в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 13.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ" (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.94 N 50) (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ", утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.01.95 N 1)
не действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
"ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ" (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.94 N 50) (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ", утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.01.95 N 1)

5. Требования к подвижному составу и специальным контейнерам для перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом

5.1. Общие положения

5.1.1. Для перевозок опасных грузов по железным дорогам должны использоваться только предназначенные для этих целей технически исправные специализированные вагоны и контейнеры, принадлежащие объединениям, предприятиям и организациям, независимо от их форм собственности, или арендованные ими, а также универсальные вагоны и контейнеры парка МПС России (параметры вагонов - цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов, приведены в Приложении 6).

Тип (модель) вагонов и контейнеров, в которых допускается перевозка опасных грузов, устанавливается в нормативно - технической документации на продукцию (государственные стандарты, технические условия) по согласованию с МПС России и Госгортехнадзором России.

5.1.2. Вагоны и контейнеры, предназначенные для перевозки опасных грузов, кроме знаков и надписей согласно альбому "Знаки и надписи на вагонах грузового парка железных дорог колеи 1520 мм", должны иметь маркировку, характеризующую транспортную опасность груза в соответствии с Правилами перевозок грузов, и отличительную окраску согласно нормативно - технической документации.

Порядок нанесения знаков опасности на вагоны и контейнеры устанавливает МПС России.

5.1.3. Вагоны и контейнеры, подаваемые под погрузку опасных грузов, должны быть в исправном техническом и коммерческом отношении, исключающем утечку или просыпание опасных грузов, а также очищены от ранее перевозимых грузов и обезврежены. Вагоны - цистерны и контейнеры - цистерны, на которые распространяется действие Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, должны отвечать требованиям этих Правил.

5.1.4. Вагоны перед погрузкой опасных грузов должны пройти техническое обслуживание, а также осмотр в коммерческом отношении. Вагоны предъявляются к техническому обслуживанию и осмотру только в порожнем состоянии в день начала погрузки в них опасных грузов.

Техническое обслуживание, осмотр и определение пригодности экипажной части (колесных пар, буксовых узлов, рамы вагона, тормозных и ударно - тяговых устройств и др.) подвижного состава, подаваемого под погрузку опасных грузов, проводятся работниками вагонного хозяйства железных дорог.

Порядок подготовки и технического обслуживания (освидетельствования, осмотра) вагонов, подаваемых под погрузку опасных грузов, на станциях, где по штату нет работников вагонного хозяйства, устанавливается начальником железной дороги.

Техническое состояние и пригодность кузовов (котлов) вагонов, а также всего наружного и внутреннего оборудования кузовов (котлов) собственных или арендованных вагонов, в том числе рабочего и конструктивного оборудования котлов вагонов - цистерн, определяются владельцем или арендатором подвижного состава.

5.1.5. Учет предъявления к техническому освидетельствованию вагонов, подаваемых под погрузку опасных грузов, в том числе и вагонов, принадлежащих грузоотправителям (грузополучателям) или арендованных ими, производится в специальной отдельной книге формы ВУ-14.

Работник вагонного хозяйства должен сделать запись в этой книге о техническом состоянии вагона, проставить номер свидетельства о техническом состоянии котла, рабочего и конструктивного оборудования, выдаваемого грузоотправителем, и удостоверить эти записи своей подписью.

5.1.6. Вагоны, используемые для перевозки опасных грузов классов 1, 2, должны быть оборудованы колесными парами с подшипниками качения и композиционными тормозными колодками.

5.1.7. Специализированные вагоны, принадлежащие грузоотправителю (грузополучателю), и специально выделенные вагоны парка МПС, арендованные грузоотправителем (грузополучателем), должны быть приписаны к станциям по месту нахождения владельца вагона или арендатора. В таких вагонах разрешается перевозить только те опасные грузы, для которых они предназначены.

5.1.8. Специализированные вагоны грузоотправителя (грузополучателя) для перевозки опасных грузов должны быть оборудованы приспособлениями для крепления грузов, а также оснащены всеми средствами в соответствии с инструкциями по эксплуатации таких вагонов, разработанными и утвержденными грузоотправителем.

5.1.9. Конструкция и параметры специализированных контейнеров, предназначенных для перевозки опасных грузов, должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий на данную продукцию и обеспечивать безопасность перевозки.

5.1.10. Пригодность специализированных контейнеров для перевозки опасного груза как в техническом, так и в коммерческом отношении устанавливает грузоотправитель.

5.1.11. Специализированные контейнеры грузоотправитель обязан загружать только теми опасными грузами, для перевозки которых они предназначены.

5.2. Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация вагонов и контейнеров, используемых для перевозок опасных грузов

5.2.1. Работники вагонного хозяйства магистрального и промышленного железнодорожного транспорта обязаны своевременно выполнять установленные виды технического обслуживания и ремонта вагонов и контейнеров, предназначенных для перевозки опасных грузов. Они должны обеспечивать:

техническое обслуживание вагонов, находящихся в сформированных составах или в транзитных поездах, а также порожних вагонов (собственных, арендованных, парка МПС) при подготовке к перевозкам перед погрузкой без отцепки их от состава или группы вагонов;

текущий ремонт порожних вагонов при комплексной подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или группы вагонов и подачей на специализированный путь (ТР-1);

текущий ремонт вагонов с отцепкой от транзитных и прибывших поездов или от сформированных составов (ТР-2);

деповский ремонт (ДР);

капитальный ремонт (КР).

5.2.2. Предприятия - владельцы (арендаторы) вагонов - цистерн обязаны проводить текущий и другие плановые ремонты котлов, арматуры, сливо - наливных приборов вагонов - цистерн, кузовов специализированных крытых вагонов и контейнеров в объеме и в сроки, предусмотренные для каждой модели вагона предприятием - изготовителем или нормативно - технической документацией МПС России.

5.2.3. Владельцы вагонов - цистерн для перевозки опасных грузов обязаны вести учет осмотров, ревизий, ремонтов, гидравлических и пневматических испытаний котлов, рабочего и конструктивного оборудования и проверок исправности предохранительных устройств в ремонтных журналах. Сведения о замене рабочего и конструктивного оборудования должны заноситься в паспорт цистерны. Акты на ревизию, ремонт и регулировку предохранительных клапанов должны храниться с паспортами на предохранительные клапаны.

5.2.4. Объем, методы и периодичность деповского и капитального ремонта специализированных вагонов и контейнеров для перевозки конкретного опасного груза должны быть указаны предприятиями - изготовителями в их паспортах и инструкциях по безопасной эксплуатации.

В случае отсутствия таких указаний деповский и капитальный ремонт вагонов и контейнеров должны производиться в соответствии с требованиями МПС России в установленные им сроки.

При отсутствии нормативов МПС России по срокам проведения деповского и капитального ремонта вагонов для перевозки опасных грузов они должны проводиться в соответствии с требованиями, изложенными в таблице.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ВИДОВ РЕМОНТА

Тип подвижного состава Деповский ремонт (ДР) Капитальный ремонт (КР)
после постройки после ДР после КР после постройки после КР
Специализированные вагоны для перевозки опасных грузов Через 2 года Через 1 год Через 2 года Через 5 лет Через 4 года

5.2.5. Вагоноремонтные предприятия могут производить своими силами и средствами деповский и капитальный ремонт подвижного состава, предназначенного для перевозки опасных грузов, при наличии специального разрешения (лицензии), выданного органами Госгортехнадзора России.

5.2.6. Узлы и детали экипажной части вагонов, предназначенных для перевозки опасных грузов, при деповском и капитальном ремонте должны проверяться методами неразрушающего контроля, о чем в специальном журнале вагоноремонтного предприятия делается запись, заверенная подписью ответственного работника с указанием даты проверки, наименования узла (детали), ее номера (при отсутствии номера на детали в журнале указывается номер вагона). На вагон наносится соответствующий знак, установленный МПС России.

Перечень узлов и деталей экипажной части вагонов, проверяемых методом неразрушающего контроля, устанавливается МПС России по согласованию с Госгортехнадзором России.

5.2.7. Предприятия - владельцы (арендаторы) подвижного состава для перевозок опасных грузов перед отправкой вагонов в деповский или капитальный ремонт обязаны произвести ремонт котла, рабочего и конструктивного оборудования вагонов - цистерн, кузовов вагонов и контейнеров в объеме, предусмотренном нормативными документами. О производстве плановых видов ремонта предприятие - владелец (арендатор) подвижного состава или вагоноремонтное предприятие, производившее ремонт, обязаны составить удостоверение по форме, указанной в Приложении 3.

Удостоверение владельцем вагона передается вагоноремонтному предприятию, выполняющему плановый вид ремонта экипажной части, и является одним из основных документов для составления свидетельства о пригодности вагона для перевозки конкретного опасного груза.

Владелец вагона, контейнера на основании уведомления формы ВУ-36 обязан сделать запись в паспорте вагона, контейнера о месте и дате производства планового вида ремонта.

5.2.8. При всех видах ремонта вагонов для опасных грузов запрещается обезличивание тележек этих вагонов. Перечень узлов и деталей тележек, подлежащих маркировке, порядок нанесения на них надписей, знаков, клейм устанавливает МПС России.

5.2.9. Ремонт с применением сварки котлов вагонов - цистерн, контейнеров для перевозки опасных грузов должен производиться специализированной ремонтной организацией по технологии, разработанной предприятием - изготовителем.

Сварочные работы при производстве всех видов ремонта должны выполняться сварщиками, выдержавшими испытания в соответствии с действующими Правилами аттестации сварщиков и имеющими удостоверения установленного образца.

5.2.10. Технологические процессы очистки, обмывки, дезинфекции, дегазации и других способов обезвреживания вагонов и контейнеров, в которых перевозятся опасные грузы, их узлов и деталей должны быть согласованы с местными органами санитарного надзора.

Разборку и подготовку к ремонту вагонов и контейнеров разрешается проводить только на специально выделенных местах.

Все детали и узлы вагонов и контейнеров для перевозок опасных грузов, снятые при разборке, перед ремонтом обмывают от грязи в моечной машине (или выварочной ванне) или очищают способами, согласованными с местными органами санитарного надзора.

5.2.11. Текущий, деповский и капитальный ремонт котлов, рабочего и конструктивного оборудования вагонов - цистерн, кузовов вагонов и контейнеров, являющихся собственностью предприятий, могут выполнять специализированные организации МПС России, других министерств и ведомств, имеющие разрешение (лицензию) на этот вид деятельности, выданную органами Госгортехнадзора России.

5.2.12. Запрещается:

ремонтировать котлы вагонов - цистерн, контейнеров - цистерн, их конструктивное и рабочее оборудование в груженом состоянии;

выполнять любые ремонтные работы с открытым огнем на загруженных или необезвреженных порожних вагонах - цистернах.

При необходимости производства работ с применением огня, сварки и ударов на тележках загруженных или необезвреженных порожних вагонов тележки должны выкатываться из-под вагонов - цистерн и отводиться на расстояние, установленное требованиями действующей нормативно - технической документации.

5.2.13. Запрещается ремонт котлов вагонов - цистерн, а также их рабочего и конструктивного оборудования, кузовов специальных вагонов и контейнеров для перевозок опасных грузов в неспециализированных вагоноремонтных предприятиях.

5.2.14. Запрещается использование для перевозки опасных грузов вагонов или контейнеров, у которых до срока плановых видов ремонта осталось менее 15 суток.

Запрещается использование собственных (арендованных) вагонов и контейнеров, выработавших нормативные сроки эксплуатации, установленные государственными стандартами или соответствующей нормативно - технической документацией.

Разрешение на дальнейшую эксплуатацию может быть выдано совместно МПС России и Госгортехнадзором России после выполнения плановых ремонтных работ и при наличии заключения о возможности продолжения эксплуатации данных вагонов и контейнеров, выданного экспертной организацией, имеющей разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора России.

5.2.15. При обнаружении в пути следования у вагонов с опасными грузами неисправности или износа узлов и деталей экипажной части выше норм, установленных Правилами технической эксплуатации железных дорог, режим и порядок дальнейшего транспортирования до ближайшего пункта технического обслуживания вагонов, имеющего средства для устранения выявленных дефектов, производятся в установленном МПС России порядке.

5.2.16. Вагоноремонтные предприятия, производящие ремонт вагонов и контейнеров для перевозки опасных грузов, кроме документации, установленной требованиями МПС России, должны иметь:

утвержденный начальником службы вагонного хозяйства паспорт предприятия, в котором должны быть указаны: род и модель ремонтируемых вагонов и род перевозимого в них опасного груза;

соответствующие виду производимого ремонта средства неразрушающего контроля деталей и узлов вагонов, а также заключение специальных служб (лабораторий) об их соответствии государственным стандартам;

средства измерений и заключение метрологической службы об их соответствии государственным стандартам;

заключение службы вагонного хозяйства железной дороги, содержащее сведения о том, что предприятие отвечает требованиям отраслевых стандартов ССБТ и может выполнять в полном объеме соответствующий вид ремонта заявленного рода и модели вагона или контейнера.

Предприятия должны быть укомплектованы квалифицированными специалистами и обслуживающим персоналом.

5.3. Техническое освидетельствование вагонов и контейнеров для перевозок опасных грузов

5.3.1. Техническое освидетельствование (ТО) вагонов и контейнеров для перевозок опасных грузов должно проводиться во время выполнения плановых видов ремонта (ДР, КР).

Техническое освидетельствование экипажной части вагонов, принадлежащих предприятиям, организациям, объединениям, независимо от форм собственности, допущенных к обращению по железнодорожным путям общего пользования, разрешается проводить на вагоноремонтных предприятиях, имеющих специальное разрешение (лицензию) Госгортехнадзора России, с соблюдением требований действующих нормативно-технических документов МПС России.

5.3.2. Вагоны и контейнеры при техническом освидетельствовании должны подвергаться наружному и внутреннему осмотрам, а вагоны-цистерны и контейнеры-сосуды в зависимости от вида ремонта (освидетельствования) пневматическим испытаниям на герметичность или гидравлическим испытаниям на прочность.

Объем, методы и периодичность технических освидетельствований котлов (кузовов) вагонов и контейнеров должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации.

Техническое освидетельствование котлов вагонов - цистерн, в которых грузы перевозятся под давлением свыше 0,07 МПа (0,7 кгс/кв. см) или в которых давление более 0,07 МПа (0,7 кгс/кв. см) создается периодически для их опорожнения, производится в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

5.3.3. Испытания на прочность и герметичность котлов вагонов - цистерн должны производиться по действующей нормативно - технической документации, утвержденной руководителем предприятия и согласованной с Главным управлением вагонного хозяйства МПС России.

Котел вагона - цистерны или контейнера - сосуда считается выдержавшим гидравлическое испытание, если не обнаружено:

течи, слезинок, потения в сварных соединениях и на обечайках и днище котла;

течи в разъемных соединениях;

видимых остаточных деформаций.

Котел вагона - цистерны или контейнера - сосуда считается выдержавшим пневматическое испытание на герметичность, если не произошло падения давления на манометрах, утечки воздуха через сварные швы или разъемные соединения.

Значение пробного давления и результаты испытаний заносятся в паспорт вагона - цистерны или контейнера (сосуда).

5.3.4. Внеочередное техническое освидетельствование вагонов и контейнеров для перевозки опасных грузов должно быть проведено в следующих случаях:

после схода вагона с рельсов, повреждения вагонов и контейнеров вследствие аварийных происшествий и инцидентов;

после внепланового ремонта вагонов - цистерн и контейнеров с применением сварки или пайки котлов, их рабочего и конструктивного оборудования;

если вагон или контейнер не эксплуатировался более 12 месяцев;

если котел вагона - цистерны был демонтирован и установлен на другую раму;

при замене наружного или внутреннего защитного покрытия вагона или контейнера;

по предписанию органов Госгортехнадзора России или ответственного работника по надзору за техническим состоянием подвижного состава предприятия - вагоновладельца.

5.3.5. Ответственность за своевременное и качественное техническое освидетельствование вагонов и контейнеров на предприятиях, в учреждениях, объединениях, организациях, имеющих собственные вагоны; на ремонтно - испытательных пунктах, предприятиях - изготовителях, вагоноремонтных предприятиях несет руководитель соответствующего предприятия.

5.3.6. Выявленные в ходе технического освидетельствования котлов вагонов - цистерн и контейнеров дефекты подлежат устранению.

5.3.7. Результаты технического освидетельствования должны записываться в паспорт вагона или контейнера работником, производившим освидетельствование.

5.3.8. На вагонах для перевозки опасных грузов должны быть нанесены даты очередных плановых видов ремонта в соответствии с нормативно - технической документацией МПС России.

5.3.9. Предприятия - владельцы вагонов и контейнеров при проведении ремонта и технического освидетельствования котлов вагонов - цистерн, их рабочего и конструктивного оборудования должны нанести на котел вагона - цистерны надписи о дате проведения последующего технического освидетельствования. На вагонах - цистернах для перевозки опасных грузов класса 2 должны наноситься надписи о сроках проведения очередного внутреннего освидетельствования (осмотра) и гидравлических испытаний. Одновременно на этих вагонах должен быть указан условный номер предприятия, проводившего освидетельствование.

5.4. Требования к вагонам и контейнерам для перевозки опасных грузов, приобретаемым за границей

5.4.1. Вагоны, контейнеры для перевозки опасных грузов или их узлы и детали, приобретаемые за границей, должны соответствовать требованиям настоящих Правил, соответствующей нормативно - технической документации, установленной МПС России или согласованной с МПС России, а вагоны - цистерны и контейнеры, работающие под давлением, должны отвечать требованиям правил Госгортехнадзора России.

5.4.2. Новые модели вагонов и контейнеров для перевозки опасных грузов, приобретаемые за границей или следующие транзитом через территорию России, должны быть допущены к эксплуатации МПС России по согласованию с Госгортехнадзором России на основании акта технической экспертизы, составленного по форме согласно Приложению 4.

5.5. Требования к персоналу, обслуживающему специализированные вагоны и контейнеры для перевозок опасных грузов

5.5.1. К обслуживанию специализированных вагонов и контейнеров для перевозок опасных грузов могут быть допущены лица не моложе 21 года, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по соответствующей программе, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания специализированных вагонов и контейнеров.

5.5.2. Обучение и аттестация персонала, обслуживающего специализированные вагоны и контейнеры для перевозок опасных грузов, должны проводиться в профессионально - технических училищах, учебно - курсовых комбинатах (курсах), имеющих разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора России, а также на курсах, специально создаваемых предприятиями (организациями) по программам, согласованным с региональной инспекцией по надзору на железнодорожном транспорте Госгортехнадзора России и управлением соответствующей железной дороги.

Индивидуальная подготовка персонала не допускается.

5.5.3. Обучение и аттестация персонала основных профессий, обслуживающего специализированные вагоны и контейнеры для перевозок опасных грузов, должны проводиться в порядке, установленном МПС России по согласованию с Госгортехнадзором России.

О проверке знаний обслуживающего персонала должен составляться специальный акт с указанием перечня работ, к которым каждый работник по обслуживанию специализированных вагонов и контейнеров допущен.

5.5.4. Периодическая проверка знаний персонала, обслуживающего специализированные вагоны и контейнеры, должна проводиться не реже 1 раза в 12 месяцев. Внеочередная проверка знаний проводится в следующих случаях:

при переходе на другие предприятия;

в случае внесения изменений в инструкцию по безопасному обслуживанию вагонов и контейнеров;

по предписанию органов Госгортехнадзора России или ответственного работника предприятия за контроль технического состояния и безопасной эксплуатации вагонов и контейнеров.

При перерыве в работе по специальности более 12 месяцев персонал, обслуживающий специализированные вагоны и контейнеры, после проверки знаний должен перед допуском к самостоятельной работе пройти стажировку для восстановления практических навыков. Результаты проверки знаний обслуживающего персонала оформляются протоколом за подписью председателя и членов комиссии с отметкой в удостоверении.

5.5.5. Допуск персонала к самостоятельному обслуживанию специализированных вагонов и контейнеров должен оформляться приказом по предприятию (учреждению).

5.5.6. Работники вагоноремонтных предприятий, связанные с техническим освидетельствованием транспортных средств для перевозки опасных грузов, должны пройти специальный курс обучения по программам, согласованным с органами Госгортехнадзора России, аттестацию и быть оформлены приказом по вагоноремонтному предприятию.

5.5.7. На предприятии (учреждении) должна быть разработана и утверждена руководителем предприятия (учреждения) инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию специализированных вагонов и контейнеров. Инструкция, с которой под расписку следует ознакомить обслуживающий персонал, должна находиться на рабочих местах.

  • Главная
  • "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ" (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.94 N 50) (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ", утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.01.95 N 1)