в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 01.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минэкономики РФ от 01.10.97 N 118 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)"
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
ПРИКАЗ Минэкономики РФ от 01.10.97 N 118 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)"

Основные направления реформирования предприятий

12. Основными направлениями реформирования предприятий являются следующие:

выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ);

инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия;

рыночная оценка активов предприятия;

анализ положения предприятия на рынке, его финансово - хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;

выработка стратегии развития предприятия;

подготовка и переподготовка кадров.

13. В целях выявления и устранения нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ) и повышения инвестиционной привлекательности предприятия является выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ). В этих целях рекомендуется принятие общим собранием акционеров решений, обеспечивающих:

представительство акционеров в совете директоров, адекватное доле участия в капитале общества;

при наличии фактов нарушения прав акционеров их восстановление (например, в случае нарушения преимущественных прав выкупа акций при дополнительной эмиссии);

организацию контроля со стороны участников (учредителей) с соответствующей формой отчетности за направлениями использования свободных финансовых ресурсов в пользу приоритетов долгосрочного развития.

14. Для оптимального использования имущества предприятия и снижения непроизводительных затрат, связанных с избыточными фондами, рекомендуется провести инвентаризацию имущества и осуществить реструктуризацию имущественного комплекса, которая предполагает реализацию следующих мероприятий:

выделение вспомогательных и иных производств в самостоятельные структурные подразделения (малые предприятия), сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных фондов, в том числе земель (вывод неиспользуемых основных фондов, предназначенных для оборонной и экономической безопасности страны, а также потенциально опасных производств и объектов производится по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством);

снижение накладных расходов на содержание избыточных производственных мощностей, консервация неиспользуемого имущества;

передача объектов социально - бытового и культурного назначения в ведение органов местного самоуправления.

15. Рыночная оценка активов предприятия даст возможность увеличить размер уставного капитала акционерного общества (уставного фонда государственного унитарного предприятия) и тем самым существенно повысить обеспечение минимальной гарантии удовлетворения возможных требований кредиторов, что в свою очередь явится залогом устойчивых взаимоотношений между предприятиями.

Это предполагает осуществление следующих мер:

определение объектов оценки и степени участия работников предприятия в работе по оценке;

выбор оптимального для предприятия метода оценки недвижимости (метод прямого сравнения основных стоимостей; инвестиционный метод; метод прибыли (метод учета) (стоимость объекта прямо зависит от объема приносимой им прибыли); метод, при котором остаточная стоимость используется для определения стоимости собственности, которая поддается улучшению; метод подряда или амортизационная цена замены);

заключение контрактов на выполнение работ по оценке основных средств и нематериальных активов со специализированной организацией. При этом учитывается величина расходов по оценке имущества.

В связи с проведенной в установленном порядке переоценкой активов предприятия рекомендуется проводить изменение уставного капитала в соответствии с рыночной стоимостью чистых активов предприятия.

16. В целях проведения анализа положения предприятия на рынке, его финансово - хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием, а также для выявления ключевых внутренних и внешних проблем предприятия и оптимальных путей их решения целесообразно провести следующие основные мероприятия:

а) создание на предприятии структурного подразделения, отвечающего за маркетинг;

б) проведение маркетинговых исследований (рекомендуется консультирование в организациях, специализирующихся на предоставлении маркетинговых услуг).

При определении положения предприятия на рынке рекомендуется получить следующую информацию о:

показателях экономического развития отраслей и регионов, направлениях государственной политики, определяющих производство и сбыт выпускаемой предприятием продукции и потребляемых видов сырья;

существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также производстве и импорте продукции - заменителя;

потребителях и сегментации рынка;

основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичность сложившихся цен, потенциальная и реальная емкость рынка, его насыщенность);

географическом распределении товара, его экспортных рынках;

конкурентах (объем продаж в целом и по сегментам рынка, общая доля на рынке, цели, поведение на рынке, самооценка и т.д.), их сильных и слабых сторонах (по качеству выпускаемой продукции, ценовой политике, продвижению товара, сбытовой политике, послепродажному обслуживанию, формам осуществления расчетов "живыми" деньгами, предоплата, в рассрочку и т.д.);

уровне конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию - заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению).

По результатам маркетинговых исследований составляется оптимистический, пессимистический и средневзвешенный прогнозы развития рынка.

В рамках каждого из прогнозов рекомендуется:

определять фазы и продолжительности жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием;

составлять прогноз развития рынка;

оценивать потенциальные риски деятельности предприятия;

в) проведение анализа существующих сетей сбыта продукции (анализ эффективности существующей стратегии сбыта; анализ эффективности использования различных каналов сбыта товара (прямые связи, розничная продажа, биржевая или аукционная продажа, дистрибьютерская и дилерская схема сбыта и т.п.), в том числе экспорта);

г) проведение анализа существующей системы снабжения (анализ эффективности существующей стратегии снабжения; анализ эффективности использования различных каналов снабжения (прямые связи, через биржевую сеть, через посредников и т.п.), в том числе импорта; анализ развития рынка потребляемых видов продукции, выявление более эффективных поставщиков);

д) проведение экономического анализа ассортимента выпускаемой продукции (анализ существующей организации производственных процессов, снабжения и сбыта для каждого вида выпускаемой продукции; анализ показателей эффективности производства каждого вида выпускаемой продукции, в том числе на основе определения прямых затрат, а также затрат по организации снабжения и сбыта, структуры затрат по производству и сбыту, в том числе в разрезе постоянных и переменных издержек; подготовка предложений по оптимизации ассортимента выпускаемой продукции, с учетом требований сертификации продукции, а также антимонопольного законодательства);

е) проведение анализа финансового состояния предприятия и эффективности финансового управления; анализа издержек, их структуры и динамики; анализа выручки от реализации продукции, прибыли (в том числе внереализационных прибылей и убытков), рентабельности; анализа соотношения темпов роста физического объема производства, роста оплаты труда и выручки от реализации продукции, запасов, их структуры и динамики; анализа эффективности ценовой политики; анализа кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, выявление безнадежных долгов;

ж) проведение анализа эффективности существующей организационной структуры предприятия и ее соответствия направлениям деятельности предприятия с выявлением нарушений взаимодействия между структурными подразделениями;

з) проведение анализа сильных и слабых сторон предприятия относительно своих конкурентов по следующим направлениям:

маркетинг (рыночная деятельность предприятия, ценовая политика, продвижение продукции, организация сбыта, уровень платежеспособного спроса, наличие экспортной продукции и т.д.);

производство (состояние и уровень использования существующих мощностей, производительность, технологическая структура, наличие поставщиков, выпускающих продукцию, доступную по цене и приемлемую по качеству, и т.д.);

НИОКР (исследовательская деятельность, "ноу - хау", патенты, лицензии и т.д.), новые разработки, оформленные патентами, авторскими свидетельствами и т.д.;

финансы (капитал и его структура, показатели рентабельности, ликвидности, устойчивости, оборачиваемости и т.д.), состояние расчетов и платежей;

кадровый состав (профессионально - квалификационный состав работников предприятия, мотивация к трудовой деятельности, взаимоотношения в коллективе, социальное партнерство, социальные льготы, пособия и т.д.);

управление и организация (организационная структура предприятия, информационные потоки, планирование и контроль, финансовый менеджмент и т.д.); наличие и масштабы непроизводственной деятельности (объекты социально - культурного и бытового назначения и жилищно - коммунального хозяйства и т.п.);

и) выявление ключевых внутренних и внешних проблем для предприятия.

17. Выработка стратегии развития предприятия позволит:

обеспечить эффективное распределение и использование всех ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе - устойчивое положение на рынке;

перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов.

Выработка стратегии развития предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово - хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия.

Формирование стратегии поведения предприятия на рынке включает определение следующих параметров:

регион или территория, на которую направлен сбыт продукции, степень географической дифференциации этого сбыта;

доля рынка, которую предполагается занять;

группа потребителей, на которую направлен сбыт продукции;

связь "продукт - рынок" в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом); базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);

вид стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.); квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;

возможность кооперации с другими предприятиями и организациями.

В соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке определяется взаимоувязанная система, состоящая из:

снабженческо - сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажного обслуживания, мониторинг оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети);

производственно - технологической и инновационной политики (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств);

ценовой политики (установление цен на продукцию предприятия в рамках политики управления ее сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли);

финансовой политики (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками);

инвестиционной политики (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечение заемных средств);

кадровой политики (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение работников, организация работ и руководство кадрами, повышение квалификации и подготовка работников предприятия, внедрение системы стимулирования их деятельности, развитие социального партнерства).

Наряду с этим:

разрабатывается программа мер по снижению издержек, снижению энерго-, материалоемкости продукции, ее сертификации, решению проблем экологии;

разрабатываются меры по обеспечению прозрачности финансового состояния предприятия (на основе совершенствования управленческого учета, перехода на международные стандарты бухгалтерского учета), а также меры по обеспечению контроля за финансовыми потоками;

определяются механизмы и направления инвестирования, возможные источники привлечения средств, кредитных ресурсов и гарантий;

разрабатывается стратегия вывода ценных бумаг предприятия на фондовый рынок с определением издержек использования различных фондовых инструментов (определение вида ценных бумаг (акции, векселя, облигации), выбор первичного дилера ценных бумаг или портфельного инвестора и согласование с ним условий продажи и торговой площадки для первичных торгов, сопутствующей рекламной кампании и т.д.);

разрабатываются меры по продаже, сдаче в аренду и залогу части активов, ликвидации или консервации отдельных мощностей и объектов (в том числе нерентабельных, мобилизационных).

В соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке рекомендуется изменить организационно - управленческую структуру предприятия с учетом следующих принципов:

обеспечение гибкого реагирования на изменения рынка;

обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений;

закрепление за каким-либо структурным подразделением предприятия организации и выполнения конкретной функции, осуществляемой предприятием, причем дублирование выполнения одних и тех же функций указанными подразделениями недопустимо;

персонификация ответственности за организацию и выполнение каждой функции, осуществляемой предприятием.

Указанные изменения предлагается закрепить в штатном расписании и положениях о структурных подразделениях предприятия, содержащих:

основные направления деятельности предприятия;

основные функции управления предприятием (маркетинг, организация производства, финансы, экономика, бухгалтерский учет, персонал, информационная служба);

вспомогательные функции деятельности предприятия;

тип структуры (линейная, линейно - функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная);

организационные звенья предприятия и закрепляемые за ними функции по осуществлению направлений деятельности предприятия с определением порядка работы по их выполнению (права, обязанности, сроки, меры поощрения и наказания);

выделение самостоятельных подразделений (вспомогательных, обслуживающих), формирование центров прибыли;

определение порядка контроля соответствия организационной структуры направлениям деятельности предприятия и персонификация ответственности за выполнение указанной функции контроля.

18. В целях долгосрочного развития предприятия разрабатываются планы обучения и переподготовки кадров предприятия, формируется кадровая политика, предусматривающая наем квалифицированного персонала, необходимого для реформы предприятия, осуществляется комплекс мер, направленных на приобретение руководящими работниками предприятия современных методов и навыков управления предприятием, переподготовку бухгалтеров и финансистов для перехода на международные стандарты ведения бухгалтерского учета.

19. На основе осуществления мер, предусмотренных в программе реформирования предприятия, предлагается формировать периодически обновляемый паспорт предприятия по форме согласно Приложению N 2 к Методическим рекомендациям по реформе предприятий (организаций), к которому прикладывается стратегия развития предприятия (разработанный долгосрочный бизнес - план).

20. На основе данных о реформировании предприятия, указанных в паспорте предприятия, предполагается проведение оценки его состояния, а также использование этих данных при принятии решений об оказании предприятию государственной поддержки.

В целях обеспечения государственной поддержки реформируемых предприятий к участию в конкурсах коммерческих высокоэффективных инвестиционных проектов, а также к торгам, конкурсам, аукционам на размещение заказов на поставку продукции для государственных нужд будут допускаться только предприятия, отвечающие оценочным критериям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Будет предоставлена возможность использования кредитных ресурсов на льготных условиях, предоставляемых МБРР, в рамках проектов поддержки реструктуризации предприятий.

Предприятия также получат возможность дополнительного кредитования и снижения процентной ставки по кредитам посредством принятия государством на себя части финансовых рисков при кредитовании банками предприятий, отвечающих критериям реформирования, в том случае, если доля кредитных вложений банка в такие предприятия будет превосходить определенную величину в общей сумме его активов.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минэкономики РФ от 01.10.97 N 118 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)"