Последнее обновление: 22.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "АТМОСФЕРА. НОРМЫ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЫМНОСТИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЕЙ, ТРАКТОРОВ И САМОХОДНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН. ГОСТ 17.2.2.02-98" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 15.12.98 N 445)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 13-98 от 28 мая 1998 г.)
За принятие проголосовали:
3 Стандарт соответствует международным стандартам: ИСО 789-4-86 "Сельскохозяйственные тракторы. Методы испытаний. Часть 4. Измерение дымности выпуска" и "Директиве ЕЭС от 28.06.77 о мерах по снижению загрязняющих выбросов дизелями сельскохозяйственных и лесных тракторов (77/537/ЕЭС)"
4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 15 декабря 1998 г. N 445 межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.2.02-98 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1999 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 17.2.2.02-86
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий стандарт распространяется на: вновь изготовленные и капитально отремонтированные на ремонтных предприятиях дизели тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин (далее - дизели); сельскохозяйственные, промышленные, лесопромышленные и лесохозяйственные дизельные тракторы, в том числе используемые в качестве базы для строительно-дорожных машин и машин, применяемых в коммунальном и лесном хозяйстве, а также тракторные самоходные дизельные шасси (далее - тракторы); самоходные сельскохозяйственные дизельные машины (далее - машины); находящиеся в эксплуатации тракторы и машины, предназначенные для работы или работающие в условиях неограниченного и ограниченного воздухообмена, - и устанавливает нормы и методы определения дымности отработавших газов (далее - дымность).
Стандарт не распространяется на малогабаритные тракторы, другие мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ и дизели к ним.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 7057-81 Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний
ГОСТ 7601-78 Физическая оптика. Термины, буквенные обозначения и определения основных величин
ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 23734-79 Тракторы промышленные. Методы испытаний
3. ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 Дымность - показатель, характеризующий степень поглощения светового потока, просвечивающего имеющий определенную длину столб отработавших газов.
3.2 Муфта сцепления - фрикционный элемент трансмиссии, осуществляющий отсоединение трансмиссии от дизеля и плавное их соединение.
3.3 Установившийся режим - режим работы дизеля, на котором значение крутящего момента не изменяется более чем на 1%, частоты вращения - более чем на 10 об/мин, а температуры охлаждающей жидкости (у дизелей жидкостного охлаждения) и моторного масла - более чем на 2 °С относительно средних значений.
3.4 Режим свободного ускорения - увеличение частоты вращения коленчатого вала дизеля от минимальной устойчивой до максимальной холостого хода.
3.5 Места с неограниченным воздухообменом- поля, луга, сады, огороды, леса (в том числе лесополосы), территории населенных пунктов (независимо от числа жителей) и т.п.
3.6 Места с ограниченным воздухообменом - закрытые или полузакрытые места, например, помещения для содержания животных и птиц, теплицы, внутрицеховые и складские помещения, котлованы и т.п.
3.7 Коэффициент ослабления светового потока- выраженное в процентах ослабление потока света, вызванное его поглощением и рассеиванием отработавшими газами, проходящими через дымомер.
Нулевое ослабление соответствует наполнению мерного объема дымомера чистым воздухом, 100%-е ослабление - абсолютно светонепроницаемой средой.
3.8 Натуральный показатель ослабления - по ГОСТ 7601.
3.9 Эффективная база дымомера - длина столба эталонного газа, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу отработавших газов, заполняющих рабочую трубу дымомера в условиях измерения.
4. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯD_в - внутренний диаметр выпускного трубопровода стенда или выпускной трубы трактора и машины или удлинительного патрубка (на прямолинейном участке в месте отбора проб), мм.
В_окр - атмосферное давление, кПа.
Т_окр - температура окружающего воздуха, К.
Q_в - условный объемный расход воздуха через цилиндры дизеля, дм3/с.
i- число цилиндров дизеля.
V_h - рабочий объем цилиндра, дм3.
n- частота вращения коленчатого вала дизеля, об/мин.
тау - тактность дизеля.
K- натуральный показатель ослабления светового потока по основной шкале дымомера, м(-1).
N- коэффициент ослабления светового потока по вспомогательной шкале дымомера с эффективной базой, равной 0,43 м, %.
L- эффективная база дымомера, м.
N_L -коэффициент ослабления светового потока по вспомогательной шкале дымомера с эффективной базой, равной L, %.
5. НОРМЫ ДЫМНОСТИ5.1 Значения дымности на установившихся режимах вновь изготовленных и капитально отремонтированных на ремонтных заводах дизелей, тракторов и машин не должны быть более норм, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Примечание - Промежуточные значения, приведенные в таблицах 1-4, определяют линейным интерполированием.
5.2 Значения дымности на режиме свободного ускорения вновь изготовленных и капитально отремонтированных на ремонтных заводах дизелей, тракторов и машин, имеющих наработку не менее 55 моточасов, не должны быть более норм, приведенных в таблице 2, если дизели, тракторы и машины предназначены для работы в местах с неограниченным воздухообменом, и в таблице 3, если дизели, тракторы и машины предназначены для работы в местах с ограниченным воздухообменом.
Таблица 2
5.3 Значения дымности на режиме свободного ускорения вновь изготовленных и капитально отремонтированных на ремонтных заводах дизелей, тракторов и машин, имеющих наработку менее 10 моточасов, не должны быть более норм, приведенных в таблице 4, если дизели, тракторы и машины предназначены для работы в местах с неограниченным воздухообменом, и в таблице 2, если тракторы и машины предназначены для работы в местах с ограниченным воздухообменом.
Таблица 4
5.4 Значения дымности на режиме свободного ускорения находящихся в эксплуатации тракторов и машин не должны быть более норм, приведенных в таблице 4, если тракторы и машины работают в местах с неограниченным воздухообменом, и в таблице 2, если тракторы и машины работают в местах с ограниченным воздухообменом.
5.5 Нормы дымности дизелей, тракторов и машин конкретных марок устанавливают в зависимости от условного расхода воздуха.
6. СРЕДСТВА ИСПЫТАНИЙ6.1 Для измерения дымности следует использовать дымомеры, работающие по методу просвечивания столба отработавших газов заданной длины. Основные технические требования к дымомерам - по приложению А.
Можно применять дымомеры, отличающиеся по техническим требованиям от дымомеров по приложению А, при условии получения одинаковых с дымомером по приложению А результатов измерений.
6.2 Отбор проб отработавших газов из выпускного трубопровода испытательного стенда, из выпускной трубы трактора или машины или из удлинительного патрубка осуществляют с помощью устройства, основные технические требования к которому приведены в приложении Б.
Отношение площади сечения пробоотборного зонда к площади сечения выпускного трубопровода, выпускной трубы или удлинительного патрубка в месте установки пробоотборного зонда должно составлять не менее 0,05.
6.3 Испытательные стенды, оборудованные нагружающими устройствами, в том числе стенды с беговыми барабанами или с бесконечной лентой, средства, условия и места измерений частоты вращения коленчатого вала, хвостовика ВОМ или ведущих колес, расхода топлива, температуры моторного масла, дизельного топлива и окружающего воздуха, атмосферного давления и других параметров - по ГОСТ 18509, ГОСТ 7057 и ГОСТ 23734.
7. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ИСПЫТАНИЯМ И УСЛОВИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ7.1 Установка и закрепление дизеля, трактора или машины на испытательном стенде, оборудованном нагружающим устройством, или на площадке, соединение маховика, хвостовика ВОМ, осей ведущих колес или шкива ременной передачи с нагружающим устройством, условия питания топливом - по ГОСТ 18509, ГОСТ 7057, ГОСТ 23734, а также по техническим условиям, эксплуатационной и ремонтной документации на тракторы и машины конкретных марок.
7.2 Пробоотборные зонды должны быть расположены на прямолинейном участке выпускного трубопровода испытательного стенда, выпускной трубы трактора или машины или удлинительного патрубка на расстоянии не менее 6D_в от входного и не менее 3D_в от выходного (по потоку газов) сечения выпускного трубопровода, выпускной трубы или удлинительного патрубка. Прямолинейный участок должен быть расположен на расстоянии не более 5 м от выходного сечения выпускного коллектора дизеля.
7.3 Установка пробоотборного зонда и, при необходимости, удлинительного патрубка не должна приводить к увеличению давления на выходе из выпускного коллектора дизеля без турбонаддува или за турбиной турбокомпрессора дизеля с турбонаддувом более чем на 650 кПа на режиме эксплуатационной мощности.
7.4 Утечка отработавших газов через неплотности устройства для отбора проб отработавших газов, выпускной системы дизеля и трактора или машины, а также выпускного трубопровода испытательного стенда и удлинительного патрубка, а также подсосы воздуха не допускаются.
7.5 Пробоотборные зонды устанавливают в каждом выпускном трубопроводе испытательного стенда или в каждой выпускной трубе или каждом удлинительном патрубке, если трактор, машина или дизель имеют несколько выпускных коллекторов и (или) выпускных труб.
Если дизель оборудован противосажевым фильтром (фильтрами) и (или) нейтрализатором (нейтрализаторами) каталитического или термического типа, пробоотборные зонды устанавливают за этими устройствами.
7.6 Место установки дымомера относительно пробоотборного зонда - по технической документации на дымомеры конкретных марок.
7.7 При определении дымности применяют дизельное топливо, а также моторное и трансмиссионное масла, марки которых указаны в технической документации на испытуемые дизель, трактор или машину.
По требованию заказчика используют стандартное дизельное топливо по ГОСТ 18509.
Топливо и масла должны соответствовать требованиям стандартов и (или) технических условий на эти топливо и масла.
7.8 Атмосферное давление и температура окружающего воздуха во время испытаний дизелей, тракторов и машин должны находиться в пределах, удовлетворяющих условию (1) или приложению В.
7.9 Дизель, трактор или машина непосредственно перед измерением дымности должны быть прогреты таким образом, чтобы значения температуры масла и (или) охлаждающей жидкости дизеля, а при испытаниях трактора или машины и масла в агрегатах трансмиссии находились в пределах, рекомендуемых предприятиями-изготовителями дизеля, трактора или машины.
7.10 Дымность на установившихся режимах и на режиме свободного ускорения определяют при стендовых испытаниях дизелей, при испытаниях тракторов через ВОМ, если ВОМ рассчитан на передачу полной мощности, и при испытаниях тракторов и машин через оси ведущих колес или на стендах с беговыми барабанами или с бесконечной лентой.
Дымность следует определять в течение одного дня.
7.11 Дымность только на режиме свободного ускорения определяют в эксплуатации, а также при испытаниях тракторов и машин, если их конструкция не позволяет определить дымность на установившихся режимах.
7.12 Дымность дизелей, имеющих отключаемый наддув или перепускной клапан системы наддува, а также тракторов и машин с такими дизелями измеряют при включенном и выключенном агрегате наддува или перепускном клапане.
Дымность измеряют в каждом выпускном трубопроводе испытательного стенда, в каждой выпускной трубе трактора или машины или в каждом удлинительном патрубке, если дизель имеет несколько выпускных коллекторов и (или) выпускных труб.
7.13 Перед началом и после окончания испытаний проверяют нулевое положение показывающего устройства дымомера. Если после окончания испытаний отклонение от нулевого положения будет более 0,05 м(-1), испытания следует повторить.
8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ8.1 Правила определения дымности на установившихся режимах
8.1.1 Дымность определяют при положении органов управления регулятором частоты вращения коленчатого вала дизеля, соответствующем полной подаче топлива, на следующих скоростных режимах дизеля:
а) номинальная частота вращения коленчатого вала;
б) частота вращения коленчатого вала, соответствующая режиму максимального крутящего момента дизеля;
в) четыре частоты вращения коленчатого вала через равные интервалы в диапазоне частоты вращения по 8.1.1, перечисление а), и 8.1.1, перечисление б).
8.1.2 Перед началом измерения дымности дизель должен проработать на заданном режиме не менее 10 мин, причем в течение последних 5 мин измеряемые крутящий момент и частота вращения коленчатого вала не должны отличаться от заданных более чем на 1% и 10 об/мин соответственно.
8.1.3 Дымность на каждом режиме измеряют не менее трех раз, при этом разность результатов между максимальным и минимальным значениями не должна превышать 0,2 м(-1), а измеренные значения не должны представлять убывающую или возрастающую последовательность. Промежуток времени между двумя последовательными измерениями не должен превышать 1 мин.
8.2 Правила определения дымности на режиме свободного ускорения
8.2.1 Во время измерения дымности дизель должен быть отсоединен от нагружающего устройства;
муфта сцепления тракторов, имеющих ее, должна быть выключена;
у тракторов, не имеющих муфты сцепления:
- при гидромеханической и электромеханической трансмиссии рычаг переключения передач или избиратель скорости устанавливают в нейтральное положение;
- при гидравлической трансмиссии гидротрансформатор не должен быть заблокирован;
- при электрической трансмиссии отключают напряжение на обмотках возбуждения силового генератора.
8.2.2 При работе дизеля на минимальной устойчивой частоте вращения холостого хода перемещают орган управления регулятором частоты вращения коленчатого вала в течение не более 0,5 с в положение, соответствующее максимальной подаче топлива. Такое положение органа управления сохраняют в течение 5-10 с. Затем орган управления регулятором частоты вращения перемещают в исходное положение; в исходное положение должны возвратиться частота вращения коленчатого вала и индикатор дымомера.
По шкале дымомера фиксируют максимальное значение дымности.
8.2.3 Испытания по 8.2.2 повторяют не менее восьми раз, пока разность между максимальным и минимальным значениями дымности четырех последних измерений не станет равной или менее 0,25 м(-1); при этом четыре последних измеренных значения дымности не составляют убывающую или возрастающую последовательность.
9. ПРАВИЛА ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ9.1 Условный расход воздуха на каждом установившемся режиме рассчитывают по формуле
Условный расход воздуха на режиме свободного ускорения рассчитывают по формуле (2) при условии, что частота вращения коленчатого вала дизеля равна номинальной.
9.2 Значение дымности на каждом установившемся режиме рассчитывают как среднее арифметическое результатов всех измерений на этом режиме.
9.3 Значение дымности при свободном ускорении рассчитывают как среднее арифметическое результатов четырех последних измерений.
9.4 Значение дымности на каждом из установившихся режимов и на режиме свободного ускорения должно быть не более норм по разделу 5.
9.5 При испытаниях на топливе различных марок из числа указанных в технических условиях и (или) эксплуатационной документации на дизели, тракторы и машины конкретных марок дымность оценивают по результатам испытаний на топливе той марки, при использовании которой дымность оказалась наибольшей.
9.6 Значение дымности дизелей, имеющих отключаемый наддув, перепускной клапан системы наддува, несколько выпускных коллекторов и (или) выпускных труб, а также тракторов и машин с такими дизелями оценивают по наибольшим средним арифметическим значениям дымности на каждом установившемся скоростном режиме и на режиме свободного ускорения.
9.7 Если значение дымности на режиме свободного ускорения трактора или машины, имеющих наработку от 10 до 55 моточасов, оказалось выше норм по разделу 5, испытания следует повторить после того, как наработка достигнет 55 моточасов.
10. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ10.1 Результаты испытаний оформляют протоколом. Форма протокола - по приложению Г.
11. ДОПУСТИМЫЕ ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ11.1 Предел основной абсолютной погрешности дымомеров должен составлять не более 0,05 м(-1) (2,1%) при дымности, равной 1,7 м(-1) (51,9%).
11.2 Пределы основной абсолютной погрешности других измерительных приборов - по ГОСТ 18509, ГОСТ 7057 и ГОСТ 23734.
11.3 Погрешность при расчетах должна быть не более 0,2%.
- Главная
- "АТМОСФЕРА. НОРМЫ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЫМНОСТИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЕЙ, ТРАКТОРОВ И САМОХОДНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН. ГОСТ 17.2.2.02-98" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 15.12.98 N 445)