в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 01.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минэкономики РФ от 01.10.97 N 118 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)"
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
ПРИКАЗ Минэкономики РФ от 01.10.97 N 118 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)"

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Общие положения

Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для практического использования директорами, руководителями финансово - экономических служб, главными бухгалтерами предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность или занятых в сфере производства продукции (работ, услуг), и не учитывает специфики деятельности банков, инвестиционных фондов и других финансовых институтов. Использование Методических рекомендаций целесообразно для организации на предприятии современных систем управления финансами (финансового менеджмента) и разработки финансовой политики предприятия.

Реальная дифференциация предприятий по видам и масштабам деятельности, организационно - правовым формам, условиям функционирования порождает огромное разнообразие организационных структур управления ими. При этом блок финансово - экономических и учетно - отчетных работ на предприятии может выполнять как небольшой отдел, так и сложный комплекс структурных подразделений, включающий управления, отделы, бюро, группы и т.п. Все возможные формы организации управления сегодня не могут быть строго формализованы, однако совокупность основных управленческих функций, осуществляемых аппаратом управления, остается неизменной при всем разнообразии организационных решений.

С целью обеспечения адаптации изложения организационных аспектов управления финансами и разработки финансовой политики для различных предприятий в настоящих Методических рекомендациях используется понятие "служба". Под службой понимается работник, группа, бюро, отдел, управление или другой элемент организационной структуры управления (структурное подразделение), специализирующийся на выполнении комплекса однородных функций управления.

Например: бухгалтерская служба - это, в зависимости от масштабов предприятия, главный бухгалтер, бухгалтерия, управление бухгалтерского учета и любое другое структурное подразделение, на которое возложены функции ведения учета движения средств и формирования бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия;

финансовая служба - это работник, группа в планово - финансовом отделе, финансовый отдел, управление или любое другое структурное подразделение, на которое возложены функции управления финансами (денежными потоками) и выработки финансовой политики предприятия и т.п.

Аналогично, под директором понимается первый руководитель предприятия, независимо от действительного названия должности (генеральный директор, исполнительный директор и т.д.).

При подготовке настоящих Методических рекомендаций учитывалась зарубежная практика управления финансами и передовой опыт российских предприятий в этой области.

Методические рекомендации определяют круг основных задач, решение которых необходимо для формирования адекватной рыночным условиям системы управления финансами предприятия, а также пути и способы их решения.

Цели финансовой политики предприятия.

Цели финансовой политики предприятия. Взаимосвязь финансовой стратегии и тактики


Взаимосвязь финансовой стратегии и тактики

2. Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

Указанные цели индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия в условиях высокой инфляции и существующей налоговой политики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов продаж (выручки от реализации).

Однако все эти аспекты деятельности предприятия, отраженные в финансовом, налоговом и управленческом типах учета, поддаются управлению с помощью методов, наработанных мировой практикой, совокупность которых и составляет систему управления финансами.

Известно, что в сегодняшних условиях для большинства предприятий характерна реактивная форма управления финансами, т.е. принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы, или так называемое "латание дыр". Такая форма управления порождает ряд противоречий между: интересами предприятия и фискальными интересами государства; ценой денег и рентабельностью производства; рентабельностью собственного производства и рентабельностью финансовых рынков; интересами производства и финансовой службы и т.д.

Одной из задач реформы предприятия является переход к управлению финансами на основе анализа финансово - экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Результаты деятельности любого предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (в первую очередь инвесторов, кредиторов, акционеров, потребителей и производителей), так и внутренних (руководителей предприятия, работников административно - управленческих структурных подразделений, работников производственных подразделений).

3. При проведении реформы предприятия стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятия являются:

максимизация прибыли предприятия;

оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;

достижение прозрачности финансово - экономического состояния предприятий для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;

обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

создание эффективного механизма управления предприятием;

использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

В рамках этих задач рекомендуется выполнить следующие мероприятия по ряду направлений в области управления финансами:

проведение рыночной оценки активов;

проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет;

разработка программы мер по ликвидации задолженности по выплате заработной платы;

разработка мер по снижению неденежных форм расчетов;

проведение анализа положения предприятия на рынке и выработка стратегии развития предприятия;

проведение инвентаризации имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия.

Следует отметить тот факт, что при разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникает основная проблема совмещения интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств для проведения указанного развития и сохранения высокой платежеспособности предприятия.

Основные направления разработки финансовой

Основные направления разработки финансовой политики предприятия


политики предприятия

4. К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:

анализ финансово - экономического состояния предприятия;

разработка учетной и налоговой политики;

выработка кредитной политики предприятия;

управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

управление издержками, включая выбор амортизационной политики;

выбор дивидендной политики.

5. Значение анализа финансово - экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ осуществляется перед составлением бухгалтерской и финансовой отчетности, когда еще имеется возможность изменить ряд статей баланса, а также для составления пояснительной записки к годовому отчету. На основе данных итогового анализа финансово - экономического состояния осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики.

Для подтверждения достоверности данных бухгалтерской отчетности целесообразно провести аудиторскую проверку специализированной организацией. При этом следует учитывать, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке" определены условия, при которых аудиторская проверка является обязательной. Результаты аудиторской проверки следует учитывать при проведении анализа финансово - экономического состояния предприятия.

В то же время следует постоянно повышать квалификацию работников, ответственных за принятие управленческих решений как в области финансового планирования и формирования бюджетов предприятия и его структурных подразделений, так и в других областях деятельности предприятия. При этом основное внимание следует уделить не столько методам финансового анализа, сколько способам анализа его результатов и методам выработки управленческого решения.

Основными компонентами финансово - экономического анализа деятельности предприятия являются:

анализ бухгалтерской отчетности;

горизонтальный анализ;

вертикальный анализ;

трендовый анализ;

расчет финансовых коэффициентов.

Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности.

В процессе анализа бухгалтерской отчетности определяется состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оценивается объем выручки от реализации и размер прибыли.

При этом следует сравнить фактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.

Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:

простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;

анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.

При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие как эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учетной политики), уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов.

Некоторые показатели, рекомендуемые для аналитической работы (для разработки финансовой политики особое значение имеет выбор системы показателей, поскольку они являются основой для оценки деятельности предприятия внешними пользователями отчетности, такими как инвесторы, акционеры и кредиторы), представлены в таблице 1.

Для предварительной оценки финансово - экономического состояния предприятия вышеприведенные показатели следует разделить на первый и второй классы, имеющие между собой качественные различия.

Таблица 1. НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ

Таблица 1. НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Наименование показателя Что показывает Как рассчитывается Комментарий
Показатели ликвидности
Общий коэффициент покрытия Достаточность оборотных средств у предприятия, которые могут быть использованы ей для погашения своих краткосрочных обязательств Отношение текущих активов (оборотных средств) к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам) От 1 до 2. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть достаточно, чтобы покрыть свои краткосрочные обязательства. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более, чем в два раза считается также нежелательным, поскольку свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании
Коэффициент срочной ликвидности Прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами Отношение денежных средств и краткосрочных ценных бумаг плюс суммы мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам 1 и выше. Низкие значения указывают на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов со своими поставщиками
Коэффициент ликвидности при мобилизации средств Степень зависимости платежеспособности компании от материально - производственных запасов и затрат с точки зрения необходимости мобилизации денежных средств для погашения своих краткосрочных обязательств Отношение материально - производственных запасов и затрат к сумме краткосрочных обязательств 0,5 - 0,7
Показатели финансовой устойчивости
Соотношение заемных и собственных средств Сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 рубль вложенных в активы собственных средств Отношение всех обязательств предприятия (кредиты, займы и кредиторская задолженность) к собственным средствам (собственному капиталу) Значение соотношения должно быть меньше 0,7. Превышение указанной границы означает зависимость предприятия от внешних источников средств, потерю финансовой устойчивости (автономности)
Коэффициент обеспеченности собственными средствами Наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости Отношение собственных оборотных средств к общей величине оборотных средств предприятия Нижняя граница - 0,1. Чем выше показатель (около 0,5), тем лучше финансовое состояние предприятия, тем больше у него возможностей в проведении независимой финансовой политики
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств Способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников Отношение собственных оборотных средств к общей величине собственных средств (собственного капитала) предприятия 0,2 - 0,5. Чем ближе значение показателя к верхней рекомендуемой границе, тем больше возможностей финансового маневра у предприятия
Интенсивность использования ресурсов
Рентабельность чистых активов по чистой прибыли Эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже Отношение чистой прибыли к средней за период величине чистых активов Рентабельность чистых активов по чистой прибыли должна обеспечивать окупаемость вложенных в предприятие средств акционеров
Рентабельность реализованной продукции Эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции Отношение прибыли от реализованной продукции к объему затрат на производство реализованной продукции Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью реализованной продукции
Другие показатели рентабельности фондо-, энерго-, материалоемкости и т.п.
Показатели деловой активности
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала Скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за анализируемый период или сколько рублей оборота (выручки) снимается с каждого рубля данного вида активов Отношение объема чистой выручки от реализации к средней за период величине стоимости материальных оборотных средств, денежных средств и краткосрочных ценных бумаг Нормативного значения нет, однако усилия руководства предприятия во всех случаях должны быть направлены на ускорение оборачиваемости. Если предприятие постоянно прибегает к дополнительному использованию заемных средств (кредиты, займы, кредиторская задолженность), значит сложившаяся скорость оборота генерирует недостаточное количество денежных средств для покрытия издержек и расширения деятельности
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала Скорость оборота вложенного собственного капитала или активность денежных средств, которыми рискуют акционеры Отношение чистой выручки от реализации к среднему за период объему собственного капитала Если показатель рентабельности собственного капитала не обеспечивает его окупаемость, то данный коэффициент оборачиваемости означает бездействие части собственных средств, то есть свидетельствует о нерациональности их структуры. При снижении рентабельности собственного капитала необходимо адекватное увеличение оборачиваемости

В первый класс входят показатели, для которых определены нормативные значения. К их числу относятся показатели ликвидности и финансовой устойчивости. При этом как снижение значений показателей ниже нормативных, так и их превышение, а также их движение в одном из названных направлений, следует трактовать как ухудшение характеристик анализируемого предприятия. Таким образом, следует выделить несколько состояний показателей первого класса, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2. СОСТОЯНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕРВОГО КЛАССА

Таблица 2. СОСТОЯНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕРВОГО КЛАССА

Тенденции Улучшение значений Значения устойчивы Ухудшение значений
Соответствие нормативам 1 2 3
Нормальные значения I I.1 I.2 I.3
Значения не соответствуют нормативным II II.1 II.2 II.3

Приведенные в таблице 2 возможные состояния могут характеризоваться следующим образом:

состояние I.1 - значения показателей находятся в пределах рекомендуемого диапазона нормативных значений (далее именуется - "коридор"), но у его границ. Анализ динамики изменения показателей показывает, что он движется в сторону наиболее приемлемых значений (движение от границ к центру "коридора"). Если группа показателей данного класса находится в состоянии I.1, то соответствующему аспекту финансово - экономического положения предприятия можно дать оценку "отлично"

состояние I.2 - значения показателей находятся в рекомендуемых границах, а анализ динамики показывает их устойчивость. В этом случае по данной группе показателей финансово - экономическое состояние предприятия можно определить как "отличное" (значения устойчиво находятся в середине "коридора") или "хорошее" (значения у одной из границ "коридора");

состояние I.3 - значения показателей находятся в рекомендуемых границах, но анализ динамики указывает на их ухудшение (движение от середины "коридора" к его границам). Оценка аспекта финансово - экономического состояния - "хорошо"

состояние II.1 - значения показателей находятся за пределами рекомендуемых, но наблюдается тенденция к улучшению. В этом случае в зависимости от отклонения от нормы и темпов движения к ней финансово - экономическое состояние может быть охарактеризовано как "хорошее" или "удовлетворительное"

состояние II.2 - значения показателей устойчиво находятся вне рекомендуемого "коридора". Оценка - "удовлетворительно" или "неудовлетворительно". Выбор оценки определяется величиной отклонения от нормы и оценками других аспектов финансово - экономического состояния;

состояние II.3 - значения показателей за пределами нормы и все время ухудшаются. Оценка - "неудовлетворительно".

Во второй класс показателей входят ненормируемые показатели, значения которых не могут служить для оценки эффективности функционирования предприятия и его финансово - экономического состояния без сравнения со значениями этих показателей на предприятиях, выпускающих продукцию, аналогичную продукции предприятия, и имеющих производственные мощности, сравнимые с мощностями предприятия, или анализа тенденций изменения этих показателей. В эту группу входят показатели рентабельности, характеристики структуры имущества, источников и состояния оборотных средств.

По данной группе показателей целесообразно опираться на анализ тенденций изменения показателей и выявлять их ухудшение или улучшение. Таким образом, вторая группа может быть охарактеризована лишь следующими состояниями:

"улучшение" - 1;

"стабильность" - 2;

"ухудшение" - 3.

Для ряда показателей могут быть определены "коридоры" оптимальных значений в зависимости от их принадлежности к различным видам деятельности и других особенностей функционирования предприятий. Так, обобщение достаточного фактического материала позволит определить наиболее эффективные соотношения оборотных и необоротных средств, которые различаются для предприятий различных хозяйственных отраслей.

Разделение групп показателей на два класса в значительной мере условно и является уступкой недостаточной развитости рассматриваемого аналитического инструмента. В целях получения более объективной оценки финансово - экономического состояния предприятия целесообразно сопоставить состояния показателей первого и второго класса. Такое сопоставление представлено в таблице 3.

Таблица 3. СОПОСТАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Таблица 3. СОПОСТАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕРВОГО И ВТОРОГО КЛАССА


ПЕРВОГО И ВТОРОГО КЛАССА

Состояние показателей первого класса Состояние показателей второго класса Оценка
I.1 1 отлично отлично, хорошо
I.2
I.3 2 хорошо хорошо, удовлетворительно
II.1
II.2 3 удовлетворительно, неудовлетворительно неудовлетворительно
II.3

Используя такое сопоставление, можно получить и среднюю интегральную оценку, и сопоставимые экспресс - оценки финансово - экономического состояния предприятия по отдельным группам показателей. Вместе с тем данные оценки, являясь индикаторами экономической экспресс - диагностики финансового состояния предприятия, не указывают руководству предприятия направлений совершенствования организации управления им.

Информационной базой для проведения углубленного финансового анализа служит бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и некоторые формы бухгалтерского учета предприятия.

Сложность сегодняшней ситуации состоит в том, что на многих предприятиях работники бухгалтерской службы не владеют методами финансового анализа, а специалисты, ими владеющие, включая и руководство, как правило, не умеют читать документы аналитического и синтетического бухгалтерского учета.

В связи с этим предприятию следует выделить службу, занимающуюся анализом финансово - экономического состояния, основными задачами которой будут:

разработка входных (за исключением тех, которые в настоящее время уже используются в бухгалтерском учете) и выходных форм документов с показателями. Бухгалтерской службе следует заполнять эти формы с той периодичностью, которая наиболее целесообразна для поддержки работы финансовой службы предприятия;

периодическое (ежеквартально, ежемесячно, ежегодно) составление пояснительных записок к выходным формам с расчетными показателями с подробным анализом отклонений (от плановых, среднеотраслевых показателей, показателей предыдущего года, предприятий - конкурентов и т.д.) с выдачей рекомендаций по устранению недостатков.

Примерная функциональная схема взаимосвязей по проведению финансово - экономического анализа предприятия представлена на рисунке 1.

Рис. 1. ПРИМЕРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА

Рис. 1. ПРИМЕРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ

ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ

Принятие решения
Директор по экономике и финансам
Бух. отчетность Бизнес - план Выходные аналит. формы и подробный анализ по разделам
Главный бухгалтер Производственно - экономическое обоснование Бизнес - планГруппа анализа и финансовых стратегий
Входные аналитические формы
Группа учета основных средств и нематериальных активов Сектор анализа финансово - экономической деятельности

В качестве примера осуществления выбора направлений финансовой политики на основе полученных результатов финансово - экономического анализа может служить принятие решения о реструктуризации имущественного комплекса в результате проведенного анализа рентабельности основных средств. Если рентабельность основных фондов низкая, стоимость основных фондов в структуре имущества высокая, следует принять решение о ликвидации или продаже (передаче), консервации основных средств, целесообразности проведения переоценки основных средств с учетом их рыночной стоимости, изменения механизма начисления амортизации и т.д.

6. Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета обязательна для всех предприятий в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/94), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 1994 г. N 100 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (зарегистрировано в Минюсте России 8 августа 1994 г., рег. N 658).

В связи с этим целесообразно на основании проведенного анализа финансово - экономического состояния просчитать варианты тех или иных положений учетной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависит количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значения ряда ключевых финансово - экономических показателей.

При определении учетной политики у предприятия существует выбор, который касается, главным образом, методов списания сырья и материалов в производство, вариантов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов, методов оценки незавершенного производства, возможности применения ускоренной амортизации, вариантов формирования ремонтных и страховых фондов и т.д.

Наибольший эффект оптимизация учетной политики дает на этапе маркетинговых исследований конкретных видов продукции, освоения их производства, а также планирования новых производств и участков, технологических схем и создания новых структур.

Примерная схема взаимосвязей структурных подразделений предприятия на этапе выработки вариантов учетной политики и налогового планирования предприятия показана на рисунке 2.

Рис. 2. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ

Рис. 2. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЭТАПЕ ВЫРАБОТКИ ВАРИАНТОВ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЭТАПЕ ВЫРАБОТКИ ВАРИАНТОВ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Принятие решения
Директор по экономике и финансам
Варианты положений по учетной политике Эффективность вариантов Варианты организации производства и налогообложения
Главный бухгалтер Главный экономист Группа аналитиков (или консалтинговая фирма)
Данные для расчета по вариантам учетной политики и организации производства Данные для оценки вариантов

При постановке такой задачи можно использовать внутренние резервы предприятия, то есть его научно - технический и социальные потенциалы.

7. В целях выработки кредитной политики предприятия рекомендуется провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств.

На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов.

В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка.

Принимая решение о привлечении заемных средств, предприятию целесообразно составить план их возврата, рассчитать за период кредита процентную ставку и определить суммы процентов по данному кредитному договору, а также источники их выплаты с учетом порядка и условий налогообложения прибыли. Следует также учитывать порядок налогообложения курсовых разниц в том случае, если кредит взят в валюте.

Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.

Финансовым службам рекомендуется учитывать все возможные выгоды и затраты по привлечению финансовых ресурсов как через систему кредитования, так и через инструменты рынка ценных бумаг, а также разработать схему обеспечения их погашения с учетом всех возможных источников получения предприятием средств.

Финансовой службе предприятия рекомендуется:

рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии - возможную выгоду от их привлечения);

правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета - сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);

составить план погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.

8. Управление оборотными средствами (денежными средствами, рыночными ценными бумагами), дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требует значительного количества времени, и на этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов предприятия становится меньше его кредиторской задолженности).

Финансовой службе предприятия целесообразно постоянно контролировать очередность сроков финансирования активов, выбирая один из нескольких существующих на практике способов:

хеджирование (компенсация активов обязательствами при равном сроке погашения);

финансирование по краткосрочным ссудам;

финансирование по долгосрочным ссудам;

финансирование преимущественно по долгосрочным ссудам (консервативная политика);

финансирование преимущественно по краткосрочным ссудам (агрессивная политика).

В настоящих условиях предприятие может поддерживать обеспеченность взятых ссуд следующими методами:

увеличение доли ликвидных активов;

удлинение сроков, на которые выдаются ссуды предприятию.

Однако следует учесть, что эти методы ведут к снижению прибыльности:

в первом - путем вложения средств в малоприбыльные активы;

во втором - посредством возможности выплаты процентов по ссуде в период наличия собственных средств.

Кроме того, может быть применен метод финансирования за счет откладывания выплат по обязательствам, однако существуют пределы, установленные законодательством, до которых предприятие может относить сроки платежей.

В результате анализа оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности с учетом их нормативных значений рекомендуется провести следующие мероприятия:

принятие решения о замене неденежных форм расчетов или по крайней мере об установлении их оптимального критического уровня на основе анализа эффективности вексельных расчетов или операций по переуступке прав требования долга;

составление программы по ликвидации задолженности по выплате заработной платы (при наличии такой задолженности);

рассмотрение возможности реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные государственные фонды.

В результате такого анализа целесообразно провести полную инвентаризацию задолженности в целях реализации возможности взаимного погашения задолженности либо ее реструктуризации или провести анализ и списание безнадежных долгов и невостребованных сумм. В ряде случаев предприятию следует начать претензионную работу или обращаться с исками в арбитражный суд.

В рамках проводимой реформы предприятия его структурным подразделениям, ответственным за проводимые финансовую и экономическую политику предприятия, совместно с юридическим подразделением целесообразно выполнить вышеуказанные мероприятия в следующем порядке:

а) провести анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;

б) произвести инвентаризацию задолженности;

в) рассчитать штрафные санкции;

г) начать претензионную работу;

д) обратиться в арбитражный суд.

При этом предприятию рекомендуется делать анализ влияния курсовых разниц на систему показателей отчетности и уровень налогообложения в том случае, если имеется задолженность в валюте, причем при выработке налоговой политики и учетной политики предприятия следует учитывать, что степень влияния курсовых разниц по дебиторской и кредиторской задолженности различна.

Финансовым службам целесообразно рассмотреть и задолженность, выраженную в векселях, рассчитав при этом дисконтные суммы по векселям как к получению, так и к уплате. Эту работу следует проводить совместно с бухгалтерией предприятия и его аналитическими службами.

9. В целях управления издержками и выбора амортизационной политики рекомендуется использовать данные финансово - экономического анализа, которые дают первоначальное представление об уровне издержек предприятия, а также уровне рентабельности. При разработке учетной политики предприятия рекомендуется выбрать такие методы калькулирования себестоимости, которые обеспечивают наиболее наглядное представление о структуре издержек производства, уровне постоянных и переменных затрат, доле коммерческих расходов.

Экономическим службам целесообразно периодически проводить анализ структуры издержек производства, производя сравнение с различного рода базовыми данными и изучая природу отклонений от них.

При разработке учетной политики службам, осуществляющим планирование деятельности предприятия, совместно с бухгалтерией следует правильно выбрать базу для распределения косвенных расходов между объектами калькулирования либо выбрать метод отнесения косвенных расходов на себестоимость реализованной продукции.

В целях создания предпосылок для эффективной аналитической работы и повышения качества принимаемых финансово - экономических решений необходимо четко определить и организовать раздельный управленческий учет затрат по следующим группам:

переменные затраты, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово - комиссионные и другие расходы;

постоянные затраты, изменение которых не связано непосредственно с изменением объемов производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, затраты на содержание аппарата управления, административные расходы и др.;

смешанные затраты, состоящие из постоянной и переменной части. К таким затратам относятся, например, затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и телеграфные расходы и др.

Следует учесть, что на ряде предприятий провести определенную границу между переменными и постоянными затратами достаточно сложно. Например, в затратах на электроэнергию может быть как переменная составляющая, непосредственно зависящая от объемов производства, так и постоянная связанная, например, с освещением помещений, работой охранных систем, компьютерных сетей и т.п. Во всех случаях руководству предприятия целесообразно стремиться к такой организации учета, при которой вся совокупность затрат четко разделена по названным группам. В случае решения этой проблемы на предприятии возникнут условия для проведения углубленного операционного анализа (анализ безубыточности, текущий функционально - стоимостный анализ и функционально - стоимостный анализ на будущие периоды).

Большую роль при формировании финансовой политики предприятия играет выбор амортизационной политики. Предприятие может применить метод ускоренной амортизации, увеличивая тем самым издержки, произвести переоценку основных средств с учетом рыночной стоимости либо по рекомендуемым коэффициентам, что опять повлияет на издержки производства, на сумму налога на имущество, а следовательно, на уровень внереализационных расходов. Кроме того, сумма амортизации влияет и на налогооблагаемую прибыль предприятия.

Информационной базой для расчетов по определению вышеупомянутых групп затрат и разработки амортизационной политики являются бухгалтерские группировочные ведомости по учету затрат, журналы - ордера, отчеты цехов и структурных подразделений.

10. Проблемами, решение которых обуславливает необходимость выработки дивидендной политики, являются следующие:

с одной стороны, выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов собственника и создать предпосылки для роста курсовой цены акций, и в этом смысле их максимизация является положительной тенденцией;

с другой стороны, максимизация выплаты дивидендов сокращает долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства.

При формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула: "курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям" применима на практике далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли.

Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла предприятия. Например, если руководство предприятия предполагает осуществить серьезную программу реконструкции и для ее реализации намечает осуществить дополнительную эмиссию акций, то такой эмиссии должен предшествовать достаточно долгий период устойчиво высоких выплат дивидендов, что приведет к существенному повышению курса акций и, соответственно, к увеличению суммы заемных средств, полученной в результате размещения дополнительных акций. В таблице 4 даны характеристики существующих методик дивидендных выплат.

Таблица 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДИК ДИВИДЕНДНЫХ ВЫПЛАТ

Таблица 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДИК ДИВИДЕНДНЫХ ВЫПЛАТ
Название методики Основной принцип Преимущества методики Недостатки методики Примечания
1. Методика постоянного процентного распределения прибыли Соблюдение постоянства показателя "дивидендного выхода" Простота Снижение суммы дивиденда на акцию (при уменьшении чистой прибыли) приводит к падению курса акций Методика довольно часта в практике, несмотря на предостережения теоретиков
2. Методика фиксированных дивидендных выплат Соблюдение постоянства суммы дивиденда на акцию в течение длительного периода вне зависимости от динамики курса акций. Регулярность дивидендных выплат 1. Простота 2. Сглаживание колебаний курсовой стоимости акций Если прибыль сильно снижается, выплата фиксированных дивидендов подрывает ликвидность предприятия
3. Методика выплаты гарантированного минимума и "Экстра" - дивидендов 1. Соблюдение постоянства регулярных выплат фиксированных сумм дивиденда 2. В зависимости от успешности работы предприятия - выплата чрезвычайного дивиденда ("Экстра") как премии в дополнение к фиксированной сумме дивиденда Сглаживание колебаний курсовой стоимости акций "Экстра" - дивиденд при слишком частой выплате становится ожидаемым и перестает играть должную роль в поддержании курса акций "Экстра" - дивиденды не должны выплачиваться слишком часто
4. Методика выплаты дивидендов акциями Вместо денежного дивиденда акционеры получают дополнительные акции 1. Облегчается решение ликвидных проблем при неустойчивом финансовом положении 2. Вся нераспределенная прибыль поступает на развитие 3. Появляется большая свобода маневра структурой источников средств 4. Появляется возможность дополнительного стимулирования высших управленцев, наделяемых акциями Ряд инвесторов может предпочесть деньги и начнет продавать акции Расчет на то, что большинство акционеров устроит получение акций, если эти акции достаточно ликвидны, чтобы в любой момент превратиться в наличность

Управление финансами. Организация системы финансового планирования деятельности предприятия

Управление финансами. Организация системы финансового планирования деятельности предприятия

11. В условиях реформы предприятию требуется современная система управления финансами, базирующаяся на разработке долгосрочной стратегии - бизнес - плана.

В бизнес - плане отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе. При этом необходимо учесть влияние внешних факторов, на которые предприятие не может воздействовать (экономические факторы: инфляция, уровень безработицы, покупательская способность потребителей, величина процентной ставки за кредит и др.; политические, природные, научно - технический факторы и т.д.).

Кроме того, бизнес - план должен содержать раздел основных показателей финансово - экономического состояния предприятия; раздел, содержащий информацию о целях деятельности предприятия, определенных количественно, и их достижение по времени. Приводятся данные о продукции, потребности в ней, показатели качества, экономические показатели продукции, характеристики дизайна и результаты его сравнения с другими аналогичными товарами, патентные права, показатели экспорта и его возможности, основные направления совершенствования как потребительских качеств выпускаемой предприятием продукции, так и его ассортиментного состава.

Важным разделом бизнес - плана является раздел, характеризующий рынок сбыта продукции предприятия, который должен содержать анализ исследования рынка, потребителей и их сегментацию, уровня спроса, мотивации потребителей, положения предприятия на рынке, основных показателей рынка и объема продаж. Кроме того, необходим анализ конкурентоспособности предприятия - исследование деятельности конкурентов, оценка продукции конкурентов, сравнительная оценка. Необходимы также маркетинговые исследования, которые включают в себя определение стратегии маркетинга сроком от года до пяти лет, товарной политики (ассортимент, создание и запуск новых товаров, упаковка, использование товарного знака, сервисное обслуживание и т.д.), ценовой политики, условий и порядка организации сбыта продукции, формирования спроса и стимулирования сбыта, а также затрат на маркетинг.

Необходим и раздел, характеризующий производственно - технологическую и инновационную политику предприятия и содержащий информацию:

о местонахождении предприятия (наличие трудовых ресурсов, близость к потребителям и поставщикам, возможные транспортные расходы, доступность и развитость энергетических ресурсов, промышленная и социальная инфраструктуры, уровень местных налогов и т.д.);

об объеме выпуска продукции с начала выпуска и на период от года до пяти лет;

о производственных мощностях (баланс мощностей, коэффициенты сменности оборудования и использования мощностей и т.д.);

о долгосрочных активах (земля, основные производственные фонды, их состояние и потребность);

о технологическом уровне производства, его соответствии современным требованиям, развитии НИОКР;

о контроле за производственным процессом, гарантиях качества продукции, анализе причин, потерь и простоев в производстве, методах учета затрат материалов, труда и других элементов себестоимости продукции, таких, например, как брак;

о производственном кооперировании и материальном обеспечении производства;

об охране окружающей среды;

о государственном и правовом регулировании в сфере производства той или иной отрасли народного хозяйства.

Составной частью бизнес - плана является раздел, посвященный кадровой политике и управлению персоналом, содержащий информацию об организационной структуре предприятия, которая должна соответствовать целям и задачам, стоящим перед предприятием; об организации управления; о численности и отборе кадров; об оплате труда и мотивации трудовой деятельности, а также об организации труда, обучении работников и социальной инфраструктуре.

При разработке бизнес - плана предприятия должны быть учтены оценка риска и страхование. Функционирование предприятия в условиях рыночной экономики неизбежно связано с риском, вызванным ошибочными решениями, принимаемыми руководством предприятия. Так как вопросы, связанные с риском в деятельности предприятия, интересуют всех работников предприятия, акционеров, инвесторов, поставщиков, потребителей, поэтому необходим анализ возможных рисков. Это могут быть вопросы сущности риска, причины риска, факторов риска, методов компенсации и снижения риска. Они подразделяются на внешние и внутренние.

Существующая система страхования рисков предусматривает договоры о страховании, страховании имущества, страховании транспортных средств, страховании невозвратных кредитов.

На основе принятого бизнес - плана, сформированного с учетом анализа финансово - экономического состояния предприятия, вырабатываются и принимаются решения в системе управления его финансовыми ресурсами.

Примерная схема принятия решений в системе управления финансами показана на рис. 3.

Рис. 3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

Рис. 3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

Разработка долгосрочной стратегии (бизнес - плана):
Прогнозирование рыночного спроса и конкуренции;
Определение товарных приоритетов производства и маркетинговой стратегии;
Состояние ОПФ и технологий. Задачи повышения качества продукции;
Прогноз продаж в зависимости от конкурентоспособности;
Финансовая стратегия. целевые показатели себестоимости и рентабельности
Краткосрочный прогноз товарных рынков и цен Текущее финансово - экономическое состояние предприятия, соотнесенное с краткосрочными задачами предприятия Краткосрочный прогноз финансовых рынков
Учетная политика предприятия. Система экономических нормативов Мониторинг состояния ОПФ, технологий, системы управления качеством
Определение исходных данных, используемых при составлении прогноза основного бюджета. Определение системы пороговых значений и возможных отклонений от режима нормального функционирования предприятия
Просчет и выбор варианта годового бюджета, соответствующего краткосрочным задачам и стратегическим целям предприятия
Мониторинг рыночной среды Формирование квартальных планов продаж, балансов и прогнозов денежных потоков предприятия Мониторинг состояния предприятия: выявление пороговых отклонений
Принятие решений по текущему управлению финансовыми предприятиями:дебиторская задолженность; кредиторская задолженность; управление кредитами; управление кредитными ресурсами; контроль за использованием прибыли

12. Разработку финансового плана целесообразно начинать с прогноза прибыли и убытков, так как, имея данные по прогнозу объема продаж, можно рассчитать необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, определить материальные и трудовые затраты. Аналогично определяются и другие составные затраты на производство. Далее разрабатывается прогноз движения (потока) наличных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения наличных средств учитывает приток наличных (поступления и платежи), отток наличных (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит), начальное и конечное сальдо банковского счета.

Необходима разработка прогноза баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета), который и является хорошей проверкой прогноза прибылей, убытков и движения наличных средств. При составлении прогноза баланса учитываются приобретения основных фондов, изменение стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые займы, выпуск акций и других ценных бумаг и т.д. Следует учесть в данных расчетах обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия.

На этой основе в целях обеспечения платежеспособного состояния предприятия просчитывается его финансовое положение, финансовая стабильность, устойчивость. Результаты анализа относительных показателей и коэффициентов могут вызвать необходимость разработки нового варианта финансового плана, который должен начинаться с выбора заданных значений.

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из:

систем бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия;

системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.

Эти системы включают: процессы формирования бюджетов, структуры бюджетов, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов.

Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и всего предприятия необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и смет, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования).

Преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:

а) помесячное планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем ныне действующая система бухгалтерского учета финансовой отчетности, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи во внебюджетные фонды);

б) в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

в) минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволит сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб предприятия;

г) бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.

13. В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия целесообразно создать следующую сквозную систему бюджетов на предприятии, состоящую из следующих функциональных бюджетов:

бюджет фонда оплаты труда;

бюджет материальных затрат;

бюджет потребления энергии;

бюджет амортизации;

бюджет прочих расходов;

бюджет погашения кредитов;

налоговый бюджет.

Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов предприятия.

С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования, занятости) и часть налоговых отчислений.

Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть сторонних платежей предприятия.

Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия, кроме того, фактически амортизационные отчисления могут использоваться в качестве оборотных средств предприятия.

Бюджет прочих расходов позволит экономить на наименее важных финансовых расходах.

Бюджет погашения кредитов и займов позволит осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом - графиком платежей.

Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный и бюджеты других уровней, а также во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинского страхования, занятости и т.д.). Этот бюджет планируется только в целом по предприятию.

Примерная система бюджетов предприятия приведена в таблице 5.

Руководству предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес - плана и сводного бюджета. Их разработка является способом пробудить, усилить и организовать коллективную волю руководства посредством осознания общих ценностей и целей предприятия.

Рекомендуется выявить наиболее значимый круг нормативов (стандартных издержек) в краткосрочный период и разработать план действий по их соблюдению. Этим может заняться финансово - экономическая служба или служба технического развития. Этот план действий может выявить приоритеты текущего управления финансами, способствуя равномерному обеспечению предприятия оборотными средствами.

Таблица 5. ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА БЮДЖЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Таблица 5. ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА БЮДЖЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Бюджеты Размер бюджетов структурных подразделений Итого сводный бюджет
производств. подразд. (цеха) функциональные службы непромышленная группа
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Фонд оплаты труда ФОТ1 ФОТ2 ФОТ3 ФОТ4 ФОТ5 ФОТ6 ФОТ7 ФОТ8 ФОТ9 SUМФОТ
Материальные затраты МЗ1 МЗ2 МЗ3 МЗ4 МЗ5 МЗ6 МЗ7 МЗ8 МЗ9 SUММЗ
Энергопотребление ЭП1 ЭП2 ЭП3 ЭП4 ЭП5 ЭП6 ЭП7 ЭП8 ЭП9 SUМЭП
Амортизация А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 SUМА
Прочие расходы ПР1 ПР2 ПР3 ПР4 ПР5 ПР6 ПР7 ПР8 ПР9 SUМПР
ИТОГО Бюджет подразделений SUM1 SUM2 SUM3 SUM4 SUM5 SUM6 SUM7 SUM8 SUM9 SUМБП
Бюджеты цехов Бюджеты функциональных служб Бюджеты непромышленной группы
Кредитный бюджет SUМКБ
Налоговый бюджет SUМНБ
Итого сводный бюджет Сводный бюджет по составу затрат равен сводному бюджету стр. под. плюс кредит. и налоговый бюджеты SUМСБ

14. При разработке бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов являются "вложенными" в бюджет производства, бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет.

Ежемесячно для каждого структурного подразделения целесообразно разрабатывать сводный бюджет структурного подразделения по следующей форме:

Наименование Бюджеты Итого сводный бюджет стр. подразделения
подразделения фонд оплаты труда матер. затраты потребление энергии амортизация пр. расходы

В дополнение к сводному бюджету составляются функциональные бюджеты по соответствующим статьям затрат.

Бюджет фонда оплаты труда предлагается составлять по следующей форме:

Бюджет ФОТ затрат
план факт отклонение
ежедневно на месяц ежедневно с нач. месяца ежедневно с нач. месяца
Основная зарплата
Дополнительная зарплата
Премиальные выплаты
Итого

Бюджет материальных затрат предлагается составлять по следующей форме:

Нормы расхода сырья, комплектующих, материалов на производ. программу структур. подразделения Бюджет материальных затрат
план факт отклонение (+, -)
ежедневно на месяц ежедневно с нач. месяца ежедневно с нач. месяца

Бюджет потребления энергии предлагается составлять по следующей форме:

Производственная программа Бюджет потребления энергии
план факт отклонение
ежедневно на месяц ежедневно с нач. месяца ежедневно с нач. месяца
Электроэнергия
Тепловая энергия
Вода, воздух, пар и т.д.
Итого

Бюджет амортизации предлагается составлять по следующей форме:

Амортизационные отчисления Бюджет прочих расходов
план факт отклонение
ежедневно на месяц ежедневно с нач. месяца ежедневно с нач. месяца
Капитальный ремонт
Текущий ремонт
Реновация (в т.ч. капстроительство)
Итого

Бюджет прочих расходов предлагается составлять по следующей форме:

Амортизационные отчисления Бюджет прочих расходов
план факт отклонение
ежедневно на месяц ежедневно с нач. месяца ежедневно с нач. месяца
Командировочные расходы
Транспортные расходы и т.д.
Итого

15. В целях разработки прогнозного годового сводного бюджета рекомендуется использовать в качестве исходных данных:

прогноз денежной выручки от реализации продукции;

обобщенные данные по постоянным издержкам производства с распределениями их по основным видам продукции. Предварительное распределение постоянных издержек производства по видам продукции позволит более объективно оценить ее рентабельность. Предварительное распределение постоянных издержек позволит увеличить эффективность текущего управления финансами;

данные по переменным издержкам по каждой товарной группе;

прогноз удельного веса бартера и взаимозачетов в объеме реализации продукции предприятия;

прогноз налоговых выплат, банковских кредитов и возможностей их возврата;

данные по основным производственным и резервным фондам предприятия.

Для текущего управления финансами чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и временем оплаты продукции: удельные веса поставок продукции за предоплату; поставок, оплачиваемых в течение одного - трех месяцев после отгрузки; поставок по бартеру. Обобщение такой информации позволит спрогнозировать реальное поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год), которое является основой для формирования плана движения денежных средств.

Рекомендуемая структура сводного бюджета, обобщающего работы по финансовому прогнозированию и планированию, представлена на рисунке 4.

Рис. 4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА СВОДНОГО БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ

Рис. 4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА СВОДНОГО БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ

Запасы готовой продукции, сырья, комплектющих, оборот тары. Стоимость основных производственных фондов Директор, ЦО по доходам, финансовому прогнозу на год, расходам, прибыли, инвестициям:Система эк. нормативов и пороговых отклонений финансовых показателей. Исходные предпосылки ЦО по доходам: заключенные конракты и прогноз сбыта
ЦО по доходам и расходам: Производственная программа. Годовая программа производства может быть многовариантной <*>
ЦО по расходам:бюджет закупок сырья и комплектующих ЦО по расходам:бюджет текущего и капитального ремонта
ЦО по расходам и прибыли: расчет стандартных издержек (переменные и смешанные затраты): Бюджет цеховой себестоимости: сырье, энергия, комплектующие. Бюджет по труду
ЦО по расходам и прибыли: расчет стандартных издержек (постоянные и смешанные затраты): Смета административных расходов. Смета коммерческих расходов
ЦО по прибыли: прогноз прибылей и убытков
ЦО по прибыли: график налогов ЦО по прибыли: прогнозный баланс ЦО по прибыли: страховой бюджет
ЦО по прибыли и инвестициям. Инвестиции ЦО по доходам и прибыли: Прогноз денежного потока ЦО по прибыли и инвестициям. Кредитный план

<*> Многовариантность производственной программы вытекает из возможности составления многовариантных прогнозов сбыта. Вариантам производственной программы могут соответствовать разные уровни стандартных издержек в зависимости от объемов и номенклатуры производства и инфляции.

В целях организации системы бюджетирования на предприятии рекомендуется выделять четыре центра ответственности (центра принятия управленческих решений) (далее - ЦО):

ЦО по доходам включает управление маркетинга и коммерческое управление;

ЦО по расходам включает управление производством и управление технического обеспечения и ремонта;

ЦО по прибыли включает управление финансами и экономикой;

ЦО по инвестициям включает управление техническим развитием и управление по работе с персоналом.

Четкое определение состава ЦО позволяет более эффективно внедрить сквозную систему финансового планирования на предприятии.

Составляющими сводного бюджета являются:

исходные прогнозные данные;

производственная программа;

баланс прибыли и убытков;

баланс предприятия;

отчет о движении денежных средств.

Сводный бюджет предприятия состоит из доходной и расходной частей, основные статьи которого представлены в таблице 6. Оптимальным бюджетом является такой бюджет, в котором доходная часть равна расходной части.

Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и плана финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, необходимо учесть остатки средств на балансовых счетах предприятия. На основе всех этих данных рекомендуется составить сводный план финансовых поступлений (на месяц, квартал, год).

Сводный план финансовых поступлений позволит сформировать расходную часть бюджета предприятия на контрольный период (месяц, квартал, год).

Таблица 6. СВОДНЫЙ БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ)

Таблица 6. СВОДНЫЙ БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ)

Доходная часть Расходная часть
Выручка от реализации продукции и от прочей реализации Налоги в бюджет
Доход от внереализационных операций Заработная плата
Остатки средств на банковских счетах на начало планового периода Платежи во внебюджетные фонды
Кредиты и займы Закупки сырья и материалов
Оплата электроэнергии
Выплаты по кредитам (с учетом процентов)
Прочие расходы
Дефицит бюджета (в случае превышения расхода над доходом)

Расходы сводного бюджета планируются на основании следующих исходных данных:

плана - графика налоговых выплат;

бюджета фонда оплаты труда;

плана - графика платежей во внебюджетные фонды;

бюджета материальных затрат в расчете на планируемую производственную программу;

бюджета электроэнергии;

плана - графика погашения кредитов;

бюджета прочих расходов.

На практике часто случается ситуация, когда происходит задержка платежей за отгруженную продукцию либо происходит взаимозачет встречных платежей. В такой ситуации фактическая доходная часть бюджета сокращается и, соответственно, в целях ликвидации дефицита бюджета возникает необходимость оперативного пересмотра (корректировки) бюджета.

16. Пересмотр расходной части бюджета целесообразно рассматривать коллегиально (с участием руководства предприятия, руководителей структурных подразделений предприятия), при этом возможны различные подходы к проблеме пересмотра расходов.

Рекомендуется использовать подход к пересмотру расходов бюджета, который будет основан на выработанной системе приоритетов финансирования (оплаты) текущих расходов предприятия.

В качестве приоритетных рекомендуются следующие затраты (расходы) бюджета:

заработная плата работников в расчете на производственную программу предприятия;

платежи во внебюджетные фонды;

затраты на закупку материалов, комплектующих и т.д., необходимых для выполнения производственной программы предприятия и для обеспечения функционирования производственных помещений и системы комплектаций (инженерных сетей);

оплата потребляемой электроэнергии;

выплата налогов в федеральный и бюджеты других уровней.

Рассмотрение этих вопросов (в части корректировки бюджета предприятия) рекомендуется осуществлять не реже одного раза в неделю (т.к. поступление средств на счета бюджета предприятия происходит неравномерно).

При принятии оперативных решений по управлению финансами целесообразно использовать в схеме сводного бюджета предприятия промежуточный вариант модификации учетной политики, позволяющий создать необходимую и постоянно пополняемую информационную базу для формирования сводного бюджета.

Для этого предлагается движение денежных средств, с которым связано большинство оперативных решений, отображать с помощью динамических регистров, служащих для оперативного учета и, соответственно, текущего управления финансами компании. Состав показателей и общее количество указанных регистров может меняться в зависимости от возникновения новых задач оперативного управления финансами. В настоящее время целесообразно помимо обобщающего регистра движения денежных средств иметь регистры по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью, а также банковскими кредитами.

Составление сводного бюджета предприятия, а также прогнозирование ставки банковского процента и платежеспособности клиентов предприятия позволяют определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия. В качестве источника данных для реализации указанных мероприятий рекомендуется использовать информационные носители (динамические регистры) по движению денежных средств. В динамический регистр целесообразно включать следующие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств предприятия:

поступления средств на счет предприятия в текущем году за отгруженные товары и оказанные услуги в прошлом году;

поступление оплаты за отгруженные товары и оказанные услуги в текущем году;

динамика доходов от фондовой деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от новых эмиссий акций);

расходование выручки от продаж по основным направлениям: закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности предприятия;

выплата процентов по кредитам;

выплата дивидендов;

инвестиционные расходы;

величина свободных средств предприятия (или величина их дефицита).

Таким образом, оперативное управление финансами предприятия рекомендуется строить на сочетании сводного бюджета с набором динамических регистров, используемых для каждой задачи оперативного управления финансами.

17. Сводные годовой, квартальные и месячные бюджеты предприятия формируются экономической службой.

В рамках формирования сводных бюджетов составляются бюджеты по отдельным статьям затрат, процесс формирования которых представлен в таблице 7.

Таблица 7. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ ПО СТАТЬЯМ ЗАТРАТ

Таблица 7. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ ПО СТАТЬЯМ ЗАТРАТ

Бюджет по статьям затрат Подразд., ответст. за формирование Согласующие подразделения Утверждение бюджета Срок утверждения
Фонд оплаты труда Служба управления трудом и заработной платой Производственная служба, Финансовая служба, Бухгалтерская служба Директор по экономике За 10 дней до начала периода действия бюджета
Материальные затраты Планово - экономическая служба Производственная служба, Финансовая служба, Бухгалтерская служба, Снабженческая служба Директор по экономике За 10 дней до начала периода действия бюджета
Потребление энергии Планово - экономическая служба Производственная служба, Финансовая служба, Бухгалтерская служба, служба Главного Энергетика Директор по экономике За 10 дней до начала периода действия бюджета
Амортизация Планово - экономическая служба Производственная служба, Финансовая служба, Бухгалтерская служба, служба Главного Энергетика, служба Главного механика Директор по экономике За 10 дней до начала периода
Прочие расходы Планово - экономическая служба Финансовая служба, Бухгалтерская служба Директор по экономике За 10 дней до начала периода
Погашение кредитов Финансовая служба Финансовая служба, Бухгалтерская служба Директор по экономике За 10 дней до начала периода
Налоги и платежи во внебюджетные фонды Финансовая служба Финансовая служба, Бухгалтерская служба Директор по экономике За 10 дней до начала периода действия бюджета

18. В целях осуществления контроля за исполнением бюджетов предлагается использовать двухуровневую систему этого контроля.

Нижний уровень - контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений предприятия, непосредственно осуществляемый экономическими службами этих подразделений, при этом контролируется как сводный бюджет, так и составляющие его функциональные бюджеты.

Верхний уровень - контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый непосредственно финансово - экономической службой предприятия и его бухгалтерией.

Основными элементами системы контроля являются:

объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;

предметы контроля - отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);

субъекты контроля - структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов;

технология контроля бюджетов - осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых.

Контроль за соблюдением расходной части комплексного бюджета является важной задачей, от решения которой во многом зависит эффективность финансово - хозяйственной деятельности предприятия.

Для обеспечения качественного решения этой задачи необходимо установить четкий порядок управленческих процедур, который позволит обеспечить:

оперативное проведение анализа фактических отклонений от плановых значений (сумм) сводного бюджета (в т.ч. анализ по отклонениям функциональных бюджетов);

разработку мероприятий по ликвидации непроизводственных затрат и удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;

оформление и представление руководству предприятия аналитических материалов по исполнению сводного и функциональных бюджетов, для оперативной коррекции этих бюджетов и, соответственно, бюджетов структурных подразделений.

Предлагаемая система контроля за формированием и исполнением сводного бюджета предприятия представлена в таблице 8.

Таблица 8. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ И ИСПОЛНЕНИЕМ СВОДНОГО БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ

Таблица 8. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ И ИСПОЛНЕНИЕМ СВОДНОГО БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ

Этапы бюджета Подразделения, ответственные по этапам Согласование по этапам Контроль Утверждение
Формирование Доходная часть Финансовая служба (ФС) и Планово - экономическая служба (ПЭС) Дирекция (Д1) и Бухгалтерская служба (БС) Бухгалтерская служба (БС) Директор (Д)
Расходная часть ФС и ПЭС Д1 и БС БС ФС Д
Исполнение Доходная часть ФС и ПЭС Д1 и БС БС Д
Расходная часть ФС и ПЭС Д1 и БС БС Д

Рекомендуется создать и внедрить комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования деятельности предприятия (на базе компьютерной локальной сети), что позволит максимально оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджета и, соответственно, вносить необходимые коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами предприятия.

Заключение

19. Хотя система управления финансами ориентирована на решение краткосрочных и текущих задач, решаемых предприятием, разработка стратегии его развития позволяет не только определить ориентиры этого развития, но и добиться понимания общности задач работниками различных служб предприятия, устранить ограничения на взаимодействие между ними, особенно по вопросам решения ключевых проблем, стимулировать информационный обмен между структурными подразделениями предприятия.

При сужении внутреннего рынка, недостатке инвестиций собственных средств и высоком риске долгосрочных банковских кредитов предприятия стоят перед необходимостью:

добиться сокращения издержек производства;

повысить качество выпускаемой продукции;

реализовать агрессивную политику продвижения товаров на внутренний и внешний рынки (в сегментах традиционных и новых потребителей).

Создание надежной и гибкой системы управления финансами, направленной на решение вопросов бюджетной, кредитной, инвестиционной политики, позволит существенно ускорить реорганизацию деятельности предприятия. Функционирование такой системы требует тесного взаимодействия маркетинговых, сбытовых, производственных и других служб предприятия. Новая система финансового планирования должна быть нацелена на:

повышение управляемости и адаптированности предприятия к изменениям на товарных и финансовых рынках;

обеспечение оперативного получения информации о необходимости корректировки стратегии и тактики управления предприятием;

создание условий для повышения взаимопонимания и доверия с представителями зарубежных фирм.

С переходом на качественно иной уровень текущего планирования предприятие расширяет внутренние возможности накоплений для модернизации производства, становится более привлекательным для сторонних инвесторов. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает предприятие информационно - "прозрачным" для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности предприятия в предоставлении долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минэкономики РФ от 01.10.97 N 118 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)"