Последнее обновление: 14.03.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- "НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (Р 3112194-0366-97)" (утв. Минтрансом РФ 29.04.97)

Приложения
<1> В местностях Красноярского края, Республики Коми, Республики Хакасия, Архангельской, Иркутской, Кемеровской, Тюменской, Читинской и других областей, приравненных к районам Крайнего Севера, применяются надбавки, установленные для XI климатической зоны.
Порядок увеличения норм расхода топлива в зимнее время
Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода и обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в этих регионах.
Период применения зимних надбавок к линейной норме и ее величина оформляются распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений - приказом руководителя автотранспортного предприятия.
При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических зонах) применяются надбавки, установленные для района работы автомобиля.
При междугородных перевозках грузов и пассажиров (разовые поездки в другие климатические зоны) применяются надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.
Руководители предприятий могут производить уточнение зимних надбавок относительно рекомендованных значений для данного региона, при значительном отклонении (понижении или повышении) температуры от средних ежегодных значений в рамках полномочий и ограничений по главе 1 настоящего документа.
Приложение 2
КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВААвтомобильный подвижной состав разделяется на пассажирский, грузовой и специальный.
К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы, к грузовому - грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в т.ч. специализированные. К специальному относится подвижной состав, предназначенный для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ.
В 1966 году на предприятиях автомобильной промышленности была введена отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава. Наряду с этим подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами обозначений, включающими, как правило, буквенные обозначения завода - изготовителя и порядковый номер модели подвижного состава (ГАЗ-52, ЗИЛ-130, МАЗ-500 и т.п.). Заводские обозначения подвижного состава практикуются на ряде моделей до настоящего времени, главным образом, на подвижном составе специального назначения, а также подвижном составе, специализированном под определенные категории грузов.
В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС):
1-я цифра обозначает класс АТС:
- для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в куб. дм):
11 - особо малый до 1,2;
21 - малый от 1,2 до 1,8;
41 - большой свыше 3,5;
- для автобусов по габаритной длине (в м):
22 - особо малый до 5,0;
32 - малый 6,0 - 7,5;
42 - средний 8,0 - 9,5;
52 - большой 10,5 - 12,0;
62 - особо большой 18,0 и более;
- для грузовых автомобилей по полной массе:
Примечание. Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.
2-я цифра обозначает тип АТС:
- 1 - легковой автомобиль;
- 2 - автобус;
- 3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;
- 4 - седельный тягач;
- 5 - самосвал;
- 6 - цистерна;
- 7 - фургон;
- 8 - резервная цифра;
- 9 - специальное автотранспортное средство.
3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели.
5-я цифра - модификация автомобиля.
6-я цифра - вид исполнения: 1 - для холодного климата, 6 - экспортное исполнение для умеренного климата, 7 - экспортное исполнение для тропического климата.
Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации.
По данной классификации перед цифровым индексом в большинстве случаев указывается буквенное обозначение завода - изготовителя. Например, легковой автомобиль Волжского автозавода, имеющий рабочий объем двигателя 1,6 куб. дм, обозначается ВАЗ-2106, его модификация ВАЗ-21063; автобус Ликинского автозавода, имеющий габаритную длину 11,4 метра, обозначается ЛиАЗ-5256, его модификация ЛиАЗ-52564; самосвал Мытищинского машиностроительного завода, имеющий полную массу 10,8 тонны, обозначается ЗИЛ-ММЗ-4502, его модификация ЗИЛ-ММЗ-45022 и т.д.
Обозначения автомобилей иностранных марок в большинстве случаев состоят из буквенного обозначения марки завода - изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации. Например, городской автобус Венгерского автобусного завода обозначается Ikarus-260, его модификация Икарус-260.18 и т.д.
В настоящее время постепенно начинают использовать обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН:
Классификация автотранспортных средств, принятая в Правилах ЕЭК ООН
Примечание. Пользование отопителями предполагается в зимнее время, т.е. в тот период, когда автомобили работают по нормам расхода топлива с применением зимних надбавок.
ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА (В ПРИМЕРАХ ПРИВОДЯТСЯ УСЛОВНЫЕ ЦИФРЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ РАСЧЕТОВ)1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 500 - 1500 метров, совершил пробег 244 километра.
Исходные данные:
- базовая норма для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляет Hs = 13,0 л/100 км;
- надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 500 до 1500 метров составляет D = 5 процентов.
Нормируемый расход топлива составляет:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x 13,0 x 244 x (1 + 0,01 x 5) = 33,3 л.
2. Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км при времени работы на линии 8 часов.
Исходные данные:
- базовая норма на пробег для городского автобуса Ikarus-280.33 составляет Hs = 43,0 л/100 км;
- надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8 процентов;
- норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет Нот = 3,5 л/час.
Нормируемый расход топлива составляет:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x T = 0,01 x 43 x 164 x (1 + 0,01 x 8) + 3,5 x 8 = 104,2 л.
3. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при общем пробеге 217 км выполнил транспортную работу в размере 820 т. км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ-431410 составляет Hs = 31,0 л/100 км;
- норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет Hw = 2,0 л/100 т. км.
Нормируемый расход топлива составляет:
Qн = 0,01 x (Hs x S + Hw x W) = 0,01 x (31 x 217 + 2 x 820) = 83,7 л.
4. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т. км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 1501 - 2000 метров и совершил общий пробег 475 км.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляет Hs = 25,0 л/100 км;
- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т. км;
- надбавки за работу в зимнее время D = 8 процентов, на работу в горных условиях на высоте от 1501 до 2000 метров над уровнем моря D = 10 процентов;
- масса снаряженного прицепа ГКБ-8350 Gпр = 3,5 тонны;
- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:
Hsа = Hs + Hw x Gпр = 25 + 1,3 x 3,5 = 29,55 л/100 км.
Нормируемый расход топлива:
Qн = 0,01 x (Hsа x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x (29,55 x 475 + 1,3 x 6413) x
\r\nx (1 + 0,01 x 18) = 264,0 л.
5. Из путевого листа установлено, что автомобиль - тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А выполнил 9520 т. км транспортной работы при пробеге 595 км.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ-5429 составляет Hs = 23,0 л/100 км;
- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т. км;
- масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А Gпр = 5,7 тонны;
- надбавка за работу в зимнее время D = 6 процентов, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15 процентов;
- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А составляет:
Hsа = Hs + Hw x Gпр = 23 + 1,3 x 5,7 = 30,41 л/100 км.
Qн = 0,01 x (Hsа x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x (30,41 x 595 + 1,3 x 9520) x
\r\nx (1 + 0,01 x 9) = 332,1 л.
6. Из путевого листа установлено, что автомобиль - самосвал МАЗ-503 совершил пробег 165 км, выполнив при этом m = 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива для автомобиля - самосвала МАЗ-503 составляет Hs = 28 л/100 км;
- норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляет Hz = 0,25 л;
- надбавка на работу в зимнее время D = 6 процентов, на работу в карьере - D = 12 процентов.
Нормируемый расход топлива:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x m = 0,01 x 28 x 165 x (1 + 0,01 x 18) +
\r\n+ 0,25 x 10 = 57 л.
7. Из путевого листа установлено, что автомобиль - самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км.
Учитывая, что автомобиль - самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормируемый расход топлива определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511), с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25 л (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,7 л (учитывающих разницу собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 тонны), что составляет 27,7 л/100 км.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 составляет Hs = 27,7 л/100 км;
- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т. км;
- работа проводилась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений;
- масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 Gпр = 4,5 тонны;
- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиль КамАЗ-5511 с прицепом ГКБ-8527 составляет:
Hsа = Hs + Hw x Gпр = 27,7 + 1,3 x 4,5 = 33,6 л/100 км.
Нормируемый расход топлива:
Qн = 0,01 x [Hsа x S + Hw x (S' x G' + S'' x G'')] = 0,01 x [33,6 x 240 + 1,3 x (115 x
\r\nx 13 + 80 x 16)] = 116,7 л.
8. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль - фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая с почасовой оплатой в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля - фургона ГЗСА-37021 составляет Hs = 34,0 л/100 км;
- надбавка на работу с почасовой оплатой D = 10 процентов, надбавка на работу с частыми технологическими остановками D = 8 процентов.
Нормируемый расход топлива:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x 34 x 152 x (1 + 0,01 x 18) = 61 л.
9. Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 часа.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива на пробег автомобильного крана КС-4571 составляет Hsк = 52 л/100 км;
- норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляет Нт = 8,4 л/100 км;
- надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи км после капитального ремонта D = 5 процентов.
Нормируемый расход топлива:
Qн = (0,01 x Hsc x S + Нт x T) x (1 + 0,01 x D) = (0,01 x 52 x 127 + 8,4 x 6,8) x
\r\nx (1 + 0,01 x 5) = 129,3 л.
10. Из путевого листа установлено, что пескоразбрасыватель ЭД-403 на базе автомобиля ЗИЛ-133ГЯ совершил пробег 74 км, из них пробег к месту работы и обратно составил S' = 24 км. Работы проводились в зимнее время года.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива на пробег пескоразбрасывателя ЭД-403 составляет Hsc = 27,5 л/100 км;
- норма расхода топлива на выполнение специальной работы во время передвижения Hs = 34,5 л/100 км;
- дополнительная норма расхода топлива при разбрасывании 1 кузова песка в смену Hsd = 0,7 л;
- пробег автомобиля при выполнении специальной работы S = 50 км;
- количество кузовов разбрасываемого песка в смену N = 6;
- надбавка за работу в зимнее время D = 7 процентов.
Нормируемый расход топлива:
Qн = 0,01 x (Hsc x S' + Hs'' x S'') x (1 + 0,01 x D) + Hsd x N = 0,01 x (27,5 x
\r\nx 24 + 34,5 x 50) x (1 + 0,01 x 7) + 0,7 x 6 = 29,7 л.
- Главная
- "НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (Р 3112194-0366-97)" (утв. Минтрансом РФ 29.04.97)