Последнее обновление: 25.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО УСПЕХА ОРГАНИЗАЦИИ. ПОДХОД НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ГОСТ Р ИСО 9004-2010" (утв. Приказом Росстандарта от 23.11.2010 N 501-ст)
9. Улучшения, инновации и обучение
В зависимости от среды организации достижение устойчивого успеха может потребовать как улучшений (продукции, процессов и т.п.), так и инноваций (разработки новой продукции, процессов и т.п.).
Обучение создает основу для результативных и эффективных улучшений и инноваций.
Улучшения, инновации и обучение применимы к:
- продукции;
- процессам и их связям;
- структурам;
- системам менеджмента;
- человеческим факторам и культуре;
- инфраструктуре, производственной среде и технологиям;
- отношениям с соответствующими заинтересованными сторонами.
Важнейшим условием для результативных и эффективных улучшений, инноваций и обучения является способность и право работников организации давать обоснованные оценки путем анализа данных и использования накопленного опыта.
9.2. УлучшенияК мерам по совершенствованию могут относиться как постоянные незначительные улучшения, так и существенные улучшения в масштабах всей организации.
Организации следует устанавливать цели по совершенствованию продукции, процессов, структур и систем менеджмента на основе анализа данных.
Процессы совершенствования должны следовать конструктивному подходу, такому как цикл PDCA - планирование-осуществление-проверка-действие. Данная методика должна применяться последовательно ко всем процессам в увязке с процессным подходом.
Организации следует позаботиться о том, чтобы постоянные улучшения стали частью ее культуры, посредством:
- предоставления возможностей работникам организации для принятия участия в деятельности по совершенствованию путем наделения их соответствующими полномочиями;
- выделения необходимых ресурсов;
- создания систем стимулирования и материального поощрения улучшений;
- постоянного повышения результативности и эффективности самого процесса совершенствования.
Примечание. Для получения более подробной информации о постоянном улучшении см. соответствующий принцип менеджмента качества в Приложении B.
9.3. Инновации9.3.1. Общие положенияИзменения в среде организации могут потребовать инновационного подхода для удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. Организации следует:
- определять потребность в инновационном подходе;
- устанавливать и поддерживать в надлежащем состоянии результативный и эффективный инновационный процесс;
- выделять необходимые ресурсы.
9.3.2. ПрименениеПри определении сроков внедрения инноваций, как правило, необходимо найти баланс между их важностью и ресурсами, выделяемыми на их проработку. Для планирования инноваций и установления инновационных приоритетов организации следует использовать процесс, согласующийся с ее стратегией. Организации следует поддерживать инновационные инициативы необходимыми ресурсами.
9.3.4. ПроцессыНа разработку, поддержание в работоспособном состоянии и менеджмент инновационных процессов может влиять:
- настоятельная потребность в инновациях;
- цели инновационного подхода и их воздействие на продукцию, процессы и структуры организации;
- заинтересованность руководства в инновациях;
- готовность персонала подвергнуть положение дел критическому изучению и изменить сложившуюся ситуацию;
- наличие или появление новых технологий.
9.3.5. РискиОрганизации следует оценивать риски, связанные с плановой инновационной деятельностью, включая внимание, уделяемое воздействию потенциальных изменений на организацию, и разрабатывать предупреждающие действия для снижения таких рисков, включая формирование планов действий в чрезвычайных обстоятельствах в случае необходимости.
9.4. ОбучениеОрганизация должна стимулировать осуществление улучшений и инноваций за счет обучения.
Для достижения устойчивого успеха организации необходимо внедрить процессы "обучения в масштабах организации" и "обучения путем объединения возможностей отдельных исполнителей с возможностями организации".
a) "Обучение в масштабах организации" предполагает:
- сбор информации о различных внутренних и внешних событиях и из различных внутренних и внешних источников, включая описания историй успеха и неудач;
- проникновение в суть вещей за счет углубленного изучения собранной информации.
b) "Обучение путем объединения возможностей отдельных исполнителей с возможностями организации" осуществляется посредством объединения знаний, моделей мышления и моделей поведения людей с ценностями организации. Данный процесс предполагает:
- создание ценностей организации на основе ее миссии, видения и стратегий;
- поддержку инициатив, связанных с обучением, и подтверждение высшим руководством своей лидирующей роли;
- развитие связей, стимулирование возможностей взаимодействия, интерактивности и обмена знаниями как внутри, так и вне организации;
- поддержание в должном состоянии систем обучения и совместного использования знаний;
- стимулирование, моральное и материальное поощрение повышения квалификации персонала за счет обучения и совместного использования знаний;
- высокую оценку творческого подхода, поддержку многообразия мнений различных работников организации.
Оперативный доступ к таким знаниям и их использование могут повысить способность организации управлять своим устойчивым успехом и поддерживать его на должном уровне.
- Главная
- "МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО УСПЕХА ОРГАНИЗАЦИИ. ПОДХОД НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ГОСТ Р ИСО 9004-2010" (утв. Приказом Росстандарта от 23.11.2010 N 501-ст)