Последнее обновление: 13.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ" (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.94 N 50) (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ", утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.01.95 N 1)
Приложения
Приложение 1
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯАварийные происшествия (аварии) при перевозке опасных грузов на железнодорожном транспорте - случаи нарушения безопасности перевозок опасных грузов, в результате которых:
произошел взрыв опасного груза в вагоне (независимо от последствий);
произошло возгорание или высвобождение из вагона или контейнера опасного груза с тяжелыми последствиями:
погибли люди, причинен вред их здоровью;
производилась эвакуация населения и (или) обслуживающего персонала из зоны аварий;
нанесен ущерб окружающей среде, произошло загрязнение источников водоснабжения;
поврежден до степени исключения из эксплуатации подвижной состав, предназначенный для перевозки опасных грузов.
Безопасное место на станции - участок путевого развития в границах станции, установленный техническо - распорядительным актом станции, наиболее удаленный от главных путей, промышленных, общественных, жилых зданий и сооружений, подвижного состава, занятого людьми, животными и опасными грузами, оборудованный средствами пожаротушения и подъездной автомобильной дорогой.
Вагон - цистерна - вагон, кузовом которого является котел (емкость), предназначенный для перевозки и хранения газообразных, жидких и других веществ.
Вид опасности груза - признак, характеризующий особенность проявления опасного свойства груза в транспортном процессе, присущего одному из классов (подклассов) опасности.
Визуальный осмотр - выявление дефектов, неисправностей или неработоспособности в узлах и деталях (механические повреждения, трещины, свищи, коррозия и т.д.) без применения технических средств.
Грузоотправитель - предприятия, организации, которые представляют груз для перевозки и именуются отправителем в перевозочных документах.
Грузополучатель - организации или предприятия, которые получают груз.
Деповский ремонт (ДР) - обязательный вид ремонта, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса вагона с заменой и (или) ремонтом отдельных узлов и деталей.
Зона аварии - зона, занятая поврежденным подвижным составом, развалом, россыпью, розливом груза, увеличенная по периметру на дополнительную полосу шириной не менее 15 метров, в пределах которой проводятся спасательно - восстановительные работы при строжайшем соблюдении всех необходимых мер предосторожности.
Инцидент - сходы, столкновения подвижного состава с опасными грузами, отцепки вагонов с этими грузами от поездов в пути следования по техническим и коммерческим неисправностям, возгорание или утечка (просыпание) опасного груза из вагона или контейнера без тяжелых последствий.
Испытание на герметичность - испытание котла при фактическом внутреннем давлении, равном максимальному рабочему давлению, но составляющем не менее 20 кПа (0,2 кгс/кв. см).
Капитальный ремонт (КР) - обязательный вид ремонта, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса вагона с заменой и (или) ремонтом любых его узлов и деталей, включая базовые.
Конструктивное оборудование котла - элементы усиления, крепления и придания устойчивости, расположенные снаружи или внутри котлов.
Контейнер - единица транспортного оборудования многократного применения, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов без промежуточных перегрузок.
Котел - емкость (для помещения и удержания грузов), на корпусе которой смонтированы детали и узлы рабочего и конструктивного оборудования.
Маркировка - определение см. по ГОСТ 17527-86, ГОСТ 14192-77.
Опасные грузы - вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей.
Опасная зона - зона, в пределах которой имеется угроза поражения от взрыва, пожара, отравления, ожогов.
Перевозка опасного груза - совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузоотправителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортирование груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза и его выгрузку.
Подвижной состав - железнодорожные вагоны, предназначенные для перевозки опасных грузов.
Рабочее оборудование котла - устройства налива, слива, вентиляции, безопасности, подогрева и теплоизоляции, а также измерительные приборы.
Серийный номер ООН - порядковый номер наиболее часто перевозимых опасных грузов, присвоенный Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов.
Специализированные вагоны - к специализированным вагонам относят вагоны разных типов, имеющие специальную конструкцию (особые формы кузова, устройство, оборудование и приспособления), предназначенные для перевозки одной или нескольких групп грузов, близких по своим свойствам и предъявляющих особые требования к условиям перевозки, погрузки и выгрузки.
Тара - емкость для упаковки и транспортировки опасных грузов.
Текущий ремонт - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности вагона и состоящий в замене и (или) ремонте отдельных узлов и деталей.
Техническое обслуживание - комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности вагонов, находящихся в составах или транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке к перевозкам без отцепки их от состава или группы вагонов.
Транспортное наименование груза - наименование груза по номенклатуре ИЮПАК или техническое наименование в соответствии с нормативно - технической документацией.
Транспортный пакет - определение см. по ГОСТ 21391-84.
Транспортное средство - подвижной состав, с помощью которого осуществляются перевозки опасных грузов.
Упаковочный комплект - средство или комплекс средств, обеспечивающее защиту опасного груза от повреждения и потерь, охрану жизни и здоровья людей, защиту окружающей среды от загрязнения в процессе перевозки.
Участники перевозки - юридические и физические лица, участвующие в перевозке опасных грузов: транспортные и экспедиторские организации и предприятия, грузоотправитель, грузополучатель, организация, осуществляющие охрану и (или) сопровождение груза в процессе транспортирования.
Экипажная часть вагона - рама вагона, автосцепное устройство, тормозное оборудование, тележки и колесные пары.
Приложение 2
СВИДЕТЕЛЬСТВО О ТЕХНИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ ВАГОНА (КОНТЕЙНЕРА) ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВУДОСТОВЕРЕНИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕ КАПИТАЛЬНОГО, ДЕПОВСКОГО РЕМОНТА, ТЕХНИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ КОТЛА (КУЗОВА), РАБОЧЕГО И КОНСТРУКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНА (КОНТЕЙНЕРА) ДЛЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ(форма)
\r\n
\r\n СВИДЕТЕЛЬСТВО N ______
\r\n О ТЕХНИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ ВАГОНА (КОНТЕЙНЕРА)
\r\n ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
\r\n
\r\n Настоящее Свидетельство подтверждает, что вагон (контейнер) N
\r\n________ построен ________________________, капитальный ремонт и
\r\n (дата и место постройки)
\r\nтехническое освидетельствование котла (сосуда) или кузова ________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (дата, место или условный номер вагоноремонтного предприятия,
\r\n а для вагонов - цистерн, кроме этого, указать дату и место
\r\n производства технического освидетельствования котла)
\r\nдеповский ремонт и техническое освидетельствование котла (сосуда)
\r\nили кузова _______________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (дата, место или условный номер вагоноремонтного предприятия,
\r\n а для вагонов - цистерн, кроме этого, указать дату и место
\r\n производства технического освидетельствования котла)
\r\nпо техническому состоянию кузова, котла (сосуда), включая рабочее
\r\nи конструктивное оборудование, исправен и гарантируется безопасная
\r\nперевозка ________________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (наименование опасного груза и номер по списку ООН)
\r\nжелезнодорожным транспортом.
\r\n
\r\nМесто печати "__" __________ 19__г.
\r\n (дата)
\r\n
\r\n (_________)(_______________)
\r\n (подпись) (Ф.И.О.)
\r\n
\r\n (руководитель службы, цеха, участка, ответственный
\r\n за техническое состояние вагона или контейнера)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n
\r\n Действительно на одну перевозку.
\r\n
\r\n
\r\n
Место углового штампа предприятия, (форма)
\r\nорганизации с указанием полного
\r\nюридического названия и почтового
\r\n адреса
\r\n
\r\n УДОСТОВЕРЕНИЕ N ______
\r\n О ПРОИЗВОДСТВЕ КАПИТАЛЬНОГО, ДЕПОВСКОГО РЕМОНТА,
\r\n ТЕХНИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ КОТЛА (КУЗОВА),
\r\n РАБОЧЕГО И КОНСТРУКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
\r\n ВАГОНА (КОНТЕЙНЕРА) ДЛЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
\r\n
\r\n Настоящее Удостоверение выдано ________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (указывается название предприятия, организации)
\r\nв том, что вагону N ______________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n(указываются номер вагона, контейнера по нумерации МПС России, год
\r\n и место постройки)
\r\nрод вагона (контейнера) ___________________________________, номер
\r\nмодели ____________, который используется для перевозок __________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (наименование опасного груза)
\r\nпроизведен ________ капитальный ремонт и техническое
\r\n (дата)
\r\nосвидетельствование котла (резервуара) или кузова вагона
\r\n(контейнера) _____________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n(указать вид технического освидетельствования и давление испытания
\r\n на прочность)
\r\nпроизведен ________ деповский ремонт и техническое
\r\n (дата)
\r\nосвидетельствование котла и кузова вагона (контейнера) ___________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (указать вид технического освидетельствования и давление
\r\n испытания на герметичность)
\r\nРемонт кузова, котла вагона (контейнера), включая рабочее и
\r\nконструктивное оборудование, выполнен в полном объеме и
\r\nудовлетворяет требованиям нормативно - технической документации.
\r\n
\r\n Место печати "__" __________ 19__г.
\r\n (дата)
\r\n
\r\n (_________)(_______________)
\r\n (подпись) (Ф.И.О.)
\r\n
\r\n (руководитель службы, цеха, участка,
\r\n вагоноремонтного предприятия,
\r\n производившего ремонт)
\r\n
\r\n Примечание. Удостоверение составляется предприятием,
\r\n производившим ремонт, в двух экземплярах, один
\r\n выдается владельцу вагона (контейнера) или
\r\n вагоноремонтному предприятию (производящему ремонт
\r\n экипажной части), другой остается на предприятии (в
\r\n организации), производившем ремонт.
\r\n
\r\n
\r\n
Приложение 4
АКТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОВОГО ВАГОНА ДЛЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ (форма)\r\n
\r\n АКТ N ________
\r\n ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОВОГО ВАГОНА
\r\n ДЛЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
\r\n
\r\nСоставлен ___________________________________________________ ж.д.
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (вагоноремонтное предприятие и наименование железной дороги)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (число, месяц, год)
\r\nВагон, заводской номер _____________________. Завод - изготовитель
\r\n__________________________________________________________________
\r\nНаименование вагона, для какого опасного груза предназначен ______
\r\n__________________________________________________________________
\r\nНомер проекта ____________________________________________________
\r\nТехнические условия ______________________________________________
\r\nМодель вагона ____________________________________________________
\r\nТип вагона _______________________________________________________
\r\nГрузоподъемность, т ______________________________________________
\r\nМасса вагона (тара), т ___________________________________________
\r\nНагрузка:_________________________________________________________
\r\n от оси колесной пары на рельсы, кН (тс) ______________________
\r\n на один погонный метр пути, кН/м (тс/м) ______________________
\r\nСкорость конструкционная, км/час _________________________________
\r\nГабарит __________________________________________________________
\r\nБаза вагона, мм __________________________________________________
\r\nДлина, мм: _______________________________________________________
\r\n по осям сцепления автосцепок _________________________________
\r\n по осям концевых балок рамы __________________________________
\r\nВысота уровня верха головок рельса, максимальная, мм _____________
\r\n__________________________________________________________________
\r\nКоличество осей, шт. _____________________________________________
\r\nМодель 4-осной тележки ___________________________________________
\r\nТип автосцепки и марка стали _____________________________________
\r\nНаличие переходной площадки ______________________________________
\r\nНаличие ручного тормоза __________________________________________
\r\nНаличие стояночного тормоза ______________________________________
\r\nТип воздухораспределителя ________________________________________
\r\nТип регулятора рычажных передач __________________________________
\r\nТип авторежима ___________________________________________________
\r\nТип поглощающего аппарата ________________________________________
\r\nОбъем котла (кузова), куб. м, полный _____________________________
\r\n полезный ___________________________
\r\nДиаметр котла внутренний, мм _____________________________________
\r\nДлина котла наружная, мм _________________________________________
\r\nТолщина стенок котла (обечайка и днище) __________________________
\r\nГабаритные размеры кузова (наружные, внутренние) _________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\nВысота центра тяжести вагона, мм:
\r\n порожнего ____________________________________________________
\r\n груженого ____________________________________________________
\r\nУдельный объем, куб. м/т _________________________________________
\r\nКоличество верхних люков (штук) __________________________________
\r\nНаличие уклона котла к нижнему сливному прибору __________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\nУсловное рабочее давление в котле (по регулировке
\r\nпредохранительного клапана), МПа (кгс/кв. см) ____________________
\r\nДавление, создаваемое в котле при испытании сжатым воздухом на
\r\nгерметичность, МПа (кгс/кв. см) __________________________________
\r\nДавление, создаваемое в котле при гидравлическом испытании, МПа
\r\n(кгс/кв. см) _____________________________________________________
\r\nМатериал котла (кузова), _________________________________________
\r\nсертификат N __________, кем выдан, когда ________________________
\r\nМатериал рамы, сертификат N ___________, кем выдан, когда ________
\r\n__________________________________________________________________
\r\nКоличество секций котла, шт. _____________________________________
\r\nНаличие парообогревательной рубашки ______________________________
\r\nТолщина изоляции, мм _____________________________________________
\r\nНаличие теневой защиты ___________________________________________
\r\nНаличие предохранительного клапана, заводской номер, модель,
\r\nрегулировочное давление, дата и место его испытания, номер
\r\nудостоверяющего документа ________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\nНаличие предохранительно - впускного клапана, модель, заводской
\r\nномер, регулировочное давление, дата и место испытания, номер
\r\nудостоверяющего документа ________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\nСпособ налива и слива (погрузки, разгрузки) ______________________
\r\nКоличество лестниц, шт.: наружных ________________________________
\r\n внутренних ______________________________
\r\nКалибровочный тип ________________________________________________
\r\nМаксимально допустимая температура загруженного продукта, град. С
\r\n__________________________________________________________________
\r\nДата, место нанесения внутреннего и (или) наружного защитного
\r\nпокрытия, материал защитного покрытия и номер документа,
\r\nудостоверяющего качество покрытия
\r\n__________________________________________________________________
\r\nДата, место гидравлического испытания котла на прочность и номер
\r\nдокумента, удостоверяющего прочностные характеристики ____________
\r\n__________________________________________________________________
\r\n Проверена комплектность
\r\n(в комплект вагона входят индивидуальные ЗИПы по техническим
\r\nусловиям на конкретный тип вагона)
\r\n__________________________________________________________________
\r\n (перечислить комплектность)
\r\nК комплекту приложена эксплуатационная документация:
\r\nТехнический паспорт ______________________________________________
\r\n (номер)
\r\nТехническое описание и инструкции по эксплуатации вагона _________
\r\n__________________________________________________________________
\r\nПаспорт сосуда (N), работающего под давлением, с приложением к
\r\nнему чертежей общего вида вагона - цистерны, котла и расчета его
\r\nна прочность _____________________________________________________
\r\n__________________________________________________________________
\r\nПаспорт, техническое описание и инструкция по эксплуатации на
\r\nпредохранительный клапан (или другие устройства безопасности), N
\r\n__________________________________________________________________
\r\nТехнической экспертизой на основе нормативно - технических
\r\nдокументов установлено: вагон соответствует требованиям ГОСТ,
\r\nтехническим условиям на конкретный тип вагона и рабочим чертежам,
\r\nутвержденным в установленном порядке.
\r\n
\r\n Место печати _____________ _____________
\r\n (подпись) (Ф.И.О.)
\r\n
\r\n Начальник вагоноремонтного завода, депо
\r\n _____________ _____________
\r\n (подпись) (Ф.И.О.)
\r\n
\r\n Приемщик вагонов
\r\n _____________ _____________
\r\n (подпись) (Ф.И.О.)
\r\n
\r\n Владелец вагона
\r\n
\r\n Примечание. Акт составляется в трех экземплярах: первый
\r\n остается на предприятии (организации),
\r\n производившем техническую экспертизу, второй и
\r\n третий передаются владельцу вагона; второй
\r\n экземпляр хранится в паспорте на вагон, третий
\r\n передается в МПС России для получения разрешения на
\r\n курсирование вагона по путям общего пользования.
\r\n
\r\n
(форма)
В зависимости от обстоятельств случая дополнительно указать сведения по различным хозяйствам
1. ОГ - опасный груз, РГ - опасный груз класса 1.
2. Если причиной аварийного происшествия с вагонами, загруженными опасным грузом, явилась неисправность экипажной части или котла, его рабочего или конструктивного оборудования, то конкретно указывается наименование детали вагона, послужившей причиной происшествия, дата и место ее изготовления, дата и место последнего планового вида ремонта (вид технического освидетельствования) и другие сведения, необходимые для установления причин аварийного происшествия.
3. Донесение составляется в двух экземплярах: один направляется в Госгортехнадзор России, другой остается в его региональной инспекции.
ПАРАМЕТРЫ ВАГОНОВ - ЦИСТЕРН ДЛЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВТаблица 1
ПАРАМЕТРЫ НЕФТЕБЕНЗИНОВЫХ И СПИРТОВЫХ ВАГОНОВ - ЦИСТЕРН
ПАРАМЕТРЫ КРИОГЕННЫХ ВАГОНОВ - ЦИСТЕРН
ПАРАМЕТРЫ ВАГОНОВ - ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ
<*> В 1984 г. изготовлено 19 шт. и больше не выпускались.
<**> Верхние и средние листы обечайки котла имеют толщину 9 мм, нижний - 11 мм.
Таблица 4
ПАРАМЕТРЫ ВАГОНА - ЦИСТЕРНЫ С ПАРООБОГРЕВАТЕЛЬНЫМ КОЖУХОМ (РУБАШКОЙ)
ПАРАМЕТРЫ ВАГОНА - ЦИСТЕРНЫ С ТЕРМОИЗОЛЯЦИЕЙ
ПАРАМЕТРЫ ВАГОНА - ЦИСТЕРНЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ КИСЛОТ И ЖИДКИХ ХИМИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 5 января 1995 г. N 1
- Главная
- "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ" (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.94 N 50) (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ", утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.01.95 N 1)