в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 15.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2000 ГОД" (утв. ЦБ РФ)
действует Редакция от 09.12.1999 Подробная информация
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2000 ГОД" (утв. ЦБ РФ)

5. Условия повышения эффективности денежно - кредитной политики

Улучшение состояния внешнего сектора

Возможность улучшения состояния внешнего сектора в 2000 году во многом будет зависеть от внешних факторов - сохранения благоприятной конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей и рынках неэнергетических товаров, составляющих основу российского экспорта, а также от улучшения условий торговли. Важную роль должно сыграть ожидаемое решение о реструктуризации части внешнего долга СССР членами Лондонского клуба кредиторов, а также условия заключения этого соглашения.

В целом в 2000 году на мировых рынках сырьевых товаров, в первую очередь энергоресурсов, ожидается сохранение высокого уровня цен, который был достигнут во втором полугодии 1999 года. Вместе с тем для стран, являющихся потребителями сырья, такая ситуация будет негативно сказываться на росте производства, что может привести к снижению спроса, а следовательно, и к коррекции цен в направлении их снижения. В итоге в 2000 году уровень мировых цен может незначительно превысить уровень цен 1999 года, что и будет определять динамику российского экспорта. Постепенное снижение эффекта девальвации, ожидаемый рост спроса со стороны внутреннего рынка в совокупности с ужесточением защитных мер со стороны стран, импортирующих российскую продукцию, могут не позволить такими же темпами, как в 1999 году, наращивать физические объемы экспорта.

Динамика импорта будет определяться как изменением платежеспособного спроса населения, предприятий промышленности и сельского хозяйства, так и комплексом мер по поддержке импорта технологического оборудования и сырья, не имеющих аналогов в России. Во многом спрос на импорт будет зависеть от способности внутренних производителей наладить выпуск продукции, конкурентоспособной не только по ценовым, но и по качественным характеристикам.

В итоге динамика сальдо торгового баланса в 2000 году во многом будет определяться динамикой импорта, которая, в свою очередь, будет зависеть от реализации политики по стимулированию внутреннего спроса. Ожидаемое в связи с реструктуризацией снижение расходов на обслуживание внешнего долга должно привести к позитивной динамике счета текущих операций.

В результате серьезного прорыва в разработке и принятии в 1999 году основополагающих законов, регулирующих деятельность иностранных инвесторов и гарантирующих им сохранность вложенных в российскую экономику капиталов, появились необходимые предпосылки для улучшения инвестиционного климата. Вместе с тем в первой половине 2000 года не ожидается существенного увеличения притока иностранного капитала. Во второй половине 2000 года приток капитала может возрасти.

В целом по итогам 2000 года возможен некоторый рост иностранных обязательств, принципиальных изменений в иностранных активах не ожидается.

Предполагаемая динамика основных валютных потоков позволяет сделать вывод, что в 2000 году в случае сохранения благоприятной внешней конъюнктуры, а также положительного решения проблем реструктуризации части внешнего долга возможно некоторое улучшение платежного баланса, что создаст предпосылки для стабилизации курса рубля и накопления валютных резервов.

Оптимизация бюджетной политики

В целях обеспечения сбалансированности, реалистичности и эффективного управления средствами федерального бюджета стратегия Правительства Российской Федерации при формировании федерального бюджета на 2000 год направлена на решение следующих основных задач:

- обеспечение минимально возможного уровня бюджетного дефицита;

- восстановление доверия инвестора к государству как к первоклассному заемщику;

- снижение налоговой нагрузки как на производителей, так и на потребителей при одновременном повышении собираемости существующих налогов и сборов;

- осуществление полномасштабного перехода к казначейской системе кассового исполнения бюджетов, включающего в себя контроль органов федерального казначейства за внебюджетными средствами бюджетных организаций;

- обеспечение дальнейшего реформирования системы межбюджетных отношений на принципах разграничения расходных и доходных полномочий между уровнями бюджетной системы;

- направление на решение высокоприоритетных задач достаточного объема средств без ущерба для финансирования социальных отраслей;

- поддержание и расширение платежеспособного спроса населения путем индексации заработной платы и ее постепенного роста в соответствии с ростом производства.

Оздоровление финансового рынка

Задача оздоровления российского финансового рынка и его развития на новых принципах, обеспечения его стабильной и сбалансированной работы сохраняет свою актуальность в 2000 году. Выполнение этой задачи рассматривается в качестве необходимого условия эффективного проведения денежно - кредитной политики и нормальной работы банковской системы. В дополнение к мерам по укреплению финансового положения банков как основных участников рынка (путем последовательного осуществления реструктуризации банковской системы) непосредственные действия Банка России по восстановлению финансового рынка будут направлены на:

- повышение роли рыночных инструментов в оперативном управлении ликвидностью банков;

- расширение рыночного инструментария за счет финансовых инструментов, обеспечивающих эффективный контроль над рисками;

- формирование условий для активизации использования иностранных инвестиций, ранее поступивших на внутренний финансовый рынок.

Параллельно с ускорением восстановительных процессов предполагается акцентировать внимание на создании условий, ограничивающих масштабы потенциальной дестабилизации рынка при колебаниях его конъюнктуры. Необходимость такого рода действий связана, с одной стороны, с возможным ростом в 2000 году влияния нерыночных факторов, с другой - с сохраняющейся узостью рынка. В этих условиях деятельность Банка России будет направлена на создание механизмов оперативной стабилизации рынка путем:

- укрепления роли Банка России как участника межбанковских операций;

- совершенствования инструментария валютного регулирования;

- усиления контроля за участниками рынка и соблюдением установленных норм и правил;

- повышения роли саморегулирующихся организаций участников рынка.

Важная роль в определении общей конъюнктуры финансового рынка, в том числе и привлекательности рублевых инструментов, сохранится за валютным рынком. Стабильность финансового рынка будет обеспечиваться в контексте проведения политики плавающего валютного курса, предполагающей сглаживание резкой динамики обменного курса рубля, а также повышение эффективности контроля за утечкой капитала из страны. Это должно способствовать укреплению доверия к стабильности российской валютно - финансовой системы и снижению девальвационных ожиданий профессиональных участников валютного рынка и населения.

Обороты валютных торгов могут не достигнуть докризисного уровня. В биржевом сегменте будут концентрироваться операции, связанные с обязательной продажей валютной выручки экспортеров. Одновременно более интенсивными могут стать прямые межбанковские конверсионные сделки.

Проблема неисполненных форвардных валютных контрактов, заключенных до начала девальвации рубля в августе 1998 года, сохранит свое значение и будет по-прежнему препятствовать оживлению срочного сегмента валютного рынка. Участники таких контрактов пытаются урегулировать свои взаимоотношения, как правило, на двусторонней основе. В то же время перспективным вариантом решения этой проблемы может стать механизм коллективного исполнения обязательств по форвардным контрактам на паритетной основе.

Рынок государственных ценных бумаг сохранит ограниченное значение в качестве сферы денежно - кредитного регулирования. Это связано прежде всего с тем, что в рамках восстановительного этапа финансовый рынок не воссоздает в полной мере условий для использования традиционных инструментов государственных заимствований. Долгосрочные заимствования на рыночных условиях для Минфина России остаются чрезмерно дорогими. Краткосрочные инструменты заимствований, которые в нестабильных условиях более привлекательны для инвесторов, но менее приемлемы для эмитента в силу сохраняющихся бюджетных ограничений и отказа от схемы рыночного рефинансирования, могут использоваться в ограниченных масштабах (в основном в целях финансирования текущих кассовых разрывов). В 2000 году Минфин России намерен производить в полном объеме погашение и обслуживание ОФЗ и ОГСЗ, не планируя масштабной эмиссии новых рыночных долговых обязательств. Привлечение ресурсов предполагается осуществлять через нерыночные инструменты (облигации государственного нерыночного займа).

Учитывая недостаток коротких инструментов, Минфин России предполагает предложить рынку разделение обращения номиналов облигаций и купонных платежей по ним - создание стрипов на базе уже обращающихся ОФЗ. Такая схема позволит эмитенту производить долгосрочные заимствования, предложив одновременно с этим участникам рынка пользующиеся спросом короткие инструменты. Банк России намерен продолжить разработку данной программы. Необходимо отметить, что в данном случае не произойдет увеличения объема государственного внутреннего долга и укорачивания его срока, как в случае выпуска краткосрочных облигаций (ГКО).

В 2000 году Банк России намерен также совершенствовать систему работы с участниками торгов по государственным ценным бумагам, а также по включенным в единую торговую систему ОРЦБ корпоративным ценным бумагам. Модернизируемая система имеет целью оперативное выявление и предотвращение сделок, направленных на обход ограничений, действующих на рынке, и вызывающих значительные необоснованные колебания цен по ценным бумагам. Развитие системы предусматривает определение признаков недопустимой сделки, формирование совокупности агрегированных показателей, на основе которых Банк России может своевременно определить, относится ли намеченная сделка к категории допустимых, и разработку спектра механизмов, препятствующих заключению недопустимых сделок, от административного регулирования (например, отключение от торгов) до рыночных методов воздействия (невыгодность заключения недопустимых сделок). Внедрение подобной системы будет способствовать усилению стабильности рынка государственных ценных бумаг.

В 2000 году в связи с сохранением потребности в привлечении заемных ресурсов в регионах возможно появление новых эмитентов из категории субъектов Российской Федерации, так как облигационные займы остаются эффективным механизмом мобилизации финансовых ресурсов муниципальными и региональными органами власти.

Сложившаяся на рынке государственных ценных бумаг ситуация диктует необходимость рассмотрения новых форм финансирования бюджетного дефицита. Одним из вариантов является выпуск новых инструментов долгосрочных заимствований, в том числе индексируемых ценных бумаг (в основном привязанных к индексу инфляции). Доходность индексируемых облигаций и соответственно стоимость заимствований для эмитента менее зависимы от состояния рыночной конъюнктуры по сравнению с традиционными инструментами. Более того, стоимость заимствований снижается за счет отсутствия премии за инфляционный риск.

Однако обязательными условиями для успеха программ выпуска индексируемых гособлигаций являются способность государства обеспечить необходимый контроль над инфляцией, а также целевой характер использования привлекаемых долгосрочных ресурсов - на реализацию инвестиционных программ в рамках структурной перестройки экономики.

Банк России считает целесообразным продолжение в 2000 году эмиссии облигаций Банка России. Для Банка России роль ОБР будет заключаться в оперативном управлении ликвидностью банковской системы. Кроме того, уровень процентных ставок, складывающихся при размещении ОБР (как во время аукциона, так и на вторичном рынке), будет являться дополнительным индикатором денежно - кредитной политики. Кредитным организациям наличие ликвидного рынка ОБР предоставляет инструмент, который может быть использован для размещения временно свободных денежных средств и в качестве обеспечения при привлечении краткосрочных кредитов.

Не ослабляя внимания к проблеме расширения рыночного инструментария, нужно учитывать и то обстоятельство, что характерная для российского рынка проблема дефицита инструментов в своей основе является проблемой узости круга платежеспособных заемщиков. В этих условиях попытки оживления финансового рынка только с помощью чисто технических мер, например предложения новых инструментов тем же заемщиком, являются малоэффективными. На восстановительном этапе для банков более привлекательны стимулы не в виде более высокой доходности, а в виде меньших рисков.

С этой точки зрения необходимо ускорить разработку нормативной и методологической базы таких традиционных банковских операций, как кредитование под залог прав собственности (ипотечный и потребительский кредит).

Банк России исходит из того, что важный импульс развитию фондового рынка в 2000 году способна придать активизация ипотечного кредитования, включая создание нового сегмента фондового рынка - рынка закладных и облигаций, обеспеченных ипотекой. Программы ипотечного кредитования населения рассматриваются при этом как необходимое условие активизации совокупного спроса в экономике, создания дополнительных импульсов экономического роста. Внедрение ипотеки даст банкам возможность перестройки их активов, обеспечив формирование одновременно низкорисковых и в высшей степени производительных активов.

Одним из важных условий развития рынка является создание нормативной базы для выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг. Банк России участвовал совместно с другими федеральными органами в разработке Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации и в дальнейшем предполагает принимать участие в создании нормативной базы для выпуска и обращения ценных бумаг, оформляющих ипотечное кредитование, включая вопросы регистрации выпусков ипотечных банковских облигаций.

В целях расширения масштабов содействия банковской системы развитию ипотечного жилищного кредитования в ближайшее время целесообразно рекомендовать Сбербанку России активизировать свою деятельность в этом направлении. Благодаря наличию разветвленной филиальной сети, большому опыту работы с населением и сохранению доверия к нему как к надежному банку он мог бы постепенно организовать ипотечное жилищное кредитование по всей стране в качестве одного из основных направлений своей деятельности.

Ввиду отсутствия эффективной системы регулирования рынка ценных бумаг, обеспеченных залогом недвижимости, а также невозможности одномоментного внесения большинством потенциальных заемщиков всего первоначального взноса в ближайшее время наиболее приемлемой схемой организации ипотечного жилищного кредитования может служить контрактная сберегательная модель.

Поскольку кредитные ресурсы не заимствуются на открытом рынке капиталов, а формируются за счет привлечения сбережений потенциальных заемщиков, это позволит выдавать кредиты по значительно более низким, чем в настоящее время, ставкам, что имеет особенно важное значение для развития ипотечного кредитования в России. Использование гибких процентных ставок, привязанных к уровню инфляции, позволит банкам эффективно управлять процентными рисками.

В целях стимулирования контрактной сберегательной модели могут быть разработаны системы государственных субсидий из бюджетных и внебюджетных источников, средства которых будут направляться на формирование целевых сберегательных вкладов для социально незащищенных групп населения и очередников жилья.

Перспективным направлением участия банковской системы в ипотечном бизнесе может являться выделение специализирующихся на ипотечном кредитовании кредитных организаций - ипотечных банков (на базе уже существующих универсальных банков или путем создания новых ипотечных банков).

Одним из условий активизации совокупного спроса в экономике и дополнительным импульсом экономического роста является потребительский кредит. В силу низких доходов большей части населения его развитие возможно только при определенном подъеме уровня доходов населения.

Развитие потребительского кредита является перспективным направлением деятельности банков в настоящее время, когда они вынуждены искать относительно новые сферы применения капитала.

Система оформления потребительского кредита должна быть максимально упрощенной, однако не в ущерб уровню кредитного риска для банка. Снижению риска будет способствовать создание кредитных бюро, специализирующихся в том числе и на кредитных историях индивидуальных заемщиков. Кроме того, необходимо расширить использование населением безналичных расчетов, как это давно практикуется во многих странах мира.

Развитие потребительского кредита потребует не только создания соответствующей инфраструктуры, но и разработки на законодательном уровне специальных норм с целью упорядочения этого вида деятельности.

Предпринимаемые Банком России меры по укреплению доверия участников рынка, по стабилизации рыночной конъюнктуры и расширению инструментария будут способствовать активизации межбанковского кредитного рынка. Определенную роль в этом призваны сыграть междилерские операции РЕПО, предоставляющие участникам рынка механизм обеспеченного межбанковского кредитования. Гарантированное исполнение сделок РЕПО, что отличает их от обычных операций межбанковского кредитования, поможет ввести в рыночный оборот незадействованные рублевые ресурсы тех банков, которые считают чрезмерными риски проведения традиционных межбанковских кредитных операций и не проводят операции с Банком России.

Развитие банковского сектора и банковского надзора в 2000 году

Банковский сектор будет продолжать оставаться важнейшим звеном, через которое Центральный банк Российской Федерации оказывает воздействие на реальную экономику. Именно поэтому основные параметры развития банковской системы будут иметь особое значение при проведении денежной политики, главным образом с точки зрения эффективности денежного трансмиссионного механизма и последующей реакции реального сектора экономики на меры Центрального банка Российской Федерации.

В качестве основных направлений развития банковского сектора Банк России рассматривает обеспечение финансовой устойчивости банковской системы, стимулирование операций банков с реальным сектором экономики и расширение состава услуг, предоставляемых банками.

Обеспечение финансовой устойчивости банковского сектора базируется на проведении реструктуризации банковской системы, укреплении законодательной базы банковской деятельности, а также усилении банковского надзора. Основными задачами, которые предстоит решить в ходе дальнейшей реализации программы реструктуризации, являются выведение с рынка банковских услуг нежизнеспособных банков, проведение реструктуризации отдельных проблемных банков, в первую очередь крупных многофилиальных, продолжение работы по формированию законодательной и нормативной базы для работы с неплатежеспособными банками, развитие инфраструктуры финансового рынка с целью предоставления банкам рыночных инструментов управления ликвидностью.

Рекапитализация кредитных организаций является одним из основных элементов реструктуризации. Оказание государственной поддержки на цели рекапитализации банковской системы будет возможно только в отношении ограниченного числа проблемных кредитных организаций, ликвидация которых принесла бы значительные социальные и экономические издержки.

Приоритетным направлением активных операций банков должны стать различные формы финансирования экономики. Важной предпосылкой развития операций банков с реальным сектором экономики является достаточная капитализация кредитных организаций. В качестве ключевых направлений деятельности кредитных организаций в плане финансирования реального производства могут быть рассмотрены инвестиционные проекты, связанные с развитием передовых технологий, и финансирование экспортоориентированных и импортозамещающих производств.

Перспективным направлением активных операций банков является развитие кредитных операций с розничными клиентами, а именно: кредитование малого и среднего бизнеса, кредитование жилищного строительства (ипотека) и потребительский кредит. Развитие данных направлений будет способствовать повышению платежеспособного спроса населения и обеспечению занятости.

Важный вклад в повышение роли государственной инвестиционной политики в части аккумулирования ресурсов, финансирования и кредитования инвестиционных проектов, в том числе включенных в Бюджет развития, должен внести Российский банк развития.

Активизация операций банковской системы с реальным сектором экономики невозможна без создания устойчивой долгосрочной ресурсной базы. В целях привлечения сбережений населения в хозяйственную деятельность необходимо создание условий для восстановления доверия вкладчиков к банковской системе, что предполагает прежде всего повышение финансовой устойчивости банков и создание системы гарантирования вкладов населения. Банк России считает принципиально важным с этой точки зрения принятие Закона "О гарантировании вкладов граждан в банках", который должен стать законодательной базой для введения системы гарантирования вкладов физических лиц. До запуска в полном объеме системы гарантирования вкладов необходимо создание государством эффективных механизмов минимизации потерь вкладчиков банков, которые будут признаны несостоятельными (банкротами) и у которых отзывается лицензия.

Обеспечение финансовой устойчивости банковского сектора требует укрепления системы пруденциального банковского надзора. Важную роль в этом направлении играет Межведомственный координационный комитет содействия развитию банковского дела в России.

С учетом ключевых принципов эффективного банковского надзора, определенных Базельским комитетом по банковскому надзору, Банк России продолжит работу по внедрению в практику надзорной деятельности общепринятых в мировой банковской практике подходов к регулированию банковских рисков, в том числе на консолидированной основе, по дальнейшему совершенствованию и приближению к международным стандартам учета, бухгалтерской и финансовой отчетности банков, а также по разработке требований по формированию резервов дополнительно под любые потенциальные потери банков. Важный вклад в решение данной задачи должны внести также меры по повышению транспарентности деятельности банков. Актуальной является также разработка методики оценки показателей, свидетельствующих о наличии системных рисков банковской системы. В плане совершенствования регулирования рыночных рисков будут разработаны методики по анализу валютного, процентного, фондового рисков, а также агрегирования всех рисков. Также будет продолжена работа по практическому внедрению методик надзора на консолидированной основе и расширению полномочий Банка России по осуществлению надзора за рисками, принимаемыми на себя кредитными организациями в рамках финансово - промышленных групп.

  • Главная
  • "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2000 ГОД" (утв. ЦБ РФ)