в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 15.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2000 ГОД" (утв. ЦБ РФ)
действует Редакция от 09.12.1999 Подробная информация
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2000 ГОД" (утв. ЦБ РФ)

ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>


<*> По данным Минфина России.

01.01.98 01.01.99 01.10.99
млрд. руб. удельный вес в общей сумме долга, % млрд. руб. удельный вес в общей сумме долга, % млрд. руб. удельный вес в общей сумме долга, %
Государственный внутренний долг - 499,6 100,0 750,6 100,0 490,8 100,0
Всего
в том числе:
ГКО - ОФЗ
(с учетом новации) 436,0 87,3 462,7 61,6 429,0 87,4
ОГНЗ 1,8 0,4 2,6 0,3 11,6 2,4
ОГСЗ 13,1 2,6 14,6 1,9 8,9 1,8
Справочно:
Государственный внутренний долг без учета задолженности по внутреннему валютному долгу 499,6 520,9 490,8

Продолжается работа по реформированию системы исполнения федерального бюджета, разработан проект Концепции единого счета федерального казначейства, реализация которой позволит ускорить прохождение платежей от плательщиков налогов и сборов до бюджетополучателей и поставщиков товаров, работ, услуг этим организациям, сократить количество счетов органов федерального казначейства Минфина России, оперативно управлять средствами федерального бюджета, сосредоточив их на одном счете Главного управления федерального казначейства Минфина России в Центральном банке Российской Федерации, значительно снизить риск потери средств федерального бюджета на счетах в кредитных организациях и иметь оперативную информацию о доходах и расходах федерального бюджета.

В целом за 9 месяцев текущего года расходы федерального бюджета профинансированы на 98,5%. При этом удельный вес расходов по обслуживанию государственного долга уменьшился с 38,6 до 27,1% (в январе - сентябре 1998 года он увеличился с 18,3 до 34,2%) и соответственно вырос удельный вес непроцентных расходов.

В истекшем периоде 1999 года основным внутренним источником финансирования дефицита федерального бюджета являлись средства, полученные в результате покупок Банком России облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом при их первичном размещении в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год". Задолженность Министерства финансов Российской Федерации перед Банком России по этим ценным бумагам по состоянию на 1 ноября 1999 года составляла 25,36 млрд. рублей.

По данным Министерства финансов Российской Федерации, за шесть месяцев 1999 года первичный профицит федерального бюджета составил 1,9% от ВВП.

Государственный внутренний долг Российской Федерации на 1 октября 1999 года составил 490,8 млрд. рублей при 648,3 млрд. рублей на 1 января 2000 года, установленных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год".

За истекший период текущего года завершена новация по ГКО - ОФЗ, в результате которой произошло удлинение сроков заимствований на рынке государственного долга.

Министерство финансов Российской Федерации в январе - сентябре 1999 года осуществило выплату купонных доходов по ОФЗ общим объемом 37,9 млрд. рублей.

Июль стал последним месяцем, когда по ОФЗ - ФД, выпущенным в ходе новации, выплачивались купоны, накопленные с 17 августа 1998 года. Спрос на ОФЗ начал снижаться уже со второй недели июля. Основная часть ОФЗ - низкодоходные долгосрочные бумаги, поэтому после завершения выплат накопленного купона продажи ОФЗ привели к снижению цен и росту доходности в этом секторе финансового рынка.

Прекращение масштабных купонных выплат по ОФЗ во втором полугодии 1999 года приведет к стагнации на рынке ценных бумаг, которая может продлиться до конца года. Исходя из того, что в феврале 2000 года начинается погашение нереструктурированных выпусков ОФЗ и сокращается срок обращения остальных выпусков ОФЗ, интерес к рынку государственных ценных бумаг может возрасти в конце 1999 года. Снижение доходности государственных облигаций оживит и фондовый рынок.

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" до конца 1999 года должна быть завершена реструктуризация задолженности Минфина России перед Банком России.

Внешнеэкономический сектор

Валютно - финансовый кризис 1998 года привел к кардинальным изменениям в платежном балансе страны, его последствия в значительной мере определяли динамику важнейших компонентов платежного баланса в конце 1998 года и в 1999 году. В результате резкого сокращения импорта сложился устойчивый профицит торгового баланса и счета текущих операций. Утрата доверия со стороны иностранных инвесторов к российской экономике и финансам привела к резкому сокращению притока иностранного капитала.

Вместе с тем в 1999 году наметилась тенденция к дополнительному улучшению платежного баланса России в связи с ростом мировых цен на нефть, нефтепродукты и некоторые другие товары, составляющие основу российского экспорта, а также общим улучшением условий торговли. Необходимо отметить, что такая динамика во многом носила случайный характер и в 1999 году принципиального улучшения этих показателей большинством международных экспертов, включая ведущие международные центры анализа и прогнозирования мировой конъюнктуры, не предполагалось. Позитивные изменения в платежном балансе в 1999 году связаны и со снижением расходов на погашение и обслуживание государственной внешней задолженности в результате реструктуризации части внешнего долга СССР, принятого на себя Россией, а также с сокращением оттока капитала по внешнеторговым каналам вследствие повышения эффективности мер валютного регулирования и валютного контроля, предпринимаемых Банком России.

Сохранение на протяжении 1999 года положительного сальдо по счету текущих операций определялось преимущественно ростом сальдо торгового баланса и снижением дефицита баланса услуг в связи с резким сокращением импорта товаров и услуг.

Происшедшее после августа 1998 года многократное обесценение рубля привело к падению платежеспособного спроса населения, промышленных и сельскохозяйственных предприятий на импортную продукцию и услуги. В первом полугодии 1999 года по сравнению с соответствующим периодом 1998 года импорт товаров уменьшился на 44%, импорт услуг - на 35%.

Вместе с тем падение импорта в 1999 году не достигло уровня, ставящего под угрозу обеспечение населения продовольствием и потребительскими товарами. Несмотря на многократное удорожание иностранной валюты, российские импортеры сумели адаптироваться к сложившейся ситуации за счет переориентации на импорт менее качественных продукции и услуг или импорт продукции и услуг из стран с меньшими издержками производства. Противодействовали более высоким темпам падения импорта благоприятная конъюнктура на мировых рынках продовольственной продукции и сырья, а также политика стран - экспортеров, направленная на снижение цен на импортируемые Россией товары и услуги в целях сохранения такого емкого рынка, как Россия.

Во втором полугодии 1999 года по сравнению с первым полугодием объемы импорта могут несколько возрасти. Предпосылками для этого являются некоторое укрепление реального курса рубля, рост номинальных доходов населения, а также возможное снижение налоговой нагрузки при импорте промышленного оборудования и сырья, аналоги которых не производятся в России.

Цены мирового рынка на нефть сорта "Брент - смесь" в 1994 - 1999 гг. (долл. США за баррель)

(график не приводится)

Ожидается, что в 1999 году импорт товаров сократится на 28%, импорт услуг - на 27%, что и будет определять высокий уровень сальдо баланса товаров и услуг.

В 1999 году отмечается постепенное восстановление экспорта, ставшее возможным в результате коренного перелома ситуации на мировом рынке энергоресурсов, некоторого улучшения конъюнктуры на мировых рынках других товаров, составляющих основу российского экспорта, а также наращивания физических объемов экспорта благодаря появившимся у российских экспортеров конкурентным преимуществам, обусловленным эффектом девальвации.

В I квартале 1999 года экспорт складывался в условиях неблагоприятной конъюнктуры. Средний уровень цен мирового рынка (с учетом структуры российского экспорта) сложился ниже уровня цен I квартала 1998 года на 19%.

В конце марта 1999 года на мировом рынке энергоносителей произошел принципиальный и непредсказуемый перелом ситуации. Основные причины роста цен на нефть и важнейшие виды нефтепродуктов заключались не столько в договоренности стран - членов ОПЕК о сокращении производства и экспорта нефти, сколько в беспрецедентном для этих стран выполнении этого соглашения. Дополнительным и немаловажным фактором роста спроса на энергоносители стали военный конфликт на Балканах, а также восстановление спроса со стороны стран Азиатско - Тихоокеанского региона, которые стали выходить из кризиса более быстрыми темпами, чем ожидалось.

В результате цены на нефть начали стремительно расти. В октябре 1999 года относительно декабря 1998 года цена нефти сорта "Брент - смесь" возросла на 125%, а средний за январь - октябрь 1999 года уровень мировых цен на основную продукцию российского экспорта впервые в 1999 году превысил уровень цен соответствующего периода 1998 года.

Улучшение конъюнктуры на мировом рынке нефти, нефтепродуктов, а также рост мировых цен на отдельные виды цветных металлов и другую продукцию способствуют постепенному восстановлению экспорта. Однако сохранение в первом полугодии 1999 года низких цен на европейском рынке природного газа препятствовало более высоким темпам роста экспорта.

В первом полугодии 1999 года рост экспорта носил преимущественно экстенсивный характер. Появившиеся у российских экспортеров конкурентные преимущества, увеличившаяся разница между внутренними и мировыми ценами усилили стремление производителей к поставкам продукции на экспорт даже в ущерб потребностям внутреннего рынка, а также несмотря на низкий уровень мировых цен. В первом полугодии 1999 года (базовый период - первое полугодие 1998 года) индекс физических объемов экспорта, по данным ГТК России, составил 1,17. По некоторым видам продукции существенно возросла экспортная квота. В первом полугодии 1999 года доля экспорта в объемах добычи или производства составила для нефти 48% (в первом полугодии 1998 года - 46%), для нефтепродуктов - 47% (38%), для круглого леса - 43% (35%). Резко увеличились поставки на внешний рынок продукции лесной и целлюлозно - бумажной, химической и нефтехимической промышленности.

Во втором полугодии 1999 года при существенно более высоком, чем в первом полугодии 1999 года, уровне цен мирового рынка ожидается дальнейшее восстановление экспорта. Важнейшим позитивным фактором стал начавшийся рост цен на европейский природный газ. В 1999 году средний уровень мировых цен может превысить уровень цен в 1998 году на 5%, что с учетом увеличения физических объемов поставок продукции на внешний рынок может привести к ситуации, когда экспорт будет лишь незначительно отставать от уровня 1998 года.

Одним из факторов, препятствующих росту экспорта, стало некоторое ухудшение внешнеторговых отношений России со странами СНГ. В первом полугодии 1999 года относительно соответствующего периода 1998 года экспорт товаров в страны СНГ сократился на 36%, экспорт в страны дальнего зарубежья - на 6%. Сокращение экспорта в страны Содружества связано с более низким уровнем цен.

Более высоким темпам роста экспорта противодействовали также активно применяемые со стороны некоторых стран - внешнеторговых партнеров России - антидемпинговые процедуры, к примеру, таких, как США, Канада, страны Европейского союза.

Снижение экспорта услуг в 1999 году, несмотря на рост их конкурентоспособности, во многом обусловлено уменьшением их объемов в долларовом эквиваленте. В первом полугодии 1999 года относительно первого полугодия 1998 года экспорт услуг сократился на 26%, ожидается, что в целом по итогам 1999 года экспорт услуг сложится ниже объемов 1998 года на 25%.

В начале 1999 года, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру мировых товарных рынков, сохранялся высокий уровень эффективности экспорта. Валютные доходы экспортеров, пересчитанные в рублевый эквивалент, значительно превышали затраты на производство и экспорт, а также потери от снижения цен мирового рынка. По группе товаров, стоимость экспорта которых составляет около 50% стоимости общих объемов экспорта, соотношение доходов от экспорта с затратами на производство и экспорт достигало 145 - 155%.

В целях роста доходов бюджета, а также изъятия сверхприбыли, получаемой от экспорта некоторых видов товаров, обусловленной не только девальвацией, но и улучшением конъюнктуры мировых товарных рынков, в течение 1999 года на ряд экспортируемых товаров были введены, а в ряде случаев и увеличены вывозные таможенные пошлины.

По оценкам Банка России, до конца 1999 года, несмотря на рост производственных затрат, в том числе налоговой нагрузки, а также увеличение затрат на экспорт, эффективность экспортных операций останется на достаточно высоком уровне - около 150%. Равновесный с точки зрения экспортеров курс рубля не превысит отметки в 22 рубля за доллар.

Вместе с тем в 1999 году для разных видов экспортной продукции отмечалась неоднозначная динамика цен мирового рынка, существенно различались темпы роста производственных затрат. Это привело к принципиальному расхождению в уровнях доходов при экспорте продукции различных отраслей промышленности, что стало одной из причин усиления давления на национальную валюту осенью 1999 года, а также появления заявлений о якобы утраченном эффекте девальвации рубля.

Ожидаемое по итогам 1999 года восстановление экспорта и низкие объемы импорта приведут к беспрецедентно высокому для России профициту торгового баланса. Дефицит баланса услуг существенно уменьшится.

В результате снижения по сравнению с 1998 годом затрат на выплату инвестиционных доходов нерезидентам за счет уменьшения долларовой оценки по рублевым ценным бумагам снизится дефицит баланса инвестиционных доходов.

В итоге в 1999 году счет текущих операций достигнет максимального за шесть лет уровня. С этой точки зрения Россия находится в чрезвычайно благоприятных условиях, вместе с тем адекватного улучшения валютного положения страны не произойдет. Увеличение счета текущих операций сопровождалось абсолютно минимальными для России объемами поступающих в страну инвестиций. Однако при этом снизилась зависимость от притока краткосрочного спекулятивного капитала.

В первом полугодии 1999 года не было возобновлено кредитование России со стороны МВФ, а следовательно, был закрыт путь для получения кредитов от других международных финансовых организаций, государственных и частных инвесторов. Сохранение сложного инвестиционного климата привело к снижению притока инвестиций в страну. Общий прирост иностранных обязательств уменьшился в I полугодии 1999 года до 1,7 млрд. долларов с 16,8 млрд. долларов в I полугодии 1998 года.

Стратегические партнеры, несмотря на испытываемые ими трудности, продолжают работать на российском рынке, подтверждением этому является рост в I полугодии 1999 года по сравнению с I полугодием 1998 года объемов прямых инвестиций в Россию. Необходимо отметить также и изменение стратегии действия иностранных инвесторов на российском рынке в направлении создания собственных производств с использованием не только импортного, но и отечественного сырья, что особенно характерно для инвестиций в пищевую промышленность.

Подписание совместного Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации "Об экономической политике на 1999 год", успешное завершение переговоров о реструктуризации долгов СССР за 1999 - 2000 годы с Парижским клубом кредиторов, а также ожидание положительного завершения переговорного процесса с Лондонским клубом кредиторов способствуют некоторому росту доверия инвесторов к России. В результате во втором полугодии 1999 года относительно первого полугодия 1999 года ожидается увеличение притока иностранного капитала, преимущественно по линии международных финансовых организаций и правительств зарубежных стран. Прироста инвестиций со стороны прочих инвесторов не ожидается, что связано со снижением привлекательности и повышением рисков вложения капитала в любую страну в период предвыборных кампаний.

Сальдо торгового баланса и счет текущих операций в 1994 - 1999 гг. (млрд. долл. США)

(график не приводится)

  • Главная
  • "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2000 ГОД" (утв. ЦБ РФ)