Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 25.06.93 N 264 (ред. от 22.07.97) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, ПРИНЯТЫХ КОЛЛЕГИЕЙ ПО ВОПРОСУ "О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ГТК РОССИИ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ, ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ВЗЯТИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОБ И ОБРАЗЦОВ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ТАМОЖЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ В ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")
IV. Заключение эксперта (акт экспертизы)
4.1. Заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.
Во вводной части заключения указываются: наименование экспертизы, ее номер, является ли она дополнительной, повторной, комиссионной или комплексной; наименование органа, назначившего экспертизу; сведения об эксперте (экспертах): должность, фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая и экспертная), ученая степень; дата поступления материалов на экспертизу в таможенную лабораторию и дата подписания заключения, основание для производства экспертизы (поручение, постановление или определение, когда и кем оно составлено или вынесено); наименование поступивших на экспертизу материалов и других объектов исследования, способ их доставки в таможенную лабораторию и вид упаковки, а также наличие или отсутствие на упаковке ярлыка обеспечения, сохранность упаковки объектов исследования и их реквизиты; обстоятельства дела и исходные данные, имеющие значение для дачи заключения, с обязательным указанием источника их получения; ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, заявленные экспертом, результаты их рассмотрения; сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение); место производства экспертизы; вопросы, поставленные на разрешение эксперта.
Вопросы экспертом приводятся в той формулировке, в какой они даны в поручении, постановлении (определении) о назначении экспертизы; изменение формулировок не допускается. При необходимости уточнить их эксперт должен изложить вопрос должностного лица таможенного органа, следователя (суда), а затем указать, как он понимает задание в соответствии со своей компетенцией. Если эксперт считает некоторые из вопросов выходящими (полностью или частично) за пределы его специальных познаний, он отмечает это в заключении. Эксперт вправе также сгруппировать вопросы, изложить их в той последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок исследования. Если вопрос ставится по инициативе эксперта, он излагается также во вводной части.
При производстве повторной или дополнительной экспертизы во вводной части излагаются также сведения о первичных (предшествующих) экспертизах: кем и где они проведены; номер и дата заключения; выводы первичной экспертизы по вопросам, которые поставлены перед экспертом на повторное рассмотрение, а также мотивы назначения повторной и дополнительной экспертизы, указанные в постановлении (определении) о ее назначении.
При производстве комплексной и комиссионной экспертиз во вводной части заключения указывается фамилия ведущего эксперта и отражается подготовительный этап экспертизы. Если производство экспертизы осуществляется несколькими таможенными лабораториями (экспертными учреждениями), во вводной части заключения указываются эти таможенные лаборатории (учреждения).
Если комплексной экспертизе предшествовало производство отдельных экспертиз, результаты которых имеют значение для решения общего вопроса, во вводной части заключения проводятся данные об этих экспертизах.
4.2. В исследовательской части заключения описывается процесс исследования и его результаты, а также дается научное объяснение установленным фактам.
Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости одновременного исследования двух и более вопросов, тесно связанных между собой, результаты излагаются в одном разделе.
В исследовательской части излагаются:
- состояние объектов экспертного исследования;
- методы и приемы исследований, которые описываются доступно для понимания лицами, не имеющими специальных познаний, подробно, чтобы при необходимости можно было проверить правильность выводов эксперта, повторив исследование;
- справочно-нормативные материалы (инструкции, постановления, приказы), которыми эксперт руководствовался при решении поставленных вопросов, с указанием даты и места их издания;
- результаты процессуальных действий (опросов, допросов, обследования, осмотров, экспериментов и др.), принятые в качестве исходных данных, а также результаты других экспертиз, если они использовались для обоснования выводов, со ссылкой на листы дела;
- ссылки на приложения и необходимые пояснения к ним;
- экспертная оценка результатов исследования с развернутой мотивировкой суждения, обосновывающего вывод по решаемому вопросу.
Специальные термины должны разъясняться.
Если на некоторые из поставленных вопросов не представилось возможности дать ответ в исследовательской части, эксперт (эксперты) указывает причины этого.
При производстве дополнительной экспертизы в исследовательской части заключения может быть сделана ссылка на материалы основной экспертизы, если экспертом использованы результаты проведенных ранее исследований.
В исследовательской части заключения повторной экспертизы указываются причины расхождений выводов с результатами предшествующих экспертиз, если таковые имели место (отступление от методики исследования, принятие иных количественных и стоимостных величин, ошибки в расчетах и т.п.).
В исследовательской части заключения комплексной экспертизы исследования, проводимые экспертами различных специальностей, могут излагаться в форме отдельных разделов с указанием фамилий экспертов. По результатам исследований могут быть сформулированы промежуточные выводы, которые подписываются экспертами (экспертом), проводившими данную часть исследования. Обобщение и совместная оценка результатов, сделанная на итоговом совещании комиссии экспертов, отражаются в синтезирующем разделе исследовательской части. Здесь указывается обоснование общего вывода (выводов).
4.3. Выводы эксперта (экспертов) излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы изложены во вводной части заключения.
На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность его решения по тем или иным причинам.
Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту (экспертам) не были поставлены вопросы, но которые были установлены им (ими) в процессе исследования, излагаются в конце заключения.
Выводы излагаются четким и ясным языком, не допускающим различных толкований. В исключительных случаях, если вывод не может быть сформулирован без подробного описания результатов исследования, изложенных в исследовательской части, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения.
4.4. При производстве комплексной экспертизы общий вывод (выводы) подписывается экспертами, принимавшими участие в совместной оценке результатов исследований и пришедшими к единому мнению. Если эксперты не пришли к общему выводу, они формулируют самостоятельные выводы в общем заключении. Каждый эксперт обязан обосновать причины своего несогласия с мнением других членов комиссии. При формулировании самостоятельных выводов эксперты вправе учитывать результаты, полученные другими членами комиссии, указав на это в обосновании своих выводов.
4.5. Установленные экспертом обстоятельства профилактического характера отражаются в исследовательской части заключения, а предложения по предупреждению таможенных правонарушений - в его заключительной части.
Заключение подписывается экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) экспертизу, что удостоверяется печатью таможенной лаборатории, и направляется органу или лицу, назначившему экспертизу, руководителем таможенной лаборатории (структурного подразделения).
При производстве комиссионной экспертизы заключение подписывается с учетом требований, содержащихся в п. 3.12 настоящего Положения, а при производстве комплексной экспертизы - с учетом требований п. 15 Инструкции об организации производства комплексных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях СССР.
4.6. При использовании экспертом (экспертами) методик, связанных с частичной автоматизацией исследования, в том числе с применением ЭВМ, заключение составляется и подписывается также по правилам, изложенным выше, и эксперт (эксперты) несет личную ответственность. В исследовательской части заключения в этих случаях указывается, при каких именно исследованиях использована ЭВМ, по каким именно программам, кем они разработаны и утверждены, какие результаты получены.
4.7. Если к заключению дается приложение в виде таблиц, графиков и т.п., они также подписываются экспертом (экспертами) и заверяются печатью таможенной лаборатории. На них проставляются номер и дата заключения, к которому они составлены.
4.8. Заключение и приложение к нему составляются в двух экземплярах, первый из которых направляется органу, назначившему экспертизу, а второй остается в таможенной лаборатории.
При производстве комиссионных или комплексных экспертиз заключение изготавливается в количестве экземпляров, достаточном для направления органу, назначившему экспертизу, и каждой таможенной лаборатории (экспертному учреждению или структурному подразделению), принимавшему участие в производстве экспертизы.
4.9. При производстве экспертизы в суде при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил в таможенном органе составляется заключение по правилам, изложенным в настоящем разделе, и после оглашения передается суду или должностному лицу, рассматривающему дело о нарушении таможенных правил.
Если экспертиза проводится в суде или при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил в таможенном органе по тем же вопросам и тем же экспертом, что и в стадии производства по делу о нарушении таможенных правил, дознания или предварительного следствия, и если выводы остаются прежними, эксперт вправе обосновать их результатами ранее проведенных исследований, оформив это самостоятельным заключением.
Копия заключения, данного в суде или при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил в таможенном органе, вместе с копией определения или постановления о назначении экспертизы представляются в таможенную лабораторию.
4.10. Сообщение (акт) о невозможности дачи заключения состоит из трех частей: вводной, мотивировочной и заключительной.
В вводной части излагаются сведения, указанные в п. 4.1 настоящего Положения.
В мотивировочной части подробно излагаются причины невозможности дачи заключения.
В заключительной части указывается на невозможность дать ответ по каждому вопросу, поставленному перед экспертом.
Сообщение о невозможности дачи заключения подписывается экспертом (экспертами), подпись удостоверяется печатью таможенной лаборатории, после чего один экземпляр руководитель таможенной лаборатории (структурного подразделения) направляет органу, назначившему экспертизу, а другой оставляет в таможенной лаборатории.
Если такое сообщение дается в стадии рассмотрения дела о нарушении таможенных правил в таможенном органе или судебного разбирательства, оно составляется и подписывается экспертом в двух экземплярах, один из которых представляется суду, а другой руководителю таможенной лаборатории.
4.11. Предметы и документы, бывшие объектами экспертного исследования (включая пробы и образцы), с соответствующими пометками эксперта в упакованном и опечатанном виде подлежат возвращению органу, назначившему экспертизу, вместе с заключением (актом) или сообщением о невозможности дачи заключения.
Форма N 1
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 25.06.93 N 264 (ред. от 22.07.97) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, ПРИНЯТЫХ КОЛЛЕГИЕЙ ПО ВОПРОСУ "О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ГТК РОССИИ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ, ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ВЗЯТИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОБ И ОБРАЗЦОВ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ТАМОЖЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ В ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")