Последнее обновление: 05.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 25.06.93 N 264 (ред. от 22.07.97) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, ПРИНЯТЫХ КОЛЛЕГИЕЙ ПО ВОПРОСУ "О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ГТК РОССИИ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ, ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ВЗЯТИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОБ И ОБРАЗЦОВ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ТАМОЖЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ В ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")
III. Порядок производства таможенных экспертиз
3.1. Таможенная экспертиза может производиться только по представлению органом, ее назначившим, необходимых материалов, оформленных в соответствии с законом, настоящим Положением и другими указаниями ГТК России.
3.2. На экспертизу должны быть представлены:
- постановление (поручение, определение) о назначении экспертизы. По многообъектным и многоэпизодным делам экспертизы могут назначаться отдельно по эпизодам, по группам товаров, по лицам и т.п.;
- товары, пробы, образцы и документы (объекты экспертизы).
В необходимых случаях направляются также иные материалы дела: акты документальных ревизий; неофициальная документация, приобщенная к делу в качестве доказательства; заключения экспертов; протоколы опросов и допросов и другие материалы, содержащие сведения, относящиеся к предмету таможенной экспертизы.
В постановлении (поручении, определении) о назначении экспертизы указываются:
а) дата и место составления постановления (поручения, определения), наименование органа, назначившего экспертизу, должность и фамилия лица, вынесшего или составившего постановление (поручение, определение); номер дела о нарушении таможенных правил или номер уголовного или гражданского дела, по которому назначена экспертиза;
б) основания для назначения экспертизы, то есть факты, обстоятельства, обусловившие необходимость таможенной экспертизы;
в) наименование таможенной лаборатории, которой поручено производство экспертизы. При назначении для производства экспертизы двух или более экспертов, состоящих в штате различных таможенных лабораторий, экспертных или иных учреждений, в постановлении (поручении, определении) должно быть указано на какое экспертное учреждение возлагается организация деятельности комиссии экспертов и в какое учреждение направлены объекты экспертного исследования и иные материалы дела. В указанном случае постановление (поручение, определение) о назначении экспертизы направляется в каждое из этих учреждений;
г) объекты экспертного исследования и иные материалы, которые должны представляться в упакованном, опечатанном, подшитом и пронумерованном виде.
В случае назначения дополнительной или повторной экспертизы, помимо указанных выше материалов, в таможенную лабораторию представляются заключения предыдущих экспертиз (либо сообщения о невозможности дачи заключения) со всеми приложениями, а также дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы, поступившие в распоряжение органа, назначившего ее, после дачи первичного заключения (сообщения о невозможности дачи заключения).
3.3. При представлении на экспертизу материалов, оформленных с нарушением требований процессуального законодательства и настоящего Положения, начальник таможенной лаборатории (ее структурного подразделения) в течение суток сообщает об этом таможенному или другому правоохранительному органу, ее назначившему. Если орган, назначивший экспертизу, не принимает необходимых мер для устранения недостатков, руководитель учреждения вправе по истечении одного месяца возвратить материалы без исполнения вместе с сообщением эксперта о невозможности дачи заключения. Материалы могут быть возвращены одновременно с направлением сообщения в форме служебного письма о неправильности их оформления, если устранение отмеченных недостатков невозможно без получения дополнительных материалов.
3.4. На начальника таможенной лаборатории возлагается ответственность за обеспечение высокого качества научно - технического уровня экспертиз и своевременного их производства на основе точного соблюдения требований законодательства, положений и инструкций, регулирующих экспертную деятельность.
Полномочия начальника таможенной лаборатории как руководителя экспертного учреждения определяются таможенным, административным, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и арбитражно - процессуальным законодательством, настоящим Положением и указаниями ГТК России.
Начальник таможенной лаборатории или его заместитель:
а) получает адресованные таможенной лаборатории материалы для производства экспертизы, проверяет их соответствие требованиям закона и настоящего Положения и письменно поручает производство экспертизы одному или нескольким сотрудникам, разъясняет им права и обязанности эксперта, предупреждает об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения, если экспертиза назначена по уголовному и гражданскому делу, и об административной ответственности, если экспертиза назначена при разрешении спора в арбитражном суде (ст. ст. 46, 47, 48, 49, 52 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации);
б) устанавливает сроки производства экспертиз;
в) знакомится с ходом и результатами исследований, проводимых экспертами, оказывая им необходимую помощь научного и методического характера, осуществляет контроль за качеством и сроками экспертиз;
г) по завершении производства экспертизы проверяет полноту проведенного исследования и обоснованность выводов эксперта, соблюдение экспертом методических рекомендаций, качество оформления заключения;
д) направляет вместе с заключением эксперта (экспертов) все материалы органу, назначившему экспертизу.
3.5. В случае ошибочного обозначения должностным лицом таможенного органа, следователем (судом) назначенной им экспертизы (первичной, дополнительной или повторной), начальник таможенной лаборатории по согласованию с органом, назначившим экспертизу, вправе именовать экспертизу в соответствии с законом.
Если экспертиза назначена по вопросам, решение которых в данной таможенной лаборатории невозможно, либо лаборатория не располагает соответствующими специалистами, руководитель таможенной лаборатории немедленно уведомляет об этом должностное лицо таможенного органа, назначившего экспертизу, следователя (суд), а товары, образцы, пробы, другие объекты исследования и другие материалы либо возвращает, либо направляет согласно письменному указанию последних в другую таможенную лабораторию для производства экспертизы.
3.6. Эксперт приступает к производству экспертизы по получении письменного указания начальника таможенной лаборатории (структурного подразделения) вместе с постановлением (поручением, определением) о назначении экспертизы и всеми поступившими на экспертизу материалами.
Если материалы, представленные на экспертизу, оформлены с нарушением установленного порядка, эксперт уведомляет руководителя таможенной лаборатории (структурного подразделения), который действует в соответствии с настоящим Положением.
В случае неполноты материалов эксперт в письменном виде заявляет ходатайство органу, назначившему экспертизу, не позднее пяти суток после поступления материалов в таможенную лабораторию.
3.7. Сроки производства экспертиз, назначенных таможенными органами России, устанавливаются руководителем таможенной лаборатории (структурного подразделения) в пределах 20 дней. Срок производства экспертизы устанавливается после предварительного ознакомления эксперта с материалами дела. Предварительное ознакомление должно продолжаться не более пяти дней. Когда экспертиза не может быть выполнена в 20-дневный срок, руководитель экспертного учреждения таможенной лаборатории ставит об этом в известность должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок.
При направлении таможенному органу, назначившему экспертизу, ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, без которых невозможно производство экспертизы, течение срока приостанавливается со дня направления ходатайства по день получения материалов или сообщения об отказе в удовлетворении ходатайства.
Экспертизы, назначенные другими правоохранительными органами, выполняются в порядке очередности их поступления в таможенную лабораторию и не в ущерб срокам проведения экспертиз, назначенных таможенными органами, кроме случаев, не терпящих отлагательств.
Сроки производства экспертиз и сроки предварительного ознакомления с материалами, представленными на экспертизу другими правоохранительными органами, устанавливаются, как правило, в тех же пределах и в том же порядке, что и для экспертиз, назначенных таможенными органами, если иное не оговорено в договорах о производстве экспертиз, заключенных таможенными лабораториями с этими правоохранительными органами.
Производство исследований (экспертиз) в таможенных лабораториях с связи с обращениями других государственных органов, предприятий, организаций, предпринимателей и граждан проводится не в ущерб производству экспертиз по заданиям таможенных и других правоохранительных органов в сроки, которые устанавливаются договорами о производстве таких исследований (экспертиз).
3.8. Эксперт сообщает органу, назначившему экспертизу, о невозможности дачи заключения по поставленному вопросу, если:
- предоставленные материалы недостаточны для дачи заключения и устранение этого препятствия оказалось невозможным;
- поставленный вопрос выходит за пределы его специальных познаний.
3.9. В случае недостаточной ясности или полноты заключения эксперта таможенным органом России (должностным лицом) следователем (судом) может быть назначена дополнительная экспертиза для уточнения процесса исследования и содержания выводов, а также для более полной аргументации данного заключения. При этом перед экспертом могут быть поставлены новые вопросы либо вопросы, предложенные ранее, но не решенные экспертом в полном объеме, которые нельзя разрешить путем допроса эксперта.
Повторная экспертиза может быть назначена как в случае сомнений в правильности заключения, так и в случае его необоснованности.
Экспертиза новых объектов, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, например, вновь взятых проб и образцов, назначается по общим правилам как новая экспертиза и не является ни дополнительной, ни повторной.
3.10. При проведении экспертизы несколькими экспертами они до дачи заключения совещаются между собой. Если эксперты придут к общему заключению, последнее подписывается всеми экспертами. В случае разногласия каждый эксперт дает свое заключение отдельно.
Если в целях всестороннего исследования обстоятельств дела требуется привлечение экспертов, специализирующихся в разных областях знаний, для формулирования общего вывода (выводов) на основе совместного обобщения и оценки результатов проведенных ими исследований организуется производство комплексной экспертизы. (Порядок проведения комплексных экспертиз регулируется межведомственной Инструкцией об организации производства комплексных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях СССР, утвержденной 22.07.86 N К-8-512.)
3.11. При производстве в таможенной лаборатории комиссионной или комплексной экспертизы руководитель лаборатории (структурного подразделения) назначает ведущего эксперта, который обеспечивает организацию и координацию деятельности комиссии экспертов.
3.12. Ведущий эксперт (руководитель комиссии (группы) экспертов) обладает теми же процессуальными правами и обязанностями, что и любой эксперт в деле о нарушении таможенных правил, в уголовном и гражданском судопроизводстве, и не пользуется никакими преимуществами при разрешении вопросов по существу.
Задачей ведущего эксперта является организация наиболее эффективного использования опыта и знаний коллектива экспертов в целях научно обоснованного и полного решения поставленных перед комиссионной или комплексной экспертизой вопросов. (Функции ведущего эксперта определены п. 7 Инструкции об организации производства комплексных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях СССР.)
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 25.06.93 N 264 (ред. от 22.07.97) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, ПРИНЯТЫХ КОЛЛЕГИЕЙ ПО ВОПРОСУ "О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ГТК РОССИИ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ, ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ВЗЯТИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОБ И ОБРАЗЦОВ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ТАМОЖЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ В ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")