в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ ГТК РФ от 25.06.93 N 264 (ред. от 22.07.97) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, ПРИНЯТЫХ КОЛЛЕГИЕЙ ПО ВОПРОСУ "О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ГТК РОССИИ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ, ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ВЗЯТИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОБ И ОБРАЗЦОВ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ТАМОЖЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ В ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")
отменен/утратил силу Редакция от 22.07.1997 Подробная информация
ПРИКАЗ ГТК РФ от 25.06.93 N 264 (ред. от 22.07.97) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, ПРИНЯТЫХ КОЛЛЕГИЕЙ ПО ВОПРОСУ "О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ГТК РОССИИ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ, ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ВЗЯТИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОБ И ОБРАЗЦОВ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ТАМОЖЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ В ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ, ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

(в ред. Приказа ГТК РФ от 22.07.97 N 434)

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями действующего на территории Российской Федерации уголовно-процессуального и таможенного законодательства, а также законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях и касаются порядка назначения экспертиз таможенными органами Российской Федерации как в ходе проведения таможенного контроля или таможенного оформления, так и в процессе производства по делам о нарушении таможенных правил или проведения таможенными органами дознания по уголовным делам о контрабанде и иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.

1.2. Настоящие Методические рекомендации предназначены для должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, которые правомочны назначать производство экспертиз, а также экспертов и руководителей экспертных учреждений ГТК России, которым предоставлено право производства таких экспертиз.

1.3. Экспертизы назначаются только при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным, таможенным законодательством, а также законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, в порядке, установленном этим законодательством и указаниями Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

1.4. По решениям таможенных органов Российской Федерации экспертизы производятся экспертными учреждениями, находящимися на территории Российской Федерации, включая экспертные учреждения ГТК России (Центральная таможенная лаборатория, региональные таможенные лаборатории), а также вне экспертных учреждений лицами, обладающими необходимыми специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, в том числе штатными работниками таможенных органов России.

В качестве экспертов не могут быть привлечены лица, ранее участвовавшие по этому делу или по конкретному факту проведения таможенного контроля или таможенного оформления в качестве специалистов, в том числе и во взятии проб и образцов, а также в качестве должностных лиц таможенных органов Российской Федерации. Эксперт не может принимать участие в производстве экспертизы по уголовному делу при наличии оснований, предусмотренных ст. ст. 59, 66 и 67 УПК РСФСР.

2.1. Решения таможенных органов о производстве экспертиз оформляются в виде:

- поручений о проведении экспертиз (форма N 4);

- постановлений о назначении экспертиз (форма N 5 и N 6).

2.2. Поручение о проведении экспертизы (форма N 4) оформляется до заведения дела о нарушении таможенных правил, когда в процессе проведения таможенного контроля или таможенного оформления возникла необходимость в производстве экспертизы.

Постановление о назначении экспертизы (форма N 5) выносится в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил после заведения таможенным органом такого дела.

Постановление о назначении экспертизы (форма N 6) выносится при производстве дознания по уголовному делу.

2.3. Экспертиза может быть назначена:

- при проведении таможенного контроля или таможенного оформления - должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, осуществляющим таможенный контроль или таможенное оформление, с согласия начальника этого органа или его заместителя либо соответствующего начальника отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или его заместителя;

- при производстве по делам о нарушении таможенных правил - должностным лицом таможенного органа, в чьем производстве находится дело о нарушении таможенных правил, с согласия начальника этого органа или его заместителя либо начальника соответствующего отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или его заместителя, а при рассмотрении этого дела - должностным лицом таможенного органа, в чьем рассмотрении находится дело.

Должностные лица Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК России назначают такие экспертизы с согласия начальника Управления или его заместителя либо начальника соответствующего отдела Управления.

Постановление о назначении экспертизы по уголовному делу, вынесенное производящим дознание лицом, утверждается начальником соответствующего таможенного органа Российской Федерации или его заместителем либо начальником соответствующего отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или его заместителем.

Постановление о назначении экспертизы по уголовному делу, вынесенное должностным лицом Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК России, утверждается начальником этого Управления или его заместителем либо начальником отдела дознания.

2.4. В поручении или постановлении о назначении экспертизы указывается:

- дата и место составления поручения (постановления) о назначении экспертизы, наименование таможенного органа, назначившего экспертизу, и его адрес, номер дела о нарушении таможенных правил или уголовного дела, по которому экспертиза назначена;

- должность и фамилия лица, назначившего производство экспертизы;

- наименование экспертизы;

- основания для назначения экспертизы;

- наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза, а если проведение экспертизы назначено вне экспертного учреждения, в том числе и штатным работником таможенного органа, который не является экспертным учреждением ГТК России, то фамилия, имя, отчество, специальность и должность лица, которому поручается производство экспертизы;

- вопросы, поставленные перед экспертом;

- материалы, представленные в распоряжение эксперта (объекты экспертного исследования - предметы, документы, в том числе пробы и образцы товаров с приложенной к ней сопроводительной документацией, грузовые таможенные декларации, ГОСТы, Технические условия, сертификаты и паспорта качества, технологические регламенты, чертежи, фотографии, образцы для сравнительного исследования и документы, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы, иные материалы, имеющие значение для производства экспертизы);

- в случае дополнительной или повторной экспертизы - заключения предыдущих экспертиз (либо сообщения эксперта о невозможности дачи заключения) со всеми приложениями, а также материалы, относящиеся к предмету экспертизы и поступившие после дачи первичного заключения (экспертиза новых объектов, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, назначается по общим правилам как новая экспертиза и не является ни дополнительной, ни повторной).

2.5. Представленные для экспертных исследований пробы и образцы товаров направляются на экспертизу вместе с актами (их копиями) взятия проб и образцов (форма N 1).

Пробы и образцы товаров, а также вещественные доказательства, направляемые на экспертизу, должны быть соответствующим образом упакованы и опечатаны ярлыком обеспечения сохранности упаковки (форма N 2), если экспертиза назначается в ходе проведения таможенного контроля и таможенного оформления.

Изъятые образцы, товары и вещественные доказательства по делу о нарушении таможенных правил или по уголовному делу направляются на экспертизу соответствующим образом упакованными и опечатанными ярлыком обеспечения сохранности упаковки по форме N 3.

Взятие проб и образцов товаров, а также изъятие вещественных доказательств производится в соответствии с требованиями таможенного и уголовно-процессуального законодательства.

3.1. Порядок и условия производства экспертиз в экспертных учреждениях ГТК России определяются таможенным, уголовно - процессуальным законодательством, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Положением об организации производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

3.2. Порядок и условия производства экспертиз в экспертных учреждениях Министерства юстиции и других министерств и ведомств Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации, а также Инструкциями и Положениями об организации и производстве экспертиз, изданными этими министерствами и ведомствами.

3.3. Порядок и условия производства экспертиз вне экспертных учреждений определяются таможенным и уголовно-процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также настоящими Методическими рекомендациями.

4.1. При назначении экспертизы в экспертном учреждении при проведении таможенного контроля и таможенного оформления, а также при производстве и рассмотрении дела о нарушении таможенных правил права и обязанности эксперта по ст. 252 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях разъясняются эксперту под расписку руководителем соответствующего экспертного учреждения (форма N 7).

4.2. В случае назначения при проведении таможенного контроля и таможенного оформления, а также в процессе производства по делам о нарушении таможенных правил, экспертизы вне экспертного учреждения, в том числе работнику таможенного органа, если этот орган не является экспертным учреждением, права и обязанности эксперта по ст. 252 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях разъясняются эксперту под расписку тем должностным лицом таможенного органа, которое назначило эту экспертизу (форма N 7а).

4.3. В случае назначения экспертизы в экспертном учреждении при производстве дознания по уголовному делу руководитель этого экспертного учреждения в соответствии со ст. 187 УПК РСФСР разъясняет эксперту его права и обязанности, изложенные в ст. 82 УПК РСФСР, и предупреждает последнего под расписку об уголовной ответственности за отказ от дачи заключения или заведомо ложное заключение по ст. ст. 181, 182 УПК РСФСР (форма N 8).

4.4. При назначении экспертизы вне экспертного учреждения при производстве дознания по уголовному делу должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве которого находится это уголовное дело, в соответствии со ст. 189 УПК РСФСР разъясняет эксперту его права и обязанности, предусмотренные ст. 82 УПК РСФСР, и предупреждает об уголовной ответственности за отказ от дачи заключения или дачу ложного заключения по ст. ст. 181, 182 УК РСФСР (форма N 8а).

5. Предметы и документы, бывшие объектами экспертного исследования (включая образцы), с соответствующими пометками эксперта, в упакованном и в опечатанном виде, возвращаются таможенному органу Российской Федерации, должностное лицо которого назначило экспертизу, вместе с заключением или с сообщением о невозможности дачи заключения.

6.1. Проведенная экспертиза и ее результаты излагаются экспертом в своем заключении, которое должно соответствовать одной из приложенных к настоящим Методическим рекомендациям форм.

Форма N 7 используется при даче заключения, если экспертиза была назначена при проведении таможенного контроля или таможенного оформления либо при производстве или рассмотрении дела о нарушении таможенных правил, если экспертиза производилась в экспертном учреждении (в Центральной или региональных таможенных лабораториях ГТК РФ).

(в ред. Приказа ГТК РФ от 22.07.97 N 434)

Форма N 7а используется, если такая экспертиза была назначена при аналогичных обстоятельствах, однако, проводилась вне экспертного учреждения.

Форма N 8 используется при даче заключения, если экспертиза была назначена при производстве по уголовному делу и проводилась в экспертном учреждении (в Центральной или региональных таможенных лабораториях ГТК РФ).

(в ред. Приказа ГТК РФ от 22.07.97 N 434)

Форма N 8а используется при даче заключения, если экспертиза была назначена при аналогичных обстоятельствах, однако проводилась по уголовному делу вне экспертного учреждения.

6.2. Производство экспертиз в экспертных учреждениях ГТК России по поручениям таможенных органов Российской Федерации проводится для последних бесплатно.

Оплата произведенных по заданиям таможенных органов экспертиз в экспертных учреждениях других государственных ведомств производится таможенными органами в порядке и в размерах, установленных этими экспертными учреждениями <*> по безналичному расчету (с отнесением этих расходов на ст. 18 "Прочие расходы", а в случае необходимости ст. 1 "Заработная плата" сметы расходов на содержание аппарата управления таможенных органов).


<*> Решением Коллегии Министерства юстиции РСФСР от 12 ноября 1990 года одобрены Рекомендации о порядке перевода научно - исследовательских лабораторий судебной экспертизы Министерства юстиции РСФСР на новые условия хозяйствования и новые условия оплаты труда, которые разосланы по всем подразделениям Министерства юстиции России на местах и экспертным учреждениям этого Министерства письмом заместителя министра юстиции РФ Шапкина М.А. от 9 апреля 1990 г. за N 8/16-91.

Согласно п. 3 упомянутых Рекомендаций экспертизы по уголовным делам: почерковедческие, транспортно-трассологические, баллистические, автотехнические, бухгалтерские, биологические; технических исследований документов; исследований волокнистых, горюче-смазочных материалов, наркотических веществ, спиртосодержащих смесей, почв, металлов и сплавов, полимеров и пластмасс, лакокрасочных материалов и покрытий, проводятся экспертными учреждениями Министерства юстиции за счет бюджетных ассигнований, выделяемых этому Министерству.

Все остальные виды экспертиз по уголовным делам, а также экспертизы по делам об административных правонарушениях (следовательно, и по делам о нарушении таможенных правил) не обеспечиваются бюджетными ассигнованиями и оплачиваются за счет средств, полученных от правоохранительных органов, назначивших производство этих экспертиз.

6.3. При производстве экспертизы вне экспертного учреждения ГТК России, в том числе и работником таможенного органа, когда такой орган не является экспертным учреждением, лицу, производившему экспертизу, в соответствии и в порядке, предусмотренном ст. 106 УПК РСФСР, ст. 254 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, таможенным законодательством, а также утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245 Инструкцией "О порядке и размерах возмещения расходов и выплат вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия и в суд" (за исключением п. п. 5, 6, 7, 10 и 13), приказами, указаниями ГТК России и настоящими Методическими рекомендациями, возмещаются расходы в связи с вызовом его в таможенные органы России, а также выплачивается денежное вознаграждение за производство экспертизы (кроме случаев, когда экспертиза производится этими лицами в порядке служебного задания и в рабочее время).

6.4. При производстве экспертиз вне экспертного учреждения проезд к месту явки и обратно к месту постоянного жительства оплачивается экспертам на основании проездных документов, но не свыше:

по железной дороге - стоимости проезда в плацкартном (купейном) вагоне;

по водным путям - стоимости проезда в каютах, оплачиваемых по V - VIII группам тарифных ставок на судах морского флота, и в каюте III категории - на судах речного флота;

по шоссейным и грунтовым дорогам - стоимости проезда транспортом общественного пользования (кроме такси).

При пользовании воздушным транспортом возмещается стоимость билета обычного (туристического) класса.

Помимо расходов по проезду, при представлении соответствующих документов возмещаются страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, стоимость предварительной продажи проездных документов, а также затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями.

Экспертам оплачиваются расходы по проезду автотранспортом (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэродрому, если они находятся за чертой населенного пункта.

С разрешения начальника таможенного органа, производящего вызов, экспертам при непредставлении проездных документов оплачивается минимальная стоимость проезда между местом постоянного жительства и местом явки.

Возмещение расходов по найму жилого помещения, оплата суточных экспертам за дни вызова в таможенные органы, включая время в пути, выходные и праздничные дни, а также время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами, производится применительно к порядку, установленному законодательством о нормах возмещения командировочных расходов. Суточные не выплачиваются, если имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.

Плата за бронирование мест в гостиницах возмещается в размере 50 процентов от возмещаемой стоимости места за сутки.

Экспертам за проведение экспертиз выплата вознаграждения производится согласно заключенным с ним договором, с тем, однако, чтобы почасовое вознаграждение за производство экспертизы не превышало почасовую заработную плату главного специалиста таможенного органа, назначившего экспертизу. (Применение более высоких расценок оплаты труда экспертам допускается, как правило, в случаях производства особо сложных экспертиз специалистами, имеющими научную степень.)

6.5. Оплата труда эксперту при производстве им экспертизы вне экспертного учреждения на договорных началах производится таможенным органом, назначившим экспертизу.

Возмещение эксперту понесенных им расходов в связи с явкой в таможенный орган для производства экспертизы и проживания в гостиницах, а также выплата ему суточных, если экспертиза производилась вне экспертного учреждения, производится таможенным органом, назначившим экспертизу.

6.6. Для выплаты эксперту, производившему экспертизу по поручению таможенного органа вне экспертного учреждения, вознаграждения за его труд, а также возмещение понесенных им расходов и суточных, если на последнее он имеет право, в бухгалтерию таможенного органа, назначившего производство экспертизы, представляются следующие документы:

- заявление или счет эксперта о выплате ему таможенным органом вознаграждения, а также о возмещении понесенных им расходов и суточных с приложением документов, подтверждающих такие расходы (в необходимых случаях экспертом может быть представлен в бухгалтерию авансовый отчет);

- табель (график) затрат времени на производство экспертизы с расчетом суммы вознаграждения (форма N 9);

- трудовое соглашение, заключенное таможенным органом, назначившим производство экспертизы, с лицом, которому было поручено ее производство, с отметкой начальника таможенного органа либо должностного лица, назначившего экспертизу, о приеме выполненной работы (трудовое соглашение заключается до начала производства экспертизы при назначении трудоемких и дорогостоящих экспертиз, а также в других случаях, вызванных необходимостью);

- экземпляр постановления (поручения) о назначении экспертизы;

- экземпляр заключения эксперта;

- утвержденное начальником соответствующего таможенного органа Российской Федерации, обладающего правами распорядителя кредитов, постановление (поручение) должностного лица таможенного органа, назначившего производство экспертизы или принявшего от эксперта заключение, о выплате эксперту вознаграждения за производство экспертизы и о возмещении ему расходов по явке в таможенный орган для дачи заключения с указанием конкретной суммы, подлежащей выплате эксперту.

Постановление (поручение) о выплате эксперту вознаграждения, если экспертиза назначена в процессе проведения таможенного контроля, таможенного оформления или производства по делу о нарушении таможенных правил, составляется по формам N 10 или N 10а.

Аналогичное постановление, вынесенное после возбуждения уголовного дела, составляется по формам N 11 или N 11а <*>.


<*> Положения пункта 6.6 Методических рекомендаций не распространяются на случаи производства экспертиз в экспертных учреждениях (часть 2 п. 6.2 Методических рекомендаций).

7. Действующим уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность эксперта за дачу заведомо ложного заключения (ст. 182 УК РСФСР) как участника уголовного процесса.

По делам об административных правонарушениях, в том числе и о нарушениях таможенных правил, уголовная ответственность эксперта не установлена.

В связи с этим в случаях, вызванных необходимостью, должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится уголовное дело, имеющего в своих материалах заключение экспертизы, произведенной до возбуждения такого уголовного дела, вправе допросить эксперта по его заключению, по правилам, предусмотренным ст. 192 УПК РСФСР, предварительно предупредив эксперта под расписку в этом протоколе об уголовной ответственности по ст. 182 УК РСФСР за дачу заведомо ложных показаний.

8.1. Таможенное и уголовно-процессуальное законодательство, действующее в Российской Федерации, предусматривает участие в производстве по делам о нарушении таможенных правил и при проведении дознания по уголовным делам о контрабанде специалистов, то есть физических лиц, обладающих специальными знаниями и навыками, не заинтересованных в исходе дела. Участие последних при проведении таможенного контроля или таможенного оформления не противоречит положениям Таможенного кодекса СССР и прямо предусмотрено в проекте Таможенного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 36, 109 ТК СССР, ст. 133.1 УПК РСФСР, ст. ст. 183, 312 проекта ТК Российской Федерации).

8.2. Таможенные органы Российской Федерации могут привлекать специалистов любых государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и подчиненности, включая экспертов экспертных учреждений, для оказания содействия в проведении таможенного контроля или таможенного оформления, в том числе: для участия во взятии проб и образцов товаров, для участия в проведении экспресс-анализа веществ на содержание в них наркотических средств, для участия в личном досмотре физических лиц (при их обследовании медицинским работником) и в других, необходимых для целей таможенного контроля и таможенного оформления, случаях.

8.3. При производстве по делам о нарушении таможенных правил или при их рассмотрении специалисты привлекаются для участия в проведении конкретных процессуальных действий, если возникает необходимость в применении специальных знаний и навыков, которыми обладают эти специалисты.

При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, обязательно участвует в качестве специалиста педагог или психолог.

Специалист обязан по поручению должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил:

- участвовать в производстве конкретных процессуальных действий, используя свои специальные знания и навыки для оказания содействия указанному должностному лицу таможенного органа Российской Федерации в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, обращать внимание на связанные с этим обстоятельства и давать пояснения по поводу выполняемых им действий и других вопросов, требующих специальных знаний и навыков;

- участвовать в проведении проверки отдельных сторон деятельности предприятия и организации;

- помогать упомянутому должностному лицу таможенного органа Российской Федерации правильно изложить в протоколах выявленные факты и обстоятельства.

Специалист вправе:

- с разрешения должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, задавать вопросы свидетелям и лицам, привлекаемым к ответственности за правонарушение;

- делать заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств;

- использовать научно-технические средства и методы для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств;

- производить наблюдения, измерения и опыты;

- давать консультации должностному лицу таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, по поводу вопросов, требующих специальных знаний и навыков;

- знакомиться с относящимися к конкретным процессуальным действиям протоколами и актами, в проведении которых он участвовал, делать к этим протоколам и актам замечания относительно их содержания. Такие замечания вносятся в протоколы и акты или приобщаются к ним;

- подписывать указанные протоколы и акты.

Участие лица в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этому же делу как свидетеля <*>.


<*> В ст. ст. 444 и 445 проекта таможенного кодекса Российской Федерации предусматривается административная ответственность эксперта за отказ от дачи заключения по делу о нарушении таможенных правил, а специалиста, кроме того, - и от участия в проведении таможенного контроля или производстве таможенного оформления, а должностного лица предприятия, учреждения, организации - от выполнения постановления или поручения о проведении экспертизы либо требования о вызове специалиста.

8.4. Участие специалиста при производстве дознания по уголовным делам предусмотрено ст. 133.1 УПК РСФСР.

Специалисты при осуществлении дознания по уголовному делу участвуют при следующих следственных действиях:

- при производстве осмотра (ст. ст. 178, 179 УПК РСФСР);

- при освидетельствовании (ст. 181 УПК РСФСР);

- при производстве обыска и выемки (ст. ст. 170, 174 УПК РСФСР);

- при допросах подозреваемого и свидетелей (ст. ст. 52, 159, 141 УПК РСФСР);

- при получении у подозреваемого или свидетеля образцов почерка и других образцов (ст. 186 УПК РСФСР).

Требование дознавателя о вызове специалиста обязательно для руководителя предприятия, учреждения или организации, где работает специалист.

Перед началом следственного действия, в котором участвует специалист, дознаватель удостоверяется в личности и компетентности специалиста, выясняет его отношение к подозреваемому. Дознаватель разъясняет специалисту его права и обязанности и предупреждает об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей, что отмечается в протоколе соответствующего следственного действия и удостоверяется подписью специалиста.

Специалист обязан:

- явиться по вызову;

- участвовать в производстве следственного действия, используя свои специальные знания и навыки для содействия дознавателю в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств;

- обращать внимание дознавателя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств;

- давать пояснения по поводу выполняемых им действий.

Специалист вправе делать подлежащие занесению в протокол заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств.

За отказ или уклонение специалиста от выполнения своих обязанностей к нему могут быть применены меры общественного воздействия или на него может быть наложено денежное взыскание. Денежное взыскание налагается судом в порядке, предусмотренном ст. 323 УПК РСФСР.

Специалист имеет право на сохранение за ним среднего заработка по месту работы за все время, затраченное им в связи с вызовом дознавателем, либо на получение вознаграждения за отвлечение его от обычных занятий, на возмещение понесенных расходов по явке, а также на специальное вознаграждение за выполнение своих обязанностей, кроме тех случаев, когда эти обязанности выполнялись им в порядке служебного задания (ст. 106 УПК РСФСР).

Возмещение расходов по явке и выплата вознаграждения производится из средств таможенного органа. Порядок выплаты и размер сумм, подлежащих выплате специалистам, производится по правилам, установленным для экспертов, изложенным в п. п. 6.4, 6.5, 6.6 настоящих Методических рекомендаций.

Отвод специалиста по уголовному делу проводится по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. ст. 66.1, 67 УПК РСФСР. Предыдущее участие в деле лица в качестве специалиста не является основанием для его отвода от повторного участия в деле в качестве специалиста. Участие специалиста не исключает, а в ряде случаев предполагает последующее производство экспертизы.

В качестве специалистов могут привлекаться работники экспертных учреждений, врачи, педагоги, товароведы, искусствоведы и другие физические лица, в том числе и работники таможенных органов России, не заинтересованные в результатах дела и обладающие специальными познаниями и навыками.

Участие специалиста и эксперта в уголовном деле имеет много общего: они привлекаются при необходимости использования специальных знаний. Но специалист при выполнении того или иного следственного действия лишь помогает дознавателю в непосредственном обнаружении, закреплении и изъятии доказательств; результаты его деятельности отражаются в протоколе. Производство же экспертизы - самостоятельное процессуальное действие. Эксперт имеет дело с уже собранными доказательствами. На основе их исследования он устанавливает новые фактические данные и составляет заключение, являющееся самостоятельным источником доказательств.

Лицо, участвовавшее в качестве специалиста, впоследствии не может быть назначено экспертом по данному делу.

8.5. Привлечение специалиста не требует вынесения специального постановления. Порядок вызова специалиста, если он является работником экспертного учреждения, определяется самим экспертным учреждением.

В случаях необходимости вызов специалиста может оформляться в письменном виде соответствующим должностным лицом таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя.


Приложение N 2
к Приказу ГТК РФ
от 25.06.93 N 264

  • Главная
  • ПРИКАЗ ГТК РФ от 25.06.93 N 264 (ред. от 22.07.97) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, ПРИНЯТЫХ КОЛЛЕГИЕЙ ПО ВОПРОСУ "О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ГТК РОССИИ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ, ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ВЗЯТИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОБ И ОБРАЗЦОВ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ТАМОЖЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ В ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")