Последнее обновление: 06.04.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- "ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ" (РАЗДЕЛ 41. ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ЖИДКИХ ГРУЗОВ НАЛИВОМ В ВАГОНАХ ЦИСТЕРНАХ И БУНКЕРНЫХ ПОЛУВАГОНАХ) (утв. МПС СССР 25.05.66) (ред. от 19.02.87)

Перевозка вязких и застывающих грузов
§ 38. Ряд грузов из числа перевозимых наливом в цистернах застывает или приобретает повышенную вязкость, что вызывает необходимость предварительного разогрева их перед сливом.
В зависимости от вязкости или температуры застывания эти грузы по срокам, предоставляемым на слив, делятся на четыре группы. В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости разогрева их в холодный период года - с 15 октября по 15 апреля - грузополучателю предоставляется на разогрев и слив таких грузов льготное время.
Общий срок на разогрев и слив вязких и застывающих грузов не должен превышать для грузов I группы - 4 ч., II группы - 6 ч., III группы - 8 ч. и IV группы - 10 ч.
Примечание. В случаях немеханизированного слива грузов I группы льготные сроки могут быть увеличены для двухосных цистерн на 1 ч., для цистерн, имеющих четыре и более осей, - на 2 ч.
При сливе из цистерн с паровой рубашкой устанавливаются следующие сроки: для грузов I и II групп - 3 ч., для грузов III и IV групп - 4 ч.
§ 39. При необходимости разогрева вязких и застывающих грузов в теплый период года начальник станции дополнительно к установленному § 27 сроку слива может предоставить грузополучателю следующее время:
для грузов I и II групп, а также при сливе из цистерн с паровой рубашкой - 1 ч.;
для грузов III и IV групп - 2 ч.
§ 40. Время на разогрев и слив из цистерн в соответствии с § § 38 и 39 предоставляется для следующих вязких и застывающих грузов.
§ 41. По требованию министерств, ведомств - грузополучателей Министерство путей сообщения может дополнять перечень вязких и застывающих грузов при условии представления характеристики о вязкости и температуре застывания данного груза.
Грузы относятся к соответствующей группе по следующим данным:
вязкие грузы - по условной вязкости при 50 град. C;
застывающие (невязкие) грузы - по температуре застывания.
К группе I относятся грузы с условной вязкостью от 5 до 15 град. или с температурой застывания от -15 до 0 град. C.
К группе II относятся грузы с условной вязкостью от 16 до 25 град. или с температурой застывания от +1 до +15 град. C.
К группе III относятся грузы с условной вязкостью от 26 до 40 град. включительно или с температурой застывания от +16 до +30 град. C включительно.
К группе IV относятся грузы с условной вязкостью выше 40 град. или с температурой застывания выше +30 град. C.
§ 42. Получатели вязких и застывающих грузов обязаны иметь достаточные по мощности средства подогрева, обеспечивающие своевременный слив таких грузов из цистерн.
Одновременно с разогревом груза в цистерне перед открытием сливного клапана особенно в зимнее время необходимо тщательно разогреть клапан снаружи для предотвращения поломки его при открытии.
Для ускорения слива из цистерн с паровой рубашкой сливной прибор открывают после кратковременного разогрева (15 - 20 мин.), при этом груз начинает сливаться из цистерны в вязком состоянии.
Разогрев грузов в цистернах и бункерных полувагонах кострами, жаровнями, форсунками и другими источниками открытого огня, а также выгрузка битума без разогрева путем выкалывания ломами, кирками запрещается.
§ 43. Вязкий или застывающий груз, прибывший в цистерне с паровой рубашкой, разогревают паром через паровую рубашку. Для этого перед началом слива к выходному (верхнему) патрубку на корпусе сливного прибора подключают шланг от паропровода. Одновременно на патрубки, расположенные у торцовых днищ цистерны, надевают шланги для спуска конденсата.
Пар давлением 3 - 4 ат подается в паровую рубашку сливного прибора постепенно так, чтобы сначала из концевых патрубков для конденсата выходило небольшое количество пара, а затем только конденсат. При впуске пара и в процессе слива груза нижний патрубок на корпусе сливного прибора, предназначенный для спуска конденсата, должен быть закрыт.
Через 15 - 20 мин. после подачи пара, когда сливной прибор и низ цистерны у сливного прибора будут прогреты, открывают сливной клапан. В случае затруднений с открытием клапана надо несколько увеличить время подогрева, так как причиной этого может быть ледяная пробка (образующаяся при перевозке обводненного нефтепродукта), которую необходимо расплавить.
§ 44. Если одиночные цистерны и бункерные полувагоны с вязкими и застывающими грузами поступают на станции, обслуживаемые паровозами, а у получателей отсутствуют средства для разогрева, дорога по возможности предоставляет грузополучателю паровоз на договорных условиях для разогрева груза со взысканием установленной платы за пользование им.
Обращение к дороге за предоставлением паровоза для разогрева не снимает с грузополучателя ответственности за простой цистерн под сливом.
§ 45. При наливе бункерных полувагонов бункера заполняются грузом с недоливом на 250 мм до верхних кромок бортов. Температура наливаемого груза не должна превышать 150 град. C. После налива грузоотправитель обязан закрыть крышки бункеров.
§ 46. Грузоотправитель, производящий налив нефтебитума в бункерные полувагоны, обязан оборудовать фронты налива устройствами, защищающими от попадания в бункер атмосферных осадков, для обеспечения налива во время дождя и снега.
§ 47. Для выгрузки битума из бункерных полувагонов грузополучатели обязаны иметь соответствующие приемные и пароподогревательные устройства. Пар для подогрева бункеров вводится в пространство между стенками бункеров по шлангам, присоединяемым к соответствующим устройствам.
Во избежание повреждения стенок бункера пар должен впускаться осторожно путем медленного открывания впускного вентиля. Давление пара в магистрали (перед впускным вентилем) не должно быть выше 4 ат.
§ 48. Готовность бункеров к выгрузке и момент прекращения подогрева определяются началом сползания прилипшего битума у верхних кромок по внутренним стенкам бункера.
Более продолжительный подогрев затрудняет разгрузку, а разогрев до полного расплавления битума вызывает длительный простой бункерных полувагонов, так как для выгрузки груза в жидком виде они не приспособлены.
После прекращения впуска пара шланги отъединяют. Винты крюков - зацепов со стороны, противоположной разгрузке, развинчиваются и осторожно отводятся в сторону, крюки со стороны разгрузки остаются на месте (винты замков не развинчиваются). После этого бункера по очереди опрокидываются.
Разгрузка бункеров должна производиться последовательно. Одновременное опрокидывание двух и более бункеров запрещается во избежание перевертывания полувагона.
§ 49. После разгрузки грузополучатель обязан очистить от остатков груза наружные стенки бункеров, раму и колесные пары, надеть все крюки - зацепы и завернуть винты замков до отказа, применяя в случае необходимости короткий ломик.
Бункера после слива должны быть правильно поставлены и закреплены без перекоса как по отношению к плоскости платформы, так и по отношению друг к другу.
За возврат недослитых или неочищенных бункерных полувагонов, а также за порчу их получатель несет такую же ответственность, как и за цистерны.
Перевозка с участием
- Главная
- "ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ" (РАЗДЕЛ 41. ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ЖИДКИХ ГРУЗОВ НАЛИВОМ В ВАГОНАХ ЦИСТЕРНАХ И БУНКЕРНЫХ ПОЛУВАГОНАХ) (утв. МПС СССР 25.05.66) (ред. от 19.02.87)