Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 07.07.99 N 603-У "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"
III. Организация комплаенс - контроля
7. Порядок организации комплаенс - контроля
7.1. Кредитная организация осуществляет комплаенс - контроль с учетом общих направлений комплаенс - контроля, установленных в Разделе II настоящего Указания.
7.2. Кредитная организация обязана иметь штатного сотрудника - комплаенс - контролера, в исключительную компетенцию которого входит организация и осуществление комплаенс - контроля. Комплаенс - контролер должен удовлетворять квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителям исполнительных органов кредитной организации Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", и иметь аттестат комплаенс - контролера.
7.3. Комплаенс - контролер, соответствующий требованиям пункта 7.2 настоящего Указания, назначается уполномоченным органом кредитной организации в порядке, установленном действующим законодательством и учредительными документами кредитной организации для назначения на должности руководителей исполнительных органов кредитной организации, и должен являться заместителем руководителя кредитной организации. Кандидат на должность комплаенс - контролера кредитной организации согласовывается с Банком России в порядке, установленном Инструкцией ЦБ РФ "О порядке применения Федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" от 23.07.98 N 75-И для согласования кандидатур на должности руководителей исполнительных органов кредитной организации.
Комплаенс - контролер может совмещать деятельность по организации и осуществлению комплаенс - контроля с руководством иными подразделениями кредитной организации, функционирование которых не связано с деятельностью на финансовых рынках, при условии, что он не имеет права подписывать от имени кредитной организации документы, связанные с возникновением прав и обязанностей кредитной организации, их осуществлением и исполнением.
7.4. Для достижения целей комплаенс - контроля в кредитной организации может формироваться структурное подразделение под руководством комплаенс - контролера. При этом численность указанного подразделения определяется руководителем кредитной организации; она должна быть достаточной для эффективного выполнения функций комплаенс - контролера.
В случае формирования структурного подразделения для осуществления комплаенс - контроля сведения о порядке его образования и полномочиях должны быть отражены в уставе кредитной организации. Указанное подразделение действует на основании устава кредитной организации и положения о данном структурном подразделении, утверждаемого высшим органом управления или иным уполномоченным органом управления кредитной организации. Сотрудники указанного подразделения не могут выполнять другую работу, не связанную с осуществлением комплаенс - контроля.
8. Функции комплаенс - контролера
8.1. Для достижения целей комплаенс - контроля комплаенс - контролер выполняет следующие функции:
8.1.1. Осуществляет контроль за соответствием деятельности кредитной организации, а также действий ее сотрудников на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках и стандартам профессиональной деятельности на финансовых рынках.
8.1.2. Осуществляет контроль за соблюдением сотрудниками кредитной организации правил осуществления деятельности на финансовых рынках и стандартов проведения операций (сделок) на финансовых рынках, установленных внутренними документами кредитной организации, решений органов управления кредитной организации по вопросам деятельности кредитной организации на финансовых рынках.
8.1.3. Самостоятельно и / или совместно с другими органами и должностными лицами кредитной организации расследует факты нарушения сотрудниками кредитной организации законодательства о финансовых рынках и стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках, внутренних документов кредитной организации, регулирующих деятельность кредитной организации на финансовых рынках.
8.1.4 Самостоятельно и / или совместно с другими органами и должностными лицами кредитной организации рассматривает претензии клиентов и контрагентов по сделкам (операциям) к кредитной организации либо действиям отдельных ее сотрудников при выполнении ими служебных обязанностей, по вопросам деятельности кредитной организации на финансовых рынках.
8.1.5. Самостоятельно и / или совместно с другими органами и должностными лицами кредитной организации разрабатывает для руководства кредитной организации рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков в работе отдельных сотрудников и подразделений кредитной организации, деятельность которых связана с операциями (сделками) на финансовых рынках, а также рекомендации по оптимизации работы указанных подразделений.
8.1.6. Контролирует организацию работы в кредитной организации по ознакомлению всех сотрудников кредитной организации с требованиями внутренних документов кредитной организации, регулирующих деятельность кредитной организации на финансовых рынках, исходя из перечня служебных обязанностей сотрудников.
8.1.7. Оказывает содействие инспекторам Банка России при проведении ими комплексных и тематических проверок деятельности кредитной организации.
8.1.8. Предоставляет консультации по запросам сотрудников кредитной организации относительно соответствия конкретной операции (сделки) или ее части требованиям действующего законодательства о финансовых рынках и стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках.
8.1.9. Информирует руководителя исполнительного органа кредитной организации:
- о выявленных случаях нарушений сотрудниками законодательства о финансовых рынках и стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках, внутренних документов кредитной организации, регулирующих деятельность кредитной организации на финансовых рынках;
- о мерах, принятых руководителями проверяемых подразделений кредитной организации, по устранению допущенных нарушений и их результатах, либо о непринятии таких мер.
8.1.10. Не реже одного раза в год представляет отчет о состоянии комплаенс - контроля высшему органу управления кредитной организации или иному уполномоченному органу управления кредитной организации. Порядок текущей отчетности комплаенс - контролера определяется внутренними документами кредитной организации.
8.2. В случае формирования структурного подразделения для осуществления комплаенс - контроля, выполнение функций комплаенс - контролера, указанных в пунктах 8.1.1 - 8.1.7 настоящего Указания, может быть возложено на сотрудников данного структурного подразделения.
9. Обязанности комплаенс - контролера
9.1. При осуществлении своих функций комплаенс - контролер обязан:
9.1.1. Обеспечивать полное документирование каждого факта проверки и оформлять заключения по результатам проверок, отражающие все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению.
9.1.2. Обеспечивать наличие документов (либо информации о месте их нахождения), позволяющих следить за ходом контрольной работы и проводимых проверок, а также удостовериться в правильности их результатов.
9.1.3. Обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений документов.
9.1.4. Соблюдать конфиденциальность полученной информации.
9.1.5. Представлять заключения по итогам проверок руководству кредитной организации и соответствующих подразделений кредитной организации для принятия мер по устранению нарушений, а также для целей анализа деятельности отдельных сотрудников кредитной организации.
9.2. В случае формирования структурного подразделения для осуществления комплаенс - контроля сотрудники указанного структурного подразделения обязаны соблюдать требования пункта 9.1 настоящего Указания.
10. Права комплаенс - контролера
10.1. Для выполнения своих функций в порядке, установленном внутренними документами кредитной организации, комплаенс - контролер имеет право:
10.1.1. Получать от руководителей и уполномоченных ими сотрудников проверяемого подразделения необходимые для проведения проверки документы, в том числе: приказы и другие распорядительные документы, изданные руководством кредитной организации и ее подразделений; бухгалтерские, учетно - отчетные и денежно - расчетные документы; документы, связанные с компьютерным обеспечением деятельности проверяемого подразделения кредитной организации.
10.1.2. Самостоятельно или с помощью сотрудников проверяемого подразделения снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах.
10.1.3. Входить в помещение проверяемого подразделения, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных (компьютерный зал) и хранения данных на машинных носителях.
10.1.4. Привлекать при необходимости сотрудников иных структурных подразделений кредитной организации для осуществления комплаенс - контроля.
10.1.5. Выдавать временные (до решения руководства кредитной организации) предписания о недопущении либо прекращении действий, результатом которых может стать нарушение законодательства о финансовых рынках, стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках.
10.2. В случае формирования структурного подразделения для осуществления комплаенс - контроля, права комплаенс - контролера, указанные в пунктах 10.1.1 - 10.1.3 настоящего Указания, могут быть делегированы сотрудникам данного структурного подразделения.
11. Требования к кредитной организации по определению прав и обязанностей сотрудников по взаимодействию с комплаенс - контролером
11.1. Сотрудники подразделений кредитной организации должны оказывать комплаенс - контролеру, а также сотрудникам возглавляемого им структурного подразделения, в случае формирования последнего, содействие в осуществлении ими своих функций. Руководителем кредитной организации по представлению комплаенс - контролера устанавливается порядок взаимодействия сотрудников банка с комплаенс - контролером.
11.2. Сотрудники кредитной организации, которым стали известны факты нарушений законодательства о финансовых рынках и стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках, допущенных сотрудниками кредитной организации при проведении операций (сделок) на финансовых рынках, обязаны довести эти факты до сведения своего непосредственного руководителя и комплаенс - контролера.
11.3. Если при осуществлении операций (сделок) на финансовых рынках у сотрудников возникают сомнения о соответствии конкретной операции (сделки) или ее части требованиям действующего законодательства о финансовых рынках и стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках, они могут обратиться за консультацией к комплаенс - контролеру. Руководство кредитной организации определяет перечень операций (сделок), проведение которых требует согласования с комплаенс - контролером.
11.4. Сотрудники кредитной организации не могут без предварительного уведомления комплаенс - контролера принимать участие в проведении операций (сделок) кредитной организации на финансовых рынках, в совершении которых они являются заинтересованными лицами, выполнять операции (сделки) на финансовых рынках в своих интересах и за свой счет.
- Главная
- УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 07.07.99 N 603-У "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"