последнего периодического обслуживания.
4. Дата, место и форма последнего оперативного обслуживания.
5. Номер смены, выполнявшей обслуживание, фамилии исполнителей, руководителя смены и лица, контролировавшего выполнение работ, номер карты-наряда.
6. Наработка после последнего оперативного обслуживания.
7. Перечень отказов и неисправностей, устранявшихся при последнем оперативном и периодическом обслуживании, которые могут быть связаны с причиной происшествия, с указанием методов устранения.
8. Перечень повторяющихся отказов и неисправностей за период эксплуатации после последнего ремонта с указанием даты и методов устранения.
9. Перечень не выполненных в эксплуатации и ремонте бюллетеней и указаний ФАС России, причины невыполнения.
ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДКОМИССИИФОРМА 1 АКТ НА ОБНАРУЖЕНИЕ И ИЗЪЯТИЕ БОРТОВОГО САМОПИСЦА (МАГНИТОФОНА)Ф.1
\r\n
\r\n АКТ
\r\n на обнаружение и изъятие бортового самописца (магнитофона)
\r\n
\r\n Комиссия в составе:
\r\n
\r\n _______________________________________________________________
\r\n (должность, фамилия, инициалы)
\r\n _______________________________________________________________
\r\n _______________________________________________________________
\r\n
\r\n при расследовании авиационного происшествия с самолетом
\r\n(вертолетом) (тип, регистр. опозн. знак) _______________________
\r\nобнаружила на месте происшествия контейнер (элементы конструкции)
\r\nсамописца (магнитофона) (тип самописца, магнитофона)
\r\n___________________________________________________________________.
\r\n
\r\n Состояние (указать повреждения, заводской номер, номера пломб,
\r\nесли они имеются)___________________________________________________
\r\n____________________________________________________________________
\r\n____________________________________________________________________
\r\n____________________________________________________________________
\r\n
\r\n Контейнер (носитель информации) самописца (магнитофона) изъят с
\r\nместа происшествия, опломбирован печатью комиссии с оттиском
\r\n__________ и передан в _____________________________________________
\r\n____________________________________________________________________
\r\n
\r\nКонтейнер самописца сдали: Контейнер самописца принял:
\r\n___________________________ ____________________________
\r\n___________________________ ____________________________
\r\n(подпись, фамилии, инициалы, (должность, подпись, фамилия,
\r\n дата) инициалы, дата)
\r\n
\r\n
\r\n
Приложение 9
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.06.98 N 609 (ред. от 07.12.2011 с изменениями, вступившими в силу с 20.12.2011) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ С ГРАЖДАНСКИМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"