Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.09.97 N 1259 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2005 ГОДЫ"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2005 ГОДЫ
Разработка Федеральной целевой программы развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы (далее именуется - Программа) предусмотрена статьями 1 и 21 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области"(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224). Требования Федерального закона обусловлены необходимостью обеспечения интересов Российской Федерации в данном регионе, положение которого является специфическим с геополитической, экономической и исторической точек зрения.
Программа подготовлена также с учетом Концепции федеральной политики в отношении Калининградской области (одобрена Советом Безопасности Российской Федерации в октябре 1994 г.), проекта федеральной целевой программы социально-экономического развития Калининградской области на период до 2000 года (рассмотрен Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации 25 мая 1995 г.), Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области от 12 января 1996 года и дополнительных соглашений к нему, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методамиКалининградская область - единственный субъект Российской Федерации, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами.
Она располагается в регионе, издавна являвшимся сферой национальных интересов России. Здесь находится единственный принадлежащий Российской Федерации незамерзающий порт на Балтийском море. Пересекающие область транзитные коммуникации являются кратчайшим путем, связывающим Россию и страны Западной Европы. На ее территории сосредоточены крупнейшие мировые запасы янтаря (более 90 процентов мировых промышленных разработок), имеются значительные месторождения нефти, каменной соли, торфа, минеральной воды. Общероссийское значение приобретает создаваемый на побережье Балтийского моря санаторно-курортный комплекс.
В Калининградской области размещены главные силы Балтийского флота России, формирования 11-й отдельной гвардейской армии. Их роль в качестве средства военного сдерживания возрастает в условиях расширения блока НАТО.
Геополитическое положение области во многом определяет стратегические интересы России в регионе. Основными из них следует считать:
обеспечение суверенитета Российской Федерации на данной территории;
использование территории области в интересах обеспечения обороноспособности страны;
ускоренное развитие внешнеэкономических связей России с европейскими странами;
превращение области из дотационного региона в регион-донор федерального бюджета.
Вместе с тем нынешняя ситуация в Калининградской области и вокруг нее не способствует реализации указанных интересов.
Экономические трудности, присущие всей стране, усугубляются обособленным положением региона, его серьезной зависимостью от тарифной политики соседних государств в области энергетики и транспорта. Последнее время темпы падения промышленного производства были здесь в 3 раза выше общероссийских, а в целом за 1991-1996 годы оно сократилось более чем в 2,5 раза. Значительно уменьшился объем научно-технического потенциала области. В связи с практически полным прекращением государственного финансирования гидромелиоративных работ началось крупномасштабное заболачивание земель. Местные порты функционируют почти на половину своих мощностей, тогда как транзит российских внешнеторговых грузов в массовом порядке осуществляется через прибалтийские государства, принося им крупные валютные поступления. Потребительский рынок области в значительной степени обеспечивается импортными поставками. Фактически заморожены важнейшие проекты в сфере охраны окружающей среды, что нарушает международные обязательства России. Уровень безработицы (на конец 1996 года - 45 тыс. человек, что составляет 10,6 процента экономически активного населения) - один из самых высоких в стране. Обостряются и многие другие социальные проблемы. Область стала нуждаться в серьезной финансовой помощи из федеральных источников.
Одновременно за рубежом отмечается активизация определенных политических сил, которые предпринимают попытки поставить под сомнение статус Калининградской области как субъекта Российской Федерации. Им удалось провести ряд международных акций, направленных на вмешательство во внутренние дела Российской Федерации, в том числе через Конгресс США и Совет Европы. Эти силы спекулируют на истории региона, стремятся воспользоваться возникающим в результате социально-экономического кризиса общественным недовольством для культивирования сепаратистских настроений.
Из всего сказанного следует, что интересы России могут быть исчерпывающим образом реализованы лишь при условии стабилизации и достижения последующего роста объемов производства в области, обеспечения ее экономической и социальной безопасности.
Поскольку ситуация в стране не позволяет достаточно эффективно и быстро решить указанные задачи при помощи общепринятых финансово-экономических механизмов, было признано целесообразным прибегнуть к созданию на части территории области Особой экономической зоны. Это нашло отражение во вступивших в силу в 1996 году Федеральном законе "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области. Данные документы создают определенные возможности для смягчения кризисных явлений, в частности, они способны в известной степени компенсировать дополнительные затраты хозяйствующих субъектов, связанные с оторванностью региона от остальной территории страны, и могут служить средством улучшения здесь делового климата.
В полном объеме механизм Особой экономической зоны включается в действие посредством принятия и исполнения предусмотренной указанным Федеральным законом Программы.
2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализацииВ связи со сложностью решаемой проблемы Программа носит многоцелевой характер. Основными ее целями являются:
обеспечение политических и оборонных интересов России в регионе;
укрепление единого экономического пространства России;
развитие внешнеэкономических связей России;
обеспечение экономической безопасности региона;
развитие экономики Особой экономической зоны и области в целом и, как следствие, повышение уровня жизни населения и обеспечение социально-политической стабильности в области.
Исходя из необходимости достижения указанных целей, усилия федеральных и областных органов государственной власти предлагается сосредоточить на решении следующих главных задач:
развитие сети инженерной инфраструктуры и комплексов жизнеобеспечения Особой экономической зоны и области в целом, включая природоохранные;
превращение Особой экономической зоны и области в целом в крупный торгово-транспортный центр федерального и международного значения;
оказание государственной поддержки приоритетным отраслям и объектам экономического роста Особой экономической зоны;
сохранение и развитие научно-технического потенциала Особой экономической зоны и области в целом;
проведение структурной перестройки хозяйственного комплекса Особой экономической зоны и области, в том числе отраслей и производств, обслуживающих военные формирования, а также развитие нетрадиционных для региона отраслей и предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию;
создание в Особой экономической зоне и области благоприятного климата для предпринимателей;
стимулирование притока отечественных инвестиций в экономику Особой экономической зоны и области, кооперационных связей местных предприятий с предприятиями других регионов страны;
осуществление протекционистской политики в интересах местных товаропроизводителей;
обеспечение полноценного функционирования размещенных на территории области военных формирований и баз.
Реализация Программы будет осуществляться в 3 этапа.
I. Подготовительный этап.
На этом этапе предусматривается утверждение Программы Правительством Российской Федерации, создание дирекции Программы, интенсивная разработка нормативной правовой базы, отбор первой группы объектов экономического роста.
Продолжительность этапа - 1-1,5 года.
II. Этап первоначальной реализации Программы.
На этом этапе завершается создание необходимой нормативной правовой базы, разворачивается работа по развитию инфраструктуры, первой группы объектов экономического роста и локальных свободных экономических зон.
Продолжительность этапа - 1,5-2 года.
III. Этап полномасштабной реализации Программы.
Этап будет характеризоваться устойчивым ростом экономики области, что должно вывести ее из дотационного состояния, превратить в донора федерального бюджета и обеспечить интересы Российской Федерации в данном регионе.
Продолжительность этапа - 4,5-5,5 лет (до 2005 года).
3. Комплекс программных мероприятийРешение перечисленных выше задач потребует реализации комплекса мер правового, финансово-экономического и организационного характера на федеральном и региональном уровнях, использования средств федерального и областного бюджетов, а также различных внебюджетных источников.
3.1. Программные мероприятияОдной из основных предпосылок успешной реализации Программы и подъема экономики области является создание соответствующих правовых условий, способствующих возникновению в регионе благоприятного делового климата. На основании опыта применения Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области выявились проблемы, связанные с необходимостью внесения изменений в действующие нормативные акты. Необходима также подготовка проектов ряда дополнительных федеральных и областных нормативных актов и проработка организационных предложений.
В частности планируется подготовить проекты нормативных актов по следующим вопросам:
усовершенствование механизма согласования решений органов исполнительной власти Калининградской области с Правительством Российской Федерации относительно введения дополнительных ограничений для применяемого в Особой экономической зоне таможенного режима свободной таможенной зоны с тем, чтобы эффективно защищать местных товаропроизводителей и использовать возможные доходы от применения этих мер для финансирования мероприятий по реализации Программы;
введение в Особой экономической зоне специального порядка оформления краткосрочных въездных виз для отдельных категорий иностранных граждан на пограничных пунктах с возможностью их последующего продления на общих основаниях;
применение механизма ускоренной амортизации основных производственных фондов для отдельных групп предприятий, расположенных в Особой экономической зоне.
В целях реализации Программы предполагается также принять на областном уровне ряд нормативных актов и комплексных региональных программ. Развернутый перечень этих программ, разрабатываемых администрацией Калининградской области, приведен в приложении 3.
При этом следует учитывать, что продолжится реализация заданий по объектам, размещенным в Калининградской области и включенным в другие федеральные программы, перечень и характеристики которых приведены в приложении 2.
Ниже приводится перечень основных программных мероприятий как на федеральном, так и региональном уровне.
Перечень основных программных мероприятийНа федеральном уровнеНа федеральном уровнеНедостаточный объем финансовых ресурсов, которыми сегодня располагает страна, ограничивает возможности их одновременного вложения в развитие широкого круга отраслей и объектов хозяйства. Поэтому в Программу заложен принцип избирательной концентрации средств.
Средства должны использоваться прежде всего для формирования и поддержки объектов экономического роста Особой экономической зоны. Под объектами экономического роста понимаются отдельные коммерческие организации, локальные свободные экономические зоны, способные решать задачи не только собственного развития, но и содействовать улучшению социально-экономической ситуации в окружающем их районе или сфере деятельности. Наделение статусом объектов экономического роста будет осуществляться на основе утвержденной администрацией Калининградской области системы критериев, охватывающих экономическую эффективность (в том числе достаточно быструю окупаемость проектов) и соответствие современным экологическим стандартам.
Предполагается, что объектам экономического роста будет предоставлен льготный режим хозяйствования, они получат государственную поддержку, включая гарантии для привлечения инвестиций, частичное бюджетное финансирование. При этом финансовые ресурсы из федеральных и областных источников будут выделяться главным образом на возвратной основе. Для этих целей ежегодно требуется выделение Калининградской области федеральной бюджетной ссуды (налогового кредита) в размере 600-650 млрд. рублей (в ценах на 1 января 1997 г.).
Отбор объектов экономического роста следует вести прежде всего в отраслях (хозяйственных комплексах) и по приоритетным с точки зрения обеспечения интересов Российской Федерации и перспектив экономического развития области направлениям.
Такими направлениями с учетом географического положения области, объективно складывающихся тенденций в структурной перестройке промышленности региона, а также возможностей, предоставленных действующим режимом особой экономической зоны, являются:
формирование крупного международного многофункционального транспортного узла с использованием различных маршрутов движения. Это даст возможность организовать устойчивое сообщение области с другими регионами России, обеспечить выход российских предприятий на важнейшие мировые транспортные пути и расширить спектр предоставляемых им услуг, уменьшить валютную составляющую их транспортных расходов. Одним из элементов развития транспортного комплекса является создание в Особой экономической зоне специального транспортного центра с целью предоставления льготного налогового режима для российских автоперевозчиков, работающих на международных линиях. Это особенно актуально в последнее время в связи с наблюдающимся сокращением доли российских операторов на рынке международных автоперевозок;
развитие инфраструктуры внешнеторговых операций путем создания системы локальных свободных таможенных зон и международного финансового центра. С созданием Особой экономической зоны внешнеторговый оборот Калининградской области увеличился (по сравнению с 1995 годом) в 1,73 раза и составил за 1996 год 1326,5 млн. долларов США. Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей требует создания соответствующей инфраструктуры, что, в свою очередь, будет способствовать переориентации на Особую экономическую зону транспортных потоков, идущих в настоящее время через прибалтийские государства, и содействовать привлечению российских и иностранных инвестиций;
стимулирование создания нетрадиционных для области конкурентоспособных производств (по выпуску автомототехники, персональных компьютеров, сложных бытовых приборов и других высокотехнологичных товаров), в том числе путем учреждения локальных свободных экономических зон производственной ориентации и перепрофилирования существующих предприятий. Благодаря этому удастся провести структурную перестройку хозяйства области, обеспечить потребительский рынок отечественными товарами, укрепить экономическую основу жизнедеятельности региона и его самостоятельность по отношению к иностранным государствам, повысить конкурентоспособность российской экономики в целом и степень ее интеграции в мировое экономическое пространство. На первом этапе наиболее перспективными в этом отношении представляются два направления: создание и развитие сборочных производств с использованием импортных комплектующих, доработка и предпродажная подготовка экспортных товаров, произведенных в других регионах России. Становление подобного рода производств стимулируется особым хозяйственным режимом, действующим в Особой экономической зоне, и ее близостью к европейским рынкам;
развитие туристическо-рекреационного комплекса для организации отдыха и лечения прежде всего российских, а также иностранных граждан. Результатом деятельности предприятий этого комплекса будет привлечение дополнительных финансовых ресурсов (в том числе валютных) в экономику области и страны, обеспечение занятости населения и спроса на продукцию местных сельскохозяйственных производителей. Этому способствует наличие благоприятных климатических условий, а также то, что калининградское побережье является единственной принадлежащей России рекреационной зоной в данном регионе. По имеющимся оценкам, мощности комплекса могут достигать 170 тыс. мест в летний период и 80 тыс. мест в другие времена года. Данное направление предусматривается реализовать путем создания современных гостинично-туристических объектов с широким набором услуг;
поддержка предприятий агропромышленного комплекса, призванного гарантировать на приемлемом уровне продовольственную независимость области от внешних поставок, восстановить экономическую базу социального развития села;
возрождение рыбопромышленного комплекса и переориентация части его добывающих предприятий на прибрежный лов, что позволит увеличить поставки на российский рынок отечественной рыбной продукции, использовать мощности местных судостроительных и судоремонтных заводов, сохранить кадровый и научно-технический потенциал отрасли;
конверсия и развитие машиностроительных предприятий, использование их кадрового потенциала для перевода местной промышленности на выпуск наукоемкой и ресурсосберегающей продукции с использованием научно-технических разработок ученых Калининградской области и других регионов России;
комплексное развитие целлюлозно-бумажной промышленности, стимулирование ее перехода на экологически чистые, обеспечивающие максимальную глубину переработки сырья технологии и выпуск современной бумажной продукции. Таким образом предполагается увеличить экспортные возможности этой отрасли, обеспечить валютные поступления для нужд страны, улучшить экологическую обстановку на территории области;
возрождение янтарной промышленности, обеспечение устойчивых валютных поступлений для нужд страны за счет эффективного использования уникальных природных запасов янтаря.
Проекты, предполагающие создание предприятий, деятельность которых способна негативно сказаться на развитии указанных приоритетных отраслей и направлений, не могут наделяться статусом объекта экономического роста и пользоваться преимуществами этого статуса.
3.3. Жизнеобеспечение региона и развитие инженерной инфраструктуры в Особой экономической зонеРеализация приоритетных направлений, предусмотренных пунктом 3.2. Программы, требует государственной поддержки строительства и модернизации объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения региона. Одновременно эти объекты имеют стратегическое значение для обеспечения обороны, развития международных отношений и экономики страны в целом.
Необходимые мероприятия ввиду их масштабности могут быть осуществлены только в результате усилий со стороны федеральных органов исполнительной власти и за счет централизованных капитальных вложений. Однако часть из них может быть профинансирована на возвратной основе. Некоторые объекты инфраструктуры и жизнеобеспечения допустимо включать в иные федеральные целевые программы.
3.3.1. Проблемы жизнеобеспечения регионаКалининградская область в силу своего особого геополитического положения играет и будет играть стратегически важную роль в обеспечении политических, экономических и военных интересов России в Европе. С учетом планов НАТО по включению в состав альянса восточноевропейских стран и государств Балтии военно-стратегическое значение области еще более возрастает. В этой связи Программа предусматривает комплекс мер, направленных на обеспечение жизнедеятельности региона, в том числе при возникновении возможных кризисных ситуаций.
К стратегически важным отраслям Программы относятся:
транспортный комплекс;
топливно-энергетический комплекс;
агропромышленный комплекс;
связь и телекоммуникации.
Транспортный комплексОбеспечение оборонных интересов и единства экономического пространства Российской Федерации невозможно без устойчивого транспортного сообщения Особой экономической зоны и области в целом с остальной территорией страны, без стабильной работы всего транспортного комплекса области, и в первую очередь портов. Однако сегодня имеет место значительная зависимость региона от условий грузового и пассажирского транзита по территории иностранных государств, а также от изменения в них политической и экономической конъюнктуры. С целью преодоления существующих негативных тенденций предлагается реализовать следующие основные проекты:
развитие паромного сообщения между портами Калининграда и Санкт-Петербурга;
модернизация действующих и строительство новых портов в соответствии с Федеральной программой "Возрождение торгового флота России"
реконструкция калининградского участка автодороги Гусев - Голдап - Гродно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 531 "О неотложных мерах по стабилизации экономического положения Калининградской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 5, ст. 519);
создание в аэропорту Храброво автоматизированного центра управления воздушным движением. В настоящее время воздушное пространство региона находится в зоне ответственности Вильнюсского центра полетной информации.
Решение указанных проблем потребует заключения международных договоров Российской Федерации по условиям транзита по территориям Польши, Литвы и Белоруссии при перевозках между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации.
Перечень и характеристики включенных в Программу объектов транспортного комплекса приведены в приложениях 1 и 4.
Топливно-энергетический комплексСтруктура регионального топливно-энергетического баланса характеризуется почти полной зависимостью ее от поставок энергоносителей из-за пределов области. Генерирующие мощности местных теплоэлектростанций обеспечивают потребности хозяйства и населения региона в электроэнергии лишь на 20 процентов, в то время как 80 процентов поставляется Единой энергосистемой России транзитом через Литву и Белоруссию.
Отсутствие прямых связей с российской энергосистемой и стремление стран Балтии перевести электростанции на синхронную работу с энергосистемой Западной Европы существенно снижает энергетическую безопасность области. В то же время ее чрезмерная зависимость от поставок электроэнергии с/через территории государств, стремящихся к вступлению в НАТО, противоречит доктрине национальной безопасности России.
Обеспечение области природным газом осуществляется по магистральному газопроводу Калининград - Вильнюс. Уже в 1997 году его пропускной мощности (500 млн. куб. м в год) будет недостаточно для покрытия имеющихся потребностей. Не завершено строительство 30-километрового газоотвода к г. Черняховску, газоотвода к г. Советску, а также газораспределительной станции в г. Калининграде. Решение в течение ближайших 10 лет проблемы снабжения области природным газом требует ежегодного ввода в эксплуатацию 45 км газопроводов.
Предлагается осуществить комплекс мероприятий по созданию дополнительных энергетических мощностей, расширению круга поставщиков и дифференциации вариантов поставок энергоносителей в область, в том числе:
завершить строительство ТЭЦ-2 (объект включен в 1997 году в Федеральную инвестиционную программу с объемом финансирования - 60 млрд. рублей);
построить второй газопровод и подземное газохранилище, а также создать нефтетерминал, способный обеспечить перегрузку необходимых объемов энергоносителей (в первую очередь - нефтепродуктов и газа).
В результате реализации предлагаемых проектов развития регионального топливно-энергетического комплекса область сможет на 70 процентов удовлетворять потребности в электроэнергии за счет собственных источников.
Агропромышленный комплексОдной из важнейших задач является обеспечение населения области и расположенных на ее территории воинских контингентов необходимым минимумом продовольственных товаров собственного производства (зерно, картофель, молоко, мясо) в количестве не менее 85 процентов от общей потребности. Несмотря на сравнительно благоприятные природно-климатические условия, в течение нескольких последних лет региональный агропромышленный комплекс переживает значительный спад, глубина и тенденции которого создают угрозу утраты продовольственной независимости. Основными причинами такого положения дел являются жесткая конкуренция со стороны иностранных поставщиков продовольствия и недостаточная государственная поддержка отечественных производителей. Для преодоления кризиса необходимо:
совершенствовать инфраструктуру агропромышленного комплекса;
активно влиять на структурную перестройку агропромышленного комплекса путем оптимизации системы взаимоотношений производитель - переработчик - оптовая торговля - розничная торговля;
последовательно применять протекционистские меры (ежегодное установление квот на ввоз в Особую экономическую зону отдельных видов импортной продукции, конкурирующих с местной продукцией, дотирование отдельных видов продукции, производимых на месте);
создать систему сезонного кредитования сельхозпроизводителей и осуществления прямых закупок продовольствия в рамках заказа для нужд области;
предоставлять льготные кредиты местным производителям за счет бюджетных средств и стимулировать льготное кредитование их со стороны коммерческих банков с целью создания и развития в сфере агропромышленного комплекса объектов экономического роста;
разместить в области на долгосрочной основе крупный федеральный государственный заказ на поставки сельскохозяйственной продукции;
содействовать модернизации и технологическому перевооружению предприятий агропромышленного комплекса, в том числе путем внедрения механизма лизинга.
В качестве источника финансирования мероприятий по поддержке сельхозпроизводителей наряду с федеральными будут использоваться средства, поступающие в областной бюджет в результате осуществления мер, принимаемых для защиты местных товаропроизводителей.
По природно-климатическим условиям регион относится к зоне избыточного увлажнения, что делает невозможным ведение здесь сельского хозяйства без постоянного мелиоративного обустройства земель. В области мелиорировано 92 процента сельхозугодий и лесов, 100 тыс. га земель ограждены от затопления дамбами и осушаются с помощью 136 стационарных электрифицированных насосных станций. Численность населения, проживающего в зонах возможного затопления, составляет 86 тыс. человек.
В настоящее время из-за крайне недостаточного финансирования мелиоративные работы практически свернуты, ликвидируются специализированные хозяйственные организации, треть насосных станций бездействует. Следствием этого стало заболачивание крупных земельных массивов. Защита населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации потребует огромных усилий и затрат.
Среди мер по преодолению кризиса в агропромышленной сфере необходимо также отметить следующие:
ремонт и поддержание в рабочем состоянии имеющихся в области гидротехнических сооружений;
комплексное мелиоративное обустройство сельскохозяйственных угодий и земель лесного фонда.
Связь и телекоммуникацииСтратегическое значение имеет удовлетворение потребностей Особой экономической зоны и области в целом в независимых от иностранных государств каналах связи и телекоммуникаций. Их создание возможно в результате осуществления следующих проектов:
строительство подводной волоконно-оптической линии связи Калининград-Санкт-Петербург, что позволит обеспечить устойчивую и надежную связь для государственных органов, сухопутных вооруженных сил, военно-морского флота и других абонентов как в повседневных, так и в экстремальных ситуациях;
завершение строительства наземной станции космической связи, ее дооборудование, настройка и пуск в постоянную эксплуатацию;
строительство новой телевизионной станции за пределами г. Калининграда.
Перечень и характеристики включенных в настоящую Программу проектов в сфере связи и телекоммуникаций приведены в приложениях 1 и 4.
3.3.2. Поддержка и развитие инженерной инфраструктурыУчитывая ограниченность федеральных и областных ресурсов, предлагается использовать имеющиеся финансовые средства прежде всего для развития тех объектов инженерной инфраструктуры, которые обеспечивают выполнение международных обязательств России и приемлемый уровень жизни населения области, закладывают основу для дальнейшего развития региона.
В этой связи особое, общегосударственное значение приобретает проблема загрязнения Балтийского моря. Ежегодный объем сбрасываемых в море канализационных стоков составляет 253 млн. куб. м, причем почти 3/4 из них не очищены. Очистные сооружения работают с двукратной перегрузкой. Через систему канализации областного центра ежедневно сбрасывается около 400 тыс. тонн сточных вод. Уровень загрязнения реки Преголи органическими соединениями превышает допустимые нормы в десятки раз.
В силу международных обязательств, в частности по Конвенциям по защите морской среды района Балтийского моря 1974 и 1992 годов, Российская Федерация должна принять меры по прекращению сброса неочищенных промышленных и коммунальных стоков в Балтийское море. Невыполнение этих обязательств может вызвать значительные финансовые потери, поскольку к Российской Федерации могут быть применены штрафные санкции.
Поэтому необходимо завершить строительство объединенных очистных систем гг.Калининграда, Советска и Немана, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1992 г. N 573 "О социально-экономическом развитии Калининградской области" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 451). Объект предлагается включить в Федеральную программу "Экологическая безопасность России". Финансирование работ, остаточная сметная стоимость которых составляет 548 млрд. рублей, в 1996 году не проводилось.
Серьезной проблемой остается разрушение береговой полосы Балтийского моря, в том числе в районе городов-курортов всероссийского значения - Светлогорска и Зеленоградска. Под угрозой находится ряд расположенных в непосредственной близости от берега санаторно-курортных объектов. В оползневой зоне оказался детский ортопедический санаторий, в котором лечатся дети из всех регионов северо-западной и центральной частей России.
Перечень и характеристики включенных в настоящую Программу объектов инженерной инфраструктуры приведены в приложениях 1 и 4.
3.4. Решение проблем, связанных с размещением и функционированием на территории области воинских формированийКалининградская область играет важную роль в системе стратегической обороны России. Она приобретает особый характер в связи с возможным расширением блока НАТО. Размещенным здесь воинским формированиям необходимо создать возможности для полноценной жизнедеятельности и исполнения стоящих перед ними задач по защите страны. В то же время следует признать, что функционирование существующих военных баз, полигонов и складских комплексов порождает ряд дополнительных проблем в социально-экономической и природоохранной сферах.
Исходя из этого предлагается обеспечить выполнение следующих мероприятий:
реализация предусмотренных пунктом 3.3.1. Программы мер по созданию дополнительных энергетических мощностей, альтернативных транспортных путей, независимых систем связи и телекоммуникаций, центра управления воздушным движением, а также мер по эффективной поддержке местного агропромышленного комплекса;
развитие социальной инфраструктуры двойного назначения (детские ясли и сады, школы, магазины и т.п.) для обслуживания как военнослужащих, так и гражданского населения области;
принятие мер по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку. В настоящее время в этой сфере сложилась острая кризисная ситуация, которая негативно отражается на боевой готовности Вооруженных Сил, ведет к утрате наиболее квалифицированных и энергичных специалистов. Для поэтапного обеспечения жильем военнослужащих и снятия социальной напряженности в области необходимо ежегодно вводить в эксплуатацию более 5 тыс. квартир. Их строительство должно осуществляться за счет бюджетных средств в рамках Государственной целевой программы обеспечения жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей. В 1998-2000 годах на эти цели предполагается израсходовать 1456,2 млрд. рублей;
разработка и реализация программы социальной реабилитации бывших военнослужащих;
обеспечение экологической безопасности военных объектов и деятельности воинских формирований. Основные проблемы в данной области связаны с хранением и утилизацией боеприпасов и устаревшей военной техники. Большую опасность представляют расположенные в регионе арсеналы, базы и склады боеприпасов, принадлежащие Министерству обороны Российской Федерации. Их размещение в черте или в непосредственной близости от г. Калининграда и других городов области несет потенциальную угрозу для населения и народнохозяйственных объектов, так как техническое состояние складов и условия хранения боеприпасов зачастую не отвечают требованиям действующих норм и правил. Обеспечение живучести и взрывобезопасности арсеналов, баз и складов боеприпасов требует ежегодного финансирования за счет средств федерального бюджета в размере не менее 3 млрд. рублей (в ценах 1996 года).
В настоящее время в области на арсеналах, базах и складах хранится значительное количество некондиционных боеприпасов различного назначения. Все они требуют утилизации. Созданный в Калининградской области региональный центр по промышленной переработке техногенного сырья "Конверсия-Балтика" требует выделения средств для осуществления своей деятельности в объеме 3,2 млрд. рублей;
передача на безвозмездных началах в собственность области и/или соответствующих муниципальных образований высвобождающихся в результате сокращения Вооруженных Сил военных городков и иных зданий и сооружений, пригодных для использования в гражданских целях.
3.5. Развитие социальной сферыСостояние социальной сферы во многом определяет условия жизнедеятельности, здоровья, образовательный, профессиональный и культурный уровень населения, демографическую ситуацию, степень социального благополучия. Все это напрямую влияет на политическую обстановку в области и настроение ее жителей, а значит сказывается на возможностях реализации интересов России в регионе.
Одним из важнейших мероприятий должно явиться подписание специального соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Калининградской области о принципах, целях и механизмах социальной политики в рамках Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области. В соглашении необходимо предусмотреть процедуру учета государственных минимальных стандартов в образовании, культуре и медицинском обслуживании при формировании денежных потоков, направляемых в регион из федерального бюджета (субвенций, дотаций, трансфертов и т.п.).
В дополнение к действующим региональным программам по защите инвалидов и по социальной защите населения области предусматривается разработка комплексной программы развития социальной сферы Калининградской области. В этой программе будут отражены следующие основополагающие мероприятия:
обеспечение выполнения Закона Российской Федерации "О ветеранах" по приоритетным направлениям;
льготное обеспечение пенсионеров и инвалидов медикаментами;
развитие системы адресной помощи малоимущим слоям населения;
открытие детских приютов по подпрограмме "Дети-сироты", входящей в президентскую программу "Дети России"
организация центров социального обслуживания;
поиск эффективных механизмов регулирования скрытой безработицы, развитие систем страхования от безработицы;
повышение занятости через поддержку малого и среднего бизнеса, развитие индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства, организация общественных работ;
обеспечение своевременного поступления в область, в которой существует критическая ситуация на рынке труда, средств Государственного фонда занятости населения. В последнее время потребность Калининградской области в средствах из этого Фонда удовлетворяется не более чем на 5 процентов, в частности, в IV квартале 1996 г. при потребности в 21 млрд. рублей поступило всего 500 млн. рублей;
защита вкладов населения, вкладчиков, пострадавших от недобросовестной или преступной деятельности финансовых компаний и банков (для возмещения ущерба предполагается создание общественно-государственного фонда и использование части средств внебюджетных фондов);
оказание содействия негосударственным пенсионным фондам, обеспечивающим выплату дополнительных пенсий за счет средств работодателей и работников;
создание условий для приобретения и строительства гражданами жилья за счет собственных средств и государственных кредитов и субсидий, в том числе путем учреждения регионального агентства по ипотечному кредитованию.
По причине экономического кризиса и дефицита бюджетных средств Программой предусматривается финансирование лишь наиболее значимых для области объектов социальной инфраструктуры. Перечень таких объектов приведен в приложении 1.
4. Ресурсное обеспечение ПрограммыРеализация настоящей Программы и, в конечном счете, интересов Российской Федерации в Калининградской области и прилежащем регионе будет зависеть от степени обеспечения предусмотренных в ней мероприятий отдельными видами ресурсов, прежде всего - финансовыми средствами и кадрами.
4.1. Финансовое обеспечение ПрограммыФинансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета области и внебюджетных источников.
Общая стоимость реализации Программы в 1998-2005 годах оценивается в 14050,56 млрд. рублей. Из федерального бюджета на эти цели предполагается направить на безвозвратной основе - 3416,7 млрд. рублей (в том числе 891 млрд. рублей из Федерального дорожного фонда Российской Федерации) и в виде кредита - 3431,5 млрд. рублей, из бюджета области на безвозвратной основе - 673,6 млрд. рублей. Ожидается участие заинтересованных российских предприятий и инвесторов в объеме 3201,26 млрд. рублей в форме собственных средств, заемного и акционерного капитала. Из иностранных источников прогнозируется приток средств на сумму в 3327,5 млрд. рублей.
Финансирование инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета будет осуществляться Министерством финансов Российской Федерации при условии включения их в Федеральную инвестиционную программу на соответствующий год в пределах лимитов инвестиций, определенных Министерством экономики Российской Федерации.
Финансирование объектов, связанных с деятельностью на территории Особой экономической зоны воинских формирований и баз, осуществляется на безвозвратной основе.
Объекты жизнеобеспечения и инженерной инфраструктуры в зависимости от степени их возможного коммерческого использования финансируются из средств федерального бюджета как на возвратной, так и безвозвратной основе.
Для реализации инвестиционных проектов по объектам экономического роста предусмотрены различные источники финансирования, в том числе инвестиционный налоговый кредит, ежегодно предоставляемый области Министерством финансов Российской Федерации на основании пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 24, ст. 1325) при условии обоснованного включения его в федеральный бюджет на соответствующий год. Перечень объектов экономического роста составляется администрацией Калининградской области, а объемы их финансирования из федеральных источников ежегодно согласовываются с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Для финансирования отдельных проектов предусматривается привлечение иностранных кредитов под гарантию Правительства Российской Федерации в установленном порядке. Финансирование таких проектов осуществляется по решениям Правительства Российской Федерации, принимаемым на основе предложений Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономики Российской Федерации, разрабатываемых ими по каждому проекту на основе положительных результатов финансово-экономической экспертизы, в рамках программы внешних заимствований, утверждаемой в составе федерального бюджета Российской Федерации на соответствующий год. В этих же целях используются ресурсы специально создаваемого регионального внебюджетного фонда поддержки местных товаропроизводителей.
Сводная таблица по всем видам объектов, включенных в Программу, и источникам их финансирования приведена в приложении 1.
4.2. Кадровое обеспечение ПрограммыРеализация Программы возможна при наличии необходимых трудовых ресурсов, включая подготовленный управленческий персонал. В Программе предусмотрена ежегодная переподготовка 60-80 специалистов по управлению различных рангов для подразделений органов государственной власти Калининградской области, компаний по развитию локальных свободных экономических зон, а также государственных служащих, непосредственно связанных с реализацией мероприятий Программы.
В этих целях создается центр переподготовки государственных служащих и менеджеров Особой экономической зоны, частично финансируемый за счет средств Программы. Объем финансирования по созданию и функционированию центра составляет 3,2 млрд. рублей, в том числе в 1998 году - 400 млн. рублей.
5. Механизм реализации и управления ПрограммойФормы, методы и механизм реализации и управления Программы определяются государственным заказчиком и органами государственной власти Калининградской области, которые руководствуются в своей деятельности Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области и дополнительными соглашениями к нему, а также другими нормативными правовыми актами, имеющими отношение к развитию области.
Для организации работы по выполнению Программы, подготовки и согласования необходимых изменений и дополнений, предлагаемых для внесения в Программу, создается дирекция Программы в составе администрации Калининградской области.
Ежегодно при подготовке проекта федерального бюджета администрация Калининградской области направляет для согласования в Министерство экономики Российской Федерации свои предложения по финансированию конкретных объектов и мероприятий. Согласованные объекты и мероприятия включаются в проект федерального бюджета.
При необходимости государственный заказчик совместно с органами государственной власти Калининградской области вносит предложения в Правительство Российской Федерации о продлении срока действия Программы или о нецелесообразности ее дальнейшей реализации.
6. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации ПрограммыК основным ожидаемым результатам реализации Программы можно отнести следующие:
создание в Особой экономической зоне благоприятного делового климата, способствующего привлечению инвестиций, повышению конкурентоспособности продукции местных предприятий и в конечном итоге росту промышленного и сельскохозяйственного производства, повышению благосостояния населения;
ускорение интеграции области и России в целом в европейское экономическое пространство;
создание современной инфраструктуры, в том числе международного транспортного узла, способствующей росту промышленного производства и обеспечивающей оборонные интересы России и сохранение российского суверенитета на данной территории;
существенное увеличение поступлений в бюджеты разных уровней, превращение области из дотационного региона в регион-донор;
значительное улучшение экологической обстановки в области и прилегающей акватории Балтийского моря в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
В долгосрочной перспективе динамично развивающаяся экономика области обеспечит значительный рост уровня жизни населения. Это расширит возможности Российской Федерации на переговорах с руководством Европейского союза и НАТО относительно будущего характера сотрудничества в данном регионе и места в нем Калининградской области.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.09.97 N 1259 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2005 ГОДЫ"