в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.01.95 N 59 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ"
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.01.95 N 59 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов"

Наименование программы: медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов.

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке программы: Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов".

Государственный заказчик: Минсоцзащиты России.

Основные исполнители: Минсоцзащиты России, Минздравмедпром России, Минобразование России, Минтруд России, Госкомвуз России, Госкомстат России, ГКФТ России, ФСЗ России, Российская академия образования, Российская академия медицинских наук.

Разработчик: Минсоцзащиты России.

Сроки реализации программы: 1995 -1997 годы.

Основные мероприятия программы: Научно-методологическое, правовое, информационно-статистическое и кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; организационные мероприятия по формированию основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов, в том числе создание реабилитационных учреждений; совершенствование материально-технической базы реабилитационных учреждений.

Важнейшие целевые показатели: повышение степени социальной защиты инвалидов; создание условий для реализации их потенциальных способностей и возможностей.

Ожидаемые конечные результаты: формирование основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы подготовки и повышения квалификации специалистов для медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Объемы и источники финансирования: 81,12 млрд.рублей - из средств федерального бюджета на 1995-1997 годы, в том числе 11,26 млрд. рублей - на 1995 год (в ценах 1994 года).

Система контроля за исполнением программы: Минсоцзащиты России совместно с Минэкономики России, Минфином России и другими министерствами, ведомствами, организациями.

Введение

В связи с экономическими и социальными преобразованиями, происходящими в Российской Федерации, требуются дополнительные меры адресной социальной поддержки со стороны государства и общества для такой социальной незащищенной группы населения, как инвалиды.

Проведенные социологические исследования показали, что уровень жизни инвалидов значительно ниже, чем в среднем у населения, а многочисленные проблемы решаются недостаточно эффективно. Это определяет необходимость совершенствования системы их социальной защиты, отвечающей современной концепции инвалидности и социально-экономической политике государства.

В целях усиления государственной поддержки инвалидов и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" разработана федеральная целевая программа "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов" (далее - программа), которая состоит из 3 разделов и предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на создание основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов для их интеграции в общество (приложение N 1. Не публикуется).

Программа является составной частью федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов".

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

В Российской Федерации на протяжении многих лет уровень инвалидности как один из показателей здоровья населения остается наиболее неблагополучным, и в последние годы отмечается стойкая ежегодная отрицательная его тенденция, преимущественно за счет лиц пенсионного возраста.

В 1992 году уровень первичной инвалидности составил 75,7 на 10 тысяч населения, а в 1993 году - соответственно 77,2. Не снижается ее тяжесть. Число лиц, впервые признанных инвалидами II группы, возросло с 52,9 на 10 тысяч населения в 1992 году до 73,0 на 10 тысяч населения в 1993 году.

Увеличивается численность инвалидов трудоспособного возраста. В 1993 году впервые были признаны инвалидами 473,7 тысячи граждан в трудоспособном возрасте, что составляет 57,0 на 10 тысяч трудоспособного населения.

В структуре первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста первое место занимают болезни системы кровообращения (23,9 процента), второе - злокачественные новообразования (14,4 процента), третье - травмы (13,5 процента).

Отмечается ежегодное увеличение численности детей-инвалидов.

Общее число инвалидов, по состоянию на 1 января 1993 года, составляло 8,2 млн. человек, или 5,4 процента всего населения Российской Федерации.

Вместе с тем, существующая в России практика врачебно-трудовой экспертизы, основанная на определении стойкой или длительной утраты способности к труду и самообслуживанию, не позволяет выявить всех лиц, имеющих другие ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, и определить адекватные меры социальной защиты.

В связи с этим возникает необходимость реформирования врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную, основными задачами которой будут не только установление инвалидности, но и определение объема и структуры реабилитационных мероприятий.

Важным этапом социальной защиты инвалидов является медико-социальная реабилитация, направленная на восстановление нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности.

В осуществлении медицинской, профессиональной и социальной реабилитации имеются серьезные недостатки. Об этом свидетельствует ежегодное снижение одного из основных показателей эффективности реабилитационного процесса - численности лиц, признанных при переосвидетельствовании в органах врачебно-трудовой экспертизы трудоспособными. Так, в 1990 году из общего числа переосвидетельствованных инвалидов 3,2 процента были признаны трудоспособными, а в 1993 году - лишь 2,3 процента.

Вопросы теории и практики реабилитации разработаны только по отдельным направлениям.

В системах здравоохранения, образования, социальной защиты населения недостаточно учреждений, осуществляющих медико-социальную реабилитацию инвалидов на современном уровне.

Обострились проблемы профессиональной подготовки и трудового устройства лиц с ограниченными возможностями, особенно в молодом возрасте.

Сеть учреждений для профессионального обучения инвалидов не обеспечивает потребности этой категории населения. Необходимо усовершенствовать их материально-техническую базу, методическое и кадровое обеспечение учебного процесса, придав им реабилитационную направленность.

Уровень оказания реабилитационной помощи инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения Российской Федерации, крайне низок и не может обеспечить в полном объеме медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию.

До настоящего времени в России не создана единая система медико-социальной реабилитации, не разработаны методологические подходы к ее проведению, а отдельные виды осуществляются разрозненно в учреждениях различных ведомств.

Это не позволяет обеспечить непрерывность и этапность реабилитационного процесса, снижает его эффективность. Отсутствует дифференцированный подход к реабилитации различных категорий инвалидов, не всегда учитываются их индивидуальные особенности и реабилитационный потенциал.

Не разработаны критерии оценки эффективности реабилитации.

Требует коренного преобразования система подготовки и повышения квалификации специалистов для медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Усиление социальной защиты инвалидов в условиях перехода к рыночным отношениям путем интеграции в общество.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Разработка и совершенствование научно-методологических и правовых аспектов медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

осуществление мер по созданию основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов;

кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитация инвалидов.

Основные направления реализации программы

ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В настоящий раздел включены мероприятия, реализация которых позволит создать основы службы медико-социальной экспертизы в рамках единой государственной системы медико-социальной реабилитации инвалидов.

В связи с этим в первую очередь предусмотрены разработка концепций инвалидности и медико-социальной экспертизы, положения по определению инвалидности, а также других методических материалов, необходимых для создания нормативно-правовой базы медико-социальной экспертизы инвалидов. Особое внимание уделено разработке организационно-функциональной модели службы медико-социальной экспертизы, принципам ее организации.

Информационно-статистическое обеспечение медико-социальной экспертизы предполагает создание автоматизированной информационно-справочной системы для формирования федерального банка данных по проблемам инвалидности и инвалидов, а также разработку унифицированной государственной статистической отчетности по медико-социальной экспертизе, ориентированной на машинную обработку.

ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

В целях создания основ государственной системы реабилитации инвалидов программой предусматривается разработка теоретических, организационных и правовых аспектов реабилитации инвалидов.

Предполагается разработка концепции медико-социальной реабилитации, определение методологии развития системы, создание организационно-функциональной модели системы медико-социальной реабилитации инвалидов, а также подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок деятельности реабилитационных учреждений различных ведомств, формирования базовых и индивидуальных программ реабилитации.

В связи с социальной значимостью реабилитации инвалидов молодого возраста предусмотрен ряд мероприятий по совершенствованию социально-психологических, педагогических и профессиональных вопросов их реабилитации.

Особое внимание уделено созданию базовых реабилитационных учреждений.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

В данном разделе предусмотрено проведение мероприятий по созданию системы подготовки и повышения квалификации специалистов, занятых в области медико-социальной экспертизы и реабилитации, в том числе:

разработка организационно-методических основ подготовки и переподготовки специалистов;

определение потребности и номенклатуры специальностей для медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

программно-методическое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитации.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Общий объем ассигнований из федерального бюджета на финансирование указанной программы на 1995-1997 годы составляет 81,12 млрд. рублей, в том числе на 1995 год - 11,26 млрд. рублей.

По разделам эти средства на 1995-1997 годы распределяются следующим образом:

основы и принципы медико-социальной экспертизы - 0,878 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 0,182 млрд.руб.;

основы создания государственной системы медико-социальной реабилитации инвалидов - 78,149 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 10, 438 млрд.руб.;

кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитация инвалидов - 2,096 млрд. руб., в том числе на 1995 год - 0,64 млрд.руб.

Распределение расходов из федерального бюджета представлено в бюджетной заявке (приложение N 2. Не публикуется).

Ассигнования на 1995-1997 годы могут быть уточнены исходя из сумм, предусматриваемых в федеральных бюджетах на 1995-1997 годы.

КОНТРОЛЬ И КООРДИНАЦИЯ РАБОТ

Государственным заказчиком программы является Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, которое осуществляет непосредственный контроль за ее выполнением. Для обеспечения научного руководства и координации работ при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации создается Экспертный совет с участием ведущих специалистов заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, специализированных научно-исследовательских институтов, общественных объединений инвалидов.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов"

Наименование программы: научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов.

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке программы: Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 1992 г. N 802 "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов", постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. N 296 "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов".

Государственный заказчик: Минсоцзащиты России.

Основные исполнители: Минсоцзащиты России, Минздравмедпром России, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования.

Разработчик: Минсоцзащиты России.

Сроки реализации программы: 1995-1997 годы.

Основные мероприятия программы: программой предусматривается разработка: методологических основ профилактики инвалидности, концептуальных и теоретических подходов к развитию системы медико-социальной помощи и реабилитации инвалидов; психолого-педагогических и социальных аспектов интеграции в общество детей с отклонениями в развитии; концептуальных и методологических подходов к формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности; теоретических и методологических основ информатизации проблем инвалидности и инвалидов.

Важнейшие целевые показатели: создание теоретических и методологических основ решения проблем инвалидности и инвалидов, в том числе детей-инвалидов; совершенствование профилактики инвалидности; информационное обеспечение и прогнозирование инвалидности населения.

Ожидаемые конечные результаты: создание системы научного и информационного обеспечения для формирования государственной социальной политики в отношении инвалидов.

Объемы и источники финансирования: 5,536 млрд.руб. - из средств федерального бюджета на 1995-1997 годы, в том числе 0,6 млрд.руб. - на 1995 год (в ценах 1994 года).

Системы контроля за исполнением программы: Минсоцзащиты России совместно с Минэкономики России, Минфином России и другими министерствами, ведомствами, организациями.

Введение

В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач является государственная поддержка и социальная защиты инвалидов.

В целях более эффективного решения проблем инвалидности и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1992 г. N 802 "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов" и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. N 296 "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов" разработана федеральная целевая программы "Научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов" (далее - программа).

Программа состоит из 7 разделов и предусматривает проведение комплекса научных (теоретических и научно-прикладных) исследований по приоритетным направлениям решения проблем инвалидности и инвалидов, профилактики инвалидности, медико-социальной помощи инвалидам, медицинской экспертизы и реабилитации инвалидов, по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, информационному обеспечению указанных направлений. Значительный объем исследований связан с изучением проблем инвалидности детей (приложение N 1. Не публикуется).

Программа является составной частью федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов".

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

На протяжении многих лет в Российской Федерации отмечается рост инвалидности населения, что свидетельствует о снижении уровня здоровья нации в целом.

При этом отмечается прогрессирующий рост числа инвалидов во всех возрастных группах с одновременным увеличением доли инвалидов, имеющих I и II группы инвалидности.

Основные тенденции инвалидности населения в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями их демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением социально-экономических условий жизни и экологической ситуации.

Рост числа инвалидов происходит на фонде постоянно сокращающейся численности населения.

В связи с этим профилактика и снижение уровня инвалидности населения являются одной из приоритетных проблем государства и общества. В то же время прежние подходы к решению этой проблемы не соответствуют современным социально-экономическим отношениям.

Все это обусловливает необходимость фундаментальной научной разработки принципиально новых теоретических и методологических основ решения проблем инвалидности населения и инвалидов как особого контингента, нуждающегося в социальной защите и интеграции в общество.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Создание системы научного информационного обеспечения для формирования государственной социальной политики в отношении инвалидов.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Разработка теоретических и методологических основ решения проблем инвалидности и реабилитации инвалидов;

разработка методологических и организационных основ профилактики инвалидности;

разработка современных основ информационного обеспечения, прогнозирования инвалидности населения.

Основные направления реализации программы

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ИНВАЛИДНОСТИ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ

Современный этап научного развития характеризуется пересмотром ряда аспектов проблемы инвалидности и интеграции инвалидов в общество.

Теоретический анализ проблемы инвалидности в концептуальной форме и в форме конкретных моделей позволит в дальнейшем сформировать научно обоснованную концепцию федеральной социальной политики в отношении инвалидов, определить приоритетные ее направления и разработать механизм реализации.

Программой предусматривается:

исследование состояния и динамики инвалидности населения в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях;

изучение формирования взаимосвязей медико-биологических и социальных аспектов инвалидности и реабилитации;

формирование концепции медико-социальной помощи инвалидам;

разработка новых методологических подходов к оценке медико-социальных последствий стойких нарушений здоровья;

разработка подходов к проведению медико-социальной экспертизы отдельных контингентов инвалидов.

РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ИНВАЛИДНОСТИ И ПРИНЦИПОВ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ

Программой предусматривается:

разработка концепции и принципов формирования общих и целевых программ профилактики инвалидности и реабилитация инвалидов;

методологическое обеспечение проблем профилактики инвалидности детского возраста;

разработка критериев оценки эффективности и качества медицинской помощи инвалидам;

обоснование новых подходов к медико-социальному обслуживанию отдельных контингентов инвалидов.

РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Настоящий раздел программы включает разработку теоретических основ и программ медико-социальной реабилитации отдельных контингентов инвалидов, психофизиологических основ социальной реабилитации инвалидов, организационно-функциональных моделей центров реабилитации для различных контингентов детей-инвалидов. Предусмотрена разработка методических подходов к формированию региональных программ содействия занятости для отдельных категорий инвалидов экспертных систем по рациональному трудоустройству инвалидов, комплекса специальных трудотерапевтических технологий.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Данным направлением предусмотрен комплекс научных разработок по научному обоснованию различных форм и методов социальной интеграции детей-инвалидов.

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ИНВАЛИДНОСТИ

Программа включает разработку проекта концепции системы взаимодействия государственных структур и общественных организаций в целях интеграции инвалидов в общество.

Будут представлены аналитические обзоры по социальной политике в отношении инвалидов за рубежом, по современным проблемам социальной адаптации инвалидов молодого возраста в обществе, о проблемах быта инвалидов.

Данным направлением предусмотрена разработка методологии и методики оценки экономических потерь в связи с инвалидностью и оценки экономической эффективности реабилитации проектов.

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данным направлением программы предусмотрена разработка научного и методического обеспечения формирования принципиально новой и реконструкции сложившейся системы застройки городов и других поселений, проектирования зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения. Будут разработаны принципы формирования региональных программ по организации доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

Программа включает создание экспериментальных проектов культурно-оздоровительного центра, торговой улицы и жилого микрорайона, доступных для инвалидов.

В рамках данного направления будут подготовлены программы обучения специалистов по проектированию и организации среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов.

РАЗРАБОТКА ОСНОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Настоящий раздел программы предусматривает научные исследования, направленные на создание основ информатизации проблем инвалидности и инвалидов:

разработку концепции информационно-статистического обеспечения проблем инвалидности, в т.ч. детского возраста;

разработку методологических основ применения Международной классификации нарушений, снижения трудоспособности и социальной недостаточности;

научно-методического обеспечения создания региональных регистров инвалидов;

разработку структуры и программного обеспечения базы данных по проблемам инвалидности и автоматизированной информационно-справочной системы.

Развитие и совершенствование информационного обеспечения позволяет создать систему моделей и программных средств для прогнозных разработок по инвалидности населения.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Общий объем ассигнований из федерального бюджета на финансирование программы на 1995-1997 годы составляет 5,536 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 0,6 млрд.руб.

По разделам эти средства на 1995-1997 годы распределяются следующим образом:

разработка концепции инвалидности и медико-социальной помощи инвалидам - 0,968 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 0,184 млрд.руб.;

разработка методологических основ комплексной профилактики инвалидности и принципов медицинского обслуживания инвалидов - 0,664 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 0,063 млрд.руб.;

разработка теоретических и организационных основ медико-социальной реабилитации инвалидов - 1,686 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 0,09 млрд.руб.;

психолого-педагогические, социальные и медицинские аспекты интеграции в общество детей с отклонениями в развитии - 0,808 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 0,064 млрд.руб.;

изучение социально-экономических проблем инвалидности - 0,303 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 0,015 млрд.руб.;

разработка концептуальных и методологических подходов по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности - 0,504 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 0,074 млрд.руб.;

разработка основ информатизации и прогнозирования инвалидности населения - 0,603 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 0,11 млрд.руб.

Распределение расходов из федерального бюджета представлено в бюджетной заявке (приложение N 2. Не публикуется).

Ассигнования на 1995-1997 годы будут уточнены, исходя из сумм, предусматриваемых в федеральных бюджетах на 1995-1997 годы.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"

Наименование программы: формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке программы: Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1156 и постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 245 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".

Государственный заказчик: Минсоцзащиты России.

Основные исполнители: Минсоцзащиты России, Минстрой России, Минздравмедпром России, Минобразование России, Минтранс России, МПС России, Миннауки России, Минсвязи России, Минтруд России, Госкомоборонпром России, Госстандарт России, Госкомвуз России, Роскоммаш.

Разработчики: Минсоцзащиты России, Минстрой России, Госстандарт России, Госкомоборонпром России, Роскоммаш.

Сроки реализации программы: 1995-1997 годы.

Основные мероприятия программы: проведение научных исследований, обобщение отечественного и зарубежного опыта; разработка нормативной, методической и проектной документации;

реконструкция и переоборудование зданий и сооружений федеральной собственности; адаптация средства транспорта, связи, информатики; разработка вспомогательных технических средств и бытового оборудования.

Важнейшие целевые показатели: обеспечение доступности для инвалидов объектов общественного назначения, средств транспорта, связи, информатики; создание оптимальных возможностей для самообслуживания.

Ожидаемые конечные результаты: создание условий для интеграции инвалидов в общество путем формирования новой и адаптации сложившейся общественной и социальной инфраструктуры.

Объемы и источники финансирования: 175,25 млрд.рублей - из средств федерального бюджета на 1995-1997 годы, в том числе 6,18 млрд.рублей - на 1995 год (в ценах 1994 года).

Системы контроля за исполнением программы: Минсоцзащиты России совместно с Минэкономики России, Минфином России и другими министерствами, ведомствами, организациями.

Введение

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики, практические результаты которой обеспечат инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 245 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности", разработана федеральная целевая программа "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" (далее - программа).

Программа состоит из 6 разделов, каждый из которых содержит комплекс мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов различных объектов социальной инфраструктуры, в том числе по стандартизации промышленной продукции для инвалидов и созданию экспериментальных зон (моделей) среды жизнедеятельности на региональном уровне (приложение N 1. Не публикуется).

Программа является составной частью федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов".

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Изменение принципиальных подходов к формированию реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов диктует необходимость создания условий, при которых возможно наиболее полное развитие их способностей, максимальная интеграция в общество.

Среда жизнедеятельности, доступная для инвалидов, - обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая инвалидам вести независимый образ жизни.

Во многих странах разработаны и введены в действие нормативные документы, устанавливающие требования по обеспечению доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов социальной инфраструктуры:

в 1988 году в США утверждены "Единые федеральные стандарты доступности", включающие требования к проектируемым, строящимся и реконструируемым зданиям и сооружениям;

разработаны руководства по приспособлению среды к потребностям инвалидов в Голландии (1986 год), Франции (1988 год);

в 1990 году принято "Европейское руководство по обеспечению доступности для инвалидов среды жизнедеятельности".

В России до недавнего времени практически отсутствовали строительные нормы и правила по градостроительству, планировке городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий и сооружений, учитывающих специфические потребности инвалидов. Кроме того, нет и научно обоснованных параметров и критериев доступности среды, а также социальных и медико-технологических требований к объектам общественного назначения. Не определены категории инвалидов, для которых адаптация среды необходима в первую очередь.

Только в документах, разработанных в последние годы отдельными министерствам и ведомствами, сделаны попытки решения этих проблем:

в 1991 году Государственным комитетом по архитектуре и градостроительству при Госстрое утверждены и введены в действие Ведомственные строительные нормы "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и других маломобильных групп населения" (ВСН 62-91).

В 1991 году Министерством путей сообщения СССР утверждены и введены в действие временные ведомственные строительные нормы "Железнодорожные вокзалы для пассажиров прямого сообщения. Нормы проектирования" (ВСН 01-91/МПС СССР), в которых предусмотрен специальный раздел, посвященный требованиям по обслуживанию инвалидов при проектировании, строительстве и реконструкции железнодорожных вокзалов;

в 1993 году начата разработка системы государственных стандартов на автобусы, предназначенные для перевозки инвалидов на креслах-колясках, и средства междугородного пассажирского транспорта с учетом доступности их для инвалидов;

в 1992 году Центральным и Сибирским зональным научно-исследовательскими институтами экспериментального проектирования внесены корректировки в планировочные решения 5 процентов квартир типовых проектов массового жилого строительства.

Практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, организации транспортного и информационного обслуживания до последнего времени не учитывала специфических потребностей инвалидов. В ряде случаев это привело к их изоляции от общества, лишив возможности самообслуживания, свободного выхода из жилых помещений, передвижения внутри и за пределы микрорайонов, а также возможности трудоустройства.

В 1992 году врачебно-трудовыми экспертными комиссиями были даны рекомендации об условиях и характере труда 594,4 тыс. инвалидов, в т.ч. 99,9 тыс. инвалидов - специально созданных условиях производства и 20,1 тыс. инвалидов - на дому.

Численность трудоспособных инвалидов, но в настоящее время не работающих, в том числе ввиду недоступности рабочего места или его отсутствия, - более 1 млн. человек., в то же время 90 процентов опрошенных инвалидов и престарелых в возрасте от 50 лет и старше желают работать в связи с низким уровнем жизни.

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности позволит снизить потребность в стационарных учреждениях интернатного типа, сократит расходы на их возведение и содержание, создаст возможности для социальной реабилитации отдельных категорий инвалидов. При средней эффективности реабилитации одного инвалида расходы на создание доступной для них среды жизнедеятельности смогут окупиться в течение 5-10 лет.

С учетом вышеизложенного можно сделать следующий вывод:

в настоящее время в Российской Федерации нет системы безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов для интеграции их в общество, отсутствует организационно-методическое и информационное обеспечение данной проблемы. Вместе с тем, созданы предпосылки для формирования государственной системы мер по созданию среды жизнедеятельности инвалидов в области градостроительства, производства вспомогательных технических средств, общественного пассажирского и индивидуального транспорта, связи и информатики.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Реализация государственной социальной политики в области формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, разработка и выполнение мероприятий по стандартизации, проектированию и переоборудованию зданий и сооружений федеральной собственности, средств транспорта, связи и информатики.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Проведение исследований по вопросам формирования среды жизнедеятельности для инвалидов на основе отечественного и зарубежного опыта;

определение критериев и параметров доступности зданий и сооружений;

разработка нормативно-методической и проектной документации на реконструкцию и застройку населенных пунктов, жилых районов, зданий, сооружений всех типологических направлений, производство средств транспорта, связи и информатики, вспомогательных технических средств и бытового оборудования для инвалидов;

строительство и переоборудование зданий и сооружений федеральной собственности с учетом обеспечения их доступности для инвалидов;

разработка, создание экспериментальных образцов и организаций серийного выпуска средств общественного пассажирского транспорта, связи, информатики;

разработка вспомогательных технических средств и бытового оборудования, обеспечивающих инвалидам условия доступности.

Основные направления реализации программы

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

В настоящем разделе предусмотрено проведение научно-исследовательских работ по проблемам формирования доступной для инвалидов среды, включающей жилые общественные, производственные здания и градостроительные элементы различных населенных пунктов. В результате этих работ будет разработана нормативно-методическая документация, созданы экспериментальные и типизированные проектные разработки.

Предусмотрена разработка требований к планировке и застройке селитебных территорий с учетом специфических особенностей инвалидов: к решению городских путей перемещения инвалидов - лестницам, пандусам, покрытиям тротуаров, местам отдыха; к светофорному и звуковому регулированию движения на переходах; к оборудованию городских и привокзальных площадей, площадок перед входами в общественные здания; к остановкам транспорта; к средствам пожарной безопасности, а также устройствам световой сигнализации. Планируется провести комплекс мероприятий по реконструкции зданий и сооружений всех типологических направлений (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры и спорта, науки, промышленности, транспорта, связи и информатики), находящихся в федеральной собственности.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Программа предусматривает проведение научных исследований и разработку, с учетом потребностей различных категорий инвалидов, требований доступности всех видов общественного пассажирского транспорта (автобусов, вагонов трамваев, электро- и дизель-поездов, метрополитена, судов морского и речного флота, самолетов гражданской авиации), а также разработку технической документации, изготовление опытных образцов и организацию серийного выпуска транспортных средств, оснащенных специальными дверьми, техническими подъемными устройствами для посадки инвалидов на креслах-колясках, площадках, сидениями, устройствами фиксации и крепежа, специальными поручнями и другим оборудованием, обеспечивающим размещение и передвижение инвалидов внутри транспортного средства. Предусматриваются багажные отделения для хранения кресел-колясок и транспортных тележек, а также специальные средства звуковой и световой сигнализации, разнообразные ориентирующие устройства.

СРЕДСТВА СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ

Настоящий раздел содержит исследование проблем адекватного восприятия инвалидами информационных знаков и символов, установление основных параметров технических требований к средствам связи и информатики, разработку технической документации на средства звуковой, световой и визуальной информации, предназначенные для использования инвалидами.

Предусматривается разработка экспериментальных образцов, их испытание и организация серийного выпуска различных изделий данного назначения, в том числе световых и вибрационных сигнализаторов звуковых сигналов для инвалидов с нарушением функций органов слуха и зрения.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И БЫТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Программой предусматривается комплекс мероприятий по:

разработке подъемных устройств (новая модификация лифтов, трапеции для подъема и перемещения);

оборудованию рабочих мест для инвалидов;

изготовлению образцов и серийному выпуску вспомогательных средств, специального санитарно-технического оборудования, поручней, подвесных ручек, подлокотников, сидений, вешалок, устройств для открывания форточек, дверей, шкафов, встроенной мебели (кроватей, столов, стульев, стеллажей, полок) и т.д.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ИНВАЛИДАМ УСЛОВИЯ ДОСТУПНОСТИ

В разделе представлены мероприятия по пересмотру действующих стандартов на отдельные строительные элементы, детали, материалы и изделия в соответствии с требованиями доступности для инвалидов. Кроме того, будут разработаны стандарты и на новые виды промышленной продукции, в том числе на средства связи, информатики, транспорта, подъемно-транспортное оборудование и т.д.

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В программе приведены мероприятия по определению научных подходов путем создания экспериментальных зон (моделей) среды жизнедеятельности инвалидов, включающих реновацию различных зданий и сооружений, средств связи и информатики, транспорта, апробацию различного вспомогательного технического оборудования.

Предполагается многовариантная проработка проблемы на основе проведенных исследований, использования новейших зарубежных и отечественных технологий и выбор окончательных решений по оценке эффективности технико-экономических показателей.

Города Москва, Егорьевск Московской области, Сердобск Пензенской области с 1995 года объявляются экспериментальными зонами отработки решений по созданию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Проведение мероприятий предусматривается в соответствии с их приоритетностью.

В первую очередь планируется внесение научно обоснованных дополнений в действующие строительные нормы и правила создания системы стандартов, устанавливающих требования доступности для инвалидов средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, связи, информатики, вспомогательного оборудования, а также практическое внедрение научно-технических разработок.

В рамках программы министерства и иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют переоборудование и оснащение зданий и сооружений, находящихся в их ведении.

Приспособление зданий и сооружений всех типологических направлений, находящихся в муниципальной собственности, предполагается осуществлять в соответствии с целевыми региональными программами.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Общий объем из федерального бюджета на финансирование указанной программы на 1995-1997 годы составляет 175,25 млрд.рублей, в том числе на 1995 год - 6,18 млрд.рублей.

По разделам эти средства на 1995-1997 годы распределяются следующим образом:

градостроительство и архитектура - 52,33 млрд.рублей, в том числе на 1995 год - 4,6 млрд.рублей;

общественный пассажирский и индивидуальный транспорт - 32,56 млрд.рублей, в том числе на 1995 год - 0,4 млрд.рублей;

средства связи и информатики - 2,35 млрд.рублей;

вспомогательные технические средства и бытовое оборудование для инвалидов - 14,76 млрд.рублей;

стандартизация промышленной продукции, обеспечивающей инвалидам условия доступности, - 5,5 млрд. рублей;

проведение экспериментальных работ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности - 67,75 млрд.рублей, в том числе на 1995 год - 1,18 млрд.рублей.

Распределение расходов из федерального бюджета представлено в бюджетной заявке (приложение N 2. Не публикуется).

Ассигнования на 1995-1997 годы будут уточнены, исходя из сумм, предусматриваемых в федеральных бюджетах на 1995-1997 годы. Стоимость дополнительных работ, обеспечивающих доступность зданий и сооружений, включается в стоимость проекта строительства, реконструкции или капитального ремонта, обеспечивается заказчиком и по международному опыту составляет 5-6 процентов сметной стоимости.

Объекты, относящиеся к федеральной собственности, будут дооснащаться элементами доступности их для инвалидов за счет средств федерального бюджета.

При разработке научно-методических и нормативно-проектных тем могут быть привлечены на долевых началах средства государств - участников Содружества Независимых Государств.

КОНТРОЛЬ И КООРДИНАЦИЯ РАБОТ

Государственным заказчиком программы является Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, которое осуществляет непосредственный контроль за выполнением программы. Для обеспечения научного руководства и координации работ при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации создается Экспертный совет с участием ведущих специалистов заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, специализированных научно-исследовательских институтов, предприятий, общественных организаций инвалидов.

Контроль за обеспечением проектных и строительных работ по формированию доступной для инвалидов среды в городах и других поселениях Российской Федерации осуществляют Главная инспекция Государственного архитектурного строительного надзора и Главное управление Государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве строительства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Контроль за исполнением программы по средствам транспорта возлагается на Министерство транспорта Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий"

Наименование программы: разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий.

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке программы: Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов".

Государственный заказчик: Минсоцзащиты России.

Основные исполнители: Минсоцзащиты России, Госкомоборонпром России, Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королева (РКК "Энергия").

Разработчики: Минсоцзащиты России, РКК "Энергия".

Сроки реализации программы: 1995-1998 годы.

Основные мероприятия программы: проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по созданию средств протезирования; строительство новых и реконструкция существующих протезно-ортопедических предприятий и мастерских; техническое переоснащение протезно-ортопедических предприятий специализированным технологическим оборудованием и приспособлениями для протезирования.

Важнейшие целевые показатели: обновление номенклатуры протезно-ортопедических изделий на основе реализации модульного принципа их конструирования и производства; создание протезно-ортопедических предприятий по типовым проектам, повышение их технического уровня.

Ожидаемые конечные результаты: улучшение протезно-ортопедической помощи населению Российской Федерации.

Объемы и источники финансирования: 253,56 млрд.рублей - из средств федерального бюджета на 1995-1998 годы, в том числе 54,24 млрд.руб. - на 1995 год (в ценах 1994 года).

Система контроля - за исполнением программы: Минсоцзащиты России совместно с Минэкономики России, Минфином России и другими министерствами, ведомствами, организациями.

Введение

Федеральная целевая программа "Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий" (далее - программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов".

Программа состоит из 4 разделов и содержит комплекс мероприятий по приоритетным направлениям решения проблемы повышения технического уровня производства протезно-ортопедических изделий и качества протезирования, осуществляемый научно-исследовательскими институтами протезирования и протезостроения Министерства социальной защиты населения Российской Федерации совместно с РКК "Энергия" (приложение N 1. Не публикуется).

Особенностью программы является проведение мероприятий по созданию и внедрению неметаллических материалов для производства элементов протезно-ортопедических изделий, а также применение для их изготовления материалов, используемых в космической технике, что позволит сократить использование натуральных материалов (кожи, древесины).

Выполнение программы позволит существенно обновить имеющуюся номенклатуру протезно-ортопедических изделий, реализовать модульный принцип их конструирования и производства, расширить функциональные характеристики протезов и ортезов, заменить ремесленные методы сборки изделий современными технологическими процессами с использованием специального оборудования и компьютерной техники.

Программа является составной частью федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов".

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Необходимость реализации программы обусловлена крайне тяжелым положением, сложившимся в протезостроении и протезировании в результате недостаточного финансирования этой отрасли в течение ряда десятилетий, отсутствия четкой организации и координации работ по всем направлениям развития протезно-ортопедической техники.

Общее число граждан, нуждающихся в различных видах протезно-ортопедической помощи, составляет в Российской Федерации более 1 млн. человек. Ежегодно оказывается помощь по протезированию 287 тысячам человек, ортезированию - 70 тысячам человек. В сложной ортопедической обуви нуждаются 98 тысяч человек.

В системе Министерства социальной защиты населения Российской Федерации имеется 66 протезно-ортопедических предприятий, фондовооруженность которых на порядок меньше, чем средняя по промышленности России. Одна треть зданий, в которых размещаются эти предприятий, имеют износ более 50 процентов. В таком же состоянии находятся две специализированные фабрики ортопедической обуви (в городах Москве и Санкт-Петербурге). Многие протезно-ортопедические предприятия располагаются в помещениях, приспособленных к технологическому профилю предприятий, постройки XIX - начала XX веков и оснащены морально устаревшим и физически изношенным оборудованием. Техническое состояние зданий не позволяет проводить переоснащение их новым оборудованием и использовать современные технологии изготовления протезно-ортопедических изделий. Основной поставщик протезно-ортопедических полуфабрикатов - московское производственное объединение "Металлист" Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности (первенец отечественного протезостроения) серьезно не реконструировалось с 1916 года, т.е. с момента основания.

Создавшееся положение объясняется тем, что в России практически отсутствовали современные разработки специализированного технологического оборудования для протезно-ортопедических предприятий, а также серийное производство этого оборудования.

Поэтому в течение последних четырех лет в соответствии с техническими заданиями, разработанными РКК "Энергия" совместно с Центральным научно-исследовательским институтом протезирования и протезостроения Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, научно-производственным объединением "Техномаш" Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, была определена на основе анализа технологии изготовления как вновь разработанных, так и выпускаемых в настоящее время протезно-ортопедических изделий номенклатура необходимого специализированного технологического оборудования.

Вместе с тем, строительство новых, реконструкция и расширение действующих протезно-ортопедических предприятий, а также оснащение их современным технологическим оборудованием осуществляются медленными темпами. Низкий уровень технологии, отсутствие необходимого ассортимента материалов, стендовой базы для испытаний не позволяют создать протезы, удовлетворяющие современным требованиям функциональности, ресурса, дизайна.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Улучшение протезно-ортопедической помощи населению Российской Федерации.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Создание теоретических, методологических и организационных основ протезирования:

проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по созданию средств протезирования, новых материалов для изготовления протезно-ортопедических изделий;

разработка новых методов протезирования;

разработка системы управления качеством протезирования;

строительство новых и реконструкция существующих протезно-ортопедических предприятий и мастерских, оптимальное размещение их на территории Российской Федерации;

техническое переоснащение протезно-ортопедических предприятий специализированным технологическим оборудованием и приспособлениями для протезирования.

Основные направления реализации программы

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ

Программой предусмотрено осуществить комплексный анализ проблемы улучшения протезирования, завершить начатые работы и внедрить в производство новые разработки.

В качестве приоритетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определены следующие:

медицинское обеспечение протезирования;

завершение в течение 1995-1996 годов всех видов комплексных испытаний и получение заключений на серийное производство новых разработок модулей и протезов, что позволит расширить ассортимент выпускаемых протезно-ортопедических изделий нового поколения, не уступающих по своим характеристикам зарубежным аналогам, необходимых для реабилитации инвалидов различных категорий;

продолжение начатых разработок и изготовление опытных партий отечественных материалов, ранее выпускавшихся в ближнем зарубежье (полиэфиры, армирующие оболочки, клеи, термопласты и другие), решение вопросов производства более легких протезов за счет внедрения неметаллических материалов типа углепластика;

создание специализированного оборудования и технологий для производства современных протезно-ортопедических изделий;

разработка системы управления качеством протезирования;

изучение экономики и маркетинга проблем протезирования;

создание автоматизированной информационной системы;

разработка типовых проектов, строительство и реконструкция протезно-ортопедических предприятий, ателье, мастерских и передвижных пунктов протезирования, разработка концепции оптимального их размещения на территории Российской Федерации.

Использование научного и производственного потенциала предприятий оборонных отраслей промышленности позволило к настоящему времени выполнить существенный объем работ по каждому из указанных выше направлений.

ОПЫТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

В настоящем разделе представлены работы, направленные на создание новых технологий изготовления полуфабрикатов, из которых собираются протезы, и необходимых для этого оснастки и инструмента, программно-технических комплексов. Успешное завершение этих работ позволит не только обеспечить протезно-ортопедическую отрасль необходимой номенклатурой модулей и полуфабрикатов, но и повысить качество выпускаемой продукции, что, в свою очередь, позволит улучшить качество протезирования на протезно-ортопедических предприятиях.

Для выполнения опытно-технологических работ в данной программе в качестве основных исполнителей предлагаются предприятия и организации, являющиеся основными изготовителями продукции для протезно-ортопедической отрасли.

СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Программой предусматривается построить и реконструировать 12 протезно-ортопедических предприятий, завершить строительство Московского протезно-ортопедического восстановительного центра и реконструкцию Санкт-Петербургского научно-исследовательского института протезирования.

Кроме того, в настоящий раздел включены мероприятия по улучшению кадрового обеспечения протезно-ортопедических предприятий - предполагается построить для специалистов свыше 80 тысяч кв.м жилой площадью.

Объекты, строительство которых предусматривается программой, обеспечены проектно-сметной документацией, обосновывающей сметную стоимость их строительства.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕОСНАЩЕНИЕ ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

За 1995-1997 годы предусматривается переоснастить протезно-ортопедические предприятия современным высокопроизводительным специализированным оборудованием и инструментарием (58 наименований) и внедрить на предприятия электронно-вычислительную технику, которая позволит провести медико-функциональные исследования пораженных конечностей, обеспечить подбор протезно-ортопедических изделий с учетом индивидуальных особенностей инвалида, а также осуществить объективный контроль за процессом и результатом протезирования и их качества.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

В соответствии с Указом Президента Российской федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" протезно-ортопедические предприятия, научно-исследовательские институты в области протезирования, протезостроения и ортопедии, изготавливающие продукцию и предоставляющие услуги инвалидам, находятся в федеральной собственности.

В настоящее время из средств федерального бюджета осуществляется государственная поддержка деятельности протезно-ортопедических предприятий в виде выделения бюджетных ассигнований на пополнение оборотных средств и закупку оборудования, не входящего в сметы строек, покрытие разницы в цене по протезно-ортопедическим изделиям, реализуемым инвалидам за наличный расчет, содержание стационаров сложного протезирования, рублевое покрытие, необходимое для приобретение валюты на закупку по импорту сырья, материалов и оборудования, бесплатное протезирование.

Учитывая необходимость стабильной реализации программы в установленные сроки, основным источником финансирования ее является федеральный бюджет.

Основные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы финансируются из федерального бюджета по линии Министерства науки и технической политики Российской Федерации в рамках отраслевой программы "Создание и освоение в 1993-1998 годах технических средств для инвалидов и реабилитационной техники", утвержденной 16 марта 1993 г. Министерством социальной защиты населения Российской Федерации по согласованию с Министерством науки и технической политики Российской Федерации, которая входит составной частью в данную программу.

Общий объем ассигнований из федерального бюджета на финансирование указанной программы на 1995-1998 годы составляет 253,56 млрд.рублей, в том числе 1995 год - 54,24 млрд. рублей.

По разделам программы эти средства на 1995-1998 годы распределяются следующим образом:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 53,11 млрд.руб., на 1995 год средств не выделено;

опытно-технологические работы по обеспечению серийного производства протезно-ортопедических изделий - 30,9 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 15,39 млрд.руб.;

строительство и реконструкция протезно-ортопедических предприятий - 120,59 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 29,15 млрд.руб.;

техническое переоснащение протезно-ортопедических предприятий - 48,96 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 9,7 млрд.руб.

Распределение расходов из федерального бюджета представлено в бюджетной заявке (приложение N 2. Не публикуется).

Ассигнования на 1995-1998 годы могут быть уточнены исходя из сумм, предусматриваемых в федеральных бюджетах на 1995-1998 годы.

КОНТРОЛЬ И КООРДИНАЦИЯ РАБОТ

Государственным заказчиком программы является Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, которое осуществляет непосредственный контроль за выполнением программы и привлекает для этого ведущих специалистов заинтересованных министерств и ведомств, научно-исследовательских институтов, общественных объединений инвалидов.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию протезно-ортопедических изделий проводятся по согласованию с Министерством науки и технической политики Российской Федерации.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.01.95 N 59 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ"