в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 02.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минэкономики РФ от 01.10.97 N 118 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)"
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
ПРИКАЗ Минэкономики РФ от 01.10.97 N 118 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)"

Критерии реформирования предприятия

4. Критериями реформирования предприятия являются:

ведение реестра акционеров (для акционерных обществ) независимым регистратором;

четкое разграничение полномочий и ответственности между участниками (учредителями) предприятия и его руководителем;

наличие земельного участка, на котором расположено предприятие, в его собственности;

отсутствие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней либо ее реструктуризация;

отсутствие задолженности по заработной плате либо наличие конкретной программы мер по ликвидации указанной задолженности;

начисление НДС и акцизов по мере отгрузки;

отсутствие неденежных форм расчетов либо наличие конкретной программы мер по их снижению.

5. Передача независимому регистратору ведения реестра акционеров (для акционерных обществ) осуществляется с целью повышения инвестиционной привлекательности предприятия за счет уменьшения риска от недобросовестных действий руководства предприятия. Для достижения этой цели рекомендуется передать ведение реестра акционеров независимому регистратору. Ведение реестра акционеров независимым регистратором позволит создать системы регистрации прав акционеров, а также регистрации прав пользования, владения и распоряжения имуществом предприятия.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", если число владельцев именных ценных бумаг более пятисот, держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющая деятельность по ведению реестра. Такое же требование установлено в соответствии со статьей 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" для акционерных обществ с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций более пятисот.

В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и представление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица.

6. В целях ограничения возможностей злоупотреблений и недобросовестных действий руководителей, усиления их ответственности перед участниками (учредителями) предприятий и заинтересованности в результатах деятельности предприятия, также повышения на этой основе качества управленческих решений целесообразно более четко разграничить полномочия и ответственность между участниками (учредителями) и руководителем предприятия. Для этого рекомендуется уточнить условия контракта, заключаемого участниками (учредителями) или уполномоченным органом, с руководителем предприятия, а в случае необходимости провести пересмотр устава хозяйственного общества.

При этом в контрактах целесообразно определить ответственность руководителя предприятия за:

реализацию плана реформирования предприятия и выполнение бизнес - планов по реформированию предприятия (в случае принятия решения по реформированию предприятия и разработанных указанных бизнес - планов);

сохранность и целевое использование имущества предприятия;

финансово - хозяйственные результаты деятельности предприятия;

результаты заключенных сделок с аффилированными или заинтересованными лицами и структурами;

задержку передачи реестра акционеров независимому регистратору;

разглашение коммерческой тайны;

нарушение условий контракта.

Предлагается также включать в контракты положения, предусматривающие зависимость вознаграждения руководителя от доходов предприятия от основной производственной деятельности, а также установить для руководителей предприятий разрешительный порядок совместительства (только с согласия общего собрания участников - для хозяйственных обществ, уполномоченных органов исполнительной власти - для государственных предприятий, либо иными уполномоченными представителями собственника).

7. Для повышения инвестиционной привлекательности предприятия за счет полноценной реализации прав собственности на весь имущественный комплекс предприятия рекомендуется выкупать земельные участки, на которых расположены предприятия.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 г. N 485 "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами" право приобретения в собственность земельных участков (долей земельных участков), на которых расположены ранее приватизированные здания, строения, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, в первую очередь имеют физические и юридические лица - собственники указанных объектов недвижимости.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрация документов о правах собственности на земельные участки производится в Едином государственном реестре прав учреждениями юстиции по государственной регистрации прав.

Примерная схема выкупа земли предприятиями представлена в Приложении N 1 к Методическим рекомендациям по реформе предприятий (организаций).

8. Для улучшения финансово - экономического положения предприятия, пополнения оборотных средств и создания условий для реформирования предприятия рекомендуется провести реструктуризацию задолженности по платежам в федеральный бюджет.

Условия и порядок проведения реструктуризации задолженности предприятий по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 г. определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 1997 г. N 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет".

Для осуществления указанного мероприятия рекомендуется использовать практическое пособие, утвержденное совместным Приказом Министерства финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации и Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 28, 29 апреля 1997 г. N N 35н, АП-3-10/98, 01, "О порядке применения Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 1997 г. N 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет".

9. Для восстановления стимулирующей роли заработной платы и улучшения социально - психологического климата на предприятии, что является одним из решающих факторов повышения производительности труда, целесообразно разработать конкретную программу мер по ликвидации задолженности по оплате труда работникам предприятия.

Меры по ликвидации задолженности по оплате труда предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 1996 г. N 1054 "О мерах по ликвидации задолженности акционерных обществ по заработной плате и налогам" и Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1997 г. N 134 "Об обеспечении своевременного финансирования расходов на выплату заработной платы", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 214 "Об обязанностях представителей акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды".

В этой связи рекомендуются следующие мероприятия:

проведение анализа основных причин несвоевременной выплаты заработной платы;

разработка конкретного плана мероприятий по погашению задолженности по выплате заработной платы, включая определение срока и порядка возврата долга, согласование указанного плана с территориальными органами Рострудинспекции и профсоюзными организациями;

установление взаимозависимости поощрения руководителя предприятия и наличия (отсутствия) задолженности по оплате труда работникам предприятия.

10. В целях достижения прозрачности финансово - экономического состояния предприятия и условий для создания более объективного отражения активов и пассивов в балансе предприятия рекомендуется переход на начисление НДС и акцизов по мере отгрузки продукции, производимой предприятием.

Общий порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли предприятий, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" (с последующими изменениями и дополнениями).

При этом следует учитывать, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой дисциплины" с 1 января 1998 г. в целях исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций плательщика данного налога, за исключением субъектов малого предпринимательства, предприятий и организаций, а также РАО "Газпром" и акционерных обществ энергетики и электрификации, осуществляющих поставки природного газа, электрической и тепловой энергии, обязаны применять в системе бухгалтерского учета и отчетности метод начисления, при котором исчисление выручки от реализации продукции (работ, услуг) производится соответственно с ранее наступившей даты:

получения предоплаты (аванса);

отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг.

При этом датой отгрузки является день передачи соответствующего товарораспорядительного документа, датой выполнения работ (услуг) считается день, когда выполнение работ (услуг) было фактически завершено.

11. В целях создания более эффективного механизма учета и управления финансами предприятия и снижения объемов расчетов в неденежной форме рекомендуются следующие меры:

создание резервов наличности и иных ликвидных активов, быстро обращаемых в денежную форму;

диверсификация потребителей продукции;

повышение личной заинтересованности работников структурного подразделения, отвечающего за сбыт продукции предприятия, в проведении расчетов в денежной форме;

использование стимулирующей ценовой политики по отношению к потребителям, использующим денежные формы расчетов, с учетом финансовых и коммерческих рисков;

постепенный отказ от деловых отношений с контрагентами, использующими неденежные формы расчетов;

установление лимитов по бартерным расчетам с потребителями и их постепенное устойчивое снижение по различным категориям потребителей производимой предприятием продукции;

составление регулярных отчетов о бартерных операциях и бартерном ценообразовании и регулярное представление указанных отчетов участникам (учредителям) предприятия;

участие в капитале предприятий - крупных потребителей производимой продукции, позволяющее ввести своего представителя в их управляющие органы, что даст возможность осуществлять постоянный контроль за финансовыми потоками, деловой активностью и инвестиционной деятельностью таких предприятий.

Основные направления реформирования предприятий

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минэкономики РФ от 01.10.97 N 118 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕФОРМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)"