Ключевой элемент | Уровень зрелости |
I | II | III | IV | V |
На что ориентирован менеджмент? (Руководство) | На продукцию, акционеров и некоторых потребителей при ситуативном реагировании на изменения, проблемы и возможности | На потребителей и законодательные/ нормативные требования с некоторой долей структурированного реагирования на проблемы и возможности | На работников организации и некоторые дополнительные заинтересованные стороны. Определены и реализуются процессы реагирования на проблемы и возможности | На сбалансированный подход к потребностям определенных заинтересованных сторон. Постоянное совершенствование находится в центре внимания организации | На сбалансированный подход к новым заинтересованным сторонам. Главной целью является достижение наивысшей эффективности для своего класса |
Каков подход руководства? (Руководство) | Подход пассивный и построен по командному принципу | Подход пассивный и основан на решениях руководителей разного уровня | Подход активный, и право принятия решений передано трудовым коллективам | Подход активный, характеризуемый активным участием работников организации в принятии решений | Подход активный, направленный на обучение и наделение полномочиями работников всех уровней |
Как принимаются решения? (Стратегия и политика) | Решения основаны на неофициальных данных, полученных с рынка и из других источников | Решения основаны на потребностях и ожиданиях потребителей | Решения основаны на стратегии и увязаны с потребностями и ожиданиями заинтересованных сторон | Решения основаны на развертывании стратегии, исходя из производственной необходимости и с учетом рабочих процессов | Решения основаны на потребности в гибкости, маневренности и стабильности деятельности |
Как определяются ресурсы, необходимые для достижения результатов? (Ресурсы) | Менеджмент ресурсов осуществляется несистематически | Менеджмент ресурсов осуществляется результативно | Менеджмент ресурсов осуществляется эффективно | Менеджмент ресурсов осуществляется эффективно и с учетом дефицита ресурсов | Менеджмент и использование ресурсов спланированы, эффективно структурированы и отвечают требованиям заинтересованных сторон |
Как организована деятельность? (Процессы) | Несистемный подход к организации деятельности при наличии только некоторых основных рабочих процедур или инструкций | Деятельность организована по функциональному принципу при наличии базовой системы качества | Деятельность организована в рамках основанной на процессном подходе системы менеджмента качества, которая результативна и эффективна и обеспечивает необходимую гибкость | Существует система менеджмента качества, которая является результативной и эффективной, способствует прочным связям между процессами и обеспечивает маневренность и совершенствование. Процессы направлены на удовлетворение потребностей конкретных заинтересованных сторон | Существует система менеджмента качества, которая способствует инновационному подходу и бенчмаркингу и направлена на удовлетворение потребностей и ожиданий новых и существующих заинтересованных сторон |
Как достигаются результаты? (Мониторинг и измерение) | Достижение результатов носит случайный характер. Корректирующие действия не систематизированы | Достигаются некоторые прогнозируемые результаты. Корректирующие и предупреждающие действия систематизированы | Достигаются прогнозируемые результаты, особенно касающиеся конкретных заинтересованных сторон. Последовательный подход к использованию мониторинга, измерений и улучшений | Имеют место последовательные, позитивные, прогнозируемые результаты с устойчивыми тенденциями | Достигнутые результаты выше средних показателей по отрасли и поддерживаются на данном уровне в течение длительного времени. Улучшения и инновации осуществляются на всех уровнях организации |
Как осуществляется мониторинг результатов? (Мониторинг и измерение) | Используются финансовые показатели, показатели рентабельности и производительности труда | Осуществляется мониторинг удовлетворенности потребителей, ключевых процессов жизненного цикла и эффективности деятельности поставщиков | Осуществляется мониторинг удовлетворенности работников организации и заинтересованных сторон | Ключевые показатели деятельности увязаны со стратегией организации и используются для мониторинга | Ключевые показатели деятельности включены в мониторинг всех процессов в реальном масштабе времени, и показатели деятельности оперативно доводятся до сведения всех заинтересованных сторон |
Как определяется приоритетность мер по улучшению? (Улучшения, инновации и обучение) | Приоритетность мер по улучшению зависит от ошибок, претензий или финансовых результатов | Приоритетность мер по улучшению зависит от удовлетворенности потребителей или корректирующих и предупреждающих действий | Приоритетность мер по улучшению зависит от потребностей и ожиданий некоторых заинтересованных сторон, а также поставщиков и работников организации | Приоритетность мер по улучшению зависит от тенденций и сведений, полученных от заинтересованных сторон, а также анализа социальных, экологических и экономических изменений | Приоритетность мер по улучшению зависит от сведений, полученных от новых заинтересованных сторон |
Как организован процесс обучения? (Улучшения, инновации и обучение) | Обучение носит случайный характер на уровне отдельных работников | Работники организации систематически учатся на успехах и неудачах организации | В рамках организации осуществляется систематизированный процесс совместного обучения | В организации существует культура обучения и совместного использования знаний, которая подлежит постоянному совершенствованию | Процессы обучения, разработанные организацией, используются совместно с соответствующими заинтересованными сторонами и способствуют творческому и инновационному подходу |
Примечание. Текущий уровень зрелости отдельных элементов считается наивысшим уровнем, достигнутым организацией, без каких-либо предшествующих несоответствий установленным критериям. |