Последнее обновление: 06.04.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- "ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ" (РАЗДЕЛ 41. ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ЖИДКИХ ГРУЗОВ НАЛИВОМ В ВАГОНАХ ЦИСТЕРНАХ И БУНКЕРНЫХ ПОЛУВАГОНАХ) (утв. МПС СССР 25.05.66) (ред. от 19.02.87)

Приложение 5. ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ СОХРАННОСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА НЕДОСТАЧИ ЭТИЛОВОГО (ВИННОГО) СПИРТА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ В ЦИСТЕРНАХ
В процессе перевозки спирта в цистернах объем спирта в зависимости от изменения температуры увеличивается или уменьшается, в связи с чем уровень налива в цистернах соответственно повышается или понижается. Объем спирта при этом изменяется на вполне определенную величину.
Для расчета сохранности или размера недостачи спирта, прибывшего в специальной спиртовой цистерне, следует пользоваться табл. 1 и 2, а при уровне спирта в цистерне ниже основания колпака также табл. 3.
В табл. 1 даны изменения объема спирта в цистерне в зависимости от разности температур спирта в пункте налива и слива.
В табл. 2 приведены нормы естественной убыли спирта при перевозке и вместимости колпака цистерны на 1 см его высоты.
В табл. 3 указана вместимость незаполненной части котла цистерны. Этой таблицей пользуются только в тех случаях, когда уровень спирта окажется ниже основания колпака.
Расчет сохранности или размера недостачи спирта, прибывшего не в специальной спиртовой цистерне, производится при помощи "Таблиц калибровки железнодорожных цистерн" издания МПС 1961 г. <*>, в которых указана также вместимость 1 см высоты колпака в дм3 (литрах) для всех типов цистерн. Коэффициент объемного расширения спирта должен приниматься равным 0,001.
<*> Таблицы калибровки железнодорожных цистерн переизданы в 1972 г. издательством "Транспорт".
При расчетах необходимо иметь в виду, что если температура спирта в цистерне во время перевозки повысилась, то от количества декалитров, на которое должен увеличиться объем спирта, естественная убыль вычитается. Если температура спирта понизилась, то к количеству декалитров, на которое должен уменьшиться объем спирта, естественная убыль прибавляется.
ТАБЛИЦЫТаблица 1
Таблица 1. ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕМА ВОДНО - СПИРТОВОГО РАСТВОРА В ЦИСТЕРНАХ ПРИ УРОВНЕ СПИРТА В ПРЕДЕЛАХ КОЛПАКАДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ
ОБЪЕМА ВОДНО - СПИРТОВОГО РАСТВОРА В ЦИСТЕРНАХ
ПРИ УРОВНЕ СПИРТА В ПРЕДЕЛАХ КОЛПАКА
Таблица 2. ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ СПИРТА И ВМЕСТИМОСТИ КОЛПАКА ЦИСТЕРН
\r\n
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ
УБЫЛИ СПИРТА И ВМЕСТИМОСТИ КОЛПАКА ЦИСТЕРН
\r\n
<*> Для перерасчета естественной убыли в декалитры водно - спиртового раствора необходимо естественную убыль в декалитрах абсолютного спирта умножить на 100 и разделить на крепость спирта в градусах.
Таблица 3
Таблица 3. ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА НЕЗАПОЛНЕННОЙ ЧАСТИ КОТЛА ЦИСТРЕРНВведение
Настоящие "Правила обеспечения безопасности при аварийных ситуациях с гружеными и порожними цистернами, предназначенными для перевозки сжиженного газа - винила" составлены в соответствии с требованиями:
межведомственных "Правил безопасности при производстве, хранении и работе с винилом"
"Типового технологического регламента по эксплуатации систем транспортировки и хранения жидкого продукта" (РТМ-26-04-23-70);
"Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах - цистернах и бункерных полувагонах" (Правила перевозок грузов, раздел 41).
$ 1. При повреждениях цистерн, груженых винилом, или порожних из-под винила, вызванных столкновением между собой или с другим подвижным составом, сходом с рельсов как на станциях, так и на перегонах, старший специалист бригады сопровождения обязан:
а) немедленно осмотреть их, установить степень повреждения и возможность дальнейшего следования в составе поезда, или порядок производства с ними маневров;
б) при наличии опасности движения поездов или маневровых передвижений оградить место препятствия знаками в соответствии с инструкцией по сигнализации, действующей на железнодорожном транспорте;
в) в зависимости от метеорологических условий, местности и состояния поврежденных цистерн определить границы опасной зоны и при необходимости обеспечить силами бригады сопровождения охрану цистерн, не допуская посторонних лиц в опасную зону;
г) принять все необходимые меры по предотвращению угрозы безопасности людей, повреждения подвижного состава, сооружений грузов и других последствий;
д) результаты осмотра и мероприятия по обеспечению безопасности сообщить: на перегоне - машинисту ведущего локомотива, на станции - дежурному по станции.
$ 2. При осуществлении мероприятий по устранению последствий аварийной ситуации старший бригады сопровождения и работники железной дороги должны обеспечить безопасность выполнения аварийно - восстановительных работ и выполнение их в возможно короткие сроки.
$ 3. Во всех случаях при производстве работ по устранению повреждений цистерн, переливе или сливе продукта, при восстановительных работах, цистерны ограждаются знаками в соответствии с инструкцией по сигнализации на железнодорожном транспорте.
Ограждение места работ определяется по указанию руководителя этих работ и производится соответственно работниками железной дороги или бригадой сопровождения цистерн.
$ 4. Перед отправлением груженых винилом или порожних из-под винила цистерн грузоотправитель обязан проинструктировать бригаду сопровождения о порядке действий и мерах безопасности при аварийных ситуациях.
Грузоотправитель несет ответственность за все последствия, вызванные неправильными действиями бригады сопровождения груза.
Порядок действия
при повреждениях цистерн с винилом на перегоне
$ 5. В том случае, если повреждение не вызвало течи продукта, то поврежденная цистерна в составе поезда следует до ближайшей станции, где с ней выполняются операции, указанные в $ 7 настоящих Правил.
$ 6. Если повреждение цистерн на перегоне вызвало течь продукта, устранить которую не представляется возможным, то вагоны состава поезда оттаскиваются от нее на расстояние не менее 200 метров (с каждой стороны), а затем силами бригады сопровождения производится слив продукта на грунт. О необходимости слива винила на перегоне машинист ведущего локомотива немедленно сообщает дежурному поездному диспетчеру или дежурному по станции.
На период слива продукта перегон, а на двухпутном участке и соседний путь для движения поездов закрываются; на электрифицированных участках снимается также напряжение в контактной сети. К сливу продукта бригада сопровождения может приступить лишь с разрешения машиниста локомотива после закрытия перегона и снятия напряжения в контактной сети.
Общая продолжительность работы по сливу и полному испарению винила должна быть не более 1,5 часа. По окончании слива и полного испарения продукта соседний путь в установленном порядке открывается для движения, вагоны состава объединяются и порожняя цистерна с поездом следует до ближайшей станции. В зависимости от состояния цистерны старший специалист бригады сопровождения принимает решение о транспортировке ее вместе с другими цистернами до станции назначения или об отправке на ближайшей станции под наблюдение одного из сопровождающих и последующего ее возвращения грузоотправителю.
Порядок действия
при повреждении цистерн с винилом на станциях
$ 7. Обнаруженная на станции поврежденная или прибывшая с перегона цистерна без течи продукта ремонтируется непосредственно в составе поезда или маневровой группе вагонов, а при невозможности отцепляется и устанавливается в местах, удаленных от главных путей, жилых зданий, служебных помещений и сооружений и охраняется бригадой сопровождения.
Сопровождающие груз специалисты, руководствуясь инструкцией грузоотправителя, принимают меры по устранению повреждений цистерны.
Если устранить повреждения невозможно, то бригада сопровождения производит перелив продукта в цистерну, поступившую с предприятия - грузоотправителя.
$ 8. В том случае, если поврежденная цистерна дала течь продукта, необходимо такую цистерну для устранения неисправности или уничтожения винила поставить в безопасное место, удаленное от главных путей, служебных зданий и сооружений.
При этом бригадой сопровождения осуществляются противопожарные мероприятия и другие меры безопасности, а также охрана опасной зоны.
Если в пределах станции нет соответствующих условий для безопасного слива продукта из поврежденной цистерны, то слив ее организуется на одном из прилегающих к станции перегонов или подъездных путях с соблюдением условий безопасности, изложенных в $ $ 3, 6 и 9 настоящих Правил.
Выбор места слива продукта с целью его уничтожения или перелива производится начальником станции, дорожным мастером, электромехаником СЦБ и связи и старшим бригады сопровождения.
Пригодность таких мест для осуществления указанных операций в части обеспечения безопасности работ устанавливается старшим бригады сопровождения.
Порядок проведения аварийно - восстановительных работ
$ 9. В случае необходимости производства аварийно - восстановительных работ как на станции, так и на перегоне, к месту происшествия в установленном порядке вызываются восстановительный, пожарный поезда и, при возможности, пожарные команды близлежащих населенных пунктов.
По прибытии восстановительных средств или пожарных команд старший бригады сопровождения должен сообщить руководителям работ о состоянии цистерн, принятых им мерах по устранению опасности, возможных способах выполнения аварийно - восстановительных работ или тушения пожара, а также о мерах безопасности, которые должны соблюдаться при выполнении этих работ.
Границы проведения восстановительных работ в зависимости от степени повреждения цистерны, силы и направления ветра и других факторов устанавливает старший бригады сопровождения. Внутри границ опасной зоны восстановительные работы могут производиться с разрешения старшего бригады лишь после устранения течи и полного испарения продукта и под его наблюдением.
Непосредственное участие в восстановительных работах совместно с работниками железной дороги принимает бригада сопровождения.
$ 10. При проведении восстановительных работ по ликвидации последствий аварии, по согласованию со старшим специалистом бригады сопровождения, допускается выполнение следующих операций:
а) постановка цистерны на рельсы с использованием простейших средств, а также грузоподъемных кранов со строповкой стальными тросами за раму цистерны в районе шкворневых балок;
б) отделение груженой или порожней емкости цистерны от ее ходовой части для оперирования ими порознь при постановке цистерны на рельсы;
в) перемещение цистерны или ее емкости волоком с соблюдением мер предосторожности, исключающих повреждение котла цистерны, трубопроводов, арматуры и др.;
г) проведение электро - газосварочных или газорезочных работ по устранению повреждений ходовой части в случаях, когда исправная емкость, содержащая остатки винила, отделена от рамы цистерны, при этом место работы должно быть удалено от емкости с остатками винила на расстояние не менее 50 метров или когда емкость цистерны полностью опорожнена и не представляет опасности для работы с открытым огнем.
$ 11. С окончанием аварийно - восстановительных работ на станции или перегоне, а также после перестановки цистерн, имеющих течь жидкого продукта, в отведенное место работники железной дороги с участием старшего специалиста бригады сопровождения должны осмотреть элементы пути и искусственных сооружений на месте, где произошла авария, и по маршруту следования поврежденной цистерны выявить поврежденные конструкции и заменить их.
Если при осмотре элементов пути, искусственных сооружений и подвижного состава, на которые попадал жидкий винил, повреждений не обнаружено, движение осуществляется установленным порядком, так как при попадании жидкого продукта на элементы пути или искусственных сооружений как на стоянках, так и при движении поезда винил практически не оказывает опасных воздействий, которые бы могли привести к повреждению указанных конструкций.
$ 12. В том случае, если на месте аварийной ситуации по каким-либо обстоятельствам никого из бригады сопровождения не оказалось, работники железной дороги обязаны немедленно по телеграфу (или по телефону) сообщить о случившемся грузоотправителю, а также руководителям организаций по телеграфным адресам: Ленинград - "Сигма", Москва - "Азот".
Руководители указанных предприятий и организаций немедленно, но не позднее, чем через 6 часов после получения уведомления от железной дороги, должны направить специалистов таким видом транспорта, который обеспечил бы их прибытие к месту происшествия в возможно короткий срок.
По прибытии на место этих специалистов аварийно - восстановительные работы производятся порядком, предусмотренным настоящими Правилами.
До прибытия специалистов работы, связанные с открытием движения поездов, производятся под руководством начальника восстановительного поезда или его заместителя. Если в этом случае цистерна (цистерны) не получила повреждений, вызвавших течь продукта, восстановительные работы производятся с соблюдением мер, предусмотренных $ $ 3, 10, 11 настоящих Правил.
Если цистерна получила повреждение, в результате которого происходит течь продукта, аварийно - восстановительные работы производятся на расстоянии не менее 200 метров (радиус опасной зоны) от стоянки такой цистерны. Восстановительные работы вблизи цистерны, а также операции с поврежденной цистерной (передвижение, постановка на рельсы и др.) могут производиться лишь после прекращения истечения продукта и полного его испарения.
Течь продукта на местности сопровождается парением. Отсутствие парения свидетельствует о прекращении течи и полном его испарении.
В случае возникновения пожара, связанного с аварийным состоянием цистерн, пожарными командами для его тушения применяются все имеющиеся в их распоряжении средства пожаротушения.
Если работники железнодорожного транспорта обнаружат, что груженые винилом цистерны или порожние из-под винила следуют без сопровождения, то такие цистерны задерживаются на ближайшей станции, устанавливаются на путях, удаленных от главных путей, жилых и служебных зданий и сооружений. Начальник станции вызывает военизированную охрану и до прибытия наряда организует охрану цистерн силами станции.
О задержке цистерн сообщается грузоотправителю, который незамедлительно высылает своих представителей в пункт их стоянки.
- Главная
- "ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ" (РАЗДЕЛ 41. ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ЖИДКИХ ГРУЗОВ НАЛИВОМ В ВАГОНАХ ЦИСТЕРНАХ И БУНКЕРНЫХ ПОЛУВАГОНАХ) (утв. МПС СССР 25.05.66) (ред. от 19.02.87)