в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.01.95 N 59 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ"
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.01.95 N 59 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов"

Наименование программы: медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов.

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке программы: Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов".

Государственный заказчик: Минсоцзащиты России.

Основные исполнители: Минсоцзащиты России, Минздравмедпром России, Минобразование России, Минтруд России, Госкомвуз России, Госкомстат России, ГКФТ России, ФСЗ России, Российская академия образования, Российская академия медицинских наук.

Разработчик: Минсоцзащиты России.

Сроки реализации программы: 1995 -1997 годы.

Основные мероприятия программы: Научно-методологическое, правовое, информационно-статистическое и кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; организационные мероприятия по формированию основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов, в том числе создание реабилитационных учреждений; совершенствование материально-технической базы реабилитационных учреждений.

Важнейшие целевые показатели: повышение степени социальной защиты инвалидов; создание условий для реализации их потенциальных способностей и возможностей.

Ожидаемые конечные результаты: формирование основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы подготовки и повышения квалификации специалистов для медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Объемы и источники финансирования: 81,12 млрд.рублей - из средств федерального бюджета на 1995-1997 годы, в том числе 11,26 млрд. рублей - на 1995 год (в ценах 1994 года).

Система контроля за исполнением программы: Минсоцзащиты России совместно с Минэкономики России, Минфином России и другими министерствами, ведомствами, организациями.

Введение

В связи с экономическими и социальными преобразованиями, происходящими в Российской Федерации, требуются дополнительные меры адресной социальной поддержки со стороны государства и общества для такой социальной незащищенной группы населения, как инвалиды.

Проведенные социологические исследования показали, что уровень жизни инвалидов значительно ниже, чем в среднем у населения, а многочисленные проблемы решаются недостаточно эффективно. Это определяет необходимость совершенствования системы их социальной защиты, отвечающей современной концепции инвалидности и социально-экономической политике государства.

В целях усиления государственной поддержки инвалидов и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" разработана федеральная целевая программа "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов" (далее - программа), которая состоит из 3 разделов и предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на создание основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов для их интеграции в общество (приложение N 1. Не публикуется).

Программа является составной частью федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов".

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

В Российской Федерации на протяжении многих лет уровень инвалидности как один из показателей здоровья населения остается наиболее неблагополучным, и в последние годы отмечается стойкая ежегодная отрицательная его тенденция, преимущественно за счет лиц пенсионного возраста.

В 1992 году уровень первичной инвалидности составил 75,7 на 10 тысяч населения, а в 1993 году - соответственно 77,2. Не снижается ее тяжесть. Число лиц, впервые признанных инвалидами II группы, возросло с 52,9 на 10 тысяч населения в 1992 году до 73,0 на 10 тысяч населения в 1993 году.

Увеличивается численность инвалидов трудоспособного возраста. В 1993 году впервые были признаны инвалидами 473,7 тысячи граждан в трудоспособном возрасте, что составляет 57,0 на 10 тысяч трудоспособного населения.

В структуре первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста первое место занимают болезни системы кровообращения (23,9 процента), второе - злокачественные новообразования (14,4 процента), третье - травмы (13,5 процента).

Отмечается ежегодное увеличение численности детей-инвалидов.

Общее число инвалидов, по состоянию на 1 января 1993 года, составляло 8,2 млн. человек, или 5,4 процента всего населения Российской Федерации.

Вместе с тем, существующая в России практика врачебно-трудовой экспертизы, основанная на определении стойкой или длительной утраты способности к труду и самообслуживанию, не позволяет выявить всех лиц, имеющих другие ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, и определить адекватные меры социальной защиты.

В связи с этим возникает необходимость реформирования врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную, основными задачами которой будут не только установление инвалидности, но и определение объема и структуры реабилитационных мероприятий.

Важным этапом социальной защиты инвалидов является медико-социальная реабилитация, направленная на восстановление нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности.

В осуществлении медицинской, профессиональной и социальной реабилитации имеются серьезные недостатки. Об этом свидетельствует ежегодное снижение одного из основных показателей эффективности реабилитационного процесса - численности лиц, признанных при переосвидетельствовании в органах врачебно-трудовой экспертизы трудоспособными. Так, в 1990 году из общего числа переосвидетельствованных инвалидов 3,2 процента были признаны трудоспособными, а в 1993 году - лишь 2,3 процента.

Вопросы теории и практики реабилитации разработаны только по отдельным направлениям.

В системах здравоохранения, образования, социальной защиты населения недостаточно учреждений, осуществляющих медико-социальную реабилитацию инвалидов на современном уровне.

Обострились проблемы профессиональной подготовки и трудового устройства лиц с ограниченными возможностями, особенно в молодом возрасте.

Сеть учреждений для профессионального обучения инвалидов не обеспечивает потребности этой категории населения. Необходимо усовершенствовать их материально-техническую базу, методическое и кадровое обеспечение учебного процесса, придав им реабилитационную направленность.

Уровень оказания реабилитационной помощи инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения Российской Федерации, крайне низок и не может обеспечить в полном объеме медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию.

До настоящего времени в России не создана единая система медико-социальной реабилитации, не разработаны методологические подходы к ее проведению, а отдельные виды осуществляются разрозненно в учреждениях различных ведомств.

Это не позволяет обеспечить непрерывность и этапность реабилитационного процесса, снижает его эффективность. Отсутствует дифференцированный подход к реабилитации различных категорий инвалидов, не всегда учитываются их индивидуальные особенности и реабилитационный потенциал.

Не разработаны критерии оценки эффективности реабилитации.

Требует коренного преобразования система подготовки и повышения квалификации специалистов для медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Усиление социальной защиты инвалидов в условиях перехода к рыночным отношениям путем интеграции в общество.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Разработка и совершенствование научно-методологических и правовых аспектов медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

осуществление мер по созданию основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов;

кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитация инвалидов.

Основные направления реализации программы

ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В настоящий раздел включены мероприятия, реализация которых позволит создать основы службы медико-социальной экспертизы в рамках единой государственной системы медико-социальной реабилитации инвалидов.

В связи с этим в первую очередь предусмотрены разработка концепций инвалидности и медико-социальной экспертизы, положения по определению инвалидности, а также других методических материалов, необходимых для создания нормативно-правовой базы медико-социальной экспертизы инвалидов. Особое внимание уделено разработке организационно-функциональной модели службы медико-социальной экспертизы, принципам ее организации.

Информационно-статистическое обеспечение медико-социальной экспертизы предполагает создание автоматизированной информационно-справочной системы для формирования федерального банка данных по проблемам инвалидности и инвалидов, а также разработку унифицированной государственной статистической отчетности по медико-социальной экспертизе, ориентированной на машинную обработку.

ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

В целях создания основ государственной системы реабилитации инвалидов программой предусматривается разработка теоретических, организационных и правовых аспектов реабилитации инвалидов.

Предполагается разработка концепции медико-социальной реабилитации, определение методологии развития системы, создание организационно-функциональной модели системы медико-социальной реабилитации инвалидов, а также подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок деятельности реабилитационных учреждений различных ведомств, формирования базовых и индивидуальных программ реабилитации.

В связи с социальной значимостью реабилитации инвалидов молодого возраста предусмотрен ряд мероприятий по совершенствованию социально-психологических, педагогических и профессиональных вопросов их реабилитации.

Особое внимание уделено созданию базовых реабилитационных учреждений.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

В данном разделе предусмотрено проведение мероприятий по созданию системы подготовки и повышения квалификации специалистов, занятых в области медико-социальной экспертизы и реабилитации, в том числе:

разработка организационно-методических основ подготовки и переподготовки специалистов;

определение потребности и номенклатуры специальностей для медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

программно-методическое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитации.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Общий объем ассигнований из федерального бюджета на финансирование указанной программы на 1995-1997 годы составляет 81,12 млрд. рублей, в том числе на 1995 год - 11,26 млрд. рублей.

По разделам эти средства на 1995-1997 годы распределяются следующим образом:

основы и принципы медико-социальной экспертизы - 0,878 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 0,182 млрд.руб.;

основы создания государственной системы медико-социальной реабилитации инвалидов - 78,149 млрд.руб., в том числе на 1995 год - 10, 438 млрд.руб.;

кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитация инвалидов - 2,096 млрд. руб., в том числе на 1995 год - 0,64 млрд.руб.

Распределение расходов из федерального бюджета представлено в бюджетной заявке (приложение N 2. Не публикуется).

Ассигнования на 1995-1997 годы могут быть уточнены исходя из сумм, предусматриваемых в федеральных бюджетах на 1995-1997 годы.

КОНТРОЛЬ И КООРДИНАЦИЯ РАБОТ

Государственным заказчиком программы является Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, которое осуществляет непосредственный контроль за ее выполнением. Для обеспечения научного руководства и координации работ при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации создается Экспертный совет с участием ведущих специалистов заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, специализированных научно-исследовательских институтов, общественных объединений инвалидов.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.01.95 N 59 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ"